Капитан сидел на корме в полной казалось

Капитан сидел на корме в полной казалось thumbnail

МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче

Урок развития речи по подготовке

к написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова

по русскому языку в 9 классе.

Выполнила:

Шаймарданова Фарида Шамиловна.,

учитель русского языка и литературы

   МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче

г. Нижнекамска РТ  

Нижнекамск

Тема:

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова.

Цели:

             1.  В процессе анализа текста обучать учащихся способам мыслительно –    

речевой деятельности, для создания вторичного текста на основе исходного.

                2. Обогатить словарный запас новой лексикой, учиться логично, правильно и аргументировано говорить.

               3. Воспитывать у учащихся чувство бережного отношения к окружающей среде, чувство ответственности за своих товарищей.

Тип урока: Совершенствование знаний, умений, навыков.

Словарная работа: шлюпка, деликатес, авангард, борт, корма, весло, багор, карабин, осечка.

Средства обучения: Ожегов «Толковый словарь русского языка»

                                               Памятка «Как готовиться к написанию сочинения-рассуждения».

                                               Текст А. Старкова

Эпиграф к уроку.                                         

         Все прекрасное на земле – от солнца,

и все хорошее – от человека.

М. Пришвин.

Отвечать за других – это

значит уметь отвечать за

 самого себя.

Д. С. Лихачев

Ход урока.

1. Организационный момент:              

Учитель:

        Нам предстоит написать сочинение-рассуждение на основе предложенного текста. Такие задания предлагаются на ОГЭ. Чтобы справиться с поставленной задачей, нам необходимы следующие  умения и навыки:

-анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;

-комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;

-выражать и аргументировать собственное мнение;

-последовательно и логично излагать свои мысли, используя богатство языка.

Учитель:

        Послушайте текст А.Старкова (текст на партах перед каждым учеником).

Исходный текст.

           (1) Это случилось в море Лаптевых около какого-то острова,  а может, у материкового берега.

        (2)Шлюпка с «Красина», стоявшего на якоре, отошла, наполненная людьми, к берегу, на лежбище моржей. (3) Хотели пострелять немного, добыть моржовой печени, – это же деликатес! – клыков добыть. (4) Сделали, что хотели, решили возвращаться, а отойти не смогли. (5) Вернее, отошли метров на пятьдесят и попали в засаду. (6) Моржи, сползшие в воду во время охоты, ринулись всем стадом на шлюпку. (7) Они избрали самый удобный момент, чтобы отомстить охотникам, перестрелявшим почти все патроны и сгрудившимся теперь на шаткой, подбрасываемой волнами площадке, которую легко опрокинуть. (8) Это и задумало стадо, кем-то наверняка ведомое, потому что в его действиях явно ощущались согласованность и целеустремленность. (9) Часть из нападающих образовала плотное кольцо, сквозь которое невозможно было прорваться, а авангард  атаковал шлюпку с обоих бортов, с кормы, с носа. (10) Моряки отстреливались, отбивались веслами, багром, но, хотя по воде уже расплылись кровавые пятна, моржей это не сдерживало, а лишь ярило, их атаки становились все активней, клыки все опасней. (11) Удар по борту, нырок по днище – и тогда конец.

        (12) Стреляли и отбивались все, кроме капитана. (13) Он сидел на корме в полной, казалось, безучастности к происходящему. (14) И это, видимо, удивляло людей, над которыми нависла беда. (15) Выстрелы смокли: кончились патроны. (16) Капитан вскинул карабин, лежавший у него на коленях, и выстрелил. (17) Осечка. (18) Он пальнул вторым, последним патроном. (19) И попал в моржа, находившегося довольно далеко от шлюпки и угрожавшего ей меньше других. (20) Морж пошел на дно. (21) И вдруг все стадо исчезло: все стадо ушло за ним в воду. (22) Это был вожак, вдохновитель атаки. (23) И именно его, вожака, искал и выследил капитан с кормы, помня о двух пулях, разрешавших ошибиться только один раз, и прекрасно зная повадки моржей, верных своему предводителю…                                                                                              (А.Старков)    

3. Анализ содержания текста

Учитель:

Как понимаете значение слов:

Шлюпка –  малое беспалубное мореходное судно для транспортирования людей и грузов, а также для спасения личного состава на воде. 

