Что такое корм в древней руси
Кормление
система содержания должностных лиц (наместников, волостелей) за счет местного населения на Руси до середины 16 века. Первоначально кормления носили эпизодический характер. В соответствии с нормами Русской правды, сборщики виры, строители городов и другие категории служилых людей получали с населения натуральное довольствие. В 12-14 веках кормление сыграло значительную роль в складывании системы местного управления. В этот период кормление представляло собой вид пожалования великих и удельных князей своим доверенным лицам. Князь посылал в города и волости бояр в качестве наместников и волостелей, других служилых людей – тиунами. Население было обязано содержать их («кормить») в течение всего периода службы. Представители местной княжеской администрации получали «корм» обычно три раза в году – на Рождество, Пасху и Петров день. При вступлении кормленщика в должность население платило ему «въезжий корм». Свой корм кормленщики получали натурой (продовольствием), для лошадей поставлялись овес, сено. Кроме того, кормленщики собирали в свою пользу различные пошлины: судебные, за клеймение («пятнание») и продажу лошадей, «полавочное», мыт. За счет этих сборов они жили и содержали свою челядь. Наибольшего развития система кормлений достигла в 14-15 веках. Кормления порождали злоупотребления местных должностных лиц, заинтересованных в обогащении в период пребывания у власти. С 15 века московские великие князья регламентировали доходы кормленщиков путем выдачи специальных «кормленных» и уставных грамот. В конце 15 – начале 16 века происходил перевод натуральных кормов в денежные. В результате земской реформы 1555-1556 годов система кормлений была ликвидирована. В 1555 году был издан указ об отмене кормлений, который применялся, однако, не сразу и не повсеместно: источники упоминают о кормлениях в течение второй половины 16 века. Сборы на содержание кормленщиков были преобразованы в особый налог в пользу казны («кормленый окуп»), установленный в определенном размере для различных категорий земель (дворянских, черных, дворцовых). Сбор налога производился на черных землях земскими старостами, а в районах поместно-вотчинного землевладения специальными сборщиками или городовыми приказчиками.
Политическая наука: Словарь-справочник.
сост. проф пол наук Санжаревский И.И..
2010.
Политология. Словарь. — РГУ.
В.Н. Коновалов.
2010.
Синонимы:
Смотреть что такое “Кормление” в других словарях:
КОРМЛЕНИЕ — КОРМЛЕНИЕ, кормления, мн. нет, ср. 1. Действие по гл. кормить в 1 и 3 знач. Кормление зверей бывает в 6 часов. Кормление грудных детей. 2. В древней Руси система вознаграждения бояр администраторов путем предоставления им права облагать в свою… … Толковый словарь Ушакова
кормление — См … Словарь синонимов
КОРМЛЕНИЕ — способ содержания должностных лиц за счет местного населения на Руси до середины XVI в. Князь посылал в города и волости наместников и других служилых людей. Население было обязано содержать их ( кормить ) в течение всего периода службы. По… … Юридический словарь
КОРМЛЕНИЕ — КОРМЛЕНИЕ, система содержания должностных лиц (наместников и других) за счет местного населения на Руси. Складывалось в Древней Руси. Ликвидировано земской реформой Ивана IV (1555 56) … Современная энциклопедия
КОРМЛЕНИЕ — система содержания должностных лиц (наместников, волостелей и др.) за счет местного населения на Руси. Ликвидировано земской реформой 1555 56 … Большой Энциклопедический словарь
кормление — КОРМИТЬ, кормлю, кормишь; кормленный; несов., кого (что). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
КОРМЛЕНИЕ — КОРМЛЕНИЕ, система содержания должностных лиц (наместников, волостелей и др.) за счёт местного населения. Ликвидировано Земской реформой Ивана IV. Источник: Энциклопедия Отечество способ содержания должностных лиц за счет местного населения на… … Русская история
Кормление — означало первоначально способ содержания должностных лиц.Судьи, вместе с исполнителями их решений, получали от местного населениявсе необходимое для пропитания как их самих, так и слуг их и дажелошадей. Это был так назыв. корм в натуре. Сначала… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Кормление — КОРМЛЕНИЕ, система содержания должностных лиц (наместников и других) за счет местного населения на Руси. Складывалось в Древней Руси. Ликвидировано земской реформой Ивана IV (1555 56). … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Кормление — У этого термина существуют и другие значения, см. Кормление (значения). Кормление вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода… … Википедия
Источник
КОРМЛЕНИЕ – форма функционирования институтов управления и суда в Древне-русском государстве.
