Человек прогуливается по палубе теплохода от носа к корме

Человек прогуливается по палубе теплохода от носа к корме thumbnail

Летом с началом навигации купить билеты будет не только дороже, но и труднее.

До Нового года еще и со скидками. Речники идут на это, потому что за зиму им надо подготовить теплоходы, закупить топливо, оплатить проход шлюзов. Но нам, пассажирам, эта специфика ни к чему. Для нас главное – устроиться на борту получше и заплатить поменьше. К тому же летом с началом навигации купить билеты будет не только дороже, но и труднее. Речные круизы на многих теплоходах уже стали, считай, клубными: соседи, сослуживцы и целые семьи сговариваются, выбирая маршруты, из года в год.

Это вообще один из самых потрясающих видов отдыха.

Ходим мы с женой лет этак шесть-семь на разных теплоходах. И по разным маршрутам из Москвы – и до Питера (две недели в пути туда и обратно), и на юг по Волге до Чебоксар (тоже 14 дней), и по малому кругу – до Углича и быстренько домой (пара-тройка дней).

Последним пока стал 4-палубник «Михаил Булгаков». Утром, когда мы собирались, я пошутил.

– Вот, Валентино, – говорю жене, – приходим на причал, а там у трапа стоит огромный кот Бегемот и всем говорит: «С людьми нельзя!!!»

Приезжаем на третий причал, к «Булгакову», а там – огромный черный кот! Правда, ни кого не гоняет, а просто танцует. Анимация такая.

Мы упали. Аж чемоданы уронили.

Подумайте, какой брать гардеробчик

Поверьте, это дельный совет, и он вовсе не касается теплоходной моды (а на борту как минимум будет капитанский ужин, на который принято одеваться в некий вечерний костюм).

Дело в другом. Во-первых, на теплоходах нет лифтов. И по довольно узким крутым трапам на свою палубу придется чемодан тащить в руках.

Правда, сейчас уже как-то на большинстве рейсов в хороших речных компаниях персонал выучен так, что матросы могут встречать вас не просто у трапа, ведущего на борт, а прямо у пунктов проверки багажа.

Не знаю, как в других городах (скажем, в Нижнем Новгороде или в Питере я этого не видел), но в Северном речном порту Москвы, откуда уходят в круизы по Волге, в Питер, на Валаам, все подходы к теплоходам огорожены и пройти можно только через рамки, как в аэропортах. А багаж придется прогонять через интроскоп, просвечивать.

Ну что, отходим?

Пункты эти сделаны в огромных передвижных контейнерах, так что и здесь придется иметь дело с лестницами.

Ну а что касается содержимого чемоданов, то маникюрные наборы, ножницы и даже ножики (советую взять, где-то пригодится рыбку порезать, где-то фрукты, купленные во время стоянок) не отнимут, как в аэропорту, даже если он будут у вас в ручной клади.

И довесок – о содержимом чемоданов: дело ваше, но что точно надо брать в круиз даже в самую жару – это что-то на голову, плотную демисезонную куртку (поймете, когда рано на рассвете или попозже вечерком даже жарким летом решите прогуляться по палубе), удобную обувь. Не фасоньте, целее будете.

Еще бросьте в чемодан шампунь (как правило, на борту есть только мыло) и фен (на некоторых теплоходах его можно спросить и на ресепшен, но лучше все-таки свой).

Паспорта не забудьте, ведь теплоход – это, по сути, плавучий отель, так что в нем и регистрация по паспортам, которые на ресепшен сверят с путевкой.

Да! И еще: утюг не берите! Нечего лишнюю тяжесть таскать. Тут есть гладильные комнаты.

Ключ от каюты, где туристы лежат…

На стандартном 4-палубнике комфорт обычно таков. Каюты похожи на купе поезда, только больше раза в два-три. И с прихожей. Люксы и полулюксы – это уже небольшая двухкомнатная квартира. Но есть и одноместные и четырехместные каюты.

На том же «Булгакове» был еще прикол: у каюты на верхней жилой палубе были свои «балконы» – то есть для каждой был отгорожен кусок палубы, сделан туда выход из каюты, поставлен столик и пара кресел. Сиди, загорай, пиво пей – никто не обломает кайф.

