Швартовка судна кормой к причалу с отдачей одного якоря

Швартовка судна кормой к причалу с отдачей одного якоря thumbnail

Пришвартованное судно кормойНе­обходимость этой операции возникает, когда в порту для стоянки судна (судов) может быть отведена минимальная длина причаль­ной линии. Такая швартовка характерна для танкеров и судов, которые становятся на длительный отстой, на ремонт, иногда для производ­ства грузовых операций с обоих бортов на плавучие средства (баржи, лихтеры).

Этим методом пользуются при временной швар­товке большого количества судов в ожидании формирования ка­равана в портах с небольшой причальной линией и в ряде других случаев.

Постановка кормой к берегу обычно осуществляется с отдачей двух якорей. Если стоянка кратковременная, можно использовать один якорь.

При производстве швартовки кормой необходимо знать, на ка­ком расстоянии от берега (причала) надо положить якоря, чтобы обеспечить соответствующую держащую силу их; где отдать пер­вый якорь, чтобы впоследствии встать в определенное место, и как обеспечить правильный угол разноса якорей (в пределах 20 ÷ 60°).

Для обеспечения выполнения этих условий необходима доста­точная акватория при подходе к причалу и отходе от него. Сам маневр должен быть предварительно рассчитан с учетом гидроме­теорологической обстановки, длительности и цели стоянки.

Правильным и точно выполненным маневром считается такой, по окончании которого диаметральная плоскость судна будет пер­пендикулярна причальной линии в намеченном месте, а на клюзе останется вполне достаточное количество якорной цепи для обес­печения надежной стоянки. Минимальное расстояние линии отдачи якорей от причала должно быть не ме­нее Lо:

Lо = lя + Lc + d

где,

1я – длина вытравленной якорь-цепи, обеспечивающая макси­мальную держащую силу якоря на данной глубине, м;

Lc – длина судна, м;

d – зазор между кормой и причалом, м.

Способ швартовки судна кормой к причалу с отдачей двух яко­рей можно выполнить следующим образом. На план порта (рейда) в расстоянии от причала не менее Lo наносят место отдачи якорей с расчетом иметь угол между направлениями якорь-цепей около 45°. Используя нанесенные на план береговые ориентиры, замеча­ют пеленги (ИП) мест отдачи первого и второго якорей.

Одновре­менно готовят якоря к отдаче и все судно – к швартовным опера­циям. Когда все подготовлено, маневрируя рулем и машиной, направляют судно к месту отдачи первого якоря, постоянно конт­ролируя свое место и измеряя глубину. Придя в место отдачи пер­вого якоря, значительно уменьшают по­ступательное движение судна вперед и отдают один из якорей.

Плавно потравливают цепь, пока суд­но, продолжая следовать тем же курсом, не придет в место отда­чи второго якоря, где отдают другой якорь. Перед отдачей второго якоря следует погасить инерцию движения судна вперед. Затем, маневрируя рулем и машиной, направляют судно кормой к причалу. Во время движения выравнивают обе якорь-цепи, а при приближении к причалу их держат туго натянутыми.

Если судно остановилось, а до причала еще далеко, нужно снова потравить обе цепи и дать толчок машиной на задний ход и, когда появится возможность, подать бросательные концы на причал и с их помощью завести и закрепить на причале швартовные тросы. После крепления тросы выравнивают и надежно крепят на кнехтах судна.

Только после этого подбирают слабину якорь-цепей и устанавливают судно в нужном положении, Операция по постановке суд­на кормой с отдачей одного якоря производится аналогичным спо­собом, с той лишь разницей, что якорь отдают в месте, располо­женном на линии, перпендикулярной причалу, на расстоянии Lо от него.

Швартовка кормой к берегу или причалу в штиль, при малом ветре, дующем под небольшим углом к линии постановки судна или вдоль нее, не представляет трудности и может быть выполнена без помощи буксиров.