Русских землях и княжествах, Руссийском государстве в середине XI-XVI веках. Лица, пожалованные князьями-суверенами соответствующими должностями (наместник, волостель, тиун, ключник и др.), содержались в период исполнения своих обязанностей за счёт натуральных поборов (мясо, хлеб, корм для лошадей), повинностей, денежных взиманий и пошлин с местного податного населения. Такие порядки отражали складывание средневековых государствено-административных структур, когда под началом князей представители привилегированных военно-служилых слоёв, как престижных их групп (члены Государева двора, обладатели думных чинов), так и массовых (см. в ст. Дворянство), имели право и обязанность соучастия в реализации властных, главным образом административно-судебных, прерогатив. В социально-экономическом плане кормления служили материальной базой (в середине XI – первой трети XV веков – главной) для воспроизводства указанных групп общества (их социальное качество наряду с кормлением обеспечивалось светским землевладением, как вотчинным, так и условным, значение которого возрастало со второй половины XIV века). Термин «кормление» известен по сохранившимся документальным источникам с середины XIV века, по летописным – с конца XIV века.
Генетически кормление восходит к княжескому полюдью и к более поздним княжеским объездам городов, в ходе которых князья осуществляли свои властные прерогативы. Принцип сбора с местного населения продуктов и денег представителями княжеской власти при выполнении ими разовых или периодически повторявшихся поручений фиксируется в середине XI века, в правление киевского князя Ярослава Владимировича Мудрого. Такой порядок был затем законодательно оформлен в Русской правде. Формирование в конце XI-XII веков административно-судебного деления территорий княжеств на города (места пребывания князей-суверенов или их наместников) и волости (управлявшиеся волостелями), эволюция форм функционирования местных институтов власти (от «проездного» суда наместников к их постоянной деятельности в стационарных резиденциях) сопровождались складыванием системы кормления, прежде всего в личных княжеских владениях, в т. ч. в т. н. путях (конюшенном, стольничьем, сокольничьем, чашничьем), восходящих к рубежу XII и XIII веков. Наибольшее распространение и максимальное разнообразие кормления получили во второй половине XIV – середине XVI веков.
Существовало три объекта кормления.
Первый – города и волости великих и удельных княжеств. Согласно имеющимся данным, во второй половине XV – середине XVI веков в кормление отдавались св. 110 городов, около 30 из которых нередко делились на половины или другие доли в качестве самостоятельного кормелния [в т. ч. Москва, Новгород, Псков (с 1510 года), Великие Луки (с 1478 года ), Вологда, Галич, Дмитров, Кострома, Нижний Новгород, Переяславль, Путивль (с 1500 года), Руса (с начала XVI века Старая Руса), Переяславль-Рязанский, Серпухов], более 20 городов управлялись обычно представителями высшей знати, преимущественно членами Боярской думы [Владимир, Москва, Новгород, Псков, Смоленск (с 1514 года), Вязьма, Коломна, Кострома, Переяславль-Рязанский и др.]. Административно-судебная подведомственность сельских местностей гор. наместникам была различной в зависимости от их удалённости от города, характера правонарушений, происхождения и статуса жалуемых кормлению лиц и других факторов. Подавляющее большинство волостей представляли собой отдельные кормления, причём крупные волости делились на половины, а небольшие соединялись в одно кормление.
