Экологической группе птиц добывающих корм в воздухе
Экологические группы птиц сформировались в связи с приспособлением к жизни в сходных условиях (у птиц разных отрядов развились сходные особенности строения и поведения).
Птицы леса
Жизнь птиц леса связана с пространством, ограниченным деревьями и кустарниками, добыванием пищи в кронах, трещинах коры и под корой деревьев, в лесной подстилке, использованием ягод, почек и молодых побегов. В таких условиях выживали те птицы, у которых развивались и совершенствовались приспособления к взлёту и точной посадке на ветви, лавированию между деревьями (укороченные широкие крылья, довольно длинный хвост), различные особенности в строении клюва и ног.
В лесах живут тетерева и глухари — из отряда курообразных, вяхирь и клинтух — из отряда голубеобразных, большой и малый пёстрые дятлы из отряда дятлообразных, обыкновенная кукушка — из отряда кукушкообразных.
Птицы открытых воздушных пространств
Ласточки (деревенская, или касатка, городская, или воронок, береговая), стрижи (белопоясничный) и другие — большую часть активной жизни проводят в воздухе. Стремительному и лёгкому полёту этих птиц способствуют длинные, узкие крылья, сильно развитые грудные мышцы, выемчатый хвост — руль при полёте. На лету они ловят насекомых широко раскрывающимся ртом, по краям которого располагаются увеличивающие его щетинки. Ноги у ласточек и стрижей короткие и при полёте плотно прижимаются к телу.
Птицы степей и пустынь, живущие на открытых пространствах, обычно имеют хорошо развитые ноги и длинную шею. Такие особенности строения позволяют им вовремя замечать опасность и скрываться от врагов.
К крупным птицам, обитающим в степях нашей страны, относятся дрофа и стрепет (отряд Журавлеобразные). Ноги дрофы мощные, трёхпалые, способствующие быстрому бегу.
С водоёмами и прибрежными зонами связана жизнь разнообразных по внешнему облику и размерам птиц.
У этих птиц длинные ноги и шея, благодаря которым при добывании корма они сохраняют тело от намокания. Длинный клюв даёт им возможность ловко хватать добычу — лягушек, рыб. Имеется у них и особый ломкий пух. Превращаясь в крошки, он покрывает перья и предохраняет их от намокания.
Птицы открытых участков водных пространств
Водоплавающие птицы пресных водоёмов, кормящиеся обычно на открытых участках водоёмов (утки, чирки, гуси), имеют короткие ноги с плавательными перепонками, широкий клюв с поперечными пластинками по его краям, образующими цедильный аппарат. Все эти птицы хорошо плавают и ныряют. По земле ходят медленно, переваливаясь с боку на бок, что связано со смещением ног к задней части туловища. Плотное оперение, смазанное выделениями хорошо развитой копчиковой железы, не смачивается водой. Тело от охлаждения защищает сильно развитый пух и подкожный слой жира.
Альбатросы и буревестники — типичные обитатели огромных океанических просторов. Тело у них довольно короткое, хвост небольшой, крылья длинные и сильные. Эти птицы — непревзойдённые мастера планирующего полёта. Практически всю жизнь проводя в море, они питаются морскими животными, спят сидя на волнах и прилетают на берег только гнездиться.
Хищные птицы — прекрасные охотники. У них загнутые клювы, острые когти, хорошее зрение.
Дневные хищники (орлы, соколы, ястребы, коршуны) живут в различных местах — в лесах, горах, на равнинах. Питаются они в основном различными птицами и млекопитающими.
Совы образуют особую группу ночных хищных птиц. Они охотятся с наступлением сумерек и ночью. У сов густое, рыхлое и мягкое оперение. На передней части их головы перья образуют характерный «лицевой диск». Крупные глаза сов обращены вперёд. Голова очень подвижна. Летают совы бесшумно, а добычу в темноте находят с помощью хорошо развитого слуха и острого зрения.
