Ленты за плечами как флаги за кормой слушать
СовеÑÑÐºÐ°Ñ Ð¿Ð¾ÑÑеÑÑа Ðинаида ÐлекÑандÑова напиÑала ÑекÑÑ Ð¿ÐµÑни «ÐеÑкозÑÑка белаÑ, в полоÑÐºÑ Ð²Ð¾ÑоÑник» в далеком 1936 годÑ. ÐÑÑ Ð¿ÐµÑÐ½Ñ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð»Ñбили иÑполнÑÑÑ Ð² пионеÑÑком лагеÑе «ÐÑÑек». ÐÑавда, Ñлова за многие Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¿ÑеÑеÑпели Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ â пеÑвонаÑалÑно вопÑоÑÑ Ð·Ð°Ð´Ð°Ð²Ð°Ð»Ð¸ окÑÑбÑÑÑа, а геÑои пеÑни плавали на моÑоÑке.
СпÑÑÑÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ðµ-многие Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¾ÑÑаÑÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð¿ÑлÑÑнÑми Ñ ÑебÑÑиÑек задоÑнÑе
Слова пеÑни «ÐеÑкозÑÑка белаÑ»
ÐеÑкозÑÑка белаÑ, в полоÑÐºÑ Ð²Ð¾ÑоÑник…
ÐионеÑÑ ÑмелÑе ÑпÑоÑили напÑÑмик:
«С какого, паÑенÑ, года, Ñ ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð³Ð¾ паÑоÑ
ода
Рна какиÑ
моÑÑÑ
ÑÑ Ð¿Ð¾Ð±Ñвал, моÑÑк?
С какого, паÑенÑ, года, Ñ ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð³Ð¾ паÑоÑ
ода
Рна какиÑ
моÑÑÑ
ÑÑ Ð¿Ð¾Ð±Ñвал, моÑÑк?»
ÐенÑÑ Ð·Ð° плеÑами, как Ñлаги за коÑмой…
Смело оÑвеÑÐ°ÐµÑ ÑоваÑÐ¸Ñ Ð¼Ð¾Ð»Ð¾Ð´Ð¾Ð¹:
«Ðа, мÑ, дÑÑзÑÑ, Ñо ÑлоÑа, недавно из поÑ
ода,
ÐдиннадÑаÑÑ Ð½ÐµÐ´ÐµÐ»Ñ Ð³Ð¾ÑÑили на воде.
Ðа, мÑ, дÑÑзÑÑ, Ñо ÑлоÑа, недавно из поÑ
ода,
ÐдиннадÑаÑÑ Ð½ÐµÐ´ÐµÐ»Ñ Ð³Ð¾ÑÑили на воде!»
ÐÑипев:
У маÑÑоÑов Ð½ÐµÑ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑов, Ñ Ð¼Ð°ÑÑоÑов Ð½ÐµÑ Ð¿Ñоблем!
Ðикогда маÑÑÐ¾Ñ Ð½Ðµ бÑоÑÐ¸Ñ Ð±ÐµÑкозÑÑÐºÑ Ð½Ð°ÑовÑем!
У маÑÑоÑов Ð½ÐµÑ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑов, Ñ Ð¼Ð°ÑÑоÑов Ð½ÐµÑ Ð¿Ñоблем!
Ðикогда маÑÑÐ¾Ñ Ð½Ðµ бÑоÑÐ¸Ñ Ð±ÐµÑкозÑÑÐºÑ Ð½Ð°ÑовÑем!
«С водопада падали, Ñидели на мели,
Ð ÑколÑко Ð¼Ñ ÑоваÑиÑей Ñ
оÑоÑиÑ
завели!
Ð ÑколÑко пеÑен Ñпели, а ÑколÑко ÑÑÐ±Ñ ÑÑели, —
ÐдниÑ
пÑÑниÑÑÑÑ
ÑÑк поймали ÑоÑок ÑÑÑк.
Ð ÑколÑко пеÑен Ñпели, а ÑколÑко ÑÑÐ±Ñ ÑÑели, —
ÐдниÑ
пÑÑниÑÑÑÑ
ÑÑк поймали ÑоÑок ÑÑÑк.
ÐеÑкозÑÑки белÑе, как Ñайки за коÑмой.
ÐаÑни загоÑелÑе, каÑÑа — дом Ñодной.
