Корм что это такое у пиратов

Корм что это такое у пиратов thumbnail

Fifteen men on the dead man’s chest—
…Yo-ho-ho, and a bottle of rum!
Drink and the devil had done for the rest—
…Yo-ho-ho, and a bottle of rum!’

Роберт Льюис Стивенсон, «Остров Сокровищ»

Кадр из фильма «Пираты Карибского Моря»

На самом деле еда пирата не сильно отличалась от еды любого другого моряка, будь то матрос на службе Ее (Его) Величества или торговца Ост-Индской торговой компании, так что данную статью можно назвать и как-нибудь вроде «Что ели и пили моряки XVI-XVIII столетий».

Итак, еда моряка должна была отвечать основным требованиям: быть калорийной, как можно дольше оставаться пригодной к употреблению, быть как можно менее требовательной к условия хранения и простой в приготовлении.

И первое, что приходит на ум даже современному человеку, — консервы. Мясные, калорийные, долго хранящиеся хоть в погребе, хоть в сыром трюме, готовы к употреблению без обработки огнем. Но так как до опытов Луи Пастера было ещё далеко, то основным консервантом была соль. Отсюда и название основного блюда моряка: солонина.

Солонина — мясо в солевом растворе в бочках — хранилась долго и надежно. Но несовершенные рецепт и упаковка не спасали от появления червей: если соли было мало, то в мясе заводились черви с соответствующими видом и запахом. Если соли было много, то приходилось перед употреблением вымачивать в пресной воде, которая из без того была дефицитом на борту.

Вторым по популярности блюдом на корабле было копченое мясо. В отличие от солонины ему были не страшны черви, правда до тех пор, пока оно не начинало сыреть в мрачном и влажном трюме. Поэтому ели копчёности всё же в первую очередь. В случае с пиратами карибского бассейна большой популярностью пользовался «букан»: копченое мясо на решетке из ремней. Готовилось оно преимущественно из одичавших коров французскими охотниками, которых было довольно много среди пиратов. Таких охотников новые коллеги называли по допиратской специальности: буканьерами.

Сухари. Да, куда без них, ведь на кораблях не было печей, а свежий хлеб портился быстро. В отличие от обычных, морские сухари были настолько твердые, что их приходилось разбивать чем-нибудь тяжелым и прочным, назывались они «бисквитами», что по-французски означало «печёные дважды». Все дело в том, что когда в сухарях заводились черви, от них избавлялись дополнительной просушкой.

Для разнообразия, если выпадала удача с захватом сахара, пираты готовили т.н. «собачье пирожное»: растертый в крошки сухарь, солонина (зачастую уже с живым протеином в виде червей), сахар и вода.

Когда выпадал случай, пираты заглядывали на Сейшельские или Галапагосские острова, где тысячами водились черепахи. Хранились они живыми в трюме, сложенные штабелями в перевернутом виде. Именно благодаря пиратам, например, на острове Маврикия не осталось ни одной черепахи, да и к тому, что нынче слоновая черепаха — исчезающий вид, они тоже причастны.

Фрукты и прочие овощи на кораблях особо не водились. Самыми долгоживущими были и остаются лук и чеснок, но употреблялись мало: как единственный способ спастись от цинги и отбить тошнотворный запах у тухлой солонины их берегли. Никто ж не знал, сколько продлится плавание, и сколько ещё лука и чеснока понадобится в критический момент.

Иногда на столе пирата бывала и свежая рыба, но это было настолько нерегулярно и редко, что одним из основных продуктов ее не назовешь.

И, наконец, вода: самая-самая-пресамая ценная штука на корабле. Всего через пару дней в тропическом климате начинала вонять гнилью, тогда в нее добавляли некоторое количество рома, что убирало неприятный запах и продлевало срок хранения на несколько дней.

Ром (и прочий крепкий алкоголь) у реальных пиратов во время похода никто не пил (хоть история и знает случаи, когда пиратские корабли захватывались с мертвецки пьяными экипажами, но это было исключением), его использовали только как средство продления срока хранения воды и как анестезию в медицине. Стоил довольно дорого, поэтому закупался в ограниченных количествах.

Источник

Горделивый форштевень взрывает волну,

К неизвестным морям он пришел на поклон.

Мы так много добычи пустили ко дну,

Чтоб поймать журавля – Золотой Галеон.

