Технический регламент по хранению кормов и кормовых добавок

Технический регламент по хранению кормов и кормовых добавок thumbnail

26.06.2018

Нормативно-правовое регулирование обращения кормов и кормовых добавок

Технический регламент по хранению кормов и кормовых добавокУважаемая Татьяна Николаевна, добрый день. Как известно, c 1 июля 2018 г. вместо оформления оплачиваемых бумажных ветеринарных сопроводительных документов в государственной ветеринарной службе предстоит полный переход на электронную сертификацию продукции. Хотя этот переход планируется уже давно, но до сих пор у специалистов много вопросов и опасений. В частности, представителей кормовой отрасли интересует, какой специалист сможет проводить ее?

—Добрый день, Вера Павловна. Ну что сказать по поводу страхов? Как в известном анекдоте: «Сиди не сиди, а начинать придется!». К тому же не все настолько страшно: так, по приказу МСХ РФ от № 646 сертификация комбикормовой продукции может проводиться работниками предприятий, не имеющими ветеринарного образования.

Для перехода необходима корректировка системы складского учета товаров и интеграция системы бухгалтерского учета с системой «Меркурий». Безусловно, придется преодолеть трудности переходного периода, однако в итоге это позволит производителям продукции после одноразовых вложений значительно сократить временные и денежные затраты. К тому же для комбикормщиков это легко осуществимо, и уже есть предприятия, которые перешли на электронное оформление ВСД (ветеринарно-санитарной документации). Облегчает работу введение автоматического гашения и оформления ВСД на весовой предприятия.

На сайте Россельхознадзора можно получить информацию об учебной версии системы «Меркурий». Прежде чем переходить на продуктивную версию, предлагается потренироваться на пилотном проекте.

Как осуществляется оформление ВСД при экспорте товаров?

—В целях обеспечения выполнения ветеринарных требований стран-импортеров при ветеринарной сертификации вывозимых (в страны СНГ и ЕАЭС) товаров вышло указание Россельхознадзора, согласно которому необходимо проведение лабораторных исследований товаров на их соответствие требованиям, содержащимся в нормативных документах СНГ и ЕАЭС, в межгосударственных стандартах, а также требованиям третьих стран.

Предприятия должны сдавать образцы продукции на исследование в лаборатории, которые имеют соответствующую аккредитацию, внедренные методики на соответствие требованиям стран-импортеров и используют ФГИС «Веста» для сбора, передачи и анализа информации о лабораторных исследованиях качества кормов. В ветеринарных сопроводительных документах достаточно указать номера экспертиз при сертификации продукции. Использование системы «Веста» доступно для любой лаборатории Российской Федерации вне зависимости от формы собственности. Но нет реестра лабораторий, использующих ВЕСТА и внедривших необходимые методики. Здесь очевидная недоработка регулятора. Однако, по заявлению Россельхознадзора, все лаборатории РСХН работают в этой системе.

Есть ли новости в части отмены государственной регистрации премиксов и БВМК?

—Кормовые добавки регистрируются в соответствии с приказом Минсельхоза № 48 от 1 апреля 2005 г. «Об утверждении правил государственной регистрации лекарственных средств для животных и кормовых добавок». В 2010 г. вступил в силу ФЗ № 61 «Об обращении лекарственных средств», и приказ № 48 с того момента утратил силу. Но в отношении регистрации кормовых добавок иной документ принят не был, и Россельхознадзор до сих пор продолжает требовать регистрацию премиксов на основании этого документа, считая премикс кормовой добавкой. Несколько лет Минсельхозом разрабатывается проект постановления Правительства РФ о регистрации кормовых добавок, но он раз за разом отклоняется Минюстом. Данным проектом предусматривается, что регистрации подлежат все кормовые добавки, за исключением: предназначенных для экспорта и для научных исследований; зарегистрированных в других государствах Евразийского экономического союза; премиксов, БВМК,
содержащих в своем составе зарегистрированные в ЕАЭС добавки. Этот документ в настоящее время в очередной раз находится на согласовании в Минюсте.

Предполагается введение государственной пошлины в размере 160 тыс. руб. за проведение экспертизы кормовых добавок и выдачу свидетельства об их регистрации с 1 января 2019 г. Для того чтобы узаконить введение госпошлины, необходимо внести поправки в Налоговый кодекс и в закон «О ветеринарии».

Специалисты отрасли уже семь лет ждут многострадальный технический регламент «О безопасности кормов и кормовых добавок». Есть ли подвижки в этом вопросе?

