Штурвал на корме или на носу
Почему в яхтах и кораблях руль сзади?
Между прочим, этот вопрос на самом деле вовсе не шуточный, а довольно сложный для понимания, и без специальных инженерных знаний по кораблестроению и авиации (у самолетов рули тоже сзади за редкими исключениями) разгадать эту тайну вам не удастся.
Сказки о том, что органы управления и устройства передачи сигнала – все это словоблудие, так же как и отклонение потока воды в скулу судна. На самом деле тут все решает физика и гидроаэродинамика, а также конструктивная прочность крепления оси руля.
Итак, первоначально в древности появились лодки и небольшие парусные суда, и только уже в двадцатом веке стальные корабли,автомобили и самолеты. Так вот – древние лодки и деревянные корабли первоначально в качестве органа управления имели обычные весла, а не рули на петлях. А рулевое весло всегда направлено назад-по потоку воды, и его очень трудно развернуть вперед-против потока воды. Точно так же и с пером руля на морских судах: Они всегда имеют ось вращения – или хотя бы закреплены на петлях. Так вот -все суда и корабли могут получать столкновения в небольшими предметами – например плавающими бревнами или льдинами. И если бы рули находились в передней части судов, то от ударов о льдины носовые рули бы часто ломались, и тогда судно полностью потеряет управление. Вот поэтому практически все корабли всего мира имеют рули сзади за кормой – чтобы обеспечить им как можно большую защиту от плавающих предметов. Кстати, и управляемость от этого тоже лучше. Дело в том, что рули находящиеся сзади за кормой обтекаются потоком воды отбрасываемой винтами. И чем больше скорость потока – тем лучше управляемость. Например всем известный линкор Бисмарк при входе в порт, где он в принципе не мог развивать скорость больше 6 узлов (чтобы не врезаться в другие суда), то этот большой корабль вообще не мог разворачиваться в порту без помощи буксиров. А на большом ходу все корабли и самолеты управляются прекрасно от того,что великолепно слушаются руля, так как на рули хоть кораблей, хоть самолетов действует гидродинамическая сила, которая возрастает во второй степени от скорости потока. А гребной винт корабля винт самолета отбрасывает поток среды со скоростью примерно в три раза больше, чем скорость этого самого судна или самолета. Значит гидродинамическая сила управления возникающая на руле расположенном сзади винта примерно в девять раз больше, чем на таком же руле стоящем в свободном потоке мимо диска винтов. И это кстати подтверждает тот факт,что инженеры спроектировавшие линкор Бисмарк допустили большую конструкторскую ошибку: они поставили два пера руля между дисками трех винтов так, что потоки воды от винтов практически не попадали на его рули, и от этого у Бисмарка на малом ходу была отвратительная управляемость. Вот видите, что без инженерных знаний в этом вопросе не обойтись?
Кстати – полное отсутствие носовых рулей – ошибка. У всех подводных лодок имеются носовые горизонтальные рули, потому, что на малом подводном ходу меньше 4 узлов у них тоже плохая управляемость, и приходится в дополнение к кормовым горизонтальным рулям ставит еще и носовые. И хотя носовые рули подводных лодок также могут повреждаться льдом, но приходится их устанавливать, потому, что управляемости не хватает, но носовые рули у ПЛ часто делают убирающимися. И кстати на затонувшей подводной лодке “Курск” были именно убирающиеся носовые рули, и один из них (правый) во время этой катастрофы отломился и просто лежал на дне за кормой затонувшего Курска. И никто не догадался о том,что по своей форме этот руль абсолютно точно напоминает форму рубки американских подводных лодок. И когда гидроакустики российского атомного крейсера Петр Великий доложили что своими эхолокаторами “видят” на дне рядом с Курском большой предмет по форме в точности напоминающий рубку подводной лодки – с тех пор все так и думают будто бы в той трагедии принимала участие американская атомная подводная лодка, хотя на самом деле никакой американки и вовсе не было, а был отломившийся от удара о дно правый носовой горизонтальный руль самого Курска.
