Как грести одним веслом на корме
Веслами можно не только грести, но и галанить. Этот способ гребли распространен во многих странах мира, особенно в юго-восточной Азии. Выгрести в сильный ветер, пересечь линию прибоя, выбраться из тесной стоянки или быстро уйти с судового хода иногда можно только при помощи этого способа.
Положение гребца при расположении уключины на транце лодки по линии ДП.
Галанят одним веслом, укрепленным на корме шлюпки. При этом движение весла преобразуется в упор. Сторона лопасти весла, обращенная к носу шлюпки, — засасывающая, создающая разрежение. Противоположная сторона лопасти — нагнетающая, создающая давление.
Схема сил, действующих на лопасть весла.
Результирующая сила Y, получающаяся из разности давлений, раскладывается на силу Р, создающую упор лопасти весла и двигающую шлюпку вперед, и силу сопротивления Т, преодолеваемую гребцом. Разворот лопасти весла на угол α зависит от многих факторов и подбирается опытным путем. Ориентировочно этот угол выбирается около 45°.
Схема движения весла.
Начинать учиться галанить лучше на швартовых, поставив лодку кормой против течения. Нос ее нужно упереть в причал, бон и т. п. Если остойчивость шлюпки достаточна, то галанить удобнее стоя.
Сперва нужно научиться галанить одной правой рукой. Целиком опущенную в воду лопасть весла необходимо развернуть горизонтально, кисть руки при этом не сгибать. Затем кисть руки следует согнуть вправо, чтобы лопасть развернулась примерно на 45°, и, перемещая руку влево, сделать гребок.
Схема движения одной правой рукой: а — исходное положение; б — положение кисти руки при гребке влево; в — положение кисти руки при гребке вправо.
Когда кисть правой руки поравняется с левым плечом, надо быстро начать следующий гребок, перемещая руку вправо. Одновременно с началом гребка кисть руки следует согнуть влево. При этом лопасть весла должна развернуться примерно на 90°. Общая длина перемещения руки при гребке должна составлять 80—100 см. Окончив гребок, нужно опять быстро сменить его направление с одновременным сгибанием кисти руки вправо. Обучение следует продолжать до появления автоматизма.
Уже после этого можно переходить к обучению на ходу. Теперь следует обратить внимание на быстрое изменение направления гребка: малейшая задержка при изменении движения руки — и весло будет выбито потоком воды, направленным против движения шлюпки.
Когда весло станет уверенно держаться в уключине, можно считать, что курс обучения окончен и следует переходить к тренировке на скорость и продолжительность. Теперь нужно одновременно учиться галанить двумя руками и одной левой.
На больших, устойчивых на курсе шлюпках лучше галанить сильными, длинными гребками. На коротких, вертлявых суденышках нужно галанить короткими, быстрыми гребками.
Угол наклона весла к поверхности воды лучше предпочесть около 45°. В процессе тренировки вы найдете свой наиболее оптимальный угол.
Если надо повернуть, то гребки делаются в одну сторону, а обратно весло заносится по воздуху.
Для незначительного изменения курса нужно менять угол разворота лопасти весла. Например, чтобы изменить курс шлюпки вправо, необходимо при перемещении руки слева направо разворачивать лопасть весла на 60° и делать энергичный гребок, а при обратном гребке лопасть разворачивать на 20—25° и гребок делать затянутым.
Немного тренировки — и вы будете галанить спокойно, не задумываясь, выполнять любые маневры; однако при швартовке нужно учитывать, что этим способом отрабатывать «назад» невозможно.
Хочу привести пример эффективности этого способа. Однажды при подходе со стороны Невской губы в Малую Невку на каютном «Утенке» (мотобот, переделанный из ШС-1; L = 4,5 м; B = 1,85 м; водоизмещение D = 1,3 т) отказал реверс-редуктор. До стоянки оставалось больше километра. В это время дул восточный ветер силой два-три балла, скорость течения выше стрелки Петровского острова была больше 2 км/ч.
В таких условиях выгрести на «Утенке» одному человеку невозможно.
