Капитан сидел на корме в полной казалось безучастности к происходящему

Первый пароход, который он повел как капитан, — «Волховстрой». И в первом же рейсе — «SOS»! На помощь звал «Сталинград», севший на рифы в проливе Лаперуза, возле южной оконечности Сахалина, принадлежавшей тогда японцам, в 8 милях от мыса Крильон. Сигнал бедствия услышали радисты семи наших кораблей, находившихся в том районе, но раньше других подоспел на выручку «Волховстрой». Капитан «Сталинграда» Мелихов сообщил, что везет с Камчатки отряд пограничников. Белоусов понимал, что это означает. Время на Дальнем Востоке тревожное, японцы провоцируют конфликты, накаляя обстановку. А тут такой удобный случай. Можно представить, какой шум подымут они, обнаружив в своих территориальных водах советский пароход с воинской частью, со штабом, с вооружением! Но как стянуть его с камней, если отмели мешают подойти на длину буксирного каната? И поэтому Мелихов просил Белоусова, не приступая к аварийным работам, которые могут затянуться надолго, как можно быстрее принять на «Волховстрой» бойцов и идти во Владивосток. Принять… Не в порту, с трапа на трап, не на тихом рейде. В открытом море. Когда одно судно уже бьет на камнях, а другое — тоже с пассажирами, и их больше тысячи, — так и гляди кинет на рифы. Вот какое испытание 28-летнему капитану в первом же рейсе! Пользуясь ночным временем, на спасательных ботах под веслами переправили людей, оружие с парохода на пароход. Когда заканчивали эту операцию, подошли остальные наши суда. И два японских миноносца! С флагманского подняли «Волховстрою» сигнал не двигаться, стоять на якоре. На борт взошел офицер с солдатами. Хотел произвести досмотр, обыск. Белоусов отверг его притязания, ссылаясь на международное морское право, допускающее обыск только по консульскому ордеру или в присутствии консула. Японцы покинули пароход, но ареста с него не сняли. Эсминцы ходили вокруг всю ночь, весь последующий день, удерживая «Волховстрой» на «привязи». А на вторую ночь заштормило. Ветер, накатистая зыбь. Стоять на якоре невозможно. Белоусов получил разрешение лечь в дрейф. Он лег… А наутро подконвойный исчез. Кинулись за ним мористее, обычным курсом — на юго-запад. Кто мог подумать, что капитан «Волховстроя» изберет невероятный, опаснейший маршрут — на юг, вдоль самого берега, чуть не по грунту. В полном грузу, на предельной осадке. Не найдя транспорт на юго-западе, миноносцы, используя свой 40-узловой ход, метнулись наперерез «Волховстрою», но поздно. Чапая по 8 миль в час, с потушенными огнями, пройдя бережком, он увильнул таким образом от преследователей и, когда они показались на горизонте, был уже в домашних водах, в безопасности… Японцы запомнили фамилию Белоусов. И ему не следовало появляться в их портах, в их водах. Помнили они его и через десять лет, когда Михаил Прокофьевич руководил ледовой проводкой союзных конвоев проливом Лаперуза, но, не вступив еще в войну с СССР, не решались на конфликт, хотя очень хотелось им причинить неприятности капитану 1-го ранга Белоусову, который молоденьким капитаном когда-то так ловко обвел их вокруг пальца, то бишь «вокруг» Сахалина.

Снимок с «Красина». Белоусов с убитой им медведицей. А шкура вот у меня под ногами, лежит вместо ковра, и я слушаю рассказ о том, как она была добыта. В свое время этот эпизод ходил полулегендой о последнем патроне по всей Арктике, только сам Михаил Прокофьевич о нем не рассказывал. И теперь я слушаю эту историю в изложении сына моего капитана.

