Город над волгой рекой чайки летят за кормой в небе

Город над волгой рекой чайки летят за кормой в небе thumbnail

ОГОКУ
ДЛЯ ДЕТЕЙ – СИРОТ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ
ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ
ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ №11 ПОС. ЛЕСОГОРСК.

Урок
мужества

«Сталинграду
– слава»

Классный
час составила Михайлова Ирина
Анатольевна,

воспитатель

02.02.2015
ГОД

Цель:

Формирование гражданско-патриотического
воспитания школьников на примерах
героического прошлого родного края и
страны.

Задачи:
1. Воспитывать уважительное отношение
к исторической памяти своего народа, к
ветеранам войны, традициям своей страны.

2.Развивать
эстетический и литературный вкус,
интерес к поэзии и поэтическому слову.

Оборудование:
проектор, экран, компьютер, компьютерная
презентация.

Фонограммы
песен:

  • «Журавли»

  • «Облака»

  • «Господи
    помилуй»

  • «Пусть
    всегда будет солнце»

Оформление
кабинета:
на
доске: название занятия, составленное
из отдельно вырезанных букв, под ним
даты (1943-2015)
и объёмная бумажная гвоздика.

2.Материалы
о Сталинградской битве (стенд с книгами,
стенгазеты, детские рисунки, Сталинградский
дневник с датами)

Форма
проведения
:

Открытый урок, для обучающихся 5-6
классов, родителей (законных представителей).

Открытый
урок
«Сталинграду
– слава
»

Ведущий
1:
Добрый
день дорогие ребята!

Добрый
день уважаемые взрослые!

Сегодня
мы с вами собрались на очень серьезное
мероприятие, то есть урок мужества,
посвященный
72 годовщине победы в Сталинградской
битве.

Тема
нашего урока мужества: «Сталинграду –
слава».

Ведущий
2:
На
гимн России прошу всех встать, (звучит
гимн России)

Прошу
всех садиться.

Ведущий
1:
Город

Над
Волгой – рекой

Чайки

Летят
над кормой

В
небе высоко плывут купола…

Крепость

Из
древних суровых веков

Русь

Защитит
от беды и врагов

Только
бы

Родина
– мать за собой повела!

Ведущий
2:
Город
Победы в битве великой,

Город
– герой!

Пусть
Александр, ангел – хранитель, Будет с
тобой!

Верный
присяге, данной Отчизне,

Город
– солдат!

Труженик
славный, град – долгожитель-

Сталинград.

Ведущий
1:
Тысячам

Наших
бойцов

Смерть

Здесь
дышала в лицо,

Но
не ступили

Ни
шагу назад!

Бой

Где
горела земля и вода,

Кровь,
Что окрасила стяг навсегда,

Боль

Не
покинуть ей сердце твоё,

Сталинград!

Чтец
1:

Слава!

Ты
родилась в дыму боёв кровавых,

Победы
Сталинградской торжество,

Но
Сталинград – лишь часть бессмертной
славы.

Бессмертного
народа моего.

Она
идёт по свету, величаво,

Она
живет, и будет жить века

Коль
эта – часть бессмертной нашей славы,

То
как же эта слава велика!

Ведущий
1:
Второе
февраля тысяча девятьсот сорок третьего
года.… Эта дата

Навеки
вписана в историю нашей страны.

Ведущий
2:
В
этот день шел последний бой,

И
солдаты прошли сквозь горнило,

Все,
что знала история войн, битва волжская
заслонила.

Ведущий
1:
Именно
в этот день после двухсот дней и ночей
безуспешного штурма города, отборные
гитлеровские части потерпели поражение.

Ведущий
2:
Вот
что первого февраля немецкий писатель
Вальтер Ульбрихт рассказал по радио
своему народу о битве на Волге: «Я был,
в Сталинграде… Гитлер утверждал, что
этот большой город на Волге занят
германскими войсками. Это была ложь.
Даже главное командование гитлеровских
вооруженных сил вынуждено было согласиться
с тем, что германские войска здесь
окружены».

Ведущий
1:
Давайте
вспомним дни великой битвы, перелистаем
«Сталинградский дневник».

1
ученик.

Семнадцатое июля – официальная дата
начала Сталинградской битвы, в этот
день был образован Сталинградский
фронт.

2
ученик.

