Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна

Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна thumbnail

Проверочная работа

по теме «Сложное предложение. Знаки препинания в ССП».

I вариант

1. Укажите вид сложных предложений (знаки препинания не расставлены).

а) В сосновых чащах дрожали от холода березы осыпанные сусальной позолотой. (К. Паустовский.)

б) Я уверил себя что эта осень первая и последняя в моей жизни. (К. Паустовский.)

в) Деревья начинали желтеть снизу я видел осины красные внизу и со всем еще зеленые на верхушках. (К. Паустовский.)

г) Заря сияла на востоке и золотые ряды облаков казалось ожидали солнца.

2. Укажите ССП.

а) Я передал ему ваше поручение и он исполнил его с большим удовольствием. (А. Чехов.)

б) Вот присел я у забора и стал прислушиваться. (М. Лермонтов.)

в) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там где мы рождаемся и живем. (В. Песков.)

г) То космонавты казались ему особенными то Алексей начинал видеть в них таких же летчиков-истребителей. (А. Семенихин.)

д) Все проходит да не все забывается. (И. Бунин.)

3. Укажите простые предложения, осложненные однородными членами.

а) Мой товарищ говорил мало но очень интересно.

б) Мой товарищ говорил мало но я слушал его с большим интересом.

в) На покосе то комары то мошкара кружат.

г) На покосе то мошкара кружит то комары звенят и жалят.

д) Блеснул на востоке луч солнца и оживил природу.

4. Укажите ССП, где бы вы поставили тире.

а) С колесницы пал Дадон охнул раз и умер он.

б) Было жарко дети просили пить.

в) Еще секунда и его рука дернула удочку на себя. (А. Первенцев.)

г) По полям извиваясь блестящей струей льется речка студеной волною и беседка одетая сочной листвой наклонясь над лазурной ее глубиной отражается гладью речною. (С. Надсон.)

5. Укажите ССП с общим второстепенным членом предложения.

а) Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна. (К. Паустовский.)

б) Шаланда продвигалась сильными рывками поворачивая то вправо то влево. (В. Катаев.)

в) То ли врачи ошиблись то ли рана сама собой заросла. (Ю. Трифонов.)

г) После грозы все блестело и сверкало и дышалось легко. (Г. Федосеев.)

6. К началу данного сложного предложения подберите конец. Объясни те письменно постановку тире.

а) Еще взмах весла — и …

б) Мы вбегаем в комнату — и …

в) Орел камнем бросается с высоты — и …

7. Составьте и запишите предложения по данным схемам.

а) [ ], и [ ].

б) [ , и ].

в) [ и ] — и [ ].

8. Спишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания и орфограммы.

Было уже часов десять и над садом св..тила полная луна. В доме Шуминых только что закончилась служба к..торую заказывала бабушка и теперь Наде она вышла в сад на минутку видно было как в зале накрывали на стол как в св..ем ш..лковом плат..е суетилась бабушка. Отец Андрей говорил о чем(то) с матерью Нади Ниной Ивановной и теперь мать при в..чернем осв..щении к..залась м..лодой.

В саду было тихо прохладно и темные тени лежали на земле. Слышно было как где(то) д..леко должно быть за городом кр..чали л..гушки. Дышалось глубоко и х..телось думать что не здесь а где(то) под небом над дерев..ями д..леко за городом в п..лях и л..сах разв..рнулась теперь св..я весе..яя жизнь таинстве..ая и пр..красная. (А. Чехов.)

II вариант

1. Укажите вид сложных предложений (знаки препинания не расставлены).

а) Солнце закатилось и ночь последовала за днем без промежутка. (М. Лермонтов.)

б) Рассказ искусствоведа помог нам понять как глубоко воссоздана историческая эпоха в картине талантливого художника.

в) Дерево валят туда куда оно нагнулось. (Пословица.)

г) Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь. (А. Пушкин.)

2. Укажите ССП.

а) Лист сухой валится ночью ветер злится да стучит в окно. (А. Фет.)

б) Н. Г. Чернышевский например отмечал что «Грибоедов должен разделить с Пушкиным славу преобразования литературы».

в) Вдруг толпа раздалась в обе стороны и выходит Степан Парамонович молодой купец удалой боец. (М. Лермонтов.)

г) Несколько в стороне от дома темнел жалкий вишневый садик с плетнем да под окнами склонив свои тяжелые головы стояли спавшие подсолнухи. (А. Чехов.)

д) Челкаш всегда веселый и едкий был сегодня очевидно не в духе и отвечал на расспросы отрывисто и резко. (М. Горький.)

3. Укажите простые предложения, осложненные однородными членами.

