Влезают на нос и корму друг на друга на небо
Тестовые задания «Тропы»
1. В каком случае дано неправильное определение тропа?
A) Метафора — это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.
Б) Метонимия — это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе смежности двух предметов или явлений.
В) Олицетворение — это изобразительный прием, основанный на переносе признаков предмета или понятия на живое существо.
Г) Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.
2. В каком случае дано неправильное определение фигуры?
A) Антитеза — это изобразительный прием, основанный на резком противопоставлении противоположных понятий, положений, образов.
Б) Анафора — это изобразительный прием, основанный на повторении слова или группы слов в конце строк, строф или предложений.
В) Инверсия — это изобразительный прием, основанный на изменении обычного порядка слов в предложении.
Г) Градация — это изобразительный прием, основанный на последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.
3. В каком случае дано неправильное определение изобразительно-выразительного средства?
A) Оксюморон — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу.
Б) Литота — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия.
В) Парцелляция — тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ.
Г) Перифраз — это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания.
4. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «россыпь звезд».
А) метафора Б) перифраза В) гипербола Г) литота
5. Укажите, какой троп используется в выражении «Кажется, вся Москва собралась на площади».
А) метафора Б) синекдоха В) эпитет Г) метонимия
6. Укажите, какой троп используется в выражении «не съел ни крошки».
А) метафора Б) сравнение В) гипербола Г) литота
7. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «жрецы Фемиды» (о работниках системы правосудия).
А) метафора Б) перифраз В) метонимия Г) олицетворение
8. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «Страна восходящего солнца».
А) метафора Б) метонимия В) перифраза Г) гипербола
9. Укажите, какая фигура речи используется в выражении «Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет».
А) градация Б) инверсия В) оксюморон Г) антитеза
10. Укажите, какая фигура речи используется в выражении М. Горького «Над седой равниной моря гордо реет буревестник, черной молнии подобный».
А) метонимия Б) сравнение В) антитеза Г) оксюморон
11. Укажите, какая фигура речи используется в строках М. Ю. Лермонтова «Что ищет он в краю далеком? Что кинул он в краю родном?»
А) градация Б) оксюморон В) синтаксический параллелизм Г) антитеза
12. Укажите, какая фигура речи используется в строках А. С. Пушкина «Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…».
А) анафора Б) эпифора В) инверсия Г) оксюморон
13. Прочитайте текст. Выполните задания к нему.
Она была настоящей красавицей в белоснежном пушистом платье с небольшими складками-сугробами. Глаза у нее синие, а лицо румяное. Днем на ней искрится изморозь, а ночью отражаются далекие звезды. Когда люди встречаются с ней в погожую пору, она добрая и ласковая. Но случается, что рассердится, и давай хлестать по щекам, сыпать за ворот колючие снежинки.
Завьюжит так, что света белого не видно. А кому пожалуешься? Никому. Ведь это своя, родная зима-чародейка. (По С. Ларину)
Какой вариант правильно отражает имеющиеся в тексте лексические средства изобразительности?
А) метафора, олицетворение, сравнение, синекдоха
Б) метафора, олицетворение, эпитеты, антонимы
В) метафора, эпитеты, литота, перифраз
Г) сравнение, эпитеты, синонимы, антонимы
14. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующих строках А. С. Пушкина:
Все в таинственном молчанье;
Холм оделся темнотой;
Ходит в облачном сиянье
Полумесяц молодой.
A) эпитет Б) метафора В) олицетворение Г) метонимия Д) оксюморон Е) перифраз
Ж) сравнение З) инверсия
15. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующих строках А. С. Пушкина:
Куда, куда вы удалились,
Весны моей златые дни?
Что день грядущий мне готовит?
Его мой взор напрасно ловит,
В глубокой мгле таится он.
A) эпитет Б) метафора В) олицетворение Г) сравнение Д) риторический вопрос Е) анафора
Ж) метонимия З) оксюморон И) перифраз К) парцелляция Л) стилистически окрашенная лексика М) экспрессивный повтор
16. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующем тексте К. Г. Паустовского:
Ночью сквозь шорох дождя пароход прокричал четыре раза… Пар хрипло рвался из пароходной трубы… Утром из заспанных и бесконечных вод встало воспаленное солнце, мрачно загорелись под ним стекла капитанской рубки.