Двадцать третье августа – один из самых
тяжелых, страшных для сталинградцев
день: тысячи авиабомб обрушились на
нефтехранилища и жилые кварталы города.
Город был разрушен, погибло около сорока
тысяч человек, более ста пятидесяти
тысяч было ранено. Прорвав оборону
советских войск, гитлеровские танки
при поддержке мотопехоты вышли на
северную окраину Сталинграда. На защиту
города встали рабочие заводов, курсанты
военных училищ, моряки волжской флотилии.

3
ученик.

Тринадцатого сентября в городе начались
уличные бои. Гитлеровцы захватили
«высоту 102,0» – Мамаев курган – и центр
города, а у Купоросной балки вышли к
Волге. Бои шли за каждую улицу, каждый
дом, каждую лестничную площадку. Так,
здание железнодорожного вокзала с
пятнадцатого по восемнадцатое сентября
тринадцать раз переходило из рук в руки.

4
ученик.

Девятнадцатое ноября. В семь часов
тридцать минут в небо взвились ракеты,
и залпы тысяч орудий и гвардейских
минометов возвестили о начале
контрнаступления советских войск под
Сталинградом. Оно планировалось, еще в
сентябре тысяча девятьсот сорок второго
и к девятнадцатому ноября было
подготовлено. С обеих сторон в сражении
приняли участие более 2-х миллионов
человек, в войсках насчитывалось более
25-ти тысяч орудий и минометов, более 2-х
тысяч танков и штурмовых орудий.

Читайте также:  Корм пурина для птицы в саратове

5
ученик.

Декабрь тысяча девятьсот сорок второго
года. Подготовлен план операции «Кольцо»
по разгрому окруженной группировки
противника. Освобождены: Котельниково,
Нижний Чир и другие районные центры.

6
ученик.

Восьмое января тысяча девятьсот сорок
третьего года. Чтобы избежать напрасного
кровопролития, командующему окруженной
армии Паулюсу был предъявлен ультиматум
о прекращении бессмысленного сопротивления.
Это предложение было отклонено. Десятого
января войска Донского флота начали
действие по ликвидации оружейных
немецко-фашистских войск.

7
ученик.

Второе февраля. После двухсот дней и
ночей безуспешного штурма города
отборные гитлеровские части потерпели
поражение. Остатки гитлеровских
трехсоттридцатитысячной группировки
фашистов во главе с фельдмаршалом
Паулюсом взяты в плен. Последний залп
над Сталинградом возвестил о полной
победе советских войск.

(отрывок
из документального фильма Сталинград
Мамаев курган)

Ведущий
1: Никогда не сотрутся даты

Этих
подвигов боевых.

В
вечном отдыхе спят солдаты-

Горе,
тем, кто разбудит их.

Песня
«Журавли» (исполняют ребята нашего
класса)

Ведущий
1:
Война
несет страдания всем. Она разрушает
жизнь, уничтожает без разбора бойцов и
безоружных пленных, хилых стариков,
женщин и детей.

Ведущий
2:

Дети и война…. Это несовместимые понятия.

Ведущий
1: Дети гибли от бомб и снарядов в
Сталинграде, умирали от голода в блокадном
Ленинграде, их бросали живыми в горящие
хаты белорусских деревень, их жгли в
фашистских концлагерях.

Чтец:
С чего начинается память – с берез?

С
речного песочка? С дождя на дороге?

А
если – с убийства?! А если со слез?!

А
если – с воздушной тревоги?!

А
если с визжащей пыли в облаках,

Со
взрослых, в пыли распростертых?!

А
если не с детского знания –

Как
живое становится мертвым?!

И
пять, и пятнадцать, и в двадцать пять
лет.

Войной
начинается память!

Ведущий
1:

Они были такими же, как мы, – юными,
наивными, горячими. Они еще не знали,
сколько им придется вынести над шквальным
огнем чужих – и бывало, своих – войск,
потерять детство, здоровье, семью, жизнь.
Дети Сталинграда…. Боль войны досталась,
прежде всего, им.

Вот
что вспоминают дети Сталинграда.

Презентация
«Юные герои Сталинграда»

1
ученик:

«Наш дом был разрушен задолго до двадцать
третьего августа. Длительное время мы
жили в бомбоубежище соседнего дома.
Обстановка была ужасно тяжелая, но люди
не роптали, поддерживали друг друга,
чем могли.