а) Первая охотничья неудача расстроила меня но не истребила охотничьей страсти. (И. Соколов-Микитов.)

б) Опять явилось вдохновенье души безжизненной моей и превратило в песнопенье тоску развалину страстей. (М. Лермонтов.)

в) Его душа сжилась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится. (М. Лермонтов.)

г) Мой друг не плачь перед разлукой и преждевременною мукой младое сердце не тревожь. (М. Лермонтов.)

д) Сумерки приближались и надо было торопиться. (В. Арсеньев.)

4. Укажите ССП, где бы вы поставили тире.

а) Один прыжок и лев уже на спине у буйвола. (А. Куприн.)

б) И скучно и грустно и некому руку подать в минуту душевной невзгоды. (М. Лермонтов.)

в) Сквозь редкую листву шумит Байкал в тумане и тянет влагою в осеннее окно. (А. Журавлев.)

г) Сказал и Петербург возник из дикого болота. (А. Пушкин.)

5. Укажите ССП с общим второстепенным членом предложения.

а) По ночам подмора и звезды усеивали небо. (И. Бунин.)

б) В нижнем этаже под балконом заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса. (А. Чехов.)

в) С зари кукушка за рекою кукует звонко вдалеке и в молодом березняке грибами пахнет и листвою. (И. Бунин.)

г) Еще трава полна прозрачных слез и гром вдали гремит раскатом.

6. К началу данного сложного предложения подберите конец. Объясните письменно постановку тире.

а) Раздался шорох — и …

б) Четкий удар мячом — и …

в) Сучок хрустнул — и …

7. Составьте и запишите предложения по данным схемам.

а) То [ ], то [ ].

б) [ ], и [ ].

в) [ ], и [ ].

8. Спишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания и орфограммы.

Было уже часов десять и над садом св..тила полная луна. В доме Шуминых только что закончилась служба к..торую заказывала бабушка и теперь Наде она вышла в сад на минутку видно было как в зале накрывали на стол как в св..ем ш..лковом плат..е суетилась бабушка. Отец Андрей говорил о чем(то) с матерью Нади Ниной Ивановной и теперь мать при в..чернем осв..щении к..залась м..лодой.

В саду было тихо прохладно и темные тени лежали на земле. Слышно было как где(то) д..леко должно быть за городом кр..чали л..гушки. Дышалось глубоко и х..телось думать что не здесь а где(то) под небом над дерев..ями д..леко за городом в п..лях и л..сах разв..рнулась теперь св..я весе..яя жизнь таинстве..ая и пр..красная. (А. Чехов.)

Ключи к I варианту:

1. а) — простое, б) — СПП, в) — БСП, г) — ССП;

2. а), г), д);

3. а), г), д);

4. а), в);

5. а), г).

8. Ключ к тексту:

Было уже часов десять, и над садом светила полная луна. В доме Шуминых только что закончилась служба, которую заказывала бабушка, и теперь Наде — она вышла в сад на минутку — видно было, как в зале накрывали на стол, как в своем шелковом платье суетилась бабушка. Отец Андрей говорил о чем-то с матерью Нади, Ниной Ивановной, и теперь мать при вечернем освещении казалась молодой.

В саду было тихо, прохладно, и темные тени лежали на земле. Слышно было, как где-то далеко, должно быть за городом лягушки. Дышалось глубоко, и хотелось думать, что не здесь, а где-то под небом, над деревьями, далеко за городом, в полях и лесах развернулась теперь своя весенняя жизнь, таинственная и прекрасная.

Ключи ко II варианту:

1.а) — ССП, б), в) — СПП, г) — БСП;

2. в), г);

3. а), б), г);

4. а), г);

5. а), б).

