Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой
Проверочная работа
по теме «Сложное предложение. Знаки препинания в ССП».
I вариант
1. Укажите вид сложных предложений (знаки препинания не расставлены).
а) В сосновых чащах дрожали от холода березы осыпанные сусальной позолотой. (К. Паустовский.)
б) Я уверил себя что эта осень первая и последняя в моей жизни. (К. Паустовский.)
в) Деревья начинали желтеть снизу я видел осины красные внизу и со всем еще зеленые на верхушках. (К. Паустовский.)
г) Заря сияла на востоке и золотые ряды облаков казалось ожидали солнца.
2. Укажите ССП.
а) Я передал ему ваше поручение и он исполнил его с большим удовольствием. (А. Чехов.)
б) Вот присел я у забора и стал прислушиваться. (М. Лермонтов.)
в) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там где мы рождаемся и живем. (В. Песков.)
г) То космонавты казались ему особенными то Алексей начинал видеть в них таких же летчиков-истребителей. (А. Семенихин.)
д) Все проходит да не все забывается. (И. Бунин.)
3. Укажите простые предложения, осложненные однородными членами.
а) Мой товарищ говорил мало но очень интересно.
б) Мой товарищ говорил мало но я слушал его с большим интересом.
в) На покосе то комары то мошкара кружат.
г) На покосе то мошкара кружит то комары звенят и жалят.
д) Блеснул на востоке луч солнца и оживил природу.
4. Укажите ССП, где бы вы поставили тире.
а) С колесницы пал Дадон охнул раз и умер он.
б) Было жарко дети просили пить.
в) Еще секунда и его рука дернула удочку на себя. (А. Первенцев.)
г) По полям извиваясь блестящей струей льется речка студеной волною и беседка одетая сочной листвой наклонясь над лазурной ее глубиной отражается гладью речною. (С. Надсон.)
5. Укажите ССП с общим второстепенным членом предложения.
а) Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна. (К. Паустовский.)
б) Шаланда продвигалась сильными рывками поворачивая то вправо то влево. (В. Катаев.)
в) То ли врачи ошиблись то ли рана сама собой заросла. (Ю. Трифонов.)
г) После грозы все блестело и сверкало и дышалось легко. (Г. Федосеев.)
6. К началу данного сложного предложения подберите конец. Объясни те письменно постановку тире.
а) Еще взмах весла — и …
б) Мы вбегаем в комнату — и …
в) Орел камнем бросается с высоты — и …
7. Составьте и запишите предложения по данным схемам.
а) [ ], и [ ].
б) [ , и ].
в) [ и ] — и [ ].
8. Спишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания и орфограммы.
Было уже часов десять и над садом св..тила полная луна. В доме Шуминых только что закончилась служба к..торую заказывала бабушка и теперь Наде она вышла в сад на минутку видно было как в зале накрывали на стол как в св..ем ш..лковом плат..е суетилась бабушка. Отец Андрей говорил о чем(то) с матерью Нади Ниной Ивановной и теперь мать при в..чернем осв..щении к..залась м..лодой.
В саду было тихо прохладно и темные тени лежали на земле. Слышно было как где(то) д..леко должно быть за городом кр..чали л..гушки. Дышалось глубоко и х..телось думать что не здесь а где(то) под небом над дерев..ями д..леко за городом в п..лях и л..сах разв..рнулась теперь св..я весе..яя жизнь таинстве..ая и пр..красная. (А. Чехов.)
II вариант
1. Укажите вид сложных предложений (знаки препинания не расставлены).
а) Солнце закатилось и ночь последовала за днем без промежутка. (М. Лермонтов.)
б) Рассказ искусствоведа помог нам понять как глубоко воссоздана историческая эпоха в картине талантливого художника.
в) Дерево валят туда куда оно нагнулось. (Пословица.)
г) Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь. (А. Пушкин.)
2. Укажите ССП.
а) Лист сухой валится ночью ветер злится да стучит в окно. (А. Фет.)
б) Н. Г. Чернышевский например отмечал что «Грибоедов должен разделить с Пушкиным славу преобразования литературы».
в) Вдруг толпа раздалась в обе стороны и выходит Степан Парамонович молодой купец удалой боец. (М. Лермонтов.)
г) Несколько в стороне от дома темнел жалкий вишневый садик с плетнем да под окнами склонив свои тяжелые головы стояли спавшие подсолнухи. (А. Чехов.)
