Ленты за плечами как флаги за кормой слушать

Ленты за плечами как флаги за кормой слушать thumbnail

текст песни «Бескозырка белая, в полоску воротник»Советская поэтесса Зинаида Александрова написала текст песни «Бескозырка белая, в полоску воротник» в далеком 1936 году. Эту песню очень любили исполнять в пионерском лагере «Артек». Правда, слова за многие годы претерпели изменения – первоначально вопросы задавали октябрята, а герои песни плавали на моторке.

Спустя многие-многие годы остаются популярными у ребятишек задорные

Слова песни «Бескозырка белая»

Бескозырка белая, в полоску воротник…
Пионеры смелые спросили напрямик:
«С какого, парень, года, с какого парохода
И на каких морях ты побывал, моряк?
С какого, парень, года, с какого парохода
И на каких морях ты побывал, моряк?»

Ленты за плечами, как флаги за кормой…
Смело отвечает товарищ молодой:
«Да, мы, друзья, со флота, недавно из похода,
Одиннадцать недель гостили на воде.
Да, мы, друзья, со флота, недавно из похода,
Одиннадцать недель гостили на воде!»

Припев:

У матросов нет вопросов, у матросов нет проблем!
Никогда матрос не бросит бескозырку насовсем!
У матросов нет вопросов, у матросов нет проблем!
Никогда матрос не бросит бескозырку насовсем!

«С водопада падали, сидели на мели,
А сколько мы товарищей хороших завели!
А сколько песен спели, а сколько рыбы съели, —
Одних пятнистых щук поймали сорок штук.
А сколько песен спели, а сколько рыбы съели, —
Одних пятнистых щук поймали сорок штук.

Бескозырки белые, как чайки за кормой.
Парни загорелые, каюта — дом родной.
Нам завтра снова в море, качаться на просторе,
Увидим много стран и синий океан.
Нам завтра снова в море, качаться на просторе,
Увидим много стран и синий океан».

Припев:

У матросов нет вопросов, у матросов нет проблем!
Никогда матрос не бросит бескозырку насовсем!
У матросов нет вопросов, у матросов нет проблем!
Никогда матрос не бросит бескозырку насовсем!

Видео песни «Бескозырка белая»

Источник

           Çèíàèäà Íèêîëàåâíà Àëåêñàíäðîâà (20 íîÿáðÿ (3 äåêàáðÿ) 1907, Ñàíêò-
       Ïåòåðáóð㠗 1983, Ìîñêâà) — ðóññêàÿ ñîâåòñêàÿ ïîýòåññà, æóðíàëèñò,
       ïåðåâîä÷èê.
           Ðîäèëàñü â ñåìüå ó÷èòåëÿ.  1919 ãîäó. îñòàëàñü ñèðîòîé è áûëà îòäàíà
       â äåòñêèé äîì. Îêîí÷èëà ñåìèëåòêó è ïîøëà ðàáîòàòü íà ïðÿäèëüíóþ ôàáðèêó
       èì. Ñ. Õàëòóðèíà. Ó÷èëàñü â Ëåíèíãðàäñêîì òåõíèêóìå ïå÷àòè.
           Çàòåì ðàáîòàëà â ðåäàêöèÿõ ìíîãèõ ãàçåò è æóðíàëîâ. Ïîñëå
       Ëåíèíãðàäñêîãî ïåðèîäà îíà íåêîòîðîå âðåìÿ ðàáîòàëà â Ðÿçàíñêîé ãàçåòå
       «Ïóòü ìîëîäåæè». Ïîòîì ïåðåáðàëàñü â Ìîñêâó, ãäå ñòàëà çàâåäóþùåé
       ðåäàêöèåé îòäåëà äåòñêîé ëèòåðàòóðû â èçäàòåëüñòâå «Ìîëîäàÿ ãâàðäèÿ».
       Çàòåì òðóäèëàñü â æóðíàëå «Èñêîðêà», â «Êðåñòüÿíñêîé ãàçåòå», â æóðíàëå
       «Äðóæíûå ðåáÿòà». . .

             ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~

       Ìóçûêà: Èñàé Ãàëêèí
       Ñëîâà: Çèíàèäà Àëåêñàíäðîâà

Áåñêîçûðêà áåëàÿ,
 ïîëîñêó âîðîòíèê.
Ïèîíåðû ñìåëûå
Ñïðîñèëè íàïðÿìèê:
“Êàêîãî, ïàðåíü, ãîäà,
Ñ êàêîãî ïàðîõîäà,
È íà êàêèõ ìîðÿõ
Òû ïîáûâàë, ìîðÿê ?”
Ëåíòû çà ïëå÷àìè,
Êàê ôëàãè çà êîðìîé.
Ñìåëî îòâå÷àåò
Ïàðåíü ìîëîäîé:
“Ýõ, ìû, äðóçüÿ, ñî ôëîòà,
Íåäàâíî èç ïîõîäà,
Îäèííàäöàòü íåäåëü
Ãîñòèëè íà âîäå”.