Источник

   Ëóíà: îíà íå òóñêëà, íå áëåäíà, íå çàäóì÷èâà, íå òóìàííà, êàê ó íàñ,
à ÷èñòà, ïðîçðà÷íà, êàê õðóñòàëü, ãîðäî ñèÿåò áåëûì áëåñêîì â íî÷íîé ÷àñ
è íå âîñïåòà ïîýòàìè, êàê ó íàñ,
à çíà÷èò – äåâñòâåííà è â ýòîò ðàç.
   Ýòî íå çðåëàÿ, óâÿäøàÿ êðàñàâèöà, ÷òî óæ íå òàê òåïåðü æåëàííà,
à áîäðàÿ, ïîëíàÿ ñèë, æèçíè è ñòðîãîãî öåëîìóäðèÿ äåâà, êàê ñàìà Äèàíà.
Õëûíóë ïî ìîðþ è ïî íåáó å¸ ïðîíçèòåëüíûé ñâåò ëóííîãî ñåðåáðà;
îíà óñìèðèëà äåðçêîå ñâåðêàíüå çâ¸çä è âîöàðèëàñü êðîòêî è âåëè÷àâî äî óòðà.
   À îêåàí, âû äóìàåòå, çàñíóë â ïîòîêå ãð¸ç?
Íåò; îí êèïèò è ñâåðêàåò ïóùå çâ¸çä!
Ïîä êîðàáë¸ì ðàçâåðçàåòñÿ ïó÷èíà ïëàìåíè ñðåäè ìîðñêèõ òåíåé,
ñ øóìîì âûðûâàþòñÿ ïîòîêè çîëîòà, ñåðåáðà è ðàñêàë¸ííûõ óãëåé.
    Âû îñëåïëåíû, îáúÿòû ñëàäêèìè òâîð÷åñêèìè ñíàìè…
ñîåäèíÿåòå ñâîé íåïîäâèæíûé âçãëÿä ñ íåáåñàìè:
òàì íàëèâàåòñÿ òî çîëîòîì, òî êðîâüþ, òî èçóìðóäíîé âëàãîé Êîíîïóñ*  íåîáû÷àéíîé êðàñîòû,
ÿðêîå ñâåòèëî êîðàáëÿ Àðãî;
Öåíòàâðà äâå îãðîìíûå çâåçäû.
    Íî âû ñ ëþáîâüþ óñïîêàèâàåòåñü îò íåñòåðïèìîãî áëåñêà íà ÷åòûð¸õ çâ¸çäàõ Þæíîãî Êðåñòà:
îíè ñèÿþò ñêðîìíî, êàæåòñÿ, ÷òî ñìîòðÿò íà âàñ ïðèñòàëüíî è óìíî – íåñïðîñòà!
    Î, Þæíûé Êðåñò!
Ñëó÷àëîñü ëè âàì (äà êàê íå ñëó÷àëîñü ïîýòó!)
âäðóã óâèäåòü æåíùèíó òó,
î êðàñîòå, ãðàöèè êîòîðîé äîëãî æóææàëè âàì â óøè, è íå íàéòè â íåé íè÷åãî ïîðàæàþùåãî?
“×òî æå â íåé îñîáåííîãî? – ãîâîðèòå âû, ñ óäèâëåíèåì âñìàòðèâàÿñü â æåíùèíó, –
îíà ïðîñòà, ñêðîìíà, íè÷åì íå âûäåëÿåòñÿ èç ìèðà æåíùèí, íàñ îêðóæàþùåãî… ”
Íî îíà ïðåêðàñíà!
Âñìàòðèâàåòåñü äîëãî-äîëãî è âäðóã ÷óâñòâóåòå, ÷òî ëþáèòå óæå å¸ ñòðàñòíî!
    È ïðî Þæíûé Êðåñò, óâèäÿ åãî â ïåðâûé, âòîðîé è òðåòèé ðàç,
âû ñïðîñèòå: ÷òî â í¸ì îñîáåííîãî?
