С раннего утра отправляется белочка на поиски корма
Урок-конференция. Обобщающий урок по теме
«Главные и второстепенные члены предложения». Цели урока:
– обобщить и привести в систему знания о членах предложения;
– закрепить практический навык нахождения главных и второстепенных членов предложения, определения способов их выражения;
– сформировать навык безошибочной постановки тире между подлежащим и сказуемым, выполнение полного синтаксического разбора.
I Вступительное слово учителя
Сегодня, ребята, у нас урок-конференция , на котором мы будем обсуждать тему «Главные и второстепенные члены предложения». Нам предстоит обобщить привести в систему знания о членах предложения, выполняя ряд практических заданий, закрепить навык нахождения главных и второстепенных членов предложения, определения способов их выражения, выполнения полного синтаксического разбора.
Вы ,наверное ,обратили внимание, что на столах у каждого лежит
дневник участника конференции , в котором содержатся тексты, предназначенные для работы.
Класс разбит на группы, у каждой группы на столе табличка с названием члена предложения (подлежащее. сказуемое ,определение, дополнение, обстоятельство).
Вы являетесь их представителями главных и второстепенных членов и должны рассказать о них всё, что знаете.
Первый стол(подлежащее)
Что такое подлежащее?
Что обозначает?
На какие вопросы отвечает?
Чем может быть выражено?
Задание: в ваших дневниках задание №1. Найдите в данных предложениях подлежащее, определите, чем оно выражено.
С раннего утра отправляются белочки на поиски корма.
Я люблю свой родной край.
Сады сажать- жизнь украшать.
Второй стол (сказуемое)
1Что такое сказуемое?
2 Что обозначает?
3 На какие вопросы отвечает?
4 Чем может быть выражено?
Задание: обращаемся к заданию №2. Найдите сказуемое, определите, чем оно выражено.
Кремль – сокровище русского зодчества.
Охранять природу – значит охранять родину.
Пахуч весенний ландыш.
Небо высокое и прозрачное.
Кудри берёз расчёсывает ветер.
? Докажите, в ряде случаев умение верно определить части речи помогает правильно выбрать знак препинания в предложении?
(например, распознав, чем выражены главные члены, можно верно поставить тире)
? Как отличить сказуемое, выраженное полным прилагательным ,от определения?(положение по отношению к существительному)
Синтаксическая разминка
Ночное небо огромно и удивительно.
Третий стол (определение)
Что такое определение?
На какие вопросы отвечает?
Чем может быть выражено?
Какую функцию выполняет вместе с другими второстепенными членами? (распространяет)
Задание- конкурс «Юный поэт»
Перед вами стихотворение А.А.Фета .В нём потерялись слова- определения. Ваша задача восстановить текст.
^ Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина.Полная луна,
Свет небес
высоких,
И
блестящий снег,
И саней
далёкихОдинокий бег.
!(Опрос полученных вариантов, затем демонстрация оригинала )
Четвёртый стол (дополнение)
Что можете рассказать о данном члене предложения ?
Задание: укажите предложение, в котором есть дополнение.
Весенний ветерок пахнул свежей травой.
Зашумел в лесу золотой дождь.
Настало доброе летнее утро.
Пятый стол (обстоятельство)
Чем интересно обстоятельство?
Задание: творческая работа с элементами занимательности «Подскажи словечко!»
Закончить предложение, подобрав подходящие по смыслу и рифме обстоятельства, выраженные наречиями.
Посиди да погоди: сказка будет (впереди).
Чёрно-бурый медвежонок про себя ворчит (спросонок)
Испугался вдруг щенок и пустился (наутёк)
Итак, мы вспомнили и повторили всю информацию о членах предложения. А теперь подведём итог. Самостоятельная работа «Проверь себя».Задание: осложнённое списывание с грамматическим заданием
Книга уд вительное ч до 4. Она может перенести тебя в прелес ные уголки планеты. Вместе с её героями ты смож совершить далёкие пут шествия, умчат ся к звёз ным мирам.
Домашнее задание: тест №
Задание №1
Найдите в данных предложениях подлежащее, определите, чем оно выражено.
С раннего утра отправляются белочки на поиски корма.
