А над нами только море за кормой

А над нами только море за кормой thumbnail

А над нами только море за кормой

Далеко за кормой, за седой пеленой...  Игоря Шамо...

На слова Владимира Карпеко…
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Далеко за кормой,
За седой пеленой
Затерялся в тумане огонь маяка,
Но и в этой дали
Свет родимой земли
Не погаснет в душе моряка.

Где б ни выпало плыть,
Разве можно забыть,
Дорогая земля, дни и ночи твои!
Где хмельною весной
Над тобой, надо мной
Озорные поют соловьи…

Волны грозно шумят,
Мачты глухо скрипят,
Только чудятся звёзды родные вдали.
Через весь океан
Сквозь любой ураган
Возвратятся домой корабли!

1958

Оставить отзыв

Ксенофонтова РђРЅРЅР°       08.10.2014   09:55:40

Я думаю ,что если человек живет в атмосфере содержания песни ,любит,переживает и очень ждет возвращения любимого- он поймет все за эти 20 секунд. Просто это нужно прожить самой и радость встреч и горечь разлук……..СПАСИБО за душевную песню!!!!

А над нами только море за кормой

Юрий Слыжов       12.10.2014   09:30:05

очень рад… ))

спасибо

А над нами только море за кормой

Алефтина Салтымакова       28.01.2013   16:14:17
Отзыв:   положительный

Благодарна вам за теплый уют на вашей страничке, где можно и погрустить, и у костра погреться , за столом посидеть и на берегу моря побывать, и помечтать… я прошлась по вашим страницам и прозведения прослушала.. Мне понравилось то, как и что вы делаете…

А над нами только море за кормой

Юрий Слыжов       28.01.2013   19:02:05

Вы ещё чай не попили, а уже благодарите…
присаживайтесь, и рассказывайте о себе 🙂

А над нами только море за кормой

фаина мухамадеева       23.01.2013   15:15:41
Отзыв:   положительный

Через весь океан
Сквозь любой ураган
Возвратятся домой корабли!

знакомо… знакомо…

сразу после свадьбы Рашит увез меня на Сахалин… нам было по 22 года…
уходили рыбаки наши (не моряки)с рыбацкого поселка, через пролив Лаперуза… на пол года… а мы, совсем молодые жены, ждали радиограммы… и ждали их самих…
они сходили к нам на берег обросшие… пропахшие морем… и… такие бесконечно любимые… родные…
давно это было…
… а помнится… словно это было вчера…

СПАСИБО за песню Юрчик… за все, что она всколыхнула в памяти…

обнимаю

А над нами только море за кормой

А над нами только море за кормой

Юрий Слыжов       23.01.2013   15:50:02

Фааай…
счастливая ты…
а я…
только пою про Это Лаперуза.
” а почта с пересадкою летит с материкаа…”

А над нами только море за кормой

Алла Кузнецова-Дядык       19.01.2013   02:50:39
Отзыв:   положительный

Никогда не слышала эту песню, Юр.
Такая классная! Такая душевная!
А ты славно передал все настроения морских волков, романтиков
и просто настоящих мужчин.
Давно не слышала ничего подобного.
Было неожиданно и здОрово!
Спасибо тебе!

А над нами только море за кормой

Юрий Слыжов       23.01.2013   13:00:32

я всегда радуюсь, когда мне пишут о том, что не слышали какую-то, мною спетую песню.
Для того здесь и существую, чтобы напомнить или познакомить 🙂

с благодарностью, Ал.

А над нами только море за кормой

Кто, если не ты?!       19.01.2013   02:15:57
Отзыв:   положительный

Классно, Юр!
спасибо, что напомнил!
теперь вспоминаю – слышал ли…

с Уважением!

А над нами только море за кормой

Юрий Слыжов       23.01.2013   13:00:51

счастлив, Саш…

А над нами только море за кормой

Елена Сугробова       18.01.2013   12:13:45
Отзыв:   положительный

Действительно восприятие такое: Сидят в кубрике свободные пацаны от вахты.Такой тесный кружок.Один берет гитару и поет,все ему подпевают. Такое было возможно в те далекие времена, когда была искренность в отношениях.

Очень хорошо,что есть разнобойчик в голосах.

