Что такое корм и кормление в руси
Анонимный вопрос
11 ноября 2018 · 20,1 K
Кормление – способ содержания должностных лиц за счет местного населения на Руси до середины XVI в. Князь посылал в города и волости наместников и других служилых людей. Население было обязано содержать их (“кормить”) в течение всего периода службы. По земской реформе 1555-1556 гг. кормление было ликвидировано, а сборы на содержание кормленщиков правительство превратило в особый налог в пользу казны.
Кормление – способ содержания должностных лиц за счет местного населения. Сохранался на Руси до середины XVI в. Но после введения земской реформы в 1555-1556 гг. кормление было ликвидировано.
“Кормление – жалование, содержание от казны и самые места,
должности вне столицы; поместье, волость или город, и посылка чиновников на управление ими.” (Словарь В. Даля)
Окормить, обкормить
1. Вредить кормом, отравить.
2. Перекормить
3. Направлять и беречь (церковное) – от “кормчий”. Читать далее
Кормление – это содержание должностных лиц за счет местного населения. Т.е. князь посылал в города своих чиновников и других служилых людей. Простые люди должны содержать их – “кормить” в течение всего периода службы.
Как видите, ничего не изменилось и до сих пор, только смысл слова поменялся.
Чем крестьяне, дворяне, да и просто люди подтирались в средневековой России?
Писатель, автор романов “Почтовый ящик”, “Обналичка и другие операции”
У Франсуа Рабле есть исследование, что лучше применять. Помнится, он рекомендовал маленького гусенка для этой цели. Правда, он писал о Франции, а не о России. Но проблема всемирная, а время то самое, Средневековье.
Каким было летоисчисление на Руси до Петра 1?
Историк по образованию, журналист. Интересуюсь почти всем на свете. Люблю все…
До Петра I летоисчисление на Руси вели не от рождества христова, а от сотворения мира. Эта система, как и христианство, пришла в Россию из Византии, почему ее еще называют византийским летоисчислением.
Православные теологи, основываясь на Септуагинте (перевод Библии), высчитали, что сотворение мира состоялось 1 марта 5508 г. до н. э. (мартовский стиль). Позже создание мира перенесли на субботу 1 сентября 5509 г. до н. э. (сентябрьский стиль)
Правда, это была не единственная система летоисчисления, которую практиковали на Руси. В летописях встречаются и другие варианты:
александрийская — 29 августа 5493 до н. э.
антиохийская эра — 1 сентября 5500
старовизантийская эра — 5504 до н. э.
Девятеричная эра — 5509 год до н. э.
Десятеричная эра — 5510 до н. э.
Одиннадцатиричная эра — 5511 год до н. э.
Последним днем по византийскому летосчислению было 31 декабря 7208 года. А следующий день уже стал считаться по указу Петра I по новому летосчислению от «рождества Христова» — 1 января 1700 года.
Прочитать ещё 7 ответов
Почему в Российской Империи, на Руси, в СССР, в России власть всегда относилась к русскому народу как тяговому скоту?
На этой территории власть одинаково “по скотски” всегда относилась ко всем народам ( и к русскому, и к другим окраинным, и даже к проживающим в других государствах). Национальность здесь не имеет ни какого значения. Подобное отношение, вероятнее всего, вызвано тем, что к власти на этой территории часто приходят абсолютно девиантные, аморальные субъекты; а население ментально не приучено ни выбирать нормальных порядочных людей, ни спрашивать с выбранных за результаты их деятельности. Современная рфия является наглядным примером выше написанного. Например: результаты деятельности таких “организаций” как Роснефть, Роскосмос, Газпром из года в год являются не рентабельными для бюджета. И тем не менее “руководство” этих “организаций” из года в год увеличивает свои денежные доходы. И ни кто с них не спрашивает; а их убытки покрываются за счёт денег налогоплательщиков. До тех пор пока население рфии не поймёт, что выбирать себе руководство нужно “не сердцем, а умом”; пока не будут требовать ежегодно от “слуг народа” конкретных отчётов о их деятельности, а не словоблудия и демагогии про “патриотизм”; пока за “допущенные просчёты” “эффективные менеджеры” не будут отвечать собственным имуществом и здоровьем – всё на этой территории будет криво и не правильно.
Прочитать ещё 2 ответа
Почему русские люди унижают и высмеивают донских казаков, например, называют их “сословие” или “ряженые”?
Правильно сказано, казаков в народе называют ряжеными клоунами.
