Там сея за кормой пену двигались корабли

Там сея за кормой пену двигались корабли thumbnail

Грэй несколько раз приходил смотреть эту картину. Она стала для него тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого трудно понять себя. В маленьком мальчике постепенно укладывалось огромное море. Он сжился с ним, роясь в библиотеке, выискивая и жадно читая те книги, за золотой дверью которых открывалось синее сияние океана. Там, сея за кормой пену, двигались корабли. Часть их теряла паруса, мачты и, захлебываясь волной, опускалась в тьму пучин, где мелькают фосфорические глаза рыб. Другие, схваченные бурунами, бились о рифы; утихающее волнение грозно шатало корпус; обезлюдевший корабль с порванными снастями переживал долгую агонию, пока новый шторм не разносил его в щепки. Третьи благополучно грузились в одном порту и выгружались в другом; экипаж, сидя за трактирным столом, воспевал плавание и любовно пил водку. Были там еще корабли-пираты, с черным флагом и страшной, размахивающей ножами командой; корабли-призраки, сияющие мертвенным светом синего озарения; военные корабли с солдатами, пушками и музыкой; корабли научных экспедиций, высматривающие вулканы, растения и животных; корабли с мрачной тайной и бунтами; корабли открытий и корабли приключений.

В этом мире, естественно, возвышалась над всем фигура капитана. Он был судьбой, душой и разумом корабля. Его характер определял досуга и работу команды. Сама команда подбиралась им лично и во многом отвечала его наклонностям. Он знал привычки и семейные дела каждого человека. Он обладал в глазах подчиненных магическим знанием, благодаря которому уверенно шел, скажем, из Лиссабона в Шанхай, по необозримым пространствам. Он отражал бурю противодействием системы сложных усилий, убивая панику короткими приказаниями; плавал и останавливался, где хотел; распоряжался отплытием и нагрузкой, ремонтом и отдыхом; большую и разумнейшую власть в живом деле, полном непрерывного движения, трудно было представить. Эта власть замкнутостью и полнотой равнялась власти Орфея.

Такое представление о капитане, такой образ и такая истинная действительность его положения заняли, по праву душевных событий, главное место в блистающем сознании Грэя. Никакая профессия, кроме этой, не могла бы так удачно сплавить в одно целое все сокровища жизни, сохранив неприкосновенным тончайший узор каждого отдельного счастья. Опасность, риск, власть природы, свет далекой страны, чудесная неизвестность, мелькающая любовь, цветущая свиданием и разлукой; увлекательное кипение встреч, лиц, событий; безмерное разнообразие жизни, между тем как высоко в небе то Южный Крест, то Медведица, и все материки — в зорких глазах, хотя твоя каюта полна непокидающей родины с ее книгами, картинами, письмами и сухими цветами, обвитыми шелковистым локоном в замшевой ладанке на твердой груди. Осенью, на пятнадцатом году жизни, Артур Грэй тайно покинул дом и проник за золотые ворота моря. Вскорости из порта Дубельт вышла в Марсель шхуна “Ансельм”, увозя юнгу с маленькими руками и внешностью переодетой девочки. Этот юнга был Грэй, обладатель изящного саквояжа, тонких, как перчатка, лакированных сапожков и батистового белья с вытканными коронами.

В течение года, пока “Ансельм” посещал Францию, Америку и Испанию, Грэй промотал часть своего имущества на пирожном, отдавая этим дань прошлому, а остальную часть — для настоящего и будущего — проиграл в карты. Он хотел быть “дьявольским” моряком. Он, задыхаясь, пил водку, а на купаньи, с замирающим сердцем, прыгал в воду головой вниз с двухсаженной высоты. По-немногу он потерял все, кроме главного — своей странной летящей души; он потерял слабость, став широк костью и крепок мускулами, бледность заменил темным загаром, изысканную беспечность движений отдал за уверенную меткость работающей руки, а в его думающих глазах отразился блеск, как у человека, смотрящего на огонь. И его речь, утратив неравномерную, надменно застенчивую текучесть, стала краткой и точной, как удар чайки в струю за трепетным серебром рыб.

Капитан “Ансельма” был добрый человек, но суровый моряк, взявший мальчика из некоего злорадства. В отчаянном желании Грэя он видел лишь эксцентрическую прихоть и заранее торжествовал, представляя, как месяца через два Грэй скажет ему, избегая смотреть в глаза: — “Капитан Гоп, я ободрал локти, ползая по снастям; у меня болят бока и спина, пальцы не разгибаются, голова трещит, а ноги трясутся. Все эти мокрые канаты в два пуда на весу рук; все эти леера, ванты, брашпили, тросы, стеньги и саллинги созданы на мучение моему нежному телу. Я хочу к маме”. Выслушав мысленно такое заявление, капитан Гоп держал, мысленно же, следующую речь: — “Отправляйтесь куда хотите, мой птенчик. Если к вашим чувствительным крылышкам пристала смола, вы можете отмыть ее дома одеколоном “Роза-Мимоза”. Этот выдуманный Гопом одеколон более всего радовал капитана и, закончив воображенную отповедь, он вслух повторял: — Да. Ступайте к “Розе-Мимозе”.

