Дифферент на корму что это такое

Дифферент на корму что это такое thumbnail

Необходимость периодической дифферентовки

При плавании подводной лодки постепенно нарушается равенство между ее весом и силой поддержания (плаву­чести). Изменяется также вес носа и кормы относительно друг друга, что приводит к возникновению дифферентов.

Сила поддержания равна произведению плотности воды на погруженный водонепроницаемый объем проч­ного корпуса подводной лодки. Плотность морской воды зависит от солености, температуры и давления. Объем прочного корпуса также изменяется и зависит от глубины погружения и температуры забортной воды, вес подвод­ной лодки — от расходования переменных грузов: топли­ва, масла, боеприпасов, пресной воды, провизии и т. п. Большинство этих грузов замещается забортной водой, в том числе и топливо.

Разница в плотностях топлива и воды приводит к на­рушению равновесия. Вследствие этого равенство между весом подводной лодки и силой поддержания нарушается, что приводит к возникновению так называемой остаточной плавучести. Если сила поддержания больше веса подводной лодки, то остаточная плавучесть будет положительна, если меньше — отрицательна. При положительной остаточной плавучести подводная лодка стремится всплыть, при отрицательной — погрузиться.

Неравномерное расходование переменных грузов в носовой и кормовой частях лодки приводит к образованию дифферентов.

Приведение остаточной плавучести и дифферента к заданным значениям путем приема (удаления) воды из-за борта в уравнительную цистерну и перемещения воды между дифферентными цистернами называется дифферентовкой.

Указанные выше и другие причины вызывают необхо­димость периодически дифферентовать подводную лодку.

Дифферентовка может выполняться без хода или на ходу.

Дифферентовка без хода

Дифферентовка без хода выполняется:

— когда длительное время не производилось погруже­ния подводной лодки;

— в районах, стесненных для маневрирования в под­водном положении;

— при вывеске;

— с учебными целями.

При волнении моря не более 3—4 баллов дифферен­товка без хода обычно выполняется на перископной глу­бине, а при волнении моря свыше 4 баллов — на без­опасных глубинах.

Преимущество дифферентовки без хода заключается в том, что данный способ позволяет удифферентовать под­водную лодку в районе с малыми глубинами. К недостат­кам относятся: необходимость поддифферентовки при даче хода и обеспечения внешней безопасности в районах, стесненных для маневрирования.

Дифферентовку на перископной глубине целесообразно производить заведомо облегченной подводной лодки, для чего перед погружением в уравнительную цистерну сле­дует принять воды меньше расчетной на 5—10 тс (в зависимости от проекта пл). Главный балласт принимается сначала в концевые группы, затем в среднюю. Если после заполнения концевых групп цистерн главного балласта пл будет иметь дифферент более 0,5°, следует перегонкой воды из одной дифферентной цистерны в другую погасить дифферентующий момент. После заполнения средней группы цистерн главного балласта приступают к дифферентовке.

Положительная плавучесть в зависимости от величины погашается приемом воды из-за борта в уравнительную цистерну через кингстон или клапан точного заполнения. Чтобы удалить воздушные пузыри из концевых групп цистерн главного балласта и из надстройки, подводную лодку необходимо «качнуть», т. е. перевести дифферент с одной оконечности на другую, перегнав воду между дифферентными цистернами, после чего закрыть клапаны вентиляции этих цистерн. С удалением воздушных пузы­рей из цистерн концевых групп аналогичным образом вентилируются цистерны средней группы. Перегонку воды из одной дифферентной цистерны в другую рекомен­дуется прекращать, когда дифферент не дойдет до задан­ного значения на 1,5—2°.

В подводном положении о характере остаточной пла­вучести судят по показаниям глубиномеров. Если под­водная лодка погружается, она имеет отрицательную остаточную плавучесть. Для приведения лодки к нулевой плавучести откачивают за борт воду из уравнительной цистерны. Если подводная лодка всплывает, она имеет положительную остаточную плавучесть. Для приведения ее к нулевой плавучести принимают воду в уравнитель­ную цистерну из-за борта. Дифферентовка без хода счи­тается оконченной, если подводная лодка в течение неко­торого времени держит постоянную глубину с заданным дифферентом. С окончанием дифферентовки производится замер и запись фактического количества воды в цистернах вспомогательного балласта, а также проверка и запись имеющегося в каждом отсеке и боевой рубке личного состава.

Дифферентовка на ходу

Выполняется в районах, позволяющих подводной лод­ке свободно маневрировать под водой. При спокойном состоянии моря дифферснтовка может производиться на перископной глубине, а при волнении — на безопасной.

