Швартовка яхты кормой с отдачей якоря
Швартовка кормой — стандартная практика в большинстве средиземноморских марин. Она позволяет разместить больше лодок в ограниченном пространстве без установки длинных рядов дорогостоящих понтонов. Однако для многих яхтсменов, привыкших к такой роскоши, как швартовка лагом к собственному причалу, такая процедура может стать шоком. Зачастую персонал марины предлагает вам такое место, куда втиснуть яхту, кажется, физически невозможно. Но немного теории и практики — и вскоре вы научитесь «парковаться» в любой ситуации и почти везде.
В самой простой форме швартовка кормой подразумевает, что вам нужно отдать якорь на некотором расстоянии от причала, подойти к причалу задним ходом, закрепить кормовые швартовы, а затем натянуть якорную цепь, чтобы зафиксировать лодку в нужном положении. Схема работает, когда вокруг достаточно места для маневра. Однако в переполненной марине или бухте дело может закончиться распутыванием якорных цепей, когда кому-то придет время уходить. И это, поверьте, настоящая головная боль. Поэтому большинство марин сейчас оборудованы мертвыми якорями с собственными швартовными концами, которые заводятся на носовые утки яхты.
Конструкция представляет собой лежащий на дне толстый канат, к которому прикреплен более легкий трос: в российском яхтенном сообществе за ним закрепилось название «муринг» (от английского mooring line). Муринг необходимо выловить из воды в тот момент, когда вы подходите к причалу кормой. После того как вы закрепили на причале кормовые швартовы, нужно вытянуть муринг и завести на носовую утку вашей яхты.
Швартовка с якорем
Если марина, куда вы собираетесь встать, не оборудована мурингами, нужно отдать якорь и медленно подойти кормой к причалу. Отдайте якорь, когда до причала останется примерно четыре длины корпуса вашей яхты, и осторожно двигайтесь задним ходом. Когда дистанция сократится до одного корпуса, натяните якорную цепь, чтобы погасить инерцию и убедиться, что якорь держит. Затем продолжайте травить цепь, аккуратно продвигаясь к причалу, пока не подойдете достаточно близко, чтобы закрепить кормовые швартовы.
При боковом ветре отдавайте якорь чуть с наветра по отношению к месту, на которое собираетесь встать: тогда ветер не будет сносить нос лодки, пока вы движетесь к причалу. Главное — прежде чем начать что-то делать, объясните команде план швартовки. В процессе из-за грохота якорной лебедки общаться может быть затруднительно. И обязательно напомните всем, что если якорная цепь застряла, ни в коем случае нельзя пытаться ее распутывать или вытягивать руками!
Швартовка на муринг
Чтобы пришвартоваться к причалу с использованием муринга, нужны некоторые предварительные действия. Приготовьте кормовые швартовы и развесьте кранцы по обоим бортам, но немного выше, чем это требуется при швартовке лагом к понтону: при швартовке кормой вам может потребоваться слегка «растолкать» соседние лодки, чтобы встать на свое место. Если лодка оборудована кормовым трапом, выдвиньте его так, чтобы он оказался чуть выше уровня причала: это поможет кому-то из вашей команды сойти на берег, если там нет никого, кто готов принять швартовы.
Оцените направление ветра. Самая простая ситуация, когда он дует вам в корму; если же ветер боковой или навальный (т. е. дует в нос лодки, толкая ее к причалу), — все чуть сложнее. Также проверьте, работает ли носовая подрулька.
Обычно проще сразу подходить к месту стоянки кормой и в нужный момент сделать разворот. В этом случае вы останавливаетесь, прежде чем сдать назад. Но можно попробовать сделать поворот с ходу. При боковом ветре постарайтесь, чтобы при подходе он дул вам в корму. Оказавшись напротив места швартовки, сбросьте скорость до минимума, а потом осторожно разворачивайте яхту кормой к причалу и медленно сдавайте назад. Сильный боковой ветер может сдвинуть соседние лодки, сужая пространство, в которое вам необходимо втиснуться. В таком случае лучше сдавать назад и чуть в сторону наветренной лодки, держа у самой кормы или у края купальной платформы большой кранец. С его помощью можно слегка надавить на соседнюю лодку, чтобы освободить пространство.