Между тем внушительный диалог приходил на ум капитану все реже и реже, так как Грэй шел к цели с стиснутыми зубами и побледневшим лицом. Он выносил беспокойный труд с решительным напряжением воли, чувствуя, что ему становится все легче и легче по мере того, как суровый корабль вламывался в его организм, а неумение заменялось привычкой. Случалось, что петлей якорной цепи его сшибало с ног, ударяя о палубу, что непридержанный у кнека канат вырывался из рук, сдирая с ладоней кожу, что ветер бил его по лицу мокрым углом паруса с вшитым в него железным кольцом, и, короче сказать, вся работа являлась пыткой, требующей пристального внимания, но, как ни тяжело он дышал, с трудом разгибая спину, улыбка презрения не оставляла его лица. Он молча сносил насмешки, издевательства и неизбежную брань, до тех пор пока не стал в новой сфере “своим”, но с этого времени неизменно отвечал боксом на всякое оскорбление.

Однажды капитан Гоп, увидев, как он мастерски вяжет на рею парус, сказал себе: “Победа на твоей стороне, плут”. Когда Грэй спустился на палубу, Гоп вызвал его в каюту и, раскрыв истрепанную книгу, сказал: — Слушай внимательно! Брось курить! Начинается отделка щенка под капитана.

И он стал читать — вернее, говорить и кричать — по книге древние слова моря. Это был первый урок Грэя. В течение года он познакомился с навигацией, практикой, кораблестроением, морским правом, лоцией и бухгалтерией. Капитан Гоп подавал ему руку и говорил: “Мы”.

В Ванкувере Грэя поймало письмо матери, полное слез и страха. Он ответил: “Я знаю. Но если бы ты видела, как я; посмотри моими глазами. Если бы ты слышала, как я: приложи к уху раковину: в ней шум вечной волны; если бы ты любила, как я — всё, в твоем письме я нашел бы, кроме любви и чека, — улыбку…” И он продолжал плавать, пока “Ансельм” не прибыл с грузом в Дубельт, откуда, пользуясь остановкой, двадцатилетний Грэй отправился навестить замок. Все было то же кругом; так же нерушимо в подробностях и в общем впечатлении, как пять лет назад, лишь гуще стала листва молодых вязов; ее узор на фасаде здания сдвинулся и разросся.

Слуги, сбежавшиеся к нему, обрадовались, встрепенулись и замерли в той же почтительности, с какой, как бы не далее как вчера, встречали этого Грэя. Ему сказали, где мать; он прошел в высокое помещение и, тихо прикрыв дверь, неслышно остановился, смотря на поседевшую женщину в черном платье. Она стояла перед распятием: ее страстный шепот был звучен, как полное биение сердца. — “О плавающих, путешествующих, болеющих, страдающих и плененных”, — слышал, коротко дыша, Грэй. Затем было сказано: — “и мальчику моему…” Тогда он сказал: — “Я…” Но больше не мог ничего выговорить. Мать обернулась. Она похудела: в надменности ее тонкого лица светилось новое выражение, подобное возвращенной юности. Она стремительно подошла к сыну; короткий грудной смех, сдержанное восклицание и слезы в глазах — вот все. Но в эту минуту она жила сильнее и лучше, чем за всю жизнь. — “Я сразу узнала тебя, о, мой милый, мой маленький!” И Грэй действительно перестал быть большим. Он выслушал о смерти отца, затем рассказал о себе. Она внимала без упреков и возражений, но про себя — во всем, что он утверждал, как истину своей жизни, — видела лишь игрушки, которыми забавляется ее мальчик. Такими игрушками были материки, океаны и корабли.

Источник

Ñòðàíèöû:





6 



10 
11 
12 
13 
14 

Ãðýé íåñêîëüêî ðàç ïðèõîäèë ñìîòðåòü ýòó êàðòèíó. Îíà ñòàëà äëÿ íåãî òåì íóæíûì ñëîâîì â áåñåäå äóøè ñ æèçíüþ, áåç êîòîðîãî òðóäíî ïîíÿòü ñåáÿ.  ìàëåíüêîì ìàëü÷èêå ïîñòåïåííî óêëàäûâàëîñü îãðîìíîå ìîðå. Îí ñæèëñÿ ñ íèì, ðîÿñü â áèáëèîòåêå, âûèñêèâàÿ è æàäíî ÷èòàÿ òå êíèãè, çà çîëîòîé äâåðüþ êîòîðûõ îòêðûâàëîñü ñèíåå ñèÿíèå îêåàíà. Òàì, ñåÿ çà êîðìîé ïåíó, äâèãàëèñü êîðàáëè. ×àñòü èõ òåðÿëà ïàðóñà, ìà÷òû è, çàõëåáûâàÿñü âîëíîé, îïóñêàëàñü â òüìó ïó÷èí, ãäå ìåëüêàþò ôîñôîðè÷åñêèå ãëàçà ðûá. Äðóãèå, ñõâà÷åííûå áóðóíàìè, áèëèñü î ðèôû; óòèõàþùåå âîëíåíèå ãðîçíî øàòàëî êîðïóñ; îáåçëþäåâøèé êîðàáëü ñ ïîðâàííûìè ñíàñòÿìè ïåðåæèâàë äîëãóþ àãîíèþ, ïîêà íîâûé øòîðì íå ðàçíîñèë åãî â ùåïêè. Òðåòüè áëàãîïîëó÷íî ãðóçèëèñü â îäíîì ïîðòó è âûãðóæàëèñü â äðóãîì; ýêèïàæ, ñèäÿ çà òðàêòèðíûì ñòîëîì, âîñïåâàë ïëàâàíèå è ëþáîâíî ïèë âîäêó. Áûëè òàì åùå êîðàáëè-ïèðàòû, ñ ÷åðíûì ôëàãîì è ñòðàøíîé, ðàçìàõèâàþùåé íîæàìè êîìàíäîé; êîðàáëè-ïðèçðàêè, ñèÿþùèå ìåðòâåííûì ñâåòîì ñèíåãî îçàðåíèÿ; âîåííûå êîðàáëè ñ ñîëäàòàìè, ïóøêàìè è ìóçûêîé; êîðàáëè íàó÷íûõ ýêñïåäèöèé, âûñìàòðèâàþùèå âóëêàíû, ðàñòåíèÿ è æèâîòíûõ; êîðàáëè ñ ìðà÷íîé òàéíîé è áóíòàìè; êîðàáëè îòêðûòèé è êîðàáëè ïðèêëþ÷åíèé.

