Предупредительный диктант запасите корм для птиц
Тема 3. Состав слова
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
Запасите корм для птиц
Зима не за горами. Пора подумать о заготовке корма
для наших пернатых друзей. Многие посетители птичьих кормушек – большие
любители лесных ягод. В зимнюю бескормицу ягоды рябины и калины будут большим
лакомством для голодных птиц.
Грамматическое задание
1.
Выпиши из текста однокоренные слова,
выдели в них корень.
2.
Найди слова с приставками, выдели их.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
Запорхали снежинки
Наконец дождь как будто стал утихать. В воздухе
замелькало что-то белое. Да ведь это снег, первый снег в этом году! Он падает
на землю и тут же тает.
Снежинки похожи на белые звёздочки. Только не дыши на
них, растают. Скоро земля покроется большими сугробами.
Грамматическое задание
Найди и подчеркни слова с приставками.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Зяблик засвистел, улучшение погоды, побежали по
дороге, помидор покраснел, жёлтый туман, богатый урожай, посижу на пеньке,
наклеить марку, обрадовать маму, прочитаю книгу, домик в деревне, гнёздышко в
кустах, написать письмо.
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
Зелёные огоньки
Вечером у лесной тропинки мы увидели светлячков. Они
ползали и освещали свой маленький удивительный мир. Мы решили понаблюдать за
этими зелёненькими огоньками. Несколько светлячков всю ночь горели и переливались
на листочках сирени. Светят в темноте маленькие жучки. А мы хотим узнать о них
больше. Завтра прочитаем об этих зелёных огоньках в умной
книге.
(55 слов)
Грамматическое задание
Вариант 1
1.
Подбери и запиши четыре слова с корнем
-ХОД-.
2.
Разбери по составу слова ИЗБУШКА, ЗАПИСКА.
3.
Запиши три слова с суффиксом -НИК-.
Вариант 2
1.
Подбери и запиши четыре слова с корнем
-САД-.
2.
Разбери по составу слова ДОМИКИ, ПОДЕЛКА.
3.
Запиши три слова с суффиксом -ТЕЛЬ-.
Грамматическое задание
Вариант 1
1.
Выпиши из текста три слова с парными звонкими
и глухими согласными в корне.
2.
Подбери к словам однокоренные проверочные
слова.
Гла..кий, бума..ка, сколь..кий.
3.
Сделай звуко-буквенный разбор слова
ЛЕБЕДЬ.
Вариант 2
1.
Выпиши из текста три слова с парными звонкими
и глухими согласными в корне.
2.
Подбери к словам однокоренные проверочные
слова.
Ска..ка, сла..кий, кру..ка.
3.
Сделай звуко-буквенный разбор слова
ГОЛУБЬ.
Тема 5. Правописание слов с безударными
гласными в корне
СПИСЫВАНИЕ С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ
Спиши текст, вставляя букву, обозначающую безударный
гласный звук, рядом в скобках запиши проверочное слово.
Птенец горихвостки
Егор Павлович принёс из леса пт..нца горихвостки.
Птенец был совсем маленьким – даже л..тать ещё не умел.
Мы с Алёшкой прит..щили для птенца насекомых. Тут были
и з..лёные кузнечики, и всякие бабочки, и стрекозы, и красные божьи коровки, и
разноцветные жучки. Пригоршню насекомых выс..пали в клетку. С в..сёлым писком
птенец набросился на еду. Только склевал он зелёных и серых насекомых. А на
кр..сивых нарядных жучков даже не см..трел.
Нарядная окраска предупреждает: «Не тронь меня!»
(По Ю. Дмитриеву)
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
Море покрылось мелкой рябью. Лёгкий ветерок пробегает
по реке и рябит её поверхность.
После дождя небо прояснилось и появилось солнце.
За последние годы наша бабушка сильно поседела. Орёл
немного посидел и полетел дальше.
Мы спешим на поезд. Я внимательно спишу задание.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
Утро
Бабушка разбудила меня рано утром. Деревня ещё тихо
спала. Над рекой стелился туман. Трава от него была мокрая. Мы поспешили
навстречу солнцу. Под нашими ногами шуршала мелкая ершистая травка. В ней
желтели шляпки маслят и краснели рыхлые сыроежки. В росистой траве загорались
от солнца огоньки земляники.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Весёлая игра, осенние деньки, лесная дорожка,
читальный зал, искать грибы, под низкими ветвями, широкая улица, варёный
картофель, завтрак под осиной, пушистые жильцы, выдают газеты, холодная вода,
сосновые шишки.
