Что такое рундук на корме яхты
Для тех, кто только собирается ступить на борт парусной
яхты и даже на первых порах не хочет выглядеть «сухопутным мазутом» имеет смысл
начать знакомство с устройством лодки и некоторой спецификой яхтенного языка
уже сейчас, на берегу. Дело это нехитрое, но, безусловно, полезное.
Особенно, что касается терминов. Не люблю замыленных высказываний, но лучше не скажешь: «…Если на борту
судна вы назовете шкот веревкой, вас молча выбросят за борт, как безнадёжно
сухопутного человека» (Алексей Толстой). Параллельно выучим английские
названия.
Обещаю сильно постараться и не сделать эти
«смотрины» занудным рассказом из разряда «Вот это стул – на нём сидят, вот это
стол – за ним едят». Всё – только самое необходимое и только с картинками. J
И, чтобы не разводить
турусы на колёсах, сразу – к делу. Любая яхта состоит из двух частей. Это корпус и парусное
вооружение. То, что находится в воде – это корпус, то, что находится
на корпусе – это парусное вооружение.
Корпус
Корпус условно делится на три части: переднюю носовую, заднюю кормовую и среднюю – мидель. Поэтому, если вас пошлют на мидель – это не ругательство.
Корпус снабжён килём, одна часть которого
закреплена в нижней части корпуса, а вторая оканчивается тяжёлым обтекателем –
бульбом. Бульб предназначен для смещения центра тяжести яхты как можно ниже
ватерлинии, чтобы повысить её остойчивость. А ещё некоторые, не помнящие о хорошей морской практике, садятся на него на мель.
Поворачивает яхта с помощью
пера руля, который через головку руля и балер связан со штурвалом или румпелем. Балер – это вертикальный вал (металлическая палка), которая в воде заканчивается пером руля, а в кокпите – румпелем или штурвалом. Румпель – это горизонтально расположенная палка, соединённая через баллер с пером руля.
Вот вам три картинки, и на
этом с корпусом – всё.
Знакомьтесь, яхта в профиль
Что у корпуса вверху…
Что у корпуса внутри…
1 | Форпик | Forepeak | 10 | Кормовой | Underbank locker | 19 | Степс | Steps of mast |
2 | Носовой релинг | Pulpit (корм. pushpit) | 11 | Газовый баллон | Gas bottle | 20 | Кингстон гальюна | WC seacock |
3 | Переборка | Bulkhead | 12 | Двигатель | Engine | 21 | Гальюн | Head |
4 | Диван в салоне | Bench in wardroom | 13 | Кормовая | Aft cabin | 22 | Форлюк | Forеhatch |
5 | Комингс | Coaming | 14 | Продольная переборка | Lengthwise bulkhead | 23 | Носовая | Bow cabin |
6 | Камбуз | Galley | 15 | Морские карты | Charts | 24 | Носовая переборка | Bow bulkhead |
7 | Пайолы | Duckboards (flores) | 16 | Штурманский | Сhart)table | 25 | Якорная | Anchor chain |
8 | Дверь в | Door to the cabin | 17 | Навигатор-прокладчик | Chartplotter | 26 | Форштевень | Stem |
9 | Газовая | Gas oven | 18 | Приборная панель | Instrument panel |
Как-то так это выглядит …
Ну, теперь, когда мы всё знаем про корпус, можно выйти на палубу и перейти к
изучению того, что у яхты над корпусом.
Парусное вооружение
Запомните: парусное вооружение предназначено для того, что бы, парусная
яхта не ходила под мотором.
Составные части
парусного вооружения это: паруса (sails), рангоут (spars) и такелаж (rig).
Паруса –
это те самые романтические крылья бабочки, которые так нравятся наблюдающим за
ними девушкам на пляже. Рангоут – это
комплекс конструкций, на котором вся эта романтика расположена и к чему она
крепится. Такелаж – это куча верёвок и верёвочек, которыми всё это поднимается
и управляется, для того, чтобы привести в восторг девушек на пляже.
Парус (sail). Все чартерные яхты имеют вооружение бермудского шлюпа:
два треугольных паруса (передний – стаксель, задний – грот).
Стороны этих треугольников
называют шкато́рины, а углы, как это ни
странно, просто углами.