— Случилось в море Лаптевых около какого-то острова, а может, у материкового берега, точно не знаю. Знаю, что шлюпка с «Красина», стоявшего на якоре, отошла, наполненная людьми, к берегу, на лежбище моржей. Хотели пострелять немного, добыть моржовьей печени, — это ж деликатес! — клыков добыть. Сделали, что хотели, решили возвращаться, а отойти не смогли. Вернее, отошли метров на пятьдесят и попали в засаду. Моржи, сползшие, спасаясь во время охоты, в воду, ринулись всем стадом на шлюпку. Они избрали самый удобный момент для отмщения охотникам, перестрелявшим почти все патроны и сгрудившимся теперь на шаткой, подбрасываемой волнами площадке, которую легко опрокинуть. Что и задумало стадо, кем-то наверняка ведомое, потому что в его действиях явно ощущались согласованность и целеустремленность. Часть нападающих образовала плотное кольцо, сквозь которое невозможно было прорваться, а авангард атаковал шлюпку с обоих бортов, с кормы и носа. Моряки отстреливались, отбивались веслами, багром, но, хотя по воде расплылись уже кровавые пятна, моржей это не сдерживало, а лишь ярило, их атаки становились все активней, клыки все опасней. Удар по борту, нырок под днище — и тогда конец… Стреляли и отбивались все, кроме капитана. Он сидел на корме в полной, казалось, безучастности к происходящему. И это, видимо, удивляло людей, над которыми нависла беда. Выстрелы смолкли: кончились патроны. Капитан вскинул карабин, лежавший у него на коленях, и выстрелил. Осечка. Он пальнул вторым, последним патроном. И попал в моржа, находившегося довольно далеко от шлюпки и угрожавшего ей меньше других. Он пошел на дно. И вдруг все стадо исчезло, все стадо ушло за ним в воду. Это был вожак, вдохновитель атаки. И именно его, вожака, искал и выследил капитан с кормы, помня о двух пулях, разрешавших ошибиться только одни раз, и прекрасно зная повадки моржей, верных своему предводителю… Приключения на этом не завершились. Обрадовавшись, что ушли от опасности, красинцы спешили на ледокол. Но кто-то внезапно крикнул: «Смотрите, смотрите!..» И все увидели двух выглядывавших из-за ропака совсем крошечных медвежат. Как упустить, как не прихватить их с собой на корабль! Благо ни отца, ни матери не приметно поблизости. Снова пристали к берегу, высадились и тут же были отрезаны от него. Прямо от береговой линии, чуть не от шлюпки, шла на выручку малышам их выкупавшаяся мама. Справедливость была на ее стороне, и она собиралась отстоять эту справедливость. Но и у вторгшихся в ее владения людей не было уже иного выхода: медведица не выпустила бы их подобру-поздорову, она надвигалась неотвратимо грозно. Патрон был один на всех. Тот, что у капитана. Давший осечку. Капитан выстрелил. На этот раз без осечки.

Источник

МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче

Урок развития речи по подготовке

к написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова

по русскому языку в 9 классе.

Выполнила:

Шаймарданова Фарида Шамиловна.,

учитель русского языка и литературы

   МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче

г. Нижнекамска РТ  

Нижнекамск

Тема:

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова.

Цели:

             1.  В процессе анализа текста обучать учащихся способам мыслительно –    

речевой деятельности, для создания вторичного текста на основе исходного.

                2. Обогатить словарный запас новой лексикой, учиться логично, правильно и аргументировано говорить.

               3. Воспитывать у учащихся чувство бережного отношения к окружающей среде, чувство ответственности за своих товарищей.

Тип урока: Совершенствование знаний, умений, навыков.

Словарная работа: шлюпка, деликатес, авангард, борт, корма, весло, багор, карабин, осечка.

Средства обучения: Ожегов «Толковый словарь русского языка»

                                               Памятка «Как готовиться к написанию сочинения-рассуждения».

                                               Текст А. Старкова

Эпиграф к уроку.                                         

         Все прекрасное на земле – от солнца,

и все хорошее – от человека.

М. Пришвин.

Отвечать за других – это

значит уметь отвечать за

 самого себя.

Д. С. Лихачев

Ход урока.

1. Организационный момент:              

Учитель:

        Нам предстоит написать сочинение-рассуждение на основе предложенного текста. Такие задания предлагаются на ОГЭ. Чтобы справиться с поставленной задачей, нам необходимы следующие  умения и навыки:

-анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;

-комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;

-выражать и аргументировать собственное мнение;

-последовательно и логично излагать свои мысли, используя богатство языка.

Учитель:

        Послушайте текст А.Старкова (текст на партах перед каждым учеником).