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
Зимой в лесу
Побелели поля и пригорки. Тонким ледком покрылась
река и уснула в тишине. Ходит зима по горам
2.
Разбери по составу слова ВЕСТНИК, ВКУСНЫЙ.
3.
Замени данные слова однокоренными с непроизносимым
согласным звуком.
Поехать, хрустеть, сердечко.
Вариант 2
1.
Вспомни и запиши три слова с непроизносимыми
согласными, подбери к ним проверочные слова.
2.
Разбери по составу слова ТРОСТНИК,
УЖАСНЫЙ.
3.
Замени данные слова однокоренными с непроизносимым
согласным звуком.
Место, опоздать, радовать.
Тема 7.
Правописание предлогов и приставок. Правописание слов с разделительными Ъ и Ь
СПИСЫВАНИЕ
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая
скобки.
Ол..га Васил..евна улыбнулась. (Под)водой в море
бывают (под)водные камни. Птич..и малыши с..ёжились от холода. Мы скоро
(до)шли (до)своей палатки. Бол..шая лодка (от)плыла (от)берега. Дерев..я роняют
жёлтые лист..я. По объявлению в зоопарк привезли обез..яну. Лесные мурав..и
живут своим трудом. Ш..ёт одежду мастерица. Лодка (от)делилась (от)берега и плавно
(по)плыла (по)реке.
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
Гадкий утёнок
С каждой ночью полынья становилась всё меньше. Утёнок
устал работать лапками. Он выбился из сил.
Утром мимо проходил крестьянин. Он увидел на льду
птицу и отнёс домой. Утёнка отогрели.
Было бы слишком печально рассказывать про все беды и
несчастья гадкого утёнка в эту суровую зиму.
Вернулась весна! И гадкий утёнок увидел в воде своё
отражение. Его объяла радость. Это был красивый белый лебедь.
(По Г.Х. Андерсену)
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
Выдра
На снегу около берега виднеются свежие следы.
Они исчезают в полынье. Кто нырнул под лёд? Постойте за
деревом! Может, на ваше счастье зверь вынырнет.
Вдруг из полыньи вылезает выдра. Она съедает добычу.
Движения у выдры ловкие, сильные. Вот она быстро съехала со льда и отправилась
на подлёдную рыбную ловлю.
{По Г. Скребицкому)
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
На сучьях деревьев, крутой подъём, под старой елью,
съедобный гриб, ветка с листьями, день отъезда, верные друзья, побежал по
дороге, сбежал с горы, входили в класс, закатилось за шкаф, отъехал от дома,
пополз по мосту.
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
Советы школьнику
В твоём учебнике много текстов. Внимательно читай их.
Отвечай на вопросы. Это поможет тебе запомнить самое главное из статьи.
Но природу нельзя изучать только по учебнику. Друзья
помогут наблюдать днём за солнцем, а ночью за луной и звёздами. Труд людей
объединяет. Илья Петрович объяснит работу воды и ветра.
У Татьяны много книг и журналов. Там есть объяснения
и ответы на трудные вопросы. Человек – часть природы. Какое счастье – много
знать! (71 слово)
Грамматическое задание
Вариант 1
1.
Выпиши из текста одно слово с приставкой и
одно слово с разделительным Ъ.
2.
В данном предложении подчеркни изученные
орфограммы.
Ровными рядами золотистое зерно улеглось в тёплую
земельку.
Вариант 2
1.
Выпиши из текста одно слово с предлогом и
одно слово с разделительным Ь.
2.
В данном предложении подчеркни изученные
орфограммы.
Молодые осинки стройными рядами выстроились на берегу
ручья.
Источник
Тексты контрольных работ по русскому языку для 3 класса
УМК «Перспектива»
Входной контрольный диктант
Осенний лес.
Мы шли по лесной тропинке. По сторонам толпились молодые берёзки и осинки. Осенний лес был в золотистых красках. Ласково светило солнышко. Пахло грибами и листвой. Вот стайка крикливых дроздов слетела с рябины. Над моей головой раздался протяжный крик. Это высоко в небе летел большой косяк журавлей. Птицы отправились в далёкий путь на юг. До свидания, журавли!
Грамматические задания
1. В первом предложении подчеркните главные члены предложении, обозначьте части речи
2. Выпишите слова с проверяемой безударной гласной , подберите проверочные слова
Контрольный диктант по теме «Девять правил орфографии»
Зимний вечер.