У самолетов тоже примерно такая же картина: хотя бывают самолеты – утки с передним оперением, но они все же редки, потому, что устойчивость полета у них гораздо хуже, чем у самолетов с нормальным – задним расположением рулей. Дело в том, что расположение руля корабля и самолета спереди или сзади принципиальным образом изменяет управляемость этих объектов. Если руль самолета или корабля расположен спереди, то он дестабилизирует полет самолета и ли плавание судна.А если руль расположен сзади – то стабильность удержания курса улучшается. Это потому, что перо руля как бы играет роль оперения флюгера. Если это оперение сзади, то флюгер работает как ему и положено – то есть смотрит носом строго напротив потока. И даже если отклонить руль судна на небольшой угол (например 5-10) градусов, то судно станет стабильно идти по кругу большого радиуса. А вот если руль у судна или самолета расположить спереди, то точно такое же отклонение руля в любую сторону тут же заставит судно или самолет беспорядочно кружится, потому,что управляемость нарушится. Передний руль будет играть роль антифлюгера – то есть флюгера с оперением установленным сзади-наперед.
А вот у автомобилей-прямо противоположная картина. практически все автомобили в мире имеют рулевыми именно передние колеса. Это потому,что как раз у автомобилей делать задними рулевые колеса – совершенно невыгодно, потому, что пришлось бы тянуть рулевые тяги под днищем автомобиля от водителя находящегося впереди – далеко назад, а это глупо.
Источник
Расположение штурвала
Модераторы: FreeLander, Valentin Demin
zuwa
Сообщения: 2 Зарегистрирован: Вс май 30, 2010 16:33
Расположение штурвала
#1
Сообщение
zuwa » Вс май 30, 2010 17:57
Собираю свою первую модель, это PRESIDENT от Mantua, дошел до установки штурвала и вот здесь я чтото не пойму (привожу фрагмент сборчного чертежа) как за таким штурвалом должен стоять рулевой, лицом к корме чтоли, или на чертеже ошибка и реально штурвал должен быть развернут на 180 градусов.
Вложения
Bender Rodriges
Сообщения: 681 Зарегистрирован: Ср сен 16, 2009 23:37
Откуда: г. Касимов, Рязанская область
Благодарил (а): 26 раз
Поблагодарили: 10 раз
Re: Расположение штурвала
#4
Сообщение
Bender Rodriges » Вс май 30, 2010 22:06
Доброго времени суток! А зачем ему вперед то смотреть? Ведь ориентиров посреди океана никаких – вода-с кругом. Курс вычислялся штурманом, а по компасу ориентировались и держали направление рулевые. Ведь с кормы то не особо видно, что там впереди, паруса, целая паутина канатов.
Нельзя спрятаться от света луны, закрыв ее рукой.
Alexander Pushkash
Сообщения: 2424 Зарегистрирован: Сб янв 19, 2008 22:55
Откуда: Украина, Днепропетровск
Благодарил (а): 29 раз
Поблагодарили: 155 раз
Re: Расположение штурвала
#5
Сообщение
Alexander Pushkash » Вс май 30, 2010 22:16
Рулевой смотрел не вперед; он в конце концов не был шофером машины на оживленной трассе. Рулевой смотрел на компАс, на шкаторины парусов – следил, чтобы не заполаскивали; выполнял очень частые в определенных условиях команды вахтенного, типа “привестись”, “увалиться”, “одерживай” и т.п.; особенно много работы было рулевому во время поворотов. Все сказанное ИМХО, конечно, я на шканцах фрегата не стоял, разве только виртуально, рядом с Хорнблауэром
Не плыви по течению, не плыви против течения. Плыви туда, куда тебе надо…
————————————————————————————————–
Текущий проект (он же первый) San Martin
Реконструкционные проекты – бот Св. Гавриил, пакетбот Св.Петр, шхуна Измаил (автор чертежей)
—————————-
С уважением
Александр
vadim 55
Сообщения: 2565 Зарегистрирован: Сб июн 28, 2008 20:14
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 29 раз
Re: Расположение штурвала
#7
Сообщение
vadim 55 » Пн май 31, 2010 0:24
в данном слцчае тут не в достоверности модели дело, а в принципах управления!