Однако судно было оборудовано для галанки, лишь благодаря этому эффективному способу гребли я сумел подойти к стоянке (причем с хорошей скоростью).
Как можно оборудовать шлюпку для галанки? Для этого на транце шлюпки необходимо установить уключину, причем по возможности как можно ближе к ДП или в сторону левого борта от ДП. Вместо уключины в транце можно сделать гнездо для весла.
Подуключину следует крепить надежно: на нее приходится большая нагрузка. Если корма острая (вельботного типа), для уключины или гнезда можно сделать дубовую подушку.
Весло должно быть прямое, безвальковое, желательно ясеневое.
Для предохранения весла от истирания об уключину нужно установить кожаную манжету на эпоксидном клею. Место контакта весла с уключиной определяется практически. Ориентировочно оно находится где-то посредине веретена весла. Легче галанить длинным веслом, однако пользоваться веслом длиннее шлюпки не рекомендуется. Исключение составляют лишь тузики. Вообще весло подбирается опытным путем — по вкусу.
В заключение хочется порекомендовать всем, пользующимся мелкими моторными судами, установить на корме уключину, приобрести длинное весло и научиться галанить.
На мой взгляд, строителям гребной лодки «Пелла» нужно предложить установить на транце уключину для большого весла, чтобы можно было им галанить. Уверен, многие выбравшие новую «Пеллу» скажут строителям большое спасибо.
В. В. Полканов.
вернуться в раздел
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:
добавить страницу в избранное
Источник
Весло — простейший водный движитель. Его простота обеспечивает высочайшую надежность. Благодаря этому — это прекрасный вспомогательный и аварийный движитель для малого парусника.
Но так ли все с ним просто, как кажется?
Большинство при словах «весло» и «гребля» представляют себе парные весла шлюпки:
Кто-то может вспомнить распашные весла академического судна:
Еще более-менее известны байдарочные двухлопасные весла и весла-гребки каноэ.
Все эти типы весел различаются в технике гребка, но для движения лодки используется одно и то же свойство — лобовое сопротивление лопасти. В каком-то смысле, все эти весла — вариации на тему шеста. Просто упираются не в дно водоема, а непосредственно в воду (вода в 800 раз плотнее воздуха).
Но существуют способы гребли, которые применяют другие принципы создания тяги.
Европейская «галанка»
Галанят одним веслом, укрепленным на корме шлюпки. При этом движение весла преобразуется в упор. Сторона лопасти весла, обращенная к носу шлюпки, — засасывающая, создающая разрежение. Противоположная сторона лопасти — нагнетающая, создающая давление.
Результирующая сила Y, получающаяся из разности давлений, раскладывается на силу Р, создающую упор лопасти весла и двигающую шлюпку вперед, и силу сопротивления T, преодолеваемую гребцом. Разворот лопасти весла на угол α зависит от многих факторов и подбирается опытным путем. Ориентировочно этот угол выбирается около 45°.
Конструкция весла для галанки в общем-то не отличается от обычного парного или распашного весла. Важна только техника гребли.
Техника примерно такая:
Целиком опущенную в воду лопасть весла необходимо развернуть горизонтально, кисть руки при этом не сгибать. Затем кисть руки следует согнуть вправо, чтобы лопасть развернулась примерно на 45˚, и, перемещая руку влево, сделать гребок. Когда кисть правой руки поравняется с левым плечом, надо быстро начать следующий гребок, перемещая руку вправо. Одновременно с началом гребка кисть руки следует согнуть влево. При этом лопасть весла должна развернуться примерно на 90˚. Общая длина перемещения руки при гребке должна составлять 80—100 см. Окончив гребок, нужно опять быстро сменить его направление с одновременным сгибанием кисти руки вправо.
Азиатская гребля «юлоу»
Джонки и сампаны, приводимые в движение длинным веслом, направленным назад, за корму, — обычная картина в юго-восточных странах Азии. На больших лодках такие весла располагаются не только на корме, но и вдоль бортов.