Я люблю свой родной край.
Сады сажать- жизнь украшать.
Задание №2
Найдите сказуемые, определите, чем они выражены.
Кремль – сокровище русского зодчества.
Охранять природу – значит охранять родину.
Пахуч весенний ландыш.
Небо высокое и прозрачное.
Кудри берёз расчёсывает ветер.
Задание №3
Синтаксический разбор.
Задание №4 «Юный поэт»
картина,
Как ты мне родна:
равнина,
луна,
Свет небес ,
И снег,
И саней
бег.
Задание №5
Укажите предложение, в котором есть дополнение.
Весенний ветерок пахнул свежей травой.
Зашумел в лесу золотой дождь.
Настало доброе летнее утро.
Задание №6
«Подскажи словечко». Закончить предложение, подобрав подходящие по смыслу и рифме обстоятельства, выраженные наречием.
Посиди да погоди: сказка будет .
Чёрно-бурый медвежонок про себя ворчит .
Испугался вдруг щенок и пустился .
Задание №7Самостоятельная работа «Проверь себя».
Источник
Простое предложение № 1
А). Произведите орфографический разбор каждого слова.
Б). Подчеркните главные, второстепенные члены предложения, укажите, чем они выражены.
В). Дайте полную характеристику предложения.
Г). Разбейте предложение на словосочетания, произведите разбор каждого словосочетания.
Я козленка в сад зеленый ранним утром отнесу.
——————————————————————————————————-
Простое предложение № 2
А). Произведите орфографический разбор каждого слова.
Б). Подчеркните главные, второстепенные члены предложения, укажите, чем они выражены.
В). Дайте полную характеристику предложения.
Г). Разбейте предложение на словосочетания, произведите разбор каждого словосочетания.
Ходит бабушка зимой в теплом шарфе с бахромой.
——————————————————————————————————-
Простое предложение № 3
А). Произведите орфографический разбор каждого слова.
Б). Подчеркните главные, второстепенные члены предложения, укажите, чем они выражены.
В). Дайте полную характеристику предложения.
Г). Разбейте предложение на словосочетания, произведите разбор каждого словосочетания.
Среди широкого двора малыши водили хоровод.
——————————————————————————————————-
Простое предложение № 4
А). Произведите орфографический разбор каждого слова.
Б). Подчеркните главные, второстепенные члены предложения, укажите, чем они выражены.
В). Дайте полную характеристику предложения.
Г). Разбейте предложение на словосочетания, произведите разбор каждого словосочетания.
У щенка на черной спинке тают белые снежинки.
——————————————————————————————————-
Простое предложение № 5
А). Произведите орфографический разбор каждого слова.
Б). Подчеркните главные, второстепенные члены предложения, укажите, чем они выражены.
В). Дайте полную характеристику предложения.
Г). Разбейте предложение на словосочетания, произведите разбор каждого словосочетания.
Знакомыми улицами путники отправились к дворцу Гудвина.
——————————————————————————————————-
Простое предложение № 6
А). Произведите орфографический разбор каждого слова.
Б). Подчеркните главные, второстепенные члены предложения, укажите, чем они выражены.
В). Дайте полную характеристику предложения.
Г). Разбейте предложение на словосочетания, произведите разбор каждого словосочетания.
Капельки росы в траве зажигают первые лучи солнца.
——————————————————————————————————-
Простое предложение № 7
А). Произведите орфографический разбор каждого слова.
Б). Подчеркните главные, второстепенные члены предложения, укажите, чем они выражены.
В). Дайте полную характеристику предложения.
Г). Разбейте предложение на словосочетания, произведите разбор каждого словосочетания.
На заре мы с лукошками спешим к березовой роще.
——————————————————————————————————-
Простое предложение № 8
А). Произведите орфографический разбор каждого слова.
Б). Подчеркните главные, второстепенные члены предложения, укажите, чем они выражены.
В). Дайте полную характеристику предложения.
Г). Разбейте предложение на словосочетания, произведите разбор каждого словосочетания.
Ласточка взвилась стрелой и полетела над темными лесами.
——————————————————————————————————-
Простое предложение № 9
А). Произведите орфографический разбор каждого слова.