—В 2016 г. в ЕЭК была направлена согласованная российская позиция, гармонизированная с директивами ЕС. Но в мае 2017 г. Россельхознадзор заявил о необходимости пересмотра российской позиции в части определения объектов технического регулирования, поскольку включение кормовых добавок в определение «корма́» не соответствует правовой базе государств — членов ЕАЭС, а также потребует существенных изменений в системе действующих отраслевых документов, ГОСТ и пр. Затянувшееся противостояние части бизнес-сообщества и Россельхознадзора сдерживает процесс согласования проекта техрегламента в Евразийской экономической комиссии. В ЕС к кормам относятся все продукты, которые подлежат скармливанию животным, что вполне логично, но также логично и то, что корма несут питательную нагрузку, а кормовые добавки выполняют различные функции: зоотехнические, технологические, сенсорные, а также регулируют обмен веществ в организме животных. Корма подлежат декларированию, а кормовые добавки — регистрации. В целях ускорения принятия техрегламента необходимо найти решение, отвечающее интересам всех участников рынка. При этом важной задачей остается адаптация международного опыта к российским реалиям. Мы считаем допустимым разделить объекты технического регулирования на корма и кормовые добавки как в понятийном смысле, так и в законодательном порядке. Премиксы не могут быть отнесены к кормовым добавкам, поскольку представляют собой предсмесь зарегистрированных добавок, которая производится на комбикормовых и премиксных заводах, где достигается однородность смешивания. Более драматично то, что в своей работе в вопросах безопасности продукции мы вынуждены руководствоваться временными МДУ, разработанными и утвержденными в 70–80-х гг., а также отдельными пунктами технического регламента Республики Казахстан «Требования к безопасности кормов и кормовых добавок». Ветеринарные правила и нормы, разработанные в 2003 г., так и не были утверждены. Отсутствуют документы, содержащие определения базовых понятий и терминов «корма» и «кормовые добавки».

—Сейчас производственников и бизнес волнуют изменения в части проведения плановых проверок. Можете поподробнее осветить этот вопрос?

— Действительно, в наступившем году нас коснутся поправки в отношении проведения плановых проверок. В этих поправках правительство будет применять риск-ориентированный подход, согласно которому предприятия комбикормовой отрасли относятся к производствам умеренного риска и подлежат проверке один раз в пять лет. Но есть одно «но»: если в орган контроля поступило обращение потребителя о незначительном нарушении обязательных требований, а виновник ранее не привлекался к ответственности, то орган контроля вправе будет не проводить проверку, а объявить предостережение. Обращение потребителя по поводу нарушения своих прав повлечет внеплановую проверку только при условии, что потребитель обращался с претензией к организации, но его обращение не было рассмотрено либо требования не были удовлетворены.

При невозможности осуществления проверки из-за отсутствия руководителя организации на месте об этом составляется специальный акт. В таком случае у надзорного органа будет еще три месяца на то, чтобы принять решение о проведении плановой или внеплановой выездной проверки без предварительного уведомления.

При проведении проверок будет внедрено нововведение — использование проверочных чек-листов по видам деятельности, где будет четко прописано, что именно подлежит проверке, а также в каком пункте, в каком нормативном акте это требование содержится. При проверках производителей комбикормов контролеры ссылаются на отдельные пункты ТР «Требования к безопасности кормов и кормовых добавок». Знание содержания проверочных листов поможет предпринимателям своевременно подготовиться к проверке.

Татьяна Николаевна, в МСХ ведется разработка методических указаний по оценке биологической безопасности использования генно-инженерно-модифицированных (ГМ) организмов для производства кормов и кормовых добавок и методических указаний по проведению молекулярно-генетических исследований генно-инженерно-модифицированных организмов для производства кормов и кормовых добавок. Как это повлияет на процедуру государственной регистрации данного вида кормов и какие риски есть у производителей кормов с ГМ продуктами?

— Да, такой процесс идет. Отсутствие указанных методических указаний является основной причиной остановки Россельхознадзором процедуры государственной регистрации ГМ кормов. В начале 2018 г. были внесены изменения в постановление № 839, согласно которому ГК «Содружество» зарегистрировала ГМ соевый шрот на 5 лет.

