За кормою вода густая солона она зелена

За кормою вода густая солона она зелена thumbnail

Так хорошо и просто,
Шагнув через порог,
Рассыпать нашу поступь
По зелени дорог.В улыбчивое лето
Бросать среди путей
Задумчивость поэта
И шалости детей.Луна — под вечер выйди,
Чтоб, как бывало, вновь
У девушки увидеть
Смущенье и любовь.Любовная зараза —
Недаром у меня
Заходит ум за разум
При увяданьи дня.Но от нее я просто
Шагну через порог,
Чтобы рассыпать поступь
По зелени дорог.

Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?

    Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

    Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

    За кормою вода густая солона она зелена

    Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

    Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

    Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?

    Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

    Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

    Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

    Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

    Как предложить событие в «Афишу» портала?

    В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

    Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

    Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

    Если вопросы остались — .

    Ошибка на сайте

    Пожалуйста подтвердите, что вы не робот

    Личный кабинет на портале «КУЛЬТУРА.РФ»

    Войти через

    или

    для сотрудников учреждений культуры

    Уточните свое местоположение

    Так мы будем полезнее для вас и отобразим в каталогах музеев, театров, библиотек и концертных площадок те учреждения, которые находятся рядом с вами.

    Определение местоположения

    Отобразим интересные места и события рядом с вами.

    Кажется что-то пошло не так. Перезагружу страницу или вернусь сюда позже.Кажется что-то пошло не так. Перезагружу страницу или вернусь сюда позже.

    У Вас нет входящих уведомлений

    Источник

    1930

    КАЧКА НА КАСПИЙСКОМ МОРЕ

    За кормою вода густая —

    солона она, зелена,

    неожиданно вырастая,

    на дыбы поднялась она,

    и, качаясь, идут валы

    от Баку

    до Махачкалы.

    Мы теперь не поем, не спорим —

    мы водою увлечены;

    ходят волны Каспийским морем

    небывалой величины.

    А потом —

    затихают воды —

    ночь каспийская,

    мертвая зыбь;

    знаменуя красу природы,

    звезды высыпали, как сыпь;

    от Махачкалы

    до Баку

    луны плавают на боку.

    Я стою себе, успокоясь,

    я насмешливо щурю глаз —

    мне Каспийское море по пояс,

    нипочем…

    Уверяю вас.

    Нас не так на земле качало,

    нас мотало кругом во мгле —

    качка в море берет начало,

    а бесчинствует на земле.

    Нас качало в казачьих седлах,

    только стыла по жилам кровь,

    мы любили девчонок подлых —

    нас укачивала любовь.

    Водка, что ли, еще?

    И водка —

    спирт горячий,

    зеленый,

    злой;

    нас качало в пирушках вот как —

    с боку на бок

    и с ног долой…

    Только звезды летят картечью,

    говорят мне:

    — Иди, усни…

    Дом, качаясь, идет навстречу,

    сам качаешься, черт возьми…

    Стынет соль

    девятого пота

    на протравленной коже спины,

    и качает меня работа

    лучше спирта

    и лучше войны.

    Что мне море?

    Какое дело —

    мне до этой

    зеленой беды?

    Соль тяжелого, сбитого тела

    солонее морской воды.

    Что мне (спрашиваю я), если

    наши зубы,

    как пена, белы —

    и качаются наши песни

    от Баку

    до Махачкалы.

    1930

    Каспийское море — Волга

    РЕЗЮМЕ

    (Из цикла путевых стихов

    «Апшеронский полуостров»)

    Из Баку уезжая,

    припомню, что видел

    я — поклонник работы,

    войны и огня.

    В храме огнепоклонников

    огненный идол

    почему-то

    не интересует меня.

    Ну — разводят огонь,

    бьют башкою о камень,

    и восходит огонь

    кверху,

    дымен, рогат.

    — Нет! — кричу про другой,

    что приподнят руками

    и плечами

    бакинских ударных бригад.

