Небольшая плоскодонная лодка с широкой кормой это
Сегодня разработаны десятки видов небольших лодок, которые задействуются в спорте (воднолыжном, гребном, парусном), для обеспечения народнохозяйственных целей и использующиеся для общих нужд. Для определения ходовых качеств и истинной задачи судна следует чётко определить виды на основании конструктивных и эксплуатационных критериев.
По предназначению
Ключевым фактором классификации является предназначение судна. Сегодня выделяют несколько основных направлений использования:
- для народнохозяйственных задач. Категория дополнительно разделяется на:
- спасательные;
- гидрографические;
- разъездные;
- лоцманские;
- лесосплавные и т. д.
- суда для занятий спортом: греблей, водными лыжами и т. д.;
- прогулочные разновидности акцентируют внимание на внутреннем обустройстве и удобстве для пассажиров;
- туристические модели обладают либо большой вместимостью пассажиров, либо предназначены для длительных путешествий;
- для рыбалки и охоты.
Каждая категория объёмная, но следует разобрать их вкратце для понимания конструкционных особенностей.
Для народнохозяйственных целей
В сельском хозяйстве используется много небольших судов, которые позволяют транспортировать необходимые ресурсы: сено, продукты, дрова, скот. В таких моделях всегда делается больший упор на вместимость и грузоподъёмность. Предпочитается также остойчивость, экономный расход топлива и надёжная конструкция.
Подобные модели часто лишены предметов интерьера для обеспечения комфорта (мягких сидений, ветрозащитного стекла или тента). В отдельных районах пользуются популярностью модели, приспособленные к местным условиям. Для сельскохозяйственных целей используются исключительно речные суда.
Спортивные
Главное отличие заключается в способности причислить его к одному из существующих видов спорта. В России самыми популярными спортивными катерами являются модели из класса SB-350 и SC-500 – это современные суда, распределённые по объёму цилиндров двигателя, у SB-350 – 350 см3, а у SC-500 – 500 см3.
Для этих моделей разработаны индивидуальные правила строения, они имеют специальный регламент по размерам корпусов. Правила запрещают использование специальных поверхностей с аэродинамическими свойствами, превосходящими установленные нормы. Стандарты предписаны с целью предотвращения несчастных случаев и создания равных условий для получения победы.
Ключевым отличием гоночных лодок является способность развивать высокую скорость при создании определённых условий. Преимущественно их мореходность невысока, а комфортабельности должного значения не придаётся. К исключениям можно отнести крейсерно-гоночные суда, но они относятся к большим конструкциям.
Прогулочные
Применяются для непродолжительных выходов в плавание. Преимущественно прогулки занимают не больше 2 суток. Количество пассажиров от 2 до 6 человек. Акцент в их конструкции сделан на пространный кокпит с повышенными удобствами для размещения пассажиров. Для защиты экипажа от плохой погоды предусматривается мягкий или жёсткий тент, в некоторых моделях встроена рубка-убежище, которая располагается в носовой платформе. Прогулочные суда с навесным мотором комплектуются небольшим топливным баком, горючего в котором достаточно на 100 км, иногда на 120 км.
Гребные лодки также бывают прогулочными и туристическими. Отличить такие модели можно по небольшому количеству пассажиров и широкому кокпиту, так как место необходимо для хранения походных вещей. В таких лодках не ночуют, в основном берут палатки, и разбивают лагерь на берегу.
Туристические
Модели лодок туристического предназначения используются для прогулок на дальние расстояния, соответственно, имеют удобства для обитаемости и обладают высокими мореходными свойствами. Конструкция суден зависит от условий, в которых они будут эксплуатироваться.
К туристическим лодкам относятся как складные каноэ, байдарки (их единственная задача заключается в движении по воде), так и комфортабельные крейсерские яхты, обеспечивающие обитание на несколько дней, недель, а бывает – и месяцев.
