Это мыши и жужелицы ищут корм
Литературный журнал “Ритмы вселенной”
Владимир Маяковский фигура в русской литературе неоднозначная. Его либо любят, либо ненавидят. Основой ненависти обычно служит поздняя лирика поэта, где он воспевал советскую власть и пропагандировал социализм. Но со стороны обывателя, не жившего в ту эпоху и потока времени, который бесследно унёс многие свидетельства того времени, рассуждать легко.
Маяковский мог бы не принять советскую власть и эмигрировать, как это сделали многие его коллеги, но он остался в России до конца. Конец поэта печальный, но он оставался верен своим принципам, хотя в последние годы даже у него проскальзывают нотки недовольства положением вещей.
То, что начнет твориться в советской России после 30-х годов, поэт уже не увидит.
Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» было написано в 1918 году. Это время, когда ещё молодой Маяковский с восторгом принимает происходящие в стране перемены и без капли сожаления прощается со своей богемной жизнью, которую вёл ещё несколько лет назад.
Кобыла по имени “Барокко”. Фото 1910 года.
Большой поэт отличается от малого не умением хорошо рифмовать или мастерски находить метафоры, и уж точно не количеством публикаций в газетах и журналах. Большой поэт всегда берётся за сложные темы, которые раскрывает в своей поэзии – это даётся далеко не каждому, кто умеет писать стихи. Большой поэт видит не просто голод, разруху, когда люди видят голод и разруху. Он видит не роскошь и сытую жизнь, когда люди видят роскошь и сытую жизнь – подмечает те детали, мимо которых простой обыватель пройдёт мимо и не заметит ничего.
А Маяковский всю жизнь презирал мещанство и угодничество и очень хорошо подмечал тонкости своего времени.
О самой поэзии он выскажется так:
Поэзия — вся! — езда в незнаемое.
Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
тысячи тонн словесной руды.
В стихотворении (оно будет ниже) поэт напрямую обращается к животному. Но это обращение служит неким метафорическим мостом, который должен только усилить накал, происходящий в стихе и показать обычному обывателю всю нелепость и жестокость ситуации. Случаи жестокого обращения с лошадьми были часты в это время. Животных мучали до последнего, пока те действительно не падали замертво прямо на дорогах и площадях. И никто этого не пресекал. Это считалось нормой.
Животное же не человек…
Извозчики времён Маяковского.
Предлагаем вашему вниманию стихотворение «Хорошее отношение к лошадям», за которое по праву можно дать премию мира. Кстати, нобелевку в 2020 году получила американская поэтесса Луиза Глик. Аведь многие тексты Маяковского не хуже, и они то как раз о борьбе – борьбе за свободу и за равное существование на нашей планете.
Маяковский вдохновил множество хороших людей – именно поэтому его помнят и любят до сих пор.
Будь ты хоть человек, а хоть лошадка, которая отдаёт всю себя ради общей цели. Пусть поэт и обращается к лошади, но главную свою мысль он хочет довести до людей, которые стали слишком чёрствыми и жестокими.
Миру мир!
Хорошее отношение к лошадям
Били копыта,
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.-
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала!
— Упала лошадь! —
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные…
Улица опрокинулась,
течет по-своему…
Подошел и вижу —
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…
И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
Может быть,
— старая —
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось —
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.
И стоило жить, и работать стоило!
Лайк и подписка – лучшая награда для канала.
Источник
Морфология и орфография
Сочетание одинаковых согласных в слове создаёт определённую орфографическую трудность, так как в некоторых словах они произносятся как один долгий звук, например: жжёт [жот], в других — как один недолгий звук, например: колонна [коло́на].
1. В корнях исконно русских слов двойные согласные встречаются редко:
а) жж: жжёт, зажжёт (второй [ж] восходит к [г], ср.: жгу); жужжать и в однокоренных словах; вожжи, дрожжи, можжевельник и в производных от этих слов;
Примечание. В словах жужелица, брыжи пишется одна буква ж.