Исходный текст.

           (1) Это случилось в море Лаптевых около какого-то острова,  а может, у материкового берега.

        (2)Шлюпка с «Красина», стоявшего на якоре, отошла, наполненная людьми, к берегу, на лежбище моржей. (3) Хотели пострелять немного, добыть моржовой печени, – это же деликатес! – клыков добыть. (4) Сделали, что хотели, решили возвращаться, а отойти не смогли. (5) Вернее, отошли метров на пятьдесят и попали в засаду. (6) Моржи, сползшие в воду во время охоты, ринулись всем стадом на шлюпку. (7) Они избрали самый удобный момент, чтобы отомстить охотникам, перестрелявшим почти все патроны и сгрудившимся теперь на шаткой, подбрасываемой волнами площадке, которую легко опрокинуть. (8) Это и задумало стадо, кем-то наверняка ведомое, потому что в его действиях явно ощущались согласованность и целеустремленность. (9) Часть из нападающих образовала плотное кольцо, сквозь которое невозможно было прорваться, а авангард  атаковал шлюпку с обоих бортов, с кормы, с носа. (10) Моряки отстреливались, отбивались веслами, багром, но, хотя по воде уже расплылись кровавые пятна, моржей это не сдерживало, а лишь ярило, их атаки становились все активней, клыки все опасней. (11) Удар по борту, нырок по днище – и тогда конец.

        (12) Стреляли и отбивались все, кроме капитана. (13) Он сидел на корме в полной, казалось, безучастности к происходящему. (14) И это, видимо, удивляло людей, над которыми нависла беда. (15) Выстрелы смокли: кончились патроны. (16) Капитан вскинул карабин, лежавший у него на коленях, и выстрелил. (17) Осечка. (18) Он пальнул вторым, последним патроном. (19) И попал в моржа, находившегося довольно далеко от шлюпки и угрожавшего ей меньше других. (20) Морж пошел на дно. (21) И вдруг все стадо исчезло: все стадо ушло за ним в воду. (22) Это был вожак, вдохновитель атаки. (23) И именно его, вожака, искал и выследил капитан с кормы, помня о двух пулях, разрешавших ошибиться только один раз, и прекрасно зная повадки моржей, верных своему предводителю…                                                                                              (А.Старков)    

3. Анализ содержания текста

Учитель:

Как понимаете значение слов:

Шлюпка –  малое беспалубное мореходное судно для транспортирования людей и грузов, а также для спасения личного состава на воде. 

Деликатес – редкое, вкусное блюдо, лакомство

Авангард – передовой отряд

Борт – боковая часть чего-либо

Корма – задняя часть корпуса корабля (судна)

Весло – специальное приспособление в виде узкой лопаты для приведения малых судов, а в древности и больших, в движение посредством гребли

Багор – длинный шест с металлическим острием и крюком на конце.

Карабин – облегчённая винтовка с укороченным стволом

Осечка – явление, при котором не происходит выстрела

Учащиеся объясняют значение слов или работают с «Толковым словарем русского языка» Ожегова.  

Учитель:

– О чем этот текст? На какие размышления наводит? О чем заставил задуматься?

Ученики:

-Моряки постреляли моржей, добыли моржовой печени и клыков…  Но моржи, ведомые вожаком, решили отомстить людям и ринулись на шлюпку. Капитан, который не должен был допускать жестокость по отношению к  моржам. Действие капитана заставило задуматься об ответственности перед моряками и моржами…

        Руководитель должен быть дисциплинированным.  

Учитель:

– Итак, какие проблемы поставлены автором?

Ученики:

-Проблема ответственности капитана за судьбы подчиненных…, проблема ответственности людей за свои поступки…, проблема бережного отношения к природе…

Учитель:

-Какова позиция автора?

Ученики:

-Он осуждает капитана и моряков за истребление моржей. Об осуждении автором поступка людей говорят вводные слова «а может», «казалось», «видимо», «именно». Осуждение автором слышится в описании согласованного действия моржей.

Учитель:

– Что помогает увидеть авторскую позицию?

Ученики:

– содержание текста.

Учитель:

-Кто герой очерка?