Источники:
Трайтак Д. И., Суматохин С. В. Биология. Животные. 7 класс. — М.: Мнемозина.
Никишов А. И., Шарова И. Х. Биология. Животные. 7 класс. — М.: Владос.
Биология. Животные. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. — М.: Дрофа.
Источник
Экологические группы птиц
Экологическая группа объединяет разные виды организмов, имеющих сходные приспособления к определённым условиям среды или образу жизни. Экологические группы птиц выделяются по следующим основаниям: по характеру питания, по местам обитания, по характеру гнездования и некоторым другим признакам.
Нередко в одну и ту же экологическую группу попадают птицы из разных, иногда далеких друг от друга систематических групп, так как систематика строится на основе генетической близости, степени родства, общности происхождения.
Экологические группы птиц по месту обитания
По месту обитания существует четыре группы птиц:
- Лесные птицы отличаются от других групп тем, что они имеют довольно маленькие ноги, а также средних размеров голову. Шеи у них не видно, глаза находятся по бокам.
- Птицы побережий водоемов и болот имеет очень длинную шею и длинные ноги. Они нужны им для того, чтобы добывать пропитание на болотах.
- Птицы открытых пространств приспособлены к миграции поэтому имеют очень сильные крылья. Их кости весят меньше чем кости других типов птиц.
- Последней группой являются водоплавающие птицы которые живут у, или в водоёмах. Эти птицы отличаются достаточно мощным клювом, который помогает им питаться рыбой.
Птицы леса. Большинство современных птиц связано с лесом. Всем известны наши лесные птицы: синицы, дятлы, дрозды рябчики, тетерева, глухари, хорошо приспособленные к жизни в лесах. У них укороченные закругленные крылья, длинные хвосты. Это позволяет птицам быстро взлетать и лавировать между деревьями.
Среди лесных птиц есть растительноядные (зерноядные), насекомоядные, хищные и всеядные. В зависимости от характера пищи у птиц по-разному развиты клювы и конечности.
Крупные лесные птицы – рябчики, тетерева, глухари – много времени проводят на земле. Сильными ногами, вооруженными крупными когтями, они разгребают лесную подстилку, выбирают семена растений, насекомых, дождевых червей. Сильными клювами скусывают почки, молодые побеги деревьев и кустарников, питаются сочными ягодами черники, голубики, брусники.
Типичным для лесных птиц обликом обладают сорока и ястреб-тетеревятник: сравнительно короткие закругленные крылья и длинный хвост. Эти птицы прекрасно лавируют среди лесных деревьев, обладают вертким полетом. Однако в связи с использованием различной пищи ноги и клювы у них развиты по-разному. Ястреб – хищник: его добычей служат разные мелкие птицы. Сильными ногами, вооруженными мощными когтями, ястреб схватывает жертву, загнутым хищным клювом расчленяет ее. У сороки небольшой конусообразный клюв, который помогает ей питаться разнообразной пищей (быть всеядной): собирать с земли плоды и семена, схватывать насекомых, червей, крупного жука и даже поймать небольшую мышь.
Птицы открытых пространств обитают в лугах, степях, пустынях. Много времени они проводят на земле, разыскивая корм среди растений. У них сильные ноги и длинная шея, позволяющие обнаружить врага на большом расстоянии. Один из типичных представителей степных районов нашей страны – дрофа. Это крупная птица массой 15-16 кг, питается в основном растительной пищей. Обладая покровительственной окраской, она часто затаивается среди растительности, становясь совсем незаметной. Гнездо устраивает на земле, в участках целинной степи. Птенцы выводкового типа. В связи с распашкой целинных степей численность дрофы резко сократилась, и она включена в Красную книгу России.
Типичными птицами открытых пространств являются страусы.