б) сс: в слове ссора и в его производных (при сочетании корня ссор и приставки на -с пишутся две буквы с: рассориться); а также в словах: Россия, великоросс, российский и т. д.;
Примечание. В корне -рус- пишется одна буква с: русистика, обрусеть и т. д. В словах русский, белорусский согласные сс принадлежат к разным морфемам — корню и суффиксу. Запомните: белорус, белоруска, Беларусь, но: Белоруссия.
в) нн: в слове одиннадцать и в его производных.
2. Двойные согласные в корне, как правило, характерны для заимствованных слов: аббревиатура, аккордеон, атташе, каллиграфия и т. д. В производных от этих слов двойные согласные сохраняются: масса > массовый, касса > кассовый и т. л.
Исключение составляют некоторые русифицированные образования, в которых пишется одна буква: кристалл > кристальный; колонна > колонка; манна > манка и др. (обычно двойное нн стягивается в одно н перед суффиксом -к-); а также уменьшительные имена лиц: Алла > Алка, Анна > Анка, Кирлл > Кирилка и т. д.
Не сохраняется двойная согласная в первой части сложносокращённых слов: грамзапись (граммофонная запись), корпункт (корреспондентский пункт).
Примечание. Перед -чит- пишется сс: рассчитать, рассчитывать; перед -чёт- — с: расчёт, расчётливый. Но: бессчётный.
120. Перепишите слова, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы. Объясните написание этих слов. Проверьте себя по орфографическому словарю.
Бал…ада, гал…ерея, ал…егория, белорус…ка, Белорус…ия, великорус…кий, жуж…елица, жуж…ание, бас…ейн, метал…ический, фин…, фин…ка, колон…ка, pan…орт, рус…ист, ассамблея, ис…кус…тво, ис…кус…ный, гостии…ица, от…ль, интел…игенция, пом…астера, Фин…ляндия, прес…центр, редкол..егия, груп…орг, юн…ат, один…адцать, кор…пункт, юнкор…, грам…пластинка.
Разберите по составу слова, образованные путём сложения.
121. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.
I. 1. Подходя к дому, я вспомнил, что неподалёку в еловом перелеске с мож..евельником не раз спугивал старого петуха-черныша. (Пришв.) 2. В кустах то и дело слышится шорох. Это мыши и жуж…елицы ищут корм. (Козл.) 3. Среди ореховых и ольховых кустов всё пело, стрекотало, жуж…ало. (Вер.) 4. Ещё выстрел — кучер выронил вож…и и тихо сполз под колёса. (Шол.) 5. Вокруг выж…енная зноем полынная донская степь, на безбрежной сини неба стаи белых облаков… (Шол.)
II. 1. Но вызывать сейчас огонь артил…ерии было бес…мысленно — огонь накрыл бы и наших разведчиков. (Бонд.) 2. Вот старая сказка, которой быть юн…ой всегда суждено. (В. Бр.) 3. Полевая Рос…ия! Довольно волочиться сохой по полям! (Ес.) 4. В городе всё стихло и насторожилось, звучали только шаги матросских батальонов, уходивших утром в поле, да тревожные гудки санитарных автомобилей — в порт прибывали из Одес…ы первые ранен…ые. (В. Куч.) 5. Вспышки бенгальского огня вырывали из мрака мас…ивные кол…он…ады. (Пауст.)
III. 1. В саду, в горах листвы сверкали белые и небольшие лампочки, — было похоже на ил…юминацию. (Пауст.) 2. Дис…он…ансом больным, невозможным в тишине прозвучали слова. (В. Бр.) 3. Он ощутил прелести этих садов, где в глубине ал…ей шумят балтийские волны. (Пауст.) 4. От дома, от деревьев, от голубятни и гал…ереи — от всего побежали далеко длинные тени. (Гонч.) 5. В гостин…ой было тихо, так тихо, что явственно слышалось, как стучал по потолку залетевший со двора слепень. (Ч.)
122. Отданных слов образуйте прилагательные. Запишите их, объясняя правописание. В словах выделите морфемы.
Кристалл, группа, программа, параллель, шоссе, антенна, коралл, коллектив, трасса, суффикс, металл, прогресс, масса, аппарат, колосс, Россия, Тольятти.
123. Прочитайте отрывок из повести А. Куприна «Поединок». Сгруппируйте слова с пропущенными буквами по видам орфограмм. Составьте соответствующую таблицу.
