Птицы делают запасы корма на зиму окружающий мир 2 класс
Ninaarc 2 года назад Предусмотрительные птички, оставшиеся зимовать, заранее готовятся к зиме, которая может быть холодной и снежной. А потому они прячут съестные припасы в надежде на то, что в суровое время они не останутся голодными. Многие птицы запасают корм на зиму, а делают это все по-разному. Например, синички и поползни прячут в трещины коры и в расщелины насекомых и семена. А кедровка выбирает орешки кедра, а затем во рту уносит их в удобное место, где и закапывает. Причем укладывает по несколько орехов в лесную подстилку или же в землю. А вот черноголовые гаички и синицы еще в ноябре месяце собирают осыпающиеся шишки елок и пихт. Сойки выбирают в качестве зимней подкормки желуди, которые прячут в слое лесной подстилки. Воробьиный и мохноногий сычи обожают “живой” корм, а потому охотятся на мышей и других грызунов. Но весь корм они осилить осенью не могут, поэтому часть добычи они оставляют на хранение в дуплах деревьев. Многие птицы забывают о местах хранилищ, а потому весной некоторые тайники так и остаются нетронутыми. система выбрала этот ответ лучшим Metelitsa 6 лет назад Самая известная птица, делающая запасы на зиму – это сойка. Она собирает желуди и относит их в еловые и сосновые леса (там, где зимой будет мало снега), а там зарывает под опавшую хвою. Также она может прятать орешки лещины, плоды ландыша, вишни и т.д. Сойка делает много запасов на зиму, и не о всех из них помнит, поэтому зимой, когда сойки отыскивают свои запасы, они не всегда находят именно свои. А многие “тайники” и не находят вовсе, чем помогают расселяться растениям – ведь из плода прорастает растение (например, из желудя вырастет дуб). Но сойкам не хватает их запасов на зиму, часто они выручают только в первые недели зимы. Также делает запасы на зиму поползень – он запасает желуди, семена клена, липы, орехи лещины, все это прячет в трещинах коры. Причем поползень, в отличие от сойки, на свою “территорию” других птиц не пускает, его кладовые помогают ему выжить всю зиму. Если поползень находит запасы других птиц, он тут же перетаскивает их в свои кладовые, перепрятывает. Зимой поползень также пополняет по возможности свои кормушки. В Сибири в кедровых лесах обитает птичка-кедровка, которая также запаслива, как и поползень – она делает запасы на зиму из кедровых орешков, может собрать их до нескольких десятков тысяч. За зиму она не всегда съедает весь запас, поэтому, также как и сойка, помогает расселению растений. tana76 2 года назад Зимующие птицы, отличие от перелетных, остаются на зиму. Но для обеспечения своего пропитания у разных птиц применяются свои подходы. Некоторые птицы привыкли подбирать подножный корм- ягоды,оставшиеся на ветках, а городские птицы поедают пищу, оставленную человеком. Некоторые птицы делают запасы на зиму, однако сами пользуются этими запасами не полностью: они попросту не могут все свои запасы найти. Получается, что птицы находят запасы, сделанные другими птицами,и благодаря этому выживают. Запасливые птицы России: кедровка – собирает кедровые орешки, она их закапывает в почву или лесную подстилку. сойки таким же способом прячут желуди дуба, сычи дуплах деревьев запасают тушки мелких грызунов (мышь-полевка и другие), вороны и сороки тоже прячут излишек пищи под опавшую листву или под снегом, черноголовая гаичка и синица-московка запасают семена шишек пихты и ели. Синички прячут свой корм в щели в коре деревьев, под сучками (это могут быть засохшие гусеницы, личинки). Поползень собирает крылатки клена, орешки бука, которые прячет тоже в трещины коры. Nelli4ka 2 года назад Запасы на зиму делают те птицы, которые не планируют перелет зимой (неперелетные). Сойка делает большие кладовые, которые состоят из желудей. Порой эти залежи достигают четырех килограммов. Конечно, она не всегда выкапывает все: так появляются