Что такое корма и нос лодки

Что такое корма и нос лодки thumbnail

Корма – кормой называют заднюю часть корпуса корабля, судна, лодки или яхты, суть одна. Она делится на надводную и подводную части. Форма подводной кормы оказывает влияние на управление яхты и на сопротивление воды при движении. Форма кормы надводной зависит от предназначения судна, она может быть овальной, или иметь вид отсеченного куска яхты.

Корма клубной яхты “Альфа”

Нос – это название носит передняя часть судна. Понятия «нос» и «корма» используются как для обозначения позиций на лодке: «пойти на нос», когда человек идет на носовую часть яхты, «находиться на корме» соответственно, так и для определения объектов за пределами лодки: «пройти по корме», то есть пройти за судном; «прямо по носу» — находящийся на линии прямо перед судном.

Борт – бортом именуют боковую стенку (сторону) судна. Следующие понятия тесно связаны с понятием сторон судна.

По левому борту, это выражение употребляют, когда речь идет о той стороне яхты, которая расположена слева, если смотреть с кормы на нос, и выражение по правому борту, когда речь идет о стороне, которая расположена справа, если стоять также. Правый и левый борт имеют английские названия, которые плотно закрепились в обиходе всех моряков мира. Так, правый борт принято называть starboard side (старборд сайд), а левый — port side (порт сайд), чтобы долго не произносить длинную конструкцию слова достаточно употребить просто старборд доя обозначения правого борта и порт для левого. Иногда борта удобнее называть по направлению ветра подветренный и наветренный.

Левый борт яхты

Подветренная сторона – сторона, противоположная той, на которую дует ветер. С этой стороны удобно выкидывать мусор или стряхивать пепел.

Наветренная сторона – это сторона яхты, на которую дует ветер. Перемещаться по борту лучше с этой стороны, так как она будет выше, чем сторона подветренная. Также и с кораблями, тот корабль, который находится ближе другого корабля к линии ветра, занимает наветренное положение.

Гик – горизонтальная балка, которая закреплена к мачте на судне. Тесно взаимодействует с гротом, главным парусом на судне. Гик нужен для удержания нижней части грота, на гике растягивается нижняя часть парусов. Благодаря ему совершаются настройки и повороты паруса. При повороте оверштаг гик задействуется минимально, так как разворот парусов происходит не глобальный. А вот при повороте фордевинд происходи сильный разврот парусов.

Гик

Руль – у яхт руль то не просто элемент управления, а целая рулевая система, которая состоит из пера руля, баллерной коробки и рычага (румпеля). Перо руля является основным элементом руля, оно может быть плоской формы или обтекаемой, внешнее похоже на плавник. Рычаг или румпель необходим для того, чтобы капитан мог управлять лодкой, т.е. задавал силу поворота пера руля, обычно это круглый штурвал или рычаг. А осуществляет взаимодействие между пером руля и рычагом баллер. Он представляет собой устройство, предназначенное для осуществления поворота пера руля относительно корпуса парусного судна.

Штурвал

Оверштаг – это один из двух основных поворотов судна. Такой поворот считается безопасным, так как требует мало места и времени, при этом выполняется на большой скорости. При этом повороте лодка пересекает линию ветра носом, т.е. находится в положении левентик. Иногда может возникнуть ситуация что при сильном ветре яхта зависнет в положении левентик и получит задний ход. Тогда это будет называться оверштаг через задний ход, это такой же поворот, только используется движение назад, а не вперед.

Фордевинд – второй наименее безопасный поворот судна. При этом повороте ветер направлен в корму лодки. Отсюда и пришло выражение «попутного ветра», хоть как получается ветер то попутный, а вот маневр не самый безопасный. При сильном ветре не рекомендуется делать. Тот ил иной поворот совершается при наличии определённых условиях и целей. К этому повороту прибегают крайне редко, если только нельзя выполнить первый поворот.

Вам может быть интересно: Хочу в яхтинг: с чего начать?

Источник

Начинающему или заядлому рыбаку важно знать строение лодки для того, чтобы правильно ремонтировать её и, конечно, покупать разные элементы, в том числе и само плавсредство. Вот, например, увидите в характеристиках или инструкции слово “корма”, “транец”, задумчиво почешите затылок и пойдете расспрашивать, что же это такое. Или поломается у вас какая-то часть лодки, а вы и не знаете, как она называется, что купить, а брать с собой сломанный элемент — не всегда хорошая идея. Поэтому мы решили рассказать вам, из чего состоит плавсредство.

