Что такое корма на подводной лодке

Начинающему или заядлому рыбаку важно знать строение лодки для того, чтобы правильно ремонтировать её и, конечно, покупать разные элементы, в том числе и само плавсредство. Вот, например, увидите в характеристиках или инструкции слово “корма”, “транец”, задумчиво почешите затылок и пойдете расспрашивать, что же это такое. Или поломается у вас какая-то часть лодки, а вы и не знаете, как она называется, что купить, а брать с собой сломанный элемент — не всегда хорошая идея. Поэтому мы решили рассказать вам, из чего состоит плавсредство.
Из чего состоит лодка?
И сразу полезные картинки:
Теперь давайте разбираться. Любое судно, в том числе и маломерное, состоит из корпуса, в котором есть набор и обшивка (первый служит основанием для второй).
Но в лодках ПВХ, как из нашего ассортимента, по сути, только обшивка, что значительно упрощает не только процесс изготовления, но и эксплуатации. Обшивка обеспечивает плавсредству водонепроницаемость, жёсткость и прочность.
Интересное видео о том, как производятся ПВХ-лодки:
Как это сделано ? — Лодки
Другие составляющие лодки (мы отметим те, которые есть или могут быть на всех плавсредствах, в том числе ПВХ):
- Переднюю часть корпуса именуют носовой, а заднюю кормовой (что это — корма на лодке, расскажем чуть ниже).
- Нижняя часть — днище.
- Стороны по бокам — борта.
- Слань (пайол) — настил. Читайте об этом здесь.
- Сверху находится палуба. Она есть не на всех маломерных плавсредствах.
- Кокпит — это открытое внутреннее пространство. Отдельная статья о нём здесь.
- Транец — друг моторных лодок, находится с кормы, это основание для установки лодочного мотора.
- Фальшборт — это продолжение основного борта над палубой в его носу и немного дальше. Если он находится в корме, то называется гакабортом. Фальшборт может быть временным или съёмным.
- Киль — это основная продольная связь, которая идёт по всей длине судна и обеспечивает его прочность. В надувных лодках это дополнительный надувной отсек в дне лодки. О килевых лодках мы тоже рассказывали вам здесь.
- Стрингеры — внутренние продольные связки, алюминиевый профиль для придания жёсткости и устойчивости (пол не “играет”, корпус лодки становится более жёстким). Например, в лодках ПВХ продольные стрингеры не позволяют пайолам изгибаться.
- Привальный брус (его тоже называют фальшбортом) защищает борт, выполняет роль защитного бампера при швартовке.
Здесь не все составляющие лодки. Терминов больше, это основные. Постепенно мы вам обо всё расскажем.
Отдельное внимание сейчас уделим корме.
Что такое корма?
Очень просто понять, где это — корма лодки: сзади плавсредства. Спереди находится нос, сзади корма. Состоит из надводной и подводной части. Первая влияет на управляемость судна и сопротивление воды его движению. Надводная часть по форме может быть разной, всё зависит от предназначения плавсредства и его размеров.
С помощью этой картинки вы точно поймёте, где находится корма у лодки и корабля:
корма эсминца
Теперь вы ещё лучше разбираетесь в устройстве лодки и вам будет проще выбрать подходящий вариант из нашего ассортимента. И помните: хорошая лодка — верный помощник рыбака!
Приятной рыбалки!
Вопрос — ответ
Вопрос: Корма на надувной лодке — что это?
Имя: Ярослав
Ответ: Это задняя часть лодки. Передняя область называется носом, задняя — кормой.
Вопрос: Корма лодки — в какой части, где это находится?
Имя: Егор
Ответ: Находится сзади плавсредства. Состоит из подводной и надводной части. Форма кормы зависит от конструкции и типа лодки.
Источник
Рубрика «Вопрос-ответ» содержит ответы на наиболее часто задаваемые вопросы относительно лодочной тематики. Данная статья посвящена строению водного транспорта. Если вы не нашли ответ на свой вопрос то задайте его в комментариях ниже и мы постараемся дать ответ на него.
Что входит в строение судна ?