д) Челкаш всегда веселый и едкий был сегодня очевидно не в духе и отвечал на расспросы отрывисто и резко. (М. Горький.)
3. Укажите простые предложения, осложненные однородными членами.
а) Первая охотничья неудача расстроила меня но не истребила охотничьей страсти. (И. Соколов-Микитов.)
б) Опять явилось вдохновенье души безжизненной моей и превратило в песнопенье тоску развалину страстей. (М. Лермонтов.)
в) Его душа сжилась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится. (М. Лермонтов.)
г) Мой друг не плачь перед разлукой и преждевременною мукой младое сердце не тревожь. (М. Лермонтов.)
д) Сумерки приближались и надо было торопиться. (В. Арсеньев.)
4. Укажите ССП, где бы вы поставили тире.
а) Один прыжок и лев уже на спине у буйвола. (А. Куприн.)
б) И скучно и грустно и некому руку подать в минуту душевной невзгоды. (М. Лермонтов.)
в) Сквозь редкую листву шумит Байкал в тумане и тянет влагою в осеннее окно. (А. Журавлев.)
г) Сказал и Петербург возник из дикого болота. (А. Пушкин.)
5. Укажите ССП с общим второстепенным членом предложения.
а) По ночам подмора и звезды усеивали небо. (И. Бунин.)
б) В нижнем этаже под балконом заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса. (А. Чехов.)
в) С зари кукушка за рекою кукует звонко вдалеке и в молодом березняке грибами пахнет и листвою. (И. Бунин.)
г) Еще трава полна прозрачных слез и гром вдали гремит раскатом.
6. К началу данного сложного предложения подберите конец. Объясните письменно постановку тире.
а) Раздался шорох — и …
б) Четкий удар мячом — и …
в) Сучок хрустнул — и …
7. Составьте и запишите предложения по данным схемам.
а) То [ ], то [ ].
б) [ ], и [ ].
в) [ ], и [ ].
8. Спишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания и орфограммы.
Было уже часов десять и над садом св..тила полная луна. В доме Шуминых только что закончилась служба к..торую заказывала бабушка и теперь Наде она вышла в сад на минутку видно было как в зале накрывали на стол как в св..ем ш..лковом плат..е суетилась бабушка. Отец Андрей говорил о чем(то) с матерью Нади Ниной Ивановной и теперь мать при в..чернем осв..щении к..залась м..лодой.
В саду было тихо прохладно и темные тени лежали на земле. Слышно было как где(то) д..леко должно быть за городом кр..чали л..гушки. Дышалось глубоко и х..телось думать что не здесь а где(то) под небом над дерев..ями д..леко за городом в п..лях и л..сах разв..рнулась теперь св..я весе..яя жизнь таинстве..ая и пр..красная. (А. Чехов.)
Ключи к I варианту:
1. а) — простое, б) — СПП, в) — БСП, г) — ССП;
2. а), г), д);
3. а), г), д);
4. а), в);
5. а), г).
8. Ключ к тексту:
Было уже часов десять, и над садом светила полная луна. В доме Шуминых только что закончилась служба, которую заказывала бабушка, и теперь Наде — она вышла в сад на минутку — видно было, как в зале накрывали на стол, как в своем шелковом платье суетилась бабушка. Отец Андрей говорил о чем-то с матерью Нади, Ниной Ивановной, и теперь мать при вечернем освещении казалась молодой.
В саду было тихо, прохладно, и темные тени лежали на земле. Слышно было, как где-то далеко, должно быть за городом лягушки. Дышалось глубоко, и хотелось думать, что не здесь, а где-то под небом, над деревьями, далеко за городом, в полях и лесах развернулась теперь своя весенняя жизнь, таинственная и прекрасная.
Ключи ко II варианту:
1.а) — ССП, б), в) — СПП, г) — БСП;
2. в), г);
3. а), б), г);
4. а), г);
5. а), б).
Источник
Ôðàãìåíòû èçïîâåñòè “Çäðàâñòâóé ìîðå” (ñáîðíèê “Äåñÿòü çàïîâåäåé”)
«… íèãäå ÷åëîâåê íå áûâàåò òàê æàëîê, äåðçîê,
è ïî âðåìåíàì òàê âíåçàïíî ñ÷àñòëèâ, êàê íà ìîðå».