Äîëãî ñòàíåòå âãëÿäûâàòüñÿ è êîí÷èòå òåì, ÷òî, ñ íàñòóïëåíèåì âå÷åðîâ íå ðàç
âçãëÿä âàø áóäåò èñêàòü åãî ïåðâûì – êàæäûé ðàç,
ïîòîì, îáîçðåâ âñå ïîÿâèâøèåñÿ çâ¸çäû, âû îïÿòü îáðàòèòåñü ê íåìó
è áóäåòå ïî÷àñòó è ïîäîëãó äàðèòü âàø âçãëÿä åìó.
   Íàñòóïàåò çà çíîéíûì äí¸ì äóøíî-ñëàäêàÿ äîëãàÿ íî÷ü,
ñ ìåðöàíüåì â íåáåñàõ,
ñ îãíåííûì ïîòîêîì ïîä íîãàìè, ñ òðåïåòîì íåãè â âîçäóõå,
ñ äóìàìè î ÷óäåñàõ!
    Áîæå ìîé! Äàðîì ïðîïàäàþò çäåñü ýòè íî÷è îò âñåãî âäàëè –
íè ñåðåíàä, íè âçäîõîâ, íè ïåíüÿ ñîëîâü¸â, íè ø¸ïîòà ëþáâè!
Òîëüêî ôðåãàò íàïðÿæ¸ííî äâèæåòñÿ è èçðåäêà ïðîñòîíåò,
äà õëîïíåò îáåññèëåííûé ïàðóñ èëè ïîä êîðìîé ïëåñí¸ò âîëíà –
è îïÿòü âñ¸ òîðæåñòâåííî è ïðåêðàñíî! Èçóìèòåëüíàÿ òèøèíà!
   Ñìîòðèòå âû íà âñå ýòè ÷óäåñà, ìèðû è îãíè è, óíè÷òîæåííûå èõ âåëè÷èåì, îñëåïë¸ííûå,
íî áîãàòûå è ñ÷àñòëèâûå íåáûâàëûìè ãð¸çàìè, â íèõ âëþáë¸ííûå,
ñòîèòå, êàê ñòàòóÿ, è øåï÷åòå âåëåðå÷èâî è çàäóì÷èâî:
    «Íåò, ýòîãî íå ñêàçàëè ìíå íè êàðòû, íè àíãëè÷àíå, íè àìåðèêàíöû, íè ìîè ó÷èòåëè,
ëþáÿùèå ìèð çâ¸çä è Çåìëþ, êàê èñêóññòâî;
ãîâîðèëî, íî áëåäíî è ñìóòíî, òîëüêî îäíî ÷óòêîå, ïîýòè÷åñêîå ÷óâñòâî;
 îíî òàèíñòâåííî ìàíèëî ìåíÿ åù¸ ðåá¸íêîì ñþäà è øåïòàëî:
   Âîò Àçèÿ, ìèð ïðàîòöà Àäàìà,
Âîò þíàÿ Êîëóìáîâà çåìëÿ!
   È òû ñâåðøèøü ïëàâó÷èå íàåçäû
 òå äðåâíèå è íîâûå ìåñòà,
Ãäå â íåáåñàõ äðóãèå áëåùóò çâåçäû,
Ãäå ñâåò ëèåò ñîçâåçäèå Êðåñòà…»
        Áåðèòå æå, ëþáåçíûé äðóã, ñâîþ ëèðó, îò êîòîðîé óæ ïî÷òè îòâûê,
ñâîþ ïàëèòðó, ñâîé ðîñêîøíûé, êàê ýòè íåáåñà, ÿçûê –
ÿçûê áîãîâ, êîòîðûì ãîâîðÿò â íàøåì íàðîäå,
êîòîðûì òîëüêî è ìîæíî ãîâîðèòü î çäåøíåé ïðèðîäå,
è ñïåøèòå ñþäà, – à ÿ âèíþñü â ñâî¸ì áåññèëèè è óìîëêàþ.
 ñîçâåçäüÿ ìûñëüþ óëåòàþ!