Деликатес – редкое, вкусное блюдо, лакомство

Авангард – передовой отряд

Борт – боковая часть чего-либо

Корма – задняя часть корпуса корабля (судна)

Весло – специальное приспособление в виде узкой лопаты для приведения малых судов, а в древности и больших, в движение посредством гребли

Багор – длинный шест с металлическим острием и крюком на конце.

Карабин – облегчённая винтовка с укороченным стволом

Осечка – явление, при котором не происходит выстрела

Учащиеся объясняют значение слов или работают с «Толковым словарем русского языка» Ожегова.  

Учитель:

– О чем этот текст? На какие размышления наводит? О чем заставил задуматься?

Ученики:

-Моряки постреляли моржей, добыли моржовой печени и клыков…  Но моржи, ведомые вожаком, решили отомстить людям и ринулись на шлюпку. Капитан, который не должен был допускать жестокость по отношению к  моржам. Действие капитана заставило задуматься об ответственности перед моряками и моржами…

        Руководитель должен быть дисциплинированным.  

Учитель:

– Итак, какие проблемы поставлены автором?

Ученики:

-Проблема ответственности капитана за судьбы подчиненных…, проблема ответственности людей за свои поступки…, проблема бережного отношения к природе…

Учитель:

-Какова позиция автора?

Ученики:

-Он осуждает капитана и моряков за истребление моржей. Об осуждении автором поступка людей говорят вводные слова «а может», «казалось», «видимо», «именно». Осуждение автором слышится в описании согласованного действия моржей.

Учитель:

– Что помогает увидеть авторскую позицию?

Ученики:

– содержание текста.

Учитель:

-Кто герой очерка?

Учащиеся:

-Капитан рыболовецкого судна «Красин», моряки, моржи…

Учитель:

-Каковы герои?

Учащиеся:

-Капитан молодой, безответственный, но может принять на себя ответственность, моряки безответственные перед природой, моржи целеустремленные…

Учитель:

-Что можно сказать о поступках героев?

Учащиеся:

-Капитан сначала пошел на поводу у моряков, разрешил охоту на моржей, а в трудную минуту смог принять на себя ответственность за жизнь подчиненных ему моряков…

Читайте также:  Оставлять ли на ночь корм попугаю

        Моряки легкомысленно истребляли моржей с целью добычи моржовой печени и клыков.

        Моржи объединились, чтобы отомстить охотникам….

Учитель:

-Какой композиционный прием использовал автор в тексте?

Учащиеся:

Контраст в поведении людей и моржей: «сделали, что хотели…»,  – «ринулись всем стадом на шлюпку», «перестрелявшим почти все патроны и сгрудившимся теперь на шаткой, подбрасываемой волнами площадке» – «в действиях явно ощущалось согласованность и целеустремленность», «стреляли и отбивались» -«образовало плотное кольцо…», «атаки становились все активней, клыки все опасней».

Учитель:

-Обратим внимание на построение и тон повествования 23 предложения. Что в нем звучит?

Учащиеся:

-«…помня о двух пулях, разрешавших ошибиться только один раз», «прекрасно зная повадки моржей, верных своему предводителю…» – автор одобряет поступок капитана, но за положительной оценкой скрывается насмешка. Это ирония – способ выражения авторской позиции, один из приемов критики.

Учитель:

-Как «автор» называет вожака?

Учащиеся:

-«Предводитель, «вдохновитель») – в этих словах тоже звучит ирония по отношению к капитану и уважение по отношению к вожаку стаи – он «вдохновитель», он идет на правое дело.

Учитель:

-Какие еще слова помогают понять позицию автора?