A) эпитет Б) метафора В) олицетворение Г) метонимия Д) оксюморон Е) перифраз
Ж) сравнение З) инверсия
17. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующем предложении:
Все небо было усыпано ясными холодными звездами, светился, как серебро, Млечный Путь. (А. К. Толстой)
А) эпитет Б) метафора В) оксюморон Г) перифраз Д) олицетворение Е) метонимия
Ж) сравнение
18. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующем предложении:
Речь старика течет ровно и плавно, в голосе его звучит холодная энергия, и под мохнатыми бровями сверкают острые, как гвозди, серые глаза. (М. Горький)
A) эпитет Б) метафора В) метонимия Г) антитеза Д) оксюморон Е) перифраз Ж) сравнение
З) парцелляция
19. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующем тексте:
Я не знаю: как назвать томительный свет белой ночи? Загадочным? Или магическим? Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы — столько в них бледного воздуха и призрачного блеска фольги и серебра. (К. Г. Паустовский)
A) эпитет Б) метафора В) метонимия Г) сравнение Д) парцелляция Е) повтор
Ж) именительный темы З) ряды однородных членов
20. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующем предложении:
Сердце русского писателя было колоколом любви, и вещий и могучий звон его слышали все живые сердца страны. (М. Горький)
А) эпитет Б) метонимия В) метафора Г) сравнение Д) синекдоха Е) гипербола Ж) параллелизм
З) экспрессивный повтор
21. Отметьте все средства выразительности, которые используются в тексте:
Сбежались отовсюду облака. Окружили они, поймали и закрыли солнце. Но оно упрямо вырывалось то в одну, то в другую дыру. Наконец, вырвалось и засверкало над огромной землей еще горячей и ярче. (А. П. Гайдар)
A) эпитет Б) метафора В) сравнение Г) метонимия Д) олицетворение Е) неполные предложения Ж) антонимы З) инверсия И) ряды однородных членов
22. Отметьте все средства выразительности, которые используются в тексте:
Победа не упала с неба. Мы ее выстояли. Мы ее выковали. Мы ее оплатили горем и кровью. Мы ее заслужили стойкостью и отвагой. (И. Г. Эренбург)
A) эпитет Б) метафора B) сравнение Г) авторский неологизм Д) фразеологизм
Е) синтаксический параллелизм Ж) эллипсис З) анафора
23. Прочитайте фрагменты рецензий, составленных на основе предлагаемых текстов. В данных фрагментах рассматриваются языковые особенности текстов. Некоторые термины, использованные в рецензиях, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
(1) Одна из загадочных и, может быть, трагических особенностей жизни заключается в том, что, вырастая, мы поразительно быстро забываем душевное состояние детства, оттенки этих состояний. (2) В редкие высокие минуты детство в нас оживает. (3) Но ощущаем ли мы в будничном течении дней понимание детства как чего-то духовно близкого, совершенно родного? (4) Многие ли могут вслед за Сент-Экзюпери повторить: «Я из страны детства…»?
(5) «Дети — поэты, дети — философы», — утверждает Я. Корчак. (6) Поэты, потому что сильно радуются и сильно горюют; философы, потому что склонны глубоко вдумываться в жизнь.
(7) А потом? (8) Куда это уходит? (9) Почему, когда маленькие становятся большими, поэты и философы — редкость? (Е. Богат)
Основную тему данного отрывка прежде всего позволяют определить ______, которые неоднократно повторяются в первом абзаце. Текст Е. Богата пронизан сожалением о том, что люди, вырастая, теряют «душевное состояние детства». Призывая читателей задуматься над поднятыми проблемами, автор использует _______ (предложения 3, 4, 8, 9). Свои чувства Е. Богат пытается передать с помощью удачно подобранных ______ («загадочных и трагических особенностей жизни», «высокие минуты», «поразительно быстро» и др.). Для обоснования своей позиции автор прибегает к ________ (предложение 5).