È.À. Ãîí÷àðîâ, «Ôðåãàò «Ïàëëàäà»
Çäðàâñòâóé, ìîðå! Ëåòî íàñòóïèëî. Æä¸øü åãî, æä¸øü, à îíî äëèòñÿ âñåãî-òî äåâÿíîñòî äâà äíÿ. Ïðîëåòÿò îíè, íå óñïååøü îãëÿíóòüñÿ. À äëÿ îçäîðîâëåíèÿ îðãàíèçìà, êàê ãîâîðÿò â íàðîäå, çà ïëÿæíûé ñåçîí íàäî óñïåòü ñòî ðàç èñêóïàòüñÿ â ìîðå.
 ïåðâûé ðàç ÿ óâèäåëà ìîðå â äåñÿòèëåòíåì âîçðàñòå. Îíî ïîêîðèëî ìåíÿ. Ñ òîé ïîðû êàæäûé ãîä âûêðàèâàëè âðåìÿ äëÿ ïîåçäêè ê ìîðþ. Êóïàëèñü, çàãîðàëè. Æèëè è â ïàëàòêàõ, è íà ñúåìíûõ êâàðòèðàõ. Ìå÷òàëè ñîåäèíèòü ìîðå è äîìàøíèé óþò.
Ìå÷òó îñóùåñòâèëè. Ïåðååõàëè æèòü â ïðèìîðñêèé ãîðîä. Ïðèîáðåëè ÿë ñ ìîòîðîì è ïàðóñîì. Âûõîäèëè â ìîðå, ëîâèëè ðûáó, çàãîðàëè, íûðÿëè â ìîðñêóþ áåçäíó. À ýòî ñîâñåì íå òî, ÷òî áàðàõòàòüñÿ ó áåðåãà.
Âûêëþ÷åí ìîòîð. Ïëûâ¸ì ïîä ïàðóñîì. Òèøèíà. Ëèøü èçðåäêà õëîïíåò îáåññèëåííûé ïàðóñ, èëè ïîä êîðìîé ïëåñí¸ò âîëíà è îïÿòü âñ¸ òèõî, òîðæåñòâåííî è ïðåêðàñíî! È ìîðå, è íåáî âñ¸ óìèëÿåò âçîð. Íà íåáå óäèâèòåëüíàÿ èãðà îáëàêîâ. Òî îíè âîçâûøàþòñÿ íà ãîðèçîíòå êàê ãîðíàÿ ãðÿäà, òî êðàñóþòñÿ ïðîçðà÷íûìè êëî÷üÿìè íà âûñîêîì íåáå è êàæóòñÿ íåäâèæíûìè, òî ïîñòîÿííî ìåíÿþòñÿ, ñîçäàâàÿ öåëûå ìèðû âîëøåáíûõ ãîðîäîâ, çäàíèé, áàøåí, çâåðåé, ÷óäîâèù.
À áûâàåò è òàê. Íåáî ãîëóáîå-ãîëóáîå è íåò íà í¸ì íè îáëà÷êà, êóäà íè áðîñèøü âçîð. Ìîðå ëåæèò âîêðóã êàê íåîáîçðèìîå ïîëå, ÷óòü-÷óòü âîëíóÿñü. Êàê áóäòî è ìîðå, è íåáî äðåìëþò â ïîêîå. Íå â ìåðòâîì, íå â ñîííîì ïîêîå, à â ïîêîå óäîâëåòâîð¸ííîé ñòðàñòè. Áóäòî îòäûõàþò è ëþáóþòñÿ äðóã äðóãîì âî âçàèìíûõ îáúÿòüÿõ…
Ìîðå. Íåâîçìîæíî îïèñàòü ñëîâàìè âñå åãî ñîñòîÿíèÿ. Îíî áûâàåò ïðàçäíè÷íûì, ãîëóáûì, ëàçóðíûì, äî èçóìëåíèÿ ñèíèì, ñêàçî÷íî èçóìðóäíûì. Ïîðîé îíî ñåðîå, õìóðîå, êàê îñåííèé äåíü, òî áåëîñíåæíî áóðíîå è íåïîêîðíîå. Ýòî íàäî âèäåòü, âèäåòü! Íàäî ïî÷óâñòâîâàòü, ÷òî äèêòóåò ìîðå íàøåìó ñåðäöó è âîîáðàæåíèþ.