Комбикормовая продукция, содержащая зарегистрированные ГМ компоненты, регистрации не подлежит. Содержание ГМ компонентов более 0,9% подлежит декларированию и маркировке в соответствии с законом о защите прав потребителя (действует для продаж затаренного комбикорма через магазины для населения и фермеров), а также с 22-м техрегламентом о маркировке пищевой продукции. Для кормов нет такого нормативного документа, но это не мешает надзорным органам применять пищевой регламент.

Отмечаются спорные случаи, когда соевый шрот не вводится в комбикорма и эта продукция, соответственно, не декларируется, но при контрольных исследованиях в лаборатории обнаруживается содержание ГМО более 0,9%. Возможно попадание ГМ соевого шрота как случайной примеси в ничтожно малых количествах из зон залегания технологического оборудования. Но применяемая методика определяет процентное содержание ГМ сои как соотношение количества ДНК генетически модифицированной сои определенной линии к общему количеству ДНК всей содержащейся в корме сои, т.е. по отношению к самой себе.

Это приводит к недостоверному результату: в протоколах испытаний указывается, что обнаружено ГМО более 0,9%, хотя производитель не вводил ГМ компоненты и, соответственно, не декларировал (не маркировал) свою продукцию как содержащую ГМО. В итоге к нему применяют штрафные санкции вплоть до уничтожения продукции, хотя содержание в комбикорме разрешенного к применению ГМ соевого шрота не представляет опасности. Пока ведется работа над лабораторной методикой, комбикормовые предприятия остаются в зоне риска применения санкций.

В марте Минюстом зарегистрирован приказ Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 30.01.2018 № 53 «Об утверждении Методических указаний по обеспечению функционирования Федеральной государственной информационной системы (ФГИС) в области ветеринарии». Расскажите об этой системе нашим читателям.

— Да, такой приказ принят. Он определяет работу ветеринарной информационной системы (ВетИС), в состав которой входят системы «Сирано», «Аргус», «Меркурий», «Веста», «Цербер» и «Ирена». Документ прописывает функции систем, доступ пользователей и их идентификацию, устанавливает типы пользователей, состав вносимых сведений и др. ВетИС должен обеспечивать прослеживаемость подконтрольных товаров. С его помощью будет осуществляться оформление разрешений на ввоз, вывоз и транзит в РФ. Эта система предназначена также для регистрации результатов лабораторных исследований и отбора проб для них. ВетИС будет применяться для сбора, обработки и хранения информации о предметах ветеринарного надзора (субъекты, объекты, процессы) и государственного контроля за обращением лекарственных средств для ветеринарного применения. Еще одна сфера применения системы мониторинг основных отраслевых показателей и уведомление об их превышении и иные задачи в сфере ветеринарии.

Известно, что есть случаи, когда комбикормовые заводы становятся заложниками в отношениях с недобросовестными поставщиками зерновых. И часто подвергаются штрафам. Возможно ли изменение этой ситуации?

— Да, мы на это надеемся, и инициатива изменить правила игры на зерновом рынке исходит от ФНС.

Действительно, рынок внутренней переработки зерна еще не перестроился. Чтобы активизировать процессы «обеления» рынка, ФНС планирует осуществлять выездные налоговые проверки с привлечением правоохранительных органов. Комбикормовые заводы работают напрямую с сельхозпроизводителями или с трейдерами в незерновых регионах. Недобросовестные поставщики, не имеющие активов, покупают у сельхозпроизводителей без НДС, но дороже, чем купили бы переработчики, и продают комбикормовым заводам с НДС, тем самым воруют у государства. Переработчик ставит НДС к возмещению, а ФНС не принимает документы, так как видит разрыв в уплате НДС. Начинаются судебные разбирательства. Комбикормовые заводы оказываются под угрозой потому, что они реально существуют, у них есть активы, их руководители — реальные люди. Налоговые органы при проведении мероприятий налогового контроля ищут именно выгодоприобретателя, то есть реальную компанию, с которой в случае доначислений можно будет взыскать начисленные налоговые платежи. Сейчас разрабатывается «Хартия добросовестного налогоплательщика». Предприятия, подписавшие этот документ, обязуются не участвовать в схемах незаконного возмещения НДС и не получать конкурентных преимуществ за счет неуплаты налоговых платежей. Члены Хартии при выборе поставщика будут требовать от него соблюдения правил системы налогообложения, как то: отсутствие разрывов по уплате НДС в цепочке поставщиков, балансовая стоимость основных средств поставщика не менее 50 млн руб., документальное подтверждение поставщика, что учредителем является физическое лицо. Сейчас создается сайт участников Хартии, где одни члены будут информировать других о том, что определенные поставщики используют налоговые схемы. Тогда такой поставщик либо захочет работать правильно, чтобы не быть в зоне риска, либо у него не будут покупать продукцию. Компании, которые выбрали данных контрагентов, не смогут доказать перед налоговой инспекцией проявление должной осмотрительности, что послужит основанием для проведения проверок. Это поможет удалить нечестных посредников в цепочке.

