Что такое мачта и корма на корабле

Что такое мачта и корма на корабле thumbnail

Иллюстрации взяты из открытых источников

Морское дело – наука сложная сама по себе; но его понимание людьми далекими от моря и судостроения еще больше отягощается особой терминологией, принятой среди моряков. Множество малопонятных и труднозапоминаемых названий непосвященным «сухопутным» кажутся настоящей «абракадаброй», в которой очень трудно разобраться. А разобраться хочется каждый раз, когда в руки попадается интересная книга о морских путешествиях прошлого или о пиратах далеких времен. Поэтому здесь я попытался дать по возможности простейшее объяснение основным терминам, принятым на парусном флоте, для наглядности снабдив свой доморощенный «ликбез» (кто не знает – это означает «ликвидация безграмотности») соответствующими иллюстрациями.

УСТРОЙСТВО КОРПУСА ПАРУСНОГО СУДНА

Парусник состоит из корпуса судна и его оснастки – мачт, такелажа и парусов. Корпус – основа парусника; вся остальная оснастка устанавливается на нем. Корпуса парусников длительное время изготавливали из дерева, лишь со второй половины 19-го века для строительства парусных судов стали применять сталь и другие современные материалы.

Передняя часть корпуса (нос корабля или судна) чаще всего заострена, чтобы сопротивление воды как можно меньше тормозило ход судна. Передний брус, представляющий собой носовой «нож», взрезающий волну, называется форштевень. По всему днищу парусного судна проходит киль – продольная балка, являющаяся главной частью набора корпуса. Фактически это «хребет», «позвоночник» корабля. К нему крепятся «рёбра» судна – шпангоуты, несущие на себе наружную обшивку корпуса (обшивку корпуса старинного парусника составляют доски, скрепленные гвоздями). В задней части судна на киль опирается ахтерштевень – широкий вертикальный выступ, гасящий стремление судна рыскать на волне. К ахтерштевню подвешивается перо руля, поворот которого заставляет судно менять курс. Задняя часть корпуса (корма) бывает плоской или закругленной; но на старых парусниках она была только плоской, вертикально срезанной (закругленная корма появилась лишь в середине 19 века).

Набор корпуса судна – киль и шпангоуты

В носу судна установлен бушприт – наклонная мачта (о назначении бушприта – позже). Сверху весь корпус судна покрыт дощатым палубным настилом, который служит полом для моряков, работающих наверху, и крышей – для моряков, находящихся внутри судна. Палубный настил в определенной мере способствует повышению продольной прочности корпуса, и к тому же обеспечивает удобство обитания команды; поэтому обычно парусные суда имеют не менее двух палуб – верхнюю и нижнюю, внутреннюю (на больших парусниках иногда даже две внутренних).

Верхняя палуба носовой части судна называется бак. Бак старинного парусника обычно ограждает по сторонам решетчатый гальюн, который в старину использовался, как общественный туалет команды (встречная волна исполняла роль «уборщицы»); позже гальюн стал просто традиционным украшением судна (на современных парусниках носовой гальюн встречается редко). Надстройка над баком, защищающая дальнейшую палубу судна от встречных волн, называется полубак. В районе полубака обычно установлена передняя мачта – фок-мачта. К бортам полубака с обеих сторон прикреплены крамболы – толстые короткие брусья для подтягивания к бортам якорей в убранном положении (клюзы – круглые отверстия, в которые уходят якорные канаты – располагаются под гальюнами). Средняя часть палубы называется шкафут; здесь же устанавливается грот-мачта. Участок палубы между грот-мачтой и задней бизань-мачтой называется шканцы. И полубак, и шкафут, и шканцы имеют широкие решетчатые люки для пропуска воздуха и света на нижнюю палубу. Кормовой участок палубы – ют; надстройка над ним – полуют. Внутри этой надстройки традиционно располагались каюты начальствующего состава.