Список терминов: 1) метафора 2) фразеологизм 3) ключевые слова 4) синтаксический параллелизм 5) риторический вопрос 6) цитация 7) гипербола 8) инверсия 9) эпитеты 10) сравнительный оборот
24. Прочитайте фрагменты рецензий, составленных на основе предлагаемых текстов. В данных фрагментах рассматриваются языковые особенности текстов. Некоторые термины, использованные в рецензиях, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
(1) Вечер. И вода, и небо, и ветер — как свинец…
(2) И ночью — буря. (3) Небо звездно, в небе Большая Медведица и Полярная звезда, но под небом все сошло с угла. (4) Домищи волн лезут на корабль, пенятся, гремят, ревут ветром, бьют через борты, влезают на нос и корму, друг на друга, на небо; ветер рвет пену, и она несется над водой, над кораблем, к звездам. (5) Мрак черен. (6) Весь корабль завинчен, заклепан, завязан. (7) И, конечно, тут, в бурю, в страданиях, у корабля возникает душа, злая душа, враждебная человеку, ибо весь корабль, дрожащий, мечущийся, злой — каждой своей стальной частью — столковывается с морем, с морским чертом, чтобы выкинуть, отдать морю людей, скинуть их с себя — их и их вещи; по кораблю нельзя ходить, можно только ползать, держась за тросы, вместе с тросами взлетая над водой, вместе с тросами исчезая в воду… (Б. А. Пильняк)
Текст Б. А. Пильняка чрезвычайно интересен, красочен и богат средствами языковой выразительности. Изображая природные стихии, их силу и мощь, автор использует ___ («и вода, и небо, и ветер — как свинец»), ______ («домищи волн лезут, ревут»), а также ряды ________ («влезают на нос и корму, друг на друга, на небо»), которые создают прием ________. Много в тексте ________ («мрак черен», «злая душа», «корабль, дрожащий, мечущийся, злой»). Динамический характер тексту придает использование большого числа ______, которые показывают быструю смену действий, разнообразие и стремительность происходящих событий. В данном отрывке это морфологическое средство является одним из наиболее значимых.
Список терминов: 1) метафора 2) фразеологизм 3) эпитет 4) синтаксический параллелизм
5) градация 6) метонимия 7) гипербола 8) инверсия 9) эпитеты 10) сравнительный оборот
11) суффиксы субъективной оценки 12) глаголы 13) однородные члены 14) неполные предложения 15) конструкции разговорного синтаксиса
24-10, 11, 13, 7, 1, 12 .
Источник
Тема урока: Жизнь в тексте, или Выразительные средства языка Подготовка к ЕГЭ: В8
Цель урока:
- Повторить термины изобразительных средств языка, вырабатывать умение самостоятельно различать средства выразительности; определять их роль в тексте;
- Развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли;
3. Воспитывать бережное отношение к слову, к культуре речи, любовь к родному языку.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация, раздаточный материал: карточки с текстом, тесты контрольные,
- Организационный момент. Приветствие.
- Слово учителя:
– Более четырех тысяч лет назад египетский фараон говорил своему сыну: «Будь искусным в речах – слово сильнее, чем оружие». Как же актуальны его слова сегодня, когда(эпиграф)
Эпиграф
…Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Вадим Шефнер
– Поэт писал в стихотворении «Устная речь»: Слайд 2
Гаснет усталая словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь, людское чудо,
Не скудела в наши дни.
В.С. Шефнер
– Чтобы речь не скудела в наши дни, и изучаем мы русский язык во всём его многообразии, изучаем Слово, ибо, как сказал тот же Вадим Шефнер, «словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».
– Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в XXI веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? и Кто виноват? Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его “модными”, на их взгляд, словами? Почему становится популярным мнение о том, что произведения классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя? Почему? Вопросов много.
Так какая же проблема стоит перед нами, перед теми, кто его изучает? Сформулируйте проблему в виде вопроса: как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным?
– Для чего могут использоваться средства выразительности?
(– Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности. – Выразительные средства языка наполняют содержание текста образами, украшают его.
-Более того, можно с уверенностью сказать, что выразительные средства языка «вдыхают в текст жизнь)
3. Проверка домашнего задания : составление синквейна или диаманты на одну из тем: «Средства выразительности», «Язык», «Речь».
Слайд 3,4
Синквейн | |
Средства выразительности | Средства выразительности |
Диаманта |
– Какие поставим перед собой задачи для работы по данной теме при подготовке к ЕГЭ?
- Повторить термины;
- Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур и других средств выразительности;
- Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.
Давайте вспомним разницу между двумя понятиями: троп и фигура. Слайд 5,6
Троп (греч. «tropos») означает «поворот, оборот речи». Это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный с какими-то смысловыми отношениями с первым.
Фигура (лат. «figura» — образ, вид), напротив, — форма речи, а не поэтического мышления: она не вносит ничего нового, расширяющего наше художественное познание. Ее главное назначение — усилить впечатление от чего-либо, сделать его более ярким, выразительным, наглядным и подчеркнутым.
-А своими словами?
4. Разминка (Слайды 7- 17 )
Попробуйте определить, какие художественные средства и приемы использованы в данных текстах:
1. Богатый и в будни пирует,
А бедный и в праздник горюет.