Рабочие
– металлурги продолжали трудиться,
пропадали на предприятиях сутками. Папа
прибегал посмотреть на нас – живы ли –
и снова мчался на завод». (Михаил Швец)

2
ученик:

«Бомбежки, оккупация легли тяжелым
бременем на детские плечи. Никогда не
забуду тот день, когда немцы повесили
моего земляка – сталинградца Сашу
Филиппова. Его вешали на Дар-горе, на
базарной площади. Он был комсомольцем.
Молодой энергичный парень, знаю его по
школе». (Виктор Беликов)

3
ученик:

«Когда началась война, город стал
суровым. Люди постоянно куда-то спешили.
Не слышно песен, исчезли с лиц улыбки.
Ночью в окнах темно. Они подслеповато
смотрели в мир перекошенными белыми
наклейками. Мне, как и многим, не то чтобы
поиграть, в школу некогда было ходить».
(Юлия Кулешова, организатор и руководитель
музея «Детство»).

Чтец
1:

Я пришел на место славной битвы.

Здесь
был город над рекой привольной,

Женская
улыбка, мир цветущий,

А
потом осталась лишь пустыня,

Черные
руины. Но исчезла

Смерти
беспощадная угроза.

Никогда
так громко не звучало

Слова
«человек», как в Сталинграде

Никогда
еще таким веселым

Не
было величие доселе:

Каждый
шаг здесь самой жаркой кровью,

Благородной
кровь измерялся.

Чтец
2:

Здесь за нашу жизнь отдали жизни

Юноши,
рожденные для счастья.

Пусть
огромны дымные руины,

Но
еще огромней – новостройки.

Вид
воронок, мне сжимает сердце,

Но
еще сильней меня волнуют

Корпуса
отстроенных заводов

И
рожденье тракторов на месте,

Где
недавно танки проходили

Сталинград!
Ты весь – победа жизни!

Военная
песня «Облака» автор неизвестен
(исполняют ребята нашего класса)

Ведущий
2:
Неугасима
память поколения

И
память тех, кого так свято чтим,

Давайте,
люди, встанем на мгновение

И
в скорби постоим и помолчим.

Ведущий
1:

В память о павших на полях сражений
Великой Отечественной войны минута
молчания.

Мы
наследники тех, кто не дрогнул, победил
смерть на волжском берегу, должны
сохранить память о героях, погибших в
годы Сталинградской битвы. И в память
о тех, кто не вернулся с этой страшной
жестокой войны. Мы зажигаем памятные
свечи и пусть земля им будет пухом.

Читайте также:  Сухой корм для щенка той терьера какой выбрать

Под
фонограмму песни «Господи, помилуй, в
исполнении
Жанны
Бичевской»

обучающиеся по очереди подходят и
зажигают свечи.

Чтец
1:

Была война, прошла война,

Над
полем боя тишина

Но
по стране, по тишине

Идут
легенды о войне.

Чтец
2:

Я никогда не видела войны

И
ужаса ее не представляю

Но
то, что мир наш хочет тишины

Сегодня
очень ясно понимаю.

Чтец
3:

Спасибо Вам, что нам не довелось

Представить
и узнать такие муки

На
Вашу долю все это пришлось

Тревоги,
холод, голод и разлуки.

Чтец
4:

Спасибо Вам за солнце яркий свет

За
радость жизни в каждом миге нашем.

За
трели соловья, и за рассвет

И
за поля цветущие ромашек.

Ведущий
1:

А я ребята вам желаю, чтобы вы ни когда
не узнали, что такое война. И в заключении
нашего урока мужества, в память о тех,
кто не вернулся с той страшной войны,
кто подарил нам солнца яркий свет, мирное
небо над головой, детство, счастье,
давайте все вместе исполним замечательную
песню «Пусть всегда будет солнце».

Рефлексия:
Дополни предложение, варианты:

    • сегодня
      я узнал…

    • было
      трудно…

    • я
      понял, что…

    • было
      интересно узнать, что…

    • меня
      удивило…

мне
захотелось… и т.д.

Ведущий
1:

Ребята благодарю вас за организацию,
участие, за помощь в подготовке и
проведении этого урока мужества. На
этом наш урок мужества, посвященный
«Сталинградской битве» закончен. До
свидания.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Принцип «Не можешь предотвратить — возглавь» нередко используется в дискуссиях по историческим вопросам. В последнее время противники советского периода отечественной истории принялись переписывать достижения большевиков на себя.