Только люкс можно и не брать, потому что даже и в обычной двухместной каюте 4-палубника все хорошо: два дивана-кровати, стол, холодильник, кондиционер, телевизор, шкафы для одежды, душ, умывальник и туалет. Розетка (гаджеты подзарядить, а в душевой – для электробритвы). Плыви не хочу.

И мы обычно берем себе такую двухместку без претензий. И лучше – в середине теплохода или поближе к носу.

Тут есть тонкость: вечером на корме на верхней палубе устраивают дискотеки. Так что чем дальше, тем тише.

Сколько палуб в самый раз?

Мы ходили несколько лет на разных теплоходах, так сказать, с разным количеством палуб.

Но если 4-палубник – это всегда отлично, просторно, ухоженно, два ресторана, пара баров, спортзальчик или фитнес-уголок с тренажерами, на некоторых даже бассейн, сауна (по записи), но как повезет. Надо обязательно, выбрав в интернете рейс, там же посмотреть и что именно есть на борту вашего 3-палубника.

А однажды мы с отчаяния (жутко хотелось вырваться из Москвы хоть на три дня) схватили последние билеты вообще на 2-палубник «Габдулла Тукай» (бывший «Чулым», как нам сказали). Это было впечатляюще: душ в коридоре один практически на все каюты нашей палубы. Впрочем, это было несколько лет назад. И теперь многие эти 2-палубники и 3-палубники привели в божий вид, отреставрировали и отдраили.

Кстати, именно таким отделанным заново старичком был и сгоревший ныне «Сергей Абрамов» из кинохита «День выборов». Пальмы на корме, джакузи, в котором отмокали с похмелья герои, бар красного дерева и прочие причиндалы – все было не киношное, а настоящее. Так что теперь практически любой теплоход вполне себе пароход с комфортом. Бояться не надо. Надо выбирать.

Знаменитое джакузи на палубе теплохода «Сергей Абрамов» навечно осталось в легендарном сериале «День выборов». Фото: Кадр из фильма

Готовим кошелек

У каждого теплохода – своя фишка. На «Радищеве» – огромный бронзовый портрет автора знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву». А на «Михаиле Булгакове» все коридоры в литографиях питерских художников-митьков. Они тут бывают регулярно, им устраивали, как говорят, хорошие рейсы в обмен на то, что они оформят теплоход. Они даже вели мастер-классы и рисовали портреты. Мечта!

Почему, столько лет путешествуя другой компанией – нижегородским «Водоходом», где тоже отличные 4-палубники, роскошные, с отменно выученной командой (этакие отели звезды на 4), мы выбрали на сей раз именно мостурфлотовский теплоход?

А при равном комфорте, таком же сервисе и равном маршруте (почти две недели до Плеса и обратно, с остановками в Угличе, Ярославле, Костроме, Мышкине) двухместная каюта обошлась нам примерно в полтора раза дешевле.

Вообще на 4-палубнике обычная двухместная каюта на пару недель стоит на двоих в разных компаниях от 70 до 100 тысяч. На 3- и 2-палубниках дешевле, конечно.

Более точных цифр привести не могу, потому что все зависит от продолжительности маршрута, от сезона (например, в Питер в белые ночи дороже будет), выбора каюты.

Много это или мало?

Приемлемо. Если учесть трехразовое ресторанное питание, а также то, что на каждой стоянке будут уже включенные в эту стоимость экскурсии, а на каких-то теплоходах еще и бесплатный Wi-Fi.

Бары и кафе, естественно, надо считать отдельно. И здесь есть небольшая ловушка: даже на хороших теплоходах не всегда в барах принимаются банковские карты. Так что наличные надо припасти. И помельче.

Кроме того, как правило, и за сауну, и в киоске сувениров, бижутерии и ювелирки тоже могут попросить расплатиться налом. Что называется, «на каюту» ничего записать нельзя.

Хотя вот приятно удивил тот же «Булгаков»: нам вдруг при посадке выдали личные пластиковые карточки, которыми можно было расплачиваться везде, кроме киоска сувениров. А потом, при возвращении в Москву, мы просто оплатили весь накопившийся счет на ресепшен. Как в обычной гостинице.

И еще одна подсказка. За окнами сентябрь, и навигация скоро закончится (в Москве раньше, на Волге к югу – позже). Но именно в конце сентября многие компании начинают продажу билетов на будущий сезон. И тут есть тонкость: если успеете купить их до Нового года, выйдет хорошая скидка, процентов до десяти.