Ðам завÑÑа Ñнова в моÑе, каÑаÑÑÑÑ Ð½Ð° пÑоÑÑоÑе,
Увидим много ÑÑÑан и Ñиний океан.
Ðам завÑÑа Ñнова в моÑе, каÑаÑÑÑÑ Ð½Ð° пÑоÑÑоÑе,
Увидим много ÑÑÑан и Ñиний океан».
ÐÑипев:
У маÑÑоÑов Ð½ÐµÑ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑов, Ñ Ð¼Ð°ÑÑоÑов Ð½ÐµÑ Ð¿Ñоблем!
Ðикогда маÑÑÐ¾Ñ Ð½Ðµ бÑоÑÐ¸Ñ Ð±ÐµÑкозÑÑÐºÑ Ð½Ð°ÑовÑем!
У маÑÑоÑов Ð½ÐµÑ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑов, Ñ Ð¼Ð°ÑÑоÑов Ð½ÐµÑ Ð¿Ñоблем!
Ðикогда маÑÑÐ¾Ñ Ð½Ðµ бÑоÑÐ¸Ñ Ð±ÐµÑкозÑÑÐºÑ Ð½Ð°ÑовÑем!
Ðидео пеÑни «ÐеÑкозÑÑка белаÑ»
Источник
Çèíàèäà Íèêîëàåâíà Àëåêñàíäðîâà (20 íîÿáðÿ (3 äåêàáðÿ) 1907, Ñàíêò-
Ïåòåðáóðã 1983, Ìîñêâà) ðóññêàÿ ñîâåòñêàÿ ïîýòåññà, æóðíàëèñò,
ïåðåâîä÷èê.
Ðîäèëàñü â ñåìüå ó÷èòåëÿ.  1919 ãîäó. îñòàëàñü ñèðîòîé è áûëà îòäàíà
â äåòñêèé äîì. Îêîí÷èëà ñåìèëåòêó è ïîøëà ðàáîòàòü íà ïðÿäèëüíóþ ôàáðèêó
èì. Ñ. Õàëòóðèíà. Ó÷èëàñü â Ëåíèíãðàäñêîì òåõíèêóìå ïå÷àòè.
Çàòåì ðàáîòàëà â ðåäàêöèÿõ ìíîãèõ ãàçåò è æóðíàëîâ. Ïîñëå
Ëåíèíãðàäñêîãî ïåðèîäà îíà íåêîòîðîå âðåìÿ ðàáîòàëà â Ðÿçàíñêîé ãàçåòå
«Ïóòü ìîëîäåæè». Ïîòîì ïåðåáðàëàñü â Ìîñêâó, ãäå ñòàëà çàâåäóþùåé
ðåäàêöèåé îòäåëà äåòñêîé ëèòåðàòóðû â èçäàòåëüñòâå «Ìîëîäàÿ ãâàðäèÿ».
Çàòåì òðóäèëàñü â æóðíàëå «Èñêîðêà», â «Êðåñòüÿíñêîé ãàçåòå», â æóðíàëå
«Äðóæíûå ðåáÿòà». . .
~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~
Ìóçûêà: Èñàé Ãàëêèí
Ñëîâà: Çèíàèäà Àëåêñàíäðîâà
Áåñêîçûðêà áåëàÿ,
 ïîëîñêó âîðîòíèê.
Ïèîíåðû ñìåëûå
Ñïðîñèëè íàïðÿìèê:
“Êàêîãî, ïàðåíü, ãîäà,
Ñ êàêîãî ïàðîõîäà,
È íà êàêèõ ìîðÿõ
Òû ïîáûâàë, ìîðÿê ?”
Ëåíòû çà ïëå÷àìè,
Êàê ôëàãè çà êîðìîé.
Ñìåëî îòâå÷àåò
Ïàðåíü ìîëîäîé:
“Ýõ, ìû, äðóçüÿ, ñî ôëîòà,
Íåäàâíî èç ïîõîäà,
Îäèííàäöàòü íåäåëü
Ãîñòèëè íà âîäå”.
Ïðèïåâ:
Ó ìàòðîñîâ íåò âîïðîñîâ,
Ó ìàòðîñîâ íåò ïðîáëåì.
Íèêîãäà ìàòðîñ íå áðîñèò
Áåñêîçûðêó íàñîâñåì.
Ñ âîäîïàäà ïàäàëè,
Ñèäåëè íà ìåëè,
À ñêîëüêî ìû òîâàðèùåé
Õîðîøèõ çàâåëè !