Ñ ãîäàìè ñóåòà çàåëà è íàñ. Íåêîãäà íàñëàæäàòüñÿ ìîðåì, íåáîì. Îòêëàäûâàåì ïîõîäû ê ìîðþ íà ïîòîì. À âðåìÿ ëåòèò. Ñòîï! Ìîðå-òî ðÿäîì. Ïðèíÿòî ðåøåíèå: íà÷èíàòü ëåòíåå óòðî íà ÷àñ ðàíüøå. Îòêðûâàþ ãëàçà. Ñìîòðþ â îêíî. Âåòðà íåò. Íå ìåøêàÿ íà ïëÿæ!
Íàä ãîðîäîì ìåäëåííî ïîäíèìàåòñÿ âîñõîäÿùåå ñîëíöå, îëèöåòâîðÿþùåå ïîñòîÿíñòâî è íåïðåðûâíîñòü æèçíè. Óòðåííåå ñîëíöå íå ñëåïèò. Ìîæíî ñìîòðåòü áåç ò¸ìíûõ î÷êîâ, èñïûòûâàÿ ÷óâñòâî ñîïðè÷àñòíîñòè ê âåëèêîé òàéíå ïðîáóæäåíèÿ ïðèðîäû.
Ìîðå ñïîêîéíî. Âîëíà ëåíèâî ëèæåò áåðåã. Õðóñòàëüíàÿ âîäà ïðîñâå÷èâàåò äî ñàìîãî äíà, óñûïàííîãî îòøëèôîâàííûìè ðàçíîöâåòíûìè êàìåøêàìè. Âçãëÿä ïîãðóæàåòñÿ â êðèñòàëüíóþ âëàãó, ñëåäèò çà ñòàéêàìè ìåëêîé ðûá¸øêè.
Âõîæó â âîäó. Ìîðå, ñëîâíî øåëêîâîå îäåÿëî, îêóòûâàåò òåëî ïðèÿòíîé ïðîõëàäîé è ëåãîíüêî ïîêà÷èâàåò. Õîðîøî!
Óõîäèòü ñ ïëÿæà íå õî÷åòñÿ. Îõâàòûâàåò ðàçäóì÷èâàÿ ëåíîñòü.  äóøå çâó÷èò êàêàÿ-òî âîçâûøåííàÿ ìóçûêà ìåëàíõîëè÷åñêàÿ, ÷àðóþùàÿ ìåëîäèÿ.
Ìîðå ïðåêðàñíî â ëþáóþ ïîãîäó. À â øòîðì îñîáåííî. Âïå÷àòëÿþùåå çðåëèùå. Ïîýçèÿ, åñëè ëþáîâàòüñÿ ýòîé áóøóþùåé ìîùüþ ñ áåðåãà. Ñ òðåïåòîì âîñòîðãàòüñÿ, íàáëþäàÿ, êàê îãðîìíûå õîëìû ñ áåëûìè ãðåáíÿìè ñ âîåì òîëêàþò äðóã äðóãà. Êàê ñêà÷óò ÷åðåç êàìíè, ñëîâíî áåøåíûå êîíè, êèïÿùèå ïåíîé áóðóíû. Êàê ðàçáèâàþòñÿ î ïðåãðàäû, îáðàçóÿ ôîíòàíû áðûçã. Êðàñîòà! Íî áûòü ãåðîåì ýòîãî ïðåäñòàâëåíèÿ ñîâñåì íå çàíèìàòåëüíî. È ÿ çíàþ ýòî íå ïîíàñëûøêå. Ñòðàøíûå, îïàñíûå ìèíóòû â øòîðìîâîì ìîðå ïðèøëîñü îäíàæäû ïåðåæèòü è ìíå.
Ìû (ìàìà, ÿ äîëãîâÿçûé ïîäðîñòîê, íà êîòîðîãî íèêòî íå îáðàùàë ñåðü¸çíîãî âíèìàíèÿ, è ñòàðøàÿ ñåñòðà êðàñèâàÿ, óæå ñôîðìèðîâàâøàÿñÿ äåâóøêà èç âûïóñêíîãî êëàññà) îòäûõàëè â Äîìå îòäûõà â Ãåëåíäæèêå. Ñåñòðà ïðîâåðÿëà äåéñòâèå êðàñîòû íà ïðàêòèêå: êîìàíäîâàëà ïàðíÿìè, ïîäñòðåêàëà èõ íà «ïîäâèãè». Ñðåäè å¸ óõàæ¸ðîâ îñîáåííî âûäåëÿëñÿ ìåñòíûé ïàðåíü êðåïêîãî òåëîñëîæåíèÿ òîæå èç âûïóñêíîãî êëàññà ïî ïðîçâèùó «ìîðÿê».