Выполнение этого маневра при свежем отжимном ветре или ветре, дующем перпендикулярно ли­нии швартовки, без помощи буксирных судов практически не­возможно. Для судов с высоким бортом и сильно развитыми над­стройками даже при слабом ветре, дующем в борт, необходимо при подходе кормой к стенке брать поправку на ветер.

Источник

Швартовка судна кормой к причалу осуществляется обязательно с отдачей якорей. Это позволяет строго зафиксировать положение судна у причала: кормы — с помощью поданных на берег швартовов, а носа — обтянутыми якорными цепями, угол разноса которых в оп¬тимальном варианте должен составлять примерно 60° (рис. 15.10). Как видно из рисунка, для выполнения своей задачи якоря должны отда¬ваться на расстоянии от причала snp=L+lucosα/2 в точках A1 и А2, отстоящих друг от друга на расстоянии

Если швартовка выполняется при отсутствии ветра и течения или при слабом ветре, то направление подхода к точке A1 — месту отдачи первого якоря не имеет принципи­ального значения.

Рис. 15.10. Швартовка   судна кормой к причалу

Однако для облегчения манев­рирования подход к месту отдачи якоря, если позволяют обстоятель­ства, лучше осуществлять, следуя примерно параллельно причалу.

В этом случае в точке A1 не потребуется разворота судна, и от­дача якоря может быть сделана на самой малой скорости поступа­тельного движения. После отдачи якоря в точке А1 судно продолжает движение по инерции, свободно потравливая якорную цепь отданного якоря, пока не придет в место отдачи второго якоря. В точке А2 якор­ную цепь задерживают, и судно начинает разворачиваться на ней, как на шпринге.

Если судно к этому времени полностью потеряло ход, руль пере­кладывают в сторону от причала и машине дают кратковременный толчок на ПСМХ. После чего отдают второй якорь, а машине дают ЗСМХ.

Угол разворота судна перед отдачей второго якоря зависит от очередности отдачи якорей с учетом того, что при последующей отра­ботке машины на задний ход корма пойдет влево (при ВФШ правого вращения). Так, если первым отдавали левый якорь, то разворот должен продолжаться до тех пор, пока корма не пересечет направле­ние, перпендикулярное причалу. При первоначальной отдаче правого якоря левый можно отдавать сразу же, как только корма тронется в сторону причала, так как дальнейший ее разворот будет продолжать­ся под влиянием работающего на зданий ход винта. По мере сбли­жения кормы с причалом якорную цепь продолжают потравливать втугую, небольшими отрезками, чтобы не допустить навала кормы на причал. При первой возможности на берег подают швартовы и с их помощью осуществляют окончательное поджатие кормы к причалу. После закрепления швартовов втугую обтягивают якорные цепи.

Прижимный ветер облегчает маневрирование, так как судно пос­ле отдачи второго якоря может спускаться к причалу по ветру без дачи заднего хода.

Во всех остальных случаях ветер значительно усложняет маневри­рование. Так, при ветре вдоль причала для завозки швартовов необ­ходимо использование швартовного катера, а при отжимном ветре и буксира для подводки кормы к причалу.

Отход судна от причала в условиях слабого ветра не представ­ляет трудностей. Первоначально слегка потравливают якорные цепи, чтобы судно под их влиянием не получило резкого движения вперед после отдачи швартовов. Затем отдают все швартовы и приступают к съемке с якорей.

Если судно было ошвартовано носом на выход, то очередность подъема якорей не имеет значения. В тех случаях, когда отход от причала сопряжен с резким поворотом судна, последним оставляют якорь, который может быть использован для облегчения выполнения разворота на ограниченном пространстве.

Подобным образом осуществляют отшвартовку и при прижимном ветре с той лишь разницей, что в момент подрыва первого якоря на­чинают осторожно подрабатывать машиной, не допуская прихода суд­на рывком на якорную цепь второго якоря.

Значительно сложнее выполнить отшвартовку при боковом ветре и особенно, когда пространство для маневрирования ограничено рядом стоящими судами.

