Плещутся волны только волны за кормой
Литературный журнал “Ритмы вселенной”
Владимир Маяковский фигура в русской литературе неоднозначная. Его либо любят, либо ненавидят. Основой ненависти обычно служит поздняя лирика поэта, где он воспевал советскую власть и пропагандировал социализм. Но со стороны обывателя, не жившего в ту эпоху и потока времени, который бесследно унёс многие свидетельства того времени, рассуждать легко.
Маяковский мог бы не принять советскую власть и эмигрировать, как это сделали многие его коллеги, но он остался в России до конца. Конец поэта печальный, но он оставался верен своим принципам, хотя в последние годы даже у него проскальзывают нотки недовольства положением вещей.
То, что начнет твориться в советской России после 30-х годов, поэт уже не увидит.
Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» было написано в 1918 году. Это время, когда ещё молодой Маяковский с восторгом принимает происходящие в стране перемены и без капли сожаления прощается со своей богемной жизнью, которую вёл ещё несколько лет назад.
Кобыла по имени “Барокко”. Фото 1910 года.
Большой поэт отличается от малого не умением хорошо рифмовать или мастерски находить метафоры, и уж точно не количеством публикаций в газетах и журналах. Большой поэт всегда берётся за сложные темы, которые раскрывает в своей поэзии – это даётся далеко не каждому, кто умеет писать стихи. Большой поэт видит не просто голод, разруху, когда люди видят голод и разруху. Он видит не роскошь и сытую жизнь, когда люди видят роскошь и сытую жизнь – подмечает те детали, мимо которых простой обыватель пройдёт мимо и не заметит ничего.
А Маяковский всю жизнь презирал мещанство и угодничество и очень хорошо подмечал тонкости своего времени.
О самой поэзии он выскажется так:
Поэзия — вся! — езда в незнаемое.
Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
тысячи тонн словесной руды.
В стихотворении (оно будет ниже) поэт напрямую обращается к животному. Но это обращение служит неким метафорическим мостом, который должен только усилить накал, происходящий в стихе и показать обычному обывателю всю нелепость и жестокость ситуации. Случаи жестокого обращения с лошадьми были часты в это время. Животных мучали до последнего, пока те действительно не падали замертво прямо на дорогах и площадях. И никто этого не пресекал. Это считалось нормой.
Животное же не человек…
Извозчики времён Маяковского.
Предлагаем вашему вниманию стихотворение «Хорошее отношение к лошадям», за которое по праву можно дать премию мира. Кстати, нобелевку в 2020 году получила американская поэтесса Луиза Глик. Аведь многие тексты Маяковского не хуже, и они то как раз о борьбе – борьбе за свободу и за равное существование на нашей планете.
Маяковский вдохновил множество хороших людей – именно поэтому его помнят и любят до сих пор.
Будь ты хоть человек, а хоть лошадка, которая отдаёт всю себя ради общей цели. Пусть поэт и обращается к лошади, но главную свою мысль он хочет довести до людей, которые стали слишком чёрствыми и жестокими.
Миру мир!
Хорошее отношение к лошадям
Били копыта,
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.-
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала!
— Упала лошадь! —
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные…
Улица опрокинулась,
течет по-своему…
Подошел и вижу —
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…
И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
Может быть,
— старая —
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось —
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.
И стоило жить, и работать стоило!
Лайк и подписка – лучшая награда для канала.
Источник
Фото из свободного доступа
“Восьмое марта”, многие впрочем знали её по первым строчкам: “Как тебя любил я, знали все ребята…”
Песня действительно дворовая народная, авторство даже нигде не упоминается. Её грусть и лиричность трудно не оценить:
1
Как тебя любил я знают все ребята,
Как с тобой гуляли в желтом сентябре,
А потом все это унеслось куда-то,
Кончились прогулки по ночной Москве.
2
Так промчалось лето и пришли морозы,
И тебя однажды с кем-то повстречал,
Отчего, ребята, навернулись слезы,
Отчего на сердце грусть, тоска, печаль.
3
Я сменил три раза струны на гитаре,
Оттого что много грустных песен спел,
Так промчалось время во хмельном угаре,
И друзей немало я сменить успел.