À ñêîëüêî ïåñåí ñïåëè,
À ñêîëüêî ðûáû ñúåëè.
Îäíèõ ïÿòíèñòûõ ùóê
Ïîéìàëè ñîðîê øòóê.
Áåñêîçûðêè áåëûå,
Êàê ÷àéêè çà êîðìîé.
Ïàðíè çàãîðåëûå,
Êàþòà – äîì ðîäíîé.
Íàì çàâòðà ñíîâà â ìîðå,
Êà÷àòüñÿ íà ïðîñòîðå.
Óâèäèì ìíîãî ñòðàí
È ñèíèé îêåàí !
Ïðèïåâ.
~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~
Ê 1936 ã. â Ñîâåòñêîì Ñîþçå ñëîæèëîñü è êðåïëî êóëüòóðíî-ìàññîâîå
íàïðàâëåíèå âîñïèòàòåëüíîé ðàáîòû ñ äåòüìè. Îäíèì èç âèäîâ ýòîé ðàáîòû áûëî
ðàçâèòèå õîðîâîãî ïåíèÿ. À äëÿ ýòîãî íóæíû áûëè ïåñíè, èíòåðåñíûå äåòÿì,
îòðàæàâøèå íåäàâíþþ ðåâîëþöèîííóþ, ãåðîè÷åñêóþ èñòîðèþ è íîâûé óêëàä æèçíè.
Íî, íåñìîòðÿ íà äîâîëüíî áîëüøîå êîëè÷åñòâî íàïèñàííûõ è îïóáëèêîâàííûõ ïåñåí
ïîäîáíîé òåìàòèêè, èõ êà÷åñòâî îñòàâëÿëî æåëàòü ìíîãî ëó÷øåãî.
 ðåçóëüòàòå ÖÊ ÂËÊÑÌ îáúÿâèë Âñåñîþçíûé êîíêóðñ íà äåòñêóþ ïåñíþ.
Íà íåãî îòêëèêíóëèñü ìíîãèå ïîýòû è êîìïîçèòîðû òîãî âðåìåíè. Âåñíîé 1936 ã.
áûëè ïîäâåäåíû èòîãè êîíêóðñà, è ïåñíè-ïîáåäèòåëè áûëè îïóáëèêîâàíû â
íåáîëüøîé êíèãå.
Êîíêóðñ ïðîâîäèëñÿ â íåñêîëüêèõ íîìèíàöèÿõ. È â íîìèíàöèè «Ïåñíè îêòÿáðÿò»
òðåòüÿ ïðåìèÿ áûëà ïðèñóæäåíà ïåñíå «Áåñêîçûðêà áåëàÿ» íà ñëîâà
Ç. Àëåêñàíäðîâîé è ìóçûêó È. Ãàëêèíà.
* * * * * * *
Ãàëêèí Èñàé ßêîâëåâè÷ – êîìïîçèòîð, ïåäàãîã.
Ðîäèëñÿ 25 îêòÿáðÿ (6 íîÿáðÿ) 1899 ã. â Õàðüêîâå .
Ìóçûêàëüíîå îáðàçîâàíèå ïîëó÷èë â ìóçûêàëüíîì ó÷èëèùå èìåíè Ãíåñèíûõ
(1927 1929);
â 1936 ãîäó îêîí÷èë èñòîðèêî-òåîðåòè÷åñêèé ôàêóëüòåò Ìîñêîâñêîé
êîíñåðâàòîðèè.
19191923 ãã. â ñëóæèë â Êðàñíîé Àðìèè.
19301932 ãã. ðàáîòàë ðåäàêòîðîì Ìóçãèçà,
19381948 ãã. èíñïåêòîðîì, êîíñóëüòàíòîì Êîìèòåòà ïî äåëàì èñêóññòâ ÐÑÔÑÐ.
 19481958 ãã. ïðåïîäàâàë èñòîðèþ ìóçûêè â Ìîñêîâñêîì ìóçûêàëüíî-
ïåäàãîãè÷åñêîì ó÷èëèùå .
Óìåð 22 èþíÿ 1968 ã. â Ìîñêâå. . .
~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~
Источник
Песни Артека. Песни в Артеке. Песни об Артеке…
Электронная книга
На главную | Оглавление книги
Последние изменения в статье сделаны
2009-04-18
Бескозырка белая
Время жизни:
?-1952(?)-1957-1960-1963-1964-1975-1976-1978-1984-1985-?, 2000-2001
Эта песня так прижилась в Артеке,
что во всех песенниках,
издававшихся в СССР в середине–второй половине XX в.