Было н…чало апреля. Сум…рки сгущ…лись незаметно для глаза. Тополи, ок…ймлявшие шос…е, белые, низкие домики с ч…р…личными крышами по сторонам дороги, ф…гуры редких прохожих — всё поч…рнело, утратило цвета и п…рсп…ктиву; все предметы обратились в ч…рные плоские с…луэты, но оч…ртания их с прелес…ной ч..ткостью стояли в смуглом воздухе. На западе за городом г…рела з…ря. Точно в жерло раск…ленного, пылающего жидким золотом вулкана сваливались тяжёлые сизые обл…ка и рдели кроваво-красными, и …нта́рными, и ф..олетовыми огнями. А над вулканом поднималось куполом вверх, зеленея б…рюзой и акв…м…рином, кроткое в…чернее в…сеннее небо.
Медленно идя по шос…е, с трудом волоч… ноги в огромных к…лотах, Ромашов неотступно гл…дел на этот волшебный пожар. Как и всегда, с самого детства, ему ч…дилась за яркой в…черней з…рёй какая-то т..инственная, светозарная жизнь. Точно там, далеко-далеко за обл…ками и за гор…зонтом, пылал под невидимым отсюда со…нцем чудес…ный, осл…пительно-прекрас…ный город, скрытый от глаз туч…ми, проникнутыми внутренним огнём. Там св…ркали нест…рпимым блеском мостовые из золотых плиток, возвышались прич..дливые купола и башни с пурпурными крышами, св…ркали брил…ьянты в окнах, тр…петали в воздухе яркие разноцветные флаги. И ч…дилось, что в этом далёком и сказочном городе живут радос…ные, л…кующие люди, вся жизнь которых похожа на ела…кую музыку, у которых даже задумчивость, даже грусть — оч..ровательно нежны и прекрас…ны. Ходят они по с..яющим площ…дям, по т…нистым садам, между цветами и ф…нтанами, ходят, богоподобные, светлые, полные неоп…суемой радости, не знающие преград в счастии и желаниях, не омр…чённые ни скорбью, ни стыдом, ни заботой…
1. Определите тип речи текста.
2. Проанализируйте лексические, морфологические и синтаксические средства и докажите, что данный текст относится к стилю «язык художественной литературы».
3. Выпишите все слова, передающие оттенки цвета «таинственной, светозарной жизни». Какова роль пейзажа в раскрытии психологического состояния героя?
4. Сколько микротем можно выделить в этом отрывке? Сформулируйте их и запишите.
Окончание >>>
Источник
-Ж- и -Ш-
Струйка воздуха, проходя в щель между языком, который в форме чашечки поднят к верхнему нёбу, и самим нёбом, образует своим трением шумящий звук Ш, а добавим голос – и Ш превратится в любимый звук всех жуков – Ж.
-Ж-
Пословицы, поговорки
*
Люди жать, а он с поля бежать.
*
Ужин не нужен, коль обед дружен.
*
Вьётся ужом, а топорщится ежом.
*
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
*
Жить-поживать да добра наживать.
*
Что посеешь, то и пожнёшь.
*
Живёт не тужит, да по свету кружит.
*
Подальше положишь, поближе возьмёшь.
*
Дружба дружбой, а служба службой.
*
Что припасёшь, то и пожуёшь.
*
Бережёного Бог бережёт.
*
Держи уши пошире, а рот поуже.
*
Изжил нужду, забыл и дружбу.
*
Шубу – на стужу, а деньги на нужу.
*
Поживёшь – увидишь, подождёшь – услышишь.
*
Своей волюшкой дошёл до тяжкой долюшки.
Загадки
*
Лёд на речке – мы бежим.
(Коньки)
*
Живёт – лежит.
Умрёт – побежит.
(Снег)
*
Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу.
(Петух)
*
Под землёю он живёт,
Червяков, жуков жуёт.
(Крот)
*
Приходит по луже,
Уходит по стуже.
(Осень)
*
Льётся речка – мы лежим.
Иголки лежали,
Да под стол убежали.
(Ёж)
*
Жу-жу-жу!
Жу-жу-жу!
Я порядок навожу!
