Новой шампунью корма для животных горше семеро ребят положи на место
1. ЕГЭ: Задание 6 .
2.
В одном из выделенных ниже слов
допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите
слово правильно.
1
прекраснейший человек
шестеро солдат
профессора пришли к выводу
поднимайтесь наверх
с обоими сёстрами
ОБЕИМИ
3.
В одном из выделенных ниже слов
допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите
слово правильно.
12
килограмм персиков
университетские профессора
двое учеников
ихние проблемы
лягте поудобнее
их
4.
В одном из выделенных ниже слов
допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите
слово правильно.
13
клади на место
нас трое
пятьюстами пятьюдесятью
рублями
наиболее важный
три пары носок
носков
5.
В одном из выделенных ниже слов
допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите
слово правильно.
14
поезжайте на восток
самый умный
около полутора тысяч человек
молодые докторы
несколько кочерёг
доктора
6.
В одном из выделенных ниже слов
допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите
слово правильно.
15
семеро козлят
более интереснее
кладите на пол
воинские ордена
две пары носков
более интересный
интереснее
7.
В одном из выделенных ниже слов
допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите
слово правильно.
16
полторы версты
поезжай быстрее
самый вкуснейший
зимних сапог
белых цапель
вкуснейший
самый
вкусный
8.
В одном из выделенных ниже слов
допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите
слово правильно.
17
двое подруг
поезжайте прямо
новые паспорта
моложе брата
до семидесяти четырёх лет
две
9.
В одном из выделенных ниже слов
допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите
слово правильно.
18
шестьюдесятью верблюдами
более нежный
начинающие инженера
положи на стол
вкусных вафель
инженеры
10.
В одном из выделенных ниже слов
допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите
слово правильно.
19
интереснее всех
их обязанности
бумажные контейнеры
к восьмидесяти годам
несколько огурец
огурцов
11.
В одном из выделенных ниже слов
допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите
слово правильно.
1 0 двое студентов
почётные титула
сладчайший
напевая мелодию
в две тысячи пятом году
титулы
12.
В одном из выделенных ниже слов
допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите
слово правильно.
1 1 ехай быстрее
новых ботинок
их проблем
две десятых
молодые инженеры
поезжай
13.
В одном из выделенных ниже слов
допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите
слово правильно.
1 2 новое кафе
много апельсинов
послабже
трое щенков
уважаемые всеми профессора
слабее
14.
В одном из выделенных ниже слов
допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите
слово правильно.
1 3 лягте поудобнее
после ранних заморозков
добрейший
обоих студенток
девятьюстами гектарами
обеих
15.
В одном из выделенных ниже слов
допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите
слово правильно.
1 4 поезжай налево
килограмм помидор
слаще мёда
до две тысячи пятнадцатого года
военные катера
помидоров
16.
В одном из выделенных ниже слов
допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите
слово правильно.
1 5 поняв
более двухсот фильмов
горче
без туфлей
лягте
без туфель
17.
В одном из выделенных ниже слов
допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите
слово правильно.
1 6 пятьюдесятью процентами
мокла под дождём
успешнее всех
белых цаплей
известные профессора
цапель
18.
В одном из выделенных ниже слов
допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите
слово правильно.
1 7 глубочайший
вкусные торта
к две тысячи пятнадцатому году
по обеим сторонам дороги
лягте поудобнее
торты
19.
В одном из выделенных ниже слов
допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите
слово правильно.
1 8 спелых помидоров
с пятистами рублями
поезжай туда
самый честный
насквозь промок
с пятьюстами
20.
В одном из выделенных ниже слов
допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите
слово правильно.
1 9 продажа чулок
вода текёт
строжайше запрещено
за неё
на сто двадцать девятом месте
течёт
21.
В одном из выделенных ниже слов
допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите
слово правильно.
120 горше
новой шампунью
корма для животных
семеро ребят
положи на место
шампунем
22. Самостоятельная работа.
В одном из выделенных ниже слов
допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите
слово правильно.
Самостоятельная
работа.
23.
1) 1. тёплых ВАРЕЖКОВ
2. ПОЛУТОРА часов
3. несколько АПЕЛЬСИНОВ
4. КРАСИВЕЕ матери
5. кровоточащие ДЁСНЫ
2) 1. выступили профессора
2. решили редакторы
3. прославились инженеры
4. ДОКТОРА наук
5. СЕМИСТА человек
24.