Для строительства парусных судов использовалось хорошо высушенное дерево дуба, сосны и ели; отделка и украшения исполнялись из дорогого красного дерева, кедра, из древесины акаций. До середины 19-го века, пока все детали судна и их крепеж делались из дерева, невозможно было строить суда, превышающие сто метров по длине. Только с началом применения при постройке железных и стальных креплений, а затем и остальных элементов корпуса, размеры парусников стали увеличиваться. Так как подводная часть деревянного судна постепенно обрастает водорослями и ракушками, снижающими скорость, для борьбы с такими наростами подводную часть многих кораблей с 18 века стали обшивать тонкими листами меди.

ОСНАСТКА ПАРУСНИКОВ

Оснастка бывает фиксированной (стоячей) и мобильной (бегучей). Фиксированная оснастка включает мачты и ванты. Оснастка мобильная – это реи и крепления парусов по вертикали и по горизонтали.

МАЧТЫ ПАРУСНИКОВ

Мачты парусников служат для подъема парусов; они несут рангоутные реи, к которым и крепятся паруса. В древности суда имели только одну мачту с одним парусом; с развитием судостроительного искусства и увеличением размеров судов число мачт начало увеличиваться. Обычным, наиболее часто используемым стало количество в две – три мачты; однако с конца 19-го века стали встречаться крупные парусные суда с четырьмя, пятью, а иногда и с семью мачтами. С тех пор, как количество мачт начало увеличиваться, каждая мачта стала нести не по одному, а по два – три, а то и по четыре паруса. Деление парусов на более мелкие и расположение их ярусами явилось результатом умного расчета: несмотря на общее увеличение площади парусности, работу со ставшими менее громоздкими парусами могла осуществлять сравнительно малочисленная команда.

Мачты бывают вертикальные и наклонные. Наклонная мачта в носу судна называется бушприт; в общий расчет мачт она не идет (не считается первой мачтой). Бушприт служит для растяжки стоячего такелажа, удерживающего вертикальные мачты, а так же для вынесения вперед центра парусности, что улучшает маневренность судна. Угол наклона бушприта по отношению к остальным мачтам очень большой и приближается к горизонту (на старинных судах бушприт имел 36 градусов от горизонта, на современных парусниках – вообще 20 градусов). Некоторые крупные парусники 15-17 веков несли на бушприте вертикально закрепленную маленькую «мачту» – блинда-стеньгу. На ней обычно поднимался вымпел, но особо крупные корабли могли поднимать на блинда-стеньге небольшой прямой парус. Однако в начале 18-го века использование этих стеньг на бушпритах было прекращено; в этом же веке бушприт получил удлинение – закрепленную поверх него стеньгу, расположенную вдоль бушприта; она называется утлегарь.

Передняя вертикальная мачта, считающаяся первой, называется фок-мачта. Она устанавливается сразу за баком; на старинных судах, на которых обычно бывали высокие полубаки, фок-мачта выходила прямо из полубака. Средняя мачта – грот-мачта; она самая высокая, устанавливается в середине судна, на шкафуте. На двухмачтовых судах грот-мачта является второй и последней. Но иногда она бывает и первой: на некоторых типах двухмачтовых судов, на которых передняя мачта расположена почти в середине корпуса, она считается не «фок», а «грот-мачтой». Задняя, кормовая мачта трехмачтовых судов называется бизань-мачтой; она самая маленькая. На поздних многомачтовых парусниках (с четырьмя – семью мачтами) бизань-мачтой считается последняя. Все мачты перед ней именуются номерными «гротами» (1-я грот-мачта, 2-я грот-мачта, и т.д.). Хотя для старинных парусников двух- трехмачтовая система считается классикой, в 15-16 веках, когда эта система еще не полностью завоевала господствующее положение, некоторые особо крупные суда имели еще и четвертую мачту, стоявшую позади бизань-мачты, фактически на самом срезе кормы. Эта четвертая мачта, исчезнувшая к началу 17-го века, называлась бонавентур-мачтой. Сегодня ни мачта у среза кормы, ни ее название даже на многомачтовых парусниках не используется.