Ïðèïåâ:

Ó ìàòðîñîâ íåò âîïðîñîâ,
Ó ìàòðîñîâ íåò ïðîáëåì.
Íèêîãäà ìàòðîñ íå áðîñèò
Áåñêîçûðêó íàñîâñåì.

Ñ âîäîïàäà ïàäàëè,
Ñèäåëè íà ìåëè,
À ñêîëüêî ìû òîâàðèùåé
Õîðîøèõ çàâåëè !
À ñêîëüêî ïåñåí ñïåëè,
À ñêîëüêî ðûáû ñúåëè.
Îäíèõ ïÿòíèñòûõ ùóê
Ïîéìàëè ñîðîê øòóê.
Áåñêîçûðêè áåëûå,
Êàê ÷àéêè çà êîðìîé.
Ïàðíè çàãîðåëûå,
Êàþòà – äîì ðîäíîé.
Íàì çàâòðà ñíîâà â ìîðå,
Êà÷àòüñÿ íà ïðîñòîðå.
Óâèäèì ìíîãî ñòðàí
È ñèíèé îêåàí !

Ïðèïåâ.

           ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~

       Ê 1936 ã. â Ñîâåòñêîì Ñîþçå ñëîæèëîñü è êðåïëî êóëüòóðíî-ìàññîâîå
   íàïðàâëåíèå âîñïèòàòåëüíîé ðàáîòû ñ äåòüìè. Îäíèì èç âèäîâ ýòîé ðàáîòû áûëî
   ðàçâèòèå õîðîâîãî ïåíèÿ. À äëÿ ýòîãî íóæíû áûëè ïåñíè, èíòåðåñíûå äåòÿì,
   îòðàæàâøèå íåäàâíþþ ðåâîëþöèîííóþ, ãåðîè÷åñêóþ èñòîðèþ è íîâûé óêëàä æèçíè.
   Íî, íåñìîòðÿ íà äîâîëüíî áîëüøîå êîëè÷åñòâî íàïèñàííûõ è îïóáëèêîâàííûõ ïåñåí
   ïîäîáíîé òåìàòèêè, èõ êà÷åñòâî îñòàâëÿëî æåëàòü ìíîãî ëó÷øåãî.
       Â ðåçóëüòàòå ÖÊ ÂËÊÑÌ îáúÿâèë Âñåñîþçíûé êîíêóðñ íà äåòñêóþ ïåñíþ.
   Íà íåãî îòêëèêíóëèñü ìíîãèå ïîýòû è êîìïîçèòîðû òîãî âðåìåíè. Âåñíîé 1936 ã.
   áûëè ïîäâåäåíû èòîãè êîíêóðñà, è ïåñíè-ïîáåäèòåëè áûëè îïóáëèêîâàíû â
   íåáîëüøîé êíèãå.
       Êîíêóðñ ïðîâîäèëñÿ â íåñêîëüêèõ íîìèíàöèÿõ. È â íîìèíàöèè «Ïåñíè îêòÿáðÿò»
   òðåòüÿ ïðåìèÿ áûëà ïðèñóæäåíà ïåñíå «Áåñêîçûðêà áåëàÿ» íà ñëîâà
   Ç. Àëåêñàíäðîâîé è ìóçûêó È. Ãàëêèíà.

       * * * * * * *

         Ãàëêèí Èñàé ßêîâëåâè÷ – êîìïîçèòîð, ïåäàãîã.

     Ðîäèëñÿ 25 îêòÿáðÿ (6 íîÿáðÿ) 1899 ã. â Õàðüêîâå .

     Ìóçûêàëüíîå îáðàçîâàíèå ïîëó÷èë â ìóçûêàëüíîì ó÷èëèùå èìåíè Ãíåñèíûõ
     (1927– 1929);
     â 1936 ãîäó îêîí÷èë èñòîðèêî-òåîðåòè÷åñêèé ôàêóëüòåò Ìîñêîâñêîé
     êîíñåðâàòîðèè.
     1919–1923 ãã. â ñëóæèë â Êðàñíîé Àðìèè.
     1930–1932 ãã. – ðàáîòàë ðåäàêòîðîì Ìóçãèçà,
     1938–1948 ãã. – èíñïåêòîðîì, êîíñóëüòàíòîì Êîìèòåòà ïî äåëàì èñêóññòâ ÐÑÔÑÐ.
      1948–1958 ãã. ïðåïîäàâàë èñòîðèþ ìóçûêè â Ìîñêîâñêîì ìóçûêàëüíî-
     ïåäàãîãè÷åñêîì ó÷èëèùå .