(Пылесос)
Скороговорки
*
Кружится-кружится белый снежок,
Кружится-кружится словно пушок.
*
Жук и жаба дружно живут,
Дружно живут, баклажаны жуют.
*
Жирная жаба жалела жука.
*
Наша Жужутка в кружеве кружится.
*
Жадные жирные жужелицы жестоко жалят жаб.
*
Уж и жаба не рыбы. У ужа и жабы нет жабер.
*
Всё же тоже тужит Жора.
*
Жужжит жужелица, жужжит, кружится.
*
Жили-были ёжики.
*
Журавль дружил бы с жабой, кабы желала б дружбы этой жаба. Журавль жабе не жених.
*
В Париже жеребята рыжие, в Леможе рыжие тоже.
*
Жирный жук жужжит снаружи, разжижая жижу в луже.
*
В живом уголке жили ежи и ужи.
*
Жёсткая жёлтая жужелица жестоко жалила железным жарким жалом жалкую жабу, желавшую жить!
*
Заржавел железный замок в нежилом замке.
*
Жутко жуку жить на суку.
*
Уже ужи в луже.
*
Жук неожиданно жутко взжужжал.
*
У Жоры уж, у Розы жук.
*
Жалкий жулик жаловался жене на жуткую, ужасную жизнь.
*
Ужин нужен и жуку, и ужу.
*
От жары во ржи пожар.
*
Ежу на ужин мышонок нужен.
*
Плохо падать на ежа
Со второго этажа.
*
Жвачные животные жуют жвачку.
*
У пчёлки жалко жалит жарко.
*
Жаба сказала: “Дирижабли обворожительно дребезжат!”
*
Жандарм взял за жабры жулика.
*
Уж пожаловал ежам
Новых дюжину пижам.
Прежние пижамы
Исколоты ежами.
*
Жадины садились в дилижанс.
*
Сменял жадина железо и жесть на ветошь и шерсть.
*
Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
*
Паж разбил трельяж, трельяж разбил паж.
*
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.
*
Жил жук по имени Жак.
Шил Жак жёлтый пиджак,
Маме – пижаму,
Жене – жакет,
Сыночку – тужурку,
Дочке – жилет,
Внучке Жучке –
Кожаные брючки,
Жабе – жабо,
А себе – ничего!
*
Он во всём мне подражает,
Очень этим раздражает.
*
Рыжая лошадь ржала во ржи.
*
Я знаком с одним моржом,
Ест он кашу, пьёт боржом,
Я к моржу домой хожу,
С ним за партою сижу,
Этот морж – приятель мой,
Он купается зимой.
*
Жук жуку жужжал:
“Ж-ж-ж-у – жжжжу,
Я с ежом давно дружу…”
*
У Мефодия режим.
Он режимом одержим.
Преимущество режима
Вывел неопровержимо.
*
Жанне жалко Жана,
Жану жалко Жанну.
*
Дирижёр пейзажем поражён.
*
Жужелица побежала,
На жужжалочку нажала.
Жужжалочка зажужжала –
Жужелица убежала!
*
– Куда побежал?
– Побежал на пожар!
Бежал-бежал,
На пожар прибежал.
Экая жарища
на пожарище!
*
Вижу, нету у ужей Вилок, ложек и ножей.
*
Жутко важные ужи:
Не нужны ужам ножи…
Ножек-ручек где им взять
Вилки-ножики держать?
Я жук, я жук.
Я тут живу,
Жужжу, жужжу.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я на ветке сижу,
Букву Ж всё твержу.
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу зимой и летом.
*
На базаре ёжик
Накупил сапожек.
Сапожки по ножке – себе,
Поменьше немножко – жене,
С пряжками – сыну,
С застёжками – дочке,
И всё уложил в мешочке.
Сколько в семействе у ёжика ножек?
И сколько купил на них ёжик сапожек?
*
Идёт ёжик, спешит ёжик.
– Ёжик, ёж, куда идёшь?
Где ты, ёжичек, живёшь?
Отвечает детям ёж:
– Меня под ёлочкой найдёшь.
*
Уже ужа ужалила ужица,
Уже ужу с ужицей не ужиться,
Уже уж от ужаса стал уже,
Уже уж от ужаса спит хуже,
Уже ужа ужица съест на ужин.