И не только донских, а всех остальных тоже. Потому что не нужно корчить из себя чванливых петухов, разряженных в пёструю воинскую форму, быть самозванцами, присвоившими офицерские звания всяких там хорунжиев и есаулов, обвешиваясь до пупа блестящими побрякушками. Не нужно демонстрировать по любому поводу истовое православие, одновременно матерясь и жрать водяру без меры.
Всё это выглядит неестественно и убого; люди прекрасно понимают, что времена сословного казачества канули в лету. Сегодня нет никаких предпосылок, для возрождения нового социального слоя. Зато есть желание властей навербовать в ряды своих защитников малосознательных граждан, чтобы те исполняли роль добровольных фашистких молодчиков. И байка про удалых казаков из прошлого непрерывно муссируется, как раз, с этой целью. Тем, кто забыл историческое прошлое, напомню: казачество было самой реакционной силой в Российской империи; на разгон рабочих демонстраций и крестьянских протестов правительство чаще всего использовало казачьи части. А сейчас для этой цели используются боевики Росгвардии и полицейские спецподразделения.
Надо быть адекватным взрослым человеком, прекратить играть в войнушки, если не хочешь чтобы над тобой потешались и считали за юродивого.
Прочитать ещё 1 ответ
Какая система управления государством существовала на Руси в ХI веке?
Люблю футбол, читать,играть на PC и PS4 и многое другое)
Система управления государством на Руси в 11 веке, осуществлялась Великим князем, который не только следил за порядком внутри страны, представляя закон и защищая права собственности общества того времени, но и руководил державой с помощью своих помощников бояр – посадников и членов старшей дружины, при этом, самолично занимался обороной пограничных рубежей Руси, и мог участвовать в различных военных походах.
Прочитать ещё 4 ответа
Источник
Государственное устройство Древней Руси имело в своем подчинении особый институт, который строился на системе местного самоуправления. Эта структура создавалась аналогично западноевропейской fief-office – административной, назначаемой должности в провинции. Назначения «на места» происходили «сверху», по особому распоряжению царя или князя. Кормление на Руси – это аналог fief-office, при котором вместо денег государство предоставляло иные формы вознаграждения за службу.
Местные власти
В удельные времена русское государство организовывало органы местного самоуправления под руководством волостелей и различных наместников, присылаемых из столицы по специальному указу. Оплата их труда осуществлялась на местах, хотя указание о сумме вознаграждения выдавалось обычно в царских палатах. Система кормления в Древней Руси подразумевала, что такие временные представители царской власти будут содержаться за счет местных властей. Наряду с денежным довольствием им выдавали продукты, лошадей, слуг и средства на их содержание. Кормление в Древней Руси это в первую очередь реальная возможность человеку, состоящему на государственной службе, содержать себя и свою семью, используя лишь свои служебные полномочия и права, предоставленные княжеской, а позднее – и царской властью
.
Становление наместничества
Постоянное присутствие наместников в уездных городах поначалу не требовалось, но иногда содержание было настолько внушительным, что постепенно наместники указывали свое пребывание на месте службы как постоянное. Соответственно, возрастал и их срок на службе у князя – а значит, увеличивалось и кормление. В Древней Руси это занятие находили привлекательным не только представители местного населения, но и иностранцы. Представители младших родов известных европейских фамилий вовсе не чурались быть наместниками на Руси – это занятие позволяло вернуться на Родину вполне обеспеченным человеком.
Русь Московская
Во времена Московии система местного самоуправления по-прежнему держалась на наместничестве. По-прежнему наместники и волостители распоряжались на местах, вершили суд и собирали налоги. Кормлением в Московской Руси называли содержание таких приезжих служивых. Место службы наместника обычно располагалось в центре уезда. Здесь он чинил суд и управу по всем административным делам в пределах города и околицы, а также вершил суд по делам уголовным в пределах небольших уездов, которыми было так богато Русское государство. В уездных границах в компетенции наместника были военные силы, арсенал и стратегически важные объекты – мосты, дамбы и прочее.
Наместники
В наместники обычно выбирались представители известных фамилий, нередко эта должность переходила от отца к сыну. Например, известный род Протасьевых наместничествовал в Мещерском крае почти два столетия – с начала 15 до конца 16 веков. Эта знатная фамилия, наряду с именами других наместников, известна в России в череде видных государственных деятелей и соратников царя. Все эти почетные звания были бы невозможными без крепкого материального тыла, большую часть которого составляли богатые подношения местных властей. Таким образом, кормлением на Руси называли вполне приличную должность с неисчерпаемыми источниками доходов, которая могла гарантировать безбедную жизнь нескольким поколениям.