4
Но однажды ночью вдруг звонок раздался,
Поднимаю трубку, слышу голос твой,
Ты мне говорила, что не разлюбила,
И что очень хочешь встретится со мной.
5
Я стоял и слушал как ты в трубку плачешь,
Но в ответ ни слова так и не сказал,
На восьмое марта дарят всем подарки,
А тебе я эту песню написал.
В клипе исполнение похоже на то, как я слышала в молодости:
Следующая песня-авторская, причём сам текст песни-это стихотворение Игоря Кобзева (1924-86гг), опубликованное в его сборнике в 1960г, а припев-из стихотворения “Волны”Владимира Павлинова(1933-85гг):
Ты так нежно и так несмело
В час, когда засыпал залив,
Отдала мне все, что имела,
Ничего взамен не спросив!..
Режут тени наискосок
Рыжий берег в полосках ила.
Я готов целовать песок,
По которому ты ходила.
Старый пруд затянула ряска,
Укатилась волна, звеня,
Но твоя голубиная ласка
До сих пор убивает меня.
Я брожу по песку годов,
Болью полный, любовью полный,
Но не вижу твоих следов:
Их, наверное, смыли волны.
И получилась песня:
Мне бы жизнь свою, как кинопленку
Прокрутить на десять лет назад,
Чтобы стала ты простой девчонкой,
Чистой-чистой, как весенний сад.
Режут тени наискосок,
Рыжий берег с полоской ила.
Я готов целовать песок,
По которому ты ходила…
Снова тень наискосок,
Рыжий берег с полоской ила.
Я готов целовать песок,
По которому ты ходила…
А когда весенними ночами,
Часто думая, что я влюблен,
Я твоими черными очами
Был тогда, как птица, окрылен.
Режут тени наискосок,
Рыжий берег с полоской ила.
Я готов целовать песок,
По которому ты ходила…
Снова тень наискосок,
Рыжий берег с полоской ила.
Я готов целовать песок,
По которому ты ходила…
Мне бы стать бы синей, синей птицей,
Петь не хуже, чем все соловьи.
– Не целуйся, слышишь, не целуйся,
Не целуйся, слышишь, без любви…
Режут тени наискосок,
Рыжий берег с полоской ила.
Я готов целовать песок,
По которому ты ходила…
Снова тени наискосок,
Рыжий берег с полоской ила.
Я готов целовать песок,
По которому ты ходила…
Я готов целовать песок,
По которому ты ходила…
Когда мы пели “От Махачкалы до Баку волны катятся на боку…” я даже не знала, что песня авторская, полагая её дворовой народной. Но нет, автор нашёлся! Это замечательный поэт Борис Корнилов. Само стихотворение вот такое:
От Махачкалы до Баку волны плавают на боку,
И качаясь бегут валы от Баку ло Махачкалы.
За кормою вода густая- солона она,зелена,
Неожиданно вырастая, на дыбы поднялась она.
Мы теперь не поём, не спорим- мы водою увлечены;
Ходят волны Каспийским морем небывалой величины.
А потом затихают воды- ночь каспийская, мёртвая зыбь;
Знаменуя красу природы, звёзды высыпали как сыпь.
Я стою один успокоясь, я презрительно щурю глаз-
Мне Каспийское море по пояс, нипочём…Уверяю вас.
Нас не так на земле качало, нас мотало кругом во мгле-
Качка в море берёт начало, а кончается на земле.
От Махачкалы до Баку волны плавают на боку,
И качаясь бегут валы от Баку до Махачкалы.
Нас качало в казачьих сёдлах, только стыла по жилам кровь,
Мы любили девчонок подлых- нас укачивала любовь.
Водка, что ли ещё и водка- спирт горячий, зелёный и злой;
Нас качало в пирушках вот как- с боку на бок и с ног долой!
Только звёзды летят картечью, говорят мне :”Иди, усни…”,
Дом качаясь идёт навстречу, сам качаешься , чёрт возьми…
Стынет соль девятого пота на протравленной коже спины,
И качает меня работа лучше спирта и лучше жены.
От Махачкалы до Баку волны плавают на боку,
И качаясь бегут валы, от Баку до Махачкалы.
Что мне море? Какое дело мне до этой зелёной беды?
Соль тяжёлого сбитого тела солонее морской воды.