    Не царица Тамара,

    поющая в замке,

    а тюрчанки, встающие

    в общий ранжир.

    Я узнаю повсюду их

    по хорошей осанке,

    по тому, как синеют

    откинутые паранджи.

    И, тоску отметая,

    заикнешься, товарищи, разве

    про усталость, про то,

    что работа не по плечам?

    Черта с два!

    Это входит Баку в Закавказье,

    в Закавказье, отбитое у англичан.

    1930–1931

    ПУЛЕМЕТЧИКИ

    Багрового солнца над нами шары,

    под нами стоит лебеда,

    в кожухе, мутная от жары,

    перевернулась вода.

    Надвое мир разделяет щит,

    ленты — одна за другой…

    Пуля стонет,

    пуля трещит,

    пуля пошла дугой.

    Снова во вражеские ряды

    пуля идет, рыча, —

    если не будет у нас воды,

    воду заменит моча.

    Булькая, прыгая и звеня,

    бей, пулемет, пока —

    вся кавалерия на ко-ня…

    Пехота уже у штыка.

    Все попадания наши верны

    в сумрак, в позор земной —

    красное знамя моей страны

    плавает надо мной.

    Нашу разрезать хотят страну,

    высосать всю до дна —

    сохнет, затоптанная, она —

    сердце мое в плену.

    В наши леса идет напролом

    лезвие топора —

    колониальных дел мастера

    двигают топором.

    Желтый сапог оккупанта тяжел,

    шаг непомерно быстр,

    синь подбородок,

    зуб — желт,

    штык,

    револьвер,

    хлыст…

    Слушай, Англия,

    Франция,

    слушай,

    нам не надо вашей земли,

    но сегодня

    (на всякий случай)

    припасли мы команду:

    — Пли…

    И в краях, зеленых, отчих,

    посмотрев вперед,

    заправляет пулеметчик

    ленту в пулемет.

    Снова жилы у нас распухли,

    снова ядрами кулаки —

    если вы на Союз Республик

    ваши двигаете полки.

    Переломаны ваши древки,

    все останутся гнить в пыли —

    не получите нашей нефти,

    нашей жирной и потной земли.

    Есть еще запрещенная зона —

    наши фабрики,

    наш покой…

    Наземь выплеснете знамена

    вашей собственною рукой.

    Солнце висит,

    стучит лебеда —

    кончена песня моя:

    в кожухе не пересохла вода,

    ленты лежит змея.

    И в краях зеленых, отчих,

    посмотрев вперед,

    заправляет пулеметчик

    ленту в пулемет.

    Источник

    На нашем литературном портале можно бесплатно читать книгу Борис Корнилов – Стихотворения, Борис Корнилов . Жанр: Поэзия. Онлайн библиотека дает возможность прочитать весь текст и даже без регистрации и СМС подтверждения на нашем литературном портале fplib.ru.

    1930

    КАЧКА НА КАСПИЙСКОМ МОРЕ

    За кормою вода густая —
    солона она, зелена,
    неожиданно вырастая,
    на дыбы поднялась она,
    и, качаясь, идут валы
    от Баку
    до Махачкалы.

    Мы теперь не поем, не спорим —
    мы водою увлечены;
    ходят волны Каспийским морем
    небывалой величины.

    А потом —
    затихают воды —
    ночь каспийская,
    мертвая зыбь;
    знаменуя красу природы,
    звезды высыпали, как сыпь;
    от Махачкалы
    до Баку
    луны плавают на боку.

    Я стою себе, успокоясь,
    я насмешливо щурю глаз —
    мне Каспийское море по пояс,
    нипочем…
    Уверяю вас.

    Нас не так на земле качало,
    нас мотало кругом во мгле —
    качка в море берет начало,
    а бесчинствует на земле.
    Нас качало в казачьих седлах,
    только стыла по жилам кровь,
    мы любили девчонок подлых —
    нас укачивала любовь.