Для рыбалки и охоты
Преимущественно подразумевается любительская охота и рыбная ловля. К группе судов могут причисляться многочисленные суда. Часто лодки имеют небольшое количество мест – 1–3 человека. К таким суднам относятся разборные, надувные и быстроходные лодки, ходящие на вёслах или под мотором. Их основная задача заключается в выезде жителей мегаполисов на прилегающие водохранилища.
Владельцам нередко требуется преодолевать большие расстояния до рыбных мест или охотничьих угодий, соответственно, подобным моделям присущи высокая скорость и мореходные характеристики.
Важнейшим параметром суден является проходимость, конструкция обязана без вреда пересекать мелководье и заросли камыша. Такие лодки не должны также выделяться и отпугивать живность или рыбу. По перечисленным причинам эти суда должны быть бесшумными. Предпочтение чаще отдают моделям, которые легко транспортируются в одиночку и могут устанавливаться на обычный автомобиль.
Жильё на воде
Это принципиально другой вид водного судна, которое позволяет своим владельцам длительное время проживать на нём, соответственно, обеспечивает достаточным уровнем комфорта и приспособленное для длительных стоянок или путешествий. Передвигаться плавучие дачи способны только при благоприятных метеоусловиях в пределах акватории. Отдельные модели неспособны к самостоятельному передвижению и требуют буксировки.
Жильё на воде имеет крытое помещение с потолками порядка 2 метров, и дополнительно оборудуются открытым участком для складирования вещей и приёма солнечных ванн. Предусматривается небольшой уровень осадки.
По методу передвижения
Суда могут отличаться также по способу передвижения и в зависимости от типа двигателя:
- моторное судно с подвесным типом мотора;
- катера, они имеют встроенный двигатель;
- гребные суда;
- парусные;
- комбинированные модели: гребно-моторные, гребно-парусные и парусно-моторные;
- буксируемые конструкции: причалы, плавучие дачи, лодки с должной грузоподъёмностью для транспортировки большого количества грузов.
По конструкции двигателя
На основании устройства, которое преобразует момент вращения в движущую силу лодки, различают несколько моделей:
- винтовые лодки;
- с винтом воздушного типа работы;
- колесные суда;
- с движителем водомётного типа.
Бывают также движители, не относящиеся к двигателям. Они преобразуют энергию ветра и силу человека.
По типу движения
Небольшие лодки бывают различных характеров движения. Типы речных судов:
- водоизмещающие – это суда, плавающие на невысокой скорости и удерживающиеся на поверхности за счет силы удержания воды;
- глиссирующие лодки удерживаются благодаря гидродинамическим усилиям, воздействующим на их дно;
- плоскодонное судно;
- суда с крыльями, расположенными под водой. Благодаря крыльям достигается некоторое парение над водой;
- конструкции с воздушной подушкой;
- комбинированные суда – это лодки, способные изменять тип движения для поддержания устойчивости как на стоянке, так и во время движения.
По месту плавания
На основании районов использования небольшие суда бывают:
- Поднадзорные. Требуют обязательной регистрации в инспекции по малогабаритному флоту. Могут отличаться в зависимости от высоты борта, способности эксплуатировать на расстоянии от берега и величины волны. Выделяют 3 мореходных класса:
- 1) борт имеет высоту от 0,25 м и может использовать при волнении до 1 балла с волнами до 0,5 м. Максимальное расстояние эксплуатации – 1 км;
- 2) борт до 0,35 м. Их выпускают в море при 2 баллах и высоте волны до 0,75 м. Удалённость от берега – 3 км;
- 3) минимальная высота борта – 0,6 м. Выходят в море при волнении до 3 баллов и величине волн до 1,25 м. Могут использоваться на расстоянии до 6 км от берега.
- Лодки, не требующие регистрации, преимущественно – это разборные и надувные модели.
По району плавания
Лодки могут допускаться к выходу в море в различных акваториях. Классификация судов по районам плавания:
- океанские суда способны плавать на любых расстояниях от берега;
- морские лодки используются в прибрежных зонах морей;
- рейдовые могут применяться при недлительных путешествиях;
- портовые суда плавают только в пределах порта и используются для его обслуживания;
- речные лодки.