Несмотря на различия по классам, все суда имеют одинаковые составные элементы. В них входят следующие: корпус, судовые устройства, рубки, силовые установки, надстройки и оборудование помещений. На всех судах, за исключением гребных, имеется также электрооборудование.
Как называются части корабля?
Основными частями корабля являются:
- корма- часть, расположенная сзади
- нос – передняя часть
- бак – боковая часть. Исходя из строения, у каждого корабля имеется 2 бака
- ют – часть корабля, расположенная вблизи кормы
- мачта – деревянная или металлическая труба, располагающаяся перпендикулярно поверхности в середине корабля
- Дополнительными частями можно назвать рубку, дымоход, штурвал и т.д.
Как называется носовая часть корабля?
Носовая часть корабля иначе называется форштевнем. Основным ее предназначением является уменьшение сопротивления воды во время движения. Ранее на носу также имелся гальюн, но со временем его использование утратило свою актуальность.
Где находится корма у судна?
Кормой корабля (равно как и любого другого судна) называется его задняя часть. Она состоит из двух элементов – надводного и подводного. От подводной части во многом зависит скорость и маневренность во время движения. Надводная часть имеет разные размеры, в зависимости от габаритов самого корабля.
Кокпит что это?
—
Кокпит – основная часть корпуса лодки, на которой во время движения должны находиться пассажиры. Как правило, располагается по всей площади лодки, за исключением носовой части и кормы.
Как называется окно на корабле?
Окно корабля иначе называется иллюминатором. Существуют также иные типы окон – люки, заслонки, шахты и т.д. Внешне иллюминатор представляет собой застекленное окно округлой формы. Как правило, располагается он на верхней палубе и предназначается для проникновения естественного света.
Что такое мидель лодки?
Мидель – это условное сечение плоскостью, проходящее через середину корабля либо иного судна. Основной функцией миделя является расчет коэффициента наполняемости корпуса. Относительно параметров следует заметить, что мидель не всегда является самой широкой частью судна.
Где корма у лодки?
Корма у лодки – задняя часть, соединяющая 2 бака. По аналогии с другими судами, на лодке корма состоит из двух частей. Ввиду небольших размеров подводная часть на лодочной корме присутствует формально, а ее высота составляет всего несколько сантиметров.
Что такое форштевень?
Форштевень – это крайняя часть носа плавучего судна. Основным ее предназначением является уменьшение сопротивления воды во время движения. От угла форштевня по большей части и зависит, насколько эффективным будет уменьшение сопротивления.
Что такое шпангоут на судне?
Шпангоут (или иначе его называют «мидель») – это условное обозначение плоскости, пересекающей судно посередине. Данное пересечение проходит перпендикулярно плоскости днища. Основная функция шпангоута – измерение коэффициента вместительности корпуса судна.
Что такое мидель-шпангоут?
Шпангоут или мидель – это условная линия, которая пересекает судно посередине перпендикулярно поверхности днища. Как правило, это наиболее широкая часть судна, однако встречаются и исключения. Функция шпангоута чисто математическая – измерение вместимости судна.
Что такое киль корабля?
Киль корабля – это балка, проходящая по нижней части днища корабля по всей его длине. Предназначением киля является сцепление прочих элементов судна и обеспечение максимальной прочности и устойчивости корпуса. Как правило, изготавливается киль из того же материала, что и само днище.
Килеватость лодки, что это?
Килеватость – это математическая величина, которая показывает уровень погружения судна в воду от поверхности до киля (окончания днища). С другой точки зрения, килеватостью называется форма днища, которая влияет на глубину погружения судна над поверхностью воды.
Как называется высота борта на миделе?
Мидель – это условное обозначение, формально показывающее пересечение плоскостью посередине судна перпендикулярно его поверхности. Высота борта на миделе – это расстояние от поверхности воды до крайней верхней точки борта судна в данном месте. Именно от этой высоты зависит вместимость судна.
Что такое штевень?
Штевнем называют кусок бруса, располагающийся в носовой или кормовой части судна. Его предназначением является исключительно соединение отдельных элементов кормы (носа), увеличивающее прочность всего корпуса. Штевень по форме повторяет форму самого судна. Необходимо, чтобы при его соединении с кормой или носом не было трещин или прочих свободных пространств.