Короток зимний день. Синий сумрак выполз из леса и повис над сугробами. Резко хрустел снег под ногами. На звездном небе появилась луна. Мороз крепчал. Вьюга намела большие сугробы. Деревья и кусты укрылись хлопьями снега. Старые пни надели на головы пушистые шапки. Поздним вечером мы подъехали к сторожке лесника. Маленький домик было чуть видно. Мы затопили печку. Ярко запылал огонь. В избушке стало тепло и уютно.
Грамматические задания
1.В 4 предложении подчеркните главные члены предложении, укажите части речи
2.Выпишите два слова с проверяемой безударной гласной в корне слова ,подберите к ним проверочные слова.
Контрольный диктант за 1 четверть.
Осенью.
Октябрь. На дворе стоит глубокая осень. Скучная картина! Льют частые дожди. Осенний ветер срывает последние листья с деревьев. Тропинки в лесу укрыл ковёр из пёстрых листьев. Ласточки, солови улетели на юг. Сороки, вороны летят к жилью людей. Звери спрятались в тепло. Скоро утренний мороз затянет льдом лужи.
Грамматические задания
1. В первом предложении подчеркните главные члены предложении, обозначьте части речи
2. Выпишите слова с проверяемой безударной гласной , подберите проверочные слова
Проверочная работа по теме: «Слово и его значение».
Скучная картина.
Пришла ненастная осенняя пора. Леса редеют и пустеют. Там стоит тишина. Только тяжёлая мокрая ворона садится на голую ветку и кричит. Галки летают стаями. Частый дождик мочит землю. Она выглядит уныло под темным серым небом. Потянулись с севера на юг длинные караваны гусей, уток, журавлей. С прощальным криком улетают от нас летние гости. Летят они цепью или клином.
Грамматические задания
1. К слову «идти» подберите синонимы
2. К слову «тихонечко» подберите антонимы
3.Соедините стрелкой фразеологизмы и их значения
Проливной дождь, ливень Беречь как зеницу ока
Льет как из ведра Очень быстро летать
Заботливо охранять что-то Лететь стрелой
Проверочная работа по теме Предложение».
Снегирь.
Родина снегирей – суровые хвойные леса северной тайги. В октябре они прилетают на зимовку в наши края. Резко выделяется снегирь на фоне снега своим ярким, красочным оперением. Холодной зимой птицы едят семена ольхи, клена. Особенно любят они ягоды рябины. Весной снегири будут далеко на родине. Птицы совьют там гнёзда, выведут птенцов. Снова услышим их звонкий свист в зимнем лесу только в начале зимы
Грамматические задания
1.Выпишите и подчеркните главные члены предложении и обозначьте части речи. I вариант – во втором ,
II вариант – в пятом.
2. Подчеркните предложения с однородными членами.
3.Расставьте знаки препинания..
I в. Шофер улыбнулся влез в кабину завел мотор.
II в. Собака легла на спину подняла лапки и стала махать хвостиком
Проверочная работа по теме «Состав слова».
Синички
Стоит чудесный зимний денек. Под моё окошко летят прелестные птички. Смотрю на синиц. Вот они сидят на ветвях кудрявой березы. На голове черная шапочка. Спина, крылья и хвостик желтые. На короткую шейку птичка словно галстучек повязала. Грудка яркая. желтая. Будто жилет синица надела. Хороша птица!
Тест «Проверь себя» (Выполняется по заданиям в учебнике на стр.121)
Контрольный диктант за II полугодие
Помоги птицам.
Зима. Трещал сильный мороз. Ребята вышли на улицу. На березках висели кормушки. Мальчики положили туда кусочки сала. Скоро прилетели синички. Они радостно щебетали. В стороне кружилась маленькая птичка с красной грудкой. Таня разбросала на снежок горстку семян. Снегирь подлетел и стал клевать вкусные зёрнышки.
Грамматические задания
1.Выписать из текста 1 вариант – 3 предложение, 2 вариант – 4 предложение дать ему характеристику, подчеркнуть грамматическую основу, выписать словосочетания и обозначить части речи.
2.Разобрать по составу слова:
1в. Мороз, разбросала, вкусные. 2в. Лёд, прилетала, сильные.
3.Спиши слова, вставь пропущенные буквы, выдели орфограмму, подчеркни лишнее слово.
В_ршина, д_ревья, п_рог, пч_ла.
Контрольный диктант по теме «Мягкий знак (ь) после шипящих в конце
имен существительных женского рода»
На охоте.
