Капитан сидел на корме в полной казалось безучастности к происходящему
Первый пароход, который он повел как капитан, — «Волховстрой». И в первом же рейсе — «SOS»! На помощь звал «Сталинград», севший на рифы в проливе Лаперуза, возле южной оконечности Сахалина, принадлежавшей тогда японцам, в 8 милях от мыса Крильон. Сигнал бедствия услышали радисты семи наших кораблей, находившихся в том районе, но раньше других подоспел на выручку «Волховстрой». Капитан «Сталинграда» Мелихов сообщил, что везет с Камчатки отряд пограничников. Белоусов понимал, что это означает. Время на Дальнем Востоке тревожное, японцы провоцируют конфликты, накаляя обстановку. А тут такой удобный случай. Можно представить, какой шум подымут они, обнаружив в своих территориальных водах советский пароход с воинской частью, со штабом, с вооружением! Но как стянуть его с камней, если отмели мешают подойти на длину буксирного каната? И поэтому Мелихов просил Белоусова, не приступая к аварийным работам, которые могут затянуться надолго, как можно быстрее принять на «Волховстрой» бойцов и идти во Владивосток. Принять… Не в порту, с трапа на трап, не на тихом рейде. В открытом море. Когда одно судно уже бьет на камнях, а другое — тоже с пассажирами, и их больше тысячи, — так и гляди кинет на рифы. Вот какое испытание 28-летнему капитану в первом же рейсе! Пользуясь ночным временем, на спасательных ботах под веслами переправили людей, оружие с парохода на пароход. Когда заканчивали эту операцию, подошли остальные наши суда. И два японских миноносца! С флагманского подняли «Волховстрою» сигнал не двигаться, стоять на якоре. На борт взошел офицер с солдатами. Хотел произвести досмотр, обыск. Белоусов отверг его притязания, ссылаясь на международное морское право, допускающее обыск только по консульскому ордеру или в присутствии консула. Японцы покинули пароход, но ареста с него не сняли. Эсминцы ходили вокруг всю ночь, весь последующий день, удерживая «Волховстрой» на «привязи». А на вторую ночь заштормило. Ветер, накатистая зыбь. Стоять на якоре невозможно. Белоусов получил разрешение лечь в дрейф. Он лег… А наутро подконвойный исчез. Кинулись за ним мористее, обычным курсом — на юго-запад. Кто мог подумать, что капитан «Волховстроя» изберет невероятный, опаснейший маршрут — на юг, вдоль самого берега, чуть не по грунту. В полном грузу, на предельной осадке. Не найдя транспорт на юго-западе, миноносцы, используя свой 40-узловой ход, метнулись наперерез «Волховстрою», но поздно. Чапая по 8 миль в час, с потушенными огнями, пройдя бережком, он увильнул таким образом от преследователей и, когда они показались на горизонте, был уже в домашних водах, в безопасности… Японцы запомнили фамилию Белоусов. И ему не следовало появляться в их портах, в их водах. Помнили они его и через десять лет, когда Михаил Прокофьевич руководил ледовой проводкой союзных конвоев проливом Лаперуза, но, не вступив еще в войну с СССР, не решались на конфликт, хотя очень хотелось им причинить неприятности капитану 1-го ранга Белоусову, который молоденьким капитаном когда-то так ловко обвел их вокруг пальца, то бишь «вокруг» Сахалина.
Снимок с «Красина». Белоусов с убитой им медведицей. А шкура вот у меня под ногами, лежит вместо ковра, и я слушаю рассказ о том, как она была добыта. В свое время этот эпизод ходил полулегендой о последнем патроне по всей Арктике, только сам Михаил Прокофьевич о нем не рассказывал. И теперь я слушаю эту историю в изложении сына моего капитана.