Что такое були?
Були – набойки на бортах лодки, сделанные из алюминия или иных прочных материалов. Основным предназначением является обеспечение устойчивости судна.
Что такое транец?
Транец – это кормовая часть особой формы, характерная для некоторых моторных и большинства надувных лодок. Основное предназначение – крепление навесного мотора. Поскольку поверхность судна в данном случае фактически плоская, крепление становится максимально прочным, а для надувных лодок тем самым выполняется защита от соприкосновения с винтом мотора.
Источник
Подводная лодка проекта 641Б
Дизельная подводная лодка проекта 641Б “Новосибирский комсомолец” Б-396, построенная в Горьком, начала нести службу под военно-морским флагом СССР двадцать восемь лет назад. В отличие от своих сестер, за исключением Б-505 и Б-307, “Новосибирский комсомолец” не был переплавлен на иголки после катастрофического сокращения российского Флота, а продолжает и сегодня существовать. Правда не как боевая единица Флота, а в виде музейного экспоната. И если Б-505 находится в таком же статусе в Гамбурге, то “Новосибирского комсомольца” можно увидеть в тушинском парке возле причала на Москва-реке.
Корма подводной лодки Б-396 у причала на Москва-реке.
Якобы для облегчения доступа на лодку с физическими ограничениями московская лодка была серьезно изменена. Разумеется количество отсеков у нее осталось прежним, но зато в переборках появились специально прорезанные порталы, а также было частично удалено оборудование.
6 — баллоны системы ВВД; 32 — пятый дизельный отсек; 33 — вспомогательные механизмы; 34 — дизельный двигатель; 35 — топливно-балластные цистерны; 36 — шестой электро-механический отсек; 37 — электрощиты; 38 — электродвигатель средней линии вала; 39 — якорный шпиль; 40 — седьмой отсек; 41 — кормовой люк; 42 — электродвигатель экономического хода; 43 — средняя линия вала; 44 — аварийный буй; 45 — приводы кормовых рулей.
Если с отсутствием настоящих аккумуляторных батарей во втором и четвертом отсеке можно смериться – все равно их не видно в аккумуляторных ямах на средних и нижних палубах, то пустота верхней палубы пятого отсека, в котором располагались по проекту три дизеля, оставляет после себя только разочарование. Особенно в связи с тем, что нельзя спуститься вниз, в сторону трюма и посмотреть во всей красе на машины, без которых вообще нельзя представить дизельную подводную лодку.
Три дизеля мощностью 1900 л.с на лодках 641Б проекта обеспечивали надводную скорость в пятнадцать узлов. На Б-396 сегодня оставлен только один дизель по правому борту. Остальные два – демонтированы.
Манекен в теплоизоляционном костюме. ЛОХ – лодочная объемная химическа система пожаротушения с помощью подачи в горящий отсек фреона.
Как и у советских лодок предыдущих поколений дизеля непосредственно вращали винты в надводном положении и при движении под РДП. Только на более продвинутых лодках проекта 877 “Варшавянках”, начатых строительством примерно в тоже время, что и “Новосибирский комсомолец”, будет конструкционно обеспечено движение в надводном положении под электромоторами.
Почти не заметен в пятом отсеке компрессор, служивший для пополнения запаса воздуха высокого давления.
В шестом отсеке подводных лодок проекта 641Б находились электродвигатели, вращавшие три вала. Два бортовых главных электродвигателя мощностью 1350 л.с., один средний в 2700 л.с.
Управление тягой электродвигателей.
ШДА – шланговый дыхательный аппарат для подключения к системе воздуха низкого давления в случае аварийной ситуации. Например, пожара.
Муфты на правой линии вала в трюме. Чистота и порядок. Никакой воды и масла в трюме.
Седьмой отсек, если не считать прорезания в прочном корпусе выходного портала, сохранился на первый взгляд в минимально измененном состоянии. Отличием “Новосибирского комсомольца” и его сестер от лодок проекта 641 без буквы “Б” было то, что впервые на советских дизелюхах в кормовом отсеке не были установлены торпедные аппараты.