Уф, кажется все перед тем, как отчалить…

Ну что, отходим?

О том, правда ли, что на борту абсолютно нечего делать и все помирают со скуки, на следующих страничках записок.

Продолжение следует.

Источник

Разберём “Седов” “по косточкам”: от трюма до каюты капитана. При взгляде на парусник со стороны может показаться, что у него имеются две наружние палубы: верхняя и нижняя. В целом это верно, только нижняя палуба это “Верхняя”, а верхняя называется “палуба бака” – на носу или “палуба юта” – оставшаяся часть. В предыдущем посте про Историю вы видели как и когда изменялась палуба юта, равно как там была показана и эволюция внутренних помещений барка. Кроме этих двух палуб, на паруснике есть ещё три – “нижняя палуба”, “платформа” и “трюм”. Сразу скажем, что жилыми являются только Верхняя и Нижняя палубы (и отчасти палуба юта на которой находится каюта капитана), а остальные палубы заняты общественными и хозяйственными помещениями.

Впрочем, путешествовать по судну прогуливаясь по палубам невозможно. От носа до кормы можно пройти только по верхней палубе. Глубже, судно разделено перегородками на 7 отсеков. Поэтому удобней смотреть помещения сверху-вниз. И именно так мы и поступим в этом обзоре. Представленные далее некоторые схемы можно при клике скачать в полный размер и на досуге досконально изучить.

Краткие факты. “Седов” самый старый и самый большой среди учебных парусных судов. В абсолютном же зачёте это второй по размеру действующий парусник (после барка-реплики «Royal Clipper» 1999 года постройки). Длина с бушпритом 117,5 метров, а без него 97,9 м Ширина 14,66 метров, осадка 7,5 метров (с грузом). Водоизмещение 7320 тонн. Другие данные см. так же в ч.2 История, там на исторических немецких документах они есть.

Генеральный план судна. Сразу приношу извинение за качество этой и некоторых последующих схем, но они такие большие и покрыты бликующим поликарбонатом, так что пришлось снимать фрагментами и потом сводить в фотошопе.При клике откроется полноразмерное изображение.

Корпус корабля стальной, клёпанный.

И сразу же ещё одна схема танков (цистерн). Как видно их много и по типу хранившейся в них жидкости можно различить:

  1. Питьевая вода: 6 цистерн общей ёмкостью 318,6 м3 (318 600 литров)
  2. Мытьевая (для хознужд) вода: 10 цистерн 574,6 м3
  3. Топливные цистерны: 6 танков 259,4 м3
  4. Замазученная вода 2 цистерны 89,1 м3
  5. Балласт: 13 цистерн 1337 м3
  6. Фекалии 4 цистерны 45 м3
  7. Цистерна с маслом 13 м3
  8. Котловая вода 9,6 м3

–А— Нос судна.
1.

Палуба бака. Как можно догадаться основное предназначение палубы – это устройства для швартовки – кнехты и оборудование для якоря. Кроме того, здесь располагается пост впередисмотрящего с колоколом (см.ч.6)
Про якоря скажем отдельно. Видно, что у Седова два якоря расположены снаружи бортов. Это классические адмиралтейского типа якоря, каждый массой по 3,5 тонны. Перемещение якоря, а так же подъём его в походное положение, осуществляется краном расположенным здесь же – красная его стрела расположена чуть левее мачты на фото
2.

Но, при походе через океаны, где волны имеют большую длину и силу и могут выбить якорь (тем более он расположен лапами против хода), якорь перетаскивают на палубу и располагают на подпорках – черная такая трапеция между кнехтом и верёвкой.  Правее, непосредственно у борта расположен спусковой механизм – если снять стопоры то якорь начнёт падать разматывая цепь. Это допустимо только при глубинах не более 40 метров. При большей глубине сила инерции будет такой что сможет разрушить лебёдку, поэтому якорь аккуратно опускают с помощью лебедки. Максимальная глубина до 80 метров – треть общей длины цельнолитой якорной цепи в 250 метров каждая.
3.

4.

Прямо под палубой бака и расположена якорная лебедка – брашпиль. Она на “Седове” электрическая.
5.