Б). Подчеркните главные, второстепенные члены предложения, укажите, чем они выражены.
В). Дайте полную характеристику предложения.
Г). Разбейте предложение на словосочетания, произведите разбор каждого словосочетания.
К самому большому листу подплыла жаба и поставила на него ореховую скорлупку.
——————————————————————————————————-
Простое предложение № 10
А). Произведите орфографический разбор каждого слова.
Б). Подчеркните главные, второстепенные члены предложения, укажите, чем они выражены.
В). Дайте полную характеристику предложения.
Г). Разбейте предложение на словосочетания, произведите разбор каждого словосочетания.
На дне озера толстым слоем лежали листья берез.
——————————————————————————————————-
Простое предложение № 11
А). Произведите орфографический разбор каждого слова.
Б). Подчеркните главные, второстепенные члены предложения, укажите, чем они выражены.
В). Дайте полную характеристику предложения.
Г). Разбейте предложение на словосочетания, произведите разбор каждого словосочетания.
Ты увидишь под водой яркий бронзовый блеск!
——————————————————————————————————-
Простое предложение № 12
А). Произведите орфографический разбор каждого слова.
Б). Подчеркните главные, второстепенные члены предложения, укажите, чем они выражены.
В). Дайте полную характеристику предложения.
Г). Разбейте предложение на словосочетания, произведите разбор каждого словосочетания.
Улетит на закате солнце с цветка тяжелый шмель.
——————————————————————————————————-
Простое предложение № 13
А). Произведите орфографический разбор каждого слова.
Б). Подчеркните главные, второстепенные члены предложения, укажите, чем они выражены.
В). Дайте полную характеристику предложения.
Г). Разбейте предложение на словосочетания, произведите разбор каждого словосочетания.
Вся дорога покрылась бело-розовыми лепестками яблонь.
——————————————————————————————————————————————————————————————
Простое предложение № 14
А). Произведите орфографический разбор каждого слова.
Б). Подчеркните главные, второстепенные члены предложения, укажите, чем они выражены.
В). Дайте полную характеристику предложения.
Г). Разбейте предложение на словосочетания, произведите разбор каждого словосочетания.
Волчица пролезла вместе с волчатами в круглую нору в куче хвороста.
———————————————————————————————–
Простое предложение № 15
А). Произведите орфографический разбор каждого слова.
Б). Подчеркните главные, второстепенные члены предложения, укажите, чем они выражены.
В). Дайте полную характеристику предложения.
Г). Разбейте предложение на словосочетания, произведите разбор каждого словосочетания.
Из середины березовой рощи ясно долетают звуки кукушки.
——————————————————————————————————-
Простое предложение № 16
А). Произведите орфографический разбор каждого слова.
Б). Подчеркните главные, второстепенные члены предложения, укажите, чем они выражены.
В). Дайте полную характеристику предложения.
Г). Разбейте предложение на словосочетания, произведите разбор каждого словосочетания.
В мокрых кустах слышится хлопотливое движение маленьких птичек.
——————————————————————————————————-
Простое предложение № 17
А). Произведите орфографический разбор каждого слова.
Б). Подчеркните главные, второстепенные члены предложения, укажите, чем они выражены.
В). Дайте полную характеристику предложения.
Г). Разбейте предложение на словосочетания, произведите разбор каждого словосочетания.
Мы зажигаем на елке разноцветные лампочки.
——————————————————————————————————-
Простое предложение № 18
А). Произведите орфографический разбор каждого слова.
Б). Подчеркните главные, второстепенные члены предложения, укажите, чем они выражены.
В). Дайте полную характеристику предложения.
Г). Разбейте предложение на словосочетания, произведите разбор каждого словосочетания.
Мы бросаем из окна птицам хлебные крошки.
——————————————————————————————————-
Простое предложение № 19
А). Произведите орфографический разбор каждого слова.
Б). Подчеркните главные, второстепенные члены предложения, укажите, чем они выражены.
В). Дайте полную характеристику предложения.
Г). Разбейте предложение на словосочетания, произведите разбор каждого словосочетания.
Ты смотришь в окно и видишь голубое небо.