А над нами только море за кормой

Юрий Слыжов       23.01.2013   13:02:22

хорошо, что через строку, Лена, или голос, создаются какие-либо, восприятия, если они даже не совсем патриотического направления.
А здееесь… патриотического!!!

спасибо за слово доброе

А над нами только море за кормой

Елена Сугробова       23.01.2013   13:19:46

Вот не хватает такого тесного кружка.Мне тут мысль пришла,что цивилизация убивает фантазию,наивность в людях.

А над нами только море за кормой

Галина Брискер       18.01.2013   10:22:35
Отзыв:   положительный

Как в кают-компании и моряки, свободные от
вахты, вокруг тебя…
Душевно

А над нами только море за кормой

Юрий Слыжов       18.01.2013   11:07:44

Во, Галк!!!
Ты поняла меня, что не хотел стремиться к какому-то мастерству, хотя даже когда где-то стремлюсь, чисто всё равно не выйдет :)))

А над нами только море за кормой

Дуэт-Фиорд       18.01.2013   10:02:33
Отзыв:   положительный

Юр, очень хорошо, что с песнями такими знакомишь. Никогда не слышала. И где ты их достаёшь?))

( один голосёнок, Юр, слегка подоврал…)) Но спел, прямо, как МОРЯК!!!

А над нами только море за кормой

А над нами только море за кормой

Юрий Слыжов       18.01.2013   11:06:24

я ещё немного доработал, когда слез с телефона, но скажу одно, я голоса-то , Валь, не делал :))
это… просто получается немного лезть под раскладку, по опыту. Я в таких песнях, типа “Горит в печи огарочек”, “Тёмная ночь…” и т.п. люблю не чистое сценное пение. Как… в армии или в кругу друзей, а тааам кто на что способен ))
Так что…
навирал всюду, если рассматривать каноны мастерства многоярусного пения!

спасибо!

А над нами только море за кормой

Дуэт-Фиорд       18.01.2013   11:17:04

Понятно!!! Задумка режиссёра – вокруг сидят друзья-моряки и подпевают! Такой вариант интересен! Ты прав, Юр! Песня то задушевная, морская, а там , в море, главное совсем другое качество- чувствовать надёжное просоленное ПЛЕЧО!
С теплом! ( во, как написала… Галку ещё не прочитав.)( честное слово- НЕ СПИСЫВАЛА!)))

А над нами только море за кормой

Королёв Александр       18.01.2013   09:21:53
Отзыв:   положительный

Какая славная песня!!! …. Спасибо Вам, СОАВТОРЫ!!!

А над нами только море за кормой

Юрий Слыжов       18.01.2013   11:02:28

Спасибо Вам…
только можно ли за 20 секунд понять что-то о песне?
соавторов нет уже давно в живых, Саша…

я просто вспомнил их труд душевный

Источник

Морскую болезнь вызывают у меня люди, а не море. Но, боюсь, наука еще не нашла лекарства от этого недуга.

Альберт Эйнштейн

­

Когда долго смотришь на море, начинаешь скучать по людям, а когда долго смотришь на людей – по морю.

Харуки Мураками, “Слушай песню ветра”

­

Только благодаря ветру свободен парусник в открытом море.

Антуан де Сент-Экзюпери, “Военный летчик”

­

— Стоишь на берегу и чувствуешь солёный запах ветра, что веет с моря. И веришь, что свободен ты, и жизнь лишь началась. И губы жжет подруги поцелуй, пропитанный слезой.
— Я не был на море…
— Ладно, не заливай… Ни разу не был на море?
— Не довелось. Не был.
— Уже постучались на небеса, накачались текилой, буквально проводили себя в последний путь. Хм… А ты на море-то не побывал.
— Не успел, не вышло.
— Не знал, что на небесах никуда без этого?
— …
— Пойми, на небесах только и говорят, что о море. Как оно бесконечно прекрасно. О закате, который они видели. О том, как солнце, погружаясь в волны, стало алым, как кровь. И почувствовали, что море впитало энергию светила в себя, и солнце было укрощено, и огонь уже догорал в глубине. А ты? Что ты им скажешь? Ведь ты ни разу не был на море. Там наверху тебя окрестят лохом.
— Что ж теперь поделаешь…

“Достучаться до небес”

­

Женское сердце подобно морю: оно глубоко, бурно и скрывает на дне жемчужины. Буря на море опасна, но она таит в себе нечто возвышенное, вселяющее сладкий трепет. Что всего ужаснее и невыносимее на этом море, это – штиль.