По конструкции
Конструкционные особенности лодок приводят в классификации:
- беспалубные модели;
- палубные;
- с частичными палубами.
Если каюта предусмотрена, выделяют ещё несколько типов:
- рубки-убежища – отличаются небольшими размерами;
- палубные надстройки имеют большую величину и располагаются от одного борта до другого, преимущественно на носу;
- рубки – это конструкции, стенки которых не доводятся до борта;
- гладкопалубные – это крупные крейсерские яхты, у которых нет рубок и надстроек.
По материалу
На основании типа используемого материала для изготовления различают:
- металлические. Изготавливаются из алюминия и его сплавов или стали;
- деревянные. В основе лежит фанера или шпон;
- пластмассовые. К ним относится стеклопластик, полиэтилен и остальные виды термопластичных конструкций;
- армоцементные лодки;
- резиновые. Необязательно полностью из резины, материалом может покрываться корпус снаружи;
- композитное судно – это лодка, состоящая из нескольких материалов.
Характеристика идентична как для морских, так и речных судов.
По типу кормы
В зависимости от формы кормовой части выделяют:
- с транцем;
- с острой кормой;
- с кормой типа крейсера;
- с подзором;
- с обводами тоннельного типа.
Источник
Всего найдено: 14
- легкая лодка или грузовое гребное плоскодонное судно, вар. бударка
- открытая плоскодонная лодка (в основном в США)
- плоскодонная лодка
- большая плоскодонная лодка
- небольшая узкая плоскодонная долбленая лодка
- большая плоскодонная парусно-гребная лодка на Волге
- большая речная плоскодонная лодка для перевозки грузов, например при переправах, а также для завозки якоря при движении барок против течения завозом, т. е. последующим наматыванием якорного каната на ворот
- речная плоскодонная лодка с двумя веслами
- небольшая плоскодонная лодка с двумя веслами
- плоскодонная лодка на две пары весел; корма и нос К-ка связуны под одинаковый наклоном и могут заменять друг друга
- плоскодонная лодка у народов Средней Азии и Восточной Европы
- (устаревшее) плоскодонное речное судно, лодка
- плоскодонная гребная лодка типа ялика
- большая плоскодонная лодка с парусом и веслами в древней Руси
- старинная плоскодонная лодка с парусом и веслами
- род лодки или плоскодонного судна
- плоскодонная лодка
Источник
Лодка плоскодонка – традиционное рыбацкое плавсредство, появившееся задолго до килевых аналогов из пвх, алюминия. Удобная и довольно простая она использовалась не только для рыбной ловли – с ее помощью по воде перевозили объемные грузы, людей. Несмотря на появление большого количества моделей надувных лодок, не утратила свою популярность плоскодонка и в наши дни. Одной из причин этого является тот факт, что такое плавсредство можно не только приобрести, но и сделать своими руками.
Более подробно о том, что собой представляет плоскодонка, из чего она состоит и каких видов бывает, какие у нее плюсы и минусы, а также о том, как изготовить такую лодку самостоятельно будет рассказано в этой статье.
Устройство
Состоит такое плавсредство:
- из двух бортов (правого и левого) высотой до 60–70 см,
- плоского днища, усиленного продольными или поперечными ребрами жесткости (ламелями),
- прямоугольной кормы (транца).
Для перевозки людей и управления лодкой между ее бортами крепят 2–3 скамейки (банки). Различные рыболовные принадлежности хранят в установленном на корме ящике с закрывающейся крышкой. В зависимости от того, какое количество людей планируется перевозить на лодке. Ее длина варьируется от 2 до 4 метров при ширине 1,0–1,2 метра.
Большинство современных моделей имеют заострённую или зауженную форму носовой части, благодаря чему такая лодка приобретает лучшую маневренность и скорость передвижения (особенно против течения), имеет меньшую парусность при сильном встречном ветре.
Передвигаться на плоскодонке можно как при помощи весел, так и на навесных винтовых или водометных двигателях, устанавливаемых на корму.