Что мне море, ребята, если наши зубы как пена белы,
И качаются наши песни от Баку до Махачкалы.
От Махачкалы до Баку волны плавают на боку ,
И качаясь бегут валы от Баку до Махачкалы,
И качаясь бегут валы от Баку до Махачкалы…
Песню мы пели покороче:
Нас качало с тобой, качало,
Нас качало в туманной мгле.
Качка в море берёт начало,
А кончается на земле.
От Махачкалы до Баку
Волны катятся на боку.
Обгоняя, бегут валы
От Баку до Махачкалы.
Нас качало в казацких сёлах,
Так, что стыла в жилах кровь.
Мы любили девчонок гордых,
Нас укачивала любовь.
От Махачкалы до Баку
Волны катятся на боку.
Обгоняя, бегут валы
От Баку до Махачкалы.
Ну, а водка? Да что нам водка?
Разудалый народ лихой.
Нас укачивала работа
С боку на бок и с ног долой.
От Махачкалы до Баку
Волны катятся на боку.
Обгоняя, бегут валы
От Баку до Махачкалы.
Спасибо за внимание к моим обзорам песен нашего детства.
Здесь начало цикла статей “Что мы пели о любви. Дворовые песни.
Здесь продолжение.
Источник
Контрольный диктант в 9 классе № 7
24.09.2014
96149
0
Цель: проверить
общий уровень
сформированности орфографической и
пунктуационной грамотности учащихся
на конец 1-й
четверти в соответствии
с требованиями государственного стандарта.
Содержание контрольного диктанта
направлено на выявление
уровня развития умений,
выбора условий для
написания:
– проверяемые
безударные гласные;
– непроверяемые
безударные гласные;
– правописание окончаний имён
существительных;
– написание
непроизносимых согласных:
– правописание
корней с чередованием;
– з-с
на конце приставок;
– н-нн
в прилагательных и причастиях;
– написание
падежных окончаний существительных;
Постановки
знаков препинания:
– запятая
при однородных членах
предложения и тире
при обобщающем слове;
– запятая
в сложносочиненном предложении;
– запятые
при обособлении определений и
обстоятельств.
Грамматические
задания направлены на
выявление уровня сформированности практических
умений и навыков:
– синтаксического
разбора предложения;
-умение разбирать
слова морфологически;
-работать с простым осложнённым предложением;
-умение
объяснять написание н-нн
в прилагательных и
причастиях.
Диктант
Под
лёгким дуновением знойного
ветра море вздрагивало,
и, покрываясь мелкой
рябью, ослепительно ярко
отражавшей солнце, оно
улыбалось голубому небу
тысячами серебряных улыбок.
В пространстве между
морем и небом
носился весёлый плеск
волн, набегавших на
пологий берег песчаной
косы. Всё было
полно живой радости:
звук и блеск
солнца, ветер и
солёный аромат воды,
жаркий воздух и жёлтый
песок. Узкая коса,
вонзаясь острым шпилем
в безграничную пустыню играющей солнцем
воды, терялась где-то
вдали. Вёсла, корзина
да бочки беспорядочно
валялись на песке. В этот
день даже чайки
истомлены зноем. Они
сидят на песке,
раскрыв клювы и
опустив крылья, или
лениво качаются на
волнах.
Солнце
начинает спускаться в море,
и неугомонные волны играют
весело и шумно,
плескаясь о берег.
Солнце садится, и на
жёлтом песке ложится
розовый отблеск его лучей.
И жалкие кусты
ив, и перламутровые
облака, и волны,
набегавшие на берег,
– всё готовится к
ночному покою. Ночные
тени ложатся не
только на море,
но и на
берег. Вокруг только
безмерное море, посеребренное
луной, и синее,
усеянное звёздами небо.
(165 слов)
(По М. Горькому)
Грамматические задания
1. Объяснить
написание н-нн в
словах.
2. Выполнить
морфологический разбор слов:
Играют –
1-й вариант садится – 2-й
вариант
3. В тексте диктанта
найти простое осложнённое предложение, выписать
его и графически
показать знаки препинания ,
указывая, чем осложнено
предложение.