*Êîíîïóñ  (àëüôà Car / àëüôà Carinae / Àëüôà Êèëÿ) — çâåçäà þæíîãî ïîëóøàðèÿ, ÿð÷àéøàÿ â ñîçâåçäèè Êèëÿ è âòîðàÿ ïî ÿðêîñòè (ïîñëå Ñèðèóñà è íå ñ÷èòàÿ Ñîëíöà) çâåçäà íà íåáå,
 æåëòîâàòî-áåëàÿ çâåçäà-ñâåðõãèãàíò. Îíà âèäèìà â þæíîì ïîëóøàðèè. Êàíîïóñ óäàëåíà íà 310 ñâåòîâûõ ëåò (96 ïàðñåê, èëè 2,96 êâàäðèëëèîíà êèëîìåòðîâ) îò íàøåé Ñîëíå÷íîé Ñèñòåìû. Ìàññà Êàíîïóñà îöåíèâàåòñÿ ïðèìåðíî â 8—9 ñîëíå÷íûõ, à ðàäèóñ ïðåâûøàåò ñîëíå÷íûé â 65 ðàç.Êàíîïóñ îáëàäàåò íàèáîëüøåé ñâåòèìîñòüþ ñðåäè âñåõ çâ¸çä â ðàäèóñå 700 ñâåòîâûõ ëåò îò Ñîëíöà.
Ñâåòèìîñòü Êàíîïóñà ñîñòàâëÿåò îêîëî 14 òûñÿ÷ ñîëíå÷íûõ.
Äëÿ ñðàâíåíèÿ, Ñèðèóñ âñåãî ëèøü â 22 ðàçà ÿð÷å, ÷åì íàøå Ñîëíöå, íî îí íàìíîãî áëèæå ê íàì, ÷åì Êàíîïóñ.
Êàíîïóñ âèäåí â Ñåâåðíîì ïîëóøàðèè òîëüêî ê þãó îò 37 ãðàäóñîâ ñåâåðíîé øèðîòû. Ãîðîä, ê þãó îò êîòîðîãî âèäåí Êàíîïóñ — Àôèíû. Êàíîïóñ ìîæíî íàáëþäàòü â Ñåâåðíîì ïîëóøàðèè â Åãèïòå, Èíäèè, þãå ÑØÀ, Ìåêñèêå. Ñ òåððèòîðèè Ðîññèè íå âèäåí, à ñ òåððèòîðèè áûâøåãî ÑÑÑРÊàíîïóñ âèäåí òîëüêî íà þãå Òóðêìåíèè (â ðàéîíå Êóøêè), íèçêî íàä ãîðèçîíòîì.  Ñåâåðíîì ïîëóøàðèè âèäåí â íèçêèõ øèðîòàõ çèìîé, â Þæíîì ïîëóøàðèè Êàíîïóñ ê þãó îò 37 ãðàäóñîâ þæíîé øèðîòû ëèíèþ ãîðèçîíòà íå ïåðåñåêàåò è âñåãäà íàõîäèòñÿ íà íåáå. Íåçàõîäÿùèì Êàíîïóñ ÿâëÿåòñÿ íà þãå Àâñòðàëèè, â Íîâîé Çåëàíäèè.
Êàíîïóñ èñïîëüçîâàëñÿ â ñåâåðíîì ïîëóøàðèè êàê þæíàÿ ïîëÿðíàÿ çâåçäà.
Ãðå÷åñêàÿ ìèôîëîãè÷åñêàÿ âåðñèÿ. Çâåçäà íàçâàíà èìåíåì êîðì÷åãî öàðÿ Ñïàðòû Ìåíåëàÿ. Åãèïåòñêàÿ âåðñèÿ. Âûðàæåíèå Kahi Nub îçíà÷àåò «çîëîòàÿ çåìëÿ».
____
È.À. Ãîí÷àðîâ. Ôðåãàò Ïàëëàäà. III. ÏËÀÂÀÍÈÅ Â ÀÒËÀÍÒÈ×ÅÑÊÈÕ ÒÐÎÏÈÊÀÕ. (Îòðûâîê.)
   Íî âîò ëóíà: îíà íå òóñêëà, íå áëåäíà, íå çàäóì÷èâà, íå òóìàííà, êàê ó íàñ, à ÷èñòà, ïðîçðà÷íà, êàê õðóñòàëü, ãîðäî ñèÿåò áåëûì áëåñêîì è íå âîñïåòà, êàê ó íàñ, ïîýòàìè, ñëåäîâàòåëüíî äåâñòâåííà. Ýòî íå çðåëàÿ, óâÿäøàÿ êðàñàâèöà, à áîäðàÿ, ïîëíàÿ ñèë, æèçíè è ñòðîãîãî öåëîìóäðèÿ äåâà, êàê ñàìà Äèàíà. Õëûíóë ïî ìîðþ è ïî íåáó åå ïðîíçèòåëüíûé ñâåò; îíà óñìèðèëà äåðçêîå ñâåðêàíüå çâåçä è âîöàðèëàñü êðîòêî è âåëè÷àâî äî óòðà. À îêåàí, âû äóìàåòå, çàñíóë? Íåò; îí êèïèò è ñâåðêàåò ïóùå çâåçä. Ïîä êîðàáëåì ðàçâåðçàåòñÿ ïó÷èíà ïëàìåíè, ñ øóìîì âûðûâàþòñÿ ïîòîêè çîëîòà, ñåðåáðà