*
Бедный ёжик ёжится,
Всё ему неможется:
Посинела кожица,
Искривилась рожица.
Мать его тревожится:
“Вот забот умножится!”
Бедный ёжик ёжится!
*
Два ужа.
Один поуже.
Только он о том не тужит.
*
Вышла Женя погулять,
Стала дождик умолять:
– Дождик, дождик, не дожди,
Дождик, дождик, подожди!
Ты ведь нам не нужен,
Не нужны и лужи!
*
ЖУ да ЖУ, слетались в круг:
Майский жук, июньский жук,
Жук-носорог, жук-плавунец,
Жук-сынок и жук-отец,
Жужелица, жук-жучок –
Все попались в мой сачок.
*
Старый жрец со старой жрицей
В жаркий жёлтый жгучий день
Жарят жирные каштаны
На жаровне каждый день.
*
Окунь жил в реке под кручей,
Полосатый и колючий.
Был он очень осторожен,
Но его поймал я всё же.
*
Ах, какая жара, жара, жара, жарища!
Ты дома сиди, ты не выходи, дружище!
*
Жёлудь в лужице лежит,
Жёлтый лист над ним кружит.
Поможет в жестокую стужу
Одеяло из шерсти верблюжьей.
*
Шушара шуршала, жужелица жужжала, а чибис чибисил.
*
Шаль жаль, жаль шаль.
*
Жора-обжора жевал беляши,
У Жоры-обжоры живот зашалил.
Жора-обжора пшёнку пожарил,
Жора-обжора живот ублажил.
*
Чтоб Жираф был не простужен,
В стужу шарф на шею нужен.
И жена Жирафу вяжет
Шесть шарфов из рыжей пряжи.
*
Нежили Женю, Женю жалели –
Стал лежебокой Маленький Женя.
Нам нужны иголки для шитья,
А ежу нужны иголки для житья.
*
Лежит ёжик у ёлки,
У ежа иголки,
А внизу, похожие на маленьких ежат,
Шишки прошлогодние
Лежат, лежат, лежат.
*
Ира просит:
– Ёжик, ёж,
Ты мне платьице
сошьёшь?
Ёж ответил из-под ёлки:
– Ниток нет, одни
иголки.
Источник
ПО СЛЕДЫ
Белые страницы
Белую книгу пишут зимой. Снеговые ее страницы исписаны голубыми значками и строчками. Тут и рассказы зайца, и записки лисицы, повествование лося и дневник глухаря. Каждый пишет сам о себе – день за днем, час за часом. Все по правде, без выдумок, без утайки. Где был, что делал, когда случилось, чем кончилось. Рассказы, рассказы – без конца. Смешные и грустные, страшные и бесстрашные, длинные и короткие – читай в свое удовольствие! Переводи со звериного на человечий.
Для чтения лесных рассказов нужны не очки, а… лыжи. Читать придется не за столом, а в лесу, и не сидя, а на ходу. Бегом вдоль лазоревых строчек, пока поземка не стерла написанного.
Зимой у зайца-беляка одна забота – животок набить. Травы-то нет, листьев нет – одни голые прутья торчат из снега. Вот и торопится заяц туда, где торчат любимые им осиновые или ивовые прутики. Торопится и оставляет следы.
Лесные “собачки” наследили – волк и лиса. И лису, и волка зимой ноги кормят: тянутся их следы по лесам, по опушкам, по полям, по болотам. Подходят ночью и к деревням: не забыли ли овец закрыть, не отвязалась ли беспечная собачонка, не открылась ли дверь в курятнике?
Землеройка — самый маленький наш зверёк, но самый прожорливый. Днём и ночью землеройка ищет еду. Но следы оставляет лишь на снегу: на земле следов её не найдёшь — уж очень она лёгкая!
Лесные «коровы» наследили — лоси. В глубокие снега лоси стоят в густых ивняках и осинниках — как коровы в стойле. А в мелкий снег бродят по лесу, объедая кору и прутики, оставляя везде большие «коровьи» следы.