Кроме брашпиля здесь располагаются туалеты, которыми преимущественно пользуются курсанты (практиканты), кладовки, мусорки.
6.

Место основания бушприта.
7.

Здесь же прямо у спуска с палубы бака находится двойной спуск на нижнюю палубу, где находятся два больших кубрика курсантов (см. ч.8), умывальня, гардеробные для спецодежды, кладовки, а в самом носу цепной ящик.

Ещё ниже производственные помещения: шкиперская, плотницкая, парусная мастерская (см. ч.4), вещевая кладовая, тросовая кладовая.

А ещё ниже танки преимущественно с питьевой водой.

–B–
Теперь перейдём дальше к первой мачте – фок-мачте. Здесь на верхней палубе находятся две надстройки. Дальнюю от нас (ближе к носу) почти всю занимает медицинская служба.(см.ч.4)
8.

А вторую надстройку (на этом фото она справа) почти всю занимает учебно-штурманский класс. В Интернете можно найти сведения, что раньше на крыше этой рубки находился учебный ходовой мостик для курсантов. Возможно, но сейчас там просто складируют нужные вещи. Кроме этого здесь расположен небольшой сувенирный магазин (коричневая дверь) и два входа на трап ведущий на нижние палубы. Спустимся.
(слева на верху капитан “Седова” Виктор Юрьевич Николин и боцман фок-мачты Николай Митрофанович Лущенко).
9.

На Нижней палубе, по бортам расположены 16 кают экипажа среднего и низшего звена: механиков, электриков, мотористов, матросов и т.п. Здесь же каюта пекаря и рядомс ней  хлебопекарня и кладовая муки (см. ч. 5). По центру туалет, кладовая спецодежды, комната отдыха, гладильня. И сауна с минибассейном.
10.

Это не плитку так криво положили, это “Седов” в этот день шёл с таким креном на правый борт. Помимо бассейна, есть раздевальня и душевая.
11.

ну и сама парилка – электрокаменка с открытыми камнями, впрочем большая часть корпуса обложена кирпичом, “фонить” должно по-меньше.
12.

Спускаемся ещё ниже на “Платформу. Здесь по правому борту два учебных класса (см. ч. 8), по левому –  “качалка” тренажёрный зал (см. ч. 8) и Ленинская комната (см. ч. 1). Ещё несколько кладовок, цистерна с хозводой. А так же библиотека (сорри за качество) с 4 стеллажами. Книгами пользуются, но в основном учебными.
13.

—C—
На палубе юта, в центральной части корабля, расположена Штурманская рубка с ходовым мостиком.
14.

15.

 Вид с ходового мостика вперёд.
16.

17.

Это сложное по форме сооружение – мы обсудим его в ч. 6 вместе с основным постом управления рулём, расположенным на приподнятой банкетке прямо перед Мостиком

В Штурманской рубке находится собственно штурманская рубка и каюта капитана состоящая из кабинета, спальни и санузла.
18.

Спустимся на нижнюю  палубу. Сделать это можно прямо из этой рубки (дверь каюты капитана находится прямо перед этой лестницей, а так же у входа в штурманскую рубку), либо с “улицы” – два входа находятся справа и слева от руля.
19.

Нижняя палуба. Здесь по бортам расположены основные жилые каюты экипажа. Каюты у всех в целом стандартные: кровать, столик с ТВ умывальник. У старпома, стармеха и старшего боцмана каюты двойные – со спальней и санузлом. Так же по бортам ближе к носу расположены две столовые. По правому борту для высшего состава
20.

21.

и строго напротив, по левому борту для всех остальных. Помещение точно такое же, только отделка чуть проще и стол не один общий, а раздельные установлены поперёк.

По середине, между этими столовыми находятся помещения камбуза (см. ч. 5). Из камбуза можно также спустится на Платформу где находятся продовольственные кладовые. Далее просторное помещение занимает резервный генератор (см.ч. 4), зарядная станция и самая большая каюта “Флагманская”. Кто такой “Флагман”, если верить английскому написанию этого помещения “Shipowner” (судовладелец) то это каюта ректора Мурманского техуниверситета С.А.Агаркова. Но, вообще, скорее всего, это просто ВИП-каюта и по-этому предлагаю её называть Путинской комнатой (по примеру Ленинской) Putin`s room.
Непрерывная верхняя палуба позволяет двигаться дальше к корме, но чтобы не нарушать логику повествования не будем этого делать, а спустимся вниз на Нижнюю палубу.
22.