Вот первый луч солнце осветил верхушки деревьев. Мы встали и отправились на охоту. Дорога шла через рожь. Я с интересом смотрел по сторонам. Вот пробежала полевая мышь. Пролетел к лесу пёстрый чиж. У опушки мы услышали плач. Это прокричал сыч. У леса нас встретил егерь – лесной сторож. Мы оставили вещи в сторожке. С собой взяли только ружьё. В рюкзаке лежали лаваш и несколько яиц. В этих лесах встречается тетерев-косач. Егерь завёл нас в глушь. Мы тихо вышли на поляну и затаились. В кустах кто-то зафыркал. Это ёж. Долго мы ждали удачи. И все же нам повезло. Мы возвращались усталые и несли на поясе дичь. К сторожке мы подошли за полночь.
Грамматические задания
1.Выпишите три имени существительных, оканчивающих на шипящие согласные. Обозначьте орфограмму.
2.Обозначьте грамматическую основу.
I вариант – в третьем предложении, II вариант – в пятом предложении
3.Замените выделенные буквы так, чтобы получились слова со следующим значением.
Печь – … (средство человеческого общения)
Ложь – … (культурное растение – злак)
Брешь – … (женское украшение)
Тишь – … краска для черчения)
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
Летучая мышь
Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересный зверь. Днем летучая мышь спит. Широкие крылья похожи на плащ.
Вот погас последний луч солнца. Наступила ночь. Летучие мыши — ночные хищники. Они легко ищут добычу в ночной тиши.
Ученые пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места.
Как это происходит? Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идет назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал. (По В. Бианки)
Слова для справок: увидели, способность.
Грамматические задания
1. Выпишите три словосочетания с именами существительными, выделите окончания, определите род, число, падеж.
2.Замените выделенные слова антонимами и запишите словосочетания.
Вспоминать о лете — …, новость о поражении —…, мечтать о мире-….
3. Спишите. Запишите имена существительные, данные в скобках, в родительном падеже.
Яна купила пару (ботинки) и две пары (чулки). В саду собрали урожай (яблоки) и (груши).
Контрольный диктант за 3 четверть
Ледяные красавицы.
Наступил март. Всё жарче и жарче светило весеннее солнце. Мягкий ветерок гнал и торопил облака. На балконах и крышах домов повисли сосульки. Днём солнечный луч играл с ледяными красавицами. Они сверкали и отливали серебром. Первые крупные капли упали на землю. Съехала с крыши большущая шапка снега.
Наступила ночь. Подморозило. Ледяная корка покрыла землю. Но весна рядом. В городе первые её вестники – сосульки.
Грамматические задания
1.Разобрать имя существительное как часть речи: для 1 варианта – облака, балконах; для 2 варианта – крышах, сосульки.
2.Просклонять имя существительное по падежам с вопросами: для 1 варианта – снега; для второго варианта – землю.
3.Найти в тексте все глаголы подчеркнуть их, обозначить число, время и суффиксы.
Контрольный диктант по теме «Глагол»
Не бери в лес ружьё.
В глубокой древности оттолкнул от себя человек зверей и птиц на расстояние вытянутой руки. А потом – на расстояние стрелы. А что ему было делать? Нужно было есть и шить одежду. С тех пор это расстояние растёт. И вот уже не подпускает к себе зверь и на ружейный выстрел. Но теперь одежду и мясо нам дает хозяйство. Зачем нам враждовать с дикими животными? Человек устраивает зоопарки, держит дикарей дома. Но клеточный зверь не похож на лесного. Человек идёт в лес. Но всё живое в ужасе бежит от человека. Виноваты в этом охотники. Это они приносят в лес страх. Не бери в лес ружьё. Не поднимай палку и не тянись за камнем. И мы снова обретём добрых соседей. Надо сберечь дикую природу для наших потомков.
Грамматические задания
1.Сделайте разбор как части речи трех глаголов: в прошедшем, настоящем и будущем времени.
2.Составьте и запишите три предложения с отрицательной частицей НЕ о том, чего нельзя делать в лесу.
3.Спишите предложения, ставя отрицательную частику НЕ перед глаголами.
С огнем шути, ветру верь. Чего знаешь, то и говори. Посеешь – урожай соберешь.
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Деревья скрипят.