3) 1. ШИРЕ реки
2. ОБОИМ старушкам
3. приближаются ВЫБОРЫ
4. самый СМЕЛЫЙ
5. ПРИЛЯГТЕ на диван
4) 1. в ПОЛУТОРАСТАХ километрах
2. ТРОЕ лисят
3. пара ТУФЕЛЬ
4. ведро ЯБЛОК
5. несколько ПОЛОТЕНЕЦ
25.
5) 1. ТРОЕ племянниц
2. нет МЕСТ
3. в ДЕВЯТИСТАХ сёлах
4. несколько НОЖНИЦ
5. килограмм ПОМИДОРОВ
6) 1. курсантских ПОГОНОВ
2. несколько ПЛАТЬЕВ
3. ВОСМЬЮСТАМИ сообщениями
4. ЛЯГТЕ на пол
5. более СИЛЬНЫЙ
26.
7) 1. ЯРЧЕ всех
2. в ТЫСЯЧУ СОРОКОВОМ году
3. ТРИ школьницы
4. шоколадных ВАФЕЛЬ
5. вкусных МАКАРОН
8) 1. ПОЛОЖИ в шкаф
2. в ОБЕИХ руках
3. НАДЕТЬ пальто
4. ЛАЗИЕТ по деревьям
5. пяти КИЛОГРАММОВ
27.
9) 1. после ЗАМОРОЗКОВ
2. вкусные ТОРТЫ
3. несколько АРМЯНОВ
4. менее АККУРАТНО
5. ИХ решения
10) 1. стояли вокруг ИХ
2. СЛАБЕЕ ребёнка
3. ПОМАШИ бабушке
4. две пары БОТИНОК
5. новые КОМПЬЮТЕРЫ
28.
ОТВЕТЫ:
1. – варежек
2.- семисот
3.- обеим
4.- полутораста
5.- три
6.- погон
7.- тысяча
8. – лазит
9.- армян
10.- них
Источник
1
Первый слайд презентации: ЕГЭ: Задание 6
Изображение слайда
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1
1
п рекраснейший человек
ш естеро солдат
п рофессора пришли к выводу
п однимайтесь наверх
с обоими сёстрами
ОБЕИМИ
Изображение слайда
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1
2
килограмм персиков
у ниверситетские п рофессора двое учеников
и хние проблемы
л ягте поудобнее
их
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1
3
к лади на место
нас трое
п ятьюстами пятьюдесятью рублями
н аиболее важный
т ри пары носок
носков
Изображение слайда
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1
4
поезжайте на восток
самый умный
около полутора тысяч человек
молодые докторы
н есколько кочерёг
доктора
Изображение слайда
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1
5
семеро козлят
более интереснее
к ладите на пол
воинские ордена
две пары носков
интереснее
более интересный
Изображение слайда
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1
6
полторы версты
поезжай быстрее
с амый вкуснейший
зимних сапог
белых цапель
с амый вкусный
вкуснейший
Изображение слайда
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1
7
двое подруг
п оезжайте прямо
новые паспорта
моложе брата
до семидесяти четырёх лет
две
Изображение слайда
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1
8
шестьюдесятью верблюдами
более нежный
начинающие инженера
п оложи на стол
вкусных в афель
инженеры
Изображение слайда
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1
9
интереснее всех
их обязанности
бумажные контейнеры
к восьмидесяти годам
несколько огурец
огурцов
Изображение слайда
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1
10
двое студентов
почётные титула
сладчайший
напевая мелодию
в две тысячи пятом году
титулы
Изображение слайда
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1
11
ехай быстрее
новых ботинок
и х проблем
д ве десятых
молодые инженеры
поезжай
Изображение слайда
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1
12
новое кафе
много апельсинов
послабже
трое щенков
у важаемые всеми профессора
слабее
Изображение слайда
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1
13
лягте поудобнее
п осле ранних заморозков
добрейший
обоих студенток
девятьюстами гектарами
обеих
Изображение слайда
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1
14
поезжай налево
килограмм помидор
слаще мёда
до две тысячи пятнадцатого года
военные катера
помидоров
Изображение слайда
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1
15
поняв
более двухсот фильмов
горче
без туфлей
лягте
б ез туфель
Изображение слайда
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1
16
п ятьюдесятью процентами
мокла под дождём
у спешнее всех
белых цаплей
и звестные профессора
цапель
Изображение слайда
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1
17
глубочайший
вкусные торта
к две тысячи пятнадцатому году
по обеим сторонам дороги
л ягте поудобнее
торты
Изображение слайда
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1
18
с пелых помидоров
с пятистами рублями
п оезжай туда
самый честный
н асквозь промок