Задняя шкаторина традиционного грота
всегда имеет небольшой выгиб наружу — горб, который поддерживают тонкие
пластины — латы, вставленные в специальные карманы паруса. Латы есть не на всех
парусах. На современных яхтах очень распространены гроты, которые скручиваются
в рулон внутри мачты (грот на закрутке). Такие паруса шьются почти плоскими
(для удобства скручивания) и не имеют ни горба, ни лат.
Понятно, что паруса не
могут быть вещью в себе и висеть в воздухе, как улыбка Чеширского Кота. Их надо
на чём-то закрепить и чем-то управлять. Для этих целей служат рангоут и
такелаж.
Ранго́ут (spars) — это совокупность всех
деревянных или металлических частей вооружения, служащих для крепления и
несения парусов. Рангоут бермудского шлюпа представлен: мачтой
(mast) с кра́спицами, гиком (boom), спина́кер-гиком (spinaker-boom или pole)
Главной частью
рангоута является мачта.
Верхний конец мачты называется топом, нижний — шпором. Шпор мачты опирается в степс —
специальную деревянную или металлическую подушку, укреплённую на килевой части
яхты.
Гик — горизонтальное рангоутное дерево, к которому
крепится нижняя шкаторина грота. «Дерево» не означает, что на гике растут ветки с листьями. Просто так принято называть элементы рангоута. Исторически сложилось с времён, когда рангоут был деревянным.
Конец гика, упирающийся в
мачту, называется пяткой, противоположный конец, упирающийся в морду рулевого — ноком. Пятка гика имеет оковку, которая входит в
вертлюг (boom swivel), позволяющий гику поворачиваться вправо-влево и вверх-вниз.
Краспицы (spreaders) — служат для расчалки вант и
представляют собой поперечные перекладины на мачте.
С рангоутом более или менее
разобрались, теперь переходим к такелажу.
Такелаж (rig) —
все снасти на судне, служащие для укрепления рангоута и управления парусами, а также
грузоподъёмных работ. Такелаж делится на стоячий и бегучий.
Стоячий такелаж — standing rigging (ванты-shrouds, штаги-stays и пр.) — неподвижные снасти (потому и «стоячий») для
расчалки и поддержания в рабочем положении рангоута. В основном стоячий такелаж
служит для расчалки мачты.
Чтобы мачта не завалилась ни
вперёд, ни назад существуют штаги – передний (форштаг) и задний (ахтерштаг). Чтобы
не упала вбок – есть ванты. Можно конечно включить «профессора» и дать такое
определение: «Форштаг и ахтерштаг обеспечивают устойчивую работу мачты в
плоскости ДП. А для того, чтобы мачта воспринимала боковые нагрузки (из
плоскости ДП), её расчаливают через краспицы вантами». Но суть от этого не
поменяется.
По дороге надо рассказать ещё,
что такое ДП, поскольку на лодке часто пользуются этим термином. Диаметральная плоскость (ДП) – это вертикальная плоскость, которая виртуально
рассекает яхту посередине от носа до кормы, проходя через мачту (по оси
симметрии).
Ванты и штаги крепятся
к корпусу на соответствующих оковках — вант-путенсах (chainplate) и
штаг-путенсах, надежно закрепленных в корпусе яхты. Натяжение вант
осуществляется винтовыми стяжками — талрепами (turnbuckle).
Бегучий такелаж (running
rigging) — подвижные снасти для постановки и уборки парусов и
рангоута, управления парусами, подъема и спуска сигналов, грузов и шлюпок. На
бермудском шлюпе два основных типа бегучего такелажа – фалы и шкоты.
Фалы (halyards) предназначены для ПОДЪЁМА
парусов или частей рангоута.
Грота-фал (main halyard) – для подъёма грота, стаксель-фал
(jib halyard) — для подъема стакселя.
Шкоты (sheets) — служат для УПРАВЛЕНИЯ парусами или подвижным рангоутом. Гика-шкот
(main sheet) для управления гиком; стаксель-шкоты (jib sheets) — для управления
стакселем.
Топенант (topping lift) — снасть, идущая через топ мачты и поддерживающая гик на ходу яхты
и при стоянке, когда грота-фал растравлен (или при его обрыве), чтобы гик не
падал на палубу.
Перед постановкой
паруса с помощью топенанта регулируют положение гика относительно горизонта.
После того, как грот поднят, топенанту дают слабину, чтобы гик не подпирал грот
и парус свободно мог работать.