— Случилось в море Лаптевых около какого-то острова, а может, у материкового берега, точно не знаю. Знаю, что шлюпка с «Красина», стоявшего на якоре, отошла, наполненная людьми, к берегу, на лежбище моржей. Хотели пострелять немного, добыть моржовьей печени, — это ж деликатес! — клыков добыть. Сделали, что хотели, решили возвращаться, а отойти не смогли. Вернее, отошли метров на пятьдесят и попали в засаду. Моржи, сползшие, спасаясь во время охоты, в воду, ринулись всем стадом на шлюпку. Они избрали самый удобный момент для отмщения охотникам, перестрелявшим почти все патроны и сгрудившимся теперь на шаткой, подбрасываемой волнами площадке, которую легко опрокинуть. Что и задумало стадо, кем-то наверняка ведомое, потому что в его действиях явно ощущались согласованность и целеустремленность. Часть нападающих образовала плотное кольцо, сквозь которое невозможно было прорваться, а авангард атаковал шлюпку с обоих бортов, с кормы и носа. Моряки отстреливались, отбивались веслами, багром, но, хотя по воде расплылись уже кровавые пятна, моржей это не сдерживало, а лишь ярило, их атаки становились все активней, клыки все опасней. Удар по борту, нырок под днище — и тогда конец… Стреляли и отбивались все, кроме капитана. Он сидел на корме в полной, казалось, безучастности к происходящему. И это, видимо, удивляло людей, над которыми нависла беда. Выстрелы смолкли: кончились патроны. Капитан вскинул карабин, лежавший у него на коленях, и выстрелил. Осечка. Он пальнул вторым, последним патроном. И попал в моржа, находившегося довольно далеко от шлюпки и угрожавшего ей меньше других. Он пошел на дно. И вдруг все стадо исчезло, все стадо ушло за ним в воду. Это был вожак, вдохновитель атаки. И именно его, вожака, искал и выследил капитан с кормы, помня о двух пулях, разрешавших ошибиться только одни раз, и прекрасно зная повадки моржей, верных своему предводителю… Приключения на этом не завершились. Обрадовавшись, что ушли от опасности, красинцы спешили на ледокол. Но кто-то внезапно крикнул: «Смотрите, смотрите!..» И все увидели двух выглядывавших из-за ропака совсем крошечных медвежат. Как упустить, как не прихватить их с собой на корабль! Благо ни отца, ни матери не приметно поблизости. Снова пристали к берегу, высадились и тут же были отрезаны от него. Прямо от береговой линии, чуть не от шлюпки, шла на выручку малышам их выкупавшаяся мама. Справедливость была на ее стороне, и она собиралась отстоять эту справедливость. Но и у вторгшихся в ее владения людей не было уже иного выхода: медведица не выпустила бы их подобру-поздорову, она надвигалась неотвратимо грозно. Патрон был один на всех. Тот, что у капитана. Давший осечку. Капитан выстрелил. На этот раз без осечки.
Источник
МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче
Урок развития речи по подготовке
к написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова
по русскому языку в 9 классе.
Выполнила:
Шаймарданова Фарида Шамиловна.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче
г. Нижнекамска РТ
Нижнекамск
Тема:
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова.
Цели:
1. В процессе анализа текста обучать учащихся способам мыслительно –
речевой деятельности, для создания вторичного текста на основе исходного.
2. Обогатить словарный запас новой лексикой, учиться логично, правильно и аргументировано говорить.
3. Воспитывать у учащихся чувство бережного отношения к окружающей среде, чувство ответственности за своих товарищей.
Тип урока: Совершенствование знаний, умений, навыков.
Словарная работа: шлюпка, деликатес, авангард, борт, корма, весло, багор, карабин, осечка.
Средства обучения: Ожегов «Толковый словарь русского языка»
Памятка «Как готовиться к написанию сочинения-рассуждения».
Текст А. Старкова
Эпиграф к уроку.
Все прекрасное на земле – от солнца,
и все хорошее – от человека.
М. Пришвин.
Отвечать за других – это
значит уметь отвечать за
самого себя.
Д. С. Лихачев
Ход урока.
1. Организационный момент:
Учитель:
Нам предстоит написать сочинение-рассуждение на основе предложенного текста. Такие задания предлагаются на ОГЭ. Чтобы справиться с поставленной задачей, нам необходимы следующие умения и навыки:
-анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;
-комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;
-выражать и аргументировать собственное мнение;
-последовательно и логично излагать свои мысли, используя богатство языка.
Учитель:
Послушайте текст А.Старкова (текст на партах перед каждым учеником).