В первом абзаце
– 1-й вариант во втором
абзаце – 2-й вариант
4. Синтаксический разбор
предложения:
Солнце начинает спускаться в
море, и неугомонные волны играют
весело и шумно,
плескаясь о берег.
– 1-й вариант.
Солнце садится, и на
жёлтом песке ложится
розовый отблеск его лучей.
– 2-й вариант
Источник
Максим Горький
Море — огромное, лениво вздыхающее у берега, — уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд. Кажется, что небо всё ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно всползая на берег.
Горы, поросшие деревьями, уродливо изогнутыми норд-остом, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними, суровые контуры их округлились, одетые теплой и ласковой мглой южной ночи.
Горы важно задумчивы. С них на пышные зеленоватые гребни волн упали черные тени и одевают их, как бы желая остановить единственное движение, заглушить немолчный плеск воды и вздохи пены — все звуки, которые нарушают тайную тишину, разлитую вокруг вместе с голубым серебром сияния луны, еще скрытой за горными вершинами.
— А-ала-ах-а-акбар!.. — тихо вздыхает Надыр-Рагим-оглы, старый крымский чабан, высокий, седой, сожженный южным солнцем, сухой и мудрый старик.
Мы с ним лежим на песке у громадного камня, оторвавшегося от родной горы, одетого тенью, поросшего мхом, — у камня печального, хмурого. На тот бок его, который обращен к морю, волны набросали тины, водорослей, и обвешанный ими камень кажется привязанным к узкой песчаной полоске, отделяющей море от гор. Пламя нашего костра освещает его со стороны, обращенной к горе, оно вздрагивает, и по старому камню, изрезанному частой сетью глубоких трещин, бегают тени.
Мы с Рагимом варим уху из только что наловленной рыбы и оба находимся в том настроении, когда всё кажется призрачным, одухотворенным, позволяющим проникать в себя, когда на сердце так чисто, легко и нет иных желаний, кроме желания думать.
А море ластится к берегу, и волны звучат так ласково, точно просят пустить их погреться к костру. Иногда в общей гармонии плеска слышится более повышенная и шаловливая нота — это одна из волн, посмелее, подползла ближе к нам.
Рагим лежит грудью на песке, головой к морю, и вдумчиво смотрит в мутную даль, опершись локтями и положив голову на ладони. Мохнатая баранья шапка съехала ему на затылок, с моря веет свежестью в его высокий лоб, весь в мелких морщинах. Он философствует, не справляясь, слушаю ли я его, точно он говорит с морем:
— Верный богу человек идет в рай. А который не служит богу и пророку? Может, он — вот в этой пене… И те серебряные пятна на воде, может, он же… кто знает?
Темное, могуче размахнувшееся море светлеет, местами на нем появляются небрежно брошенные блики луны. Она уже выплыла из-за мохнатых вершин гор и теперь задумчиво льет свой свет на море, тихо вздыхающее ей навстречу, на берег и камень, у которого мы лежим.
— Рагим!.. Расскажи сказку… — прошу я старика.
— Зачем? — спрашивает Рагим, не оборачиваясь ко мне.
— Так! Я люблю твои сказки.
— Я тебе всё уж рассказал… Больше не знаю… — Это он хочет, чтобы я попросил его. Я прошу.
— Хочешь, я расскажу тебе песню? — соглашается Рагим.
Я хочу слышать старую песню, и унылым речитативом, стараясь сохранить своеобразную мелодию песни, он рассказывает.
I
«Высоко в горы вполз Уж и лег там в сыром ущелье, свернувшись в узел и глядя в море.
«Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в небо, и бились волны внизу о камень…
«А по ущелью, во тьме и брызгах, поток стремился навстречу морю, гремя камнями…
«Весь в белой пене, седой и сильный, он резал гору и падал в море, сердито воя.
«Вдруг в то ущелье, где Уж свернулся, пал с неба Сокол с разбитой грудью, в крови на перьях…
«С коротким криком он пал на землю и бился грудью в бессильном гневе о твердый камень…
«Уж испугался, отполз проворно, но скоро понял, что жизни птицы две-три минуты…
«Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел он ей прямо в очи:
«— Что, умираешь?
«— Да, умираю! — ответил Сокол, вздохнув глубоко. — Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо… Ты не увидишь его так близко!.. Ох ты, бедняга!