Для понимания сущности дифферентовки и управления подводной лодкой в подводном положении надо знать Принцип действия горизонтальных рулей и сил, действую­щих на подводную лодку.

При перекладке горизонтальных рулей на ходу (рис. 3.1) возникают гидродинамические силы кормовых Rк и носовых Rн горизонтальных рулей.

Дифферент на корму что это такое
Рис. 3.1. Силы, возникающие при перекладке горизон­тальных рулей

Эти силы пропорциональны квадрату скорости хода подводной лодки и углам перекладки рулей. Силы Rк и Rн можно заменить их составляющими, параллельными осям GX и GY. Силы Rxk и Rxh увеличивают сопротив­ление воды движению подводной лодки. Силы Rук и Ryн изменяют дифферент и направление подводной лодки в вертикальной плоскости.

По известной теореме теоретической механики силы RyK и RyH можно представить приложенными в центре тяжести подводной лодки при одновременном действии гидродинамических моментов горизонтальных рулей Мк и Мн. Перекладка кормовых горизонтальных рулей на погружение дает момент — Мк, дифферентующий подвод-ную лодку на нос, и подъемную силу +Rук. перекладка носовых горизонтальных рулей на всплытие дает момент +Мн, дифферентующий подводную лодку на корму, и подъемную силу + Ryн

Перекладка кормовых горизонтальных рулей на всплы­тие дает дифферентующий момент на корму +Мк и то­пящую силу _RyK а перекладка носовых горизонталь­ных рулей на погружение — дифферентующий момент на ос — Мн и топящую силу —Rук.

Дифферент на корму что это такое
Рис. 3.2. Силы, действующие на подводную лодку на ходу под водой

Совместное использова­ние горизонтальных рулей создает дифферентующий мо­мент и силу, приложенную к центру тяжести подводной лодки, которые являются результирующими дифферентующих моментов и сил, создаваемых отдельно кормо­выми и носовыми горизонтальными рулями.

На подводную лодку, имеющую установившуюся ско­рость хода Vпл в подводном положении, действуют ста­тические и динамические силы (рис. 3.2). К статическим силам относятся сила веса, сила поддержания и их мо­менты, действующие на подводную лодку постоянно. Эти силы обычно заменяются равнодействующей — остаточной плавучестью Q и ее моментом Mq. При продольных наклонениях (дифференте φ) возникает восстанавливающий момент Mψ, который стремится вернуть подводную лодку в первоначальное положение.

К динамическим силам и моментам относятся сила упора, момент силы упора гребных винтов и гидродина­мические силы и моменты. Сила упора гребных винтов Тт пропорциональна частоте вращения винта. При уста­новившемся движении сила упора винта уравновеши­вается лобовым сопротивлением. Момент силы упора гребных винтов Мт возникает вследствие того, что оси линии валов на подводной лодке обычно не совпадают по высоте с центром тяжести и располагаются ниже его. Поэтому момент силы упора гребных винтов дифферентует подводную лодку на корму.

Гидродинамические силы возникают при движении под­водной лодки. Для практической дифферентовки можно принять, что на постоянной глубине равнодействующая гидродинамических сил Rm, действующих на корпус, про­порциональна скорости хода и углу дифферента. Точ­ка К, приложенная к равнодействующей Rm, называется центром давления. Центр давления не совпадает с центром тяжести подводной лодки и обычно распола­гается в нос от него.

На основании упомянутой выше теоремы теоретиче­ской механики воздействие на подводную лодку равно­действующей гидродинамических сил можно представить в виде силы Rm, приложенной к центру тяжести G под­водной лодки, и момента MR. Силу Rm можно разложить на составляющие. Составляющая Rmх (лобовое сопротив­ление) характеризует сопротивление воды движению под­водной лодки. Составляющая Rm играет важную роль в управляемости подводной лодки в вертикальной плоско­сти. На постоянной глубине погружения при дифференте около нуля или на корму сила Rmу подъемная, а момент MR дифферентует подводную лодку на корму, при дифференте на нос сила Rту топящая, а момент MR диф­ферентует подводную лодку на нос.

В основу дифферентовки на ходу положено движение подводной лодки на постоянной глубине и прямым кур­сом, так как это дает возможность определить направле­ние сил и моментов. Определение направления сил и моментов на практике облегчается знанием следующих ха­рактерных положений неудифферентованной подводной лодки, идущей на постоянной глубине, в зависимости от углов перекладки горизонтальных рулей и дифферента:

— дифферент 0° — кормовые горизонтальные рули переложены на всплытие;

— дифферент 0° — кормовые горизонтальные рули пе­реложены на погружение;

— дифферент на нос — кормовые горизонтальные рули переложены на погружение;

— дифферент на нос — кормовые горизонтальные рули переложены на всплытие;

— дифферент на корму — кормовые горизонтальные рули переложены на всплытие;

— дифферент на корму — кормовые горизонтальные рули переложены на погружение(1).