Волостители
Волостители держали суд и управу независимо от наместника, в их подчинении были отдельные уезды, но перечень подведомственных им дел отличался. Обычно они разбирали мелкие правонарушения, хозяйственные споры, рассматривали административные проступки. В отличие от наместников, волостителями становились представители неименитого боярства или обедневших дворян. В начале своей карьеры биографии волостителей пестрят должностями тиунов, дьяков, писарей, городовых приказчиков. То есть их социальный уровень был на порядок ниже, чем у наместников. Тем не менее кормление в Древней Руси не только помогало им справиться с проблемой проживания, но и позволяло неплохо обогатиться за счет местных властей.
Обычно работа в местном самоуправлении рассматривалась как должность, позволяющая иметь неплохой доход. Кормление на Руси – это источник неправедного обогащения многих дворян, которые не сильно рвались исполнять свои непосредственные обязанности. Вместо себя они направляли на места своих слуг – тиунов и доводчиков. На них также распространялось кормление. На Руси это занятие было настолько привлекательным, что за должность тиуна давались нешуточные взятки. Тиуны имели право вершить правосудие и разбирать дела от имени наместника, по сути они напрямую выполняли его обязанности и имели с этого неплохой куш.
Доходы от кормления
Перечень доходов от кормления состоял из нескольких частей. Некоторая доля кормления собиралась на местах деньгами, но в основном кормление на Руси – это поборы натуральными продуктами. Собиралось кормление два-три раза в год, на большие церковные праздники – Пасха, Петров день, Рождество. Было также известно въезжее кормление – им обычно встречали нового наместника в уезде. Сбор осуществлялся специально назначенными людьми, которые обычно выбирались из местных. Им назначались должности сотских и старост. Обычно эти чиновники, кроме сбора кормления, собирали налоги на местах, а также принуждали местное население к выполнению различных повинностей.
Упразднение кормления
В начале своего развития Русское государство состояло из небольших княжеств, размеры которых были невелики, а судебно-административная деятельность местных властей была вся на виду. Еще сильны были старинные законы и обычаи, а простые люди всегда могли пожаловаться князю на самоуправство его холопов или же сменить место проживания, съехав от нерадивого правителя в другое княжество. Но когда собирание земель вокруг Москвы было практически завершено и сильна стала централизация власти, простым людям пришлось несладко. Именно тогда возникла пословица: “К Богу высоко, а к царю далеко”. Система наместничества практически перестала выполнять свои обязанности, которые ее представители должны были выполнять за кормление. На Руси это понятие быстро стало синонимов взяток и вымогательств. Масштабы коррупции приняли такие размеры, что центральная власть серьезно задумалась о реформе местного самоуправления.
Организация местного самоуправления стала возможной благодаря реформе Ивана Грозного. Одним из основных ее этапов стала передача большего числа полномочий органам воеводского управления. Постепенно волостители и наместники исчезли, а вместе с ними перестала функционировать и система кормления.
Источник
Начало XXI века – время активного становления новой российской государственности, институтов государственного управления и местного самоуправления. Трансформация унитарного тоталитарного государства с жестко централизованным управлением в демократическую систему обусловила глубокий кризис российской государственности. Проблема совершенствования и укрепления государственности, форм, содержания государственного управления и местного самоуправления стала одной из важнейших в общественной жизни России. Поэтому обращение к изучению отечественного опыта государственного управления закономерно и необходимо.
История государственного управления — молодая, актуальная и перспективная отрасль научных знаний. Наибольший научный интерес у исследователей новейшего времени вызывают проблемы государственной власти и реформ в России, преодоления вульгарно-классового подхода к оценке деятельности монархов-реформаторов, объективного анализа деятельности консерваторов — А.А. Аракчеева, П.А. Валуева, К.П. Победоносцева и др., модернизации местного управления и самоуправления [1, с.53].
В представленной статье предпринята попытка проследить эволюцию института кормлений как основы местного управления в средневековой России.
Появление кормлений как важного государственного института Киевской Руси можно отнести ко времени правления князя Игоря (912-945 гг.), который посадил в древлянскую землю своего «мужа» Свенельда.
В древнерусском государстве при первых Рюриковичах местное управление находилось в руках местных князей и их администраторов. С усилением власти киевских князей они заменялись назначаемыми из центра должностными лицами — посадниками. Взять посадника у князя нередко означало добровольное покорение ему.