 ýòîì ìèðå, åñòåñòâåííî, âîçâûøàëàñü íàä âñåì ôèãóðà êàïèòàíà. Îí áûë ñóäüáîé, äóøîé è ðàçóìîì êîðàáëÿ. Åãî õàðàêòåð îïðåäåëÿë äîñóãà è ðàáîòó êîìàíäû. Ñàìà êîìàíäà ïîäáèðàëàñü èì ëè÷íî è âî ìíîãîì îòâå÷àëà åãî íàêëîííîñòÿì. Îí çíàë ïðèâû÷êè è ñåìåéíûå äåëà êàæäîãî ÷åëîâåêà. Îí îáëàäàë â ãëàçàõ ïîä÷èíåííûõ ìàãè÷åñêèì çíàíèåì, áëàãîäàðÿ êîòîðîìó óâåðåííî øåë, ñêàæåì, èç Ëèññàáîíà â Øàíõàé, ïî íåîáîçðèìûì ïðîñòðàíñòâàì. Îí îòðàæàë áóðþ ïðîòèâîäåéñòâèåì ñèñòåìû ñëîæíûõ óñèëèé, óáèâàÿ ïàíèêó êîðîòêèìè ïðèêàçàíèÿìè; ïëàâàë è îñòàíàâëèâàëñÿ, ãäå õîòåë; ðàñïîðÿæàëñÿ îòïëûòèåì è íàãðóçêîé, ðåìîíòîì è îòäûõîì; áîëüøóþ è ðàçóìíåéøóþ âëàñòü â æèâîì äåëå, ïîëíîì íåïðåðûâíîãî äâèæåíèÿ, òðóäíî áûëî ïðåäñòàâèòü. Ýòà âëàñòü çàìêíóòîñòüþ è ïîëíîòîé ðàâíÿëàñü âëàñòè Îðôåÿ.

Òàêîå ïðåäñòàâëåíèå î êàïèòàíå, òàêîé îáðàç è òàêàÿ èñòèííàÿ äåéñòâèòåëüíîñòü åãî ïîëîæåíèÿ çàíÿëè, ïî ïðàâó äóøåâíûõ ñîáûòèé, ãëàâíîå ìåñòî â áëèñòàþùåì ñîçíàíèè Ãðýÿ. Íèêàêàÿ ïðîôåññèÿ, êðîìå ýòîé, íå ìîãëà áû òàê óäà÷íî ñïëàâèòü â îäíî öåëîå âñå ñîêðîâèùà æèçíè, ñîõðàíèâ íåïðèêîñíîâåííûì òîí÷àéøèé óçîð êàæäîãî îòäåëüíîãî ñ÷àñòüÿ. Îïàñíîñòü, ðèñê, âëàñòü ïðèðîäû, ñâåò äàëåêîé ñòðàíû, ÷óäåñíàÿ íåèçâåñòíîñòü, ìåëüêàþùàÿ ëþáîâü, öâåòóùàÿ ñâèäàíèåì è ðàçëóêîé; óâëåêàòåëüíîå êèïåíèå âñòðå÷, ëèö, ñîáûòèé; áåçìåðíîå ðàçíîîáðàçèå æèçíè, ìåæäó òåì êàê âûñîêî â íåáå òî Þæíûé Êðåñò, òî Ìåäâåäèöà, è âñå ìàòåðèêè – â çîðêèõ ãëàçàõ, õîòÿ òâîÿ êàþòà ïîëíà íåïîêèäàþùåé ðîäèíû ñ åå êíèãàìè, êàðòèíàìè, ïèñüìàìè è ñóõèìè öâåòàìè, îáâèòûìè øåëêîâèñòûì ëîêîíîì â çàìøåâîé ëàäàíêå íà òâåðäîé ãðóäè. Îñåíüþ, íà ïÿòíàäöàòîì ãîäó æèçíè, Àðòóð Ãðýé òàéíî ïîêèíóë äîì è ïðîíèê çà çîëîòûå âîðîòà ìîðÿ. Âñêîðîñòè èç ïîðòà Äóáåëüò âûøëà â Ìàðñåëü øõóíà “Àíñåëüì”, óâîçÿ þíãó ñ ìàëåíüêèìè ðóêàìè è âíåøíîñòüþ ïåðåîäåòîé äåâî÷êè. Ýòîò þíãà áûë Ãðýé, îáëàäàòåëü èçÿùíîãî ñàêâîÿæà, òîíêèõ, êàê ïåð÷àòêà, ëàêèðîâàííûõ ñàïîæêîâ è áàòèñòîâîãî áåëüÿ ñ âûòêàííûìè êîðîíàìè.