Из чего состоит лодка?

И сразу полезные картинки:

устройство лодки с подписямиустройство лодки с подписями

Теперь давайте разбираться. Любое судно, в том числе и маломерное, состоит из корпуса, в котором есть набор и обшивка (первый служит основанием для второй).

Но в лодках ПВХ, как из нашего ассортимента, по сути, только обшивка, что значительно упрощает не только процесс изготовления, но и эксплуатации. Обшивка обеспечивает плавсредству водонепроницаемость, жёсткость и прочность.

Интересное видео о том, как производятся ПВХ-лодки:

Как это сделано ? — Лодки

Другие составляющие лодки (мы отметим те, которые есть или могут быть на всех плавсредствах, в том числе ПВХ):

  1. Переднюю часть корпуса именуют носовой, а заднюю кормовой (что это — корма на лодке, расскажем чуть ниже).
  2. Нижняя часть — днище.
  3. Стороны по бокам — борта.
  4. Слань (пайол) — настил. Читайте об этом здесь.
  5. Сверху находится палуба. Она есть не на всех маломерных плавсредствах.
  6. Кокпит — это открытое внутреннее пространство. Отдельная статья о нём здесь.
  7. Транец — друг моторных лодок, находится с кормы, это основание для установки лодочного мотора.
  8. Фальшборт — это продолжение основного борта над палубой в его носу и немного дальше. Если он находится в корме, то называется гакабортом. Фальшборт может быть временным или съёмным.
  9. Киль — это основная продольная связь, которая идёт по всей длине судна и обеспечивает его прочность. В надувных лодках это дополнительный надувной отсек в дне лодки. О килевых лодках мы тоже рассказывали вам здесь.
  10. Стрингеры — внутренние продольные связки, алюминиевый профиль для придания жёсткости и устойчивости (пол не “играет”, корпус лодки становится более жёстким). Например, в лодках ПВХ продольные стрингеры не позволяют пайолам изгибаться.
  11. Привальный брус (его тоже называют фальшбортом) защищает борт, выполняет роль защитного бампера при швартовке.

Здесь не все составляющие лодки. Терминов больше, это основные. Постепенно мы вам обо всё расскажем.

Отдельное внимание сейчас уделим корме.

Что такое корма?

Очень просто понять, где это — корма лодки: сзади плавсредства. Спереди находится нос, сзади корма. Состоит из надводной и подводной части. Первая влияет на управляемость судна и сопротивление воды его движению. Надводная часть по форме может быть разной, всё зависит от предназначения плавсредства и его размеров.

С помощью этой картинки вы точно поймёте, где находится корма у лодки и корабля:

корма эсминцакорма эсминца

Теперь вы ещё лучше разбираетесь в устройстве лодки и вам будет проще выбрать подходящий вариант из нашего ассортимента. И помните: хорошая лодка — верный помощник рыбака!

Приятной рыбалки!

Вопрос — ответ

Вопрос: Корма на надувной лодке — что это?

Имя: Ярослав

Ответ: Это задняя часть лодки. Передняя область называется носом, задняя — кормой.

Вопрос: Корма лодки — в какой части, где это находится?

Имя: Егор

Ответ: Находится сзади плавсредства. Состоит из подводной и надводной части. Форма кормы зависит от конструкции и типа лодки.

Источник

Рубрика «Вопрос-ответ» содержит ответы на наиболее часто задаваемые вопросы относительно лодочной тематики. Данная статья посвящена строению водного транспорта. Если вы не нашли ответ на свой вопрос то задайте его в комментариях ниже и мы постараемся дать ответ на него.

Что входит в строение судна ?

судно морскоеНесмотря на различия по классам, все суда имеют одинаковые составные элементы. В них входят следующие: корпус, судовые устройства, рубки, силовые установки, надстройки и оборудование помещений. На всех судах, за исключением гребных, имеется также электрооборудование.

строение судна

Как называются части корабля?

корабльОсновными частями корабля являются:

  • корма- часть, расположенная сзади
  • нос – передняя часть
  • бак – боковая часть. Исходя из строения, у каждого корабля имеется 2 бака
  • ют – часть корабля, расположенная вблизи кормы
  • мачта – деревянная или металлическая труба, располагающаяся перпендикулярно поверхности в середине корабля
  • Дополнительными частями можно назвать рубку, дымоход, штурвал и т.д.