Исходный текст.
(1) Это случилось в море Лаптевых около какого-то острова, а может, у материкового берега.
(2)Шлюпка с «Красина», стоявшего на якоре, отошла, наполненная людьми, к берегу, на лежбище моржей. (3) Хотели пострелять немного, добыть моржовой печени, – это же деликатес! – клыков добыть. (4) Сделали, что хотели, решили возвращаться, а отойти не смогли. (5) Вернее, отошли метров на пятьдесят и попали в засаду. (6) Моржи, сползшие в воду во время охоты, ринулись всем стадом на шлюпку. (7) Они избрали самый удобный момент, чтобы отомстить охотникам, перестрелявшим почти все патроны и сгрудившимся теперь на шаткой, подбрасываемой волнами площадке, которую легко опрокинуть. (8) Это и задумало стадо, кем-то наверняка ведомое, потому что в его действиях явно ощущались согласованность и целеустремленность. (9) Часть из нападающих образовала плотное кольцо, сквозь которое невозможно было прорваться, а авангард атаковал шлюпку с обоих бортов, с кормы, с носа. (10) Моряки отстреливались, отбивались веслами, багром, но, хотя по воде уже расплылись кровавые пятна, моржей это не сдерживало, а лишь ярило, их атаки становились все активней, клыки все опасней. (11) Удар по борту, нырок по днище – и тогда конец.
(12) Стреляли и отбивались все, кроме капитана. (13) Он сидел на корме в полной, казалось, безучастности к происходящему. (14) И это, видимо, удивляло людей, над которыми нависла беда. (15) Выстрелы смокли: кончились патроны. (16) Капитан вскинул карабин, лежавший у него на коленях, и выстрелил. (17) Осечка. (18) Он пальнул вторым, последним патроном. (19) И попал в моржа, находившегося довольно далеко от шлюпки и угрожавшего ей меньше других. (20) Морж пошел на дно. (21) И вдруг все стадо исчезло: все стадо ушло за ним в воду. (22) Это был вожак, вдохновитель атаки. (23) И именно его, вожака, искал и выследил капитан с кормы, помня о двух пулях, разрешавших ошибиться только один раз, и прекрасно зная повадки моржей, верных своему предводителю… (А.Старков)
3. Анализ содержания текста
Учитель:
Как понимаете значение слов:
Шлюпка – малое беспалубное мореходное судно для транспортирования людей и грузов, а также для спасения личного состава на воде.
Деликатес – редкое, вкусное блюдо, лакомство
Авангард – передовой отряд
Борт – боковая часть чего-либо
Корма – задняя часть корпуса корабля (судна)
Весло – специальное приспособление в виде узкой лопаты для приведения малых судов, а в древности и больших, в движение посредством гребли
Багор – длинный шест с металлическим острием и крюком на конце.
Карабин – облегчённая винтовка с укороченным стволом
Осечка – явление, при котором не происходит выстрела
Учащиеся объясняют значение слов или работают с «Толковым словарем русского языка» Ожегова.
Учитель:
– О чем этот текст? На какие размышления наводит? О чем заставил задуматься?
Ученики:
-Моряки постреляли моржей, добыли моржовой печени и клыков… Но моржи, ведомые вожаком, решили отомстить людям и ринулись на шлюпку. Капитан, который не должен был допускать жестокость по отношению к моржам. Действие капитана заставило задуматься об ответственности перед моряками и моржами…
Руководитель должен быть дисциплинированным.
Учитель:
– Итак, какие проблемы поставлены автором?
Ученики:
-Проблема ответственности капитана за судьбы подчиненных…, проблема ответственности людей за свои поступки…, проблема бережного отношения к природе…
Учитель:
-Какова позиция автора?
Ученики:
-Он осуждает капитана и моряков за истребление моржей. Об осуждении автором поступка людей говорят вводные слова «а может», «казалось», «видимо», «именно». Осуждение автором слышится в описании согласованного действия моржей.
Учитель:
– Что помогает увидеть авторскую позицию?
Ученики:
– содержание текста.
Учитель:
-Кто герой очерка?
Учащиеся:
-Капитан рыболовецкого судна «Красин», моряки, моржи…
Учитель:
-Каковы герои?