Учащиеся:

-Капитан рыболовецкого судна «Красин», моряки, моржи…

Учитель:

-Каковы герои?

Учащиеся:

-Капитан молодой, безответственный, но может принять на себя ответственность, моряки безответственные перед природой, моржи целеустремленные…

Учитель:

-Что можно сказать о поступках героев?

Учащиеся:

-Капитан сначала пошел на поводу у моряков, разрешил охоту на моржей, а в трудную минуту смог принять на себя ответственность за жизнь подчиненных ему моряков…

        Моряки легкомысленно истребляли моржей с целью добычи моржовой печени и клыков.

        Моржи объединились, чтобы отомстить охотникам….

Учитель:

-Какой композиционный прием использовал автор в тексте?

Учащиеся:

Контраст в поведении людей и моржей: «сделали, что хотели…»,  – «ринулись всем стадом на шлюпку», «перестрелявшим почти все патроны и сгрудившимся теперь на шаткой, подбрасываемой волнами площадке» – «в действиях явно ощущалось согласованность и целеустремленность», «стреляли и отбивались» -«образовало плотное кольцо…», «атаки становились все активней, клыки все опасней».

Учитель:

-Обратим внимание на построение и тон повествования 23 предложения. Что в нем звучит?

Учащиеся:

-«…помня о двух пулях, разрешавших ошибиться только один раз», «прекрасно зная повадки моржей, верных своему предводителю…» – автор одобряет поступок капитана, но за положительной оценкой скрывается насмешка. Это ирония – способ выражения авторской позиции, один из приемов критики.

Учитель:

-Как «автор» называет вожака?

Учащиеся:

-«Предводитель, «вдохновитель») – в этих словах тоже звучит ирония по отношению к капитану и уважение по отношению к вожаку стаи – он «вдохновитель», он идет на правое дело.

Учитель:

-Какие еще слова помогают понять позицию автора?

Учащиеся:

– вводные слова: вернее, казалось, видимо.

Учитель:

-Обратите внимание на синтаксическое построение 15,16,17 предложений. Для чего их использует автор?

Учащиеся:

-((15) «Выстрелы смолкли: кончились патроны».- бессоюзное сложное предложение с причинно-следственным значением.

-(16) «Капитан вскинул карабин, лежавший у него на коленях, и выстрелил» – сочинительная связь со значением последовательности действия.

-(17) «Осечка» – назывное предложение. Такое синтаксическое построение предложений и их расположение говорит о нависшей опасности.

Учитель:

-Запишите в 2 колонки опорные слова, характеризующие действия людей и животных во 2 абзаце.

Работа в тетрадях:

моряки

моржи

«сделали, что хотели»

«ринулись всем стадом»,                   «избрали самый удобный момент»

«перестрелявшим все патроны»

«чтобы отомстить»

«сгрудившимся»

«задумало стадо»

«отстреливались, отбивались»

«авангард атаковал»

Учитель:

-Какой прием использует автор в 10 и 12 предложениях?

Учащиеся:

-Автор повторяет слова «Стреляли, отбивались», «отстреливались, отбивались».

Учитель:

-С какой целью автор использует этот прием?

Учащиеся:

-«Отбивались» – глагол несовершенного вида подчеркивает, что моржи были сильнее, можно сказать, и умнее людей в данной ситуации. Автор предупреждает: нельзя необдуманно вторгаться в мир природы, зло порождает зло.

Учитель:

-Какова ваша личная позиция к поднятой проблеме?

Учащиеся:

-Автор считает, что живая природа мстит за необдуманные поступки людей, что вожаки, будь это люди или животные, не имеют право ошибиться.      

Учитель:

– Согласны ли вы с автором текста? Что может выступить в качестве аргумента?

Учащиеся:

-Я согласен с мнением автора. Автор прав, осуждая капитана и моряков, которые рисковали своей жизнью, зная повадки моржей… Капитан не должен был допускать охоту на моржей – это браконьерство. Капитан убил вожака моржей, спасая жизнь моряков, но какова судьба моржей без вожака?

Учитель:

-Обратите внимание на эпиграфы к уроку. Согласны ли вы с высказыванием авторов?