правильно уже сказали – за штурвалом стоял вовсе не “рулевой”, а исполнитель (обычно сильный матрос, а тог и несколько, в зависимости от погоды)
кораблем же управлял (в общепринятом понимании понятия “управление”) именно старший по вахте – и исключительно командами, причем не только рулевому, но и парусной команде
zuwa
Сообщения: 2 Зарегистрирован: Вс май 30, 2010 16:33
Re: Расположение штурвала
#8
Сообщение
zuwa » Пн май 31, 2010 7:55
Всем спасибо за разьяснения но вопрос не втом куда смотрел рулевой, действительно он управлял не автомобилем и мог смотреть куда угодно,вопрос втом как он стоял. Если с боку от штурвала тогда все понятно хотя и неудобно, ведь гидроусилитель руля вте времена еще не изобрели, а вот если всетаки лицом к корме то непонятно какже ему команды отдавали ведь при таком взаиморасположении рулевого и вперед смотрящего право с лево местами меняются.
Shturman
Сообщения: 264 Зарегистрирован: Вс янв 17, 2010 16:23
Откуда: Сахалин
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 14 раз
Контактная информация:
Re: Расположение штурвала
#9
Сообщение
Shturman » Пн май 31, 2010 8:00
Рулевой всегда стоял сбоку от штурвала, именно потому, что не было гидрача , за счет рычага – ось-ручка и хватало сил, иногда не одного матроса (особенно в плохую погоду).
vadim 55
Сообщения: 2565 Зарегистрирован: Сб июн 28, 2008 20:14
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 29 раз
Re: Расположение штурвала
#10
Сообщение
vadim 55 » Пн май 31, 2010 11:47
именно сбоку и было штатное место!
потому и штурвалы высокими делались – больше диаметр, больше рычаг силы….
и переходил на тот борт, куда поворачивать нужно
это в хорошую погоду….
при усилении силы ветра и волнения (усилении нагрузки на перо руля) или когда шустро ворочать нужно было – в бою или при мпневрах в узостях – с другого борта становился второй рулевой
на больших кораблях – и четыре рулевых…. для того и штурвалы спаренные строили (на больших кораблях)
это только на картинках, в детских книжках, рулевой стоял ЗА щтурвалом (маленьким таким….), свирепо глядя куда-то вперед (в парус наверно?)
vadim 55
Сообщения: 2565 Зарегистрирован: Сб июн 28, 2008 20:14
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 29 раз
Re: Расположение штурвала
#11
Сообщение
vadim 55 » Пн май 31, 2010 11:54
zuwa писал(а): то непонятно какже ему команды отдавали ведь при таком взаиморасположении рулевого и вперед смотрящего право с лево местами меняются.
на корабле нет понятия “лево-право” – есть понятие левый борт и правый борт, что вбивалось намертво и на уровне подсознания любого моряка (хоть лежа, хоть стоя…. хоть вверх ногами….)
т.е. правый борт , это не где твоя правая рука, а там, “где командир гуляет”
Bon4
Сообщения: 666 Зарегистрирован: Ср май 05, 2010 13:48
Откуда: Москва
Благодарил (а): 29 раз
Поблагодарили: 21 раз
Re: Расположение штурвала
#13
Сообщение
Bon4 » Пн май 31, 2010 15:13
vadim 55 писал(а):
правильно уже сказали – за штурвалом стоял вовсе не “рулевой”, а исполнитель (обычно сильный матрос, а тог и несколько, в зависимости от погоды)
кораблем же управлял (в общепринятом понимании понятия “управление”) именно старший по вахте – и исключительно командами, причем не только рулевому, но и парусной команде
За штурвалом стоял именно РУЛЕВОЙ, а вахтенный начальник отдавал на руль не только дискретные команды, но и директивные.