     Óìåð 22 èþíÿ 1968 ã. â Ìîñêâå. . .

       ~   ~   ~   ~   ~   ~   ~   ~   ~   ~   ~

Источник

Песни Артека. Песни в Артеке. Песни об Артеке…

Электронная книга
На главную | Оглавление книги

Последние изменения в статье сделаны
2009-04-18

Бескозырка белая

Время жизни:

?-1952(?)-1957-1960-1963-1964-1975-1976-1978-1984-1985-?, 2000-2001

Эта песня так прижилась в Артеке,
что во всех песенниках,
издававшихся в СССР в середине–второй половине XX в.
фигурировала не иначе,
как «Артековская песня».
Но любили её не только в Артеке.
Песня была широко известна и среди детей, и среди взрослых
всего Советского Союза.

В настоящее время в Артеке песню поют редко. Главным образом, её разучивают
к различным представлениям и конкурсам. Но есть свидетельства,
что в отдельные смены её популярность и сейчас бывает весьма заметной.

Несмотря на огромную известность и популярность,
песня представляет собой любопытную историческую загадку.

Наверное многие, кто внимательно вслушивался в её слова,
обнаруживали некоторые странные несоответствия.
Например, почему на вопрос пионеров, обращённый к моряку,
тот отвечает, что он «со флота»? Это ведь и так понятно —
его не об этом спросили. Он что, военную тайну бережёт?
Или как объяснить, что во время похода, по словам моряка,
они падали с водопада и ловили щук? Это ведь возможно только на реке.

Не меньший интерес представляет само происхождение песни.
Ведь практически во всех песенниках авторы либо вообще не указывались,
либо (как в этой книге) приводились мелодии в обработке
других композиторов.

История песни стала понятна после знакомства с книгой [Б122],
попавшей в руки составителей уже после выхода
в свет первого издания
этой книги.

К 1936 г. в Советском Союзе сложилось и крепло
культурно-массовое направление воспитательной работы с детьми.
Одним из видов этой работы было развитие хорового пения.
А для этого нужны были песни, интересные детям, отражавшие
недавнюю революционную, героическую историю и новый уклад жизни.
Но, несмотря на довольно большое количество написанных и опубликованных
песен подобной тематики, их качество оставляло желать много лучшего.

В результате ЦК ВЛКСМ
объявил Всесоюзный конкурс на детскую песню.
На него откликнулись многие поэты и композиторы того времени.
Весной 1936 г. были подведены итоги конкурса, и песни-победители
были опубликованы в небольшой книге [Б122],
вышедшей тиражом 50 000 экземпляров.

Конкурс проводился в нескольких номинациях.
И в номинации «Песни октябрят» третья премия была присуждена
песне «Бескозырка белая» на слова
З. Александровой
и музыку И. Галкина.

В этой песне «смелые октябрята» задают вопрос старшему парню
в матросской форме. И «смелые» они, видимо, потому, что
спрашивают, посмеиваясь («прикалываясь», как говорят современные дети).
Но парень оказался не промах, и с достоинством ответил на их вопрос,
рассказав про свой дальний поход по рекам.
Он их заинтересовал своим рассказом.
Поэтому в последнем куплете, певцы обещают,
что когда вырастут, тоже пойдут на флотскую службу.
Так что в песне угадывается ещё и воспитательный патриотический момент.

По всей видимости, песня быстро «ушла в народ», и об авторах
вскоре забыли. Более того, общий настрой песни оказался интересен
пионерам, и какой-то безвестный автор переделал слова,
выбросив попутно два «лишних» куплета.
Первоначальная мелодия песни тоже «обкаталась»
в народе и претерпела значительные изменения.
И именно в таком, не совсем логичном виде, песня жила многие годы,
в том числе и в Артеке. И продолжает жить сегодня.

Здесь даны ноты и текст песни в том виде, в каком её знали, любили
и исполняли в Артеке,
а в конце статьи для сравнения приведён первоначальный
вариант слов.

Бескозырка белая

Артековская песня

Авторы слов и музыки неизвестны 

Обработка М. Иорданского

– 1 –

Бескозырка белая,

В полоску воротник…

Пионеры смелые

Спросили напрямик:

«Какого, парень, года,

С какого парохода,

И на каких морях

Ты побывал, моряк?»

}

2 раза

– 2 –

Ленты за плечами,

Как флаги за кормой…

Смело отвечает

Товарищ молодой:

«Мы, друзья, со флота,

Недавно из похода,

Одиннадцать недель

Гостили на воде.