Вторым объектом являлись должности: управленческие в собственных владениях великих и удельных князей (с конца XV века именовались дворцовыми); приказного типа; прямых княжеских представителей. Из управительских кормлений более частыми были: предоставления кормления «на ключ» (т. е. назначение великокняжеским приказчиком в ряд городов с сельской округой, где находились великокняжеские владения); назначение великокняжеским дворским (во Владимире); на те или др. должности в великокняжеских или княжеских путях в ряде уездов; на должность великокняжеского (княжеского) тиуна в отдельных городах и т. п.
Третьим объектом кормления было право на взимание (главным образом в городах, но также и в сельских местностях) отдельных фискальных сборов, торговых и иных пошлин, в т. ч. торгово-проезжих, собиравшихся самими кормленщиками или же получаемых ими от административных лиц и представителей населения («поворотное», «полавочное», «мех», «писчее»).
По мере значительного увеличения численности рядовых членов военно-служилых групп во второй половине XV века, изменений в структурах и генеалогическом составе Государева двора, образования единой территории Русского государства и постепенной централизации институтов власти в нём, кормления стали жаловаться более ограниченному кругу лиц – всем членам Государева двора, дворовым детям боярским, а также преуспевшим на военной службе городовым детям боярским (в последнем случае кормления были формой материального поощрения и повышения социального статуса рядовых дворян).
Процедура получения кормления включала: подачу служилым человеком челобитной о пожаловании кормления (лично князю, а с конца XV века чаще княжеским дьякам, ведавшим кормлением), выдачу жалованной грамоты на кормления. Известны два типа таких грамот, различавшихся по объёму судебных прав кормленщика. Отдельные грамоты содержали дополнительные пожалования – право держать корчму, иметь своего праведчика (осуществлял доставку свидетелей на судебные заседания, доставлял «судных мужей» в суд более высокой инстанции), взимать некоторые пошлины (мыт, «конское пятно» и др.). Кроме того, выдавались особые грамоты (с середины XVI века – доходные списки), в которых фиксировались сроки и нормы взиманий денежных и натуральных «кормов». При необходимости кормленщик получал отдельный документ, временно отменявший судебные иммунитеты местных светских и церковных землевладельцев («грамота на грамотчики»). Отношения населения с кормленщиками регулировались также уставными наместничьими грамотами (выдавались по инициативе местных жителей) и статьями Судебников XV-XVI веков.
Кормление давалось обычно на 1-2 года, порой на 3-5 лет, а в исключит. случаях на более длительный срок. За военные или дипломатические заслуги, иногда по др. мотивам кормления продлевалось, как правило, на 1-2 года или сразу после его окончания, или после перерыва (от 6 мес до 2 лет). Получение жалованной грамоты на кормление и «наезд» служилого человека на кормление обычно разделял период от 1 до 3 лет и более, причём «наезду» непосредственно предшествовала указная грамота прежнему кормленщику с распоряжением о его «съезде» с кормлением. Смерть кандидата на кормление в период ожидания или во время кормления нередко приводила к передаче кормления «за долг» его родным братьям или сыновьям. С последней четверти XV века учётом кормления и кормленщиков, выдачей документов и их фиксацией в специальных книгах ведали особые комиссии дьяков («кормленые дьяки»).
Кормленщика при «наезде на кормление» сопровождал штат помощников из числа его холопов. Кормленщик и его люди имели право на один ненормированный «корм» при «наезде на кормление» («кто что принесёт») и три нормированных (на Рождество Христово, Пасху и Петров день). В указных грамотах предусматривалась возможность замены натуральных поборов денежными по воле кормленщика, причём нормы денежных эквивалентов различались в зависимости от категории населения (у черносошных крестьян были выше более чем на 20%). Сумма доходов от кормления сильно варьировалась в зависимости от численности податного населения (от 6-7 до 40-50 руб. и более за весь срок Кормления) и резко возрастала при пожаловании кормленщику права держать корчму и права на взимание ряда пошлин. Первоначально сбор кормов или денег осуществляли люди кормленщика, позднее эту операцию производили представители местного населения. К середине XVI века некоторые кормления уже отдавались на откуп.