Когда примерно половина корпуса яхты уже втиснута, лодки по обоим бортам помогут вам удерживать яхту в нужном положении. Когда корма приблизится к причалу, кто-то из членов команды сможет либо накинуть швартов на причальную тумбу, либо бросить его помощнику, либо сойти на берег по трапу. Всегда первым крепите наветренный швартов, затем подветренный.
Когда оба кормовых швартова заведены, нужно подобрать муринг с причальной стенки и провести его на нос, убедившись, что он снаружи от релинга и кранцев. Удобнее делать это при помощи багра. Сам муринг представляет собой тонкую веревку, прикрепленную к лежащему под лодкой толстому канату, который, в свою очередь, крепится к мертвому якорю на дне. В воде все это может обрастать острыми ракушками, поэтому при работе используйте перчатки.
На местах для швартовки крупных яхт могут быть два соединенных между собой муринга, которые заводят на оба борта; они помогают держать нос яхты в стабильном положении. В этом случае проведите каждый муринг через клюз на правом и левом бортах и закрепите на соответствующих утках.
Когда вы успешно пришвартовались, самое время навести порядок. Проверьте натяжение муринга, а также длину кормовых швартовов — она должна быть достаточной, чтобы лодка не ударилась кормой о причал, но и не слишком большой, чтобы у вас была возможность сойти на берег. Смойте грязь и водоросли, которые попали на палубу с якорной цепи или муринга. Высохнув, грязь становится твердой, как бетон, и отмыть ее потом будет гораздо сложнее.
Несколько простых советов, которые помогут облегчить швартовку:
• прицелившись на «парковочное место», работайте ручками газа аккуратно и плавно;
• носовые и кормовые подрульки могут здорово помочь в прицеливании, но помните, что яхта разворачивается вокруг центра масс, поэтому лучше работать с подрулькой короткими нажатиями;
• если вы швартуетесь в очень узкое пространство, крепите кранцы к основанию леерных стоек, а не к самим леерам или поручням. Последние могут погнуться, когда лодки сильно трутся бортами друг о друга, прокручивая кранцы;
• первым всегда закрепляйте наветренный швартов;
• всегда держите кормовые швартовы немного провисшими, пока муринг не заведен на носовую утку;
• добавив перекрестные швартовы, вы обеспечите лодке более стабильное положение у причала;
• если ветер с берега, фиксируйте кормовые швартовы в натяг, и наоборот, если ветер навальный (на берег), как следует натяните муринг на носовой утке;
• если присутствует волнение, оставляйте немного запаса на всех швартовах.
Источник
Обнаружив на
карте бухты значок буя и надпись «mooring buoys zone» или «mooring service», все понимают, что якорь тут не
потребуется, поскольку вставать нужно на муринговый буй или бочку. И на вопрос
дилетантов «А на фига нужен муринговый
буй, если есть якорь?» начинаем загибать пальцы.
Муринговые буи
ставят на стоянках, если:
Ø Глубина в бухте не позволяет
отдать нужное количество цепи (например, 20-30 метров, да ещё и под
самым берегом) или бухта слишком узкая;
Ø Грунт на дне плохо держит якорь,
особенно при свежем ветре;
Ø В бухте очень мало места, чтобы
обеспечить нужный безопасный радиус циркуляции (swinging room);
Ø Местные власти прониклись «зелёными»
идеями и принимают меры к тому, чтобы уберечь от перепахивания якорями дно бухт
и заливов в заказниках и заповедниках, да и просто в местах, где есть какая-то
живность, которую беспокоят якоря и цепи;
Ø Местные власти хотят собрать
максимум денег с тех, кто хочет встать в красивом месте, поэтому обеспечивают
возможность максимально скученного размещения лодок в ограниченном пространстве
живописной бухты, исходя из пункта 3.