Грота-шкот (main sheet) служит
для натяжения нижней шкаторины грота. В случае, если грот на закрутке, то
грота-шкотом за шкотовый уrгол
разворачивают грот из рулона в мачте.
Грота-шкот крепится к шкотовому углу грота. Гик в своей верхней части имеет паз, по
которому движется ползун. Ползун имеет шкив для проводки грота-шкота. Этот шкив
нужен для обеспечения горизонтального усилия и снижения усилия при работе с
грота-шкотом.
И запомните: только
конченный «чайник» путает грота-шкот с гика-шкотом!
Гика-шкот (boom sheet) управляет
гиком! Проводка гика-шкота (на фото – в три лопаря) расположена снизу от гика.
А проводка грота-шкота – сверху от гика.
Оттяжка гика (boomvang),
как это следует из названия, предназначена для того, чтобы оттягивать вниз гик. В основном используется
на полных курсах. И не спрашивайте сейчас: зачем на полных? что такое полные
курсы? почему они поправились и чем отличаются от худых? Ответы на эти вопросы вы найдёте на яхте,
у вашего капитана. А потом, когда вернётесь домой (и если будет охота), почитайте
статьи про настройку парусов («Параметры
настройки и форма паруса», «Принципы
настройки грота»). Впрочем, чтобы не выглядеть в глазах капитана сухопутным мазутом, можете почитать прямо сейчас: там много красивых картинок и учёных слов.
К сказанному добавлю, что на современных крейсерских яхтах оттяжка гика
снабжена пружинным или пневматическим компенсатором, который подпирает гик снизу. Это в
известной степени упрощает работу с оттяжкой и регулировкой положения гика.
Существуют и другие снасти бегучего такелажа для постановки парусов, например, линь закрутки паруса (fourline). С ними вы сможете познакомиться поближе на яхте: у меня нет сейчас цели “завалить” вас всеми верёвками, какие только могут существовать на лодке. Есть снасти, управляющие дополнительными носовыми парусами: спинакер-фал, шкоты, брасы и др. Но давайте их пока не трогать: с основным добром бы разобраться. J
А чтобы было легче разбираться, вот вам заключительная картинка с
пояснялками, и – удачи вам. Осваивайте. Оно того стоит!
Ахтерштаг | Backstay | Кранец | Fender | Приборы | Instruments | Топенант | Topping lift |
Ванта | Shroud | Концы | Rope | Релинг носовой | Pulpit | Транец | Transom |
Вход в каюты | Companionway | Крыша рубки | Coach roof | Релинг кормов. | Pushpit | Трап купальн. | Swim. ladder |
Гик | Boom | Лебёдка | Winch | Рундук | Locker | Трап-сходни | Gungway |
Гика-шкот | Mainsheet | Леер | Guard rail | Ручка газа | Gear control | Утка | Cleat |
Грот | Main-sail | Леерная стойка | Stanchion | Сдвижной люк | Sliding hatch | Фал | Holyard |
Закрутка | Furling | Леер штормовой | Jackstay | Слани | Flore | Флаг регистр. | Ensing |
Запасной якорь | Kedge anchor | Мачта | Mast | Спасат. плот | Life raft | Форштаг | Forestay |
Иллюминатор | Lightport | Оттяжка гика | Boomvang | Стопора | Jammers/piano | Форштевень | Stem |
Каретка | Car | Перо руля | Rudder | Стаксель/генуя | Jib (genoa) | Швартов | Mooring line |
Киль | Keel | Поручень | Grabrail | Стаксель-шкот | Jib sheet | Шкот | Sheet |
Корм. подзор | Counter | Погон каретки | Traveller | Талреп | Turn buckle | Якорь | Anchor |
Всем – удачи в море!
Источник
Эта статья ставит задачу описать в принципе устройство типичной крейсерской парусной яхты, которую предоставляют в аренду без экипажа, то есть в чартер.
Поскольку современная парусная яхта – это довольно сложный продукт целого ряда технологий, описание яхты структурировано. Устройство яхты в статье рассматривается поэтапно, то есть по частям. После ознакомления с различными системами яхт, мы рассчитываем на то, что у читателя появится хоть и не исчерпывающее, но достаточно компетентное представление о предмете.