è ðàñêàëåííûõ óãëåé. Âû îñëåïëåíû, îáúÿòû ñëàäêèìè òâîð÷åñêèìè ñíàìè… âïåðÿåòå íåïîäâèæíûé âçãëÿä â íåáî: òàì íàëèâàåòñÿ òî çîëîòîì, òî êðîâüþ, òî èçóìðóäíîé âëàãîé Êîíîïóñ, ÿðêîå ñâåòèëî êîðàáëÿ Àðãî, äâå îãðîìíûå çâåçäû Öåíòàâðà. Íî âû ñ ëþáîâüþ óñïîêîèâàåòåñü îò íåñòåðïèìîãî áëåñêà íà ÷åòûðåõ çâåçäàõ Þæíîãî Êðåñòà: îíè ñèÿþò ñêðîìíî è, êàæåòñÿ, ñìîòðÿò íà âàñ òàê ïðèñòàëüíî è óìíî. Þæíûé Êðåñò… Ñëó÷àëîñü ëè âàì (äà êàê íå ñëó÷àëîñü ïîýòó!) âäðóã óâèäåòü æåíùèíó, î êðàñîòå, ãðàöèè êîòîðîé äîëãî æóææàëè âàì â óøè, è íå íàéòè â íåé íè÷åãî ïîðàæàþùåãî? “×òî æå â íåé îñîáåííîãî? — ãîâîðèòå âû, ñ óäèâëåíèåì âñìàòðèâàÿñü â æåíùèíó, — îíà ïðîñòà, ñêðîìíà, íè÷åì íå îòëè÷àåòñÿ…” Âñìàòðèâàåòåñü äîëãî, äîëãî è âäðóã ÷óâñòâóåòå, ÷òî ëþáèòå óæå åå ñòðàñòíî! È ïðî Þæíûé Êðåñò, óâèäÿ åãî â ïåðâûé, âòîðîé è òðåòèé ðàç, âû ñïðîñèòå: ÷òî â íåì îñîáåííîãî? Äîëãî ñòàíåòå âãëÿäûâàòüñÿ è êîí÷èòå òåì, ÷òî, ñ íàñòóïëåíèåì âå÷åðà, âçãëÿä âàø áóäåò èñêàòü åãî ïåðâîãî, ïîòîì, îáîçðåâ âñå ïîÿâèâøèåñÿ çâåçäû, âû îïÿòü îáðàòèòåñü ê íåìó è áóäåòå ïî÷àñòó è ïîäîëãó ïîêîèòü íà íåì âàøè ãëàçà.
   Íàñòóïàåò çà çíîéíûì äíåì äóøíî-ñëàäêàÿ äîëãàÿ íî÷ü, ñ ìåðöàíüåì â íåáåñàõ, ñ îãíåííûì ïîòîêîì ïîä íîãàìè, ñ òðåïåòîì íåãè â âîçäóõå. Áîæå ìîé! Äàðîì ïðîïàäàþò çäåñü ýòè íî÷è: íè ñåðåíàä, íè âçäîõîâ, íè øåïîòà ëþáâè, íè ïåíüÿ ñîëîâüåâ! Òîëüêî ôðåãàò íàïðÿæåííî äâèæåòñÿ è èçðåäêà ïðîñòîíåò, äà õëîïíåò îáåññèëåííûé ïàðóñ èëè ïîä êîðìîé ïëåñíåò âîëíà — è îïÿòü âñå òîðæåñòâåííî è ïðåêðàñíî-òèõî!
   Ñìîòðèòå âû íà âñå ýòè ÷óäåñà, ìèðû è îãíè, è, îñëåïëåííûå, óíè÷òîæåííûå âåëè÷èåì, íî áîãàòûå è ñ÷àñòëèâûå íåáûâàëûìè ãðåçàìè, ñòîèòå, êàê ñòàòóÿ, è øåï÷åòå çàäóì÷èâî: “Íåò, ýòîãî íå ñêàçàëè ìíå íè êàðòû, íè àíãëè÷àíå, íè àìåðèêàíöû, íè ìîè ó÷èòåëè; ãîâîðèëî, íî áëåäíî è ñìóòíî, òîëüêî îäíî ÷óòêîå, ïîýòè÷åñêîå ÷óâñòâî; îíî òàèíñòâåííî ìàíèëî ìåíÿ åùå ðåáåíêîì ñþäà è øåïòàëî:
        Âîò Àçèÿ, ìèð ïðàîòöà Àäàìà,
   Âîò þíàÿ Êîëóìáîâà çåìëÿ!
   È òû ñâåðøèøü ïëàâó÷èå íàåçäû
   Â òå äðåâíèå è íîâûå ìåñòà,
   Ãäå â íåáåñàõ äðóãèå áëåùóò çâåçäû,
   Ãäå ñâåò ëèåò ñîçâåçäèå Êðåñòà…