Учащиеся:

– вводные слова: вернее, казалось, видимо.

Учитель:

-Обратите внимание на синтаксическое построение 15,16,17 предложений. Для чего их использует автор?

Учащиеся:

-((15) «Выстрелы смолкли: кончились патроны».- бессоюзное сложное предложение с причинно-следственным значением.

-(16) «Капитан вскинул карабин, лежавший у него на коленях, и выстрелил» – сочинительная связь со значением последовательности действия.

-(17) «Осечка» – назывное предложение. Такое синтаксическое построение предложений и их расположение говорит о нависшей опасности.

Учитель:

-Запишите в 2 колонки опорные слова, характеризующие действия людей и животных во 2 абзаце.

Работа в тетрадях:

моряки

моржи

«сделали, что хотели»

«ринулись всем стадом»,                   «избрали самый удобный момент»

«перестрелявшим все патроны»

«чтобы отомстить»

«сгрудившимся»

«задумало стадо»

«отстреливались, отбивались»

«авангард атаковал»

Учитель:

-Какой прием использует автор в 10 и 12 предложениях?

Учащиеся:

-Автор повторяет слова «Стреляли, отбивались», «отстреливались, отбивались».

Учитель:

-С какой целью автор использует этот прием?

Учащиеся:

-«Отбивались» – глагол несовершенного вида подчеркивает, что моржи были сильнее, можно сказать, и умнее людей в данной ситуации. Автор предупреждает: нельзя необдуманно вторгаться в мир природы, зло порождает зло.

Учитель:

-Какова ваша личная позиция к поднятой проблеме?

Учащиеся:

-Автор считает, что живая природа мстит за необдуманные поступки людей, что вожаки, будь это люди или животные, не имеют право ошибиться.      

Учитель:

– Согласны ли вы с автором текста? Что может выступить в качестве аргумента?

Учащиеся:

-Я согласен с мнением автора. Автор прав, осуждая капитана и моряков, которые рисковали своей жизнью, зная повадки моржей… Капитан не должен был допускать охоту на моржей – это браконьерство. Капитан убил вожака моржей, спасая жизнь моряков, но какова судьба моржей без вожака?

Учитель:

-Обратите внимание на эпиграфы к уроку. Согласны ли вы с высказыванием авторов?

Учащиеся:

-Да, действительно, «все прекрасное на земле – от солнца». Без солнца нет жизни на земле. Жизнь – это прекрасно. «А все хорошее» – от человека». Человек должен беречь эту прекрасную жизнь. А на жизнь право имеют и люди, и моржи!

-Я согласен  с мнением Д.С.Лихачева «Отвечать за других – это значит уметь отвечать за самого себя». Капитан должен был отвечать за жизнь не только членов своей команды, но и за жизнь обитателей моря.

Учитель:

-Какому стилю относится данный текст?

Учащиеся:

-Публицистический текст

Учитель:

-Докажите.

Учащиеся:

-Цель публицистического текста – это воздействие на читателя и слушателя, т. е в чем-либо их убедить, к чему-то призвать. В тексте автор призывает к бережному отношению к природе.

-Для публицистического стиля характерны такие средства языка, которые позволяют усилить ее воздействие на читателя:

1)торжественная лексика – «выстрелы смолкли», «авангард», «целеустремленность»

2)антонимы – «решили возвращаться – попали в засаду».

3)слова с переносным значением – «нависла беда», «пошел на дно».

4)описательные обороты – «вдохновитель атаки», «верных предводителю».

Учитель:

-К какому жанру публицистического стиля отнесете текст?

Учащиеся:

-Это проблемный очерк, потому что…….

«Все прекрасное на земле от солнца, и все хорошее – от человека», – писал М.Пришвин.

Учитель:

-Как начинаем вступление?

Учащиеся:

-Отвечает ли человек за жизнь других людей? Какова ответственность человека перед природой?