Îäíàæäû âìåñòî ïîëîæåííîãî ïîñëåîáåäåííîãî «òèõîãî ÷àñà» ñåñòðà ïðåäëîæèëà ìíå ñîñòàâèòü åé êîìïàíèþ äëÿ ïðîãóëêè â ïàðê. ß ñîãëàñèëàñü. Ìàìà îòïóñòèëà íàñ, à ñàìà óøëà â êîðïóñ îòäûõàòü. Òîëüêî ìû ðàñïîëîæèëèñü íà ñêàìåéêå â òåíè ðàñêèäèñòîãî äåðåâà, êàê ê íàì ïîäîø¸ë «ìîðÿê». Ïîñëå âçàèìíîãî ïðèâåòñòâèÿ ïàðåíü ïðèñåë ðÿäîì ñ ñåñòðîé. Îíà òóò æå çàÿâèëà:
À ñëàáî ïîêàòàòü íàñ íà ëîäêå â ìîðå?
Êîãäà?
Ñåé÷àñ!
Êàê-íèáóäü â äðóãîé ðàç.
Ñëàáî! Ñëàáî! Äåíåã íåò èëè ñìåëîñòè íå õâàòàåò?
Ïàðåíü ìîë÷àë.
×òî, «ìîðÿê», ñòðóñèë?
Àõ, ýòîò ÿçûê! Ïîðîé îí áûâàåò òàê íåó¸ìåí.
Ïîøëè, ïàðåíü ðåøèòåëüíî âñòàë è íàïðàâèëñÿ â ñòîðîíó ëîäî÷íîé ñòàíöèè. Ìû îòïðàâèëèñü ñëåäîì.
Æåëàíèå ñåñòðû îêàçàëîñü äëÿ ìåíÿ íåîæèäàííûì. Ìíå íå õîòåëîñü êàòàòüñÿ íà ëîäêå. ×åñòíî ãîâîðÿ, áîÿëàñü îïîçîðèòüñÿ ïåðåä ïàðíåì. Ïî ïóòè â Ãåëåíäæèê íà ãîðíîé äîðîãå ìåíÿ íåñêîëüêî ðàç óêà÷èâàëî íà òàê íàçûâàåìûõ «ò¸ùèíûõ ÿçûêàõ». Ïðèõîäèëîñü îñòàíàâëèâàòü àâòîáóñ. À åñëè ìåíÿ óêà÷àåò íà ëîäêå? Óâû!  äàííîì ñëó÷àå ìî¸ ìíåíèå íèêîãî íå èíòåðåñîâàëî.
«Ìîðÿê» ïåðåãîâîðèë ñ ëîäî÷íèêîì, çàïëàòèë äåíüãè, îñòàâèë â çàëîã ÷àñû è ïîëó÷èë âåñëà. Ñåñòðà âûáðàëà ëîäêó. Ìû çàáðàëèñü â íåå è îòòîëêíóëèñü îò ïðè÷àëà. Ëîäêó ñëåãêà ïîêà÷èâàëî. Ïàðåíü íàëåãàë íà âåñëà. Ìû óäàëÿëèñü îò áåðåãà âñ¸ äàëüøå è äàëüøå.
Êòî èùåò ïðèêëþ÷åíèé, òîãî îíè íàéäóò. Íàøëè îíè è íàñ. Æäàòü äîëãî íå çàñòàâèëè. Îãðîìíàÿ òó÷à öâåòà ïåðåñïåëîé ñëèâû íàäâèãàëàñü, ïðèáëèæàëàñü, ðîñëà. Âîçäóõ ñòàíîâèëñÿ ãóùå, òÿæåëåå, ïëîòíåå. Âäàëè çàïîëûõàëè çàðíèöû. Ãðÿíóë ãðîì. Íà÷èíàëàñü ãðîçà. Øêâàë íàëåòåë âíåçàïíî. Îò áóðíîãî ïîðûâà âåòðà ìîðå âçäûáèëîñü. Âîëíû ñòàëè øâûðÿòü íàøó ëîäêó êàê ÿè÷íóþ ñêîðëóïêó. Âñïûøêè ìîëíèé ïðèáëèæàëèñü. Ðàñêàòû ãðîìà óñèëèâàëèñü. Õëûíóë äîæäü.