        Áåðèòå æå, ëþáåçíûé äðóã, ñâîþ ëèðó, ñâîþ ïàëèòðó, ñâîé ðîñêîøíûé, êàê ýòè íåáåñà, ÿçûê, ÿçûê áîãîâ, êîòîðûì òîëüêî è ìîæíî ãîâîðèòü î çäåøíåé ïðèðîäå, è ñïåøèòå ñþäà, — à ÿ âèíþñü â ñâîåì áåññèëèè è óìîëêàþ!
   Ìàðò 1853 ãîäà.    Àòëàíòè÷åñêèé îêåàí
_____
___
    Ôðåãàò «Ïàëëàäà» — ôðåãàò ðîññèéñêîãî âîåííîãî ôëîòà, áûë çàëîæåí íà Îõòåíñêîì àäìèðàëòåéñòâå â Ñàíêò-Ïåòåðáóðãå 2 íîÿáðÿ 1831 ãîäà, ñïóùåí íà âîäó 1 ñåíòÿáðÿ 1832 ãîäà. Ôðåãàò áûë ïîñòðîåí ïî ëè÷íîìó óêàçàíèþ Íèêîëàÿ I è èçíà÷àëüíî ïðåäíàçíà÷àëñÿ äëÿ çàãðàíè÷íûõ âèçèòîâ ÷ëåíîâ èìïåðàòîðñêîé ôàìèëèè.  1852—1855 ãîäàõ ôðåãàò «Ïàëëàäà» ïîä êîìàíäîâàíèåì êàïèòàíà È. Ñ. Óíêîâñêîãî ñîâåðøèë ñ äèïëîìàòè÷åñêîé ìèññèåé âèöå-àäìèðàëà Å. Â. Ïóòÿòèíà ïëàâàíèå èç Êðîíøòàäòà ÷åðåç Àòëàíòè÷åñêèé, Èíäèéñêèé, Òèõèé îêåàíû ê áåðåãàì ßïîíèè.  ýòîì ðåéñå ó÷àñòâîâàë ïèñàòåëü È. À. Ãîí÷àðîâ.
   Ïàëëàäà (äð.-ãðå÷.) — â äðåâíåãðå÷åñêîé ìèôîëîãè蠗 ìîëî÷íàÿ ñåñòðà Àôèíû, äî÷ü Òðèòîíà, âíó÷êà òèòàíà Îêåàíà, ñëó÷àéíî óáèòàÿ Àôèíîé åù¸ â äåòñòâå. Ïî îäíîé èç ëåãåíä, å¸ èìÿ ïîñëóæèëî èñòî÷íèêîì ýïèòåòà Àôèíû Ïàëëàäû. Ïî äðóãèì èñòîëêîâàíèÿì, ýïèòåò — îò âûðàæåíèÿ ïàëëåéí òî äîðè («áðîñàòü êîïüå») èëè îò îñòðîâà Ïàëëåíû; ëèáî îò áèåíèÿ (ïàëëåéí) ñåðäöà ñòàðøåãî Äèîíèñà, êîòîðîå îíà ïîõèòèëà.  Åù¸ èìÿ Ïàëëàäà  èñïîëüçóåòñÿ êàê îáîçíà÷åíèå áîãèíè Àôèíû. Ðîùà Ïàëëàäû áûëà ó ôåàêîâ*. Îò èìåíè Ïàëëàäà ïðîèçîøëî ñëîâî «ïàëëàäèé» (äåðåâÿííîå èçîáðàæåíèå áîãèíè, îáëàäàâøåå ÷óäîòâîðíûì äåéñòâèåì). Ãîðîä, âëàäåâøèé ïàëëàäèåì, ñ÷èòàëñÿ ïîä ïîêðîâèòåëüñòâîì áîãèíè. Î ïàëëàäèè, õðàíèâøåìñÿ â Òðîå, õîäèëà ëåãåíäà, ðàññêàçûâàâøàÿ î òîì, ÷òî îí óïàë ñ íåáà. Ïîòîìêè Ýíåÿ ïðèâåçëè åãî â Ðèì, è ñ òåõ ïîð ïàëëàäèé õðàíèëñÿ â õðàìå Âåñòû.
*Ôåàêè (äð.-ãðå÷.) — íàðîä â äðåâíåãðå÷åñêîé ìèôîëîãèè, æèâøèé íà îñòðîâå Ñõåðèÿ (äð.-ãðå÷., àññîöèèðóåòñÿ ñ ñîâðåìåííûì Êîðôó). Ôåàêè óïîìèíàþòñÿ â «Îäèññåå» Ãîìåðà. Ñ÷èòàëèñü îäíèì èç áëàæåííûõ íàðîäîâ, áëèçêèõ ê áîãàì, êàê  è ãèïåðáîðåè, ýôèîïû, ëîòîôàãè.
____
Èâàí Àëåêñàíäðîâè÷ Ãîí÷àðîâ (6 (18) èþíÿ 1812, Ñèìáèðñê, Ðîññèéñêàÿ èìïåðèÿ —15 (27) ñåíòÿáðÿ 1891, Ïåòåðáóðã, Ðîññèéñêàÿ èìïåðèÿ) — ðóññêèé ïèñàòåëü è ëèòåðàòóðíûé êðèòèê. ×ëåí-êîððåñïîíäåíò Ïåòåðáóðãñêîé àêàäåìèè íàóê ïî ðàçðÿäó ðóññêîãî ÿçûêà è ñëîâåñíîñòè (1860), äåéñòâèòåëüíûé ñòàòñêèé ñîâåòíèê.