Мориц-Готлиб Сафир

­

Море и небо — два символа бесконечности.

Джузеппе Мадзини

­

Море и любовь не терпят педантов.

Александр Грин, “Алые паруса”

­

Женщина знает лицо любимого мужчины так же хорошо, как моряк знает открытое море.

Оноре де Бальзак

­

— Я не ем рыбу.
— Почему?
— Рыбы писают в море.
— Как и дети.
— Детей я тоже не ем.

“Близость”

­

Жила-была волна и любила утес, где-то в море, скажем, в бухте Капри. Она обдавала его пеной и брызгами, день и ночь целовала его, обвивала своими белыми руками. Она вздыхала, и плакала, и молила: «Приди ко мне, утес!» Она любила его, обдавала пеной и медленно подтачивала. И вот в один прекрасный день, совсем уже подточенный, утес качнулся и рухнул в ее объятия.
И вдруг утеса не стало. Не с кем играть, некого любить, не о ком скорбеть. Утес затонул в волне. Теперь это был лишь каменный обломок на дне морском. Волна же была разочарована, ей казалось, что ее обманули, и вскоре она нашла себе новый утес.

Эрих Мария Ремарк, “Триумфальная арка”

­

— У всех лето, море, солнце, воздух и вода — один я в царстве раскалённого бетона и душного асфальта! Что это за жизнь?!

“Возвращение блудного попугая”

­

— Думаешь, мы действительно будем сидеть на облаке и говорить о море?
— Да, я твёрдо в это верю.

“Достучаться до небес”

­

Я нашел ее — вечность. Это солнце, слившееся с морем.

Артюр Рембо, “Полное затмение”

­

Вы не сможете пересечь море, просто стоя и вглядываясь в воду. Не тратьте время на напрасные желания.

Рабиндранат Тагор

­

Есть такие мгновения в жизни — самые приятные, — ими лучше всего наслаждаться одному: первая секунда, когда входишь босиком в холодное море, когда читаешь некоторые книги, когда утром видишь, что за ночь выпал снег, когда просыпаешься в день рождения… Есть и другие мгновения — их чудо можно ощутить, лишь глядя другому в глаза.

Пенелопа Лайвли, “Чтоб не распалось время”

­

Воображение свободно, как птица. И просторно, как море. Никто его не остановит.

Харуки Мураками, “Страна Чудес без тормозов и Конец Света”

­

Делать добро дуракам — все равно что лить воду в море.

Мигель де Сервантес

­

Вечером гулял по безлюдному берегу моря. Это было не весело и не грустно — это было прекрасно.

Винсент Ван Гог

­

Когда так много позади
всего, в особенности — горя,
поддержки чьей-нибудь не жди,
сядь в поезд, высадись у моря.

Иосиф Бродский

­

Жизнь – это как волны в море. Одна несёт вверх, другая вниз.

Франсуаза Саган, “Немного солнца в холодной воде”

­

Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный поток и не сделаться нечистым.

Фридрих Ницше, “Так говорил Заратустра”

­

Любите друг друга, но не превращайте любовь в цепи. Пусть лучше она будет волнующим морем между берегами ваших душ.

Джебран Халиль Джебран

­

Море и покой. Свобода и музыка. Что ещё нужно человеку?..

“Объяснение в любви”

­

Огонь, женщина и море — три бедствия.

Эзоп

­

Что такое счастье? Это белый песок, это лазурные небеса и соленое море.

Фредерик Бегбедер, “99 франков”

­

Как приятно, когда есть с кем поговорить, кроме самого себя и моря.

Эрнест Хемингуэй, “Старик и море”

­

Я тоже свалился в мечту, как в море.
И меня унесло волной.

Эрик Орсенна, “Долгое безумие”

­

На берегу моря пережевываю свои давние и свежие обиды. И тут же чувствую, до чего смешно заниматься собой, когда перед глазами зрелище такой широты.

Эмиль Мишель Чоран, “Попытки забыться”

­

И раз! — море поднимается, и два! — оно опускается; это так приятно — плевать на всё.