 òå÷åíèå ãîäà, ïîêà “Àíñåëüì” ïîñåùàë Ôðàíöèþ, Àìåðèêó è Èñïàíèþ, Ãðýé ïðîìîòàë ÷àñòü ñâîåãî èìóùåñòâà íà ïèðîæíîì, îòäàâàÿ ýòèì äàíü ïðîøëîìó, à îñòàëüíóþ ÷àñòü – äëÿ íàñòîÿùåãî è áóäóùåãî – ïðîèãðàë â êàðòû. Îí õîòåë áûòü “äüÿâîëüñêèì” ìîðÿêîì. Îí, çàäûõàÿñü, ïèë âîäêó, à íà êóïàíüè, ñ çàìèðàþùèì ñåðäöåì, ïðûãàë â âîäó ãîëîâîé âíèç ñ äâóõñàæåííîé âûñîòû. Ïî-íåìíîãó îí ïîòåðÿë âñå, êðîìå ãëàâíîãî – ñâîåé ñòðàííîé ëåòÿùåé äóøè; îí ïîòåðÿë ñëàáîñòü, ñòàâ øèðîê êîñòüþ è êðåïîê ìóñêóëàìè, áëåäíîñòü çàìåíèë òåìíûì çàãàðîì, èçûñêàííóþ áåñïå÷íîñòü äâèæåíèé îòäàë çà óâåðåííóþ ìåòêîñòü ðàáîòàþùåé ðóêè, à â åãî äóìàþùèõ ãëàçàõ îòðàçèëñÿ áëåñê, êàê ó ÷åëîâåêà, ñìîòðÿùåãî íà îãîíü. È åãî ðå÷ü, óòðàòèâ íåðàâíîìåðíóþ, íàäìåííî çàñòåí÷èâóþ òåêó÷åñòü, ñòàëà êðàòêîé è òî÷íîé, êàê óäàð ÷àéêè â ñòðóþ çà òðåïåòíûì ñåðåáðîì ðûá.

Êàïèòàí “Àíñåëüìà” áûë äîáðûé ÷åëîâåê, íî ñóðîâûé ìîðÿê, âçÿâøèé ìàëü÷èêà èç íåêîåãî çëîðàäñòâà.  îò÷àÿííîì æåëàíèè Ãðýÿ îí âèäåë ëèøü ýêñöåíòðè÷åñêóþ ïðèõîòü è çàðàíåå òîðæåñòâîâàë, ïðåäñòàâëÿÿ, êàê ìåñÿöà ÷åðåç äâà Ãðýé ñêàæåò åìó, èçáåãàÿ ñìîòðåòü â ãëàçà: – “Êàïèòàí Ãîï, ÿ îáîäðàë ëîêòè, ïîëçàÿ ïî ñíàñòÿì; ó ìåíÿ áîëÿò áîêà è ñïèíà, ïàëüöû íå ðàçãèáàþòñÿ, ãîëîâà òðåùèò, à íîãè òðÿñóòñÿ. Âñå ýòè ìîêðûå êàíàòû â äâà ïóäà íà âåñó ðóê; âñå ýòè ëååðà, âàíòû, áðàøïèëè, òðîñû, ñòåíüãè è ñàëëèíãè ñîçäàíû íà ìó÷åíèå ìîåìó íåæíîìó òåëó. ß õî÷ó ê ìàìå”. Âûñëóøàâ ìûñëåííî òàêîå çàÿâëåíèå, êàïèòàí Ãîï äåðæàë, ìûñëåííî æå, ñëåäóþùóþ ðå÷ü: – “Îòïðàâëÿéòåñü êóäà õîòèòå, ìîé ïòåí÷èê. Åñëè ê âàøèì ÷óâñòâèòåëüíûì êðûëûøêàì ïðèñòàëà ñìîëà, âû ìîæåòå îòìûòü åå äîìà îäåêîëîíîì “Ðîçà-Ìèìîçà”. Ýòîò âûäóìàííûé Ãîïîì îäåêîëîí áîëåå âñåãî ðàäîâàë êàïèòàíà è, çàêîí÷èâ âîîáðàæåííóþ îòïîâåäü, îí âñëóõ ïîâòîðÿë: – Äà. Ñòóïàéòå ê “Ðîçå-Ìèìîçå”.

