В сети есть масса «бизнес-идей», рассказывающих о том, как просто сделать деньги на разведении живности. В большинстве своем все это – дешевый копирайт (20р/1000знаков) и к действительности не имеет никакого отношения. Давайте поговорим о том, как заработать на разведении декоративных животных.

Как ни странно, самая удачная животноводческая бизнес-модель – это разведение мелких декоративных животных: хомяков, мышей, морских свинок, кроликов и т.д. :

  1. грызуны и прочая мелочь быстро достигают полового созревания и хорошо размножаются – у хомяков может быть до 12 хомячат;
  2. требуют минимальных затрат на кормление, ветобслуживание и уход (кстати, ветобслуживание вообще часто сводится к нулю – заводчику нет смысла тратиться на прием врача);
  3.  поскольку эти животные сравнительно недорогие и неприхотливые в содержании – они всегда доступны широкой аудитории потребителей;
  4.  если не хочется заниматься продажами самому – всегда есть сбыт в зоомагазины;

При таких несомненных плюсах, минусов мало, да и все они такие же, как и при разведении прочих животных, только с некоторыми нюансами:

  • требуется много места для клеток. Вот пример на джунгарских хомяках, как самых маленьких представителях популярных в народе грызунов: представьте, если пара джунгариков прекрасно себя чувствует в клетке 20х15х15., то для нормального сбыта потомства нужно как минимум 20 пар. + места для молодежи + места для «ремонтного стада» – тех, кто заменит постаревших производителей. В итоге получим три квадратных метра с учетом того, что между клетками еще должно быть какое-то расстояние и вся эта конструкция обычно устанавливается либо на полки/стеллажи или еще как-то размещается. Три квадрата? И это только миниатюрные джунгарики.
  • невозможно построить бизнес на одной разновидности – например, мышах. При массовом разведении рынок быстро наполнится и сбыт исчезнет. Придется ил дополнять мышей хомяками и так далее или… искать другие методы продажи тех же мышей и соответствующие рынки сбыта. Собственно, так образовались компании по продаже замороженных мышей и мышат кормления змей, рептилий…
  • запах и отопление. В квартирных условиях, даже если нашлось достаточно места, всегда остро стоит вопрос со специфическим запахом, который является неотъемлемой частью жизнедеятельности грызунов. Приходится не просто тратиться на наполнитель, но еще и уделять много времени чистке клеток. Если учесть, что многих рожениц лучше не тревожить уборкой первые несколько недель, то окончательно от запаха избавиться не удастся. Да, если у вас в доме родила одна хомячиха – это незаметно, а если сидят с потомством 50-80 самок? Было бы логичным отделить это разведение от жилой зоны, но большинство грызунов теплолюбивы. Да и декоративные кролики или крысы не будут размножаться в мороз. Поэтому выселить весь этот питомник, допустим, в сарай – не получится. Решением может стать отапливаемый гараж, так что стоит подсказать эту мысль автомобилистам:) Реально из практики многие заводчики выделяли комнату в квартире или даже целую пустующую квартиру под коммерческое разведение грызунов. И вполне успешно реализовывали «продукцию» на рынке.

Теперь на сцену выходит самый главный недостаток «бизнеса на животных»: форс-мажор.

На самом деле, самые незащищенные от случайностей отрасли это животноводство и растениеводство. Представьте сами: 500 свиней и тут – свиной грипп. 50 гектар пшеницы – и один крупный град. Случайность, после которой большинство хозяев уже не оправятся.

Вот и в случае с мелкими декоративными животными почти то же самое. Даже при раскладе, когда содержатся несколько видов, и один вирус не убьет все поголовье… Есть летний период – «мертвый сезон», когда рынок переполнен и сбыта нет, а поголовье растет; периоды, когда кто-то кого-то съедает, кто-то не хочет беременеть, а кто-то впадает в депрессию. В одной лаборатории Витебска когда-то по непонятным причинам вот так пропало все поголовье белых мышей – при офигенно классных условиях, уходе и кормлении. В Бобруйске был период, когда морских свинок перекупщики закупали ценам, выше столичных – исчезли вот как-то все и всё. Про кроликов вообще промолчим – поголовье может исчезнуть от кроличьих вирусов несмотря на все прививки (кстати, тот же Бобруйск – больше полусотни декоративных кроликов у заводчика легло, решил не восстанавливать, а просто забыть про кролиководство).

Поэтому «хомячиный бизнес» – он, конечно, имеет место быть. Но, так или иначе, все заводчики, которые превратили любимое дело в прибыль, становятся «на перекупку»: так значительно проще. Покупают обычно за полцены, продают за полную, при этом пользуются системой налогообложения как при продаже от разведения.

Это – классическая схема: дома разводятся свои грызуны, но дополнительно идет закупка у населения. Люди, которые так начинали на рынке, во многих случаях развивались до собственного торгового павильона, сети торговых точек или магазина.

автор Наталья Хуторская