Каждое скрипучее дерево на свой лад скрипит. Интересно слушать в лесу этот скрип. Раньше я все ночёвки под скрипучим деревом и устраивал. И за весёлым треском костра, и за бульканьем горячего чая, сквозь дремоту – всё скрипит да скрипит дерево. К утру я уже знал, почему скрипит дерево. То растут два дерева тесно, упёрлись друг к другу сучьями – вот и скрипят. То ветер повалит одно слабое дерево другому на плечи – тоже оба скрипят. Иное дерево на вид здоровое, а нутро имеет трухлявое. Чуть дунул ветерок – скрипит. А то снег зимой дерево скрючит. Стоит оно гнутое и тоже скрипит. Наслушался я по лесам разного скрипа. И в хвойном, и в лиственном лесу деревья скрипят. И каждое по-особому, о своём.
Грамматические задания.
(Работа по вопросам и заданиям из раздела «Проверь себя» стр.125)
Источник
Письменные проверочные работы
по русскому языку в 3 классе
Предупредительные диктанты.
Цель: закрепить орфографический навык, умение связать изученное правило
с примером из текста.
Лето в лесу
Июль – середина лета. Как хорошо в лесу! На деревьях зеленая листва. В воздухе сильно пахнет душистой травой. В кустах у речки слышны голоса
птиц. Летом голод не страшен для зверей.
Запасите корм для птиц.
Зима не за горами. Пора думать о заготовке корма для наших пернатых
друзей. Многие посетители птичьих кормушек – большие любители лесных
ягод. В зимнюю бескормицу ягоды рябины и калины будут большим лаком-
ством для голодных птиц.
Грамматическое задание.
1. Выпиши из текста однокоренные слова. Выдели в них корень.
2. Найди слова с приставками, выдели их.
Гадкий утенок.
С каждой ночью полынья становилась всё меньше. Утенок устал работать лапками. Он выбился из сил. Утром мимо проходил крестьянин. Он увидел на льду птицу и отнёс домой. Утёнка отогрели.
Было бы слишком печально рассказывать про все беды и несчастья гадкого утёнка в эту суровую зиму.
Вернулась весна! И гадкий утёнок увидел в воде своё отражение. Его объяла радость. Это был красивый белый лебедь.
Черёмуха.
На опушках лесов, по берегам рек и ручьёв прежде всего распускается и цветёт черёмуха. Это очень приятное зелёное и весёлое деревце. Оно всегда улыбается. А когда пахучие белые цветы покрывают её, даже смеётся. Любуясь на цветущую черёмуху, невольно начинаешь улыбаться.
Объяснительные диктанты.
Цель: развивает самостоятельность мышления, закрепляет навык применения своих знаний на практике, активизирует деятельность
учащихся.
На реке.
Стоят летние деньки. Друзья бегут к реке. Далеко слышен весёлый крик мальчиков. Вот и речка. Чепца с чистой прозрачной водой. Плещутся тут дети с утра до вечера. Как хорошо после холодной воды лежать на горячем песке! Спасибо нашей речушке.
Грамматическое задание.
1. Поставь вопросы к словам, обозначающим предмет.
2. Определи имена прилагательные. Как это делается?
3. Найди однокоренные слова. Объясни.
(…………..)
Дождь стучал по стёклам и разбудил кота Кузьку. Он потянулся и лениво подошёл к окну. Тут наш кот проснулся. Начал ловить лапой капли. А они
не ловятся! Прыгает, хватает, а капель нет. Удивляется глупый кот. Где
капли?
Грамматическое задание.
1.Опередели, сколько предложений в тексте.
2. Определи тему текста.
3. Озаглавь его.
4. Объясни правописание безударных гласных в словах.
Запорхали снежинки.
Наконец дождь как будто стал утихать. В воздухе замелькало что-то белое.
Да ведь это снег, первый снег в этом году! Он падает на землю и тут же тает.
Снежинки похожи на белые звёздочки. Только не дыши на них, они растают. Скоро земля покроется большими сугробами.
Грамматическое задание.
1. Найди и подчеркни слова с приставками.
Утро.
Бабушка разбудила меня рано утром. Деревня ещё тихо спала. Над рекой стелился туман. Трава от него была мокрая. Мы поспешили навстречу солнцу. Под нашими ногами шуршала мелкая ершистая трава. В ней желтели шляпки маслят и краснели рыхлые сыроежки. В росистой траве загорались от солнца огоньки земляники.
Выдра.
На снегу около берега виднеются свежие следы. Они исчезают в полынье. Кто нырнул под лёд? Постойте за деревом! Может, на счастье зверь вынырнет.