Английское крупное военное судно начала 16 века несет 4-ю, бонавентур-мачту на корме, а так же блинда-стеньгу на бушприте

Читайте также:  Корм для морских свинок из овощей

Все вертикальные мачты ставятся с небольшим наклоном назад (в особенности это касается бизань-мачты). Это при наполнении парусов ветром «выгибает» мачты в строго вертикальное положение и улучшает равновесие судна в направлении вперед. Мачты выполняются как из цельного ствола, так и из отдельных элементов. До 10-го века мачты были однодревками, и несли по одному большому парусу (лишь иногда на больших судах одна мачта могла иметь два паруса). Трехмачтовые суда стали распространяться с середины 15-го века; тогда же их мачты начали изготавливать из двух частей, а с начала 16-го века – уже из трех (эта конструкция не изменилась и до настоящего времени).

Нижняя часть мачты называется собственно мачтой с прибавлением наименования ее местоположения (фок-мачта, грот-мачта, бизань мачта). Над ними закрепляются средние части – стеньги: фор-стеньга и грот-стеньга; на бизань-мачте она называется крюйс-стеньга. Площадки в месте соединения мачт и стеньг, сделанные для удобства работы матросов с парусами, именуются марсами (фор-марс, грот-марс и крюйс-марс). Эти марсы так же используются как наблюдательные пункты впередсмотрящих матросов, а в бою на них размещаются стрелки, осыпающие пулями сверху экипажи вражеских судов. Выше стеньг ставятся брам-стеньги: фор-брам-стеньга, грот-брам-стеньга, крюйс-брам-стеньга (но крюйс-брам-стеньга ставится только на больших парусниках; на бизань-мачтах средних и малых судов обходятся без нее). В месте соединения стеньг и брам-стеньг находятся салинги – крестообразные двойные короткие балки, к которым крепятся верхние концы вант; так же на салинги опираются ногами работающие с парусами матросы.

Для удержания мачт на их местах используется так называемый стоячий такелаж: жестко закрепленные тросы, фиксирующие мачты с боков и сзади: фордуны, бакштаги и ванты. Фордуны и бакштаги удерживают стеньги и брам-стеньги; ванты, представляющие собой тросовые лестницы, служат растяжками для всех элементов мачт и одновременно способствуют подъему матросов на мачты для работ с парусами.

Для подвески парусов к мачтам служат горизонтальные балки – реи. Реи крепят к мачте серединой; средняя точка реи проецируется на ось судна. К рее по всей ее длине привязана верхняя кромка прямоугольного паруса; к парусине пришиты горизонтальные ряды рифов – веревок, с помощью которых парус при ненадобности убирается путем скатывания полотнища и подтягивания его к рее. Через свободные нижние края паруса пропускаются шкоты – тросы, при помощи которых надутые ветром паруса крепится к палубе: чтобы они оставались надутыми, а не поднялись и не начали полоскаться на ветру. Реи подвешиваются так, чтобы сохранять их подвижность: чтобы они могли подниматься и опускаться, и в обязательном порядке иметь свободу горизонтального вращения. Свободные концы рей фиксированы тросами, закрепленными на мачте так, чтобы рея всегда сохраняла горизонтальность.

Реи несут названия с добавлением указания, к какой именно части мачты крепится данная рея: нижние – просто реи (фока-рея, грота-рея, бизань-рея или более длинная рю-рея); выше, над марсами стеньг, крепятся марса-реи (фока-марса-рея, грота-марса-рея, крюйс-марса-рея); к верхним брам-стеньгам прикрепляют брам-реи (фока-брам-рея, грота-брам-рея и, если она есть на бизань-мачте, крюйс-брам-рея). На крупных парусниках, несущих на каждой мачте не по три паруса, а больше, реи с этим названием перемещаются вниз, на стеньги, а реи на брам-стеньгах получают прибавку бом- (фока-бом-брам-рея и т.д.). В 15-17 веках, когда бушприты еще не несли удлиняющих утлегарей, а имели на конце вертикальную блинда-стеньгу, к ней крепилась небольшая блинда-стеньг-рея; а под самим бушпритом закрепляли блинда-рею.