Виды
В зависимости от материала для изготовления плоскодонки, они бывают следующих видов:
Деревянные – классически вариант данной лодки. Изготавливаются деревянные лодки самостоятельно из досок хвойных пород (ели, сосны), фанеры. Недостатком таких плавсредств является их приличный вес, из-за чего рыболовы не имеющие авто с прицепом используют такую лодку только на находящемся рядом водоеме.
Деревянная лодка должна изготавливаться из досок влажностью не более 16%, не имеющих трещин и выпадающих сучков
Пластиковые – легкие и прочные заводские лодки, имеющие цельную конструкцию, сделанную из прочного и устойчивого к ударам полипропилена, стеклопластика, пластика ABS. Сделать такую лодку самостоятельно невозможно. Цена ее, по сравнению с надувными аналогами, несколько ниже. Минусом такой лодки является ее хрупкость при низких температурах и очень сложный самостоятельный ремонт.
Пластиковые модели следует эксплуатировать только в теплое время года – в холода и при заморозках их корпус становиться хрупким и легко повреждается
Металлические – изготавливают такие лодки из алюминия и дюралюминия. Такие лодки по прочности и весу являются «золотой серединой» между деревянными и пластиковыми моделями. Имея небольшой вес и постоянную, не зависящую от температуры воздуха и воды прочность материала корпуса, они могут свободно эксплуатироваться в течение всего сезона открытой воды.
Алюминиевая лодка плоскодонка не подходит для плавания по морю – легкая конструкция достаточно просто опрокидывается большой волной
Преимущества и недостатки
Если задаться вопросом, какая лодка лучше – килевая или с плоским дном – то у последней можно выделить ряд таких преимуществ, как:
- Устойчивость – благодаря большой площади соприкосновения плавсредства с водой плоскодонная лодка по сравнению с килевым аналогом более устойчива к боковой волне и ветру,
- Высокая проходимость и грузоподъемность – имеющие небольшую осадку такие лодки позволяют перевозить при длине 4 м до 5–6 человек, перемещаясь при этом по мелководным участкам,
На заметку. Установив на плоскодонку подвесной винтовой мотор-болотоход можно перемещаться по заросшим и заиленным заливам, болотам. Конструкция агрегата и материал изготовления его винта позволяет ему измельчать попадающуюся ему на пути траву и не забиваться грязью.
- Небольшой вес – пластиковые и алюминиевые плоскодонки имеют вес значительно меньше, чем у деревянных и некоторых надувных лодок,
- Простота изготовления – сделать плоскодонку своими руками можно имея минимальный набор инструментов и материалов. Стоимость такого плавсредства будет значительно ниже, чем заводской модели.
Основным недостатком такой лодки является низкая, по сравнению с килевыми плавсредствами, маневренность и скорость.
Благодаря небольшой осадке проходимость плоскодонки на мелководных участках водоемах выше, чем у любого катера или килевой лодки
Изготовление плоскодонки своими руками
Как выполняется переделка прицепа под лодку
Сборка плоскодонки своими руками включает в себя составление чертежей, покупку материалов, подготовку необходимых инструментов, изготовление из доски днища, бортов, кормы, их крепление и обработка конструкции против гниения антисептиками, смолой.
Материалы и инструменты
Необходимые инструменты:
- Электролобзик.
- Рулетка.
- Угольник.
- Маркер.
- Молоток.
- Шуруповерт.
Из материалов необходимы сухие еловые или сосновые доски толщиной 25–30 мм, бруски сечением 50×50 мм для поперечин, гвозди или оцинкованные саморезы, смола, пакля, водостойкая краска.
Составление чертежа
Для того чтобы построить лодку плоскодонку из досок самостоятельно необходимо прежде всего сделать понятные и наглядные чертежи (проект) ее основных частей: бортов, днища, кормы (транца). На основании чертежей производится расчет потребности в материалах: доске, фанере, брусков для каркаса и ламелей.