Татьяна Николаевна, большое спасибо, что уделили нам время. Будем надеться на лучшее для нашей кормовой отрасли и на новые встречи с Вами!

Беседу вела В. Дубинская

Количество показов: 5752

Автор: 
Беседу вела В. Дубинская

Источник: 
“Ценовик” Июнь 2018

Источник

Проект № ____

Внесен __________

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ  «О ТРЕБОВАНИЯХ К КОРМАМ И КОРМОВЫМ ДОБАВКАМ ДЛЯ НЕПРОДУКТИВНЫХ ЖИВОТНЫХ, ПРОЦЕССАМ ИХ ПРОИЗВОДСТВА, ХРАНЕНИЯ, ПЕРЕВОЗКИ, РЕАЛИЗАЦИИ И УТИЛИЗАЦИИ»

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  Статья 1. Цели принятия настоящего Федерального закона

  1. Настоящий Федеральный закон принимается в целях:

1) охраны жизни и здоровья непродуктивных животных;

2) охраны окружающей среды;

3) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей кормов и кормовых добавок для непродуктивных животных.

2. Требования настоящего Федерального закона распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и/или ввоз на территорию Российской Федерации кормов и кормовых добавок для непродуктивных животных, а также участвующих в их обращении.

Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона и объекты технического регулирования

  1. Настоящий Федеральный закон устанавливает:

               1) объекты технического регулирования;

               2) требования к безопасности объектов технического регулирования;

               3) правила идентификации объектов технического регулирования для целей применения настоящего Федерального закона;

               4) правила и формы оценки соответствия и подтверждения соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего Федерального закона;

               5) требования к терминологии, упаковке, маркировке кормов и кормовых добавок для непродуктивных животных.

       2. Объектами технического регулирования, подпадающими под требования настоящего Федерального закона, являются:

       1) Корма для непродуктивных животных, реализуемые на территории Российской Федерации (далее – корма);

       2) Кормовые добавки для непродуктивных животных, реализуемые на территории Российской Федерации (далее – кормовые добавки);

3) Процессы производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации кормов и кормовых добавок.

       3. Настоящий Федеральный закон распространяется на все корма и кормовые добавки. Дополнительные требования к кормам и кормовым добавкам, полученным из генно-инженерно-модифицированных организмов, а также кормовым добавкам, содержащим гормоны, стимуляторы роста и антибиотики, устанавливаются техническими регламентами в сфере их производства и оборота.

  Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются основные понятия, установленные статьей 2 Федерального закона от 01.01.01 года  «О техническом регулировании» (далее – Федеральный закон «О техническом регулировании»), а также следующие основные  понятия:

1) амидо-витаминно-минеральный концентрат – кормовая добавка, представляющая собой однородную смесь белковых компонентов, минеральных и биологически активных веществ, в которой часть белка заменена небелковыми азотистыми веществами;

2) аминокислоты – кормовая добавка на основе органических кислот или продуктов расщепления белковых молекул;

3) адсорбенты – компоненты корма или кормовые добавки, способные связывать и выводить из организма животных ионы тяжелых металлов, токсины, радиоактивные вещества, вредные продукты метаболизма;

4) антиоксиданты – кормовые добавки, предназначенные для увеличения сроков годности корма путем замедления процессов окисления жировой составляющей корма;

5) ароматизаторы – кормовые добавки, предназначенные для придания или исправления запаха и вкусовых свойств корма и стимулирования их потребления;

6) белково-витаминно-минеральный концентрат – кормовая добавка, представляющая собой однородную смесь белковых компонентов, минеральных и биологически активных веществ;

7) биологически активные вещества – природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с кормом или введения в состав кормов;

8) вкусовые добавки – кормовые добавки, представляющие собой вещества органического или неорганического происхождения, предназначенные для придания или исправления вкусовых свойств корма и стимулирования их потребления;

9) животные непродуктивные – млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, членистоногие и моллюски, не используемые в Российской Федерации целенаправленно для получения животноводческой и иной сельскохозяйственной продукции (домашние животные);