Для управления рангоутом и парусами служит бегучий такелаж – подвижные тросы, с помощью которых совершаются подъем и спуск рей, а так же их поворот по направлению ветра, брасопление и т.д. К бегучему такелажу относятся фалы, брасы, шкоты, топенанты, булини, галсы, гитовы и т.п. Количество этих тросов на паруснике огромно, и выполняемая ими работа многообразна, поэтому в кратком обзоре устройства парусника описание всех видов бегучего такелажа весьма затруднительно и вряд ли уместно (и без того усложнил рассказ всякими реями).

ВИДЫ ПАРУСОВ

Паруса – это полотнища из грубой плотной ткани (парусины), воспринимающие давление ветра, и использующие эту энергию для движения судна. Совокупность всех парусов называют парусным вооружением судна. В парусном флоте в ходу два основных вида парусов: прямые и косые. Прямые паруса ставят поперек судна, а косые – вдоль его диаметральной плоскости.

Прямые паруса

Прямыми парусами вооружаются в основном большие и средние суда, предназначенные для морских плаваний. Прямые паруса представляют собой четырехугольные полотнища прямоугольной или трапециевидной формы. Благодаря своей большой площади они придают судну высокую скорость, однако такие паруса не способствуют маневренности. Ведь они крепятся к реям, поднимающимся на мачтах поперек судна, и такое положение даже при боковом ветре делает лавирование трудным, а при встречном ветре вообще невозможным. Судно под прямыми парусами способно идти в сторону ветра под углом максимум в 67 градусов.

Косые паруса, устанавливаемые вдоль диаметральной плоскости судна, имеют треугольную или трапециевидную форму; их площадь меньше, чем прямых парусов. Косые паруса не позволяют судну развить высокую скорость, зато способствуют его хорошей маневренности. Вооруженное косыми парусами судно способно идти в сторону ветра при угле всего в 20 градусов! Такое парусное вооружение позволяет лавировать в архипелагах островов и вдоль изрезанной бухтами и проливами береговой линии. Из-за хорошей маневренности этого вида парусов полностью ими вооружаются обычно небольшие и совсем малые суда прибрежного плавания.

Читайте также:  Как читать состав на корме для собак

Косые паруса подразделяются на несколько видов. Наиболее распространенными являются латинские, гафельные и бермудские паруса. Латинские паруса имеют треугольную форму; длинной стороной они прикреплены к рее, косо поднимающейся на мачту; растягиваются такие паруса при помощи шкота, прикрепленного к оставшемуся свободным углу паруса. Гафельные паруса – трапециевидные, верхней стороной прикрепленные к рее, косо поднятой на мачте, нижней стороной – к рее, находящейся в горизонтальном положении; а одной из вертикальных сторон гафельные паруса крепятся к самой мачте. Бермудские паруса – треугольные; их передний край растянут по мачте, а нижний – по гику (короткой рее).

Так как прямые паруса дают хорошую скорость, а косые – маневренность, издавна на многих парусных судах используется смешанное парусное вооружение. В таких случаях оснащение прямыми парусами нескольких мачт дает судну достаточную скорость, а косые паруса на остальных мачтах повышают его маневренность. К подобным судам со смешанным вооружением относятся как большие – барки и баркентины, так и средние – бригантины и шхуны. А соотношение на этих судах объема прямого и косого вооружения определяется назначением каждого конкретного типа судна: на одних больше прямых парусов, на других – больше косых. Но и тяжелым кораблям, оснащенным для скорости только прямыми парусами, иногда бывает необходимо хоть небольшое увеличение маневренности. Поэтому даже на судах с только прямым вооружением с 18-го века используется дополнительное косое вооружение – кливера. Кливера имеют треугольную форму, и ставятся между фок-мачтой (передней мачтой) и наклонным бушпритом; их малая площадь не позволяет идти против ветра, но несколько облегчает поворотливость носа судна, что бывает полезно при выполнении разворота в море или лавировании при входе в порт. А на особо крупных и тяжелых кораблях для усиления действия кливеров используют еще и стаксели – такие же небольшие треугольные паруса, но натягиваемые между мачтами.