Жан-Поль Сартр, “Дороги свободы”

­

Я смотрю на себя, как на ребенка, который, играя на морском берегу, нашел несколько камешков поглаже и раковин попестрее, чем удавалось другим, в то время как неизмеримый океан истины расстилался перед моим взором неисследованным.

Исаак Ньютон

­

Если умелый огонь разводит — на дне моря загорится, а неумелый возьмется — не загорится и на суше.

Лакская пословица

­

Лодке в гавани безопаснее, чем в море, но она не для этого строилась.

Бодо Шефер

­

Спокойное море не каждому по плечу. Одни воспринимают штиль как внутренний покой, другие – как застой.

Даниэль Глаттауэр, “Все семь волн”

­

Море не знает милосердия. Не знает иной власти, кроме своей собственной.

Герман Мелвилл, “Моби Дик”

­

Чтобы родить искру, надо впитать море света.

Василий Сухомлинский

­

Время, как море, развязывает любые узлы.

Айрис Мердок, “Море, море”

­

Влюбленным и маньякам море по колено, все они одинаковы и со всеми бессмысленно спорить.

Мариам Петросян, “Дом, в котором…”

­

Для поэта жемчужина — слеза моря, для восточных народов — окаменевшая капля росы; для женщин — драгоценный овальной формы камень с перламутровым блеском, который они носят, как украшение; для химика — соединение фосфорокислых солей с углекислым калием, и, наконец, для натуралиста — просто болезненный нарост, представляющий собою шаровидные наплывы перламутра внутри мягкой ткани мантии.

Жюль Верн, “20 000 лье под водой”

­

Быстрая вода до моря не доходит.

Лакская пословица

­

Море не отталкивает от себя ни одной реки.

Томас Фуллер

­

Вид моря производит всегда глубокое впечатление; оно — воплощение того бесконечного, которое непрестанно привлекает мысль и в котором она непрестанно теряется.

Анна-Луиза Жермена де Сталь

­

…и принцесса от злости повесилась на собственной косе, потому что совершенно точно сосчитала, сколько зёрен в мешке, сколько капель в море и сколько звёзды на небе. Так выпьем же за кибернетикэ!

“Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика”

­

Солнце, ветер и море — что может быть лучше! И скромная обитель, куда так приятно вернуться.

Агата Кристи, “Трагедия в трех актах”

­

Если море тебя печалит, ты безнадёжен.

Федерико Гарсиа Лорка

­

Беззащитный человек утопает в море. Хоть улыбка на лице, а какое горе!

“Маленькая Вера”

­

– Эта песня о бедном рыбаке, который поплыл из Неаполя в бурное море. А его бедная девушка ждала на берегу, ждала-ждала, пока не дождалась. Она сбросила с себя последнюю одежду и… тоже бросилась в бурное море. И сея пучина поглотила ея в один момент. В общем, все умерли.

“Формула любви”

­

Море — это вечное движение и любовь, вечная жизнь.

Жюль Верн, “20 000 лье под водой”

­

Человеческое сердце может вместить лишь определенную меру отчаяния. Когда губка насыщена, пусть море спокойно катит над ней свои волны — она не впитывает больше ни капли.

Виктор Гюго, “Собор Парижской Богоматери”

­

Есть зрелище более величественное, чем море, — это небо; есть зрелище более величественное, чем небо, — это глубь человеческой души.

Виктор Гюго, “Отверженные”

­

Когда я сижу у моря и прислушиваюсь к волнам, с плеском разбивающимся о берег, я чувствую себя свободным от всех обязательств, и народы всего мира могут без меня пересматривать свои конституции.

Генри Дэвид Торо

Источник: Quote-Citation.Com

Источник

 Ðàñêèíóëîñü ìîðå øèðîêî,
È âîëíû áóøóþò âäàëè…
Òîâàðèù, ìû åäåì äàë¸êî,
Ïîäàëüøå îò íàøåé çåìëè.

Íå ñëûøíî íà ïàëóáå ïåñåí,
È Êðàñíîå ìîðå øóìèò,
À áåðåã ñóðîâûé è òåñíûé,-
Êàê âñïîìíèøü, òàê ñåðäöå áîëèò.