В этом случае предварительно с наветренного борта заводят вспо­могательный длинный кормовой швартов, с помощью которого корму можно будет удерживать от забрасывания под ветер.

После отдачи основных кормовых швартовов приступают к выби-ранию якорной цепи подветренного якоря, потравливая при этом по

мере необходимости вспомогательный швартов. Когда подветренный якорь будет в клюзе, швартов задерживают и приступают к съемке со второго якоря. Если при этом судно «чисто» выходит на якорную цепь, швартов отдают и якорь выбирают в клюз. Если же под вет­ром пространство ограничено, то одновременно с подбиранием якор­ной цепи выбирают и швартов, удерживая тем самым корму на тра­верзе причала. Затем, когда якорь будет на подрыве, отдают швартов и маневрируют по обстоятельствам, используя работу винта и руля. Также с использованием вспомогательного швартова осуществляют и отшвартовку при отжимном ветре. В этом случае швартов использу­ется, чтобы не допустить навала судна на свои якорные цепи.

Источник

Швартовка балкера ELEFTHERIA KПроцесс постановки судна к причалу, швартовным бочкам и другим сооружениям, предназначенным для стоянки судов, а также к другому судну называется швартовкой. Отход судна от объекта, к которому оно было пришвартовано, называется отшвартовкой.

Под термином «швартовные операции» следует понимать все действия членов экипажа при швартовке и отшвартовке судна. Швартовные операции – один из самых ответственных и сложных элементов рейса судна. Для качественного их выполнения необходимо хорошо знать маневренные элементы судна, учитывать обстановку у причала (наличие и расположение судов) и внешние факторы (направление и силу ветра, течение и т. д.).

Все команды с мостика должны выполняться своевременно и четко, действия членов экипажа, участвующих в швартовных операциях, должны быть умелыми и слаженными. Для выполнения швартовных операций члены палубной команды расписываются по местам швартовки. Швартовными операциями на баке обычно руководит третий помощник капитана, на корме – второй помощник. Управляют носовыми и кормовыми швартовными механизмами соответственно боцман и плотник (старший матрос).

Подготовка к швартовке – необходимое условие качественного ее проведения. О предстоящей швартовке заблаговременно предупреждают вахтенного механика, который готовит машину к работе в маневренном режиме. Подается питание на швартовные механизмы.

За 15-20 мин до подхода к причалу подается команда с мостика: «Палубной команде по местам швартовки стоять!» Члены палубной команды, одетые по сезону, в противоударных касках и рукавицах без застежек, занимают свои места согласно расписанию по швартовным операциям.

На ходовой мостик вызывается старший помощник капитана, в машинное отделение – старший механик.

По команде «Швартоваться правым (левым) бортом!» носовая и кормовая швартовные партии приступают к подготовке швартовного устройства.

До подхода судна к причалу на носу и корме судна необходимо выполнить следующие операции: установить и опробовать связь с мостиком; проверить работу всех швартовных механизмов на холостом ходу, подготовить оба якоря к отдаче; подготовить швартовные тросы к подаче на причал. Для этого надо расчехлить вьюшки, смотать с них достаточное количество стальных швартовных тросов и разнести их по палубе длинными шлагами.

Растительные или синтетические тросы, уложенные бухтами на банкетки, надо разнести по палубе. Огоны (гаши) тросов провести через швартовные клюзы или киповые планки и завести на палубу поверх фальшборта или релингов. Каждый швартов обнести в полшлага вокруг тумб парных кнехтов ниже приливов (через них трос будет потравливаться при подаче на берег, а в случае необходимости – быстро задерживаться креплением на кнехте); подготовить два-три бросательных конца.