Содержание:
- Из чего состоит яхта – основные части
- Корпус яхты
- Перо руля
- Парусное вооружение
- Системы крейсерской яхты
- Система безопасности
- Электрическая система
- Водяная система
- Топливная система
- Навигационная система
- Обеспечение плавания
- Двигатель
- Бытовая система
Основные части яхты
Килевая крейсерская парусная яхта состоит из:
- Корпуса.
- Парусного вооружения.
- Перо руля. Иногда их два. Функция пера – удерживать яхту на курсе.
- Плавник. (Подводное крыло, которое противодействует дрейфу, то есть боковому сносу и создает подъемную силу).
Плавник может быть тяжёлым, в нём размещают балластный груз, и тогда он выполняет вторую функцию – противодействует опрокидыванию. Также плавник может быть легким, то есть не иметь балласта. В этом случае он, как правило, убирается в корпус для уменьшения осадки. Такой плавник называют «шверт». У много корпусников длинные узкие корпуса могут выполнять роль плавников, тогда их попросту нет (См. подробнее классификацию).
Назначение корпуса (или корпусов, если яхта многокорпусная) – создать водоизмещение и предоставить все остальным частям яхты точки крепления, то есть необходимую жесткость.
Рассмотрим несколько подробнее основные части яхты.
Корпус. (Однокорпусная яхта)
Состоит из бортов, палубы и транца.
Борта. Левый и правый. Состоят из надводной и подводной части. Примерно в месте соединения этих частей, где борта изогнуты несколько больше, образуется выступ. Этот выступ называют «скула».
Транец – это часть корпуса, соединяющая борта сзади. Транец, как правило, изготавливают таким, что бы он выполнял несколько функций. Например, часто на нем устанавливают трап, площадки для купания, рундуки, и пр.
Передняя часть корпуса называется носом, задняя — кормой. Сверху корпус закрывается палубой, предохраняющей судно от попадания воды внутрь. Палуба — это вообще всякий настил, прикрывающий какое-либо расположенное ниже помещение. Носовая часть палубы называется баком, кормовая — ютом. В палубе для размещения экипажа делаются углубления — кокпиты. Кокпиты бывают открытыми, когда они не отгорожены от подпалубного пространства, и закрытыми. В последнем случае они представляют собой ящик, вставленный в вырез палубы и изолированный от под-палубного пространства. Закрытый кокпит обычно делают самоотливным, располагая его пол выше ватерлинии и оборудуя сливными трубами или просто отверстиями в транце, прорезанными на уровне глухого пола кокпита. Через эти трубы или отверстия в транце вода, попавшая в кокпит с палубы, сливается за борт.
Надстройка над палубой называется «рубка». Крейсерские яхты обладают развитыми, большими рубками, гоночные яхты строятся с уменьшенными рубками, для облегчения веса, увеличения пространства на палубе и уменьшения сопротивления ветру. Боковые стенки рубки называют «комингсы» в них устанавливают герметичные окна («иллюминаторы») Поперечными переборками (стенками) корпус яхты делится на помещения — отсеки. Их несколько, часть отсеков жилые, там размещается экипаж, часть – нежилые, предназначенные для хранения запасов или для установки оборудования.
Жилые помещения на яхте называются каютами; общая большая каюта, расположенная под баком, называется «салон». В салоне есть зоны для камбуза и для штурманского места. Также в салоне расположен стол и диваны для обедов всей командой, из него можно попасть в носовые и кормовые каюты.
Либо из салона, либо из кают, а иногда оттуда и оттуда можно пройти в морской туалет («гальюн»). Количество гальюнов на яхтах разное. Часто в гальюнах устанавливают и душ.
Кроме жилых помещений есть нежилые – двигательный отсек, крайние носовой отсек («форпик») и кормовой «ахтерпик». Форпик используют для хранения якоря, якорной цепи, ахтерпики – в качестве рундука – ящика для различных вещей, швартовов, кранцев (мягких емкостей, предотвращающих жесткое касание соседних бортов при парковке или на стоянке), запасов топлива, масла и прочих вещей.
Пространство, расположенное под полом кают, называется трюмом. Трюм закрывается настилом, который носит название сланей или пайол.