Антитеза
2. И опять стреляют, как в живого,
В мертвого. В убитого. В меня.
Парцелляция
3. Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.
Градация
4. Нос корабля, заря жизни, град пуль, закат пылает.
Метафора
5. Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?
Метонимия или син?
6. Он громко рыдающе засмеялся
оксюморон
7. Я был освещен беспомощным солнцем сентября.
Эпитет
8. Одни дома длиною до звезд, другие до луны. (В.Маяковский).
Гипербола
9. Градоначальник) был столь малого роста, что не мог вмещать законов.
(М.С.-Щедрин).
Литота.
10. Грохочет тишина, моих не слыша слов. (А.Ахматова).
Оксюморон.
11. Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река, и в тверди пламенной и чистой лениво тают облака. (Ф.Тютчев).
Параллелизм.
5. Размялись, поработаем индивидуально. Кроссворды: 1вариант- 1 кроссворд, ну а 2 вариант,соответственно -2.
Кроссворд 1 “Стилистические фигуры речи”
По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости. 3. Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 4. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 5. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 6. Сочетание противоположных по значению слов. 7. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 8. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.
По вертикали: 2. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф.
Проверяем
Слайд 17
Кроссворд 2
По горизонтали: 1. Троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. 3. Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его качества, свойства, особенности. 4. Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений. 5. Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим. 6. Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты 7. Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности. 8. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. 9. Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.
По вертикали: 2. Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.
Проверяем
Слайд 18
6. Слайд 19
– С помощью какой из данных схем можно проиллюстрировать антитезу, оксюморон, зевгму? Почему, обоснуйте.
– Определите, какие средства выразительности использованы в следующих предложениях:
1. В парках показались молодые листочки и закупщики из западных и южных штатов. (зевгма) 2. Есть тоска весёлая в алостях зари (оксюморон). 3. Наступило вечное мгновение (оксюморон). 4. Дома новы, да предрассудки стары (антитеза). 5. Чёрный вечер – белый снег. (антитеза ). 6. Новый год я встретила одна. Я, богатая, была бедна. (оксюморон). 7. Он идёт, святой и грешный, русский чудо-человек! (оксюморон). 8. Шёл дождь и три студента, первый – в пальто, второй – в университет, третий – в плохом настроении. (зевгма)
7, Работа ( в парах) с таблицей.
Ученикам раздаются листы с распечатанной таблицей, в которой заполнена только центральная колонка (определения тропов). Задача учащихся – распознать троп по определению и проиллюстрировать его примером, данных после таблицы.
Изобразительно-выразительное средство | Определение | Примеры |
Художественное определение предмета, подчеркивающее его характерное свойство, а также придающее ему образность | ||
Перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства | ||
Перенос названия с одного предмета на другой на основе их смежности | ||
Разновидность метонимии, при которой название части (детали) предмета переносится на весь предмет и, наоборот, название целого употребляется вместо названия части. При этом единственное число часто употребляется вместо множественного и наоборот. | ||
Троп, в котором используется сопоставление одного предмета или явления с другим для художественного описания первого | ||
Наделение неодушевленных предметов и явлений природы признаками и свойствами человека | ||
Образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого | ||
Образное выражение, уменьшающее размеры, силу, значение описываемого | ||
Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа | ||
Прием сочетания противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления | ||
Описательное выражение, употребляемое вместо того или иного слова или словосочетания. |
Ответ:
Изобразительно-выразительное средство | Определение | Примеры |
Эпитет | Художественное определение предмета, подчеркивающее его характерное свойство, а также придающее ему образность | Печальные поляны |
Метафора | Перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства | Политический пасьянс. |
Метонимия | Перенос названия с одного предмета на другой на основе их смежности | Чайник кипит. |
Синекдоха | Разновидность метонимии, при которой название части (детали) предмета переносится на весь предмет и, наоборот, название целого употребляется вместо названия части. При этом единственное число часто употребляется вместо множественного и наоборот. | Самый взыскательный покупатель найдет здесь товар по душе. |
Сравнение | Троп, в котором используется сопоставление одного предмета или явления с другим для художественного описания первого | Лес точно терем расписной |
Олицетворение | Наделение неодушевленных предметов и явлений природы признаками и свойствами человека | Ледовая дорожка ждет будущих чемпионов |
Гипербола | Образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого | Готов задушить в объятьях |
Литота | Образное выражение, уменьшающее размеры, силу, значение описываемого | Мужичок с ноготок. |
Аллегория | Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа | Лиса – о хитром человека |
Оксюморон | Прием сочетания противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления | При свете тьмы |
Перифраз (перифраза) | Описательное выражение, употребляемое вместо того или иного слова или словосочетания. | Туманный Альбион. |
8 Самостоятельная работа. (на половинчатых листах)
Для самостоятельной работы учащимся выдаются тексты с заданиями, подобными заданиям В8 ЕГЭ. Работа в конце урока сдается на проверку учителю.