——————————————————————————————————-
Простое предложение № 20
А). Произведите орфографический разбор каждого слова.
Б). Подчеркните главные, второстепенные члены предложения, укажите, чем они выражены.
В). Дайте полную характеристику предложения.
Г). Разбейте предложение на словосочетания, произведите разбор каждого словосочетания.
На берегах светлых озер птицы спокойно разводят птенцов.
——————————————————————————————————-
Простое предложение № 21
А). Произведите орфографический разбор каждого слова.
Б). Подчеркните главные, второстепенные члены предложения, укажите, чем они выражены.
В). Дайте полную характеристику предложения.
Г). Разбейте предложение на словосочетания, произведите разбор каждого словосочетания.
С раннего утра отправляется белочка на поиски корма.
——————————————————————————————————-
Простое предложение № 22
А). Произведите орфографический разбор каждого слова.
Б). Подчеркните главные, второстепенные члены предложения, укажите, чем они выражены.
В). Дайте полную характеристику предложения.
Г). Разбейте предложение на словосочетания, произведите разбор каждого словосочетания.
В лесу над росистой поляной кукушка встречает рассвет.
——————————————————————————————————-
Простое предложение № 23
А). Произведите орфографический разбор каждого слова.
Б). Подчеркните главные, второстепенные члены предложения, укажите, чем они выражены.
В). Дайте полную характеристику предложения.
Г). Разбейте предложение на словосочетания, произведите разбор каждого словосочетания.
Осенью листья теряют свои яркие краски.
——————————————————————————————————-
Простое предложение № 24
А). Произведите орфографический разбор каждого слова.
Б). Подчеркните главные, второстепенные члены предложения, укажите, чем они выражены.
В). Дайте полную характеристику предложения.
Г). Разбейте предложение на словосочетания, произведите разбор каждого словосочетания.
В августе природа отдыхает от жаркого лета.
——————————————————————————————————-
Простое предложение № 25
А). Произведите орфографический разбор каждого слова.
Б). Подчеркните главные, второстепенные члены предложения, укажите, чем они выражены.
В). Дайте полную характеристику предложения.
Г). Разбейте предложение на словосочетания, произведите разбор каждого словосочетания.
Пушистые снежинки осторожно касаются земли.
——————————————————————————————————-
Простое предложение № 26
А). Произведите орфографический разбор каждого слова.
Б). Подчеркните главные, второстепенные члены предложения, укажите, чем они выражены.
В). Дайте полную характеристику предложения.
Г). Разбейте предложение на словосочетания, произведите разбор каждого словосочетания.
Ночью лютый мороз одевает воду в броню.
——————————————————————————————————-
Простое предложение № 27
А). Произведите орфографический разбор каждого слова.
Б). Подчеркните главные, второстепенные члены предложения, укажите, чем они выражены.
В). Дайте полную характеристику предложения.
Г). Разбейте предложение на словосочетания, произведите разбор каждого словосочетания.
Тихо сижу под елкой на середине лесной поляны.
——————————————————————————————————-
Простое предложение № 28
А). Произведите орфографический разбор каждого слова.
Б). Подчеркните главные, второстепенные члены предложения, укажите, чем они выражены.
В). Дайте полную характеристику предложения.
Г). Разбейте предложение на словосочетания, произведите разбор каждого словосочетания.
Вечером мама испекла к чаю мое любимое пирожное.
——————————————————————————————————-
Простое предложение № 29
А). Произведите орфографический разбор каждого слова.
Б). Подчеркните главные, второстепенные члены предложения, укажите, чем они выражены.
В). Дайте полную характеристику предложения.
Г). Разбейте предложение на словосочетания, произведите разбор каждого словосочетания.
На серых оконечностях скал сияли кусочки холодного синеватого сахара.
——————————————————————————————————-
Простое предложение № 30
А). Произведите орфографический разбор каждого слова.
Б). Подчеркните главные, второстепенные члены предложения, укажите, чем они выражены.
В). Дайте полную характеристику предложения.
Г). Разбейте предложение на словосочетания, произведите разбор каждого словосочетания.
Осенью найдем мы на конце каждой сосновой ветки несколько почек.
——————————————————————————————————-
Источник