Ãðåáè ê áåðåãó! «Ìîðÿê!», êðè÷àëà ñåñòðà ïàðíþ, âûðàæàÿ íåäîâîëüñòâî, ñëîâíî ýòî îí çàòåÿë ñòîëü ðèñêîâàííóþ ïðîãóëêó è áûë âèíîâåí â ðàçáóøåâàâøåéñÿ ñòèõèè.
«Ìîðÿê» ìîë÷àë. Óìåëî ðàçâîðà÷èâàë ëîäêó íîñîì ê âîëíå, à åå âñ¸ äàëüøå è äàëüøå óíîñèëî îò áåðåãà. Âûïàëà óêëþ÷èíà. Òåïåðü îí ìîã ðàáîòàòü òîëüêî îäíèì âåñëîì.
Ãðîì ãðåìåë. Ìîëíèè ñâåðêàëè. Âîëíû ðàñêà÷èâàëè ëîäêó. Äîæäü áåñïîùàäíî õëåñòàë íàñ. «È ïîäåëîì, êàê ñêàçàëà áû íàøà áàáóøêà. Ïîäåëîì! Ïîäåëîì!»
Áàáóøêà, êîòîðàÿ ïîñòîÿííî òâåðäèëà íàì: «Íå áóäüòå ñàìîâëþáë¸ííûìè. Íå çàâèäóéòå äðóã äðóãó. Íå ïîäñòðåêàéòå äðóã äðóãà.» Äà êòî æå â þíîñòè ñëóøàåò, ÷òî òàì òâåðäèò áàáóøêà!
Ãåëåíäæèêñêàÿ áóõòà íåáîëüøàÿ. Òå÷åíèå âûíîñèëî íàñ â îòêðûòîå ìîðå. Ïîëîæåíèå êàçàëîñü îò÷àÿííûì. Ñåñòðà êîìàíäîâàëà, êðè÷àëà, ðàçìàõèâàëà ïîëîòåíöåì, çâàëà íà ïîìîùü. ß òèõîíüêî ïëàêàëà. Æàëêî áûëî ìàìó, êîòîðàÿ æèëà ðàäè íàñ. Äåðæàëà ïðè ñåáå, ÷óòü ëè íå «íà áóëàâêå», è âîò îòïóñòèëà íà ÷àñîê. Æàëêî áûëî áàáóøêó, êîòîðàÿ â íàø àòåèñòè÷åñêèé âåê âåðîâàëà â Áîãà è êàæäûé âå÷åð òèõîíüêî ìîëèëàñü, ÷òîáû áûëè ìû çäîðîâûìè è óñïåøíûìè.
Ñíà÷àëà ðîáêî, çàòåì âñ¸ ñìåëåå, óâåðåííåå è ÿ íà÷àëà ìîëèòüñÿ î íàøåì ñïàñåíèè. Ðàäè ðîäèòåëåé. Íàøó ãèáåëü îíè áû íå ïåðåíåñëè. Ìîëèëàñü ñìèðåííî, ïîêîðíî, óñåðäíî. Ýòî óæå ïîçæå, ÷èòàÿ «Ôðåãàò «Ïàëëàäà» Èâàíà Ãîí÷àðîâà, ÿ óçíàëà ñòàðèííóþ ïîñëîâèöó: «Êòî íà ìîðå íå áûâàë, òîò Áîãó è íå ìàëèâàëñÿ». Íî íå îò ñòðàõà, êàê ñ÷èòàþò ìîðÿêè, èñòîâî ìîëèòñÿ íà ìîðå ÷åëîâåê, à îòòîãî, ÷òî òàì îí áëèæå «÷óåò Áîãà íàä ñîáîé è ÿâñòâåííåå âèäèò ÷óäåñà åãî».
Ñïàñåíèå ïðèøëî íåîæèäàííî. Ñëîâíî òàì, íàâåðõó ðåøèëè, ÷òî çàáèðàòü íàñ åùå ðàíîâàòî, à ïðîó÷èëè óæå äîñòàòî÷íî. Êàòåð áóäòî ñâàëèëñÿ ñ íåáåñ. Îí âñòàâàë íà äûáû, áèë íîñîì î âîäó, çàãðåáàÿ å¸ êàê êîâøîì è ðàçáðàñûâàÿ ïî ñòîðîíàì ñ áðûçãàìè è ïåíîé. Ïðèøâàðòîâàòüñÿ â êà÷êó ê åãî áîðòó áûëà çàäà÷à ñëîæíàÿ. Ëîäêó ïðèïîäíèìàëî âîëíîé ÷óòü ëè íå äî ïàëóáû. Òóò è íàäî áûëî ïîëüçîâàòüñÿ ìîìåíòîì: ïðûãàòü íà ñïóùåííûé òðàï, à ïðîçåâàåøü, âîëíà îòñòóïèò è ëîäêó îïÿòü óòàùèò â ïðåèñïîäíþþ. Ñòðàøíî!