Примеры дифферентовки на ходу

Пример 1. Подводная лодка на прямом курсе идет малым ходом, держит постоянную глубину с дифферентом 0°.

Дифферент на корму что это такое
Рис. 3.3. У подводной лодки тяжел нос

Кормовые горизонтальные рули переложены на всплытие 12°, носовые рули находятся на нуле. 1реОуется удифферентовать подводную лодку (рис. 6.6).

Кормовые горизонтальные рули создают дифферентую­щий момент на корму +МК и топящую силу — RyK. Момент +МК стремится создать дифферент на корму, но подводная лодка имеет нулевой дифферент. Из этого сле­дует, что есть какой-то момент, который противодей­ствует моменту +МК создать дифферент на корму. Такой момент может возникнуть из-за того, что нос подводной лодки тяжелее кормы или, что одно и то же, легка кор­ма, т. е. подводная лодка имеет избыточный дифферен­тующий момент на нос — Мид. Для удифферентования подводной лодки по моменту следует перемещать воду из носовой дифферентной цистерны в кормовую и одно­временно отводить кормовые горизонтальные рули к нулю.

Определить на практике характер остаточной плаву­чести в данном случае невозможно, так как неизвестно направление силы Q — равнодействующей сил веса и пла­вучести. Так как подводная лодка держит заданную глу­бину, остаточная плавучесть может быть:

— нулевой при равенстве сил Rmy и Ryк по вели­чине;

— отрицательной, если Rmу > Rvк ;

— положительной, если Rmу
Остаточная плавучесть в данном случае может быть выявлена лишь в дальнейшем в процессе удифферентова­ния подводной лодки по новым показаниям приборов.

Пример 2. Подводная лодка на прямом курсе идет малым ходом, держит постоянную глубину с дифферен­том 5° на нос. Кормовые горизонтальные рули перело­жены на всплытие 12° на нос, носовые — в плоскости рамы (на нуле). Требуется удифферентовать подводную лодку (рис. 3.4).

Кормовые горизонтальные рули создают дифферен­тующий момент на корму +МК и топящую силу — RyK. Дифферент на нос создает топящую силу — Rm , и мо­мент —MR, дифферентующий подводную лодку на нос. Подводная лодка держит постоянную глубину, а под воздействием топящих сил должна погружаться, следо­вательно, есть сила, препятствующая погружению. Такой силой в данном случае может быть только остаточная положительная плавучесть, т. е. подводная лодка легка. Моменту +МК, как и в примере 1, препятствует создать дифферент на корму избыточный дифферентующий мо­мент на нос — Мид, т. е. у подводной лодки тяжел нос.

При таком характерном положении неудифферентовапной пл необходимо сначала переместить воду из носа в корму, отводя при этом кормовые горизонтальные рули на погружение для удержания пл на постоянной глубине, а затем принимать воду из-за борта в уравнительную цистерну для удифферентования по плавучести.

Дифферент на корму что это такое
Рис. 3.4. Подводная лодка легка, тяжел нос

Попытка удифферентовать пл сначала по плавучести, потом выровнять дифферент может привести к тому, что ее не удастся удержать на заданной глубине. В самом деле, с началом приема воды из-за борта пл начнет по­гружаться за счет увеличения ее веса. Для удержания заданной глубины придется уменьшать дифферент на нос, т. е. уменьшать топящую силу —Rm , для чего необхо­димо перекладывать горизонтальные рули на всплытие. Но, так как горизонтальные рули перекладываются лишь на ограниченный угол и уже имеют 12° на всплытие, перекладка их на полный угол на всплытие (до ограни­чителя) может не обеспечить уменьшения дифферента на нос до требуемой величины. Следовательно, подводная лодка будет погружаться.

Подобным же образом анализируются силы и момен­ты и производится дифферентовка на ходу при остальных характерных положениях неудифферентованной под­водной лодки.