Шконки матросов-подводников. Седьмой отсек, вид в корму
Более продвинутые торпеды и системы заряжания торпедных аппаратов, размещенные в первом отсеке, позволили в итоге улучшить условия жизни подводников внутри прочного корпуса.
Устройство Дистанционного Удаления Контейнеров (ДУК)
Сегодня в седьмом отсеке кроме шконок матросов можно увидеть необходимую вещь для повседневной жизни подводников – ДУК, аппарат, из которого на перископной глубине отстреливался бытовой мусор.
Кроме того, через ДУК в случае необходимости с большей глубины можно было запускать имитаторы, способные некоторое время обманывать гидроакустиков противника. Имитаторы были двух типов. Одни в воде создавали облако пузерьков воздуха, за которыми нельза былоой прощупать акустическим локатором корпус преследуемой подводной лодки. А вторые некоторое время, пока не сядет батарейка, производили шум, похожий на шум, издаваемый лодкой, с которой запускался имитатор.
Пеналы с шумоимитаторами.
Так же в седьмом отсеке находится специальное устройство для запуска этих шумоимитаторов:
Станция пожаротушения ВПЛ с катушкой и белая “пушка” для стрельбы шумоимитаторами.
Разумеется, все эти имитаторы могли ввести противника в заблуждение на короткое время. А при наличии компьютера они вычислялились и отсеивались мгновенно. Более правдоподобные имитаторы могли запускаться только из торпедных аппартов. Соответственно, они уже обладали большим запасом хода и более правдоподобно изображали подводную лодку.
Кормовая станция насосов гидравлики.
Поскольку седьмой отсек подводных лодок 641Б проекта – это отсек живучести, в нем располагается кормовой люк, через который в случае затопления лодки члены экипажа могли выйти наружу. При нахождении лодки на дне на глубине до ста метров с помощью аппаратов ИДА-59, на большей глубине – с помощью водолазного колокола, пристыковываемого к комингс-площадке выходного люка.
В седьмом отсеке также находился главный электродвигатель экономического хода и запасной пункт управления рулями.
Правый винт и вертикальный руль за ним.
Подводная лодка 641Б проекта. Всплытие в надводное положение.
Подводная лодка “Сом” проекта 641Б >>>
Подводная лодка “Новосибирский комсомолец”. Торпедный отсек.>>>
Подводная лодка “Новосибирский комсомолец”. Центральные отсеки >>>
Другие рассказы о подводниках >>>
Источник
Подводные лодки – невероятные технологии. Не так давно военно-морская сила полностью работала над водой; с добавлением подводной лодки к стандартному военному арсеналу, мир под поверхностью стал полем битвы.
Адаптации и изобретения, позволяющие матросам не только сражаться, но и жить в течение месяцев или даже лет под водой, являются одними из самых ярких событий в военной истории.
В этой статье вы узнаете, как подводная лодка погружается и движется под водой, как поддерживается жизнеобеспечение, как получает свое военное превосходство, как ориентируется в глубоком океане и как подводные лодки могут быть спасены при аварийных ситуациях.
ПОГРУЖЕНИЕ И ДВИЖЕНИЕ
Подводные лодки или корабли могут плавать, потому что вес воды, которую они вытесняют, равен весу судна. Это разность уровней воды создает выталкивающую силу, называемую силой Архимеда. Действует эта сила против силы тяжести, которая тянет корабль вниз. В отличие от корабля, подводная лодка может управлять своей плавучестью, что позволяет ей погружаться и всплывать по своему усмотрению.
Для управления плавучестью на подводной лодке имеются балластные и вспомогательные цистерны, которые могут быть поочередно заполнены водой или воздухом. Когда подводная лодка находится на поверхности, балластные цистерны заполнены воздухом, а общая плотность подводной лодки меньше, чем у окружающей ее воды. Для погружения подлодки балластные цистерны заполняются водой, а воздух выгоняется, пока общая плотность судна не станет больше, чем у воды, и подводная лодка начинает погружаться (отрицательная плавучесть). Сжатый воздух хранится на борту подводной лодки в специальных емкостях и используется для жизнеобеспечения и закачки в балластные цистерны. Кроме того, у подводной лодки есть подвижные наборы коротких «крыльев», называемых гидропланами, на корме, которые помогают контролировать угол погружения. Когда гидропланы расположены под углом, вода перемещается по корме, заставляя корму двигаться вверх; при этом носовая часть подводной лодки смотрит вниз – происходит погружение.