Ñèëüíûå ðóêè ïîî÷åð¸äíî ïîäõâàòèëè íàñ è çàáðîñèëè íà êàòåð. Ïî òðàïó ìû ñïóñòèëèñü â êóáðèê è î÷óòèëèñü â òåïëå è óþòå. Ìàòðîñû ïîäàëè íàì ñóõèå ïîëîòåíöà, â êîòîðûå ìû çàâåðíóëèñü, äðîæà âñåì òåëîì, è äàæå óãîñòèëè ãîðÿ÷èì ÷àåì.
Êàòåð äîñòàâèë íàñ íà ëîäî÷íóþ ñòàíöèþ. Ìû ñîøëè íà ïðè÷àë. Äîæäü ïðåêðàòèëñÿ. Âåòåð ñòèõ. Ëîäî÷íèê, ïðèíèìàÿ ëîäêó, íàáðîñèëñÿ íà ïàðíÿ ñ ðóãàíüþ çà óòåðÿííóþ óêëþ÷èíó, ñòàë òðåáîâàòü ïëàòó çà íå¸, ãðîçèë íå îòäàòü îñòàâëåííûå â çàëîã ÷àñû. Íàøè ñïàñèòåëè ïðèãðîçèëè åìó: íå ñëåäîâàëî âûïóñêàòü ëîäêó â ìîðå â íåóðî÷íûé ÷àñ. «Ìîðÿê», ïîëó÷èâ ñâîè ÷àñû, ïîïðîùàëñÿ ñî âñåìè è óøåë. Ìû ñ ñåñòðîé îñòàëèñü íà áåðåãó.
Øòîðì ñòèõ òàê æå âíåçàïíî, êàê è íà÷àëñÿ. Áóäòî èçíåìîã â áîðüáå. Ìîðå óëåãëîñü, ñòàëî ñïîêîéíûì, óìèðîòâîð¸ííûì. Òåìíûå òó÷è îòîäâèíóëèñü, îòêðûëîñü ãîëóáîå íåáî. Âîäà â áóõòå âíîâü îòëèâàëà ÿðêîé ñèíåâîé. Êàê áóäòî íèêàêîé ñòèõèè è íå áûâàëî. Ëèøü âäàëè âîëíû ïîêàçûâàëè ñâîè àêâàìàðèíîâûå âåðõóøêè. Íàä áóõòîé âíîâü ïîÿâèëèñü áåëîêðûëûå ÷àéêè. Îíè ïàðèëè ãîðäî, íåçàâèñèìî, êàê ñèìâîë æèçíè è ñâîáîäû.
 Äîìå îòäûõà çàêîí÷èëñÿ «òèõèé ÷àñ». Êòî ñïàë, òîò âñå ïðîñïàë. Ìàìà íàøëà íàñ íà ïëÿæå. Îíà íå óçíàëà î íàøèõ ïðèêëþ÷åíèÿõ.
«Ìîðÿê» íà òåððèòîðèè Äîìà îòäûõà áîëüøå íå ïîÿâëÿëñÿ. Âñêîðå çàêîí÷èëñÿ ñðîê íàøèõ ïóòåâîê, è ìû âåðíóëèñü â ñâîé ãîðîä, ñîõðàíèâ ÿðêèå âïå÷àòëåíèÿ î ìîðå, êîòîðîå ñïîñîáíî âîñõèòèòü, óäèâèòü, ñäåëàòü ñ÷àñòëèâûì, ïðîó÷èòü, çàñòàâèòü ñòðàäàòü, íî íå ñïîñîáíîå çàñòàâèòü ñåáÿ íåíàâèäåòü.