Ìåæäó òåì âíóøèòåëüíûé äèàëîã ïðèõîäèë íà óì êàïèòàíó âñå ðåæå è ðåæå, òàê êàê Ãðýé øåë ê öåëè ñ ñòèñíóòûìè çóáàìè è ïîáëåäíåâøèì ëèöîì. Îí âûíîñèë áåñïîêîéíûé òðóä ñ ðåøèòåëüíûì íàïðÿæåíèåì âîëè, ÷óâñòâóÿ, ÷òî åìó ñòàíîâèòñÿ âñå ëåã÷å è ëåã÷å ïî ìåðå òîãî, êàê ñóðîâûé êîðàáëü âëàìûâàëñÿ â åãî îðãàíèçì, à íåóìåíèå çàìåíÿëîñü ïðèâû÷êîé. Ñëó÷àëîñü, ÷òî ïåòëåé ÿêîðíîé öåïè åãî ñøèáàëî ñ íîã, óäàðÿÿ î ïàëóáó, ÷òî íåïðèäåðæàííûé ó êíåêà êàíàò âûðûâàëñÿ èç ðóê, ñäèðàÿ ñ ëàäîíåé êîæó, ÷òî âåòåð áèë åãî ïî ëèöó ìîêðûì óãëîì ïàðóñà ñ âøèòûì â íåãî æåëåçíûì êîëüöîì, è, êîðî÷å ñêàçàòü, âñÿ ðàáîòà ÿâëÿëàñü ïûòêîé, òðåáóþùåé ïðèñòàëüíîãî âíèìàíèÿ, íî, êàê íè òÿæåëî îí äûøàë, ñ òðóäîì ðàçãèáàÿ ñïèíó, óëûáêà ïðåçðåíèÿ íå îñòàâëÿëà åãî ëèöà. Îí ìîë÷à ñíîñèë íàñìåøêè, èçäåâàòåëüñòâà è íåèçáåæíóþ áðàíü, äî òåõ ïîð ïîêà íå ñòàë â íîâîé ñôåðå “ñâîèì”, íî ñ ýòîãî âðåìåíè íåèçìåííî îòâå÷àë áîêñîì íà âñÿêîå îñêîðáëåíèå.

Îäíàæäû êàïèòàí Ãîï, óâèäåâ, êàê îí ìàñòåðñêè âÿæåò íà ðåþ ïàðóñ, ñêàçàë ñåáå: “Ïîáåäà íà òâîåé ñòîðîíå, ïëóò”. Êîãäà Ãðýé ñïóñòèëñÿ íà ïàëóáó, Ãîï âûçâàë åãî â êàþòó è, ðàñêðûâ èñòðåïàííóþ êíèãó, ñêàçàë: – Ñëóøàé âíèìàòåëüíî! Áðîñü êóðèòü! Íà÷èíàåòñÿ îòäåëêà ùåíêà ïîä êàïèòàíà.

È îí ñòàë ÷èòàòü – âåðíåå, ãîâîðèòü è êðè÷àòü – ïî êíèãå äðåâíèå ñëîâà ìîðÿ. Ýòî áûë ïåðâûé óðîê Ãðýÿ.  òå÷åíèå ãîäà îí ïîçíàêîìèëñÿ ñ íàâèãàöèåé, ïðàêòèêîé, êîðàáëåñòðîåíèåì, ìîðñêèì ïðàâîì, ëîöèåé è áóõãàëòåðèåé. Êàïèòàí Ãîï ïîäàâàë åìó ðóêó è ãîâîðèë: “Ìû”.

 Âàíêóâåðå Ãðýÿ ïîéìàëî ïèñüìî ìàòåðè, ïîëíîå ñëåç è ñòðàõà. Îí îòâåòèë: “ß çíàþ. Íî åñëè áû òû âèäåëà, êàê ÿ; ïîñìîòðè ìîèìè ãëàçàìè. Åñëè áû òû ñëûøàëà, êàê ÿ: ïðèëîæè ê óõó ðàêîâèíó: â íåé øóì âå÷íîé âîëíû; åñëè áû òû ëþáèëà, êàê ÿ – âñå, â òâîåì ïèñüìå ÿ íàøåë áû, êðîìå ëþáâè è ÷åêà, – óëûáêó…” È îí ïðîäîëæàë ïëàâàòü, ïîêà “Àíñåëüì” íå ïðèáûë ñ ãðóçîì â Äóáåëüò, îòêóäà, ïîëüçóÿñü îñòàíîâêîé, äâàäöàòèëåòíèé Ãðýé îòïðàâèëñÿ íàâåñòèòü çàìîê. Âñå áûëî òî æå êðóãîì; òàê æå íåðóøèìî â ïîäðîáíîñòÿõ è â îáùåì âïå÷àòëåíèè, êàê ïÿòü ëåò íàçàä, ëèøü ãóùå ñòàëà ëèñòâà ìîëîäûõ âÿçîâ; åå óçîð íà ôàñàäå çäàíèÿ ñäâèíóëñÿ è ðàçðîññÿ.