Как называется носовая часть корабля?

Что такое корма и нос лодкиНосовая часть корабля иначе называется форштевнем. Основным ее предназначением является уменьшение сопротивления воды во время движения. Ранее на носу также имелся гальюн, но со временем его использование утратило свою актуальность.

Где находится корма у судна?

судноКормой корабля (равно как и любого другого судна) называется его задняя часть. Она состоит из двух элементов – надводного и подводного. От подводной части во многом зависит скорость и маневренность во время движения. Надводная часть имеет разные размеры, в зависимости от габаритов самого корабля.

Кокпит что это?

какпит катера

Кокпит – основная часть корпуса лодки, на которой во время движения должны находиться пассажиры. Как правило, располагается по всей площади лодки, за исключением носовой части и кормы.

Как называется окно на корабле?

туристическое судноОкно корабля иначе называется иллюминатором. Существуют также иные типы окон – люки, заслонки, шахты и т.д. Внешне иллюминатор представляет собой застекленное окно округлой формы. Как правило, располагается он на верхней палубе и предназначается для проникновения естественного света.

Что такое мидель лодки?

лодкаМидель – это условное сечение плоскостью, проходящее через середину корабля либо иного судна. Основной функцией миделя является расчет коэффициента наполняемости корпуса. Относительно параметров следует заметить, что мидель не всегда является самой широкой частью судна.

Где корма у лодки?

вид лодки с кормыКорма у лодки – задняя часть, соединяющая 2 бака. По аналогии с другими судами, на лодке корма состоит из двух частей. Ввиду небольших размеров подводная часть на лодочной корме присутствует формально, а ее высота составляет всего несколько сантиметров.

Что такое форштевень?

форштевень лодкиФорштевень – это крайняя часть носа плавучего судна. Основным ее предназначением является уменьшение сопротивления воды во время движения. От угла форштевня по большей части и зависит, насколько эффективным будет уменьшение сопротивления.

Что такое шпангоут на судне?

фото шпангоутов на лодкеШпангоут (или иначе его называют «мидель») – это условное обозначение плоскости, пересекающей судно посередине. Данное пересечение проходит перпендикулярно плоскости днища. Основная функция шпангоута – измерение коэффициента вместительности корпуса судна.

Что такое мидель-шпангоут?

фото миделе шпангоутаШпангоут или мидель – это условная линия, которая пересекает судно посередине перпендикулярно поверхности днища. Как правило, это наиболее широкая часть судна, однако встречаются и исключения. Функция шпангоута чисто математическая – измерение вместимости судна.

Что такое киль корабля?

катер

корпус суднаКиль корабля – это балка, проходящая по нижней части днища корабля по всей его длине. Предназначением киля является сцепление прочих элементов судна и обеспечение максимальной прочности  и устойчивости корпуса. Как правило, изготавливается киль из того же материала, что и само днище.

Килеватость лодки, что это?

катер

угол килеватостиКилеватость – это математическая величина, которая показывает уровень погружения судна в воду от поверхности до киля (окончания днища). С другой точки зрения, килеватостью называется форма днища, которая влияет на глубину погружения судна над поверхностью воды.

Как называется высота борта на миделе?

лодка на мореМидель – это условное обозначение, формально показывающее пересечение плоскостью посередине судна перпендикулярно его поверхности. Высота борта на миделе – это расстояние от поверхности воды до крайней верхней точки борта судна в данном месте. Именно от этой высоты зависит вместимость судна.

Что такое штевень?

штевень на яхте

форма штевней

Что такое корма и нос лодкиШтевнем называют кусок бруса, располагающийся в носовой или кормовой части судна. Его предназначением является исключительно соединение отдельных элементов кормы (носа), увеличивающее прочность всего корпуса. Штевень по форме повторяет форму самого судна. Необходимо, чтобы при его соединении с кормой или носом не было трещин или прочих свободных пространств.

Что такое були?

лодка с булямиБули – набойки на бортах лодки, сделанные из алюминия или иных прочных материалов. Основным предназначением является обеспечение устойчивости судна.

Что такое транец?

транец лодкиТранец – это кормовая часть особой формы, характерная для некоторых моторных и большинства надувных лодок. Основное предназначение – крепление навесного мотора. Поскольку поверхность судна в данном случае фактически плоская, крепление становится максимально прочным, а для надувных лодок тем самым выполняется защита от соприкосновения с винтом мотора.