Учащиеся:
-Капитан молодой, безответственный, но может принять на себя ответственность, моряки безответственные перед природой, моржи целеустремленные…
Учитель:
-Что можно сказать о поступках героев?
Учащиеся:
-Капитан сначала пошел на поводу у моряков, разрешил охоту на моржей, а в трудную минуту смог принять на себя ответственность за жизнь подчиненных ему моряков…
Моряки легкомысленно истребляли моржей с целью добычи моржовой печени и клыков.
Моржи объединились, чтобы отомстить охотникам….
Учитель:
-Какой композиционный прием использовал автор в тексте?
Учащиеся:
Контраст в поведении людей и моржей: «сделали, что хотели…», – «ринулись всем стадом на шлюпку», «перестрелявшим почти все патроны и сгрудившимся теперь на шаткой, подбрасываемой волнами площадке» – «в действиях явно ощущалось согласованность и целеустремленность», «стреляли и отбивались» -«образовало плотное кольцо…», «атаки становились все активней, клыки все опасней».
Учитель:
-Обратим внимание на построение и тон повествования 23 предложения. Что в нем звучит?
Учащиеся:
-«…помня о двух пулях, разрешавших ошибиться только один раз», «прекрасно зная повадки моржей, верных своему предводителю…» – автор одобряет поступок капитана, но за положительной оценкой скрывается насмешка. Это ирония – способ выражения авторской позиции, один из приемов критики.
Учитель:
-Как «автор» называет вожака?
Учащиеся:
-«Предводитель, «вдохновитель») – в этих словах тоже звучит ирония по отношению к капитану и уважение по отношению к вожаку стаи – он «вдохновитель», он идет на правое дело.
Учитель:
-Какие еще слова помогают понять позицию автора?
Учащиеся:
– вводные слова: вернее, казалось, видимо.
Учитель:
-Обратите внимание на синтаксическое построение 15,16,17 предложений. Для чего их использует автор?
Учащиеся:
-((15) «Выстрелы смолкли: кончились патроны».- бессоюзное сложное предложение с причинно-следственным значением.
-(16) «Капитан вскинул карабин, лежавший у него на коленях, и выстрелил» – сочинительная связь со значением последовательности действия.
-(17) «Осечка» – назывное предложение. Такое синтаксическое построение предложений и их расположение говорит о нависшей опасности.
Учитель:
-Запишите в 2 колонки опорные слова, характеризующие действия людей и животных во 2 абзаце.
Работа в тетрадях:
моряки | моржи |
«сделали, что хотели» | «ринулись всем стадом», «избрали самый удобный момент» |
«перестрелявшим все патроны» | «чтобы отомстить» |
«сгрудившимся» | «задумало стадо» |
«отстреливались, отбивались» | «авангард атаковал» |
Учитель:
-Какой прием использует автор в 10 и 12 предложениях?
Учащиеся:
-Автор повторяет слова «Стреляли, отбивались», «отстреливались, отбивались».
Учитель:
-С какой целью автор использует этот прием?
Учащиеся:
-«Отбивались» – глагол несовершенного вида подчеркивает, что моржи были сильнее, можно сказать, и умнее людей в данной ситуации. Автор предупреждает: нельзя необдуманно вторгаться в мир природы, зло порождает зло.
Учитель:
-Какова ваша личная позиция к поднятой проблеме?
Учащиеся:
-Автор считает, что живая природа мстит за необдуманные поступки людей, что вожаки, будь это люди или животные, не имеют право ошибиться.
Учитель:
– Согласны ли вы с автором текста? Что может выступить в качестве аргумента?
Учащиеся:
-Я согласен с мнением автора. Автор прав, осуждая капитана и моряков, которые рисковали своей жизнью, зная повадки моржей… Капитан не должен был допускать охоту на моржей – это браконьерство. Капитан убил вожака моржей, спасая жизнь моряков, но какова судьба моржей без вожака?
Учитель:
-Обратите внимание на эпиграфы к уроку. Согласны ли вы с высказыванием авторов?