Гребля таким веслом «юлоу» не похожа на «галанку», когда весло за счет сложных движений кисти гребца дает упор, движущий лодку вперед. При гребле «юлоу» лопасть горизонтальна, гребцу достаточно энергично качать рукоять весла поперек лодки. Благодаря шаровому шарниру 2 и наличию скосов на лопасти при движении весло самопроизвольно немного разворачивается вокруг горизонтальной оси и появляется небольшой угол атаки (около 7°), что приводит к образованию на лопасти значительной подъемной силы, часть которой действует вдоль оси весла и толкает лодку вперед.
Благодаря высокому гидродинамическому качеству лопасти, имеющей малое лобовое сопротивление, и отсутствию холостого хода гребля «юлоу» эффективнее, чем обычным веслом, и требует меньших усилий, в частности потому, что строп 1 разгружает руку от всех сил, действующих в диаметральной плоскости лодки.
Обратите внимание — противоположные стороны лопасти весла «юлоу» не симметричны. Весло очень длинное. Такое весло практически невозможно использовать как парное или распашное. Тем не менее, принцип создания тяги полностью соответствует принципу «галанки».
Где-то в «глубинах» интернета попадалась информация, что на древнегреческих биремах-триремах применялись весла, аналогичные «юлоу». Не уверен, что это так, но звучит логично — работу множества весел-«юлоу» синхронизировать гораздо проще, чем наших «обычных» весел. Кроме того исключаются потери энергии на «занос» весел, особенно в ветренную погоду.
Есть еще один интересный европейский тип лодок с кормовым «моновеслом» — венецианская гондола.
На этой лодке гребут подобно обычному парному веслу. При этом лодку не разворачивает благодаря несимметричной подводной части.
Когда гондола входит в узкий канал и места «размахнуться» длинным веслом не хватает, используют технику галанки.
Какой способ гребли лучше?
Гребля парными и распашными веслами позволяет задействовать почти все мышцы (по некоторым данным — до 95%). Следовательно, это самый «мощный» способ гребли.
Гребля байдарочным двухлопасным веслом и веслом-гребком каноэ не требует какого-либо специального оборудования лодки (уключинами, подуключинами и т. п.). При гребле на каноэ в одиночку имеется некоторая проблема с обеспечением прямолинейности движения — приходится делать гребки попеременно с разных бортов. Эти методы гребли задействуют меньше мышц, чем при гребле парными и распашными веслами, но, при правильной технике, они тоже очень «мощные».
«Галанка» и гребля-«юлоу» задействуют только относительно слабые мышцы рук, плечевого пояса и груди. «Галанка» еще и достаточно сложна технически — требует точной координации движения кисти. Но итоговый КПД данного метода гребли гораздо выше.
Обратите внимание, самый распространенный современный механический водный движитель — гребной винт — использует принцип действия именно «галанки». Гребные колеса, которые работают по принципу парных весел, очень быстро потеряли свои позиции, несмотря на простоту и технологичность.
Источники:
1. «Катера и Яхты» №57
2. Википедия
Источник
В сборнике №57 уже кратко рассказывалось, что веслами можно не только грести, но и галанить. Этот способ гребли распространен во многих странах мира, особенно в юго-восточной Азии. Выгрести в сильный ветер, пересечь линию прибоя, выбраться из тесной стоянки или быстро уйти с судового хода иногда можно только при помощи этого способа.
Галанят одним веслом, укрепленным на корме шлюпки. При этом движение весла преобразуется в упор. Сторона лопасти весла, обращенная к носу шлюпки, — засасывающая, создающая разрежение. Противоположная сторона лопасти — нагнетающая, создающая давление.
Результирующая сила Y, получающаяся из разности давлений, раскладывается на силу Р, создающую упор лопасти весла и двигающую шлюпку вперед, и силу сопротивления Т, преодолеваемую гребцом. Разворот лопасти весла на угол а зависит от многих факторов и подбирается опытным путем. Ориентировочно этот угол выбирается около 45°.
Начинать учиться галанить лучше на швартовых, поставив лодку кормой против течения. Нос ее нужно упереть в причал, бон и т. п. Если остойчивость шлюпки достаточна, то галанить удобнее стоя.