новые дубы. Такая же история с кедровкой: она прячет на зиму большое количество кедровых орехов, которые не всегда пригождаются этой птичке. Поползень собирает не только орешки и желуди, а еще различные семена, плоды липы. Синички прячут насекомых: то в лишайниках, то в коре деревьев. Воробьиный сыч поступает так: ловит мышей, небольших птиц и складывает их прямо в своем дупле. Кошка Мурочка 2 года назад Зимой птичкам, которые не улетают в теплые края порой приходится туго, некоторые из них делают запасы на зиму. Так сойка – одна из таких птичек, она таскает желуди, в среднем одна сойка может сделать запасов килограмма на пять. Иногда она забывает про эти запасы, и тогда растут новые деревья. Еще одна птичка, которая любит делать запасы – это кедровка. Эта птица любит лакомиться кедровыми орешками, именно их она и собирает, чтобы отложить в запас. Красная Стрела 2 года назад Ответить на этот вопрос можно просто, запасы должны делать те птицы, которые не улетают зимой на юга, а остаются зимовать. К одной из таких птиц можно назвать сойку, обычно она собирает на зиму желуди (ее запасы могут достигать до четырех килограмм). Также можно отнести и кедровку к этой группе, она, понятное дело запасается кедровыми орешками. Вороны и синицы также делают отложения на зиму, в основном под листьями, под снегом. -Irinka- 2 года назад Многие из птиц, кто не улетает на юг с приходом холодов, делают запасы провизии с целью вынести холодную зиму. К таким птицам, делающим запасы съёмного на зиму можно отнести:
дольфаника 5 лет назад Это относится к птичьим секретам, но наблюдения за поведением птиц дает ответ на этот вопрос. Припасы на зиму делают
Сахарный имбирь 2 года назад Очень многие птицы беспокоятся о том, чем они будут питаться зимой. Небольшие запасы делают даже сороки и вороны, они складывают съестное под траву или снег. Запасы делают синицы, черноголовая гаичка, сойки, кедровки. Сорокопут известен тем, что насаживает свои припасы на кустарники, а точнее на их колючки. Красное облако 2 года назад Например сойка, или кедровка они делают запасы на зиму. Так сойка собирает жёлуди, орехи и прячет их в расщелинах пней. Причём запасы очень внушительные для такой не большой птицы, в районе 5-и кг желудей заготавливает на зиму. Знаете ответ? |
Источник
Задачи урока: продолжить начатое в 1-м классе
знакомство с птицами; дать понятие о перелётных и
зимующих птицах; продолжить прививать любовь к
родной природе.
Планируемые результаты: понять причины, по
которым перелётные птицы покидают родные края;
научиться различать перелётных и зимующих птиц.
Ход урока
1. Повторение материала предыдущего урока.
– Какова была тема предыдущего урока?
– Шестиногие и восьминогие.
– Кого мы называем шестиногими, а кого
восьминогими?
– Насекомых и пауков.
– Какие изменения происходят осенью в их жизни?
(ответы детей)
Можно провести разноуровневую проверочную
работу по усвоению темы. (смотри “Приложение”)
2. Сообщение темы и целей урока.
Тема нашего урока “Птичьи секреты”. (слайд
1)
– Как вы думаете какие секреты могут быть у птиц?
( Дети высказывают свои предположения)
3. Изучение нового материала с пошаговой
подачей информации.
– Замечали ли вы осенью стаи улетающих птиц?
Какие это были птицы? Где вы их видели? Как
называют таких птиц? (слайд 2)
– Каждую осень многие птицы улетают из наших
краёв, а весной возвращаются . Таких птиц
называют перелётными. (слайд 3)
-Вот они перед вами. Назовите птиц, которых вы
узнали на слайде. Это всё перелётные птицы.
Почему их так назвали. (Ответы детей)
– Откройте тетради на странице 56. Найдите
перелётных птиц.
– Куда же улетают перелётные птицы? Это первый
птичий секрет, который люди очень долго не могли
раскрыть. Предполагали даже, что птицы осенью
улетают на …Луну. Но вы то знаете куда улетают
птицы осенью? (Ответы детей)
(слайд 4)
– Перелётные птицы улетают на зиму в тёплые
края.