Вспомогательные косые паруса большого корабля: впереди – кливера, между мачтами – стаксели

НАЗВАНИЯ ПАРУСОВ ПО МЕСТУ ИХ УСТАНОВКИ

Названия парусов по месту их установки связаны с названиями рей, к которым они крепятся. Так, нижние, самые большие паруса, закрепленные на фока-рее и грота-рее, называются соответственно фоком и гротом; выше – на фока-марса-рее и грота-марса-рее – находятся фор-марсель и грот-марсель. Еще выше, на фока-брам-рее и грота-брам-рее, вывешиваются фор-брамсель и грот-брамсель. Так как реи задней мачты несут особые названия, паруса на бизань-мачте снизу вверх именуются: бизань, крюйсель и бом-крюйсель. Если на паруснике есть четвертый ярус парусов (иногда это бывало на особо крупных старинных судах, но обычно такое количество парусов практикуется на больших парусниках 20-го века), то эти паруса называются фор-трюмсель и грота-трюмсель. На старинных парусниках парус, крепившийся под бушпритом на блинда-рее, назывался блинд; а в тех случаях, когда на закрепленной на конце бушприта вертикальной блинда-стеньге имелась блинда-стеньг-рея, к ней подвешивался небольшой парус бом-блинд.

Если Вам понравилась статья, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал; так вы не пропустите новые интересные публикации!

Источник

Мачта – неотъемлемая и незаменимая часть корабля, которая относится к рангоуту. Её прямая функция – служить основанием для крепления стеньг, реев (составных частей рангоута), а также для поддержки парусов. Что можно еще рассказать о мачтах корабля? Много полезной и интересной информации вы узнаете в процессе прочтения статьи.

Высота мачт корабля, их количество

В зависимости от предназначения корабля мачты бывают различной высоты. Некоторые достигают 60 м при толщине основания 1 м.

А сколько мачт у корабля? Их количество напрямую зависит от величины судна. Длина фок-мачты и бизань-мачты напрямую зависит от того, какая высота у грот-мачты. Так, первая составляет 89 её частей, а вторая 67. Данные пропорции не являются принципиальными для всех судов. Они зависели от пожеланий конструкторов и строителей.

Когда-то расчёт грот-мачты производился следующим образом. Нужно было сложить длину нижней палубы и ее наибольшую ширину, разделить полученную сумму на два. Данная цифра и есть длина мачты корабля.

В самом начале развития судоходства и кораблестроения в состав входила лишь одна мачта и один парус. Со временем развитие дошло до того, что их на кораблях устанавливают до семи штук.

Самое распространённое явление – это снабжение корабля тремя прямыми и одной наклонной мачтой.

мачта корабля

Название мачт парусного корабля

Расположение мачты на корабле определяет её название. Например, если рассматривать трёхмачтовое судно, становится ясным, что стоящая первой от носа мачта носит название «фок-мачта».

Следующая за ней грот-мачта является самой большой. И самая маленькая носит название «бизань-мачта». Если их всего две, то грот-мачтой считается та, что находится ближе к корме.

Расположенная в наклонном положении мачта на носу корабля называется «бушприт». На старинных кораблях угол наклона составлял 36⁰, сейчас это 20⁰. Его основное предназначение обеспечить наибольшую поворотливость судна. Это достигается за счёт того, что вперёд вынесены специальные треугольные паруса.