Источник

Главные размерения судна влияют на технические и эксплуатационные характеристики изделия. Строительство лодки всегда начинается с измерений, определения размеров и составления теоретического чертежа судна. Перечисленные характеристики дают более полное понимание об обводах и их характеристиках.

Ключевые измерения

Основные размерения судна подразумевают 4 основных размера: длина, ширина, бортовая высота и уровень осадки.

После достоверного определения перечисленных величин владелец или конструктор может принимать решения в отношении разнообразных эксплуатационных задач: метод выполнения швартовки на причале, способность к передвижению по мелководным местам, уровень грузоподъёмности. Сегодня выделяют несколько значений перечисленных величин:

  • наибольшие размеры длины в проектных документах обозначаются Lнб. Определяется как дистанция между крайними наружными точками конструкции при измерении вдоль корпуса;
  • длина в отношении конструктивной ватерлинии судна (КВЛ). Изначально рассмотрим, что такое ватерлиния судна – это линия касания воды и корпуса лодки. У начинающих конструкторов и многих владельцев возникает вопрос, что такое КВЛ? КВЛ – это расстояние между дальними точками корпуса, которое для измерений использует зеркало воды при максимальной нагрузке на судно (количество веса и процентное отношение к максимальной грузоподъёмности может отличаться);
  • наибольшая ширина отмечается с помощью Внб, её измеряют в области максимальной ширины судна. Измерения проводят по внешним граням;
  • ширина по КВЛ определяется как дистанция между конечными точками по ширине вдоль нахождения ватерлинии;
  • высота в области миделя. Предварительно следует определить, что такое мидель? Мидель судна – это плоскость, располагающаяся поперёк лодки и имеющая вертикальную направленность, которая проходит в центре длины лодки. Преимущественно на чертежах мидель – это значок H. Для её измерения применяется замер от килевой части (нижняя точка) до верхушки борта;
  • высота части борта, находящаяся над водой (F). Измеряется от ватерлинии до верхушки борта. Преимущественно надводная часть борта определяется на миделе, но дополняют информацию значениями на носу и корме;
  • средние показатели осадки (T) определяются, как значения углубления лодки в воду при увеличении давления. Чаще для этого используется мидель от КВЛ до нижней отметки киля.

Основные габариты

Помимо ключевых значений, теоретический чертеж корпуса судна часто содержит обозначения габаритов:

  • длина судна, включая выступающие элементы штевней;
  • габаритная осадка – это измерение от КВЛ до нижнего участка судна (до шпоры ПМ или других элементов);
  • ширина по габаритам, определяющаяся по выступам бортиков или по привальным брусьям;
  • габаритная высота – это размерение от самой нижней до верхней части судна.

Важные показатели соотношений

Существуют значения, заданные в точных цифрах, но корпус часто характеризуется дополнительными измерениями, которые выступают в виде соотношения величин. Частыми значениями являются отношения:

  • длины и ширины вдоль линии погружения лодки (L/B), позволяет определить ходкость конструкции, так как при увеличении L/B судно становится более быстроходным, при условии, что оно имеет водоизмещающий тип. Определяет также остойчивость, соответственно, при снижении L/B и сохранении длины судно становится более остойчиво;
  • ширины вдоль конструктивной ватерлинии к осадке (В/Т). Показатель обеспечивает данными о ходкости, уровне мореходности и остойчивости конструкции. По мере увеличения соотношения, судно становится более остойчивым, но снижается способность удерживать прежнюю скорость при появлении волн на воде. Узкие, глубокопогружённые корпуса легче переносят волны;
  • максимальной длины и бортовой высоты судна в области миделя (Lнб/H). Описывается жёсткость днища и его прочность. Чем меньше этот показатель, тем больше прочность корпуса;
  • абсолютной высоты борта к способности давать осадку (H/T). Показывает запас плавучести лодки. При увеличении этого показателя, запас становится больше, соответственно, судно способно выдержать большую нагрузку без риска попадания волн в кокпит.

Что такое теоретический чертёж?