Практически дифферентовка на ходу выполняется сле­дующим образом. После занятия личным составом мест согласно расписанию по погружению задраивается рубоч­ный люк, дается малый ход электродвигателями и прини­мается главный балласт, по окончании приема которого подается команда «Удифферентовать подводную лодку на глубине столько-то метров, на таком-то ходу, с диф­ферентом столько-то градусов на нос (на корму)». При­ем главного балласта производится, как и при дифферентовке, без хода. Вентиляция средней группы цистерн главного балласта закрывается на глубине 5—7 м. Задан­ная глубина дифферентовки удерживается ходом и диф­ферентом. При уходе на глубину значительный диффе­рент создавать не следует. Вентиляция концевых цистерн главного балласта закрывается сразу с приходом под­водной лодки на заданную глубину (после перевода дифферента с носа на корму).

Если после заполнения средней группы цистерн глав­ного балласта подводная лодка получит отрицательную плавучесть, следует создать дифферент на корму гори­зонтальными рулями и ходом и, удерживая лодку на заданной глубине, одновременно откачивать воду из уравнительной цистерны.

Если это окажется недостаточным, дать пузырь в сред­нюю группу цистерн или продуть ее, откачать из урав­нительной цистерны требуемое количество воды и, сняв пузырь со средней группы цистерн, продолжать дифферентовку. Указанные меры принимаются в зависимости от скорости погружения подводной лодки.

Если пл не погружается, следует принять воду в урав­нительную цистерну через кингстон или клапан точного заполнения. Как только глубиномер покажет изменение глубины, прием воды приостанавливается.

Для удаления воздушных пузырей из концевых ци­стерн главного балласта и из надстройки необходимо по­очередно создать дифферент подводной лодки на нос и на корму («качнуть» подводную лодку), после чего за­крыть клапаны вентиляции концевых групп цистерн глав­ного балласта.

Чтобы правильно и быстро удифферентовать пл по положению горизонтальных рулей и дифференту, определяют остаточную плавучесть и избыточный дифферентую­щий момент, после чего приступают к дифферентовке.

Если офицер, дифферентующий пл, не имеет достаточ­ного опыта, необходимо руководствоваться следующими правилами:

1. Если пл держит заданную глубину и ее дифферен­тующий момент от горизонтальных рулей совпадает с дифферентом, следует сначала удифферентовать ее по плавучести, а затем по дифференту.

2. Если пл держит заданную глубину, но дифферент не совпадает с дифферентующим моментом горизонталь­ных рулей, следует вначале удифферентовать ее по диф­ференту, а затем по плавучести.

Осушением или приемом воды в уравнительную ци­стерну и перекачиванием вспомогательного балласта ме­жду дифферентными цистернами добиваются такого поло­жения, чтобы носовые горизонтальные рули находились на нуле, а кормовые — с небольшим отклонением от пло­скости рамы. При этом пл с незначительным дифферен­том на нос должна держать глубину. В таком положе­нии она считается удифферентованной.

С окончанием дифферентовки открывают и закрывают («прохлопывают») клапаны вентиляции цистерн главного балласта для стравливания оставшейся воздушной по­душки. Убедившись, что на заданном ходу пл держит постоянную глубину на прямом курсе с нулевым или за­данным дифферентом, перекладка кормовых горизонталь­ных рулей не превышает ±5°, а носовые рули лежат на нуле, подают команду «Окончена дифферентовка». Коман­диры отсеков докладывают в центральный пост о нали­чии в отсеках личного состава и количестве воды в цис­тернах вспомогательного балласта. Эти данные записы­ваются в вахтенный и дифферентовочный журналы.

(1) При рассмотрении действия сил принято «нулевое» положение носовых горизонтальных рулей.

Вперед
Оглавление
Назад

Источник

Подробности

Категория: Д

Просмотров: 895

ДИФФЕРЕНТ, разность осадки в воде носа и кормы судна, измеряется в мерах длины по маркам углубления, нанесенным на фор- и ахтерштевне, дающим непосредственно осадку судна. В настоящее время в Англии изготовляются специальные приборы – пневмеркаторы, дающие возможность определения осадки в штурманской рубке, как на якоре, так и на ходу.

Суда обычной конструкции имеют одинаковое углубление оконечностей – осадку на ровный киль. При всяком продольном наклонении от изменения расположения грузов, при приеме или расходовании их, переходе судна в воду иной плотности, на ходу, при повороте и на волнении, судно получает дифферент; наибольшей величины последний достигает при аварии от подводной пробоины или подводного взрыва. Для винтовых судов дифферент на корму полезен, как увеличивающий КПД винта и улучшающий поворотливость; для ледоколов дифферент на корму необходим для всхода на лед; для речных колесных судов полезно иметь небольшой дифферент на нос для предупреждения посадки на мель; для парусных судов дифферент на нос не допускается, как ухудшающий управление судном. Незначительный дифферент выравнивается правильной погрузкой или затоплением специальных (дифферентных) отсеков, расположенных в оконечностях судна. Значительный дифферент ухудшает мореходные качества: остойчивость, ходкость, поворотливость.