На практике функционирование системы кормления заметно отличалось от зафиксированных в грамотах правил и норм. Распространённым был четвёртый регулярный «корм» осенью (на праздник Покрова Богородицы); кормленщика обычно сопровождала семья (члены которой, как правило, получали подношения), а иногда и собственной дворецкий, которому также шли «корма». В пользу кормленщика с приходских или общинных пиров-братчин в дни престольных и иных празднеств нередко взималась «явка» в натуральной форме (пиво, мёд, брага) или собирались деньги. Отдельно оплачивались поездки кормленщика по управляемой им территории. Население также обязывалось возводить, ремонтировать и обслуживать двор кормленщика. Известны случаи отработок населения на кормленщиков. Пошлины от судебных процессов нередко превосходили доходы собственно от кормления. Злоупотребления кормленщиков именно в сфере суда были наиболее болезненными для всех групп местного населения, они вызывали в первой половине XVI века многочисленные челобитья в адрес великого князя.
Не позднее второй четверти XVI века обозначился кризис системы кормления. Количество кормлений заметно отставало от роста численности привилегированных групп с традиционным правом на получение кормление, а дробление кормлений или перевод их на откуп привели к тому, что кормления перестали в достаточной мере обеспечивать содержание кормленщиков. Широкое распространение церковного, а также светского вотчинного и условного землевладения с судебным иммунитетом сокращало источники доходов кормленщиков от суда и порождало конфликты между кормленщиками и землевладельцами. Это нередко требовало согласованного вмешательства ряда центральных органов власти, а в результате управление системой кормления усложнялось, становилось громоздким и обременительным. Ослабляло влияние кормленщиков и привлечение великокняжеской властью ещё с конца XV века представителей податного населения (прежде всего горожан, черносошных и дворцовых крестьян) к соучастию в суде кормленщиков в качестве «судных мужей» (при разбирательстве дела в более высокой инстанции подтверждали соответствие выданной по итогам суда кормленщика «правой грамоты» ходу судебного процесса), к организации и сбору разл. платежей (в т. ч. поступавших самим кормленщикам).
С развитием поместной системы ускорилось формирование уездных (городовых) корпораций детей боярских с общими материальными и служилыми интересами. Их представители назначались городовыми приказчиками, избирались губными старостами (см. Губная реформа 1530-1550-х годов; Губные учреждения), что ограничило сферу управления кормленщиков.
В большинстве районов государства система кормления прекратила существование в ходе проведения земской реформы 1555-1556 годов. Кормление как форма управления сохранялось во второй половине XVI века в приграничных регионах на западе и юге страны (к югу от среднего и нижнего течения Оки), в зонах воен. действий и на завоёванных или присоединяемых территориях.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Источник
Раньше порядок местного управления в государствах отличался от того, что существует сейчас. В большинстве случаев должностные лица содержались за счет местного населения. Понятие кормления в Древней Руси определяло социальные классы, которые должны были выплачивать дань присланным князем особам. Но такая система устраивает далеко не всех, поэтому она просуществовала недолго.
Определение понятия
С XI по XVI век в Древней Руси князь назначал суверенов во все округи. Они занимали разные должности — наместник, ключник, тиун, волостель, и обязаны были представлять правителя. Пока они исполняли свои задачи, крестьяне собирали им натуральные поборы. Эти пошлины и повинности были необходимы для того, чтобы содержать должностных лиц.
В Средневековой Руси эта система появилась из-за неравенства между социальными классами. Самым главным в государстве считался князь. Ему подчиняются военные, бояре и все, кто проживал при дворе. Они принимали участие в судах, собраниях, правитель наделял их властью определённой силы. Некоторых он отправлял в качестве наместников в отдаленные территории своей страны.