Если на судне имеется больше трёх мачт, то все, следующие за фок-мачтой, будут именоваться 1-й грот, 2-й грот и т. д.

мачта корабля фото

Состав и материалы выполнения сооружений

Чаще всего мачты корабля (фото некоторых их видов вы имеете возможность увидеть в статье) делаются из составных частей, которые продолжают друг друга. Её основание называется мачта, а составляющие её продолжение – стеньгами. Верхняя часть мачты имеет название «топ».

Маленькое судно снабжается мачтой из одного дерева (однодеревки), а суда большего размера оснащаются составными из трёх частей. Их при необходимости можно разобрать.

Материал для их изготовления – дерево или металл. Из металла (сталь или лёгкий металл) делают трубы, которые впоследствии становятся мачтой на судне.

Читайте также:  Сухой корм vitakraft menu для ежей

Из какого дерева делают мачты кораблей? Это:

  • Ель.
  • Лиственница.
  • Пихта.
  • Пиния.
  • Смолистая сосна и т. д.

Деревья должны быть лёгкие и смолистые.

мачта военного корабля

Различные классификации мачт

Ранее различали мачты по расположению на судне:

  • Носовая.
  • Средняя.
  • Задняя.

Цель применения мачты лежит в основе её подразделения на:

  • Сигнальную. Это специальная мачта для подъёма сигнальных обозначений, флагов, огней или для установки антенн.
  • Грузовую. Она снабжена специальным механизмом крепления грузовой стрелы. Но при необходимости может выполнять те же функции, что и сигнальная мачта.
  • Специальную.Это мачты, выполненные для какого-либо специфического предназначения.

По конструкции мачты корабля делят на:

  • Одинарные. Водонепроницаемая мачта, применяется для установки на малых судах, а также парусных и вспомогательных кораблях. Они бывают двух видов, цельные и составные.
  • Треногие. В её составе 3 стальные трубы.
  • Четырехногие. Мачта обшита стальными листами по каркасу.
  • Башенноподобные. Построенные площадки располагаются по ярусам. Предназначены они для наблюдения и размещения постов.

сколько мачт у корабля

Расположение мачты на корабле и наклон

Распространение судоходства даёт для строителей немалую порцию пищи для ума. Важно правильно расположить мачты на судне. Это необходимо для того, чтобы корабль был легкоуправляемым. Постепенное развитие обусловило появление определённых правил.

Центр нижних концов мачт определяется очень строго. Замер начинается по нижней палубе, первая мачта устанавливается на 19 её длины, вторая – на 59, третья – на 1720. Данные измерения не выполняются при строительстве торговых судов. Французские суда фок-мачту располагали на 110 часть корабля, расчёт вели, начиная от носовой части.

Наклон мачты также был различным, некоторые корабли прекрасно плавали с мачтами, наклонёнными вперёд, другие назад. Короткие, но широкие судна строили с мачтами, находящимися ближе к середине, сильно наклонёнными назад. А на длинные, напротив, устанавливали вертикальные сооружения, так как считалось, что во время плавания при значительном сопротивлении ветру мачта могла сломаться.

высота мачты корабля

Для чего мачты необходимы на судне

Сегодня на мачтах устанавливают:

  • Антенны.
  • Судовые огни.
  • Сигналы.
  • Связь.
  • Флаги.
  • Необходимые крепления (если корабль грузовой).

Но несмотря на это, самое важное предназначение мачт – обеспечивать поддержку для парусов корабля. Все остальное – сопутствующие элементы.

мачта на носу корабля называется

Крепление мачт на судах

Каким образом происходит крепление мачт на суднах? Одиночные мачты для закрепления пропускают в отверстие на верхней палубе и шпор (низ мачты) приваривают к настилу или второму дну. Трос, который соединяет мачту с бортом, называется вант. Передняя часть мачты поддерживается при помощи штагов, а со стороны кормы бакштагами. Бушприт крепится при помощи специальных ватер-вулингов, сделанных из прочных тросов. Сейчас тросы заменяют на цепи.

