Что такое корма и нос сухогруза

Что такое корма и нос сухогруза thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 мая 2018; проверки требуют 7 правок.

У этого термина существуют и другие значения, см. Корма (значения).

Транцевая корма парусника

Корма́ — задняя часть корпуса военного корабля или торгового судна; подразделяется на надводную и подводную части[1]. Форма подводной части кормы в определённой мере влияет на управляемость судна и сопротивление воды его движению. Форма надводной части кормы зависит от предназначения корабля (судна) и его размеров. Кормовая часть корабля была обычно рядом с управляющими элементами корабля (руль, судовые колёса, винт и прочее). Поэтому кормовая часть корабля обычно принадлежала капитану и в этой части корабля находились капитан и его помощники. Кормовая часть корабля обычно была защищена от ветра при движении корабля, в ней располагались элементы убранства корабля (галереи, каюты и хранились награды, которые были вручены этому кораблю). Кормовая часть корабля была самая уязвимая — поэтому в бою основной целью была корма. В кормовой части стали размещать основные приборы корабля. Также термин применим к авиации, в отношении воздушных судов.

В деревянном судостроении[править | править код]

Богатое украшение транцевой кормы на судне середины XVII века

Изначально парусные корабли имели практически симметричные обводы носовой и кормовой частей, что, в частности, позволяло парусно-гребному кораблю легко причаливать носом к необорудованному побережью и отходить от него задним ходом. Однако, по мере увеличения размеров кораблей, это преимущество оказалось менее актуальным, зато появилась необходимость во вместительных внутренних помещениях для размещения груза и команды.

Так как длина корабля была ограничена, получить дополнительный объём можно было за счёт придания корме более полных обводов и возведения кормовой надстройки — полуюта (ахтеркастля). Кроме того, появление около XII века навесного руля вместо рулевых вёсел вынуждало придавать ахтерштевню прямую форму, что также способствовало изменению формы кормы в целом. Со временем появились корпуса, у которых корма была срезана, что позволило упростить её конструкцию, а сам срез — «транец» (или иначе «шпигель»[2], от нем. Spiegel — «зеркало») — зашит досками.

Видимо, впервые плоская транцевая корма появилась на каравеллах около XV века. Впоследствии она распространилась практически на все типы судов и кораблей и на столетия стала характерной деталью европейского кораблестроения. Хотя, к примеру, голландцы обычно строили корабли не с транцевой, а с очень полной округлой кормой (см. флейт). Однако в конечном итоге победила не голландская, а английская школа кораблестроения, подразумевавшая наличие транца. Транец обычно богато украшался росписью и резьбой по дереву, на нём располагались окна капитанской каюты и офицерского салона, многоэтажные галереи с балюстрадами.

Отход от транцевой кормы наметился лишь в начале XIX века, когда сюрвеер (наблюдающий за строительством кораблей) британского Королевского флота сэр Роберт Сеппингс обратил внимание на то, что плоская корма ослабляет конструкцию корпуса и делает корабль уязвимым для продольного огня артиллерии. Он предложил делать корму не плоской, а круглой или эллиптической, с поворотными шпангоутами и толстой обшивкой, соответствующей бортовой. Это нововведение быстро распространилось во всех флотах мира.

Китайцы на своих джонках с самого начала выполняли корму транцевой, по сути это была последняя из поперечных переборок, которые у джонок играли роль шпангоутов. Более того, носовая часть джонок также нередко имела транцевую конструкцию.

В современном судостроении[править | править код]

Транцевая корма современного судна

Транцевая корма американского эсминца УРО Wayne E. Meyer (DDG-108)

К середине XIX века транцевая корма практически вышла из употребления на больших судах и кораблях, применяли её лишь при строительстве шлюпок и небольших судов прибрежного плавания.

После появления быстроходных паровых кораблей получила распространение корма с очень острым обводом, соответствующая наилучшей обтекаемости корпуса. Однако оказалось, что на высокой скорости такой корпус с острыми образованиями кормы приобретает сильный дифферент на корму из-за малого запаса плавучести в кормовых отсеках. Кроме того, корма сильно забрызгивалась водой, а гребные винты оказывались уязвимы для боковых удараов, для чего над ними приходилось выполнять специальное ограждение. Поэтому в первой половине XX века наметился переход обратно к транцевой корме.