    Водка, что ли, еще?
    И водка —
    спирт горячий,
    зеленый,
    злой;
    нас качало в пирушках вот как —
    с боку на бок
    и с ног долой…

    Только звезды летят картечью,
    говорят мне:
    — Иди, усни…
    Дом, качаясь, идет навстречу,
    сам качаешься, черт возьми…

    Стынет соль
    девятого пота
    на протравленной коже спины,
    и качает меня работа
    лучше спирта
    и лучше войны.

    Что мне море?
    Какое дело —
    мне до этой
    зеленой беды?

    Соль тяжелого, сбитого тела
    солонее морской воды.
    Что мне (спрашиваю я), если
    наши зубы,
    как пена, белы —
    и качаются наши песни
    от Баку
    до Махачкалы.

    1930

    Каспийское море — Волга

    РЕЗЮМЕ

    (Из цикла путевых стихов «Апшеронский полуостров»)

    Из Баку уезжая,
    припомню, что видел
    я — поклонник работы,
    войны и огня.
    В храме огнепоклонников
    огненный идол
    почему-то
    не интересует меня.

    Ну — разводят огонь,
    бьют башкою о камень,
    и восходит огонь
    кверху,
    дымен, рогат.
    — Нет! — кричу про другой,
    что приподнят руками
    и плечами
    бакинских ударных бригад.

    Не царица Тамара,
    поющая в замке,
    а тюрчанки, встающие
    в общий ранжир.
    Я узнаю повсюду их
    по хорошей осанке,
    по тому, как синеют
    откинутые паранджи.

    И, тоску отметая,
    заикнешься, товарищи, разве
    про усталость, про то,
    что работа не по плечам?
    Черта с два!
    Это входит Баку в Закавказье,
    в Закавказье, отбитое у англичан.

    1930–1931

    ПУЛЕМЕТЧИКИ

    1

    Багрового солнца над нами шары,
    под нами стоит лебеда,
    в кожухе, мутная от жары,
    перевернулась вода.

    Надвое мир разделяет щит,
    ленты — одна за другой…
    Пуля стонет,
    пуля трещит,
    пуля пошла дугой.

    Снова во вражеские ряды
    пуля идет, рыча, —
    если не будет у нас воды,
    воду заменит моча.

    Булькая, прыгая и звеня,
    бей, пулемет, пока —
    вся кавалерия на ко-ня…
    Пехота уже у штыка.

    Все попадания наши верны
    в сумрак, в позор земной —
    красное знамя моей страны
    плавает надо мной.

    Нашу разрезать хотят страну,
    высосать всю до дна —
    сохнет, затоптанная, она —
    сердце мое в плену.
    В наши леса идет напролом
    лезвие топора —
    колониальных дел мастера
    двигают топором.

    Желтый сапог оккупанта тяжел,
    шаг непомерно быстр,
    синь подбородок,
    зуб — желт,
    штык,
    револьвер,
    хлыст…

    2

    Слушай, Англия,
    Франция,
    слушай,
    нам не надо вашей земли,
    но сегодня
    (на всякий случай)
    припасли мы команду:
    — Пли…

    И в краях, зеленых, отчих,
    посмотрев вперед,
    заправляет пулеметчик
    ленту в пулемет.

    Снова жилы у нас распухли,
    снова ядрами кулаки —
    если вы на Союз Республик
    ваши двигаете полки.

    Переломаны ваши древки,
    все останутся гнить в пыли —
    не получите нашей нефти,
    нашей жирной и потной земли.

    Есть еще запрещенная зона —
    наши фабрики,
    наш покой…
    Наземь выплеснете знамена
    вашей собственною рукой.

    3

    Солнце висит,
    стучит лебеда —
    кончена песня моя:
    в кожухе не пересохла вода,
    ленты лежит змея.

    И в краях зеленых, отчих,
    посмотрев вперед,
    заправляет пулеметчик
    ленту в пулемет.