Водоплавающие птицы хорошо плавают, многие ныряют. У них уплощенное лодкообразное тело, перепонки на лапах, а ноги сдвинуты далеко назад. По земле передвигаются, неуклюже переваливаясь, утиной походкой. Оперение густое, обладающее водоотталкивающими свойствами: намоканию перьев препятствуют выделения копчиковой железы, которыми птицы тщательно смазывают оперение. Представители водоплавающих птиц – утки, гуси, лебеди.
Типичный представитель водоплавающих птиц – утка кряква, питающаяся на мелководье. По краям ее уплощенного широкого клюва находятся роговые зубчики. При неполном смыкании челюстей через решеточку, образованную зубчиками, утки процеживают воду, оставляя во рту пищевые объекты: рачков, личинок насекомых, мелких рыбок, вегетативные части растений. Питается кряква на небольшой глубине. Иногда, опустив голову в воду, переворачиваясь и выставляя из воды заднюю часть тела, она собирает со дна и отцеживает пищу. Кряквы устраивают гнезда на земле среди растений. Выстилкой для гнезда служат собственные пуховые перья, выщипанные из груди и брюха. В кладке 8-14 яиц. Птенцы выводкового типа.
Птицы побережий водоемов и болот живут на берегах водоемов и на болотах, обладают многими общими чертами строения. У них длинные тонкие ноги и шея, большой клюв. На топких местах их тело, высоко поднятое над землей, не намокает. Питаются лягушками, рыбой, насекомыми, червями, моллюсками. Передвигаясь по болотам и береговым отмелям, они клювом, как пинцетом, схватывают добычу. Таковы аисты, цапли, кулики. Многие из них гнездятся на берегах, недалеко от воды, другие устраивают гнезда на деревьях. Аисты издавна живут рядом с человеком. Люди заботятся о них, устраивая помосты для гнезд.
Морские птицы – кайры, тупики, чайки – образуют птичьи базары на обрывистых утесах. Они приспособлены к парению над морской поверхностью.
Экологические группы птиц по местам гнездования
Всего существует пять групп птиц по местам гнездования. Основное отличие заключается лишь в виде гнезда в котором живут эти птицы:
- Кроногнёздные птицы строят свои гнёзда, как видно из названия, в кроне деревьев (иволги, заблики).
- Кустарниковые птицы располагают свои гнёзда около или в самих кустах (крапивник, малиновка).
- Наземногнездящиеся решают расположить своё гнездо прямо на земле (жаворонки, коньки, овсянки, кулики).
- Дуплогнездные птицы обитают прямо в дуплах (дятлы, синицы, пищухи, мухоловки).
- А последняя группа птиц, норники (береговые ласточки, щурки, зимородки), обитают в норах, под землёй.
Экологические группы птиц по типу питания
По этому признаку выделяют четыре группы. Представители каждой из них питаются определённым видом пищи:
- Насекомоядные птицы (например синицы или пищухи) имеют тонкие заострённые клювы благодаря которым могут стаскивать свою добычу с листьев или вынимать из тонких щелей.
- Растительноядные птицы, в том числе зерноядные (например зеленушки) имеют мощный клюв благодаря которому могут проламывать плотные оболочки плодов. А острые концы клюва помогают ми вытаскивать семена из шишек различных деревьев.
- Хищные птицы (например орёл) питаются питаются различными мелкими птицами. У них сильные ноги с мощными когтями, благодаря которым они схватывают добычу.
- Всеядные птицы (например сорока) имеют конусовидный клюв который помогает им питаться различными видами пищи.
Насекомоядные синицы, пищухи, корольки, пеночки имеют тонкие заостренные клювы, позволяющие доставать насекомых из расщелин коры, схватывать их с листьев, доставать из чешуек шишек. Острые коготки и длинные пальцы позволяют этим птицам удерживаться на ветках.