Надо сказать,
что швартовка на муринговый буй имеет много плюсов по сравнению с обычной
якорной стоянкой. И только один минус.
О плюсах.
- Якорь может поползти,
мёртвый якорь – никогда; - Маленький радиус циркуляции;
- Возможность встать там, где
на якоре встать невозможно; - Возможность быстро сняться
при необходимости
И про минус …
Самый главный минус
заключается в том, что есть некоторая неопределённость при стоянке на
муринговом буе в незнакомом месте. Вы же не можете знать: насколько изношены
канаты, петли и крепления в муринговой системе?
А потому –
это минус. Хотя и небольшой.
Уже столько всего
наговорил, а про сам муринговый буй – ни слова. Извините, исправляюсь,
коротенько – в паре слов и схемке.
Буй представляет
собой поплавок с двумя рымами – верхним и нижним. За верхний его можно извлечь
из воды (а в некоторых случаях за него заводят швартов), а к нижнему прикреплён
трос (буй-реп), второй конец которого крепится к «мёртвому» якорю на дне.
В верхней
части буй-репа находятся одна или несколько швартовочных петель, сквозь которые
пропускается швартов яхты, закреплённый на носовых утках (форинеры называют такую проводку конца – «extra line»).
Таким образом, яхта как бы стоит на этом
«мёртвом» якоре.
К одному бую (или бочке) может быть ошвартовано несколько яхт,
если это предусмотрено конструкцией буя.
Аналогичным образом
устроена муринговая бочка. С той разницей, что размеры бочки в десятки раз
больше буя и швартовные концы заводятся на стальные петли или рымы,
закреплённые на самой бочке.
Муринговая (её ещё называют «швартовочная» или «рейдовая») бочка, конечно, более монументальное сооружение, чем муринговый буй, но принципиально устройство их систем ничем не отличается друг от друга.
И швартовка на бочку выполняется также, как
и на буй. Не считая того, что подход носом к бочке дело ещё более непростое и
опасное, чем подход носом к бую: можно не рассчитать скорость подхода и
расстояние и протаранить форштевнем бочку.
Ну, всё. Со знакомством
закончено. Теперь можно и под венец! В смысле – швартоваться. Каким же образом
осуществляется швартовка на муринговый буй или бочку? Существует несколько
вариантов такой швартовки. Поскольку яхта у нас парусно-моторная, начнём с
простого: встаём на буй под мотором.
Методика проста,
как огурец. На носовую утку заводится и крепится швартов, достаточно длинный,
чтобы его можно было провести через швартовочную петлю или рым буя и, вернув
ходовой конец швартова обратно на лодку, закрепить его на носовой утке
противоположного борта.
Для этого
на малом ходу подходят к бую, и когда он оказывается по носу возле борта яхты,
её останавливают, поднимают буй багром и заводят швартов. После чего буй
отправляется обратно на воду, длина швартовного конца регулируется, а его
ходовой конец крепится на носовой утке противоположного борта (extra line). Как выглядит такой подход показано на
снимках.
И всё круто и классно, пока нет существенного ветра и у вас не очень большая
яхта, ну скажем, до 43 футов.
Но уже́ при ветре в 10-12 узлов подвести точно к бую на малом ходу яхту
значительных размеров, имеющую парусящий высокий борт не такая простая задача,
особенно для рулевого с небольшим опытом. Плюс к этому – доставать тяжёлый буй
хлипким раздвижным багориком, которым укомплектованы чартерные лодки, тоже
нелегко. Да и сделать это, находясь над водой на высоком борту – из области
акробатических упражнений.