Учащиеся:
-Да, действительно, «все прекрасное на земле – от солнца». Без солнца нет жизни на земле. Жизнь – это прекрасно. «А все хорошее» – от человека». Человек должен беречь эту прекрасную жизнь. А на жизнь право имеют и люди, и моржи!
-Я согласен с мнением Д.С.Лихачева «Отвечать за других – это значит уметь отвечать за самого себя». Капитан должен был отвечать за жизнь не только членов своей команды, но и за жизнь обитателей моря.
Учитель:
-Какому стилю относится данный текст?
Учащиеся:
-Публицистический текст
Учитель:
-Докажите.
Учащиеся:
-Цель публицистического текста – это воздействие на читателя и слушателя, т. е в чем-либо их убедить, к чему-то призвать. В тексте автор призывает к бережному отношению к природе.
-Для публицистического стиля характерны такие средства языка, которые позволяют усилить ее воздействие на читателя:
1)торжественная лексика – «выстрелы смолкли», «авангард», «целеустремленность»
2)антонимы – «решили возвращаться – попали в засаду».
3)слова с переносным значением – «нависла беда», «пошел на дно».
4)описательные обороты – «вдохновитель атаки», «верных предводителю».
Учитель:
-К какому жанру публицистического стиля отнесете текст?
Учащиеся:
-Это проблемный очерк, потому что…….
«Все прекрасное на земле от солнца, и все хорошее – от человека», – писал М.Пришвин.
Учитель:
-Как начинаем вступление?
Учащиеся:
-Отвечает ли человек за жизнь других людей? Какова ответственность человека перед природой?
Эти вопросы волнуют многих, и писатели-публицисты пытаются обратить внимание читателей на такие проблемы, как человек-человек, человек-природа. Этот вопрос поднимает А.Старков в своей статье «Схватка с моржами». Он повествует о судьбе моряков, добывших для себя деликатес (моржовую печень) и моржовых клыков, но не ожидавших организованной вожаком атаки моржей.
Учитель:
-О чем писать в основной части?
Автор подробно описывает согласованность и целеустремленность морских жителей, которые спасались от моряков, атакуя шлюпку с обоих бортов, с кормы, с носа. Схватка между человеком – разумным и моржами описывается в контрасте: моряки добывают клыки, а моржи отбиваются клыками; моряки решили возвращаться, но попали в засаду моржей; моряки нападали, а моржи мстили; у моряков кончились патроны, а атаки моржей становились все активней; моряки стреляли и отбивались, а капитан сидел на корме в полной безучастности к происходящему.
Почему?
Я думаю, что капитан в это время анализировал свой поступок: почему он, руководитель, допустил такую жестокость по отношению к моржам, не мог предвидеть трагический исход. Ведь капитан, оказывается, прекрасно знал повадки морских зверей, их верность своему «предводителю», но теперь он уже не мог ничего изменить. Он хорошо помнил и об обязанностях, и, осознав свой проступок, решил спасти команду: все рассчитал, отыскал вожака и прицелился в него. Очень точно, всего одним назывным предложением «Осечка», Старков показывает, как вместе с моржами мстит людям безмолвная природа. В этом коротком, но емком предложении заключается весь ужас положения моряков: удар моржей по борту, нырок под днище – и тогда конец.
Учитель:
-Как заканчиваем сочинение?
– Автор предупреждает нас, людей, что сегодня человечество должно пересмотреть свое браконьерское отношение к природе. Ведь природа нас предупреждает постоянно: землетрясения, потопы, цунами, торнадо и другие природные катаклизмы часто происходят там, где люди воюют, применяют оружие, где человек нарушает законы природы и морали.
Все, каждый человек несет ответственность за жизнь других людей и за все живое и неживое на земле!
5. Выводы по уроку.
На уроке мы научились работать над созданием вторичного текста на основе исходного. Ваша задача – написать сочинение-рассуждение, придерживаясь стиля писателя. Предложенные памятки вам помогут последовательно и логично изложить свои мысли о проблеме, затронутой автором.
А. Старков говорит об ответственности людей за свои поступки, о бережном отношении за каждое живое существо в мире.
Маленький принц, герой А. де Сент-Экзюпери, говорил: «Ты в ответе за тех, кого приручил». Эти слова относятся к каждому из нас.