Кормление (кормильство, кормля) в те времена служило материальной базой для обеспечения таких людей. Подати крестьян позволяли им приобретать себе землю, содержать лошадей и домашнюю скотину, оплачивать потребности своей семьи.
История развития
Сам термин «кормление» генетически связан с княжеским полюдьем. Последние годы XI столетия на Руси правители часто сами объезжали города. При этом они осуществляли свои функции — использовали все прерогативы своей власти. Затем во времена правления Ярослава Мудрого местное население собирало деньги и продукты, чтобы передать в казну.
Этот порядок князь смог ввести в первый свод законов — Русскую правду. В следующем столетии сформировалось административное деление территорий княжеств на волости и города. В первых управляющие должности занимали волостели, а во вторых — наместники. Наблюдалась также эволюция местных форм самоуправлений. Сначала проблемы крестьян решали в проездных судах. Позже в каждой территориальной единице проявились стационарные резиденции. Они были известны и в личных владениях князя и на разных видах путей:
- чашничий;
- конюшенный;
- стольничий;
- сокольничий.
Максимального развития это система достигла в первой половине XIV века. А ее расцвет пришелся на середину XVI столетия.
Объекты кормления
Система постоянно развивалась, в ней сформировалась две стороны — крестьяне, которые выплачивали дань, и наместники, жившие за их счет. При этом выделяли три объекта кормления:
- города и волости;
- должности;
- право на взимание.
В XVI веке за счёт кормления жили примерно 110 городов. А 30 из них делились пополам, около 20 территориями управляли представители высшей знати или члены боярских родов. Сельские местности подчинялись наместникам, административно-судебная подведомственность зависела от их удаленности от центра. На этот показатель влияли также происхождение и статус наместников, характер совершаемых правонарушений. Большая часть городов была представлена отдельными кормлениями, а небольшие волости соединялись в одну.
Второй объект — это сами должности, которые назначали князья. Подати собирались для лиц, которые управляли в собственных владениях или были представителями государя. А еще князь мог назначать приказчиков в города с сельскими округами, они также существовали за счёт крестьян.
Еще одним объектом системы было право на взимание. Его использовали как в городах, так и в сельских местностях. За населением закрепляли фискальные сборы, торговые и проезжие пошлины. Подати собирали сами кормленщики или их заместители. А также для этого дела выбирались представители из местного населения.
Введение изменений
Примерно со второй половины XVI века раздробленное государство стало единой территорией. Постепенно в нём формировались институты власти, которые были необходимы узкому кругу лиц. Расчет пошлин вели все члены княжеского двора, бояре, а также военная.
Процедура оформления была несложной. Служаке достаточно было подать лично князю или его дьяку челобитную о пожаловании кормления. Существовало несколько типов таких грамот. Они отличались правовым объёмом.
В отдельных документах могли быть дополнительные пожелания. Должностное лицо имело право самостоятельно вершить суды или держать собственную корчму, взимать дополнительные пошлины.
А также выдавались особые грамоты, где фиксировались размеры и сроки внесения подати. Если это было необходимо, наместник мог получить еще один документ, который временно отменял судебный иммунитет служителей церкви и местной светской власти. Уставы и грамоты могли регулировать отношения, в которые вступали кормилец и представитель князя. Но их выдавали только по требованиям местного населения.
Согласно документам, кормление оформлялось на срок от 1 до 5 лет. Только в исключительных случаях оно могло быть продлено: за дипломатические или военные заслуги. Согласно грамоте на кормление, территории должны были объединяться. То есть должностное лицо проживало в том городе или сельской местности, где собирали пошлины. Князь выстраивал целые очереди желающих получить такие документы. Если один из кандидатов в период ожидания умирал, то его место могли занять сыновья или братья. С конца XV века за учет должностных лиц, выдачу и фиксацию грамот отвечали специально созданные комиссии дьяков.
Когда кормленщик отправлялся на порученную ему территорию, его сопровождали помощники. При этом они имели право на сбор пошлины сразу по приезде, а также по большим праздникам:
- Рождество;
- Пасха;
- Петров день.