Источник

В слож­но­со­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях с раз­де­ли­тель­ны­ми сою­за­ми выра­жа­ют­ся отно­ше­ния вза­и­мо­ис­клю­че­ния, несов­ме­сти­мо­сти, выбо­ра или пред­по­ло­же­ния. Приведем при­ме­ры слож­но­со­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с раз­де­ли­тель­ны­ми сою­за­ми из про­из­ве­де­ний худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры.

В слож­но­со­чи­нен­ном пред­ло­же­нии с раз­де­ли­тель­ны­ми сою­за­ми «либо», «или» про­стые пред­ло­же­ния пере­да­ют сооб­ще­ние о явле­ни­ях, кото­рые вза­им­но исклю­ча­ют друг дру­га, несов­ме­сти­мы в одно и то же вре­мя или после­до­ва­тель­но чере­ду­ют­ся.

Для раз­но­об­ра­зия мельк­нет в бурьяне белый булыж­ник, или вырас­тет на мгно­ве­ние серая камен­ная баба, или пере­бе­жит доро­гу сус­лик, и опять бегут мимо бурьян, хол­мы, гра­чи (А. Чехов).

Изредка хлоп­нет обес­си­лен­ный парус или под кор­мой плес­нёт вол­на (К. Паустовский).

Поинтересуемся, в каких слу­ча­ях ста­вит­ся запя­тая перед раз­де­ли­тель­ным сою­зом «либо».

В слож­но­со­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях с раз­де­ли­тель­ны­ми повто­ря­ю­щи­ми­ся сою­за­ми «то…то» , «не то…не то» ука­зы­ва­ет­ся на чере­до­ва­ние явле­ний или собы­тий, кото­рые попе­ре­мен­но сме­ня­ют друг дру­га.

То солн­це туск­лое бле­стит, то туча чер­ная повис­нет (Н. Некрасов).

То ветер поду­ет и тро­нет вер­хуш­ки, то лягуш­ки заше­ле­стят в про­шло­год­ней тра­ве, то за сте­ной часы про­бьют чет­верть (А. Чехов).

То кос­мо­нав­ты каза­лись ему осо­бен­ны­ми, то Алексей начи­нал в них видеть таких же лёт­чи­ков -истре­би­те­лей (А. Семенихин).

То холод­но, то очень жар­ко, то солн­це спря­чет­ся, то све­тит слиш­ком ярко (И. Крылов).

То ли вра­чи ошиб­лись, то ли рана сама зарос­ла (Ю. Трифонов).

То дождь над ним раз­ве­сит гля­нец, то полос­нет его гро­за, то солн­це весе­ло загля­нет в его бес­смерт­ные гла­за.

То гор­дый конь его копы­том креп­ким бьёт, то зубом волк рва­нёт, то ост­рым рогом вол бод­нёт (И. Крылов).

Не то шел дождь, не то моро­си­ло (Н. Гарин-Михайловский).

Не то он зави­до­вал Наталье, не то он сожа­лел о ней (С. Тургенев).

В сколь­зя­щей ледя­ной зыби пла­ва­ла не то утка, не то гра­чо­нок еле дер­жал­ся на рас­пла­стан­ных кры­льях (Алексей Толстой).

На Пересыпи не то что-то горе­ло, не то всхо­ди­ла луна (К. Паустовский).

В пред­ло­же­нии с раз­ны­ми вида­ми свя­зи (сочи­ни­тель­ной и под­чи­ни­тель­ной) писа­тель В. Драгунский исполь­зу­ет­ся раз­де­ли­тель­ный союз «то…то» в зна­че­нии выбо­ра:

То я хотел быть аст­ро­но­мом, что­бы не спать по ночам и наблю­дать в теле­скоп далё­кие звез­ды, то я меч­тал стать капи­та­ном даль­не­го пла­ва­ния, что­бы сто­ять, рас­ста­вив ноги, на капи­тан­ском мости­ке, и посе­тить дале­кий Сингапур, и купить там забав­ную обе­зьян­ку.

Читаем опи­са­ние при­ро­ды рус­ским писа­те­лем К. Паустовским:

На реке слыш­но мно­го помех: то за сосед­ним кустом нач­нет кри­чать коро­стель, то с пушеч­ным гулом уда­рит пудо­вая рыба, то оглу­ши­тель­но выстре­лит в кост­ре иво­вый прут и раз­брыз­жет искры, то под зарос­ля­ми нач­нет раз­го­рать­ся баг­ро­вое заре­во и мрач­ная луна взой­дет над про­сто­ра­ми вечер­ней зари.

Предыдущая

Синтаксис15 примеров сложносочиненных предложений с союзом “и”

Следующая

Синтаксис27 примеров сложносочиненных предложений из художественной литературы

Источник