Òàì ðóññêèå ñïÿò àäìèðàëû
È äðåìëþò ìàòðîñû âîêðóã.
Íà íèõ âûðàñòàþò êîðàëëû,
Íà ïàëüöàõ ðàñêèíóòûõ ðóê.

Êîãäà çàñûïàåò ïðèðîäà,
È ÿðêàÿ ñâåòèò ëóíà,
Ãåðîè ïîãèáøåãî ôëîòà
Âñòàþò, ïðîáóæäàÿñü îò ñíà.

Îíè íà÷èíàþò áåñåäó,
Ñî äíà ðàçãîâîðû ñëûøíû.
Î æèçíè ìàòðîññêîé — íåëåãêîé
Âñþ íî÷ü ãîâîðÿò ìîðÿêè.

Íà áàêå óæ âîñåìü ïðîáèëî –
Òîâàðèùà íàäî ñìåíèòü.
Ïî òðàïó åäâà îí ñïóñòèëñÿ,
Ìåõàíèê êðè÷èò: «Øåâåëèñü!»

«Òîâàðèù, ÿ âàõòû íå â ñèëàõ ñòîÿòü,-
Ñêàçàë êî÷åãàð êî÷åãàðó,-
Îãíè â ìîèõ òîïêàõ ñîâñåì íå ãîðÿò;
 êîòëàõ íå ñäåðæàòü ìíå óæ ïàðó.

Íåò âåòðà ñåãîäíÿ, íåò ìî÷è ñòîÿòü,
Ñîãðåëàñü âîäà, äóøíî, æàðêî.
Òåðìîìåòð ïîäíÿëñÿ àæ íà ñîðîê ïÿòü,
Áåç âîçäóõà âñÿ êî÷åãàðêà.

Ïîéäè, çàÿâè âñåì, ÷òî ÿ çàáîëåë
È âàõòó, íå êîí÷èâ, áðîñàþ.
Âåñü ïîòîì èñòåê, îò æàðû èçíåìîã,
Ðàáîòàòü íåò ñèë, óìèðàþ!»

Òîâàðèù óøåë, îí ëîïàòó ñõâàòèë,
Ñîáðàâøè ïîñëåäíèå ñèëû,
Äâåðü òîïêè ïðèâû÷íûì òîë÷êîì îòâîðèë,
È ïëàìÿ åãî îçàðèëî.

Ëèöî åãî, ïëå÷è, îòêðûòàÿ ãðóäü,
Ïîò ñ íèõ ñòðóèâøèéñÿ ãðàäîì,
Íî åñëè á êòî ìîã â íèõ òóäà çàãëÿíóòü,
Íàçâàë êî÷åãàðêó áû àäîì.

Êîòëû ïàðîâûå çëîâåùå øóìÿò,
Îò ñèëû ïàðîâ ñîäðîãàÿñü,
Êàê òûñÿ÷è çìåé ïàðû æå øèïÿò,
Èç òðóá êîå-ãäå ïðîáèâàÿñü.

À îí, èçâèâàÿñü ïðåä æàðêèì îãíåì,
Ëîïàòîé áðîñàë ëîâêî óãîëü;
Âíèçó áûëî ìðà÷íî: ëó÷ ñîëíöà è äíåì
Íå ìîæåò ïðîíèêíóòü â òîò óãîë.

Îêîí÷èâ êèäàòü, îí íàïèëñÿ âîäû,-
Âîäû îïðåñíåííîé, íå÷èñòîé,-
Ñ ëèöà åãî ïàäàë ïîò, ñàæè ñëåäû.
Óñëûøàë îí ðå÷ü ìàøèíèñòà:

«Òû, âàõòû íå êîí÷èâ, íå ñìååøü áðîñàòü,
Ìåõàíèê òîáîé íåäîâîëåí;
Òû ê äîêòîðó äîëæåí ïîéòè è ñêàçàòü,-
Ëåêàðñòâî îí äàñò, åñëè áîëåí!»

Çà ïîðû îí ñëàáî õâàòàÿ ðóêîé,
Ââåðõ îí ïî òðàïó çàáðàëñÿ:
«Ïîéäó çà ëåêàðñòâîì â ïðèåìíûé ïîêîé,
Ñíåìîã îò æàðû, çàäûõàþñü».