    <1931>

    РАССКАЗ МОЕГО ТОВАРИЩА

    1

    Выхожу на улицу —
    рваною тучей,
    лиловатым небом,
    комьями огня,
    наказаньем-скукою
    и звездой падучей
    встретила полночная
    природа меня.

    Поднял воротник,
    надвинул на лоб кепи,
    папиросу в зубы —
    шагаю, пою…
    Вижу —

    развалились голубые степи,
    конница в засаде,
    пехота в бою.

    Командира роты
    разрывает к черту,
    пронимает стужей,
    а жары — пуды.
    Моему коню
    слепая пуля в морду,
    падают подносчики
    патронов и воды.

    Милая мама,
    горячее дело.
    Чувствую —
    застукают меня на этот раз:
    рухну я, порубан,
    вытяну тело,
    выкачу тяжелый
    полированный глаз.

    Пусть меня покончат —
    главная обида,
    что, сопровождаемые
    жирной луной,
    сохлые звезды
    ужасного вида
    тоже, как шрапнели,
    рвутся надо мной.

    И темнеет сразу —
    только их и видели —
    в темноте кудрявые
    чахнут ковыли,
    щелкают кузнечики,
    где-то победители,
    как подругу, под руку
    песню повели.

    2

    Вот жарища адова,
    жарь, моя,
    Красная…
    Ать, два…
    Армия.
    Пулеметчики-чики,
    бомбометчики-чики,
    все молодчики-чики
    начеку.
    Всыпали, как ангелу,
    господину Врангелю,
    выдали полпорции
    Колчаку.

    Потихоньку в уголки
    смылись белые полки,
    генералы-сволочи
    лязгают по-волчьи.

    А кругом по округу
    стон стоит —
    мы идем по окрику:
    — …Стой…
    — …Свои…
    И подохли, уськая
    (песенке привал),
    армия французская,
    русский генерал.
    Как победа близкая,
    власть советская —
    русская,
    английская
    и немецкая.
    Вот жарища адова,
    жарь, моя,
    Красная…
    Ать, два…
    Армия.

    3

    Засыхает песня,
    кровоточит рана,
    червячки слюнявые
    в провале синих щек;
    что ни говорите,
    умираю рано,
    жить бы да жить бы,
    еще бы…
    еще…

    Так и выжил.
    Госпиталь,
    койка,
    сестра…
    — В душу, в бога, в господа, —
    тишина — остра.

    Там за занавескою
    спрятали от нас
    нашу власть советскую —
    боевой приказ.

    Где же это видано
    такое житье,
    чтобы было выдано
    мне мое ружье.

    Дорогие…
    Ох, пора —
    душит меня,
    убирайте доктора,
    подавай коня…

    Занавеска белая,
    и сестра маячит,
    червячки качаются,
    строятся в ряды —
    краем уха слышу:
    — Ничего не значит,
    успокойся, парень,
    выпей воды…

    4

    Вынес огнестрельную,
    рваную одну —
    голова лохматая
    стянута швом,
    все воспоминания
    уходят ко дну,
    всякая боль
    заживет на живом.

    Выхожу на улицу —
    кости стучат,
    сердце качается,
    мир в кулаке,
    зубы — как собрание
    рыжих волчат,
    мышцы — как мыши
    бегают в руке.

    Так что не напрасно
    бился я и жил я —
    широкая рука моя ряба,
    жилы, набитые кровью,
    сухожилья,
    так что наша жизнь —
    есть борьба.

    <1931>

    Источник

    1930

    КАЧКА НА КАСПИЙСКОМ МОРЕ

    За кормою вода густая —

    солона она, зелена,

    неожиданно вырастая,

    на дыбы поднялась она,

    и, качаясь, идут валы

    от Баку

    до Махачкалы.

    Мы теперь не поем, не спорим —

    мы водою увлечены;

    ходят волны Каспийским морем

    небывалой величины.