фигурировала не иначе,
как «Артековская песня».
Но любили её не только в Артеке.
Песня была широко известна и среди детей, и среди взрослых
всего Советского Союза.
В настоящее время в Артеке песню поют редко. Главным образом, её разучивают
к различным представлениям и конкурсам. Но есть свидетельства,
что в отдельные смены её популярность и сейчас бывает весьма заметной.
Несмотря на огромную известность и популярность,
песня представляет собой любопытную историческую загадку.
Наверное многие, кто внимательно вслушивался в её слова,
обнаруживали некоторые странные несоответствия.
Например, почему на вопрос пионеров, обращённый к моряку,
тот отвечает, что он «со флота»? Это ведь и так понятно —
его не об этом спросили. Он что, военную тайну бережёт?
Или как объяснить, что во время похода, по словам моряка,
они падали с водопада и ловили щук? Это ведь возможно только на реке.
Не меньший интерес представляет само происхождение песни.
Ведь практически во всех песенниках авторы либо вообще не указывались,
либо (как в этой книге) приводились мелодии в обработке
других композиторов.
История песни стала понятна после знакомства с книгой [Б122],
попавшей в руки составителей уже после выхода
в свет первого издания
этой книги.
К 1936 г. в Советском Союзе сложилось и крепло
культурно-массовое направление воспитательной работы с детьми.
Одним из видов этой работы было развитие хорового пения.
А для этого нужны были песни, интересные детям, отражавшие
недавнюю революционную, героическую историю и новый уклад жизни.
Но, несмотря на довольно большое количество написанных и опубликованных
песен подобной тематики, их качество оставляло желать много лучшего.
В результате ЦК ВЛКСМ
объявил Всесоюзный конкурс на детскую песню.
На него откликнулись многие поэты и композиторы того времени.
Весной 1936 г. были подведены итоги конкурса, и песни-победители
были опубликованы в небольшой книге [Б122],
вышедшей тиражом 50 000 экземпляров.
Конкурс проводился в нескольких номинациях.
И в номинации «Песни октябрят» третья премия была присуждена
песне «Бескозырка белая» на слова
З. Александровой
и музыку И. Галкина.
В этой песне «смелые октябрята» задают вопрос старшему парню
в матросской форме. И «смелые» они, видимо, потому, что
спрашивают, посмеиваясь («прикалываясь», как говорят современные дети).
Но парень оказался не промах, и с достоинством ответил на их вопрос,
рассказав про свой дальний поход по рекам.
Он их заинтересовал своим рассказом.
Поэтому в последнем куплете, певцы обещают,
что когда вырастут, тоже пойдут на флотскую службу.
Так что в песне угадывается ещё и воспитательный патриотический момент.
По всей видимости, песня быстро «ушла в народ», и об авторах
вскоре забыли. Более того, общий настрой песни оказался интересен
пионерам, и какой-то безвестный автор переделал слова,
выбросив попутно два «лишних» куплета.
Первоначальная мелодия песни тоже «обкаталась»
в народе и претерпела значительные изменения.
И именно в таком, не совсем логичном виде, песня жила многие годы,
в том числе и в Артеке. И продолжает жить сегодня.
Здесь даны ноты и текст песни в том виде, в каком её знали, любили
и исполняли в Артеке,
а в конце статьи для сравнения приведён первоначальный
вариант слов.