Для выравнивания дифферента и правильной погрузки торговых судов требуется произвести расчет изменения дифферента для новых условий плавания. Вопрос об изменении дифферента на ходу и на циркуляции недостаточно исследован; дифферент при качке, носящий временный характер, изучается при расчете качки. Статический дифферент при стоянке вызывается исключительно изменением нагрузки судна. При перемещении груза, находящегося на судне, весом в (р) тонн в продольном направлении параллельно грузовой ватерлинии на (l) метров, судно наклонится на угол (θ), и дифферент его выразится:

где L – конструктивная длина судна. Выражая (θ) как функцию момента, вызывающего дифферент, и продольного восстанавливающего момента судна, получим:

где: D – тоннаж судна в тоннах, R – продольный метацентрический радиус и а – возвышение центра тяжести судна над центром величины. Для каждого случая изменения дифферента определенного судна в этой формуле переменными будут (р) и (I); поэтому на практике для расчета дифферента пользуются заранее вычисленной величиной момента, изменяющего дифферент данного судна на 1 метр и равного

Для грубого приближения можно принять R–a = L и μ = D тм. Более точно

для морских судов и

для речных плоскодонных судов, где Т – среднее углубление судна. Определив (μ) по этим или иным приближенным формулам или по точному значению (R–a), имеем для любого случая перемещения грузов

Зная (р) и (I) и определив по ним величину (d) изменения дифферента, новую осадку носа и кормы вычисляют по формулам:

где h’1 и h1 – новая и старая осадки погружающейся, h’2 и h2 – всплывающей оконечности, а b – отстояние центра тяжести грузовой ватерлинии от середины длины судна; знаки при b берутся верхние, если этот центр тяжести расположен в корму, и нижние, если он расположен в нос от середины судна. Величина (b) определяется или по правилам приближенного вычисления положения центра тяжести площади или же эмпирически, по Нордману (см. фиг. 1, где изображена половина грузовой ватерлинии, линия АВ – след диаметральной плоскости, CD параллельна АВ и проведена от нее в расстоянии четверти ширины судна; эта линия делится пополам в точке Е).

Если обозначить отстояние точки Е от середины длины судна через (а), то b = 0,78а.

Грузовые суда для быстрого подсчета изменения дифферента в различных случаях практики снабжаются диаграммой дифферента судна, на которой (фиг. 2) обозначены: I—VI номера грузовых трюмов, а цифрами показана вместимость соответствующих трюмов в м3; а—k – номера отсеков с указанием вместимости их в тоннах; С1, С2, С3, С4 – положение центра тяжести площади ватерлинии для соответствующей осадки.

На первой шкале под схемой расположения трюмов и отсеков поставлены номера шпангоутов, а на второй – отстояния от кормового перпендикуляра переборок судна. Нижние шкалы являются отсчетными, цифры на них обозначают величину изменения дифферента в метрах. Верхняя шкала построена для полной нагрузки судна, нижняя – для порожнего судна, промежуточные – для двух случаев нагрузки. Величины изменения дифферента наносятся на соответствующих шкалах при последовательном перемещении 100 тонн груза от точек С в места расположения переборок. При пользовании диаграммой определяют величину среднего изменения углубления при приеме или расходовании данного количества груза и этим выбирают требуемую шкалу, по которой производят отсчет дифферента, интерполируя для каждого трюма цифровые отметки для ограничивающих его переборок. Например: перемещение груза в 800 тонн при полной нагрузке (верхняя шкала) из точки С1 в трюм I даст изменение дифферента

Для уничтожения этого дифферента в трюм VI нужно переместить из точки С1 700 тонн, что даст дифферент

В итоге дифферент изменится на d1+d2 = +0,005 м, что неощутимо. При погрузке задача правильного размещения грузов сводится к такому их распределению по трюмам, которое дает суммарный дифферент требуемой величины и знака. Для выбора шкалы предполагают, что весь груз сначала помещается в точку С, что не меняет дифферент, и затем распределяется по трюмам с изменением дифферента, величину которого определяют так, как показано на примере, для каждого перемещения грузов. Требуемая величина суммарного дифферента получается при этом путем последовательных проб.

Для значительных изменений дифферента при подводных пробоинах приведенные формулы не годятся, т. к. положенное в основу их (для приема груза) равенство:

где значки указывают новые элементы судна после приема или расходования груза, нарушается. В этом случае пользуются масштабом Бонжана, позволяющим произвести более точные вычисления.

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 6 – 1929 г.

Источник