(с) Алькор (Светлана Никифорова)

Эта статья, думается, может быть любопытна для людей, пишущих “пиратское” фэнтези. Хорошее фэнтези я люблю, однако с ним в наше время большая проблема. Поэтому я и стараюсь развенчивать некоторые фехтовальные, оружейные и военные мифы, а также приоткрывать завесу тайны над некоторыми простыми, но неочевидными вещами – чтобы дурацких ляпов в книгах моего любимого жанра было поменьше. У меня корыстные мотивы, ага…))

На каждом торговом судне, каперском или пиратском корабле (на военном тоже, но там немного другая специфика) уже со времен Средневековья составляли общий контракт, коллективный трудовой договор. На бумаге. С ним обязан был ознакомиться и согласиться каждый член экипажа, от капитана до юнги. Кто был неграмотен, тем содержание зачитывали вслух: хоть один грамотный человек, но по-любому на корабле был. Если не капитан, то штурман. Штурман обязан иметь какое-никакое образование, чтобы читать карты и обращаться с приборами, поэтому, если других грамотных не было, на него же ложилась обязанность штатного писаря.

Кстати, именно штурман Эль-Кано совершил первое в мире кругосветное путешествие, а вовсе не Магеллан. Фернан Магеллан погиб в стычке с филиппинцами на острове Мактан в 1521 году, и штурман Хуан Себастьян Эль-Кано довел последний из его кораблей, “Викторию”, до Испании. Именно Эль-Кано осознанно пошел на “кругосветку” – Магеллан этого не планировал, после открытия “островов пряностей” он собирался идти на восток, обратно, через Тихий Океан. За этот подвиг король Карлос I присвоил ему дворянское звание, и в герб Эль-Кано вошло изображение земного шара с девизом “Primus circumdedisti me” – “Ты первый обогнул меня”.

Штурман Эль-Кано и его герб

Но мы отвлеклись. Итак, каперский корабль вышел в рейд, ограбил энное количество торговых судов и “заработал” некоторые деньги. Как же делилось награбленное?

Сколько вешать в граммах?

После того, как будет посчитана стоимость добычи в денежном эквиваленте (добытый груз ведь может быть и товаром, который еще надо продать), с изначальной, полной цены добычи выплачивалась доля королевской казне, определенная каперским договором – обычно 10-15%. После этого деньги, которые остались, делились на три равные кучки:

  • первая кучка – судовладельцам (капитан далеко не всегда был хозяином корабля);
  • вторая – на ремонт корабля после похода и подготовку его к новой “экспедиции” – т.е. “на амортизацию”, выражаясь современным бухгалтерским языком;
  • третья – команде.

Именно из последней трети, за вычетом королевской доли, экипаж корабля получал свои честно награбленные деньги. Кому и сколько – определялось именно корабельным контрактом, о котором шла речь выше. Так, рядовые члены экипажа, матросы и абордажники, получали нечто вроде “базовой ставки”, выражаемой в долях от прибыли. Юнга (если он был) – 1/2 от доли рядового. Офицеры – “базовую ставку” с надбавкой, опять-таки определенную контрактом. Капитан – больше всех, разумеется, но если он не судовладелец (арматор), то ему тоже причиталась лишь “доля с надбавкой”.

Каждый член экипажа предельно точно знал, какая доля ему положена. Зная примерную стоимость добычи, кто угодно, от штурмана до юнги, мог высчитать, сколько ему причитается – вне зависимости от того, какие подвиги он в походе совершал. Все равны, кроме откровенных трусов и лентяев…

Одним из самых страшных прегрешений, что логично, считалось “крысятничество” – утаивание ценностей при грабеже. За такое могли либо казнить сразу, либо, в лучшем случае, высадить на безлюдном острове с одним ружьем, одной пулей и минимальным запасом еды и воды – как Джека Воробья в известном фильме.

Но! Важно помнить, что снаряжение боевого корабля всегда обходилось очень и очень дорого. Поэтому, как правило, здесь работали принципы акционерного общества с ну очень ограниченной ответственностью: компания небедных людей, аристократов, купцов или банкиров, скидывалась на корабль (или целую эскадру – смотря по деньгам). “Акционеры” назначали капитана – и они же получали основные “дивиденды” в лице трети от добычи за вычетом королевских процентов.

А если это был не каперский, а пиратский корабль, то и королю отстегивать не приходилось…))

Понятное дело, что о подобных “источниках дохода уважаемых людей” в приличном обществе не говорилось. Однако известно, что даже короли порою бывали “акционерами” компаний по снаряжению пиратских кораблей, а не просто крышевали эти предприятия. Например, британская королева Елизавета, знаменитая “королева-девственница”, выделяла личные средства на походы Френсиса Дрейка, Джорджа Клиффорда, Уолтера Рэйли, Уильяма Хокинса…

Все помянутые четверо – отъявленные пираты. При этот минимум двое из них, Дрейк и Клиффорд, получили дворянские титулы от самой Елизаветы…

P. S. А кроме того, в некоторых случаях контрактом определялась даже “страховка” на случай увечья, полученного в бою. Тоже все максимально четко – вот столько стоит выбитый глаз, столько – отрубленный нос, а вот столько – рука или нога…)

…Только судьбы народов решаем не мы,

И большою войной этот мир поделен.