Рис 2. Внутренние помещения килевой яхты:
- форпик,
- носовой релинг,
- переборка,
- диван в салоне,
- комингс рубки,
- камбуз,
- пайолы,
- Дверь в кормовую каюту,
- газовая плита с духовкой,
- кормовой рундук,
- газовый баллон,
- двигатель,
- кормовая каюта,
- продольная переборка,
- навигационные карты,
- штурманский стол,
- картплоттер,
- электрический щиток,
- степс,
- кингстон гальюна,
- гальюн,
- форлюк,
- носовая каюта,
- носовая переборка,
- якорная цепь,
- форштевень.
Отверстия в палубе для сообщения с подпалубным пространством называют люками. Различают входные и световые (светлые) люки, крышки которых обычно застеклены.
Перо руля
Для управления яхтой служит руль, поворачиваемый румпелем. Часть руля, к которой крепится румпель (или другой рулевой привод), называется головкой руля.
Парусное вооружение
Парусное вооружение предназначено для создания тяги, то есть для того, что бы, используя ветер, двигать яхту в нужную экипажу сторону.
Основных частей парусного вооружения яхты три:
- паруса,
- рангоут
- такелаж.
Паруса — основной движитель яхты. Есть в крейсерской яхте и вспомогательный движитель – винт с приводом от дизеля. Его предназначение – двигать яхту в безветрии, при встречном ветре, когда надо держать заданный курс, при маневрах в порту, в акваториях, где запрещено идти под парусом и во всех других случаях, когда паруса или невозможно или сложно использовать.
Обычно паруса делятся на три комплекта: основные (или лавировочные), дополнительные и штормовые паруса.
Основные паруса яхта несет в обычных плаваниях. Эти же паруса определяют обмерную площадь парусности яхты.
Участие в гонках требует особых парусов, увеличивающих площадь парусности в некоторых ситуациях, возникающих на дистанции (например, при попутных ветрах). Такие паруса называют дополнительными.
Рангоут. Совокупность всех деревянных или металлических частей вооружения, служащих для крепления и несения парусов, называется «рангоутом». Рангоут – это система балок.
Части рангоута:
- мачта
- гик
- спинакер – гик,
- гафели, реи, краспицы и т.д.
Такелаж. Это все снасти, раскрепляющие рангоут и управляющие парусами. Его изготавливают из синтетического, растительного или стального троса. Такеллаж подразделяют на «стоячий» и «бегучий».
Стоячий такелаж служит для раскрепления и поддержания в рабочем положении рангоута. К нему относятся – ванты, фор штаг, ахтер штаг, беби штаг и некоторые другие.
Ванты – снасти предназначенные для поперечного раскрепления мачты, делятся на «основные» ванты (точка крепления которых к мачте самая нижняя) и «верхние», точка крепления которых выше основных вант.
Бегучий такелаж – предназначен для постановки и уборки парусов, иногда и рангоута, управления парусами их настройка, для подъема и спуска флагов, сигналов.
Системы крейсерской яхты
Кроме самой конструкции для жизнедеятельности экипажа, его безопасности яхта содержит ряд систем. Каждая из систем решает свои задачи.
Рассмотрим эти системы:
- Безопасность
- Электрическая
- Водяная
- Топливная
- Навигационная
- Обеспечения плавания
- Двигатель
- Бытовая система (камбуз, душ, гальюны).
1. Система безопасности.
Состоит в свою очередь из подсистем:
- Обеспечение живучести судна
- Спасение экипажа
- Оповещение о бедствии
Обеспечение живучести судна
Судну угрожает два физических бедствия – затопление и пожар. Каждое бедствие развивается по-своему и с каждым борются своими средствами. Живучесть судна обеспечивается в двух направлениях: материально и организационно.
Материальные средства обеспечения живучести судна это:
Трюмные осушительные помпы (механические и электрические), набор для ремонта кингстонов (специальных отверстий с кранами в подводной части корпуса), пластыри, ведра, огнетушители (порошковые для тушения электропроводки и пенные, для химических пожаров), пожарное одеяло и прочее спасательное оборудование, с помощью которого экипаж может бороться за живучесть самого судна. Цель такой борьбы – противостоять бедствию, остаться на плаву, то есть сохранить судно.
Организационно безопасность поддерживается на очень многих уровнях от комплектации необходимым оборудованием до требований к квалификации экипажа. Однако, в этом разделе мы рассмотрим лишь специальные мероприятия. Их два:
- Схема расположения кингстонов
- Вахтенное расписание
Схема расположения кингстонов должна быть создана на яхте перед выходом в море и установлена на видном месте. Это простое мероприятие, особенно поиск кингстонов, позволит создать ясность, как по вопросу расположения кингстонов, так и по вопросу доступности к различным частям подводной, днищевой части корпуса яхты.