Учащиеся:

-Да, действительно, «все прекрасное на земле – от солнца». Без солнца нет жизни на земле. Жизнь – это прекрасно. «А все хорошее» – от человека». Человек должен беречь эту прекрасную жизнь. А на жизнь право имеют и люди, и моржи!

-Я согласен  с мнением Д.С.Лихачева «Отвечать за других – это значит уметь отвечать за самого себя». Капитан должен был отвечать за жизнь не только членов своей команды, но и за жизнь обитателей моря.

Учитель:

-Какому стилю относится данный текст?

Учащиеся:

-Публицистический текст

Учитель:

-Докажите.

Учащиеся:

-Цель публицистического текста – это воздействие на читателя и слушателя, т. е в чем-либо их убедить, к чему-то призвать. В тексте автор призывает к бережному отношению к природе.

-Для публицистического стиля характерны такие средства языка, которые позволяют усилить ее воздействие на читателя:

1)торжественная лексика – «выстрелы смолкли», «авангард», «целеустремленность»

2)антонимы – «решили возвращаться – попали в засаду».

3)слова с переносным значением – «нависла беда», «пошел на дно».

4)описательные обороты – «вдохновитель атаки», «верных предводителю».

Учитель:

-К какому жанру публицистического стиля отнесете текст?

Учащиеся:

-Это проблемный очерк, потому что…….

«Все прекрасное на земле от солнца, и все хорошее – от человека», – писал М.Пришвин.

Учитель:

-Как начинаем вступление?

Учащиеся:

-Отвечает ли человек за жизнь других людей? Какова ответственность человека перед природой?

        Эти вопросы волнуют многих, и писатели-публицисты пытаются обратить внимание читателей на такие проблемы, как человек-человек, человек-природа. Этот вопрос поднимает А.Старков в своей статье «Схватка с моржами». Он повествует о судьбе моряков, добывших для себя деликатес (моржовую печень) и моржовых клыков, но не ожидавших организованной вожаком атаки моржей.

Учитель:

-О чем писать в основной части?

Автор  подробно описывает согласованность и целеустремленность морских жителей, которые спасались от моряков, атакуя шлюпку с обоих бортов, с кормы, с носа. Схватка между человеком – разумным и моржами описывается в контрасте: моряки добывают клыки, а моржи отбиваются клыками; моряки решили возвращаться, но попали в засаду моржей; моряки нападали, а моржи мстили; у моряков кончились патроны, а атаки моржей становились все активней; моряки стреляли и отбивались, а капитан сидел на корме в полной безучастности к происходящему.

        Почему?

        Я думаю, что капитан  в это время анализировал свой поступок: почему он, руководитель, допустил такую жестокость по отношению к моржам, не мог предвидеть трагический исход.  Ведь капитан, оказывается, прекрасно знал повадки морских зверей, их верность своему «предводителю», но теперь он уже не мог ничего изменить. Он хорошо помнил   и об обязанностях, и, осознав свой проступок, решил спасти  команду: все  рассчитал, отыскал вожака и прицелился в него. Очень точно, всего одним назывным предложением «Осечка», Старков показывает, как вместе с моржами мстит людям безмолвная природа. В этом коротком, но емком предложении заключается весь ужас положения моряков: удар моржей по борту, нырок под днище  – и тогда конец.

Учитель:

-Как заканчиваем сочинение?

– Автор предупреждает нас, людей, что сегодня человечество должно пересмотреть свое браконьерское отношение к природе. Ведь природа нас предупреждает постоянно: землетрясения, потопы, цунами, торнадо и другие природные катаклизмы часто происходят там, где люди воюют, применяют оружие, где человек нарушает законы природы и морали.

        Все, каждый человек несет ответственность за жизнь других людей и за все живое и неживое на земле!

5. Выводы по уроку.  

        На уроке мы научились работать над созданием вторичного текста на основе исходного. Ваша задача – написать сочинение-рассуждение, придерживаясь стиля писателя. Предложенные памятки вам помогут последовательно и логично изложить свои мысли о проблеме, затронутой автором.

        А. Старков говорит об ответственности людей за свои поступки, о бережном отношении за каждое живое существо в мире.

        Маленький принц, герой А. де Сент-Экзюпери, говорил: «Ты в ответе за тех, кого приручил». Эти слова относятся к каждому из нас.