Íà ïàëóáó âûøåë, ñîçíàíüÿ óæ íåò.
 ãëàçàõ ó íåãî âñ¸ ïîìóòèëîñü…
Óâèäåë íà ìèã îñëåïèòåëüíûé ñâåò…
Óïàë… Ñåðäöå áîëüøå íå áèëîñü.

Ê íåìó ïîäáåæàëè ñ õîëîäíîé âîäîé,
Ñòàðàÿñü ïðèâåñòü åãî â ÷óâñòâî,
Íî äîêòîð ñêàçàë, ïîêà÷àâ ãîëîâîé:
«Áåññèëüíî çäåñü íàøå èñêóññòâ

Âíåçàïíî ìåõàíèê âñêðè÷àë — Ïîäëåöû!
Çàäàì ÿ åìó ïðèòâîðÿòüñÿ! —
È, òêíóâøè íîãîþ â áîê ìåðòâåöà,
Âåëåë åìó òîò÷àñ óáðàòüñÿ.

— Íå ñìåéòåñü âû! —ñ óæàñîì äîêòîð âñêðè÷àë,—
Îí ìåðòâûé, ñîâñåì çàñòûâàåò!
Ìåõàíèê ñìóùåííûé òîãäà îòâå÷àë:
— À ÷¸ðò æå èõ äóøó óçíàåò!

ß äóìàë, ÷òî îí ìíå áåññîâåñòíî âðåò,
Îí íå áûë ïîõîæ íà áîëüíîãî…
Êîãäà áû ÿ çíàë, ÷òî îí â ðåéñå óìðåò,
Òî íàíÿë â ïîðòó áû äðóãîãî.

Âñþ íî÷ü â ëàçàðåòå ïîêîéíèê ëåæàë
 ìàòðîññêóþ ðîáó îäåòûé.
 ðóêàõ îí äåøåâóþ ñâå÷êó äåðæàë,
Âîñê òàÿë, æàðîþ ñîãðåòûé…

Ïðîñòèòüñÿ ñ òîâàðèùåì óòðîì ïðèøëè
Ìàòðîñû, äðóçüÿ êî÷åãàðà,
Ïîñëåäíèé ïîäàðîê åìó ïîäíåñëè —
Êîëîñíèê ãîðåëûé è ðæàâûé.

Ê íîãàì ïðèâÿçàëè åìó êîëîñíèê,
Ïðîñòûíêîþ òðóï îáåðíóëè,
Ïðèøåë êîðàáåëüíûé ñâÿùåííèê-ñòàðèê,
È ñëåçû ó ìíîãèõ ñâåðêíóëè.

Áûë òèõ, íåïîäâèæåí â òîò ìèã îêåàí
Êàê çåðêàëî âîäû áëåñòåëè…
ßâèëîñü íà÷àëüñòâî, ïðèøåë êàïèòàí,
È âå÷íóþ ïàìÿòü ïðîïåëè.

Äîñêó ïðèïîäíÿëè äðîæàùåé ðóêîé,
 ñàâàíå òåëî ñêîëüçíóëî,
 ïó÷èíå áåçâåñòíîé, ãëóáîêîé, áîëüøîé
Áëåñòíóâ, è íàâåê óòîíóëî.

È â øóìå ìîðñêîãî ïðèáîÿ çâó÷èò
Ãîòîâüòåñü ê âåëèêîìó áîþ
Çà íàñ — ìîðÿêîâ îòîìñòèòå ñâîèõ
Âðàãàì ïóñòü íå áóäåò ïîêîÿ.