– А как об этом узнали люди? (Ответы детей)
– Учёные узнали об этом надевая на лапки птицам
лёгкие кольца. Когда птицу с кольцом видели в
других странах об этом сообщали учёным. Так
постепенно стали известны маршруты птичьих
путешествий. (слайд5)
– Часть птиц зимует на юге России, а часть
улетает в Африку и Азию.
– Как же птицы узнают , куда им лететь, ведь у них
нет карты, компаса, навигатора? (Ответы детей)
(Слайды 6, 7)
– Нужно признать, что пока учёные этого до конца
не знают.
Одна из гипотез заключается в том, что птицы
чувствуют магнитные поля, которые окружают
Землю. Магнитные линии располагаются по
направлению от северного магнитного полюса к
южному. Возможно, именно эти линии и служат для
птиц направляющими.
Учёные проводили опыты: на шею голубям вешали
магнитные пластинки. Это мешало птицам
ориентироваться, но полностью сбить их с пути
магнитные пластинки не могли.
Дополнительными ориентирами для определения
направления полета служат особенности
ландшафтов (поворот реки, горы, группы деревьев).
Возможно, что птицы ориентируются также по
расположению солнца. При дальних перелетах
наибольшее значение имеют, по-видимому, не
наземные, а небесные ориентиры: солнце — днем,
луна и звезды — ночью. скорее всего, птицы в
перелетах используют все эти виды ориентиров:
магнитное поле, астрономические и наземные
ориентиры.
– Кто видел стаи улетающих птиц? Как птицы летят
в стае?
(слайд 8)
Скворцы, дрозды и другие мелкие птицы летят
скученной стаей. Кулики – шеренгой. Гуси и
журавли клином. Утки – косяком. Одни летят днём –
аисты, журавли, хищные птицы, ласточки, стрижи, а
другие ночью – мухоловки, славки, трясогузки.
Некоторые и летят и идут пешком. Например,
коростель -дергач.
Птичья дорога далека и полна опасностей. Очень
много пернатых во время перелётов погибает.
Только самые сильные, самые выносливые
добираются до тёплых краёв.
– Почему одни птицы улетают, а другие остаются?
(ответы детей)
(слайд 9)
– Птицы улетают потому, что для них нет корма:
исчезают насекомые, травянистые растения
увядают, водоёмы замерзают.
– Но вот второй птичий секрет. Многие птицы
улетают задолго до того, как исчезнет их корм.
Например ласточки и стрижи улетают первыми ещё в
августе, когда повсюду много насекомых. Как они
узнают о приближении голодного времени? (ответы
детей)
(слайд 10)
– Перелётные птицы замечают, что дни ближе к
осени становятся короче. Это и служит для них
сигналом – пора в дорогу.
– Но не все птицы улетают, некоторые остаются.
Каких птиц вы видели зимой рядом со своим домом,
школой? (ответы детей)
(слайд11)
– Вот эти птицы. Назовите их. Как называются
птицы, которые не улетают от нас на зиму в тёплые
края?
– Это зимующие птицы. Откройте тетрадь на
странице 56 и найдите зимующих птиц.
(слайд 12)
– Вот и третий птичий секрет, который надо
раскрыть. Почему не улетают от нас зимующие
птицы? (ответы детей)
– Могут находить себе корм. Некоторые птицы
осенью запасают корм.
– А как вы думаете, какие птицы делают припасы на
зиму? Что они запасают и где? (ответы детей)
(слайды 13,14,15)
Некоторые птицы осенью собирают запасы корма.
Кедровка выклёвывает орешки кедровой сосны и,
набивая ими ротовой мешок, уносит их на некоторое
расстояние и закапывает порциями в несколько
орешков в почву или лесную подстилку.
Сооруженные запасы использует зимой лишь
частично.
Подобным же образом сойки запасают жёлуди дуба.
Мохноногие и воробьиные сычи запасают к
зиме мелких грызунов, которых они складывают в
дупле деревьев. Максимально известная величина
запаса – 86 трупиков полёвок.
Небольшие запасы корма делают вороны и сорока,
припрятывая пищу под опавшими листьями или в
снегу; позднее часть этого корма они находят и
подают.