Рулевой, через вахтенного начальника, мог отдавать команды на палубу.
vadim 55 писал(а):
на корабле нет понятия “лево-право” – есть понятие левый борт и правый борт, что вбивалось намертво и на уровне подсознания любого моряка (хоть лежа, хоть стоя…. хоть вверх ногами….)
т.е. правый борт , это не где твоя правая рука, а там, “где командир гуляет”
ПБ – штирборт
ЛБ – бакборт
Bon4 = Бонч
vadim 55
Сообщения: 2565 Зарегистрирован: Сб июн 28, 2008 20:14
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 29 раз
Re: Расположение штурвала
#14
Сообщение
vadim 55 » Пн май 31, 2010 16:55
Bon4 писал(а):
ПБ – штирборт
ЛБ – бакборт
та ото ж….
вот только в советском флоте командирский катер подавали не к штирборту, а именно к “правому борту”
ну и т.д….
потому тоже…формулировки вбиваются в память намертво и навсегда
а что за штурвал ставился не бессловесный попка, а знающий специалист, имеющий свою степень ответственности, то это и так ясно
как и по другим специальностям – хоть артиллериста, хоть парусного мастера и т.д….
хотя… очевидно и от командира слишком многое тут зависело.
Вернуться в «Вопросы изготовления»
Перейти
- Форум моделистов Верфь на столе. Архивы
- ↳ Форум +
- Модели. Форум моделистов сайта shipmodeling.ru
- ↳ Вопросы изготовления
- ↳ Материалы и инструменты
- ↳ Материалы и инструменты “Мастерской Алексея Доманова”
- ↳ Исторические вопросы
- ↳ Scratchbuild (изготовление с нуля)
- ↳ Паровой и современный флот
- ↳ Модели из наборов. Что, где, когда.
- ↳ Модели из наборов
- ↳ Amati
- ↳ Artesania Latina
- ↳ Constructo
- ↳ Corel
- ↳ Euromodel
- ↳ Jotika (Caldercraft)
- ↳ Mamoli
- ↳ Mantua
- ↳ Model Shipways
- ↳ OcCre
- ↳ Чайна-Таун
- ↳ Милания (Мастер-корабел)
- ↳ Разное
- ↳ Собутыльники и Миниатюрные модели
- ↳ Модели зданий и сооружений
- ↳ Русское деревянное зодчество
- ↳ Строения Domus и Aedes Ars
- ↳ Партворки (Батиста, Баунти, Бисмарк, Виктория, Черная Жемчужина)
- ↳ 12 Апостолов
- ↳ Корабль Черная жемчужина
- ↳ Парусник Баунти
- ↳ Корабль Виктори (Виктория)
- ↳ Сан-Джованни Батиста
- ↳ Бисмарк история, легенда и модель для сборки
- Жизнь сайта shipmodeling.ru
- ↳ Общие вопросы
- ↳ Обсуждение статей с сайта
- ↳ Ищу земляка
- ↳ Куплю или продам
- ↳ Куплю
- ↳ Продам
- ↳ Конкурс-2010
- Соревнования и выставки судомоделистов
- ↳ Соревнования, выставки, музеи, встречи судомоделистов
- ↳ Федерация судомодельного спорта России
- ↳ Конкурс ФССР и Верфь на столе – 2020
- ↳ Конкурс Верфь на столе – 2012
- ↳ Обсуждение работ
- ↳ Общие вопросы
- Форум моделистов Верфь на столе. Авторские работы
- ↳ Дмитрий Шевелев
- ↳ Ждан Владислав Витальевич
- ↳ Сергей Кутузов
- ↳ Роман Люликов
- ↳ Сергей Трубчанинов
Источник
Корма – кормой называют заднюю часть корпуса корабля, судна, лодки или яхты, суть одна. Она делится на надводную и подводную части. Форма подводной кормы оказывает влияние на управление яхты и на сопротивление воды при движении. Форма кормы надводной зависит от предназначения судна, она может быть овальной, или иметь вид отсеченного куска яхты.