Например, на советских быстроходных (43 узла) лидерах эсминцев проекта 1 «Ленинград» корма имела острые образования, однако в ходе испытаний было выявлено появление значительного кормового дифферента на полном ходу, что вынуждало принимать балласт в носовые отсеки, ухудшавший ходовые качества корабля. Поэтому на переработанном варианте проекта — лидерах пр. 38 «Минск» — конструкторы применили транцевую корму. Лидеры типа «Минск» с транцевой кормой показали на испытаниях несколько меньшую по сравнению с «Ленинградами» скорость (примерно на 3 узла) из-за ухудшения обтекания корпуса, однако на службе их скоростные возможности оказались вполне сравнимыми, при этом корабли с транцевой кормой были намного удобнее в эксплуатации, а также проще и дешевле в постройке.

Транцевая корма предотвращает появление дифферента на высокой скорости, почти не забрызгивается водой и хорошо защищает гребные винты. Кроме того, на ней удобно располагать минные скаты, предназначенные для сброса мин. На грузовом корабле транцевая корма также увеличивает внутренний объём корпуса. Особенно важно применение транцевой кормы для глиссеров, у которых она наряду с реданом днища является частью системы динамического поддержания корпуса при движении в режиме глиссирования. У моторных лодок на транец крепится подвесной мотор.

См. также[править | править код]

  • Гакаборт
  • Каммбэк — аналог транцевой кормы в автомобильной аэродинамике.

Примечания[править | править код]

Источник

Морское судно это как плавучий город, состоящий из деталей и элементов. Судно нельзя представить без его основных частей – корпуса судна, машинного отделения и навигационного мостика. Из чего же еще состоит морское судно?

Корабль состоит из видимых и не видимых элементов. К примеру: винт, якорь, бак, киль, надстройка, перо руля, мачта, навигационный мостик и подруливающее устройство – основные видимые элементы. Трюм, балластные танки, топливные танки, кофердамы, двойное дно и т.д. – невидимые элементы судна.

Чтобы понять из чего состоит судно, нам придется разобрать судно по частям.

Пеленгаторная палуба (Monkey Island)

·         Находится над навигационным мостиком
·         В прошлом использовалось моряками для обсервации, пеленгования и ориентирования в море.
·         На этой палубе установлены антенны навигационного оборудования мостика: VDR, АИС, радары прикреплены к мачте, антенны коммуникационного оборудования (VHF, MF/HF), НАВТЕКС и так далее. Так же присутствует мачта, на которой помимо антенн находятся навигационные огни.

Навигационный мостик (Bridge)

·         Судовой мостик – командный центр корабля. Отсюда управляется судно с помощью навигационного оборудования и вахтенного офицера.
·         С мостика можно управлять палубными устройствами, главным двигателем и навигационной системой корабля.
·         Рутинная работа на мостике состоит из: мониторинга скорости, курса и позиции судна, наблюдение за погодными условиями и состоянием моря, связь с другими судами, а так же с берегом.

Труба (Funnel)

·         Она же — дымовая труба, предназначена для выброса дыма с машинного отделения.
·         Задача дымовой трубы – выброс выхлопных газов подальше от палубы и экипажа. Именно поэтому она находится выше мостика.

Надстройка (Accommodation)

·         Надстройка на судне служит как жилой дом для экипажа. В нем есть все возможные удобства для команды корабля: офисы, спортивные тренажеры, каюты, госпиталь, кают-компания, комната отдыха, прачечная, камбуз и другие помещения.
·         Это основная часть судна, которая включает в себя:  систему подачи воды, расфасовку мусора, вентиляцию помещений, систему сточных вод, охлаждающую систему и так далее.
·         Часть корабля с помещениями для отдыха, медицинской помощи и склада для еды.

Палуба дымовой трубы (Funnel deck)

·         Как писалось выше, основная функция дымовой трубы – выброс выхлопных газов.
·         Трубы не устанавливаются под прямым углом. Дымоход установлен под маленьким углом наклона в сторону кормы, чтобы газы не попадали на палубу или навигационный мостик.

Шлюпочная палуба (Boat Deck)

·         Корпус судна разделен на палубы.
·         В зависимости от нахождения, палубы на судне делятся на 6 категорий: основная палуба, корма, верхняя палуба, нижняя палуба, открытая палуба и бак.
·         Шлюпочная палуба прикрывается от непогоды, что дает матросам место для работы.

Мачта (Mast)

·         Это высокая конструкция, которая возвышается вертикально по линии центра судна.
·         У мачты существует несколько предназначений. Основная задача это конечно навигационные огни. Второстепенная задача это место для расположения антенн навигационного оборудования.

Крылья мостика (Flying Bridge или Bridge Wings)

·         Это продолговатая конструкция на открытой палубе или мостике. Дает хороший обзор для штурманов как в носовую, так и в кормовую часть судна.
·         Имеет в наличии дублирующие устройства управления судном, которые благодаря отличному обзору помогают капитану и лоцману швартоваться или отшвартовываться.