10) загустители – кормовые добавки, предназначенные для регуляции вязкости и консистенции корма;

11) зараженность вредителями хлебных запасов – наличие в корме живых насекомых и/или клещей в любой стадии развития;

12) консерванты – кормовые добавки, предназначенные для увеличения сроков годности корма путем замедления микробиологической порчи корма;

13) корма для непродуктивных животных – продовольственные непищевые продукты, изготовленные из веществ растительного, животного, микробиологического, синтетического происхождения, содержащие питательные вещества в усвояемой форме, употребляемые для кормления непродуктивных животных и не оказывающие вредного воздействия на их здоровье;

14) кормовые добавки для непродуктивных животных – природные и/или искусственные вещества или их соединения, целенаправленно вводимые в корма для непродуктивных животных, не используемые обычно в качестве корма;

15) красители – кормовые добавки, представляющие собой пигменты органического или неорганического происхождения, предназначенные для придания, усиления, восстановления цвета корма;

16) лакомство для непродуктивных животных – корм для непродуктивных животных, доставляющий вкусовое наслаждение непродуктивным животным;

17) металломагнитная примесь – металлические частицы различного размера и формы, содержащиеся в корме, способные притягиваться к магниту;

18) наполнитель – вещество, применяемое в качестве среды для равномерного распределения в ней компонентов, вводимых в состав корма в микродозах;

19) обращение кормов и кормовых добавок – хранение, перевозка и реализация кормов и кормовых добавок;

20) питательная ценность корма и кормовых добавок – совокупность свойств корма и кормовых добавок, при наличии которых удовлетворяются физиологические потребности непродуктивных животных в необходимых питательных веществах и энергии;

21) питательные вещества – вещества органического и минерального происхождения, необходимые для поддержания жизнедеятельности и обмена веществ животных;

22) пребиотики – неперевариваемые компоненты корма, которые способствуют избирательной стимуляции роста и/или метаболической активности одной или нескольких групп полезных бактерий в кишечнике животных;

23) подкислители – кормовые добавки на основе органических кислот, при добавлении в корм понижающих уровень кислотности корма;

24) премикс – кормовая добавка, представляющая собой однородную смесь микрокомпонентов и наполнителя, предназначенная для обогащения комбикормов и белково -, амидо-витаминно-минеральных концентратов;

25) пробиотики – живая микробная кормовая добавка, обладающая антагонистической активностью по отношению к патогенной микрофлоре, и оказывающая полезное воздействие на животного-хозяина путем улучшения его кишечного микробного баланса;

26) промышленная стерильность консервированных кормов – критерии безопасности консервированных кормов, предполагающие отсутствие в консервированных кормах микроорганизмов, способных развиваться при температуре хранения, установленной для конкретного вида консервов, а также микроорганизмов и микробных токсинов, опасных для здоровья непродуктивных животных;

27) разрыхлители – кормовые добавки, предназначенные для предотвращения слеживаемости корма и увеличения объема корма за счет образования газа;

28) средняя проба – часть общей пробы, выделенная методом усреднения для определения качества продукта;

29) срок годности корма и кормовых добавок – период времени, исчисляемый со дня изготовления, либо дата, до наступления которой, корм и кормовые добавки пригодны к использованию по назначению при соблюдении установленных изготовителем условий хранения;

30) стабилизаторы – кормовые добавки, предназначенные для обеспечения стабильности дисперсных систем корма;

31) утилизация кормов и кормовых добавок – использование кормов и кормовых добавок в целях, отличных от целей, для которых они предназначены и в которых обычно используются, либо уничтожение некачественных и/или опасных кормов и кормовых добавок, позволяющее исключить неблагоприятное воздействие некачественных и/или опасных кормов и кормовых добавок на здоровье непродуктивных животных;

  32) эмульгаторы – кормовые добавки, представляющие собой индивидуальные синтетические и  /или натуральные вещества, обладающие специфическими поверхностно-активными свойствами, предназначенные для создания и стабилизации эмульсий и других дисперсных систем корма.

1. Законодательство Российской Федерации в области безопасности кормов и кормовых добавок состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона «О техническом регулировании», Федерального закона «Об охране окружающей среды», Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и иных принимаемых в соответствии с ними Федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

2. Требования международных стандартов в отношении кормов и кормовых добавок, процессов их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации применяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и на основе международного договора Российской Федерации.

Технический регламент по хранению кормов и кормовых добавок

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3 4 5 6 7

Источник