        Эти вопросы волнуют многих, и писатели-публицисты пытаются обратить внимание читателей на такие проблемы, как человек-человек, человек-природа. Этот вопрос поднимает А.Старков в своей статье «Схватка с моржами». Он повествует о судьбе моряков, добывших для себя деликатес (моржовую печень) и моржовых клыков, но не ожидавших организованной вожаком атаки моржей.

Учитель:

-О чем писать в основной части?

Автор  подробно описывает согласованность и целеустремленность морских жителей, которые спасались от моряков, атакуя шлюпку с обоих бортов, с кормы, с носа. Схватка между человеком – разумным и моржами описывается в контрасте: моряки добывают клыки, а моржи отбиваются клыками; моряки решили возвращаться, но попали в засаду моржей; моряки нападали, а моржи мстили; у моряков кончились патроны, а атаки моржей становились все активней; моряки стреляли и отбивались, а капитан сидел на корме в полной безучастности к происходящему.

        Почему?

        Я думаю, что капитан  в это время анализировал свой поступок: почему он, руководитель, допустил такую жестокость по отношению к моржам, не мог предвидеть трагический исход.  Ведь капитан, оказывается, прекрасно знал повадки морских зверей, их верность своему «предводителю», но теперь он уже не мог ничего изменить. Он хорошо помнил   и об обязанностях, и, осознав свой проступок, решил спасти  команду: все  рассчитал, отыскал вожака и прицелился в него. Очень точно, всего одним назывным предложением «Осечка», Старков показывает, как вместе с моржами мстит людям безмолвная природа. В этом коротком, но емком предложении заключается весь ужас положения моряков: удар моржей по борту, нырок под днище  – и тогда конец.

Учитель:

-Как заканчиваем сочинение?

– Автор предупреждает нас, людей, что сегодня человечество должно пересмотреть свое браконьерское отношение к природе. Ведь природа нас предупреждает постоянно: землетрясения, потопы, цунами, торнадо и другие природные катаклизмы часто происходят там, где люди воюют, применяют оружие, где человек нарушает законы природы и морали.

        Все, каждый человек несет ответственность за жизнь других людей и за все живое и неживое на земле!

Читайте также:  Корм для собак happy dog профи базис

5. Выводы по уроку.  

        На уроке мы научились работать над созданием вторичного текста на основе исходного. Ваша задача – написать сочинение-рассуждение, придерживаясь стиля писателя. Предложенные памятки вам помогут последовательно и логично изложить свои мысли о проблеме, затронутой автором.

        А. Старков говорит об ответственности людей за свои поступки, о бережном отношении за каждое живое существо в мире.

        Маленький принц, герой А. де Сент-Экзюпери, говорил: «Ты в ответе за тех, кого приручил». Эти слова относятся к каждому из нас.

6. Домашнее задание.

 Напишите сочинение-рассуждение по тексту А.Старкова по русскому языку.

Примерное сочинение-рассуждение по тексту А.Старкова

по русскому языку.

        «Все прекрасное на земле от солнца, и все хорошее – от человека», – писал М.Пришвин.

        Отвечает ли человек за жизнь других людей? Какова ответственность человека перед природой?

        Эти вопросы волнуют многих, и писатели-публицисты пытаются обратить внимание читателей на такие проблемы, как человек-человек, человек-природа. Этот вопрос поднимает А.Старков в своей статье «Схватка с моржами». Он повествует о судьбе моряков, добывших для себя деликатес (моржовую печень) и моржовых клыков, но не ожидавших организованной вожаком атаки моржей.

        Автор  подробно описывает согласованность и целеустремленность морских жителей, которые спасались от моряков, атакуя шлюпку с обоих бортов, с кормы, с носа. Схватка между человеком – разумным и моржами описывается в контрасте: моряки добывают клыки, а моржи отбиваются клыками; моряки решили возвращаться, но попали в засаду моржей; моряки нападали, а моржи мстили; у моряков кончились патроны, а атаки моржей становились все активней; моряки стреляли и отбивались, а капитан сидел на корме в полной безучастности к происходящему.