Форштевень (Stem)

·         Самая носовая точка судна.

Бак (Forecastle)

·         Бак – носовая часть судна. Составляет примерно 7% от всей длины судна.
·         Раньше, на военных судах, использовался солдатами в оборонительных целях.
·         Бак используют для якорных и швартовочных операций, погрузочных работ в трюме, хранения палубных материалов.

Основная палуба (Main deck или Foredeck)

·         Начинается от носовой части надстройки и заканчивается началом бака.

Бульба (Bulbous Bow)

·         Выпуклость в носу судна сразу под ватерлинией.
·         Рассекает волны, что позволяет судну идти быстрее, экономить топливо и иметь повышенную остойчивость.
·         Суда с бульбой имеют меньший расход топлива примерно на 12-15%.
·         Бульба так же увеличивает плавучесть носовой части судна, что позволяет уменьшить килевую качку до определенного момента.

Кормовая часть судна (Stern)

·         Задняя часть судна. Спроектирована с учетом малой сопротивляемости трения, повышенным эффектом хода и уменьшением винтовой вибрации.
·         Именно с задней части судна выталкивается вода. Винт и перо руля находятся в этой части судна.

Подруливающие устройства (Side Thrusters)

·         Представляет из себя винт, который может работать только в стороны бортов судна.
·         Помогает маневрировать на малом ходу во время швартовочных операциий в порту.

Рулевое устройство (Rudder)

·         Необходим для маневрирования судном. Представляет из себя плоскую конструкцию установленную перед винтом.
·         Состоит из следующих частей: баллер руля, рулевой привод, рулевая машина, контрольные приборы.

Винт (Propeller)

·         Механическое устройство с лопастями.
·         На морском судне может быть до трех винтов.
·         Без винта, судно не будет двигаться с места.

Малярная (Paint Room)

·         Место для хранения краски.
·         Для предотвращения взрывов и отравления посетителей имеит винтеляцию – вытяжку с подачей кислорода.
·         Помещение оснащено системой быстрого тушения пожара углекислым газом.

Помещение аварийного генератора (Emergency Generator Room)

·         Когда основное устройство подачи электричества на судне выходит из строя автоматически включается аварийный генератор.
·         Он находится на кормовой палубе вдали от машинного отделения и имеит личный распределительный щит.
·         Должен быть легок в использовании и заводится даже при нулевой температуре.

Балластные танки (Ballast Tanks)

·         Подобные отсеки судна нужны для хранения забортной воды, что позволяет судну улучшать остойчивость.
·         Обслуживание этих помещений важно, так как металл в соленной воде быстро ржавеет.

Топливные танки (Bunker tanks)

·         Нужны для хранения топлива и смазочных масел на судне.
·         В целях безопасности эти помещения находятся вдали от возможных источников огня.

Туннельный киль судна (Duct keel)

·         Представляет из себя полую конструкцию из двух балок и металлических пластин соединенных между собой, что формирует коробчатую конструкцию.  
·         Встречаются на судах с двойным дном.
·         Многофункциональная часть судна, которая служит для водонепроницаемого прохода вдоль судна, место для магистрали балластных, водяных и других труб.
·         Имеет замерочную трубу для обнаружения протечки.

Судовые краны (Ship Cranes)

·         Используются для грузовых операций (выгрузка и погрузка)
·         Встречаются либо электрические краны, либо гидравлические.
·         Грузовой подъем кранов варьируется от 15 до 4000 тон.

Грузовой трюм (Cargo hold)

·         Закрытое помещение для хранения различного груза или контейнеров.
·         Находится под палубой.
·         Основная функция – предотвращения повреждения груза от дождя или морской воды.

Крышки трюма (Hatch covers)

·         Служат для предотвращения загрязнения или повреждения груза.
·         Не пропускают воздух, а так же водонепроницаемы.
·         Дизайн крышек зависет от типа судна, но основные требования к ним это возможность быстро открыть и закрыть.
·         Раньше трюмные крышки открывались с помощью кранов или лебедок. В наше время оперируются гидравлическим путем.

Надводный борт (Freeboard)

·         Можно охарактеризовать как высота между ватерлинией и основной палубой.
·         Подобная дистанция показывает запас плавучести судна, что помогает понять остойчивость, а так же другие качества судна.
·         Минимальная высота надводного борта одобряется специальной организацией класса судна.
·         Высота надводного борта тесно связана с количеством груза на борту.