Вахтенное расписание распределит персональную ответственность, в том числе и за безопасность судна, по времени. ТО есть в каждый момент времени за безопасность яхты отвечает совершенно определенный человек – вахтенный начальник. Такая ответственность исключит возможность потери контроля, как за всей яхтой, так и за исправностью самой системы безопасности.
Спасение экипажа
Экипаж может, в случае неизбежного затопления или невозможности справиться с пожаром, пересесть в спасательный плот. Каждая яхта должна укомплектовываться плотом или плотами, на которых вся команда, в максимальном количественном составе, может пересесть, дожидаться в нем помощи, организовав связь и питание.
К средствам спасения экипажа также можно отнести: бросательный конец, спасательный круг (подкову), светящийся маячок, вешку для обозначения места падения в высокую волну и другие средства. К этим средствам экипаж может прибегнуть при выполнении спасательной операции, когда кто-то из своего или кто – то из другого экипажа оказался за бортом.
К средствам спасения экипажа также можно отнести судовую аптечку для оказания первой медицинской помощи.
Оповещение о бедствии
Эта часть системы безопасности позволяет оповестить о бедствии и принять сигналы бедствия, действовать в районе бедствия, то есть проводить операции по поиску и спасению.
К средствам этой подсистемы, расположенным на яхте следует отнести:
- УКВ радиостанция. В настоящее время органы радио – контроля требуют, что бы яхты оснащались УКВ станциями с цифровым вызовом и с системой автоматической подачи сигнала вызова в цифровом режиме. То есть экипаж может подать/принять сигнал бедствия, как в радио телефонном, так и в автоматическом режимах.
- Буй ИНМАРСАТ. Этот буй может, при включении передать сигнал бедствия на береговые спасательные станции в любом месте мирового океана, через спутник ИНМАРСАТ. Этот буй как правило, упакован в спасательном плоту.
- УКВ активный буй (SART). Этот буй, который как правило также находится в плоту, излучает на 70 –м цифровом канале УКВ и позволяет себя обнаружить с помощью судового радара спасателя. То есть это радио – средство предназначено для действия в зоне бедствия.
- Флаги и сигналы. Это целый ряд специальных и стандартных предметов, с помощью которых можно оповестить о бедствии, К ним относятся: ракеты на парашютах, фальшфейеры, краска для окрашивания воды, флаги “C” и “N”, туманный горн, фонари и целый ряд подручных средств (белое полотнище с темным пятном посередине, открытый огонь и т.д.)
В заключении следует отметить, что система безопасности должна поверяться один раз в 2-3 года. То есть большинство приборов в ней должны быть проверены сертифицированной компанией и срок действия не должен истечь до завершения плавания.
2. Электрическая система
Также состоит из подсистем. Прежде всего следует разделить её на 2 большие группы:
- 220 V
- 12 V
Электропитание 220 V предназначено для следующих потребителей:
- Подзарядка аккумуляторных батарей
- Подогрев воды для душа и камбуза
- Питания личных устройств экипажа (фен, подзарядка ноутбуков, телефонов, фотоаппараты и пр.), а также для питания устройств развлечения (TV, DVD и т.д.) если таковые установлены на яхте.
Источники 220 V:
- Береговая сеть
- Инвертор (преобразователь напряжения 12 V от аккумуляторов в 220 V).
Береговая сеть, то есть та, к которой можно подключить яхту, стоящую у пирса, практически не имеет ограничения по мощности, Ей можно пользоваться круглосуточно, любыми приборами, чей суммарный ток потребления не превышает допустимый уровень. Как правило, для небольших яхт, это 16 ампер.
Инвертор может предоставить куда меньший ток. Как правило, мощность инвертора не превышает 500 Вт. То есть 2 ампера. Это означает, что хотя инвертор и снабжен защитой от перегрузок, не следует подключать его к мощным потребителям, такие как фен или утюг.
Электропитание 12 V предназначено для снабжения электроэнергией всей бортовой аппаратуры в плавании или на стоянке, где нет источника 220 V.