Чтобы поддерживать уровень подводной лодки на любой заданной глубине, подводная лодка поддерживает баланс воздуха и воды в цистернах, чтобы общая плотность была равна плотности воды (нейтральная плавучесть). Когда подводная лодка достигает своей крейсерской глубины, гидропланы выровняются так, что подводная лодка перемещается в воде. Для управления используют хвостовой руль, чтобы повернуть направо или налево и гидропланы для управления передним углом лодки. Кроме того, некоторые субмарины оснащены подвижным вторичным двигателем, который может поворачиваться на 360 градусов.
Для поднятия на поверхность, сжатый воздух вытекает из воздушных емкостей в балластные цистерны, и вода вытесняется из подводной лодки, пока ее общая плотность не будет меньше чем у окружающей воды (положительная плавучесть), и подводная лодка всплывает. Гидропланы располагают под углом, так чтобы вода поднималась над кормой, что заставляет корму двигаться вниз; при этом нос субмарины направлен вверх. В аварийной ситуации балластные цистерны могут быстро заполняться воздухом высокого давления, чтобы очень быстро вывести подводную лодку на поверхность.
ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ
В закрытой среде подводной лодки существуют три основные проблемы жизнеобеспечения: воздух, пригодный для дыхания; наличие пресной воды; поддержание температуры.
Поддержание качества воздуха
Воздух, которым мы дышим, состоит из четырех газов: азот (78%), кислород (21%); аргон (0,94%); двуокись углерода (0,04%).
Когда мы дышим воздухом, наши тела потребляют его кислород и превращают его в двуокись углерода. Выдыхаемый воздух содержит около 4,5% углекислого газа. Наши тела ничего не делают с азотом или аргоном. Подводная лодка – это запечатанный контейнер, содержащий людей и ограниченный запас воздуха. Есть три вещи, которые должны происходить, чтобы воздух на подводной лодке был пригоден для дыхания:
– Кислород нужно периодически пополнять, поскольку он потребляется. Если процент кислорода в воздухе уменьшается, человек задыхается;
– Углекислый газ необходимо удалять из воздуха. По мере того, как концентрация углекислого газа повышается, он становится токсином;
– водяные пары, которые мы выдыхаем, должны быть удалены.
Кислород поставляется либо из емкостей под давлением, или из генератора кислорода (который может образовывать кислород при электролизе воды), или какого-то «кислородного контейнера», который выделяет кислород очень горячей химической реакцией. Кислород либо непрерывно выпускается компьютеризированной системой, которая измеряет процентное содержание кислорода в воздухе или периодически выпускается партиями в течение дня.
Двуокись углерода может быть удалена из воздуха химически, используя газированную известь (гидроксид натрия и гидроксид кальция) в устройствах, называемых скрубберами. Двуокись углерода задерживается в газированной извести химической реакцией и удаляется из воздуха. Другие подобные реакции могут достигать той же цели.
Влага может быть удалена с помощью осушителя или химических веществ. Это предотвращает конденсацию на стенах и оборудовании внутри корабля.
Кроме того, другие примеси, такие как окись углерода или водород, которые генерируются оборудованием или сигаретным дымом, могут быть удалены с помощью горелок. Наконец, фильтры используются для удаления частиц грязи и пыли из воздуха.
Поддержание снабжения пресной водой
Большинство подводных лодок имеют дистилляционный аппарат, который может из морской воды производить пресную. Дистилляционная установка нагревает морскую воду до состояния водяного пара, в котором нет солей, а затем охлаждает водяной пар в сборный резервуар пресной воды. Дистилляционная установка на некоторых подводных лодках может производить от 40 000 до 150 000 литров пресной воды в день. Эта вода используется в основном для охлаждения электронного оборудования (например, компьютеров и навигационного оборудования) и для поддержки экипажа (например, питья, приготовления пищи и личной гигиены).