Ñëóãè, ñáåæàâøèåñÿ ê íåìó, îáðàäîâàëèñü, âñòðåïåíóëèñü è çàìåðëè â òîé æå ïî÷òèòåëüíîñòè, ñ êàêîé, êàê áû íå äàëåå êàê â÷åðà, âñòðå÷àëè ýòîãî Ãðýÿ. Åìó ñêàçàëè, ãäå ìàòü; îí ïðîøåë â âûñîêîå ïîìåùåíèå è, òèõî ïðèêðûâ äâåðü, íåñëûøíî îñòàíîâèëñÿ, ñìîòðÿ íà ïîñåäåâøóþ æåíùèíó â ÷åðíîì ïëàòüå. Îíà ñòîÿëà ïåðåä ðàñïÿòèåì: åå ñòðàñòíûé øåïîò áûë çâó÷åí, êàê ïîëíîå áèåíèå ñåðäöà. – “Î ïëàâàþùèõ, ïóòåøåñòâóþùèõ, áîëåþùèõ, ñòðàäàþùèõ è ïëåíåííûõ”, – ñëûøàë, êîðîòêî äûøà, Ãðýé. Çàòåì áûëî ñêàçàíî: – “è ìàëü÷èêó ìîåìó…” Òîãäà îí ñêàçàë: – “ß …” Íî áîëüøå íå ìîã íè÷åãî âûãîâîðèòü. Ìàòü îáåðíóëàñü. Îíà ïîõóäåëà: â íàäìåííîñòè åå òîíêîãî ëèöà ñâåòèëîñü íîâîå âûðàæåíèå, ïîäîáíîå âîçâðàùåííîé þíîñòè. Îíà ñòðåìèòåëüíî ïîäîøëà ê ñûíó; êîðîòêèé ãðóäíîé ñìåõ, ñäåðæàííîå âîñêëèöàíèå è ñëåçû â ãëàçàõ – âîò âñå. Íî â ýòó ìèíóòó îíà æèëà ñèëüíåå è ëó÷øå, ÷åì çà âñþ æèçíü. – “ß ñðàçó óçíàëà òåáÿ, î, ìîé ìèëûé, ìîé ìàëåíüêèé!” È Ãðýé äåéñòâèòåëüíî ïåðåñòàë áûòü áîëüøèì. Îí âûñëóøàë î ñìåðòè îòöà, çàòåì ðàññêàçàë î ñåáå. Îíà âíèìàëà áåç óïðåêîâ è âîçðàæåíèé, íî ïðî ñåáÿ – âî âñåì, ÷òî îí óòâåðæäàë, êàê èñòèíó ñâîåé æèçíè, – âèäåëà ëèøü èãðóøêè, êîòîðûìè çàáàâëÿåòñÿ åå ìàëü÷èê. Òàêèìè èãðóøêàìè áûëè ìàòåðèêè, îêåàíû è êîðàáëè.

Ãðýé ïðîáûë â çàìêå ñåìü äíåé; íà âîñüìîé äåíü, âçÿâ êðóïíóþ ñóììó äåíåã, îí âåðíóëñÿ â Äóáåëüò è ñêàçàë êàïèòàíó Ãîïó: “Áëàãîäàðþ. Âû áûëè äîáðûì òîâàðèùåì. Ïðîùàé æå, ñòàðøèé òîâàðèù, – çäåñü îí çàêðåïèë èñòèííîå çíà÷åíèå ýòîãî ñëîâà æóòêèì, êàê òèñêè, ðóêîïîæàòèåì, – òåïåðü ÿ áóäó ïëàâàòü îòäåëüíî, íà ñîáñòâåííîì êîðàáëå”. Ãîï âñïûõíóë, ïëþíóë, âûðâàë ðóêó è ïîøåë ïðî÷ü, íî Ãðýé, äîãíàâ, îáíÿë åãî. È îíè óñåëèñü â ãîñòèíèöå, âñå âìåñòå, äâàäöàòü ÷åòûðå ÷åëîâåêà ñ êîìàíäîé, è ïèëè, è êðè÷àëè, è ïåëè, è âûïèëè è ñúåëè âñå, ÷òî áûëî íà áóôåòå è â êóõíå.

Ñòðàíèöû:





6 



10 
11 
12 
13 
14 

Ñêà÷àòü ïîëíûé òåêñò (137 Êá)
Ïåðåéòè íà ñòðàíèöó àâòîðà

Источник


Àëåêñàíäð Ãðèí

  Àëåêñàíäð ÃÐÈÍ. Àëûå ïàðóñà

[îòðûâîê]