Охота за чужими достижениями

План ГОЭЛРО? Да это еще царь-батюшка Россию планировал электрифицировать, просто не успел. Метро в Москве? Тоже царские власти хотели построить, да руки не дошли. И вообще, последний русский император создал условия для победы в Великой Отечественной войне!

Видимо, недалек тот день, когда мы услышим о том, что, к примеру, Петр Столыпин спроектировал космический корабль «Восток», а адмирал Колчак лично составил условия отбора в первый отряд космонавтов. Раз уж взялись за «исторический реванш» на грани абсурда, то ему не будет ни конца ни края.

Та же история и с популярными в СССР песнями 1920-х годов. Современные противники большевиков заявляют: те сами ничего не придумали, а просто переделали песни белогвардейцев.

Тут нужно оговориться: действительно, есть песни, которые в схожих вариантах во время Гражданской войны кочевали туда-сюда. И ничего в этом удивительного нет, поскольку таким же образом кочевали и сами участники гражданского конфликта, по несколько раз переходя от красных к белым и от белых к красным. Но в каждом случае должны быть доказательства, иначе создается миф, который пытаются скормить доверчивой публике.

Стихи от Кольки Пекаря

Там вдали, за рекой
Зажигались огни,
В небе ярком заря догорала.
Сотня юных бойцов
Из будённовских войск
На разведку в поля поскакала…

В Советском Союзе эти строки знали практически все начиная с октябрятского возраста. История героической гибели комсомольца действительно брала за душу. В 1973 году песня вошла в картину «Как закалялась сталь» режиссера Николая Мащенко, где ее пели Павка Корчагин (в исполнении Владимира Конкина) и Федор Жухрай (в исполнении Константина Степанкова).

Многие считали песню народной и верили, что ее написали сами буденновцы, но это не так.

В 1924 году в газете «Курская правда» появилось стихотворение «Смерть комсомольца», подписанное псевдонимом Колька Пекарь. Текст стал очень быстро расходиться в частях РККА в качестве строевой песни. В 1928 году создатель Ансамбля красноармейской песни Центрального дома Красной армии Александр Александров написал музыку к этим стихам, после чего произведение обрело законченный вид.

Автор стихов был неизвестен несколько десятилетий. В 1950-х годах было установлено, что под псевдонимом Колька Пекарь в «Курской правде» печатался Николай Кооль.

Строевая песня эстонского комсомольца

Николай Мартынович Кооль родился в 1902 году. До 16 лет жил на хуторе неподалеку от деревни Волок Боровичского уезда Новгородской губернии вместе с отцом, эстонским арендатором. Учился в Волокском училище.

Николай Кооль.

Николай Кооль. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1919 году Николай отправился на юг России, поскольку в родных местах в ту пору был плохо и с работой, и с едой. Добравшись до Белгорода, он устроился на работу пекарем. Затем примкнул к Эстонскому кавалерийскому дивизиону Красной армии, но в одном из первых же боев был ранен и вернулся в Белгород на лечение.

Читайте также:  Можно ли кормить кастрированного кота только сухим кормом

Как раз в это время он стал пробовать себя в стихах и в прозе. Редактор местной газеты посчитал произведения «сырыми», но отметил у парня несомненный талант и порекомендо­вал поступить в Курскую губернскую совпартшколу. По окончании совпартшколы его назна­чили заведующим политпросветотделом в Курском райкоме комсомола в 1923 году. И вот там-то Кооль и начал публиковать свои стихи и рассказы.

В 1924 году Кооля призвали в Красную армию. Части нужен был текст для строевой песни. Как утверждал сам автор, он несколько раз переделывал его, менял слова, пока не создал конечный вариант.

Если присмотреться внимательно, то становится понятно, что стихи написаны человеком, в «буденновских войсках» не служившим. Во-первых, никто, разумеется, не отправляет в разведку «юных бойцов». Как раз наоборот, это дело умудренных боевым опытом. Во-вторых, разведке незачем «без страха скакать на врага»: ее задача — уйти от боя, дабы доставить сведения основным силам. И так далее. Ясно, что стихи писал человек искренний, но на тот момент с военным делом не очень хорошо знакомый. Да и откуда? В Гражданскую Кооль был ранен в одном из первых боев, а в 1924 году являлся новобранцем РККА.