Потребители 12V питания разделены на три группы:
- Система пуска двигателя
- Навигационная система
- Сервисная система
Каждая из этих систем работает независимо, то есть заряжается и разряжается по своим цепям, то есть “живет” своей жизнью. Во всяком случае до тех пор, пока она исправна. Заряд осуществляется либо от береговой сети с помощью зарядного устройства, либо от генератора двигателя, когда он запущен. Иногда на яхтах устанавливают отдельный генератор, который может быть запущен независимо от основного. Также можно установить солнечные батареи, ветро генератор, которые также помогут поддерживать уровень заряда батарей всех подсистем.
Система пуска двигателя
Это “святая святых” всех ресурсов яхты. Этот ресурс нельзя расходовать ни при каких обстоятельствах – иначе двигатель, а значит и движение яхты, подзаряд аккумуляторов, нагрев воды – невозможен. Система обычно содержит один аккумулятор, стартер двигателя и отдельный рубильник, который можно, для подстраховки отключить на стоянке.
Навигационная система
В эту цепь включены приборы обеспечивающие навигацию яхты:
автопилот, чарт плоттер, огни, VHF станция, подсветка штурманского стола и приборов.
Эта система также снабжена отдельным предохранителем / рубильником.
Сервисная система
Предназначена для обслуживания и создания удобств команде яхты. К ней подключено:
освещение в каютах, помпа для пресной воды, трюмные помпы, откачка воды из душевых, освещение палубы, магнитола, якорное устройство
3. Водяная система
Яхта, её устройства и её экипаж используют три вида воды:
- Питьевую. Потребители: экипаж.
- Пресную сервисную воду. Потребители: камбуз и в душевые
- Забортную. Потребители: Система охлаждения двигателя, гальюны, камбуз, кондиционеры, опреснитель.
Все виды вод используются отдельными подсистемами.
Питьевая вода
В современном представлении для большинства видов плавания достаточно использовать запас питьевой воды, упакованный в пластиковые бутылки. Только лишь в случае длительных переходов или тогда, когда яхта снабжена качественными фильтрами или опреснителем, питьевую воду можно получить прямо “из краника” на яхте.
Пресная сервисная вода
Эта вода, предназначенная для умывания, мойки посуды хранится в ёмкостях “танках”. Танков может быть несколько, на обычной чартерной яхте их 2 – 3.
Для выбора танка, из которого в данный момент будет подаваться вода используется система кранов, чаще всего сведенная в одно устройство “коллектор”. Коммутируя краны коллектора, можно выбрать нужный танк для потребления.
Из выбранного танка через коллектор вода попадает в электрическую помпу, которая нагнетает установленное давление, похожее на то, что и в домашнем водопроводе. Сигналом включения для помпы является снижение давления в потребительской части водопровода.
После помпы (!) вода попадает ко всем потребителям. Потребителями являются: краны на камбузе, туалетах, душ, кормовой душ.
Система достаточно простая. Однако для её безопасной эксплуатации важно знать одно её свойство: если вода в подключенном танке заканчивается, то помпа продолжает работает, отмечая низкое давление в потребительской сети, то есть и без воды, “на сухую”. Это может привести к повреждению помпы, если оставить её в таком режиме продолжительное время. Экипажу важно с первых часов пребывания на яхте научиться слушать помпу каждый раз, когда кто-то открывает кран. Как только помпа начнет работать с другим звуком, перебоями, её следует тут же отключить от электропитания. После этого можно либо переключить её на другой танк, либо заправит водой тот танк, к которому она была подключена.
4. Топливная система
Топливная система яхты предназначена для снабжения двигателя (дизеля) топливом. В основе своей она практически ничем не отличается от системы снабжения любого берегового дизеля. Небольшие различия связаны с тем, что яхту качает и она должна иметь возможность идти и в качке и под довольно большим углом крена. Кроме того, требования к надежности морского дизеля значительно выше, это связано с безопасностью. Все это в сумме приводит к некоторым конструктивным изменениям.
Система состоит из:
- Топливного бака (иногда их два и более). Бак оборудован заливной горловиной, дренажем для отводя воздуха и краном для перекрытия топлива в двигатель.
- Топливного фильтра
- Нескольких насосов: ручной для подкачки топлива перед пуском, насос низкого давления и насос высокого давления (ТНВД)
- Форсунок установленных в каждом цилиндре двигателя.