Длинным следом своим, как кручёной верёвочкой, опутывает горностай стога и копны в поле. Опутывает валежины и кучи хвороста в лесу, сараи и погреба на околице. Знает горностай, где мыши зимой живут!
Зимой только сытый к жилью не жмётся. Да где они, сытые-то, зимой? Крутятся у жилья сороки, вороны, надеются на подачку. Везде на задворках их проверочные следы.
Следочки — словно зайчонок прыгал! Но следы от дерева к дереву, а зайчата по деревьям не лазают. Белка с ветки на ветку птицей перелетала, а потом по снегу зайчиком прыгала.
Рысий след любит «прятаться». Не любит рысь открыто ходить, любит красться густыми зарослями. Идёт чутко и вкрадчиво, останавливается, прислушивается — ну прямо как домашняя кошка!
Рысь подолгу лежит, карауля зайцев, белок, рябчиков. А мышь зашуршит — и мышь прихлопнет. Ещё ловчее домашней кошки!
Чудной след у выдры: на звериных лапах утиные перепонки! И всё к воде жмётся: по берегу, по закраине, по льду. Тянется, тянется да бульк в полынью — и концы в воду!
Наследили лесные «курицы» —глухарь и тетерев. У глухаря следы, как у петуха, у тетерева —как у курицы. Но отличаются следы не только величиной. Тетерева чаще следят на опушках, полянах, на лесных болотах — любят они лес не густой, светлый, особо берёзовый. А глухари и лес любят глухой, тёмный, с высокими елями, могучими соснами. Глухарь с тетеревом зимой в лесу не часто встречаются.
Чёрные страницы
На чёрных страницах — на грязи дорог, на вязких болотах, на иле у рек — пишут летом, осенью и весной. Пишут старательно, но неразборчиво: чёрным по чёрному.
Прочитать написанное совсем не просто, но потому-то и особенно интересно!
Самый когтистый след — у барсука. Будь он побольше — можно бы испугаться! Бродит на своих коротких когтистых лапах, ищет, что раскопать. Раскапывает гнёзда мышей и ос, выкапывает лягушек и ящериц, жуков и личинок, клубни и корешки. Всеядный он, что выкопает, то и съест.
Что за раскоряка по грязи шагает! Все обходят грязь, а эта сама в неё лезет, сырость ей подавай. Жаба, конечно, кто же ещё!
Кто-то на дороге все лужи проверил, каждую пометил тонкими пальчиками. Это вальдшнеп — лесной «кулик». Любит он вылетать на дороги, любит носом в грязи покопаться.
Сразу видно: медведь шагал! Лапа тяжелая, широченная, пальцы толстые, когти крепкие. С такими лапами ему бы лосей ломать, а он по малинку отправился…
Его даже «малинником» называют. В отличие от «овсянников» и «муравьятников», которые любят овёс обсасывать или муравейники разрывать. А ещё и просто медведь — ведающий, где спрятан мёд.
Волки часто бегают по дорогам. Но на глаза не попадаются: очень уж чутки и осторожны. Только следы их и выдают да и то лишь тем, кто хорошо в следах разбирается, кто не спутает волчий след с собачьим.
Чибис на болоте живёт: хочешь не хочешь, а шлёпай босиком по топкому илу да по болотной грязи!
Цапля охотится у воды. Бродит вкрадчиво по мелководью и клювом, как острогой, бьёт рыбёшку. Пока насытится, много на грязи наследит.
Лесная мышь и полёвка так похожи, что при встрече их не всегда отличишь. А вот следы у них совсем разные! Много ещё в лесу и поле других мышей и полёвок, любителей семян и зерна. Следами их можно целый альбом заполнить. А то и два!
Утка-кряква ходит косолапо, вразвалку, пришлёпывая на иле свои перепончатые следы. К воде торопится: поплавать, поплескаться, пощелокчить. Червячка заморить.
Жёлтые страницы
И в пустыне бывают леса — саксауловые. Жители песков пишут на жёлтых страницах.
Жёлтые страницы — барханы — сверху донизу разлинованы ветром в косую линейку: пишите, кому не лень!
И пишут.
Пишут ногами, хвостами, крыльями. Даже животами! О себе, о доме, о друзьях, о соседях. О приключениях и событиях.