Кооль много лет находился на преподавательской работе, прошел Великую Отечественную, в послевоенные годы трудился учителем русского языка и литературы в столичных школах и техникумах. Также он писал книги и занимался переводами с эстонского. Умер автор стихов в 1974 году.

Миф от есаула: что не так с песней «За рекой Ляохэ»?

А уже в постсоветский период появились публикации, в которых говорилось, что песня «Там вдали, за рекой» является переделкой ранее существовавшего текста.

В 2000 году в «Парламентской газете» есаул Забайкальского казачьего войска Виталий Апрелков написал: «Еще в школьные годы мой дед невольно заронил в душу сомнения, рассказав как-то, что еще при царе эту песню пели „маленько по-другому“. Однако отец велел „петь так, как учат в школе, чтобы не разжиться неприятностями“. Долгое время не удавалось что-либо выяснить о родословной песни, но буквально по крупицам был восстановлен первоначальный текст».

Первоначальный текст песни «За рекой Ляохэ», посвященный рейду на Инкоу русской конницы времен русско-японской войны 1904-1905 годов, прилагался.

Казалось бы, вот оно, разоблачение Кооля, а заодно и Александрова. Но проблема в том, что нет ни одного источника, указывающего на то, что текст «За рекой Ляохэ» появлялся где-либо раньше. Как минимум в кругах русской эмиграции, внимательно следившей за происходящим в СССР, должны были обратить внимание на «украденную» песню, указав первоисточник. Но нет, ничего подобного. Никаких реальных фактов, доказывающих, что альтернативный текст появился раньше 1924 года, нет.

Сам Кооль рассказывал, что припоминал старинную песню каторжан XIX века «Лишь только в Сибири займётся заря», которая дала ему ритмический рисунок. Текст этой песни тоже нетрудно найти, однако при сравнении становится ясно, что ни о каком заимствовании речи нет, это абсолютно самостоятельное произведение.

«Состряпал от нечего делать»: как появился «белогвардейский вариант»

Однако разоблачители заявляют: был еще и белогвардейский текст, написанный раньше текста Кооля.

Там вдали, за рекой,
Засверкали огни,
В небе ясном заря догорала.
Сотня юных бойцов
Из деникинских войск
На разведку в поля поскакала.

В общем, все наоборот: теперь уже Деникин по какой-то причине решил послать в разведку необстрелянных бойцов. Такой текст действительно есть, как есть у него и автор: священник Георгий Максимов.

Он в 2005 году в «Живом журнале» рассказал историю «белогвардейского» варианта: «Много лет назад, ещё в студенческие годы, от нечего делать я состряпал „белогвардейский вариант“ песни Кооля „Там вдали, за рекой“. И выложил его в Сеть. Под своей фамилией, кстати говоря.

Командующий Добровольческой армией генерал Антон Деникин, 1918 или 1919 год.

Выложил и забыл. Каково же было моё удивление, когда года три спустя в одной из статей я увидел упоминание этой моей переделки как подлинной белогвардейской песни, над которой, оказывается, поглумился красноармеец Кооль!.. Но сегодня меня доконало, когда я увидел свой текст на сайте песен Гражданской войны, причём с комментариями, что это либо подлинная белогвардейская песня, позднее переработанная Коолем, либо (что, на взгляд автора сайта, вероятнее) она создана в русских частях вермахта в ходе Второй мировой на основе текста Николая Кооля! А на одном из форумов я встретил упоминание о переделке Коолем моего текста как нечто всеобще известное и само собой разумеющееся (ну вы знаете, с каким апломбом обычно вещают дилетанты)… Вот так сама собой вышла мистификация. Меня только одно интересует: что же эти господа исследователи утеряли фамилию автора, которая стояла под текстом на сайте, где я её опубликовал? Как красиво, написали бы: „поручик Максимов“ или там „подъесаул Максимов“? Честно сказать, знал бы я, что так выйдет, поработал бы над текстом получше :-)».

Примерно такую же природу имеют и другие многочисленные «оригиналы»: все они на поверку созданы значительно позже произведения Кооля — Александрова и возникли как раз на фоне большой популярности в народе песни о погибшем бойце-буденновце.

Здесь можно посоветовать простую вещь: если не нравится что-то советское, сделай лучше. А если не можешь, то завидуй молча, а не пытайся, образно говоря, переписать бирки на состоявшихся шедеврах.

Источник