Теоретический чертёж – это рисунок на бумажном листе, описывающий сложную конструкцию корпуса по поверхности. Для полного понимания строения используется 3 проекции при перпендикулярном пересечении. На чертеже видны места соединения обшивки снаружи пересекающимися плоскостями, в этом отношении существуют специальные правила. Для построения корабля обязательно 3 плоскости: основная, мидель-шпангоута, диаметральная. Основные сечения корпуса судна:

  • диаметральная плоскость (ДП) судна. ДП судна – это плоскость, идущая вертикально и делящая весь корпус на 2 равные части вдоль длины;
  • основная плоскость (ОП) судна – это вид корабля снизу, плоскость координат строго горизонтальная;
  • плоскость миделя. Последняя важная плоскость мидель-шпангоута проходит вертикально поперёк длины. Многие не знают, что такое строение чертежа позволяет увидеть тип бортов, разновидность шпангоутов и строение кокпита.

Для получения всех трех видов теоретического чертежа необходимо представить разрез судна по перечисленным траекториям, параллельным трем плоскостям. На проекции бокового вида отражаются следы разреза корпуса одной плоскостью точно по центру вдоль всей длинны. Подобные следы имеют название батоксы. Второе сечение выполняется равностоящими плоскостями по горизонтали снизу ватерлинии (полуширота). Следы от разреза днища позволяют получить информацию о корпусе.

Все линии чертежа на одной проекции имеют кривую форму, а на остальных представлены ровно. Шпангоуты при взгляде сбоку или полушироты будут представлены только в виде линий, но на самом деле их всегда выполняют криволинейно. Ватерлиния имеет прямой вид сбоку и на сечении «корпус», а батоксы – на корпусе и полушироте.

Чертежи выполняются с точки зрения симметричности ДП, соответственно, на полушироте отображают ватерлинию левого борта. С правой стороны корпус очерчивают обводами шпангоутов носа, а слева – кормы, чтобы не нагромождать каждый чертёж.

Что такое коэффициенты полноты?

Коэффициент полноты водоизмещения – это важнейший параметр чертежа, так как он отражает объём воды, которую корпус вытеснит при погружении до ватерлинии. Водоизмещение имеет объёмную характеристику и позволяет определить габариты судна, вместимость конструкции и мореходные свойства.

Водоизмещение не является статической величиной, ведь имеет зависимость от уровня нагрузки на судно, соответственно, выделяют некоторые разновидности:

  • полное. Подразумевается, что на борту присутствует полный бак горючего, необходимое количество воды для питья, экипаж и провиант;
  • порожнее – это способность выталкивания воды с установкой на борту двигателя, снабжения, но при отсутствии горючего, личных вещей, провизии и людей;
  • обмера. На борту присутствуют паруса, снабжение, но нет экипажа, горючего и других вещей. Используется только для парусных видов лодок.

Значение водоизмещения на чертежах описывается буквой V и измеряется в м3. Используется для определения характеристик коэффициентов полноты судна. Существует некоторое отличие от весового водоизмещения, так как последний показатель описывает груз судна и вычисляется в тоннах, а коэффициенты полноты судна учитывают плотность воды. Расчёты проводятся по формуле D = p*V, где p – справочная плотность воды.

Для сравнения нескольких чертежей судов используют коэффициенты полноты без использования размеров, среди них:

  • коэффициент полноты водоизмещения (б) судна – связывает габариты корпуса и уровень его погружения. Для его определения важно учитывать соотношение объёма выталкиваемой жидкости до КВЛ к параллелепипеду с равными сторонами [б=V/(L*B*T)]. По мере уменьшения показателя обводы, днища заостряются, с обратной стороны, снижается полезный объём днища под водой;
  • коэффициент полноты ватерлинии (а) – это соотношение площади ватерлинии к прямоугольной конструкции со сторонами L и B [a=S/(L*B)];
  • коэффициент полноты мидель шпангоута (b) рассчитывается на основании соотношения площади миделя и прямоугольного каркаса с параметрами сторон B и T [b=X/(B*T)].

Значение водоизмещения «а» описывает величину заострённости ватерлинии в области оконечностей и изменения в изначальном уровне остойчивости. По мере увеличения «а» улучшается качество остойчивости судна, но при рассмотрении лодки водоизмещающего класса, снижается качество обтекаемости всего корпуса и несколько ухудшается ходкость (заметнее всего при волнении или значительной нагрузке).

Коэффициент b только косвенно описывает качество распределения объёма и степень влияния обводов днища на ходкость конструкции. Чаще всего значению присущ призматический коэффициент «ф» (продольная полнота), он описывает отношение между объёмным водоизмещением к призме, при условии частичной погружённости миделя, и высотой – длина конструкции вдоль ватерлинии. Коэффициент имеет жёсткую привязку к б и b, что выражается формулой: ф=б/b.

Источник