     Åìó øåë óæå äâåíàäöàòûé ãîä, êîãäà âñå íàìåêè åãî äóøè, âñå ðàçðîçíåííûå ÷åðòû äóõà è îòòåíêè òàéíûõ ïîðûâîâ ñîåäèíèëèñü â îäíîì ñèëüíîì ìîìåíòå è òåì ïîëó÷èâ ñòðîéíîå âûðàæåíèå ñòàëè íåóêðîòèìûì æåëàíèåì. Äî ýòîãî îí êàê áû íàõîäèë ëèøü îòäåëüíûå ÷àñòè ñâîåãî ñàäà – ïðîñâåò, òåíü, öâåòîê, äðåìó÷èé è ïûøíûé ñòâîë – âî ìíîæåñòâå ñàäîâ èíûõ, è âäðóã óâèäåë èõ ÿñíî, âñå – â ïðåêðàñíîì, ïîðàæàþùåì ñîîòâåòñòâèè.
     Ýòî ñëó÷èëîñü â áèáëèîòåêå. Åå âûñîêàÿ äâåðü ñ ìóòíûì ñòåêëîì ââåðõó áûëà îáûêíîâåííî çàïåðòà, íî çàùåëêà çàìêà ñëàáî äåðæàëàñü â ãíåçäå ñòâîðîê; íàäàâëåííàÿ ðóêîé, äâåðü îòõîäèëà, íàòóæèâàëàñü è ðàñêðûâàëàñü. Êîãäà äóõ èññëåäîâàíèÿ çàñòàâèë Ãðýÿ ïðîíèêíóòü â áèáëèîòåêó, åãî ïîðàçèë ïûëüíûé ñâåò, âñÿ ñèëà è îñîáåííîñòü êîòîðîãî çàêëþ÷àëàñü â öâåòíîì óçîðå âåðõíåé ÷àñòè îêîííûõ ñòåêîë. Òèøèíà ïîêèíóòîñòè ñòîÿëà çäåñü, êàê ïðóäîâàÿ âîäà. Òåìíûå ðÿäû êíèæíûõ øêàïîâ ìåñòàìè ïðèìûêàëè ê îêíàì, çàñëîíèâ èõ íàïîëîâèíó, ìåæäó øêàïîâ áûëè ïðîõîäû, çàâàëåííûå ãðóäàìè êíèã. Òàì – ðàñêðûòûé àëüáîì ñ âûñêîëüçíóâøèìè âíóòðåííèìè ëèñòàìè, òàì – ñâèòêè, ïåðåâÿçàííûå çîëîòûì øíóðîì; ñòîïû êíèã óãðþìîãî âèäà; òîëñòûå ïëàñòû ðóêîïèñåé, íàñûïü ìèíèàòþðíûõ òîìèêîâ, òðåùàâøèõ, êàê êîðà, åñëè èõ ðàñêðûâàëè; çäåñü – ÷åðòåæè è òàáëèöû, ðÿäû íîâûõ èçäàíèé, êàðòû; ðàçíîîáðàçèå ïåðåïëåòîâ, ãðóáûõ, íåæíûõ, ÷åðíûõ, ïåñòðûõ, ñèíèõ, ñåðûõ, òîëñòûõ, òîíêèõ, øåðøàâûõ è ãëàäêèõ. Øêàïû áûëè ïëîòíî íàáèòû êíèãàìè. Îíè êàçàëèñü ñòåíàìè, çàêëþ÷èâøèìè æèçíü â ñàìîé òîëùå ñâîåé.  îòðàæåíèÿõ øêàïíûõ ñòåêîë âèäíåëèñü äðóãèå øêàïû, ïîêðûòûå áåñöâåòíî áëåñòÿùèìè ïÿòíàìè. Îãðîìíûé ãëîáóñ, çàêëþ÷åííûé â ìåäíûé ñôåðè÷åñêèé êðåñò ýêâàòîðà è ìåðèäèàíà, ñòîÿë íà êðóãëîì ñòîëå.
     Îáåðíóâøèñü ê âûõîäó, Ãðýé óâèäåë íàä äâåðüþ îãðîìíóþ êàðòèíó, ñðàçó ñîäåðæàíèåì ñâîèì íàïîëíèâøóþ äóøíîå îöåïåíåíèå áèáëèîòåêè. Êàðòèíà èçîáðàæàëà êîðàáëü, âçäûìàþùèéñÿ íà ãðåáåíü ìîðñêîãî âàëà. Ñòðóè ïåíû ñòåêàëè ïî åãî ñêëîíó. Îí áûë èçîáðàæåí â ïîñëåäíåì ìîìåíòå âçëåòà. Êîðàáëü øåë ïðÿìî íà çðèòåëÿ. Âûñîêî ïîäíÿâøèéñÿ áóãøïðèò çàñëîíÿë îñíîâàíèå ìà÷ò. Ãðåáåíü âàëà, ðàñïëàñòàííûé êîðàáåëüíûì êèëåì, íàïîìèíàë êðûëüÿ ãèãàíòñêîé ïòèöû. Ïåíà íåñëàñü â âîçäóõ. Ïàðóñà, òóìàííî âèäèìûå èç-çà áàêáîðòà è âûøå áóãøïðèòà, ïîëíûå íåèñòîâîé ñèëû øòîðìà, âàëèëèñü âñåé ãðîìàäîé íàçàä, ÷òîáû, ïåðåéäÿ âàë, âûïðÿìèòüñÿ, à çàòåì, ñêëîíÿÿñü íàä áåçäíîé, ì÷àòü ñóäíî ê íîâûì ëàâèíàì. Ðàçîðâàííûå îáëàêà íèçêî òðåïåòàëè íàä îêåàíîì. Òóñêëûé ñâåò îáðå÷åííî áîðîëñÿ ñ íàäâèãàþùåéñÿ òüìîé íî÷è. Íî âñåãî çàìå÷àòåëüíåå