Корпус судна (Hull)

·         Водонепроницаемая часть судна, которая может быть открыта или закрыта палубой.
·         Корпус судна построен из балок, стрингеров и переборок.
·         В зависимости от особенностей и типа судна, строение балок и стрингеров может быть продольным, вертикальным или перемещенным. Перемещенный тип строения корпуса считается самым крепким.

Существуют необходимые составные корабля, а есть дополнительные для комфорта или улучшения судоходства судна.

Все элементы судна проверяются и обслуживаются постоянно, иначе судно может стать непригодным для плавания в море.

Была ли эта статья полезна вам? О каких частях судна вы хотели бы узнать поподробней?

С уважением, Sea-Journal.ru

Источник

Корма – кормой называют заднюю часть корпуса корабля, судна, лодки или яхты, суть одна. Она делится на надводную и подводную части. Форма подводной кормы оказывает влияние на управление яхты и на сопротивление воды при движении. Форма кормы надводной зависит от предназначения судна, она может быть овальной, или иметь вид отсеченного куска яхты.

Корма клубной яхты “Альфа”

Нос – это название носит передняя часть судна. Понятия «нос» и «корма» используются как для обозначения позиций на лодке: «пойти на нос», когда человек идет на носовую часть яхты, «находиться на корме» соответственно, так и для определения объектов за пределами лодки: «пройти по корме», то есть пройти за судном; «прямо по носу» — находящийся на линии прямо перед судном.

Борт – бортом именуют боковую стенку (сторону) судна. Следующие понятия тесно связаны с понятием сторон судна.

По левому борту, это выражение употребляют, когда речь идет о той стороне яхты, которая расположена слева, если смотреть с кормы на нос, и выражение по правому борту, когда речь идет о стороне, которая расположена справа, если стоять также. Правый и левый борт имеют английские названия, которые плотно закрепились в обиходе всех моряков мира. Так, правый борт принято называть starboard side (старборд сайд), а левый — port side (порт сайд), чтобы долго не произносить длинную конструкцию слова достаточно употребить просто старборд доя обозначения правого борта и порт для левого. Иногда борта удобнее называть по направлению ветра подветренный и наветренный.

Левый борт яхты

Подветренная сторона – сторона, противоположная той, на которую дует ветер. С этой стороны удобно выкидывать мусор или стряхивать пепел.

Наветренная сторона – это сторона яхты, на которую дует ветер. Перемещаться по борту лучше с этой стороны, так как она будет выше, чем сторона подветренная. Также и с кораблями, тот корабль, который находится ближе другого корабля к линии ветра, занимает наветренное положение.

Гик – горизонтальная балка, которая закреплена к мачте на судне. Тесно взаимодействует с гротом, главным парусом на судне. Гик нужен для удержания нижней части грота, на гике растягивается нижняя часть парусов. Благодаря ему совершаются настройки и повороты паруса. При повороте оверштаг гик задействуется минимально, так как разворот парусов происходит не глобальный. А вот при повороте фордевинд происходи сильный разврот парусов.

Гик

Руль – у яхт руль то не просто элемент управления, а целая рулевая система, которая состоит из пера руля, баллерной коробки и рычага (румпеля). Перо руля является основным элементом руля, оно может быть плоской формы или обтекаемой, внешнее похоже на плавник. Рычаг или румпель необходим для того, чтобы капитан мог управлять лодкой, т.е. задавал силу поворота пера руля, обычно это круглый штурвал или рычаг. А осуществляет взаимодействие между пером руля и рычагом баллер. Он представляет собой устройство, предназначенное для осуществления поворота пера руля относительно корпуса парусного судна.

Штурвал

Оверштаг – это один из двух основных поворотов судна. Такой поворот считается безопасным, так как требует мало места и времени, при этом выполняется на большой скорости. При этом повороте лодка пересекает линию ветра носом, т.е. находится в положении левентик. Иногда может возникнуть ситуация что при сильном ветре яхта зависнет в положении левентик и получит задний ход. Тогда это будет называться оверштаг через задний ход, это такой же поворот, только используется движение назад, а не вперед.

Фордевинд – второй наименее безопасный поворот судна. При этом повороте ветер направлен в корму лодки. Отсюда и пришло выражение «попутного ветра», хоть как получается ветер то попутный, а вот маневр не самый безопасный. При сильном ветре не рекомендуется делать. Тот ил иной поворот совершается при наличии определённых условиях и целей. К этому повороту прибегают крайне редко, если только нельзя выполнить первый поворот.

Вам может быть интересно: Хочу в яхтинг: с чего начать?

Источник