Швартовка танкера в Керчи 25.02.2012

Швартовка танкера в Керчи lightbox[700 500]Швартовка танкера в Керчи

Швартовка танкера в Крымуlightbox[700 500]Швартовка танкера в Крыму

Для этого следует смотать, начиная от легости, линь каждого конца ровными шлагами в небольшую бухту так, чтобы легость висела несколько ниже бухты, разделить бухту на две примерно равные части и положить их около огонов тросов; подготовить парусину и маты для предохранения швартовов от трения в местах их прохождения через клюзы и киповые планки; присоединить цепные и растительные стопоры к кнехтам или палубным обухам; подготовить кранцы и разложить их вдоль борта, которым судно будет швартоваться к причалу; подготовить противокрысиные щиты.
Швартовка к причалу лагом осуществляется различными способами в зависимости от направления и силы ветра, течения, ледовой обстановки и т. д., а также возможностей маневрирования, наличия и расположения судов у причала.

Основные способы швартовки лагом: самостоятельно без отдачи или с отдачей якоря и с помощью буксиров. Во всех случаях управление судном и общее руководство швартовкой осуществляет капитан. Рассмотрим действия швартовных партий при самостоятельной швартовке судна к причалу лагом без отдачи якоря (рис. 45). Маневрируя машиной и рулем, капитан приводит судно в положение, примерно параллельное причалу.

По команде с мостика начинают подавать на причал швартовы. Так как при подходе нос судна бывает обычно ближе к причалу, чем корма, и судно продолжает по инерции медленное движение вперед, первыми подают носовые шпринг и продольный. При первой возможности необходимо подать хотя бы один швартовный трос с кормы для ее подтягивания.

рис. 45 Швартовка к причалу лагом

Швартовка к причалу лагом

По команде «Подать носовой шпринг (продольный)!» матрос на баке берет часть бухты бросательного конца с легостью в правую руку, другую часть в левую, удерживая коренной конец за огон рукой или прижав его к палубе ногой. Затем, сделав предостерегающий окрик «Берегись!», сильным взмахом правой руки снизу вверх бросает на причал бухту с легостью и сбрасывает бухту с левой руки.

Привязав бросательный конец к тросу выбленочным узлом с петлей, начинают травить швартов за борт. Трос следует травить свободно, с небольшой слабиной и без задержек, чтобы береговые матросы могли легко выбрать его на причал за поданный с судна бросательный конец.
После того как береговые матросы закрепят трос на береговом пале, накладывают не менее четырех шлагов троса на турачку брашпиля и выбирают втугую. Швартов переносят на кнехты с помощью стопора (рис. 46). Во избежание обрыва стопора нагрузка на него переносится плавно медленным потравливанием швартова брашпилем.

По окончании швартовки убирают бросательные концы и кранцы, излишнюю часть стальных швартовных тросов наматывают на вьюшки, а растительных и синтетических – укладывают на банкетки. На все швартовы надевают стандартные противокрысиные щиты.

рис. 46 Наложение стопора на швартовный трос

а – растительного; б – цепного

Наложение стопора на швартовный трос

Швартовка лагом с отдачей якоря производится при подходе к причалу в промежуток между судами, при свежем ветре, а также в условиях ограниченной для маневрирования акватории. Отданный якорь позволяет избежать навала судна на причал и ошвартованные к нему суда, способствует развороту судна, а при отшвартовке облегчает отход судна от причала без буксиров. Действия матросов при швартовке в этом случае ничем не отличаются от описанных. Швартовка кормой к причалу осуществляется в случае, если для стоянки судна отведена минимальная длина причальной линии. В зависимости от возможности маневрирования на акватории к причалу подходят либо параллельным, либо перпендикулярным курсами.

рис. 47 Швартовка судна кормой к причалу

а – при параллельном подходе к причалу; б – при перпендикулярном подходе к причалу

Швартовка судна кормой к причалу

В первом случае (рис. 47, а) следуют малым ходом параллельно причалу (положение I) и в положении II отдают якорь с противоположного причалу борта. Переложив руль в сторону от причала, потравливают якорную цепь и продолжают движение. Когда судно сделает поворот на 30-60° и корма окажется напротив места швартовки (положение III), отдают второй якорь на малом заднем ходу.
После этого равномерно потравливают обе якорные цепи и, работая машиной назад, подводят судно кормой к причалу (положение IV). По команде с мостика подают и крепят кормовые швартовы, а затем обтягивают якорные цепи. Во втором случае (рис. 47, б) маневрируют так же, как и в первом, но к моменту отдачи второго якоря судно разворачивают на 120—150° перекладкой руля на борт. В сложных условиях швартовка к причалу кормой осуществляется с помощью портовых буксиров.