Íàïðàñíî ñòàðóøêà æäåò ñûíà äîìîé,
Åé ñêàæóò — îíà çàðûäàåò.
À âîëíû áåãóò îò âèíòà çà êîðìîé,
È ñëåä èõ âäàëè ïðîïàäàåò
À âîëíû áåãóò îò âèíòà çà êîðìîé,
È ñëåä èõ âäàëè ïðîïàäàåò…

Èñòîðèÿ
Âåðñèÿ 1

Ñîçäàíà íå ïîçäíåå ãðàíè XIX—XX âåêîâ íà îñíîâå ïîïóëÿðíîãî â ãîäû Êðûìñêîé âîéíû 1853-56 ãã. ðîìàíñà «Ïîñëå áèòâû» («Íå ñëûøíî íà ïàëóáå ïåñå텻, ñë. Í. Ùåðáèíû, 1843, ìóç. À. Ãóðèë¸âà, 1852, òàì æå ñì. ïåðâîíà÷àëüíóþ ìåëîäèþ). Ðîìàíñ áûë î÷åíü ïîïóëÿðåí íà ôëîòå. Îñíîâíîé ñþæåò ïåñíè «Ðàñêèíóëîñü ìîðå øèðîêî» — íîâûé, íå ñâÿçàííûé ñ ïåðâîíà÷àëüíûì ðîìàíñîì. Àâòîð îáðàáîòêè òåêñòà — ïîýò-ëþáèòåëü Ã. Ä. Çóáàðåâ. Íàðîäíûå âàðèàíòû êîðî÷å àâòîðñêîãî: ðåàëüíî áûòóþò 12-15 êóïëåòîâ èç ïåðâîíà÷àëüíûõ 21.

Èçûñêàííî-ãðóñòíàÿ ïåðâîíà÷àëüíàÿ ìåëîäèÿ Ãóðèë¸âà â ïåñíå ñòàëà çíà÷èòåëüíî ïðîùå. Âèäèìî, ðîìàíñ, ïîïàâ âî ôëîòñêóþ ñðåäó âî âðåìÿ Êðûìñêîé âîéíû, ïðîäîëæàë èçìåíÿòüñÿ, è ê íà÷àëó 1900-õ èòîãîì ýòèõ èçìåíåíèé ñòàëà ïåñíÿ «Ðàñêèíóëîñü ìîðå øèðîêî».
Âåðñèÿ 2

Íàïèñàíà ïî ðåàëüíîìó ñëó÷àþ, ïîýòîì-ëþáèòåëåì Ô¸äîðîì Ïðåäòå÷à â 1906 ãîäó íà ïàðîõîäå «Òèãð». Íà í¸ì ïëûëè ìàòðîñû ñáåæàâøèå ñ Áðîíåíîñöà «Ïîò¸ìêèí».

Ïîñëå ñìåðòè êî÷åãàðà Âàñèëèÿ Ãîí÷àðåíêî, äðóçüÿ Âàñèëèÿ ïîïðîñèëè Ô¸äîðà íàïèñàòü ïðîùàëüíî-ïîìèíàëüíîå ñòèõîòâîðåíèå. Ïåðâûìè îí íàïèñàë ñòðîêè:

    Âñþ íî÷ü â ëàçàðåòå ïîêîéíèê ëåæàë  êîñòþìå ìàòðîñà îäåòûé  ðóêàõ âîñêîâóþ ñâå÷ó îí äåðæàë Âîñê òàÿë æàðîþ íàãðåòûé Ïðîñòèòüñÿ ñ òîâàðèùåì óòðîì ïðèøëè Ìàòðîñû, äðóçüÿ êî÷åãàðà. Ïîñëåäíèé ïîäàðîê åìó ïîäíåñëè – Êîëîñíèê îáãîðåëûé è ðæàâûé. Ê íîãàì ïðèâÿçàëè åìó êîëîñíèê, È â áåëûé ñàâàí îáåðíóëè; Íà ïàëóáó âûøåë ñâÿùåííèê-ñòàðèê, È ñë¸çû ó ìíîãèõ áëåñíóëè. Áûë ÷èñò, íåïîäâèæåí â òîò ìèã îêåàí, Êàê çåðêàëî âîäû áëåñòåëè, ßâèëîñü íà÷àëüñòâî, ïðèø¸ë êàïèòàí, È «âå÷íóþ ïàìÿòü» ïðîïåëè.

Äàëåå, ïîñëå ïðèáûòèÿ äîìîé, Ïðåäòå÷à îáðàáîòàë ñâîé òåêñò è äîáàâèë îñòàëüíûå êóïëåòû. ×åðåç íåñêîëüêî ëåò î åãî ïåñíå óçíàë Þðèé Ìîðôåññè êîòîðûé â 1912 ãîäó ñäåëàë ãðàììçàïèñü ïåñíè.

Источник