Своеобразная группа птиц, добывающих корм в воздухе, – ласточки и стрижи. Они почти всю жизнь проводят в воздухе, с утра до вечера добывая насекомых. У них длинные серповидно загнутые крылья. Клюв небольшой, а разрез рта огромный, углы рта заходят за глаза. Широко раскрытым ртом они ловят летающих насекомых, при этом размеры ротовой воронки увеличивают щетинки, расположенные по углам рта. В хорошую сухую погоду насекомые поднимаются высоко над землей, а когда влажность воздуха повышается, крылья насекомых намокают, они летают низко над землей. Ласточки и стрижи следуют за ними, поэтому по полету ласточек и стрижей предсказывают приближение дождя.
Зерноядные птицы – зеленушки, щуры, дубоносы. Они обладают мощным клювом, которым раскалывают плотные оболочки плодов. Так дубонос успешно разламывает крепкие плоды черемухи и вишни. Острые концы перекрещивающегося клюва клестов позволяют им ловко извлекать семена из шишек сосны и ели.
Общими признаками обладают хищники. У них крупные сильные ноги, вооруженные острыми когтями, крючкообразно загнутый клюв. Такими признаками обладают дневные хищные птицы, совы и даже сорокопуты, относящиеся к певчим птицам. Добычей многих хищников служат мелкие зверьки, которых они высматривают с большой высоты, летая над полями. Другие хищники ловят небольших птиц, питаются рыбой, крупными насекомыми. Хищные птицы прекрасно летают, среди них есть долго парящие, например канюки, орлы и грифы. Соколы преследуют добычу в воздухе, а затем, пикируя на нее, могут развивать скорость до 300 км/ч. У них острые серповидно изогнутые крылья, обеспечивающие быстрый полет.
< Предыдущая страница “Многообразие птиц. Часть 2”
Следующая страница “Происхождение и значение птиц” >
Календарь
« Декабрь 2020 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 |
Статистика
Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей:
Источник
План-конспект урока географии и биологии в 7 классе
Добрынина Светлана Александровна, учитель географии МАОУ СОШ №92, г. Тюмень
Цель урока: сформировать знания учащихся об особенностях строения птиц в связи с типом питания.
Задачи:
Образовательные: закрепить понятие «экологические группы птиц»; сформировать у учащихся представление об экологических группах птиц по типу питания.
Развивающие: развивать умения сравнивать, обобщать и определять критерий классификации; находить взаимосвязь между строением органа и его функциями на примере адаптации птиц к добыванию излюбленного корма; формулировать и задавать вопросы по изучаемой теме. Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое). Преобразовывать текстовую и графическую информацию, представлять ее в виде конспектов, таблиц, схем.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету с привлечением мультимедийных возможностей компьютера; формировать умение вести дискуссию, выдвигать аргументы в защиту своей точки зрения.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: мультимедийное оборудование (ПК, проектор, аудиоколонки, экран), списки птиц на доске, каждому ученику опорный конспект на два варианта (приложение), фотография лебедя, календарик с изображением ласточки
Ход урока:
Презентация урока
I. Актуализация знаний и умений
— Что такое экологическая группа?
— Какие экологические группы птиц вы знаете?
— На доске птицы распределены по столбикам. Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос, почему они вместе?
Список на доске | Утка Гусь Лебедь | Синица Глухарь Тетерев Дятел | Ястреб Сокол Коршун Скопа | Дрофа Страус | Сова Сыч Филин |
Ответ обучающихся | Птицы водоплавающие | Птицы леса | Дневные хищники | Птицы открытых пространств | Ночные хищники |
— Перед вами фотография лебедя. Я считаю, что эта птица — ночной хищник. Кто согласен со мной, поднимите руки. А кто не согласен? Докажите свою мысль, приведите три факта. Ответ начинаем словами: «Лебедь не ночной хищник, потому что…» (Дискуссия)
II. Изучение нового материала
— Сегодня мы продолжим делить птиц на группы. А на какие группы, вы узнаете после считалочки.
Слайд №1. Пролог
(Мотивация к изучению материала урока и эмоциональный настрой. Учитель с экрана читает считалочку)
Что ест аист на обед?