с пятьюстами
Изображение слайда
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1
19
п родажа чулок
вода текёт
с трожайше запрещено
за неё
н а сто двадцать девятом месте
течёт
Изображение слайда
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1
20
горше
новой шампунью
к орма для животных
семеро ребят
п оложи на место
шампунем
Изображение слайда
22
Слайд 22: Самостоятельная работа
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Изображение слайда
1) 1. тёплых ВАРЕЖКОВ
2. ПОЛУТОРА часов
3. несколько АПЕЛЬСИНОВ
4. КРАСИВЕЕ матери
5. кровоточащие ДЁСНЫ
2) 1. выступили профессора
2. решили редакторы
3. прославились инженеры
4. ДОКТОРА наук
5. СЕМИСТА человек
Изображение слайда
3) 1. ШИРЕ реки
2. ОБОИМ старушкам
3. приближаются ВЫБОРЫ
4. самый СМЕЛЫЙ
5. ПРИЛЯГТЕ на диван
4) 1. в ПОЛУТОРАСТАХ километрах
2. ТРОЕ лисят
3. пара ТУФЕЛЬ
4. ведро ЯБЛОК
5. несколько ПОЛОТЕНЕЦ
Изображение слайда
5) 1. ТРОЕ племянниц
2. нет МЕСТ
3. в ДЕВЯТИСТАХ сёлах
4. несколько НОЖНИЦ
5. килограмм ПОМИДОРОВ
6) 1. курсантских ПОГОНОВ
2. несколько ПЛАТЬЕВ
3. ВОСМЬЮСТАМИ сообщениями
4. ЛЯГТЕ на пол
5. более СИЛЬНЫЙ
Изображение слайда
7) 1. ЯРЧЕ всех
2. в ТЫСЯЧУ СОРОКОВОМ году
3. ТРИ школьницы
4. шоколадных ВАФЕЛЬ
5. вкусных МАКАРОН
8) 1. ПОЛОЖИ в шкаф
2. в ОБЕИХ руках
3. НАДЕТЬ пальто
4. ЛАЗИЕТ по деревьям
5. пяти КИЛОГРАММОВ
Изображение слайда
9) 1. после ЗАМОРОЗКОВ
2. вкусные ТОРТЫ
3. несколько АРМЯНОВ
4. менее АККУРАТНО
5. ИХ решения
10) 1. стояли вокруг ИХ
2. СЛАБЕЕ ребёнка
3. ПОМАШИ бабушке
4. две пары БОТИНОК
5. новые КОМПЬЮТЕРЫ
28
Последний слайд презентации: ЕГЭ: Задание 6
1. – варежек
2.- семисот
3.- обеим
4.- полутораста
5.- три
6.- погон
7.- тысяча
8. – лазит
9.- армян
10.- них
ОТВЕТЫ:
Изображение слайда
Источник
ЛИКБЕЗ. Русский язык — https://lik-bez.com
Тест 000.11.15.210
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Основная идея учения о биосфере Земли выдающегося естествоиспытателя академика В.И. Вернадского состоит в том, что высшая форма развития материи на Земле — жизнь — определяет и подчиняет себе все другие процессы. (2)Она оказывает постоянное воздействие на неорганический мир, на химические и другие процессы в атмосфере, гидросфере, в верхних слоях литосферы. (3) она формирует облик нашей планеты.
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
-
Жизнь как высшая форма развития материи на Земле, по утверждению академика В.И. Вернадского, воздействует на неорганический мир и процессы в нём и формирует облик нашей планеты. -
В.И. Вернадский — выдающийся учёный, основатель геохимии, биогеохимии, радиогеологии. -
Будучи высшей формой развития материи на Земле, жизнь, по мнению академика В.И. Вернадского, воздействуя на неорганический мир и процессы в нём, формирует облик нашей планеты. -
Высшая форма развития материи на Земле — жизнь. -
Жизнь оказывает постоянное воздействие на неорганический мир, на химические и другие процессы в атмосфере, гидросфере, в верхних слоях литосферы.
2. Какое из приведённых ниже слов должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
-
Хотя -
Именно -
Например -
Однако
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЖИЗНЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЖИЗНЬ, -и, жен.
-
Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи. Возникновение жизни на Земле. Жизнь Вселенной. Законы жизни. -
Физиологическое существование человека, животного, всего живого. Дать жизнь кому-н. (родить; высок.; также перен.). Жизнь растения. Рисковать жизнью. Вопрос жизни и смерти (наиважнейший). Отдать жизнь за кого-что-н. (пожертвовать собой). -
Время такого существования от его возникновения до конца, а также в какой-н. его период. Короткая, долгая жизнь. В начале, в конце жизни. Моя жизнь в деревне. -
Деятельность общества и человека в тех или иных её проявлениях. Общественная жизнь. Семейная жизнь. Кипучая жизнь. -
Реальная действительность. Провести решение в жизнь. -
Оживление, проявление деятельности, энергии. Улицы полны жизни. Больше жизни! (призыв действовать энергичнее, живее; разг.)