ß ëþáëþ ìîðå. Ëþáëþ ñèäåòü íà áåðåãó, ñëóøàòü íåñìîëêàþùèé ìîðñêîé ïðèáîé, âäûõàòü çàïàõ ìîðÿ, ñìîòðåòü âäàëü íà çåëåíîâàòûå ïîêàòû âîëí, íà ðàçíîöâåòíûå ïàðóñà ÿõò, íà ñèëóýòû ñóäîâ, óõîäÿùèõ â íåâèäèìûå ãëàçîì äàëè. Âîîáðàæåíèå ðàçäâèãàåò ãîðèçîíò. Êàêîé ïðîñòîð! Çàõâàòûâàåò äóõ. Çäåñü âðåìÿ òå÷¸ò ïî-èíîìó. Êàæäàÿ ìèíóòà îñîáåííàÿ. Ãëÿäÿ â áåçáðåæíóþ äàëü, îòâëåêàåøüñÿ îò ìèðñêîé ñóåòû, îùóùàåøü ñâîáîäó, ðàäóåøüñÿ æèçíè.
Ìîðå. Îãðîìíûé æèâîé îðãàíèçì, ðàíèìûé, êàê è âñ¸ æèâîå. Îðãàíèçì îñîáåííûé, îáëàäàþùèé âîëøåáíîé ñèëîé âîçäåéñòâèÿ íà ÷åëîâåêà, ñïîñîáíîé èçìåíèòü ñîñòîÿíèå äóøè, î÷èñòèòü ïîìûñëû, à ÷èñòîòà ïîìûñëîâ è äåëàåò ÷åëîâåêà ñ÷àñòëèâûì.
Источник
В сложносочиненных предложениях с разделительными союзами выражаются отношения взаимоисключения, несовместимости, выбора или предположения. Приведем примеры сложносочиненных предложений с разделительными союзами из произведений художественной литературы.
В сложносочиненном предложении с разделительными союзами «либо», «или» простые предложения передают сообщение о явлениях, которые взаимно исключают друг друга, несовместимы в одно и то же время или последовательно чередуются.
Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый булыжник, или вырастет на мгновение серая каменная баба, или перебежит дорогу суслик, и опять бегут мимо бурьян, холмы, грачи (А. Чехов).
Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснёт волна (К. Паустовский).
Поинтересуемся, в каких случаях ставится запятая перед разделительным союзом «либо».
В сложносочиненных предложениях с разделительными повторяющимися союзами «то…то» , «не то…не то» указывается на чередование явлений или событий, которые попеременно сменяют друг друга.
То солнце тусклое блестит, то туча черная повиснет (Н. Некрасов).
То ветер подует и тронет верхушки, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве, то за стеной часы пробьют четверть (А. Чехов).
То космонавты казались ему особенными, то Алексей начинал в них видеть таких же лётчиков -истребителей (А. Семенихин).
То холодно, то очень жарко, то солнце спрячется, то светит слишком ярко (И. Крылов).
То ли врачи ошиблись, то ли рана сама заросла (Ю. Трифонов).
То дождь над ним развесит глянец, то полоснет его гроза, то солнце весело заглянет в его бессмертные глаза.
То гордый конь его копытом крепким бьёт, то зубом волк рванёт, то острым рогом вол боднёт (И. Крылов).
Не то шел дождь, не то моросило (Н. Гарин-Михайловский).
Не то он завидовал Наталье, не то он сожалел о ней (С. Тургенев).
В скользящей ледяной зыби плавала не то утка, не то грачонок еле держался на распластанных крыльях (Алексей Толстой).
На Пересыпи не то что-то горело, не то всходила луна (К. Паустовский).
В предложении с разными видами связи (сочинительной и подчинительной) писатель В. Драгунский используется разделительный союз «то…то» в значении выбора:
То я хотел быть астрономом, чтобы не спать по ночам и наблюдать в телескоп далёкие звезды, то я мечтал стать капитаном дальнего плавания, чтобы стоять, расставив ноги, на капитанском мостике, и посетить далекий Сингапур, и купить там забавную обезьянку.
Читаем описание природы русским писателем К. Паустовским:
На реке слышно много помех: то за соседним кустом начнет кричать коростель, то с пушечным гулом ударит пудовая рыба, то оглушительно выстрелит в костре ивовый прут и разбрызжет искры, то под зарослями начнет разгораться багровое зарево и мрачная луна взойдет над просторами вечерней зари.
Предыдущая
Синтаксис15 примеров сложносочиненных предложений с союзом “и”
Следующая
Синтаксис27 примеров сложносочиненных предложений из художественной литературы
Источник