У назначенного лица было право заменить натуральные налоги денежными, но последние зависели от категории населения. Сумма доходов изменялась: за весь срок кормления она варьировалась в пределах 6−50 рублей. Если наместник держал собственную корчму, то пошлины резко возрастали. Сначала сбором дани занимались люди кормленщика, а позже выбирали ответственного из местного населения.
Функционирование системы
На самом деле функционирование системы сильно отличалось от информации, которая была зафиксирована в документах. Должностные лица назначали дополнительный корм на праздник Покрова Богородицы. Пошлины получал не только наместник князя, но и вся его семья. В некоторых случаях даже его услуги могли претендовать на какую-то часть дани.
Во время пиров кормленщик получал подать в натуральном виде — вино, мёд, пиво, а иногда ему платили деньгами. Отдельно крестьяне оплачивали и его поездки по территории местности. Население также строило, ремонтировало и обслуживало дом и двор должностного лица. А пошлины от судебных процессов были гораздо больше, чем сами доходы кормления.
Именно в юридической сфере нарушения наблюдались чаще всего. Наместники князя злоупотребляли своими правами. Из-за этого местное население отправляло в адрес правителя многочисленные челобитные на его служащих.
Начало кризиса
Во второй четверти XVI столетия начался кризис всей системы. Количество привилегированных групп слишком быстро росло. А число кормлений заметно отставало, к тому же они постоянно дробились. Население понимало всю абсурдность системы, которой они столько лет подчинялись. Подвластные территории уже просто не могли содержать наместников.
Широкое распространение получило условное, церковное и светское землевладение. У них появился судебный иммунитет, что существенно сократило доходы кормленщиков. А между ними и землевладельцами часто возникали конфликты. В них вмешивались центральные органы власти, что усложнило управление системой.
Влияние должностного лица на население постепенно ослабевало. А в конце XVI века горожане и дворцовые крестьяне даже начали участвовать в судах во время разбирательств дел, касающихся их кормленщиков. Некоторые из них имели причастность к сбору и организации разных платежей.
Ускоренно развивалась поместная система, ведь тогда формировалась уездная корпорация боярских детей. У них были общие военные и материальные интересы. Согласно Губной реформе, дата оформления которой — 1530−1550-е годы, избирались староста и городовые приказчики. Это ограничивало сферу управления кормленщиков.
Причины отмены
В период правления великого князя Ивана Третьего началось ограничение дохода его наместников. Он лично выдавал грамоты на кормление и уставные. Но в 1556 году официально была объявлена отмена кормлений, а власть перешла к губным и земским старостам. Первых население выбирало из местных дворян. А второй был представителем черносошных крестьян.
Князю Ивану Четвертому пришлось отменить систему, так как ее участники слишком часто начали злоупотреблять своими правами. После 1556 года доходы кормленщиков превратились в единый государственный налог, который называли окупом.
В начале 16 века натуральные пошлины заменились денежными. А Иван Четвертый полностью отменил систему кормлений, заменил её Земской реформой. Хотя подобные налоги не исчезли сразу же. В некоторых городах и территориальных единицах наместники продолжали собирать пошлину с крестьян. Об этом говорится в исторических источниках, которые относятся ко второй половине XVI века.
Чтобы понимать систему управления Древней Руси периода XII-XVI столетий, нужно знать, что такое кормление. Это особый вид содержания власти, который использовали во время феодальной раздробленности государства. Но когда страна стала централизованной и более сильной, эту систему отменили.
Что касается современной России, то сегодня деньги на содержание чиновников выделяются из государственной казны. А пополняется она из налогов, которые платят граждане государства. То есть система значительно изменилась, но её основа осталась прежней. Подобное явление встречается практически во всех странах мира.
Предыдущая
Всемирная историяВеликобритании в 20 веке – особенности внешней политики государства
Следующая
Всемирная историяДревняя Русь и кочевники – кратко о нападениях и борьбе с племенами
Источник