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
-
цепОчка -
Эксперт -
рвалА -
Отрочество -
крАны
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
-
ПРАКТИЧНАЯ одежда из кожи всегда была в цене. -
Пушечно рушилась наледь из водосточных труб и СТЕКЛЯННОЙ хрупью разлеталась по тротуару. -
Кусок дерева, камень, металл будили его воображение и служили материалом для ПОДЕЛОК. -
Сегодня у всех ПРАЗДНИЧНОЕ настроение. -
Этот учёный стоял у ИСТОКОВ науки, и его имя хорошо известно специалистам.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
-
новой ШАМПУНЬЮ -
КОРМА для животных -
ГОРШЕ -
СЕМЕРО ребят -
ПОЛОЖИ на место
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
|
|
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
-
пом_рить -
л_цензия -
с_ртификат -
р_внина -
дог_реть
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
-
радиопр_ёмник, (камень) пр_ткновения -
_гнить, _дешний -
по_полье, по_строчник -
пр_уральский, пр_одолеть -
н_дрёберный, об_брать
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
-
раска_ваться -
влюбч_вый -
огн_вой -
кузнеч_к -
кормил_ца
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква У.
-
(они) услыш_т -
лопоч_щий -
дыш_щий -
(они) тащ_т -
знач_щий
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
-
Здесь (НЕ)КОГДА, могучий и прекрасный, шумел и зеленел волшебный лес. -
(НЕ)ДРУГ поддакивает, а друг спорит. -
Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего (НЕ)УГАСЛО в человечестве. -
Ослепительно мигнула зарница, и в глухих (НЕ)ОБЪЯТНЫХ далях зародился первый гром. -
Учитель говорил (НЕ)ГРОМКО, но отчётливо.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
-
Я заметил, что, куда ни приедешь в России, (В)СКОРЕ найдёшь ЧТО(НИБУДЬ) замечательное. -
Мнe казалось, что если Кузьму Ивановича вызвать на откровенность, то он МОГ(БЫ) рассказать ЧТО(ТО) глубоко печальное и значительное. -
Маркиан ВСЁ(ЖЕ) остался этим вечером у нас, поговорил о погоде и даже спросил отца (НА)СЧЁТ урожая. -
Цыганок подскочил и пошёл (В)ПРИСЯДКУ кругом бабушки, а она плыла по полу бесшумно, глядя куда-то (В)ДАЛЬ тёмными глазами. -
Время ползло медленно, точно тяжёлый воз в гору; иногда оно КАК(БУДТО) совсем останавливалось, и Николай (ТОТ)ЧАС начинал ощущать тяжесть в груди.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Мысли неожида(1)о сбились в бесформе(2)ую кучу, и Митька довольно долго соверше(3)о бессмысле(4)о смотрел туда, где минуту назад исчез самолёт.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
-
С одинаковым блеском композитору удавались как опера так и вокальная миниатюра. -
Днём они съездили в бухгалтерию и отдел кадров и забрали выписку из приказа о назначении на новое судно. -
Вся петербургская знать здесь закаты провожала да садом любовалась. -
Снизу вверх смотрели на меня улыбающиеся наивные чуть косившие чёрные глаза. -
Ни ветра на земле ни туч на бледном своде.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Свернув в чащу (1) и (2) пройдя шагов триста (3) они вырвались на полянку (4) поросшую камышом (5) и местами залитую водой.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Вскоре (1) добрались до тростников, и началась охота. Всех подстреленных уток мы (2) естественно (3) не достали, но (4) всё-таки (5) к обеду наша лодка наполнилась дичью.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В отличие от И.С. Тургенева (1) в романах (2) которого (3) были освещены этапы духовных поисков интеллигентов 40–70-х годов XIX века (4) И.А. Гончаров был увлечён исследованием явлений иного порядка.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Хотя был ещё день (1) и совсем светло (2) у доктора было такое чувство (3) точно он поздним вечером стоит в дремучем лесу своей жизни и не знает (4) куда ему дальше идти.
Прочитайте текст и выполните задания 20–25.