Поддержание температуры
Температура океана, окружающего подводную лодку, обычно составляет около 4 градусов Цельсия. Металл субмарины хорошо проводит внутреннее тепло к окружающей воде. Таким образом, для поддержания комфортной температуры внутри лодки используют электрические нагреватели. Электричество для нагревателей получают от ядерного реактора, дизельного двигателя или батарей (аварийного).
ИСТОЧНИК ПИТАНИЯ
На атомных подводных лодках используются ядерные реакторы, паровые турбины и редукторы для привода главного карданного вала, который обеспечивает прямое и обратное движение в воде (электродвигатель управляет одним и тем же валом при движении или в аварийной ситуации).
Подводные лодки также нуждаются в электроэнергии для управления оборудованием на борту. Для обеспечения этой мощности подводные лодки оснащены дизельными двигателями, которые сжигают топливо или ядерные реакторы, которые используют ядерное деление. На подводных лодках также есть аккумуляторы для подачи электроэнергии. Электрооборудование часто запускается от батарей, а питание от дизельного двигателя или ядерного реактора используется для зарядки батарей. В чрезвычайных ситуациях батареи могут быть единственным источником электроэнергии для запуска подводной лодки.
Дизельная подводная лодка – очень хороший пример гибридного устройства. Большинство дизельных субмарин имеют два или более дизельных двигателя. Дизельные двигатели могут работать с гребными винтами или могут запускать генераторы, которые перезаряжают очень большой аккумуляторный блок. Или они могут работать в комбинации, один двигатель управляет винтом, а другой – генератором. Используют дизельный двигатель для движения и зарядки батарей, когда лодка находится на поверхности (либо на небольшой глубине – воздух в двигатель подают через специальную кишку, один конец которой находится на поверхности). Как только батареи будут полностью заряжены, подводная лодка может погружаться под воду. Батареи питают электрические двигатели, управляющие винтами. Работа от батареи – единственный способ передвижения лодки под водой. Пределы технологии батареи серьезно ограничивают время, в течение которого дизель может оставаться под водой – периодически необходимо всплывать для подзарядки.
Из-за этих ограничений, было признано, что ядерная энергия на подводной лодке принесет огромную пользу. Ядерным реакторам не нужен кислород, поэтому ядерная субмарина может оставаться под водой в течение нескольких недель. Кроме того, поскольку ядерное топливо работает намного дольше, чем дизельное топливо (годы), атомная подводная лодка не должна выходить на поверхность или в порт для дозаправки и может оставаться в море гораздо дольше.
Ядерные подводные лодки и авианосцы оснащены ядерными реакторами, которые почти идентичны реакторам, используемым на электростанциях. Реактор производит тепло для генерирования пара, который приводит в действие паровую турбину. Турбина на судне непосредственно управляет винтами, а также электрогенераторами. Два основных различия между реакторами на электростанции и корабле: реактор на ядерном судне меньше и использует высокообогащенное топливо, чтобы выделять большое количество энергии при меньших размерах.
НАВИГАЦИЯ
Свет не проникает глубоко в океан, поэтому подводные лодки должны перемещаться в воде практически вслепую. Однако они оснащены сложным навигационным оборудованием. Если на поверхности сложная глобальная система позиционирования точно определяет широту и долготу, то эта система не может работать, когда подводная лодка погружена. Под водой субмарина использует инерционные системы ведения (электрические, механические), которые отслеживают движение судна с фиксированной начальной точки с помощью гироскопов. Инерционные системы ведения должны быть точными и синхронизированными с другими навигационными системами, зависящими от поверхности. С помощью этих систем на борту подводная лодка может точно перемещаться и находиться в пределах ста метров от намеченного курса.
Чтобы найти цель, на подводной лодке используется активный и пассивный сонар. Активный сонар испускает импульсы звуковых волн, которые проходят через воду, отражаются от цели и возвращаются на корабль. Зная скорость звука в воде и время, перемещения звуковой волны к цели и обратно, компьютеры могут быстро рассчитать расстояние между п