Вдруг из полыньи вылезает выдра. Она съедает добычу. Движения у выдры ловкие, сильные. Вот она быстро съехала со льда и отправилась на подлёдную рыбную ловлю.
Контрольные диктанты.
Контрольные диктанты проводятся после изучения большой орфографической темы с целью проверки навыков правописания. Они
сопровождаются двумя-тремя грамматическими заданиями.
Зелёные огоньки
Вечером у лесной тропинки мы увидели светлячков. Они ползали и освещали свой маленький удивительный мир. Мы решили понаблюдать за этими зелёненькими огоньками. Несколько светлячков всю ночь горели и переливались на листочках сирени. Светят в темноте маленькие жучки. А мы хотим узнать о них больше. Завтра прочитаем об этих зелёненьких огоньках в умной книге. (55сл.)
Грамматическое задание.
1 вариант.
1. Подбери и запиши четыре слова с корнем – ход-.
2. Разбери по составу слова избушка, записка.
3. Запиши три слова с суффиксом – ник-.
2 вариант.
1. Подбери и запиши четыре слова с корнем – сад-.
2. Разбери по составу слова домики, поделка.
3. Запиши три слова с суффиксом -тель-.
Пришла зима.
Ночью ударил мороз. Он сковал ледком лужи на лесных дорожках. Резкий ветер гулял по лесу. Зябко стало дубкам и берёзкам. Холод загнал в норки зверьков. Мелкие пташки спрятались в гнёздышки. Там птичкам тепло. Вдруг каркнул ворон. Робкий зайчишка прижал от страха ушки. Школьники стали готовить кормушки для птиц и зверей. (52сл.)
Грамматическое задание.
1 вариант.
1.Выпиши из текста три слова с парными звонкими и глухими согласными в корне.
2.Подбери к словам однокоренные проверочные слова.
Гла…кий, бума…ка, сколь…кий.
3. Сделай звуко-буквенный анализ слова лебедь.
2 вариант.
1. Выпиши из текста три слова с парными звонкими и глухими согласными
в корне.
2. Подбери к словам однокоренные проверочные слова.
Ска…ка, сла…кий, кру…ка.
3. Сделай звуко-буквенный анализ слова голубь.
Дорога к озеру.
Весь день мы шли сосновыми лесами. На сухих полянах пели кузнечики. В воздухе пахло горячей сосновой корой и душистой земляникой. В небе над верхушками сосен висели ястребы. Мы отдыхали в тени осин и берёз. Потом пробирались через чащу на сырые места. Дышали грибным прелым запахом травы и корней. Жара для нас была мучительна. Только к закату мы вышли на берег озера. (64 сл.)
Грамматическое задание.
1 вариант.
1. Определи падеж выделенных существительных.
От почки к почке скатывается капля.
2. Определи род имён существительных и вставь пропущенные буквы.
Тиш…, этаж…, доч…, калач…
3. Напиши по два существительных мужского, женского и среднего рода.
2 вариант.
1. Определи падеж выделенных существительных.
1.По коре большой ветки бежит вода.
2. Определи род имён существительных и вставь пропущенные буквы.
Шала…, сторож.., ноч…, помощ…
3. Напиши по два существительных среднего, женского и мужского рода.
После грозы.
Грозовой ливень насытил землю водой, очистил воздух от гари и пыли.
Промытое голубое небо широко улыбалось. Радостное солнце трепетало повсюду. Земля дышала свежим ароматом пыли и мяты. Прекрасно в такой
ласковый день побегать по влажной прибрежной траве. Мы бродим по песчаному дну тёплой реки, плещемся в чистой воде и радуемся всему.
А вокруг капает с деревьев, играет нежное солнышко. Поют зяблики, соловьи, дрозды. (66 сл.)
Грамматическое задание.
1 вариант.
1.Определи время и число глаголов в предложениях.
Летом волки ходят сытые.
Ветер погнал тучу к мокрым лесам и полям.
Скоро в небе вспыхнут первые лучи солнца.
2. Во втором предложении диктанта подчеркни главные члены.
3.Вставь в данное предложение подходящий глагол.
Солнце … за тучу, и стало темно.
2 вариант.
1.Определи время и число глаголов в предложениях.
По опушкам леса растут грибы.
У корней деревьев скоро проворно забегают муравьи.
Гордая старая цапля спустилась к воде.
2.В третьем предложении диктанта подчеркни главные члены предложения.
3. Вставь в данное предложение подходящий глагол.
В это время по дорожке … зверёк страшнее кошки.
Источник