áûëà â ýòîé êàðòèíå ôèãóðà ÷åëîâåêà, ñòîÿùåãî íà áàêå ñïèíîé ê çðèòåëþ. Îíà âûðàæàëà âñå ïîëîæåíèå, äàæå õàðàêòåð ìîìåíòà. Ïîçà ÷åëîâåêà (îí ðàññòàâèë íîãè, âçìàõíóâ ðóêàìè) íè÷åãî ñîáñòâåííî íå ãîâîðèëà î òîì, ÷åì îí çàíÿò, íî çàñòàâëÿëà ïðåäïîëàãàòü êðàéíþþ íàïðÿæåííîñòü âíèìàíèÿ, îáðàùåííîãî ê ÷åìó-òî íà ïàëóáå, íåâèäèìîé çðèòåëþ. Çàâåðíóòûå ïîëû åãî êàôòàíà òðåïàëèñü âåòðîì; áåëàÿ êîñà è ÷åðíàÿ øïàãà âûòÿíóòî ðâàëèñü â âîçäóõ; áîãàòñòâî êîñòþìà âûêàçûâàëî â íåì êàïèòàíà, òàíöóþùåå ïîëîæåíèå òåëà – âçìàõ âàëà; áåç øëÿïû, îí áûë, âèäèìî, ïîãëîùåí îïàñíûì ìîìåíòîì è êðè÷àë – íî ÷òî? Âèäåë ëè îí, êàê âàëèòñÿ çà áîðò ÷åëîâåê, ïðèêàçûâàë ëè ïîâåðíóòü íà äðóãîé ãàëñ èëè, çàãëóøàÿ âåòåð, çâàë áîöìàíà? Íå ìûñëè, íî òåíè ýòèõ ìûñëåé âûðîñëè â äóøå Ãðýÿ, ïîêà îí ñìîòðåë êàðòèíó. Âäðóã ïîêàçàëîñü åìó, ÷òî ñëåâà ïîäîøåë, ñòàâ ðÿäîì, íåèçâåñòíûé íåâèäèìûé; ñòîèëî ïîâåðíóòü ãîëîâó, êàê ïðè÷óäëèâîå îùóùåíèå èñ÷åçëî áû áåç ñëåäà. Ãðýé çíàë ýòî. Íî îí íå ïîãàñèë âîîáðàæåíèÿ, à ïðèñëóøàëñÿ. Áåççâó÷íûé ãîëîñ âûêðèêíóë íåñêîëüêî îòðûâèñòûõ ôðàç, íåïîíÿòíûõ, êàê ìàëàéñêèé ÿçûê; ðàçäàëñÿ øóì êàê áû äîëãèõ îáâàëîâ; ýõî è ìðà÷íûé âåòåð íàïîëíèëè áèáëèîòåêó. Âñå ýòî Ãðýé ñëûøàë âíóòðè ñåáÿ. Îí îñìîòðåëñÿ: ìãíîâåííî âñòàâøàÿ òèøèíà ðàññåÿëà çâó÷íóþ ïàóòèíó ôàíòàçèè; ñâÿçü ñ áóðåé èñ÷åçëà.
     Ãðýé íåñêîëüêî ðàç ïðèõîäèë ñìîòðåòü ýòó êàðòèíó. Îíà ñòàëà äëÿ íåãî òåì íóæíûì ñëîâîì â áåñåäå äóøè ñ æèçíüþ, áåç êîòîðîãî òðóäíî ïîíÿòü ñåáÿ.  ìàëåíüêîì ìàëü÷èêå ïîñòåïåííî óêëàäûâàëîñü îãðîìíîå ìîðå. Îí ñæèëñÿ ñ íèì, ðîÿñü â áèáëèîòåêå, âûèñêèâàÿ è æàäíî ÷èòàÿ òå êíèãè, çà çîëîòîé äâåðüþ êîòîðûõ îòêðûâàëîñü ñèíåå ñèÿíèå îêåàíà. Òàì, ñåÿ çà êîðìîé ïåíó, äâèãàëèñü êîðàáëè. ×àñòü èõ òåðÿëà ïàðóñà, ìà÷òû è, çàõëåáûâàÿñü âîëíîé, îïóñêàëàñü â òüìó ïó÷èí, ãäå ìåëüêàþò ôîñôîðè÷åñêèå ãëàçà ðûá. Äðóãèå, ñõâà÷åííûå áóðóíàìè, áèëèñü î ðèôû; óòèõàþùåå âîëíåíèå ãðîçíî øàòàëî êîðïóñ; îáåçëþäåâøèé êîðàáëü ñ ïîðâàííûìè ñíàñòÿìè ïåðåæèâàë äîëãóþ àãîíèþ, ïîêà íîâûé øòîðì íå ðàçíîñèë åãî â ùåïêè. Òðåòüè áëàãîïîëó÷íî ãðóçèëèñü â îäíîì ïîðòó è âûãðóæàëèñü â äðóãîì; ýêèïàæ, ñèäÿ çà òðàêòèðíûì ñòîëîì, âîñïåâàë ïëàâàíèå è ëþáîâíî ïèë âîäêó. Áûëè òàì åùå êîðàáëè-ïèðàòû, ñ ÷åðíûì ôëàãîì è ñòðàøíîé, ðàçìàõèâàþùåé íîæàìè êîìàíäîé; êîðàáëè-ïðèçðàêè, ñèÿþùèå ìåðòâåííûì ñâåòîì ñèíåãî îçàðåíèÿ; âîåííûå êîðàáëè ñ ñîëäàòàìè, ïóøêàìè è ìóçûêîé; êîðàáëè íàó÷íûõ ýêñïåäèöèé, âûñìàòðèâàþùèå âóëêàíû, ðàñòåíèÿ è æèâîòíûõ; êîðàáëè ñ ìðà÷íîé òàéíîé è áóíòàìè; êîðàáëè îòêðûòèé è êîðàáëè ïðèêëþ÷åíèé.

Источник