Чертеж плоскодонной лодки должен быть наглядным и понятным – ошибка в размерах при изготовлении плавсредства приведет к снижению его герметичности и маневренности.
Изготовление днища
Несколько досок кладут плотно друг к другу, на них маркером очерчивается контур дна согласно размерам чертежа. Из брусков изготавливают 5 поперечин, длина которых равна ширине днища в средней, кормовой и носовой части. Самой длинной поперечиной уложенные доски сшиваются посередине, после чего с помощью лобзика или ручной циркулярки днище вырезают по очерченному контуру, оставляя не выпиленными участки у носовой и кормовой части.
В носовой и кормовой части заготовку днища дополнительно фиксируют досками и капроновым шнуром
Далее такими же поперечинами сшивают плотно доски в области носа и кормы. После этого, днище выпиливается полностью.
Стягивая днище поперечинами, добиваются минимальных зазоров между его досками
Монтаж носовой доски и кормы
После того как днище выпилено к носовой его части при помощи ершённых гвоздей или саморезов под близким к прямому углу крепится брусок – носовая доска. Затем к задней части днища крепится несколько досок, из которых формируется корма (транец).
Близкий к прямому угол крепления носовой доски позволит равномерно распределить воздействующую на нос силу встречного потока воды при движении лодки
Крепление к днищу бортов
Две первые доски правого и левого борта прибиваются сначала к носовой доске, затем выгибаются по контуру днища и стягиваются прочным шнуром у кормы. После этого, они крепятся к торцам днища гвоздями.
При креплении первых досок бортов их лучше фиксировать у кормы прочным капроновым шнуром
Для крепления последующих досок параллельно поперечинам к днищу прибивают переборки.
Чтобы борта «не повело» доски правого и левого борта прибивают к переборкам одновременно, не собирая сначала правый или левый борт полностью.
При длине лодки 3,5–4 метра обязательно наличие не менее 2 переборок, к которым пришивают доски бортов
Обработка днища и бортов
Все щели в днище и между досками бортов конопатят паклей. Для защиты дерева днища от гниения, а также для предотвращения течей дно и борта хорошо промазывают смолой.
Плоскодонная лодка из фанеры
В носовой части устанавливают кольцо для цепи или швартовочного троса.
Плоскодонная лодка может быть сделана не только из досок, но и из влагостойкой фанеры марок ФБС или ФСФ.
Изготавливается лодка плоскодонка из фанеры по более простой технологии, чем аналог из досок. Сначала из листа фанеры лобзиком выпиливают два борта высотой 30–40 см в виде прямоугольных трапеций, прямоугольную кормовую и носовую часть. Затем при помощи специального клея, к целому листу фанеры (днищу) крепят последовательно сначала правый борт, затем корму, левый борт, носовую часть. При этом кормовая часть крепится к днищу под прямым углом, а носовая – под тупым (120–130°). Все элементы, помимо клея, скрепляются между собой и днищем брусками, располагающимися внутри плавсредства. После сборки лодка снаружи покрывается двумя слоями водостойкой краски или смолы.
Такая лодка, по сравнению со сделанной из досок, обладает такими плюсами, как малый вес, небольшие расходы на покупку материалов, простота изготовления.
Более подробно о том, как изготавливается такая лодка плоскодонка своими руками расскажет следующее видео:
На заметку. Плоскодонки бывают не только самодельные, но и заводские. Среди них популярны такие модели, как «SAVA» 270, «SAVA» 370, Лиман», «Тортилла-2», «Казанка 6М». Стоимость бюджетных лодок составляет 18 000–20 000 рублей, в то время как покупка более вместительных моделей премиум-класса обойдется в 25 000–30 000 рублей.
Таким образом, лодка плоскодонка – это плавсредство незначительно уступающее по своим характеристикам килевым лодкам. Изготавливается оно как из досок, так и из влагостойкой фанеры. Кроме самодельных лодок, в продаже имеется большой выбор заводских моделей плоскодонок из пластика, алюминия.
Загрузка…
Источник