        Почему?

        Я думаю, что капитан  в это время анализировал свой поступок: почему он, руководитель, допустил такую жестокость по отношению к моржам, не мог предвидеть трагический исход.  Ведь капитан, оказывается, прекрасно знал повадки морских зверей, их верность своему «предводителю», но теперь он уже не мог ничего изменить. Он хорошо помнил   и об обязанностях, и, осознав свой проступок, решил спасти  команду: все  рассчитал, отыскал вожака и прицелился в него. Очень точно, всего одним назывным предложением «Осечка», Старков показывает, как вместе с моржами мстит людям безмолвная природа. В этом коротком, но емком предложении заключается весь ужас положения моряков: удар моржей по борту, нырок под днище  – и тогда конец.

        Автор предупреждает нас, людей, что сегодня человечество должно пересмотреть свое браконьерское отношение к природе. Ведь природа нас предупреждает постоянно: землетрясения, потопы, цунами, торнадо и другие природные катаклизмы часто они происходят там, где люди воюют, применяют оружие, где человек нарушает законы природы и морали.

        Все, каждый человек несет ответственность за жизнь других людей и за все живое и неживое на земле!

Памятка

«Как писать сочинение-рассуждение».

(Советы для учащихся и для родителей).

1. Прочитайте текст и вдумайтесь в его тематику и проблематику: о чем идет речь и что думает об этом автор?

2. Решите, какой тип и стиль речи вы изберете для вашего сочинения. Стиль речи, скорее всего, публицистический. Ведущим типом речи должно быть рассуждение.  

3. Определите замысел: разделяете ли вы мнение автора текста или не согласны с ним. В первом случае ищите доказательства или примеры из вашего жизненного опыта, пусть даже почерпнутого из книг; во втором – найдите контраргументы, подумайте над тем, как вежливо возразить автору, что противопоставить его доводам, как выразить и защитить свое понимание проблемы.

4. Задумайтесь над композицией и языковым оформлением сочинения. С чего начать? О чем говорить в основной части? Чем закончить? Как соединить в основной части анализ содержания исходного текста с оценкой средств выразительности использованных в нем? Какие языковые средства использовать в сочинении, чтобы ясно и убедительно изложить свою позицию?  

5. Постарайтесь избежать в своем сочинении типичных ошибок, которые обычно встречаются в работе выпускников:

-не превращайте сочинение в изложение: нужен не пересказ текста, а его интерпретация – толкование затронутой в тексте проблемы;

-не начинайте сочинение с местоименной фразы («В этом тексте говорится…»);

-не сообщайте, сколько в тексте предложений и абзацев;

-не выстраивайте цепочки ключевых слов, раскрывающих ту или иную тему. У вас нет времени для формального (структурного) анализа текста. От вас требуется совсем другое – откликнуться на проблему, затронутую в тексте, и показать, какие средства языка помогли автору сказать о ней понятно и убедительно.

Источник

В Китае начиналась осень, погода была трудная. И стало мутить Чанга, едва вышли в устье. Навстречу несло дождем, мглою, сверкали по водной равнине барашки, качалась, бежала, всплескивалась серо-зеленая зыбь, острая и бестолковая, а плоские прибрежья расходились, терялись в тумане — и все больше, больше становилось воды вокруг. Чанг, в своей серебрившейся от дождя шубке, и капитан, в непромокаемом пальто с поднятым капюшоном, были на мостике, высота которого чувствовалась теперь еще сильнее, чем прежде. Капитан командовал, а Чанг дрожал и воротил от ветра морду. Вода ширилась, охватывала ненастные горизонты, мешалась с мглистым небом. Ветер рвал с крупной шумной зыби брызги, налетал откуда попало, свистал в реях и гулко хлопал внизу парусиновыми тентами, меж тем как матросы, в кованных сапогах и мокрых накидках, отвязывали, ловили и скатывали их. Ветер искал, откуда бы покрепче ударить, и как только пароход, медленно ему кланявшийся, взял покруче вправо, поднял его таким большим, кипучим валом, что он не удержался, рухнул с переката вала, зарываясь в пену, а в штурманской рубке с дребезгом и звоном полетела на пол кофейная чашка, забытая на столике лакеем… И с этой минуты пошла музыка!