Гусениц? А может, нет?
Клюв-копье и клюв-кошелка…
Ложка-клюв у перепелки.
Нужен клюв, чтобы клевать.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем изучать!
(После слов НАЧИНАЕМ ИЗУЧАТЬ, учитель начинает говорить, смена слайдов автоматическая)
Слайд №2. Виртуальная экскурсия
Урок будет не обычный. Мы совершим виртуальную экскурсию, где узнаем, чем питаются птицы и как они добывают еду. Откройте тетрадь и запишите тему урока «Птицы и их корм». (Автоматический переход на слайд №3)
Слайд №3. Маршрут
В ходе экскурсии у нас будет три остановки: «Птичье меню», «Нет той птицы, чтобы пела да не ела», «Клювы обычные и непривычные».
Первая остановка «Птичье меню» (переход осуществляется щелчком по надписи «Птичье меню»)
Слайд № 4
У птиц так же, как и у людей, есть свои любимые блюда. Одни предпочитают рыбу, другие с удовольствием едят сочные плоды. Поэтому птиц по типу пищи, которую они предпочитают, можно разделить на группы. Посмотрите на слайд, назовите эти группы.
Моделирование ответа учащихся
Ученики называют группы: птицы, питающиеся насекомыми, плодами, рыбой, нектаром, семенами, другими животными.
— Правильно. Выберите, какую группу мы рассмотрим первую.
(При щелчке по картинке осуществляется переход на слайды с информацией по данной группе птиц. Чтобы вернуться на слайд «Птичье меню», нужно кликнуть по птичке в правом нижнем углу слайда)
Питаются насекомыми (Слайд №5)
Трудно назвать насекомое, за которым не охотилась бы хоть одна птица. Ласточки и стрижи вылавливают летающих насекомых, они проводят в воздухе почти все время, ежедневно пролетая сотни километров.
— Какие особенности помогают им ловить насекомых в полете?
Найдите ответ в опорном конспекте, раздел «Дополнительная информация». Работаем на скорость. Кто первым найдет ответ, получает приз.
(Приз — календарик с изображением ласточки. Ответ: у птиц широкий рот и щетинки по углам рта)
Многие насекомоядные птицы находят свою добычу на деревьях. В поисках насекомых древесницы обследуют каждый прутик и каждый листик, синицы методично обыскивают кору деревьев, дятлы долбят стволы. Исключительно на стволах деревьев предпочитают искать насекомых поползни и пищухи. А знаете ли вы, что вьюрок нашел остроумный способ доставания личинки, до которой он не может дотянуть клювом. Подобрав тонкую веточку или кактусовую колючку, он ловко всовывает ее в отверстие и извлекает личинку.
Питаются плодами (Слайд №6)
У вас в опорном конспекте есть информация о птицах, питающихся плодами.
Задание 1: Обратите внимание, что текст у первого и второго варианта разный. Прочитайте текст и найдите ответы на вопросы:
— Плоды каких растений предпочитает птица?
— В какой сезон птицы предпочитают есть плоды, а не другую пищу?
— Чем еще питается птица, о которой вы читали?
(Беседа по результатам работы с дополнительной информацией. Учитель задает вопрос, ученики каждого варианта отвечают)
Питаются рыбой (Слайд №7)
О том, какие птицы любят рыбу, нам расскажет Тетюева Алена (сообщение готовится заранее по книге Р. Питерсон «Птицы» с. 62-63). Этих птиц мы с вами видим на слайде
Питаются нектаром (Слайд №8)
Посмотрите на задание 2. Прочитайте текст и придумайте вопросы для одноклассников.
Информационный текст
Почти пятая часть птиц мира питается цветочным нектаром.