}

2 раза

– 3 –

С водопада падали,

Сидели на мели,

А сколько мы товарищей

Хороших завели!

А сколько песен спели,

А сколько рыбы съели —

Одних пятнистых щук

Поймали сорок штук!»

}

2 раза

Первоначальный текст З. Александровой на музыку И. Галкина

– 1 –

Бескозырка белая, матросский воротник.

Октябрята смелые спросили напрямик:

}

2 раза

    «Какого, парень, года,

    С какого парохода

    И на каких морях

    Ты побывал, моряк?»

– 2 –

Ленты за плечами, как флаги за кормой.

Ребятам отвечает товарищ звеновой:

}

2 раза

    «Мы — друзья Освода,1

    Недавно из похода.

    Одиннадцать недель

    Гостили на воде.

– 3 –

Было нас в команде двенадцать человек.

Мы прошли двенадцать непроходимых рек.

}

2 раза

    Моторка на приколе, —

    Мы помогаем в поле.

    Моторка, полный ход!

    Весёлый был поход!

– 4 –

С водопадов падали, сидели на мели,

А сколько мы приятелей хороших завели!

}

2 раза

    А сколько песен спели!

    А сколько рыбы съели!

    Одних пятнистых щук

    Поймали сорок штук!»

– 5 –

Станем мы постарше, и призовут наш год, —

Все ребята наши пойдут служить во флот.

}

2 раза

    Палубы качаются,

    Матери прощаются,

    Сморкаются в платки,

    Счастливо, моряки!

Фонограммы песни

Неизвестны.

Источники информации

Б35. Песни у ночного костра: Песенник с нотами. — М.: Денис-Альфа, 1996. — 320 с.

Б93. Пионерская республика Артек: Фотоальбом. / Е. Рыбинский, С. Фурин, Ю. Меснянкин и др. — М.: Планета, 1975. — 240 с.

Б122. Новые детские песни. — М.: Музгиз, 1936. — 40 с.

Б123. Гольденштейн М. Очерки из истории пионерской песни. / Под общей редакцией С. Хентовой. — Л.: Советский композитор, 1963. — 100 с.

Л12. Землянский Николай Васильевич, музыкальный руководитель 1972–2006 гг., «Лазурный», «Алмазный».

Л16. Казымова Людмила Ивановна, вожатый Артека, 1960 г., «Лазурный»; старший вожатый, методист, начальник лагеря до 1966 г.; педагог артековской школы; председатель Совета ветеранов Артека.

Л21. Гришин Алексей Юрьевич, вожатый Артека, 1999–2002 гг., «Хрустальный», «Речной», «Лазурный», «Алмазный», «Янтарный».

Л25. Базанова Ольга Михайловна, артековец, 1964 г., смена — осень, «Лазурный», 2-й отряд; вожатый Артека, 1969 г., «Лазурный».

Л5. Кулакова Татьяна Николаевна, артековец, 1963 г., «Речной».

Л41. Готовкина Зинаида Леонтьевна, вожатый Артека, 1944–1947 гг., «Суук-Су»; зав. методическим кабинетом с 1948 г.; педагог артековской школы.

Л42. Мирошниченко (Зиброва) Нинель Кузьминична, вожатый Артека, 1949–1952 гг., Верхний; инструктор по туризму; вожатый в изоляторе; педагог артековской школы.

Л32. Клавцан (Ребенкова) Любовь Яковлевна, вожатый Артека, 1952–1960 гг., Нижний, «Морской»; старший вожатый, начальник лагерей «Кипарисный», «Хрустальный» (1966 г.), «Морской», «Лесной»; директор Дворца пионеров Артека; учитель, завуч артековской школы.

Л49. Барбанов Александр Николаевич, вожатый Артека, 1976–1984 гг., «Речной».

Л73. Кузнецова Лилия Вадимовна, вожатый Артека, 1961–1963 гг., «Горный», «Морской», «Речной», «Полевой», «Озёрный»; старший вожатый, 1966–1967 гг., «Янтарный».

Л72. Яковлева Наталья Васильевна, артековец, 1957 г., смена — лето, Верхний, 3-й отряд; артековец, 1958 г., смена — лето, Нижний, 2-й отряд.

Л64. Романова Ольга, артековец, 1985 г., смена — 2, «Лазурный».

На главную | Оглавление книги

Обо всех замечаниях, пожеланиях, исправлениях, дополнениях
пишите мне на e-mail: artek-songs AT yandex.ru.

(Замените AT на @).

Автор сайта: Александр Чернышов

Сервер для размещения сайта предоставлен

ООО «Ивантеевские телекоммуникации».

Источник