Ресурсы для своего существования агенты местной администрации получали через систему кормлений. Кормление — это порядок управления, при котором облеченные властью администраторы получали вознаграждение за свои действия от управляемого населения [2, с. 45]. В состав кормов входили: во-первых, периодические уплаты, которые все население вносило в определенные сроки местной администрации. Как правило это были большие религиозные праздники — Рождество, Пасха, Петров день; во-вторых, пошлины, то есть специальные оплаты каждого отдельного правительственного акта (например, судебные, торговые).
Особенность, кормлений состояла в том, что государственные сборы, взимавшиеся с населения, не поступали в казну, а распределялись между лицами, которые получали территорию в корм. Происхождение этого порядка связано с княжеско-дружинными отношениями. Князь и дружина — одно целое. Князь все делил со своей дружиной. Дружинники смотрели на все княжеские приобретения как на свои собственные. «Княжие мужи», направляясь на посадничество, рассматривали себя как равноправных правителей отдельных территорий, независимых от центра.
Такая постановка посаднической власти имела важные последствия. Административные функции посадников были несложными. В то время «управлять» означало следить за правильным и своевременным поступлением кормов, а не обеспечивать внутренний порядок на местах. В период феодальной раздробленности институт кормлений сохранился. Но если формы кормленного управления остались прежними, то основания этой системы изменились.
В Северо-Восточной Руси дружинные отношения исчезают. Верхи общества теперь обязаны служить великому князю и садятся на кормления на основании договора. И если в Киевской Руси кормление — это род соправительства, то в удельный период кормление уже служба. Кормленщик князю не товарищ, а слуга.
Собирание удельной Руси Москвою долгое время не сопровождалось изменением внутренних административных порядков в бывших княжествах. Все перемены сводились к замене власти местных князей властью великих князей Московских. Местное управление по-прежнему строилось на кормлениях. Но кормление являлось одновременно и государственной службой, и формой вознаграждения за военную службу.
Первоначально кормления ничем не ограничивались. Наместника, приехавшего, на кормление, население встречало «выезжим кормом». Взимаемые с населения корма были столь велики, что ими кормились и семьи, и челядь наместников.
Наместники были обязаны управлять территориями своими собственными силами, опираясь на административный и военный аппарат. Этому персоналу полагался особый корм. По мере усиления власти центра начались преобразования местного управления. Первые мероприятия правительства были направлены на сокращение количественного размера кормов. С конца XIV в. московские князья выдавали административным округам так называемые Уставные грамоты, которые определяли: во-первых, точные максимальные нормы кормленых сборов. Оригинал грамоты выдавался кормленщику.
Выборные представители общества (сотские, старосты) получали с нее копию. Всякий перебор кормов считался незаконным и население имело право требовать с наместников их возвращения через суд; во-вторых, сам сбор кормов запрещалось производить самим кормленщикам и их слугам. Сборщиками являлись сотские, выбранные населением. Они передавали корма наместникам. По замыслу правительства это должно было оградить население от вымогательства; в-третьих, наместникам запрещалось держать при себе второстепенных агентов свыше установленных грамотой; в- четвертых, устанавливались сроки и порядок разъездов слуг наместников. Каждому разрешалось объезжать округ не более двух раз в год.
Это были подготовительные шаги к полной реорганизации местного управления. Процесс реформирования местного управления был ускорен следующими обстоятельствами: — присылаемые из центра на короткий срок администраторы не были озабочены состоянием дел местного хозяйства. Главных для них было обогащение. Это вело к росту преступности, запустению местного хозяйства;
— усилилось недовольство населения тяготами поборов;
— поднимавшееся дворянство было недовольно кормлениями, так как доходы от местного управления шли в карман боярству, обеспечивая ему больший политический вес;
— слишком большая независимость кормленщиков к концу ХV в. стала неприемлемой для центральной власти. Следовательно, в ликвидации кормлений были заинтересованы и власть, и общество.
В середине ХVI в. в ходе земской реформы, проводимой Избранной радой, институт кормленщиков был упразднен. Таким образом, анализ кормленного управления позволяет сделать вывод, что эта система являлась одновременно и формой налаживания связи центра с местами, и формой вознаграждения боярства за военную службу.
Автор: Конова В.И.
Литература:
1. История государственного управления России. Учебник /Отв.ред. В.Г. Игнатов. — Ростов н/Д: Феникс, 2002.
2. Кизеветтер А.А. Местное самоуправление в России IХ-ХIХ вв. — М.: 1910.
Источник