В октябре, ноябре, когда осыпаются шишки пихты и
ели, занимаются заготовкой запасов пищи
черноголовая гаичка и синица-московка. Синицы,
достав семена из раскрытых шишек или подобрав их
с земли, прячут добытый корм в щели коры, под
наросты лишайников, пристраивают их снизу за
отставшую кору боковых ветвей, то есть в те места,
где эти места не будут засыпаны снегом.
Хохлатая синица собирает семена сосны и ели, а
также личинок и гусениц, которых прячет по
одиночке в разные места под сучками, под
лишайниками на деревьях , причем делает это так,
чтобы они были заметны только снизу. Зимой, когда
снег покрывает ветви сверху, пищу легче
отыскивать.
Создает себе запасы и поползень, закладывая
крылатки клена, буковые орешки и прочий корм в
трещины коры деревьев.
(слайд 16)
Зимние запасы помогают птицам пережить трудный
в кормовом отношении сезон года – зиму. Именно
поэтому птицы, запасающие корм, не улетают в
тёплые страны, а зимуют там, где живут летом
.Характерно, что каждая птица находит зимой
только часть своих летних запасов и пользуется
пищей, заготовленной другими птицами. Так птицы
помогают друг другу.
(слайд 17)
Многие зимующие птицы не делают запасы, а
питаются тем, что смогут найти. Скорее всего вы
видели как зимой воробьи, синицы, поползни что-то
склёвывают на ветках. А вот что? Что ищут птицы в
голых ветвях деревьев? (ответы детей)
– Вспомним предыдущий урок. Откройте учебники
на странице 90, прочитайте второй абзац. Так что
ищут птицы на голых ветвях деревьев?
(слайд18)
Вы все видели красавцев снегирей и свиристелей.
Насекомыми они не питаются, а чем же они питаются
зимой? (ответы детей)
– Ягодами рябины, калины.
(слайд 19)
– А как люди могут помочь зимующим птицам?
(ответы детей)
4. Рефлексия.
– Какие птичьи секреты мы с вами сегодня
раскрыли?
– Какой секрет вас больше всего удивил?
– Что интересного вы узнали из жизни птиц
осенью?
5. Проверим себя.
- Какие птицы называются перелётными, а какие
зимующими? - Почему перелётные птицы не могут оставаться на
зиму в наших краях, а зимующие могут? - Как птицы узнают о том, что им пора отправляться
в путь? - Какие зимующие птицы осенью запасают корм?
Источник
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Базовый учебник: Окружающий мир А. А.
Плешаков, М. Ю. Новицкая
Цель: дать понятие о зимнем образе
жизни птиц и зверей не впадающих в спячку, о
способах их приспособления к зимним условиям.
Формы работы учащихся: фронтальная,
индивидуальная, групповая.
Данный урок был составлен и проведен согласно
всем требованиям ФГОС, а также психологических
особенностей детей данного возраста.
Поставленные задачи на уроке реализованы
через проблемно-деятельностный подход, т.е.
обучение организовано таким образом, чтобы
включить всех учащихся в учебно-познавательную
деятельность, поэтому урок начат с
эмоционально-психологического настроя, с
совместной выработки темы, целей урока, для этого
был использован занимательный материал.
Адекватно задачам урока была организована
частая смена видов деятельности, что позволили
сделать урок динамичным, оптимальным по темпу и
создать условия для активной работы детей,
активизировать их познавательную деятельность.
Чтобы познавательный интерес стал мотивом
познавательной деятельности учащихся, перед
учениками были поставлены посильные
познавательные задачи.
Для активизации мышления учащихся
использовались система вопросов на основе их
личного опыта, создавались проблемные ситуации,
использовался ПК. Была создана ситуация
психологического комфорта для детей, когда
каждый ребенок успешен в своем мнении, он не
боится высказываться.