6. Домашнее задание.

 Напишите сочинение-рассуждение по тексту А.Старкова по русскому языку.

Примерное сочинение-рассуждение по тексту А.Старкова

по русскому языку.

        «Все прекрасное на земле от солнца, и все хорошее – от человека», – писал М.Пришвин.

        Отвечает ли человек за жизнь других людей? Какова ответственность человека перед природой?

        Эти вопросы волнуют многих, и писатели-публицисты пытаются обратить внимание читателей на такие проблемы, как человек-человек, человек-природа. Этот вопрос поднимает А.Старков в своей статье «Схватка с моржами». Он повествует о судьбе моряков, добывших для себя деликатес (моржовую печень) и моржовых клыков, но не ожидавших организованной вожаком атаки моржей.

        Автор  подробно описывает согласованность и целеустремленность морских жителей, которые спасались от моряков, атакуя шлюпку с обоих бортов, с кормы, с носа. Схватка между человеком – разумным и моржами описывается в контрасте: моряки добывают клыки, а моржи отбиваются клыками; моряки решили возвращаться, но попали в засаду моржей; моряки нападали, а моржи мстили; у моряков кончились патроны, а атаки моржей становились все активней; моряки стреляли и отбивались, а капитан сидел на корме в полной безучастности к происходящему.

        Почему?

        Я думаю, что капитан  в это время анализировал свой поступок: почему он, руководитель, допустил такую жестокость по отношению к моржам, не мог предвидеть трагический исход.  Ведь капитан, оказывается, прекрасно знал повадки морских зверей, их верность своему «предводителю», но теперь он уже не мог ничего изменить. Он хорошо помнил   и об обязанностях, и, осознав свой проступок, решил спасти  команду: все  рассчитал, отыскал вожака и прицелился в него. Очень точно, всего одним назывным предложением «Осечка», Старков показывает, как вместе с моржами мстит людям безмолвная природа. В этом коротком, но емком предложении заключается весь ужас положения моряков: удар моржей по борту, нырок под днище  – и тогда конец.

        Автор предупреждает нас, людей, что сегодня человечество должно пересмотреть свое браконьерское отношение к природе. Ведь природа нас предупреждает постоянно: землетрясения, потопы, цунами, торнадо и другие природные катаклизмы часто они происходят там, где люди воюют, применяют оружие, где человек нарушает законы природы и морали.

        Все, каждый человек несет ответственность за жизнь других людей и за все живое и неживое на земле!

Памятка

«Как писать сочинение-рассуждение».

(Советы для учащихся и для родителей).

1. Прочитайте текст и вдумайтесь в его тематику и проблематику: о чем идет речь и что думает об этом автор?

2. Решите, какой тип и стиль речи вы изберете для вашего сочинения. Стиль речи, скорее всего, публицистический. Ведущим типом речи должно быть рассуждение.  

3. Определите замысел: разделяете ли вы мнение автора текста или не согласны с ним. В первом случае ищите доказательства или примеры из вашего жизненного опыта, пусть даже почерпнутого из книг; во втором – найдите контраргументы, подумайте над тем, как вежливо возразить автору, что противопоставить его доводам, как выразить и защитить свое понимание проблемы.

4. Задумайтесь над композицией и языковым оформлением сочинения. С чего начать? О чем говорить в основной части? Чем закончить? Как соединить в основной части анализ содержания исходного текста с оценкой средств выразительности использованных в нем? Какие языковые средства использовать в сочинении, чтобы ясно и убедительно изложить свою позицию?  

5. Постарайтесь избежать в своем сочинении типичных ошибок, которые обычно встречаются в работе выпускников:

-не превращайте сочинение в изложение: нужен не пересказ текста, а его интерпретация – толкование затронутой в тексте проблемы;

-не начинайте сочинение с местоименной фразы («В этом тексте говорится…»);

-не сообщайте, сколько в тексте предложений и абзацев;

-не выстраивайте цепочки ключевых слов, раскрывающих ту или иную тему. У вас нет времени для формального (структурного) анализа текста. От вас требуется совсем другое – откликнуться на проблему, затронутую в тексте, и показать, какие средства языка помогли автору сказать о ней понятно и убедительно.

Источник