Колибри — самые маленькие из них. Например, кубинская колибри-пчела — имеет длину всего пять сантиметров. Колибри повисают в воздухе над цветками и ловко извлекают нектар тонкими, как иглы, клювами. Человек, которому пришлось бы тратить столько же энергии, сколько колибри, висящей над цветком, расходовал бы в час около 50 литров пота для того, чтобы температура его кожи оставалась ниже точки кипения воды! Если бы нормальный мужчина весом 77 килограммов тратил энергию в той же пропорции к своему весу, что и эта пичужка, ему приходилось бы съедать в день 130 килограммов бифштексов.
Нектарницы в искусстве полета явно уступают колибри — им приходится садиться на ветку, когда они пьют нектар.
Лорикеты также питаются нектаром, но их метод довольно груб: они давят цветки эвкалиптов, а затем собирают липкий сок щеточкой, расположенной на кончике языка. Как и другие попугаи, лорикеты любят общество себе подобных и кочуют по горным лесам большими компаниями, задерживаясь там, где цветков больше.
Моделирование ответа учащихся
Один ученик задает вопрос по изученному тексту. Называет одноклассника, который будет отвечать на вопрос. Названный ученик отвечает и задает свой вопрос другому ученику. Продолжительность на усмотрение учителя. Если школьникам трудно задать вопрос, то учитель помогает начать фразу. Например:- Верно ли, что…
— Какая птица…
— Какой клюв…
— Как добывает нектар…
— Чем отличается добыча нектара у…
Питаются семенами (Слайд №9)
Рассказ о птицах, питающихся семенами, слушайте особенно внимательно.
Воробьи — зерноядные птицы. Своих птенцов они первое время кормят насекомыми, по мере их взросления семенами. Основным рационом воробьев можно считать зерно, семена растений и некоторые ягоды, но в период гнездования воробьи переходят на животную пищу, поедая гусениц и взрослых насекомых. Зачастую в пищу употребляются даже пауки и божьи коровки. Воробей одинаково охотно склевывает семена культурных злаков и сорных растений. Могут приносить ощутимый вред зерновым культурам, ягодникам, подсолнечнику.
Щегол. Основное питание щеглов в природе – семена различных растений, причем некоторые щеглы предпочитают сорняки, а другие – культурную растительность. Насекомых птицы тоже едят, но реже. Если вы завели щегла у себя дома, то обеспечить ему здоровый рацион вряд ли составит проблему. Птица с удовольствием лакомится зерновыми смесями из проса и овса с добавлением репейника, хвойного, конопляного семени, подсолнечника, семян одуванчика или салата.
Вьюрок. Питается преимущественно растительным кормом (семенами, зёрнами и ягодами), в незначительной степени насекомыми.
— А сейчас мы проверим, кто был самым внимательным. Давайте поиграем.
Игра «Третий лишний»
В опорном конспекте выполните задание 3. Определите, что лишнее, и объясните почему.
- Воробей, колибри, вьюрок.
- Просо, овес, рябина.
- Мышь, ягоды, семена.
Вернуться на маршрутный слайд, щелкнув по птице в правом нижнем углу слайда
Питаются другими животными (Слайд №10)
Хищные птицы делятся на дневных и ночных.
Совы — ночные охотники. Их уши способны в самом темном лесу точно определить, где зашуршала мышь. Л.Р. Дайс, экспериментируя с ушастыми совами и сипухами, убедился, что они способны увидеть мертвую мышь при свете в 100 раз слабее, чем требуется человеческому глазу, а живую мышь ловят вообще в полной темноте.
Ястребы, орлы, соколы и грифы — ведут дневной образ жизни. Ни одна из птиц мира так хорошо не приспособлена к погоне за добычей, как настоящий сокол, которого часто называют сапсаном. Голова в форме капли, широкие плечи, сужающееся к хвосту туловище обеспечивают ему идеальную обтекаемость. Пикируя на могучих заостренных крыльях, сапсан способен развивать скорость до 280 километров в час. Но его манера охотиться эффективна только на открытых пространствах.