Внимание учащихся на уроке было мобилизовано
различными способами: через прямое требование;
связывая изученный материал с жизнью школьника;
с помощью использования занимательной
информации и проблемных ситуаций. Ставились
учебные задачи, требующие осмысления,
доказательства. Задания способствовали развитию
мыслительных операций: сравнению и обобщению.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Самоопределение к деятельности (организационные моменты)
– Улыбнитесь друг другу, желая хорошего
| После стихов дети садятся за парты. |
2. Актуализация знаний а) Проверка – На какие группы делятся все растения? – Какие растения зимуют под снегом зелёными? Подвести итог. Оценки. б) Сейчас мы вспомнили, как изменилась жизнь | Деревья, кустарники, травы. Ответы детей. «Зимняя жизнь птиц и зверей». |
3. Открытие нового знания а) А – От кого прячутся звери и птицы? Игра «Зоркий глаз» – Сейчас вам предстоит разглядеть кого же | От холода. Перечисляют названия птиц и животных. |
б) – На какие две группы можно поделить этих животных? – Посмотрите на группу птиц. – Какая птица здесь лишняя? Почему? – Как можно назвать таких птиц? – Почему они от нас улетют? – Как называются птицы, которые остаются зимовать с нами? – Почему они не улетают? – Отгадайте загадки и
– А вот еще один гость.
| Птицы и звери. Перелетные. Снегирь — живут на Севере. Название птицы Свиристель — стайки очень красивых и крупных |
б) Ребята, что за шум? Что за писк? – – Почему вместе легче? | |
в) Народная мудрость утверждает: «Всякая птица своим клювом сыта». – Объясните, как вы понимаете смысл этой пословицы? Что умеет делать клюв? – Ребята, | Птицы с помощью клюва добывают себе еду. Проверка по образцу. Таким клювом он шелушит шишки. |
г) – Чем питаются птицы которые остаются зимовать? д) – Ребята, а вы знаете, что в лесу живент птица, которая очень рада зиме. Давайте послушаем о чем она рассказывает чижу. | Семенами растений; ягодами рябины, калины, боярышника; личинками насекомых, спрятавшихся в кору деревьев. |
Сценка Клест и Чиж
| – Ты, клест, чего визжишь? Обидели тебя, что ли? – Да нет, Чижик, это я радуюсь! – Нашел время радоваться. – Как раз самое время, как раз! У меня в гнезде птенчики вывелись, – до чего милы, до чего хороши: – В такой-то мороз? Да они живыми не останутся! – Еще как будут жить-поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать-клестиха греет их вроде печки. И тепло им и сытно, и от моей песенки весело. Они |
Физкультминутка
| |
е) – Почему зверям так же трудно зимой, как и птицам? – На какие две группы их можно разделить? – Почему медведя называют медведем? – Давайте послушаем какой разговор произошел между сорокой и медведем. | Нет корма. Зимой впадают в спячку, не спят. |
(Сценка Сорока и Медведь) | – Эй, Медведь, спишь, что ли? – Уснёшь с такой… Чего тебе, стрекотуха? – Да вот не пойму я, почему тебя Медведем зовут? Ну заяц-беляк, ну птица глухарь-это понятно. А вот Медведь… Ну что такое Медведь? – Охо-хо! Бестолковая ты птица. «Мед-вед» – значит «мёд ведающий» Знаю, где мёд в лесу спрятан, потому и медведь. Понятно? Вот окаянная птица, покоя от тебя нету.Только сон сладкий начал сниться, будто бы в лесу дуплистое дерево, а в нём соты. И никто про то не ведает, один я, Медведь, ведаю. И будто бы… Хррр, хррр! |
– А кто знает, как в народе называют медведя? – Почему? – Говорят, что зимой медведь сосёт лапу. Почему? – На какие две группы можно разделить оставшихся | Косолапый. За неуклюжесть. В феврале с голых ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная тонкая нужнается в согревании. Облизывая языком подошвы, медведь причмокивает губами. Вот и кажется, что медведь сосет лапу, а на самом деле он согревает её. Которые запасаются кормом на зиму, а другие нет. Заяц, лось, волк, кабан, ласка, лиса. Мышь, полёвка, белка. |
Если делят на группы правильно. – Если ошибки при делении на группы, то | |
4. Самостоятельная работа. Самопроверка по эталону Тест (Приложение Взаимопроверка | |
5. Включение нового знания в систему знаний и повторение – Ребята, как мы можем Послушайте стихотворения Яшина «Покормите
| |
6. Итог урока. Рефлексия – Над – Молодцы, вы активно работали, быстро и точно | Вывод страница 35 |
7. Домашнее задание Страница – Давайте закончим урок словами:
|
Источник