6. Домашнее задание.
Напишите сочинение-рассуждение по тексту А.Старкова по русскому языку.
Примерное сочинение-рассуждение по тексту А.Старкова
по русскому языку.
«Все прекрасное на земле от солнца, и все хорошее – от человека», – писал М.Пришвин.
Отвечает ли человек за жизнь других людей? Какова ответственность человека перед природой?
Эти вопросы волнуют многих, и писатели-публицисты пытаются обратить внимание читателей на такие проблемы, как человек-человек, человек-природа. Этот вопрос поднимает А.Старков в своей статье «Схватка с моржами». Он повествует о судьбе моряков, добывших для себя деликатес (моржовую печень) и моржовых клыков, но не ожидавших организованной вожаком атаки моржей.
Автор подробно описывает согласованность и целеустремленность морских жителей, которые спасались от моряков, атакуя шлюпку с обоих бортов, с кормы, с носа. Схватка между человеком – разумным и моржами описывается в контрасте: моряки добывают клыки, а моржи отбиваются клыками; моряки решили возвращаться, но попали в засаду моржей; моряки нападали, а моржи мстили; у моряков кончились патроны, а атаки моржей становились все активней; моряки стреляли и отбивались, а капитан сидел на корме в полной безучастности к происходящему.
Почему?
Я думаю, что капитан в это время анализировал свой поступок: почему он, руководитель, допустил такую жестокость по отношению к моржам, не мог предвидеть трагический исход. Ведь капитан, оказывается, прекрасно знал повадки морских зверей, их верность своему «предводителю», но теперь он уже не мог ничего изменить. Он хорошо помнил и об обязанностях, и, осознав свой проступок, решил спасти команду: все рассчитал, отыскал вожака и прицелился в него. Очень точно, всего одним назывным предложением «Осечка», Старков показывает, как вместе с моржами мстит людям безмолвная природа. В этом коротком, но емком предложении заключается весь ужас положения моряков: удар моржей по борту, нырок под днище – и тогда конец.
Автор предупреждает нас, людей, что сегодня человечество должно пересмотреть свое браконьерское отношение к природе. Ведь природа нас предупреждает постоянно: землетрясения, потопы, цунами, торнадо и другие природные катаклизмы часто они происходят там, где люди воюют, применяют оружие, где человек нарушает законы природы и морали.
Все, каждый человек несет ответственность за жизнь других людей и за все живое и неживое на земле!
Памятка
«Как писать сочинение-рассуждение».
(Советы для учащихся и для родителей).
1. Прочитайте текст и вдумайтесь в его тематику и проблематику: о чем идет речь и что думает об этом автор?
2. Решите, какой тип и стиль речи вы изберете для вашего сочинения. Стиль речи, скорее всего, публицистический. Ведущим типом речи должно быть рассуждение.
3. Определите замысел: разделяете ли вы мнение автора текста или не согласны с ним. В первом случае ищите доказательства или примеры из вашего жизненного опыта, пусть даже почерпнутого из книг; во втором – найдите контраргументы, подумайте над тем, как вежливо возразить автору, что противопоставить его доводам, как выразить и защитить свое понимание проблемы.
4. Задумайтесь над композицией и языковым оформлением сочинения. С чего начать? О чем говорить в основной части? Чем закончить? Как соединить в основной части анализ содержания исходного текста с оценкой средств выразительности использованных в нем? Какие языковые средства использовать в сочинении, чтобы ясно и убедительно изложить свою позицию?
5. Постарайтесь избежать в своем сочинении типичных ошибок, которые обычно встречаются в работе выпускников:
-не превращайте сочинение в изложение: нужен не пересказ текста, а его интерпретация – толкование затронутой в тексте проблемы;
-не начинайте сочинение с местоименной фразы («В этом тексте говорится…»);
-не сообщайте, сколько в тексте предложений и абзацев;
-не выстраивайте цепочки ключевых слов, раскрывающих ту или иную тему. У вас нет времени для формального (структурного) анализа текста. От вас требуется совсем другое – откликнуться на проблему, затронутую в тексте, и показать, какие средства языка помогли автору сказать о ней понятно и убедительно.
Источник