Бескозырка белая
Артековская песня
Авторы слов и музыки неизвестны
Обработка М. Иорданского
– 1 – | ||||||
Бескозырка белая, | ||||||
В полоску воротник… | ||||||
Пионеры смелые | ||||||
Спросили напрямик: | ||||||
| } | 2 раза | ||||
– 2 – | ||||||
Ленты за плечами, | ||||||
Как флаги за кормой… | ||||||
Смело отвечает | ||||||
Товарищ молодой: | ||||||
| } | 2 раза | ||||
– 3 – | ||||||
С водопада падали, | ||||||
Сидели на мели, | ||||||
А сколько мы товарищей | ||||||
Хороших завели! | ||||||
| } | 2 раза |
– 1 – | ||
Бескозырка белая, матросский воротник. | ||
Октябрята смелые спросили напрямик: | } | 2 раза |
«Какого, парень, года, | ||
С какого парохода | ||
И на каких морях | ||
Ты побывал, моряк?» | ||
– 2 – | ||
Ленты за плечами, как флаги за кормой. | ||
Ребятам отвечает товарищ звеновой: | } | 2 раза |
«Мы — друзья Освода,1 | ||
Недавно из похода. | ||
Одиннадцать недель | ||
Гостили на воде. | ||
– 3 – | ||
Было нас в команде двенадцать человек. | ||
Мы прошли двенадцать непроходимых рек. | } | 2 раза |
Моторка на приколе, — | ||
Мы помогаем в поле. | ||
Моторка, полный ход! | ||
Весёлый был поход! | ||
– 4 – | ||
С водопадов падали, сидели на мели, | ||
А сколько мы приятелей хороших завели! | } | 2 раза |
А сколько песен спели! | ||
А сколько рыбы съели! | ||
Одних пятнистых щук | ||
Поймали сорок штук!» | ||
– 5 – | ||
Станем мы постарше, и призовут наш год, — | ||
Все ребята наши пойдут служить во флот. | } | 2 раза |
Палубы качаются, | ||
Матери прощаются, | ||
Сморкаются в платки, | ||
Счастливо, моряки! |
Фонограммы песни
Неизвестны.
Источники информации
Б35. Песни у ночного костра: Песенник с нотами. — М.: Денис-Альфа, 1996. — 320 с.
Б93. Пионерская республика Артек: Фотоальбом. / Е. Рыбинский, С. Фурин, Ю. Меснянкин и др. — М.: Планета, 1975. — 240 с.
Б122. Новые детские песни. — М.: Музгиз, 1936. — 40 с.
Б123. Гольденштейн М. Очерки из истории пионерской песни. / Под общей редакцией С. Хентовой. — Л.: Советский композитор, 1963. — 100 с.
Л12. Землянский Николай Васильевич, музыкальный руководитель 1972–2006 гг., «Лазурный», «Алмазный».
Л16. Казымова Людмила Ивановна, вожатый Артека, 1960 г., «Лазурный»; старший вожатый, методист, начальник лагеря до 1966 г.; педагог артековской школы; председатель Совета ветеранов Артека.
Л21. Гришин Алексей Юрьевич, вожатый Артека, 1999–2002 гг., «Хрустальный», «Речной», «Лазурный», «Алмазный», «Янтарный».
Л25. Базанова Ольга Михайловна, артековец, 1964 г., смена — осень, «Лазурный», 2-й отряд; вожатый Артека, 1969 г., «Лазурный».
Л5. Кулакова Татьяна Николаевна, артековец, 1963 г., «Речной».
Л41. Готовкина Зинаида Леонтьевна, вожатый Артека, 1944–1947 гг., «Суук-Су»; зав. методическим кабинетом с 1948 г.; педагог артековской школы.
Л42. Мирошниченко (Зиброва) Нинель Кузьминична, вожатый Артека, 1949–1952 гг., Верхний; инструктор по туризму; вожатый в изоляторе; педагог артековской школы.
Л32. Клавцан (Ребенкова) Любовь Яковлевна, вожатый Артека, 1952–1960 гг., Нижний, «Морской»; старший вожатый, начальник лагерей «Кипарисный», «Хрустальный» (1966 г.), «Морской», «Лесной»; директор Дворца пионеров Артека; учитель, завуч артековской школы.
Л49. Барбанов Александр Николаевич, вожатый Артека, 1976–1984 гг., «Речной».
Л73. Кузнецова Лилия Вадимовна, вожатый Артека, 1961–1963 гг., «Горный», «Морской», «Речной», «Полевой», «Озёрный»; старший вожатый, 1966–1967 гг., «Янтарный».
Л72. Яковлева Наталья Васильевна, артековец, 1957 г., смена — лето, Верхний, 3-й отряд; артековец, 1958 г., смена — лето, Нижний, 2-й отряд.
Л64. Романова Ольга, артековец, 1985 г., смена — 2, «Лазурный».
На главную | Оглавление книги
Обо всех замечаниях, пожеланиях, исправлениях, дополнениях
пишите мне на e-mail: artek-songs AT yandex.ru.
(Замените AT на @).
Автор сайта: Александр Чернышов
Сервер для размещения сайта предоставлен
ООО «Ивантеевские телекоммуникации».
Источник