Каждый своим почерком и на свой, особый лад.
Все барханы исписаны — метры и километры рассказов! Шагай да читай.
Вот удивится тот, кто считает черепаху медлительной и неуклюжей! Посмотрел бы он на её брюшные щитки: они натёрты до блеска, как подмётки заядлого путешественника! След черепахи, бывает, тянется километрами, не просто ей найти в пустыне траву.
А она её ищет, не отчаивается. Вверх на бархан, вниз с бархана. Пока не найдёт.
Тушканчики — зверьки диковинные: тельце мышки, ушки зайчика, ноги кенгуру и коровий хвост с кисточкой! Все зверьки на четырёх ногах бегают, а тушканчики на двух задних скачут. Хвост у них и толкач, и подпорка, и балансир. А ещё и обманщик: прыгнет тушканчик влево, а хвостом покажет вправо, — и наше вам с кисточкой!
Тонкопалый суслик всё время настороже: не парит ли в небе орёл, не притаился ли за кустом барханный кот? Не крадётся ли лисичка-корсак, не выглядывает ли из-за камня хорёк-перевязка? А если что, сразу мчится к своей норе — только пыль из-под тонкопалых лапок!
Скорпион, фаланга и песчаный тарантул бродят в песках ночью. У каждого по восемь ног — то-то за долгую ночь наследят! А то ещё заберутся в палатку: вытряхивай их тогда из ботинок, спальников и котелков!
Жук-полосатик, или каспийский чернотелка, всегда ужасно занятой и деловой. Вечно озабоченный, непоседливый, торопливый. Вечно он куда-то спешит, что-то ищет. Чуть пальцем придержишь его — сразу же заскрипит недовольно: «Скройся, скройся!»
Сцинковый геккон всю ночь бродит в песках. Наткнётся на человека — остановится и завиляет хвостиком, как собачонка. Глаза горят как раскалённые угли. А он их языком протирает, словно глазам не верит…
Чего только не видит ёжик при свете луны! Зелёным светятся восемь глаз паука-тарантула, красным — глаза ящерицы-геккона, розовым — зайца-песчаника. Но ёж не боится огненных глаз: чуть что, съёжится в колобок и закатится в кустик.
Сетчатая ящерка ползает и принюхивается. И вдруг начинает копать!
Бывает, по плечи в песок зароется, но непременно выкопает личинку или жука!
Нос её прямо сквозь землю чует. Вернее — сквозь песок.
Скарит — отчаянный жук. Ловит больших чернотелок, хоть они втрое тяжелее его. Посади его в банку хоть со скорпионами и фалангами — оставит от них рожки да ножки. Даже на людей, бывает, набрасывается! Но это уже не от свирепости, а… от страха. Очень боится скарит света солнца, спешит спрятаться в тень. Пусть это даже тень человека!
У рябков-бульдуруков лапки махонькие, шажки коротенькие — не шагают, а семенят. Со стороны кажется, что не идут они, а на брюшке по земле ползут, — словно уточки по воде!
Агама любит сидеть на кустике: на нём не жарко и видно всё. Увидит хищника — спрячется, увидит добычу — поймает. Промчится по песку и оставит свой косолапый след.
Два пальца вперёд, два пальца назад — домовый сыч шагал. Сыч-то домовый, а где в пустыне дома? Приходится приспосабливаться и поселяться не в доме на чердаке, а… под землёй в норе! И жить как зверьку в норе, хоть и птица.
Варан любит проверять поселения песчанок. В их норах много разных приживальщиков: жуки и ночные бабочки, фаланги и пауки, ящерицы и черепашки. Даже ядовитые змеи и скорпионы — варану и они годятся! Всё варану годится! Все ходы и переходы облазает, все тупики и отнорки проверит, всех песчанкиных жильцов переловит. А потом и за хозяев возьмётся. Песчанки кто куда — он за ними. Возня под землёй, пыль из нор! То песчанка выскочит, то варан высунется. Если поймает — тут же в норе и уснёт. А не поймает — пошагает дальше вразвалку. Потянется по барханам его косолапый след.
Песчанки живут дружными поселениями. От поселения — лучиками — тропинки: от норки к норке, от норки к траве и от одного посе?