Постановка судна на швартовную бочку осуществляется по указанию портовых властей на стесненных рейдах, а также в местах карантинных стоянок. В зависимости от условий и целей стоянки судно может быть пришвартовано к одной, двум, трем или четырем бочкам.
Суда швартуются к нескольким бочкам обычно в тех случаях, когда предстоят грузовые операции с использованием плавсредств и необходимо обеспечить неподвижность судна под воздействием ветра или течения. По команде с мостика «Палубной команде по местам стоять, на бочки становиться!» носовая и кормовая партии готовят швартовное устройство. В огоны тросов, которые будут подаваться на бочки, заводят швартовные скобы.

Завоз тросов осуществляют, как правило, портовые буксиры или рейдовые катера. Когда судно, следуя малым ходом против ветра или течения, приблизится к носовой бочке, буксир принимает пропущенный через скуловой клюз или киповую планку швартовный трос и завозит его на бочку.
Трос крепится к рыму бочки швартовной скобой или заводится дуплинем (ходовой конец троса пропускают через рым сверху и завозят обратно на судно, где он крепится).
Другой конец троса берется за турачку брашпиля, обтягивается втугую и крепится на кнехте. Крепление дуплинем предпочтительнее, чем скобой, так как при съемке с бочки можно будет выбрать трос, не посылая людей на бочку для его отдачи. В любом случае выбирать трос можно только после того, как люди сойдут с бочки.
Аналогично завозят, крепят на бочках, обтягивают и закрепляют на кнехтах другие швартовные тросы. При отсутствии буксира швартовные тросы завозят на судовой рабочей шлюпке. Шлюпка с матросами подходит под клюз, матросы принимают огон швартова со швартовной скобой и укладывают трос с запасом в 2—3 м в носовой части шлюпки.

Швартов проводят на корму шлюпки чисто по борту, набирают и укладывают на корме шлюпки большими шлагами такое количество троса, чтобы его длина была не менее расстояния от судна до бочки.
Затем гребцы направляют шлюпку к бочке, а один матрос, находясь со стороны носа шлюпки по отношению к бухте уложенного троса, по мере движения шлюпки сбрасывает за борт шлаги троса.
Когда шлюпка подойдет к бочке, один из матросов переходит на бочку и крепит трос швартовной скобой к рыму бочки. После того как матрос сойдет с бочки и шлюпка отойдет в сторону, начинают брашпилем выбирать трос. Когда судно будет надежно закреплено за носовую бочку, аналогично завозят на кормовую бочку швартов с кормы.

рис. 48 Отход судна от причала на шпринге

При длительной стоянке в плохих погодных условиях иногда прибегают к креплению судна за бочку расклепанной от якоря цепью. При стоянке на бочке судно поднимает днем черный шар, а ночью включает якорные огни.

Отшвартовка судна в зависимости от условий может осуществляться самостоятельно или с помощью буксиров. Рассмотрим отход от причала при тихой погоде на шпринге без буксира. По команде с мостика на корме отдают все швартовы и быстро их выбирают, а на баке оставляют один шпринг. Получив сообщение, что под кормой чисто, руль перекладывают в сторону причала и дают машине самый малый передний ход (рис. 48, положение I). По мере выхода на шпринг увеличивают ход до малого.
Судно, удерживаемое шпрингом, начнет отходить кормой от причала (положение II). Приведя корму к такому направлению, при котором судно на заднем ходу сможет чисто пройти мимо стоящих по корме судов, машине дают задний ход. Когда судно начнет двигаться назад, отдают шпринг и продолжают следовать задним ходом до возможного безопасного разворота судна.

Источник