Мачту корабля крепят на палубе или пропускают через неё и крепят к килю. В основном сейчас её закрепляют на специальных укреплениях крыш кают на палубе. У данного способа крепления есть положительные стороны:

  1. Пространство внутри каюты свободно, это не затрудняет движения.
  2. В случае аварии мачта, которая закреплена на палубе, не разорвёт покрытие каюты, а просто упадёт за борт.
  3. Крепление на палубе даёт ещё один плюс – при демонтаже её легко снять. Тогда как мачта, прикреплённая на киле, потребует подъёмный кран для этого действия.

Военные корабли

Мачты для подобной категории судов выполняются из стали и носят название «боевые». К ней крепятся специальные платформы, которые используют для наблюдения или специальные крепления для размещения артиллерийского снаряжения.

Раньше мачты военных кораблей выполнялись из цельного дерева, но при попадании в неё снаряда корабль оставался без связи. Учитывая все недочёты того времени, сейчас на них устанавливают специальные трёхногие или решетчатые (ажурные) мачты. Они более устойчивы, не выходят из строя от прямого попадания.

В зависимости от количества мачт подразделяют на одно-, двух-, трёх-, четырёхмачтовые суда.

название мачт парусного корабля

Типы парусных судов

От того, сколько мачт на корабле, зависит его наименование. Пятимачтовые, четырёхмачтовые, барки с 2, 4 и 5 мачтами, баркентина (1 прямая мачта, 2 косые), бриг с 2 мачтами, а также шхуна, каравелла бригантина и т. д.

Количество имеющихся мачт, их расположение и наклон – все это является отличительными признаками.

Парусные суда подразделяются на три вида в зависимости от того, сколько мачт установлено на них:

  • Одномачтовые парусные суда, к ним относятся ял, кэт, шлюп и т. д.
  • Двухмачтовые парусные суда – это бриг, шхуна, бригантина и т. д.
  • Трёхмачтовые парусные суда: фрегат, каравелла, барк и т. д.

Немного истории

Теперь вам известно, что такое мачта корабля, сколько их бывает, для чего они предназначены и т. д. В завершение хотелось бы немного углубиться в историю и рассказать о некоторых любопытных фактах, которые наверняка будут интересны тем, кого заинтересовала эта тема.

Человечество научилось использовать паруса в своих целях ещё 3 000 лет назад. Когда люди только начинали использовать ветер в своих целях. Тогда парус был совсем примитивным и крепился он на рею, расположенную на небольшой мачте. Помогало подобное сооружение лишь при попутном ветре. Поэтому иногда толку от него не было совсем.

Немного позднее, во времена феодального строя, кораблестроение достигло большего развития. Судна оснащались двумя мачтами, а используемые паруса были более совершенной формы. Но развития в то время судостроение так и не получило. В те времена широко использовалась рабсила. Поэтому развивать данную отрасль никто не стал.

После исчезновения бесплатных работников тяжёлой становилось работа мореплавателей. Эксплуатация кораблей, передвижение которых было возможно лишь при участии большого количества гребцов, стала невозможной, так как распространение и расширение торговых отношений предполагало передвижения на более далёкие расстояния.

Первое судно, отвечающее требованиям того времени, носило название “неф”. Изначально оно имело 1 или 2 мачты. Его длина составляла 40 м. А перевозить на себе эти судна могли около 500 т.

Карракка – трёхмачтовое судно. Первые две мачты оснащались прямыми парусами, последняя имела треугольные. Затем эти два вида были соединены в одно целое и явились прототипом современных кораблей и фрегатов.

Галеон – испанский корабль с 4 мачтами и бушпритом, имеющий прямые паруса.

Дальнейшее развитие кораблестроения привело к появлению чёткой классификации судов. Подразделение на торговые и военные суда определило их вооружение.

Источник