Сперва нужно научиться галанить одной правой рукой. Целиком опущенную в воду лопасть весла необходимо развернуть горизонтально, кисть руки при этом не сгибать. Затем кисть руки следует согнуть вправо, чтобы лопасть развернулась примерно на 45°, и, перемещая руку влево, Сделать гребок.
Когда кисть правой руки поравняется с левым плечом, надо быстро начать Следующий гребок, перемещая руку вправо. Одновременно с началом гребка кисть руки следует согнуть влево. При этом лопасть весла должна развернуться примерно на 90°. Общая длина перемещения руки при гребке должна составлять 80—100 см. Окончив гребок, нужно опять быстро сменить его направление с одновременным сгибанием кисти руки вправо. Обучение следует продолжать до появления автоматизма.
Уже после этого можно переходить к обучению на ходу. Теперь следует обратить внимание на быстрое изменение направления гребка: малейшая задержка при изменении движения руки — и весло будет выбито потоком воды, направленным против движения шлюпки.
Когда весло станет уверенно держаться в уключине, можно считать, что курс обучения окончен и следует переходить к тренировке на скорость и продолжительность. Теперь нужно одновременно учиться галанить двумя руками и одной левой.
На больших, устойчивых на курсе шлюпках лучше галанить сильными, длинными гребками. На коротких, вертлявых суденышках нужно галанить короткими, быстрыми гребками.
Угол наклона весла к поверхности воды лучше предпочесть около 45°. В процессе тренировки вы найдете свой наиболее оптимальный угол.
Если надо повернуть, то гребки делаются в одну сторону, а обратно весло заносится по воздуху.
Для незначительного изменения курса нужно менять угол разворота лопасти весла. Например, чтобы изменить курс шлюпки вправо, необходимо при перемещении руки слева направо разворачивать лопасть весла на 60° и делать энергичный гребок, а при обратном гребке лопасть разворачивать на 20—25° и гребок делать затянутым.
Немного тренировки — и вы будете галанить спокойно, не задумываясь, выполнять любые маневры; однако при швартовке нужно учитывать, что этим способом отрабатывать «назад» невозможно.
Хочу привести пример эффективности этого способа. Однажды при подходе со стороны Невской губы в Малую Невку на каютном «Утенке» (мотобот, переделанный из ШС-1; L=4,5 м; B=1,85 м; водоизмещение D=1,3 т) отказал реверс-редуктор. До стоянки оставалось больше километра. В это время дул восточный ветер силой два-три балла, скорость течения выше стрелки Петровского острова была больше 2 км/ч.
В таких условиях выгрести на «Утенке» одному человеку невозможно. Однако судно было оборудовано для галанки, лишь благодаря этому эффективному способу гребли я сумел подойти к стоянке (причем с хорошей скоростью).
Как можно оборудовать шлюпку для галанки? Для этого на транце шлюпки необходимо установить уключину, причем по возможности как можно ближе к ДП или в сторону левого борта от ДП. Вместо уключины в транце можно сделать гнездо для весла.
Подуключину следует крепить надежно: на нее приходится большая нагрузка. Если корма острая (вель-ботного типа), для уключины или гнезда можно сделать дубовую подушку.
Весло должно быть прямое, безвальковое, желательно ясеневое.
Для предохранения весла от истирания об уключину нужно установить кожаную манжету на эпоксидном клею. Место контакта весла с уключиной определяется практически. Ориентировочно оно находится где-то посредине веретена весла. Легче галанить длинным веслом, однако пользоваться веслом длиннее шлюпки не рекомендуется. Исключение составляют лишь тузики. Вообще весло подбирается опытным путем — по вкусу.
В заключение хочется порекомендовать всем, пользующимся мелкими моторными судами, установить на корме уключину, приобрести длинное весло и научиться галанить.
На мой взгляд, строителям гребной лодки «Пелла» нужно предложить установить на транце уключину для большого весла, чтобы можно было им галанить. Уверен, многие выбравшие новую «Пеллу» скажут строителям большое спасибо.