Корма клубной яхты “Альфа”
Нос – это название носит передняя часть судна. Понятия «нос» и «корма» используются как для обозначения позиций на лодке: «пойти на нос», когда человек идет на носовую часть яхты, «находиться на корме» соответственно, так и для определения объектов за пределами лодки: «пройти по корме», то есть пройти за судном; «прямо по носу» — находящийся на линии прямо перед судном.
Борт – бортом именуют боковую стенку (сторону) судна. Следующие понятия тесно связаны с понятием сторон судна.
По левому борту, это выражение употребляют, когда речь идет о той стороне яхты, которая расположена слева, если смотреть с кормы на нос, и выражение по правому борту, когда речь идет о стороне, которая расположена справа, если стоять также. Правый и левый борт имеют английские названия, которые плотно закрепились в обиходе всех моряков мира. Так, правый борт принято называть starboard side (старборд сайд), а левый — port side (порт сайд), чтобы долго не произносить длинную конструкцию слова достаточно употребить просто старборд доя обозначения правого борта и порт для левого. Иногда борта удобнее называть по направлению ветра подветренный и наветренный.
Левый борт яхты
Подветренная сторона – сторона, противоположная той, на которую дует ветер. С этой стороны удобно выкидывать мусор или стряхивать пепел.
Наветренная сторона – это сторона яхты, на которую дует ветер. Перемещаться по борту лучше с этой стороны, так как она будет выше, чем сторона подветренная. Также и с кораблями, тот корабль, который находится ближе другого корабля к линии ветра, занимает наветренное положение.
Гик – горизонтальная балка, которая закреплена к мачте на судне. Тесно взаимодействует с гротом, главным парусом на судне. Гик нужен для удержания нижней части грота, на гике растягивается нижняя часть парусов. Благодаря ему совершаются настройки и повороты паруса. При повороте оверштаг гик задействуется минимально, так как разворот парусов происходит не глобальный. А вот при повороте фордевинд происходи сильный разврот парусов.
Гик
Руль – у яхт руль то не просто элемент управления, а целая рулевая система, которая состоит из пера руля, баллерной коробки и рычага (румпеля). Перо руля является основным элементом руля, оно может быть плоской формы или обтекаемой, внешнее похоже на плавник. Рычаг или румпель необходим для того, чтобы капитан мог управлять лодкой, т.е. задавал силу поворота пера руля, обычно это круглый штурвал или рычаг. А осуществляет взаимодействие между пером руля и рычагом баллер. Он представляет собой устройство, предназначенное для осуществления поворота пера руля относительно корпуса парусного судна.
Штурвал
Оверштаг – это один из двух основных поворотов судна. Такой поворот считается безопасным, так как требует мало места и времени, при этом выполняется на большой скорости. При этом повороте лодка пересекает линию ветра носом, т.е. находится в положении левентик. Иногда может возникнуть ситуация что при сильном ветре яхта зависнет в положении левентик и получит задний ход. Тогда это будет называться оверштаг через задний ход, это такой же поворот, только используется движение назад, а не вперед.
Фордевинд – второй наименее безопасный поворот судна. При этом повороте ветер направлен в корму лодки. Отсюда и пришло выражение «попутного ветра», хоть как получается ветер то попутный, а вот маневр не самый безопасный. При сильном ветре не рекомендуется делать. Тот ил иной поворот совершается при наличии определённых условиях и целей. К этому повороту прибегают крайне редко, если только нельзя выполнить первый поворот.
Вам может быть интересно: Хочу в яхтинг: с чего начать?
Источник