Дни потом были всякие: то огнем жгло с сияющей лазури солнце, то горами громоздились и раскатывались ужасающим громом тучи, то потопами обрушивались на пароход и на море буйные ливни; но качало, качало непрерывно, даже и во время стоянок. В конец замученный, ни разу за целых три недели не покинул Чанг своего угла в жарком полутемном коридоре среди пустых кают второго класса, на юте, возле высокого порога двери на палубу, отворявшейся только раз в сутки, когда вестовой капитана приносил Чангу пищу. И от всего пути до Красного моря остались в памяти Чанга только тяжкие скрипы переборок, дурнота и замирание сердца, то летевшего вместе с дрожащей кормой куда-то в пропасть, то возносившегося в небо, да колючий, смертный ужас, когда об эту высоко поднятую и вдруг снова завалившуюся на сторону корму, грохочущую винтом в воздухе, с пушечным выстрелом расшибалась целая водяная гора, гасившая дневной свет в иллюминаторах и потом стекавшая по их толстым стеклам мутными потоками. Слышал больной Чанг далекие командные крики, гремучие свистки боцмана, топот матросских ног где-то над головой, слышал плеск и шум воды, различал полузакрытыми глазами полутемный коридор, загроможденный рогожными тюками чая, — и шалел, пьянел от тошноты, жары и крепкого чайного запаха…

Читайте также:  Корм для прудовой рыбы своими руками

Но тут сон Чанга обрывается.

Чанг вздрагивает и открывает глаза: это уже не волна с пушечным выстрелом ударила в корму — это грохнула где-то внизу дверь, с размаху кем-то брошенная. И вслед за этим громко откашливается и медленно встает со своего вдавленного одра капитан. Он натягивает на ноги и зашнуровывает разбитые башмаки, надевает вынутую из-под подушки черную тужурку с золотыми пуговицами и идет к комоду, меж тем как Чанг, в своей рыжей поношенной шубке, недовольно, с визгом зевает, поднявшись с пола. На комоде стоит начатая бутылка водки. Капитан пьет прямо из горлышка и, слегка задохнувшись и отдуваясь в усы, направляется к камину, наливает в плошку, стоящую возле него, водки и для Чанга. Чанг жадно начинает лакать. А капитан закуривает и снова ложится — ждать того часа, когда совсем обедняется. Уже слышен отдаленный гул трамвая, уже льется далеко внизу, на улице, непрерывное цоканье копыт по мостовой, но выходить еще рано. И капитан лежит и курит. Кончив лакать, ложится и Чанг. Он вскакивает на кровать, свертывается клубком у ног капитана и медленно вплывает в то блаженное состояние, которое всегда дает водка. Полузакрытые глаза его туманятся, он слабо глядит на хозяина и, чувствуя все возрастающую нежность к нему, думает то, что можно выразить по-человечески так: «Ах, глупый, глупый! Есть только одна правда на свете, и если бы ты знал, какая эта чудесная правда!» И опять не то снится, не то думается Чангу то далекое утро, когда, после мучительного, беспокойного океана, вошел пароход, плывший из Китая с капитаном и Чангом, в Красное море…

Снится ему:

Проходя Перим, все медленнее, точно баюкая, размахивался пароход, и впал Чанг в сладкий и глубокий сон. И вдруг очнулся. И очнувшись, изумился выше всякой меры: везде было тихо, мерно дрожала и никуда не падала корма, ровно шумела вода, бежавшая где-то за стенами, теплый кухонный запах, тянувший из-под двери на палубу, был очарователен… Чанг привстал и поглядел в пустую кают-компанию: там, в сумраке, мягко светилось что-то золотисто-лиловое, что-то едва уловимое глазом, но необыкновенно радостное — там, в солнечно-голубую пустоту, на простор, на воздух, были открыты задние иллюминаторы, а по низкому потолку струились, текли и не утекали извилистые зеркальные ручьи… И случилось с Чангом то же, что не раз случалось в те времена и с его хозяином, капитаном: он вдруг понял, что существует в мире не одна, а две правды — одна та, что жить на свете и плавать ужасно, а другая… Но о другой Чанг не успел додумать: в неожиданно распахнувшуюся дверь он увидел трап на спардек, черную, блестящую громаду пароходной трубы, ясное небо летнего утра и быстро идущего из-под трапа, из машинного отделения, капитана, размытого и выбритого, благоухающего свежестью одеколона, с поднятыми по-немецки русыми усами, с сияющим взглядом зорких светлых глаз, во всем тугом и белоснежном. И увидев все это, Чанг так радостно рванулся вперед, что капитан на лету подхватил его, чмокнул в голову и, повернув назад, в три прыжка выскочил, на руках с ним, на спардек, на верхнюю палубу, а оттуда еще выше, на тот самый мостик, где так страшно было в устье великой китайской реки.

На мостике капитан вошел в штурманскую рубку, а Чанг, брошенный на пол, немного посидел, трубой распушив по гладким доскам свой лисий хвост. Сзади Чанга было очень горячо и светло от невысокого солнца. Горячо, должно быть, было и в Аравии, близко проходившей справа своим золотым прибрежьем и своими черно-коричневыми горами, своими пиками, похожими на горы мертвой планеты, тоже глубоко засыпанными сухим золотом, — всей своей песчано-гористой пустыней, видной необыкновенно четко, так, что, казалось, туда можно перепрыгнуть. А наверху, на мостике, еще чувствовалось утро, еще тянуло легкой свежестью, и бодро гулял взад и вперед помощник капитана, — тот самый, что потом так часто до бешенства доводил Чанга, дуя ему в нос, — человек в белой одежде, в белом шлеме и в страшных черных очках, все поглядывавший на поднебесное острие передней мачты, над которой белым страусовым пером курчавилось тончайшее облачко… Потом капитан крикнул из рубки: «Чанг! Кофе пить!» И Чанг тотчас вскочил, обежал рубку и ловко сиганул через ее медный порог. И за порогом оказалось еще лучше, чем на мостике: там был широкий кожаный диван, приделанный к стене, над ним висели какие-то блестящие стеклом и стрелками штуки вроде круглых стенных часов, а на полу стояла полоскательница с бурдой из сладкого молока и хлеба. Чанг стал жадно лакать, а капитан занялся делом: он развернул на стойке, помещавшейся под окном против дивана, большую морскую карту и, положив на нее линейку, твердо прорезал алыми чернилами длинную полоску. Чанг, кончив лакать, с молоком на усах, подпрыгнул и сел на стойке возле самого окна, за которым синела отложным воротом просторная рубаха матроса, стоявшего спиной к окну перед колесом с рогами. И тут капитан, который, как оказалось впоследствии, очень любил поговорить, будучи наедине с Чангом, сказал Чангу:

— Видишь, братец, вот это и есть Красное море. Надо нам с тобой пройти его поумнее, — ишь, какое оно от островков и рифов пестрое, — надо мне тебя доставить в Одессу в полной сохранности, потому что там уже знают о твоем существовании. Я уже проболтался про тебя одной прекапризной девчонке, похвастался перед ней твоей милостью по такому, понимаешь ли, длинному канату, что проложен умными людьми на дне всех морей-океанов… Я, Чанг, все-таки ужасно счастливый человек, такой счастливый, что ты даже и представить себе не можешь, и потому мне ужасно не хочется напороться на какой-нибудь из этих рифов, осрамиться до девятой пуговицы на своем первом дальнем рейсе…

Источник