Слайд 20 (Успехов!)
Вариант 1
(1) Вечер. И вода, и небо, и ветер — как свинец…
(2) И ночью — буря. (3) Небо звездно, в небе Большая Медведица и Полярная звезда, но под небом все сошло с угла. (4) Домищи волн лезут на корабль, пенятся, гремят, ревут ветром, бьют через борты, влезают на нос и корму, друг на друга, на небо; ветер рвет пену, и она несется над водой, над кораблем, к звездам. (5) Мрак черен. (6) Весь корабль завинчен, заклепан, завязан. (7) И, конечно, тут, в бурю, в страданиях, у корабля возникает душа, злая душа, враждебная человеку, ибо весь корабль, дрожащий, мечущийся, злой — каждой своей стальной частью — столковывается с морем, с морским чертом, чтобы выкинуть, отдать морю людей, скинуть их с себя — их и их вещи; по кораблю нельзя ходить, можно только ползать, держась за тросы, вместе с тросами взлетая над водой, вместе с тросами исчезая в воду… (Б. А. Пильняк)
Текст Б. А. Пильняка чрезвычайно интересен, красочен и богат средствами языковой выразительности. Изображая природные стихии, их силу и мощь, автор использует ___ («и вода, и небо, и ветер — как свинец»), ______ («домищи волн лезут, ревут»), а также ряды ________ («влезают на нос и корму, друг на друга, на небо»), которые создают прием ________. Много в тексте ________ («мрак черен», «злая душа», «корабль, дрожащий, мечущийся, злой»).
Список терминов:
1) метафора
2) фразеологизм
3) эпитет
4) синтаксический параллелизм
5) градация
6) метонимия
7) гипербола
8) инверсия
9) эпитеты
10) сравнительный оборот
11) суффиксы субъективной оценки
12) глаголы
13) однородные члены
14) неполные предложения
15) конструкции разговорного синтаксиса
Вариант 2
(1) Одна из загадочных и, может быть, трагических особенностей жизни заключается в том, что, вырастая, мы поразительно быстро забываем душевное состояние детства, оттенки этих состояний. (2) В редкие высокие минуты детство в нас оживает. (3) Но ощущаем ли мы в будничном течении дней понимание детства как чего-то духовно близкого, совершенно родного? (4) Многие ли могут вслед за Сент-Экзюпери повторить: «Я из страны детства…»?
(5) «Дети — поэты, дети — философы», — утверждает Я. Корчак. (6) Поэты, потому что сильно радуются и сильно горюют; философы, потому что склонны глубоко вдумываться в жизнь.
(7) А потом? (8) Куда это уходит? (9) Почему, когда маленькие становятся большими, поэты и философы — редкость? (Е. Богат)
Основную тему данного отрывка прежде всего позволяют определить ______, которые неоднократно повторяются в первом абзаце. Текст Е. Богата пронизан сожалением о том, что люди, вырастая, теряют «душевное состояние детства». Призывая читателей задуматься над поднятыми проблемами, автор использует _______ (предложения 3, 4, 8, 9). Свои чувства Е. Богат пытается передать с помощью удачно подобранных ______ («загадочных и трагических особенностей жизни», «высокие минуты», «поразительно быстро» и др.). Для обоснования своей позиции автор прибегает к ________ (предложение 5).
Список терминов:
1) метафора
2) фразеологизм
3) ключевые слова
4) синтаксический параллелизм
5) риторический вопрос
6) цитата
7) гипербола
8) инверсия
9) эпитеты
10) сравнительный оборот
9. Подведение итогов урока
– Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать?
– Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.
– Вы через полгода станете выпускниками школы, вступите во взрослую жизнь, вы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Слушайте. Думайте. Решайте. Каким он будет? Относитесь к родному слову как к “дару бесценному”, как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: “Это культурный человек”. А какой он, культурный человек? Владеющий культурой чувств, культурой общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать.
Источник