«— Ну что же — небо? — пустое место… Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно… тепло и сыро!
«Так Уж ответил свободной птице и усмехнулся в душе над нею за эти бредни.
«И так подумал: „Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, всё прахом будет…“
«Но Сокол смелый вдруг встрепенулся, привстал немного и по ущелью повел очами.
«Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном и пахло гнилью.
«И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы:
«— О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я… к ранам груди и… захлебнулся б моей он кровью!.. О, счастье битвы!..
«А Уж подумал: „Должно быть, в небе и в самом деле пожить приятно, коль он так стонет!..“
«И предложил он свободной птице: „А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся. Быть может, крылья тебя поднимут и поживешь ты еще немного в твоей стихии“.
«И дрогнул Сокол и, гордо крикнув, пошел к обрыву, скользя когтями по слизи камня.
«И подошел он, расправил крылья, вздохнул всей грудью, сверкнул очами и — вниз скатился.
«И сам, как камень, скользя по скалам, он быстро падал, ломая крылья, теряя перья…
«Волна потока его схватила и, кровь омывши, одела в пену, умчала в море.
«А волны моря с печальным ревом о камень бились… И трупа птицы не видно было в морском пространстве…
II
«В ущелье лежа, Уж долго думал о смерти птицы, о страсти к небу.
«И вот взглянул он в ту даль, что вечно ласкает очи мечтой о счастье.
«— А что он видел, умерший Сокол, в пустыне этой без дна и края? Зачем такие, как он, умерши, смущают душу своей любовью к полетам в небо? Что им там ясно? А я ведь мог бы узнать всё это, взлетевши в небо хоть ненадолго.
«Сказал и — сделал. В кольцо свернувшись, он прянул в воздух и узкой лентой блеснул на солнце.
«Рожденный ползать — летать не может!.. Забыв об этом, он пал на камни, но не убился, а рассмеялся…
«— Так вот в чем прелесть полетов в небо! Она — в паденье!.. Смешные птицы! Земли не зная, на ней тоскуя, они стремятся высоко в небо и ищут жизни в пустыне знойной. Там только пусто. Там много света, но нет там пищи и нет опоры живому телу. Зачем же гордость? Зачем укоры? Затем, чтоб ею прикрыть безумство своих желаний и скрыть за ними свою негодность для дела жизни? Смешные птицы!.. Но не обманут теперь уж больше меня их речи! Я сам всё знаю! Я — видел небо… Взлетал в него я, его измерил, познал паденье, но не разбился, а только крепче в себя я верю. Пусть те, что землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье — землей живу я.
«И он свернулся в клубок на камне, гордясь собою.
«Блестело море, всё в ярком свете, и грозно волны о берег бились.
«В их львином реве гремела песня о гордой птице, дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни:
„Безумству храбрых поем мы славу!
„Безумство храбрых — вот мудрость жизни! О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью… Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!
„Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!
„Безумству храбрых поем мы песню!..“»
…Молчит опаловая даль моря, певуче плещут волны на песок, и я молчу, глядя в даль моря. На воде всё больше серебряных пятен от лунных лучей… Наш котелок тихо закипает.
Одна из волн игриво вскатывается на берег и, вызывающе шумя, ползет к голове Рагима.
— Куда идешь?.. Пшла! — машет на нее Рагим рукой, и она покорно скатывается обратно в море.
Мне нимало не смешна и не страшна выходка Рагима, одухотворяющего волны. Всё кругом смотрит странно живо, мягко, ласково. Море так внушительно спокойно, и чувствуется, что в свежем дыхании его на горы, еще не остывшие от дневного зноя, скрыто много мощной, сдержанной силы. По темно-синему небу золотым узором звезд написано нечто торжественное, чарующее душу, смущающее ум сладким ожиданием какого-то откровения.
Всё дремлет, но дремлет напряженно чутко, и кажется, что вот в следующую секунду всё встрепенется и зазвучит в стройной гармонии неизъяснимо сладких звуков. Эти звуки расскажут про тайны мира, разъяснят их уму, а потом погасят его, как призрачный огонек, и увлекут с собой душу высоко в темно-синюю бездну, откуда навстречу ей трепетные узоры звезд тоже зазвучат дивной музыкой откровения…
Источник