Источник
Главная>>>
Мотолодки, катера, яхты>>> Нетрадиционные способы гребли: гребля «юлоу» и «галанка»
Гребля «юлоу»
Джонки и сампаны, приводимые в движение длинным веслом, направленным назад, за корму, — обычная картина в юго-восточных странах Азии. На больших лодках такие весла располагаются не только на корме, но и вдоль бортов.
Гребля таким веслом «юлоу» не похожа на известную нам, хотя и напоминает используемую яхтсменами на маленьких тузиках «галанку» (от глагола «галанить»), когда весло ставится в вырез транца вдоль лодки и за счет сложных движений кисти гребца дает упор, движущий лодку вперед. При гребле «юлоу» лопасть горизонтальна, гребцу достаточно энергично качать рукоять весла поперек лодки. Благодаря шаровому шарниру 2 и наличию скосов на лопасти при движении весло самопроизвольно немного разворачивается вокруг горизонтальной оси и появляется небольшой угол атаки (около 7°), что приводит к образованию на лопасти значительной подъемной силы, часть которой действует вдоль оси весла и толкает лодку вперед.
Благодаря высокому гидродинамическому качеству лопасти, имеющей малое лобовое сопротивление, и отсутствию холостого хода гребля «юлоу» эффективнее, чем обычным веслом, и требует меньших усилий, в частности потому, что строп 1 разгружает руку от всех сил, действующих в диаметральной плоскости лодки. Журнал «Rudder», откуда взят рисунок, сообщает, что с помощью «юлоу» мальчик четырнадцати лет двигал шестиметровую шлюпку со скоростью 3-4 узла (5-7 км/ч).
Предлагаем галанить!
Галанить кормовым веслом — давно известный способ передвижения на воде. Один из читателей английского журнала «Yachting Monthly» предлагает устройство, которое намного облегчает эту операцию.
Транцевое весло:
1 — штырь с шаром на конце; 2 — пластина; 3 — узел крепления весла к транцу.
В транцевую доску вставляется штырь из нержавеющей стали с шаром на конце. В вальке сверлится отверстие по диаметру шара. Шар удерживается в отверстии пластиной, изогнутой по кривизне валька и закрепленной четырьмя винтами. Теперь веревочной петлей, надетой на рукоятку, установите глубину погружения весла — и можно галанить!
Весло с несимметричной формой лопасти
Весло — одно из самых древних, самых распространенных и самых простых по устройству орудий труда человека. Его форма — с симметричной лопастью — практически без всяких изменений дошла до наших дней через тысячелетия и, кажется, изменить в ней что-либо невозможно. Однако…
Новичков учат тому, чтобы при гребле лопасть полностью погружалась в воду и в то же время находилась в непосредственной близости от поверхности (речь идет о гребле академической); гребок при этом наиболее эффективен. Посмотрим теперь, насколько традиционная форма лопасти весла способствует этому: конец ее оказывается значительно погруженным в воду, затраты времени на подъем и опускание весла возрастают.
Способы гребли — погружение весла — при традиционной форме лопасти.
Конечно, грести легче, когда лопасть погружена не полностью, но в этом случае и площадь ее используется не полностью: к тому же создается крутящий момент (сила действия воды на нижнюю половину лопасти больше, нежели на верхнюю), вынуждающий спортсмена прикладывать дополнительное усилие к рукоятке весла.
Вариант новой формы лопасти.
Попробуйте грести веслами с несимметричной лопастью, верхняя кромка которой при гребке горизонтальна и идет по поверхности воды. Думаю, это убедит вас в том, что и весла еще можно и нужно усовершенствовать. Непременное условие: центр тяжести площади лопасти должен находиться на оси цевья — веретена. Все размеры весла, естественно, согласуются с лодкой.
Обычно при изготовлении весла трудно подобрать подходящую целую доску. Рекомендую склеивать весла из нескольких реек на водостойком клее. Если применяется клей на основе синтетических смол, советую между рейками веретена проложить на всю длину полоски стеклоткани: это значительно увеличит общую прочность весла.
вернуться в раздел
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:
добавить страницу в избранное
Источник