Нам добыча – торговый фрегат у кормы,

И журавль в руках – Золотой Галеон!

Источник

Тема данного материала — это еда пиратов. Когда пиратский корабль выходил в море, продукты: бочки с соленой рыбой и мясом, сыр, морские сухари и вода, были еще свежими и имелись в изобилии. Но меньше чем через месяц все это начинало портиться. Сыр становился таким твердым, что из него делали пуговицы или игральные кости. Грязь и влажность на нижних палубах создавали благоприятные условия для размножения насекомых и паразитов: черноголовых личинок мясных мух и долгоносиков, заражавших продукты. Многие даже предпочитали есть в темноте, чтобы не видеть, что они кладут себе в рот.

Перед тем как съесть сухарь, им надо было долго стучать по столу чтобы выколотить червяков. Если личинки были серыми и жирными, сухарь оставался еще съедобным, а когда они становились тощими и бледными, это означало, что пользы от хлеба уже никакой.

Воде иногда предпочитали спиртные напитки, такие как ром, вино, бренди, херес и пиво. Самым популярным был ром. Его пили как горячим, так и холодным, сдабривая специями. Сделанный из черной патоки, он не прокисал, как пиво или вино.

Среди других напитков пиратов можно было отметить «бомбо» — смесь рома, воды, сахара и мускатного ореха; «рамбульон» — из рома, вина, чая, лимонного сока, сахара и специй; «рамфустиан» — из сырых яиц, хереса, джина и пива.

С захваченного корабля первым делом изымался весь свежий провиант, а так же специи, помогающие отбить вкус протухшей еды. Когда запасы кончались, моряки ловили морских черепах, которых можно хранить живыми, перевернув их на спины. Фрэнсис Робертс, побывавший на Ямайке в 1704 году, описывает этот деликатес следующим образом: «Мясо на вид, да и по вкусу похоже на отборную телятину, только жир зеленого цвета. Он очень ароматный и сладковатый; печенка тоже зеленая, очень полезная, изысканная на вкус и действующая как хорошее слабительное».

пиратский кокПираты не ловили рыбу с борта корабля, так как косяки избегают приближения к большим движущимся объектам, зато часто стреляли в птиц, а оказавшись на берегу, охотились на оленей, коз и диких свиней. Когда положение становилось совсем отчаянным, приходилось есть жуков и корабельных крыс.

Обычной пиратской едой было «салмагунди» — обильно приправленная специями смесь всего, что имелось под рукой: мясо черепахи, рыба, солонина, капуста, вино, чеснок, маринованный лук, масло, яйца, виноград и оливки. В экзотических краях в этот ассорти-горшок могло пойти даже мясо обезьян или змей.

Джордж Робертс, который в качестве пленника провел несколько лет на борту корабля Эдварда Лау, в своей книге «Четыре года скитаний капитана Джорджа Робертса», вышедшей в свет в 1726 году, оставил нам яркое описание пиратской трапезы. С большим отвращением он отмечает, что пираты ели «весьма неопрятно, походя больше на стаю собак, чем на людей. Они выхватывали еду друг у друга; мне это казалось дикостью, но вместе с тем у меня сложилось впечатление, что это одно из их развлечений, своего рода небольшое сражение«.

Пьянство

Другой пленник, Филип Эштон, так описывал в 1722 году свои впечатление от пиратского поведения: «Очень скоро мне стало казаться, что лучше умереть, чем находиться рядом с этими отвратительными негодяями, для которых творить зло было своего рода спортом. Среди них процветало чудовищное пьянство, а отборная брань и богохульство… были неизменными развлечениями, и прекращались разве что ночью, когда стихал шум и кончалась попойка«.

Алкогольное состояние было естественным состоянием для большинства пиратов. Когда заняться было нечем, они доводили себя до состояния полного отключения с помощью выпивки. Попав под суд, многие пытались списать свои преступления на алкоголь. В 1724 году пират Джон Арчер божился, что виной всему что он сделал — страшное пьянство. «После крепкой выпивки я раздражался и превращался в жестокого преступника, чьи поступки ныне мне самому кажутся более ужасными, нежели смерть» — говорил Арчер.

Источник

Автор:

20 июля 2015 09:12

Теперь можно и окунуться в быт пирата. Что пили? Что они ели? Посидеть за столом с пиратами теперь можно и на Фишках!
Спустить паруса! Все на камбуз! Кок, пошевеливайся!

Авторский пост

Ссылки по теме:

Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:

Источник