Пустельга напоминает, скорее, вертолет: мышей, кузнечиков и другую мелкую добычу она высматривает, зависая на трепещущих крыльях. У ястребов, наоборот, строение тела приспособлено для внезапных нападений среди естественных препятствий.
Мы рассмотрели все группы птиц по типу питания. Сейчас вам необходимо заполнить таблицу, задание 4 в опорном конспекте. В первом столбике написаны группы птиц по типу питания. Во второй столбик запишите представителей птиц, которых уже изучили.
Группы птиц по типу питания | Представители |
Питаются насекомыми | |
Питаются плодами | |
Питаются рыбой | |
Питаются нектаром | |
Питаются семенами | |
Питаются другими животными |
Слайд №11. Вторая остановка нашей экскурсии называется «Нет той птицы, чтобы пела да не ела»
Посмотрите в опорный конспект задание 5. Перед вами схема. Я буду рассказывать, а вы заполнять. В пустые ячейки необходимо записать приспособления птиц к добыче корма под водой. (Алена работает у доски, остальные в опорном конспекте)
Мастера ныряния (Слайд № 12)
Птицы дышат воздухом, а поэтому, опускаясь под воду в поисках рыбы, сталкиваются с проблемой. Ныряют ли они с высоты или прямо с поверхности воды, им надо успеть схватить добычу до того, как закончится воздух.
Пеликаны, бакланы и олуши принадлежат к птицам, которые решили эту проблему. У них есть воздушные мешки под кожей. Эти мешки также обеспечивают плавучесть и смягчают удар о воду.
Гагара, ныряющая с поверхности, научилась просто задерживать дыхание. Обычно она всплывает менее чем через минуту, но известны случаи, когда гагары оставались под водой пять минут и проплывали сотни метров.
Скопа, подобно всем дневным хищным птицам, не сталкивается с этой проблемой, так как выхватывает свою жертву из воды острыми как бритва когтями.
Проверим, что написал ученик у доски. У всех так получилось? Спасибо, ты хорошо справился с заданием, садись на место.
Сверла, молотки, ложки и копья (Слайд №13)
Следующая остановка «Сверла, молотки, ложки и копья».
Вторую схему у доски заполняет другой ученик. А остальные продолжают выполнять задание 6 в опорном конспекте.
Труднодостижимая пища — ядрышко ореха, личинка под корой. У некоторых отрядов птиц появились приспособления, позволяющие отлично решать эту задачу. Основной инструмент в таких случаях — клюв.
У соек, попугаев, ореховок и дятлов клювы тверды, как кремень, и рассчитаны на то, чтобы долбить, дробить, раскалывать и сверлить. Один из североамериканских тупиалов пошел еще дальше: у него на нёбе есть жесткий гребень, и птица поворачивает во рту желудь, пока не пропилит скорлупу. А у многих дятлов в дополнение к клюву имеется длинный липкий язык, чтобы захватывать насекомых. Зеленый дятел, например, засовывает язык глубоко в муравьиные ходы и слизывает свою добычу.
— Проверьте, правильно ли Игорь заполнил схему? Спасибо, присаживайся на место.
Мастера охоты (Слайд № 14)
Следующая остановка «Мастера охоты». И заполнять схему у доски пойдет Марина. А остальные продолжают заполнять задание 7.
Мы уже говорили, что хищные птицы быстро летают. Например, сокол-сапсан развивает скорость до 120 км в час. У настоящих хищных птиц есть специальные приспособления, чтобы хватать крупную добычу — от мышей и кроликов до змей и мелких травоядных. Хищные птицы — и карликовые азиатские соколы и огромные, питающиеся обезьянами гарпии — полагаются на острые когти и на клюв, приспособленный к тому, чтобы рвать и терзать.