И сразу попадём в Столовую курсантов и инопрактикантов (см. ч. 5) с посудомойкой и раздаточной. А рядом, как я уже писал каюты инопрактикантов и их душевая (см.ч.1)

И ещё ниже попадём на пяточёк где располагаются три туалета, вход в музей и актовый зал. Музей подробно описывали в ч.2, где так же говорили, что смежным с ним помещением является “Капитанский салон”. Это роскошное помещение, очень тёплое по атмосфере, ретроградское такое. Замечательно.
23.

Роза ветров на наборном паркете обозначает геометрический центр судна.
24.

Здесь расположена барная стойка, сувениры, награды, подарки, которые не вошли в музей. В общем это помещение не используется, а жаль. По-мне так кают-компанию для инопрактикантов стоит делать именно здесь, а не в Ленинской комнате (по-крайней мере с тем уровнем ремонта, который она сейчас имеет), ведь это престиж и лицо страны. Но, об этом поговорим ещё много позднее.
25.

А с актовым залом случился “эпикфейл” – я много раз там бывал, но оказывается отдельно его не сфотографировал. Вот только фотокарточка с небольшого курсантского капустника.
26.

И тут же расположен люк в Трюм. По П-образному коридору можно пройтись вдоль цистерн. Слева цистерны с замазученной водой, справа с хозводой.
27.

Слева балластные цистерны, справа с хозводой.
28.

Раз уж мы снова вспомнили про цистерны, то их заливочные отверстия можно обнаружить на палубе.
29.

В сером коробе идут тяги (троссы) от руля к румпельному отделению.
30.

—D— Корма
На палубе юта за штурманской надстройкой расположена надстройка в которой расположены несколько помещений. Основные это Рубка дежурного по судну – отсюда по радиотрансляционной сети идут приглашения на приём пищи, зарядку, занятия и прочее; Радиорубка – отсюда можно послать телеграмму; небольшая аккумуляторная, по сути кладовка.
31.

Так же здесь с 2014 года расположена православная часовня освященная в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» и означает сие “Путеводительница”
32.

Заведует ей вот этот человек (к сожалению так и не запомнил как его зовут)
33.

Далее на палубе юта расположены смотровые окна машинного отделения и румпельного помещения.
34.

Спустимся ниже на верхнюю палубу. Здесь как мы уже говорили по бортам продолжают тянутся каюты экипажа. И ещё здесь очень жарко потому что расположена вентеляционная с бойлерной расположенной ниже. Дальше, то есть ближе к корме, по левому борту гладильная и сушильная комнаты, а по правому борту туалеты и умывальня. На самой корме – румпельная (см. ч.6).

Ещё на один уровень вниз – на нижню палубу.  Здесь большую площадь занимает несколько кубриков практикантов (см.ч.8), туалеты, умывальник для них. Чуть дальше жаркое котельное и машиное отделения с генераторной (см.ч. 4), котрые занимают два уровня т.е. и Платформу тоже. Самый кормовой отсек называется ахтерпик.

На Платформе и трюме расположены топливные, балластные и другие цистерны – см. схему много выше.
35.

На этом, пожалуй всё. Остаётся ещё, конечно, всё что находится над палубой: паруса, мачты, реи и прочий такелаж. Но, это мы рассмотрим позже

Продолжение следует, не переключайтесь!

0. Анонс: Путешествие на паруснике “Седов” – содержание
1. Как попасть на барк “Cедов”, кто такие инопрактиканты, или trainees?
2. История Седова и “Седова”.
3. Как устроен “Седов” – план судна от трюма до каюты капитана.
4. Мотор, паруса и медицинская служба барка “Седов”.
5. Как кормят на “Седове” – общепит на борту.
6. Управление барком “Седов” – кто и как рулит.
7. Парусный аврал на барке “Седов”.
8. Курсантская жизнь на паруснике “Седов”.
9. Критические заметки о барке “Седов” с красивыми картинками.
193 портрета курсантов и членов экипажа в фотоальбоме в группе “Седова “ВКонтакте” – vk.com/sedov092015

Источник