Я уже не говорю про подход к суровой стальной бочке, когда одно
неосторожное движение оставляет дыру в носовой части и существенно облегчает
страховой депозит. Ваш покорный слуга в начале своего капитанства во время
швартовки на бочку у Санторини именно это и проделал, несмотря на то, что на
баке было двое: один, орущий расстояние до бочки, второй – защищающий штевень
кранцем. Не помогло. J
Кто-то
напомнит, что есть вариант заведения швартова на тузике. И я соглашусь: есть
такой вариант. Немного хлопотный, но – есть. Но у меня возникает встречный
вопрос: а если бочка достаточно высокая? Проблема…
Поэтому есть второй способ подхода – кормой. Способ, который годится даже для тех, кто впервые
взялся за штурвал яхты. Я проверял этот способ на достаточно сильном ветру в
Хорватии на Браче, вставал на ту самую злополучную бочку на Санторини и
использовал несколько раз с абсолютно неопытными экипажами. В чём суть этого способа? На одну из носовых уток крепится длинный (примерно
2-е длины корпуса) швартов и проводится с внешней стороны лееров и релингового
ограждения на корму. Матрос с багром занимает место на корме возле ходового конца проведённого швартова.
Рулевой начинает
подводить яхту против ветра задним ходом к бую. Остановка кормой прямо у буя не
вызовет никаких трудностей: против ветра яхта движется кормой очень устойчиво и
контролируемо, а буй хорошо виден с рулевого поста.
Матрос багром
поднимает буй (если невозможно протянуть швартовочную петлю буя без подъёма) и проводит
ходовой конец швартова в швартовочную петлю или рым. После чего швартов
отправляется на ту же носовую утку, откуда пришёл и заводится на неё «восьмёркой»,
но не крепится.
После этих манипуляций рулевой даёт яхте «Малый вперёд»
и начинает разворачивать лодку носом к бую, помогая этому маневру рулём. Когда
яхта развернётся можно спокойно и без спешки отрегулировать длину швартова и закрепить его на утке
противоположного борта.
Единственное условие, чтобы вокруг буя (бочки) с подветренной стороны
было свободное пространство в полтора корпуса лодки.
Тогда всё проделывается на «раз-два» и не требует сложных гимнастических
упражнений, изображённых на фото (кроме того, даже в спасжилете, такой эквилибр
на релинге небезопасен).
В общем, мне такой вариант подхода нравится и я его могу
рекомендовать.
Ведь действительно: в течение всего маневрирования рулевой не только хорошо
видит приближающуюся бочку, вполне адекватно оценивает расстояние до неё и может
вовремя реагировать рулём и ручкой ГР, но и ещё имеет возможность накоротке контролировать
действия экипажа, занятого на швартовке.
И заметьте: при таком способе швартовки не нужно кричать и
переспрашивать друг друга, ведь все находятся до последнего момента в кормовой
части кокпита.
Под занавес получите схему подхода к муринговому бую под парусами. Точнее,
под парусом. Потому что стаксель нужно будет смайнать ещё на подходе к стоянке.
- Травим стаксель-шкоты
и убираем стаксель, спускаемся по ветру ниже буя; - Травим
гика-шкоты, продолжаем движение по инерции по касательной к бую; - Остановка
возле буя, буй – с подветренного борта, ловим буй, заводим швартов; - Убираем
грот, одновременно спускаясь по ветру и регулируя длину швартовного конца.
В зависимости от скорости яхты и остроты курса от поз.2, грот можно
начать травить и чуть позже. В принципе, всё очень похоже на подход к МОВ (“Человеку
За Бортом”) под парусами.
И ещё пару слов для любителей девайсов и технических приспособлений.
Инженерная
мысль не стоит на месте, и сегодня уже существуют багорики, оборудованные
системами EasyMoor,
позволяющими провести швартов через петлю или рым буя, не поднимая его.
Всем желаю удачи в море и на суше!