Лапы бывают разными в зависимости от назначения. Так, у африканских длиннохвостых орлов очень длинные пальцы, чтобы хватать птиц на лету. У сов — сильные короткопалые лапы, которыми удобно сжимать мелких зверьков, змей и ящериц. Клювы у всех хищных птиц компактные и кривые, а у сокола клюв к тому же зазубрен, чтобы ломать шейные позвонки жертв. Иногда, первый удар оказывается неудачным и завязывается отчаянная борьба между хищником и жертвой. Не забудьте, что у хищных птиц отличный слух и острое зрение. Например, ястреб видит в 8 раз лучше, чем человек.
(Клик по птице в нижнем правом углу слайда позволяет вернуться на слайд второй остановки, повторно нажав на птицу, возвращаемся на маршрутный слайд)
А теперь настала пора перейти к последней станции. Третья остановка «Клювы обычные и непривычные»
Слайд №15. «Клювы обычные и непривычные»
Для всех клювов, показанных на слайде, характерна одна общая черта: каждый приспособлен к определенной деятельности. Форма и размер клюва зависит от типа пищи.
Клюв китоглава плоский, сильный, с зазубринами, заканчивается крючком, чтобы удержать скользких лягушек.
Птицы-носороги питаются плодами.
Крепкий изогнутый клюв попугайчика хорошо приспособлен для дробления семян, для выкусывания мякоти плодов и даже для лазанья.
Туканы питаются плодами с толстой кожурой, поэтому клювы у них мощные, способные раздавить или разорвать плоды тропических растений.
У питающихся падалью королевского грифа и каракары на кончике клюва имеется острый крючок, чтобы раздирать шкуры и мясо.
Фламинго питается живыми организмами, обитающими в иле. Сквозь бахрому изогнутого клюва он сцеживает воду, оставляя во рту крохотные растения и животных. Клюв-цедилка характерен для гусей и уток.
Слайд №16
Аист и кулик имеют клюв-копье, которым ловко убивают добычу и вытаскивают ее из воды. Еще одна птица-рыболов – пеликан. Под клювом пеликана имеется большая кожная складка. В ней, как в кошелке, помещается до 2 килограммов пойманной рыбы.
У клеста клюв-ножницы, с помощью которого птица ловко извлекает семена из шишек.
III. Закрепление
Предлагаю поиграть в ассоциации. Я описываю птицу, а вы должны ее угадать.
- Ее называют пернатой кошкой. Это ночной хищник, в пищу предпочитает мышей, хорошо развит слух. (Сова, филин)
- Эта птица очень мала, питается нектаром, зависая над цветком, имеет тонкий длинный клюв. (Колибри)
- Эта птица имеет яркое оперение, изогнутый крепкий клюв позволяет раскалывать орехи и добывать семена. Этих птиц нередко заводят дома, как декоративных. (Попугаи)
— Отгадайте загадки и скажите, к какой экологической группе по типу питания относится птица.
- Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник (Дятел, насекомоядные)
- Днем спит, ночью летает и прохожих пугает (Сова, ночные хищники)
- Кто зимой средь хвойных веток в феврале выводит деток? Необычный клюв — крестом, птичку ту зовут … (клестом, питается семенами).
IV. Домашнее задание
С. 232, 234 и выучить записи в опорном конспекте.
По желанию подготовить презентацию «Насекомоядные птицы моего края» (5-7 слайдов, на каждом слайде — фото, краткое описание птицы, в заметках под слайдом — ссылки на рисунок и текст)
V. Итоги урока
Рефлексия:
Теперь я знаю, что…
Мне было трудно …
Меня удивило, что
Объявляются и комментируются оценки за урок
Использованная литература и источники интернета:
- Константинов, В.М. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко – М.: Вентана-Граф, 2011 – 304 с.
- Питерсон, Р. Птицы: перевод с английского И.Г. Гуровой – М.: Мир, 1973 — 192
- https://www.zoovet.ru/animals.php?vid=505
- https://www.zoovet.ru/animals.php?vid=551
- https://mirzhivotnih.ru/category/77
- https://www.zoovet.ru/animals.php?vid=508
- https://www.podmoskovje.com/sviristel/
Источник