(1)Сегодня, когда мы говорим о гуманистических приоритетах, продолжают срабатывать старые стереотипы. (2)В частности, гуманитарные науки по укоренившейся привычке рассматриваются как второстепенные. (3)Как быть с этим? (4)Можно ли совершать в современных условиях научно-технический прогресс за счет гуманитарного? (5)Возможно ли сконцентрировать силы на каком-то участке, который сейчас представляется решающим, и оголить другие?
(6)Между тем, создавая новые технические возможности, мы не можем не думать о руках, разуме и сердце того, кто будет этой техникой управлять. (7)Культура именно в том и состоит, чтобы создать гармонию усилий человека.
(8)Развитие науки не поддаётся прямому прогнозированию. (9)Смотреть на потребности будущего, абсолютизируя сегодняшний уровень знаний, — это научно близорукий взгляд. (10)Я помню, как перед войной нам говорили: удаляющиеся в абстракцию, далёкие от народа физики занимаются ядерной энергией в то время, когда надо заниматься баллистикой, которая практически необходима. (11)В сороковом году могло казаться, что теоретическая физика является вещью совершенно абстрактной.
(12)Недавно люди были убеждены, что лингвистика никакого отношения к технике не имеет, что можно допустить отставание в ней хоть на сто лет. (13)Но теперь мы знаем, что лингвистика теснейшим образом связана с кибернетикой, с языком компьютеров.
(14)И очень возможно, что завтрашняя техника будет нуждаться именно в том, что мы чуть ли не сознательно обрекаем сегодня на отставание. (15)Кто может доподлинно знать, какой она будет? (16)Я, например, совершенно убеждён, что инженеру будущего необходимо быть ещё и искусствоведом. (17)Почему? (18)Поскольку такого совершенного устройства, такой сложной и виртуозной кибернетической системы, обладающей богатейшими возможностями, как произведение искусства, человечество ещё не создало.
(19)Наша чрезвычайная отсталость в области искусствоведения, наш консерватизм в гуманитарной сфере — это прорыв во фронте. (20)Если мы хотим выиграть генеральное сражение в познании мира, в борьбе за гуманистические ценности, тонеобходимо наступление по всему культурному фронту. (21)Тут звеньев, которые можно отдать отсталости, попросту нет. (22)Не должно быть.
(23)Будущее — это гармония человеческих усилий, интересов, возможностей. (24)Нельзя допустить, чтобы «вымирали» целые отрасли гуманистического знания, чтобы непоправимо беднел культурный генофонд общества.
(По Ю.М. Лотману*)
* Юрий Михайлович Лотман (1922–1993) — советский учёный, литературовед,
культуролог и семиотик, профессор Тартуского университета,
автор многочисленных научных работ, в числе которых —
книги о структурном анализе художественных произведений,
о моделировании сложных систем на основе семиотических
методов и др.
20. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
-
Концентрация на каком-нибудь отдельном участке познания необходима — только в этом случае можно добиться успеха в науке. -
О том, какой будет техника будущего, никто из нас сегодня доподлинно не знает. -
Чтобы добиться гармонии человеческих усилий, интересов, возможностей, необходимо уже сегодня задуматься о подготовке гуманитарных кадров. -
Любое произведение искусства является совершенным устройством, сложной и виртуозной кибернетической системой, обладающей богатейшими возможностями. -
Задача современной культуры состоит в гармонизации усилий человека.
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
-
В предложениях 1–5 представлено повествование. -
В предложениях 8–11 содержится описание. -
Предложение 13 содержит обоснование утверждения, высказанного в предложении 12. -
В предложении 18 содержится ответ на вопрос, сформулированный в предложении 17. -
В предложениях 19–24 представлено рассуждение.
22. Из предложений 8–13 выпишите контекстные антонимы.
23. Среди предложений 19–24 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью наречия. Напишите номер этого предложения.
24. Во фрагменте рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 20–23, некоторые термины пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.
С помощью таких синтаксических и лексических средств выразительности, как (А) (предложения 3–5), (Б) («баллистика» в предложении 10, «теоретическая физика» в предложении 11, «лингвистика» в предложении 12, «кибернетическая система» в предложении 18), известный советский учёный Ю.М. Лотман рассуждает о значимости гуманитарных наук в мире, о необходимости активно сопрягать их с действительностью, с социальной, духовной жизнью современности. При помощи такого тропа, как (В) в предложениях 20, 24, выражается тревога автора за будущее культуры, а (Г) в предложении 23 указывают на условия успешного развития человечества в будущем.
Список терминов:
-
эпитет -
сравнительный оборот -
развёрнутая метафора -
профессиональная лексика -
фразеологизм -
термины -
противопоставление -
вопросительные предложения -
однородные члены
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объяснит?