При подготовке статьи были использованы материалы лекций яхтенной школы
«KNK» и учебника «ШКОЛА ЯХТИНГА»
Источник
Необходимость этой операции возникает, когда в порту для стоянки судна (судов) может быть отведена минимальная длина причальной линии. Такая швартовка характерна для танкеров и судов, которые становятся на длительный отстой, на ремонт, иногда для производства грузовых операций с обоих бортов на плавучие средства (баржи, лихтеры).
Этим методом пользуются при временной швартовке большого количества судов в ожидании формирования каравана в портах с небольшой причальной линией и в ряде других случаев.
Постановка кормой к берегу обычно осуществляется с отдачей двух якорей. Если стоянка кратковременная, можно использовать один якорь.
При производстве швартовки кормой необходимо знать, на каком расстоянии от берега (причала) надо положить якоря, чтобы обеспечить соответствующую держащую силу их; где отдать первый якорь, чтобы впоследствии встать в определенное место, и как обеспечить правильный угол разноса якорей (в пределах 20 ÷ 60°).
Для обеспечения выполнения этих условий необходима достаточная акватория при подходе к причалу и отходе от него. Сам маневр должен быть предварительно рассчитан с учетом гидрометеорологической обстановки, длительности и цели стоянки.
Правильным и точно выполненным маневром считается такой, по окончании которого диаметральная плоскость судна будет перпендикулярна причальной линии в намеченном месте, а на клюзе останется вполне достаточное количество якорной цепи для обеспечения надежной стоянки. Минимальное расстояние линии отдачи якорей от причала должно быть не менее Lо:
Lо = lя + Lc + d
где,
1я – длина вытравленной якорь-цепи, обеспечивающая максимальную держащую силу якоря на данной глубине, м;
Lc – длина судна, м;
d – зазор между кормой и причалом, м.
Способ швартовки судна кормой к причалу с отдачей двух якорей можно выполнить следующим образом. На план порта (рейда) в расстоянии от причала не менее Lo наносят место отдачи якорей с расчетом иметь угол между направлениями якорь-цепей около 45°. Используя нанесенные на план береговые ориентиры, замечают пеленги (ИП) мест отдачи первого и второго якорей.
Одновременно готовят якоря к отдаче и все судно – к швартовным операциям. Когда все подготовлено, маневрируя рулем и машиной, направляют судно к месту отдачи первого якоря, постоянно контролируя свое место и измеряя глубину. Придя в место отдачи первого якоря, значительно уменьшают поступательное движение судна вперед и отдают один из якорей.
Плавно потравливают цепь, пока судно, продолжая следовать тем же курсом, не придет в место отдачи второго якоря, где отдают другой якорь. Перед отдачей второго якоря следует погасить инерцию движения судна вперед. Затем, маневрируя рулем и машиной, направляют судно кормой к причалу. Во время движения выравнивают обе якорь-цепи, а при приближении к причалу их держат туго натянутыми.
Если судно остановилось, а до причала еще далеко, нужно снова потравить обе цепи и дать толчок машиной на задний ход и, когда появится возможность, подать бросательные концы на причал и с их помощью завести и закрепить на причале швартовные тросы. После крепления тросы выравнивают и надежно крепят на кнехтах судна.
Только после этого подбирают слабину якорь-цепей и устанавливают судно в нужном положении, Операция по постановке судна кормой с отдачей одного якоря производится аналогичным способом, с той лишь разницей, что якорь отдают в месте, расположенном на линии, перпендикулярной причалу, на расстоянии Lо от него.
Швартовка кормой к берегу или причалу в штиль, при малом ветре, дующем под небольшим углом к линии постановки судна или вдоль нее, не представляет трудности и может быть выполнена без помощи буксиров.
Выполнение этого маневра при свежем отжимном ветре или ветре, дующем перпендикулярно линии швартовки, без помощи буксирных судов практически невозможно. Для судов с высоким бортом и сильно развитыми надстройками даже при слабом ветре, дующем в борт, необходимо при подходе кормой к стенке брать поправку на ветер.
Источник