    А потом —

    затихают воды —

    ночь каспийская,

    мертвая зыбь;

    знаменуя красу природы,

    звезды высыпали, как сыпь;

    от Махачкалы

    до Баку

    луны плавают на боку.

    Я стою себе, успокоясь,

    я насмешливо щурю глаз —

    мне Каспийское море по пояс,

    нипочем…

    Уверяю вас.

    Нас не так на земле качало,

    нас мотало кругом во мгле —

    качка в море берет начало,

    а бесчинствует на земле.

    Нас качало в казачьих седлах,

    только стыла по жилам кровь,

    мы любили девчонок подлых —

    нас укачивала любовь.

    Водка, что ли, еще?

    И водка —

    спирт горячий,

    зеленый,

    злой;

    нас качало в пирушках вот как —

    с боку на бок

    и с ног долой…

    Только звезды летят картечью,

    говорят мне:

    — Иди, усни…

    Дом, качаясь, идет навстречу,

    сам качаешься, черт возьми…

    Стынет соль

    девятого пота

    на протравленной коже спины,

    и качает меня работа

    лучше спирта

    и лучше войны.

    Что мне море?

    Какое дело —

    мне до этой

    зеленой беды?

    Соль тяжелого, сбитого тела

    солонее морской воды.

    Что мне (спрашиваю я), если

    наши зубы,

    как пена, белы —

    и качаются наши песни

    от Баку

    до Махачкалы.

    1930

    Каспийское море — Волга

    РЕЗЮМЕ

    (Из цикла путевых стихов

    «Апшеронский полуостров»)

    Из Баку уезжая,

    припомню, что видел

    я — поклонник работы,

    войны и огня.

    В храме огнепоклонников

    огненный идол

    почему-то

    не интересует меня.

    Ну — разводят огонь,

    бьют башкою о камень,

    и восходит огонь

    кверху,

    дымен, рогат.

    — Нет! — кричу про другой,

    что приподнят руками

    и плечами

    бакинских ударных бригад.

    Не царица Тамара,

    поющая в замке,

    а тюрчанки, встающие

    в общий ранжир.

    Я узнаю повсюду их

    по хорошей осанке,

    по тому, как синеют

    откинутые паранджи.

    И, тоску отметая,

    заикнешься, товарищи, разве

    про усталость, про то,

    что работа не по плечам?

    Черта с два!

    Это входит Баку в Закавказье,

    в Закавказье, отбитое у англичан.

    1930–1931

    ПУЛЕМЕТЧИКИ

    Багрового солнца над нами шары,

    под нами стоит лебеда,

    в кожухе, мутная от жары,

    перевернулась вода.

    Надвое мир разделяет щит,

    ленты — одна за другой…

    Пуля стонет,

    пуля трещит,

    пуля пошла дугой.

    Снова во вражеские ряды

    пуля идет, рыча, —

    если не будет у нас воды,

    воду заменит моча.

    Булькая, прыгая и звеня,

    бей, пулемет, пока —

    вся кавалерия на ко-ня…

    Пехота уже у штыка.

    Все попадания наши верны

    в сумрак, в позор земной —

    красное знамя моей страны

    плавает надо мной.

    Нашу разрезать хотят страну,

    высосать всю до дна —

    сохнет, затоптанная, она —

    сердце мое в плену.

    В наши леса идет напролом

    лезвие топора —

    колониальных дел мастера

    двигают топором.

    Желтый сапог оккупанта тяжел,

    шаг непомерно быстр,

    синь подбородок,

    зуб — желт,

    штык,

    револьвер,

    хлыст…

    Слушай, Англия,

    Франция,

    слушай,

    нам не надо вашей земли,

    но сегодня

    (на всякий случай)

    припасли мы команду:

    — Пли…

    И в краях, зеленых, отчих,

    посмотрев вперед,

    заправляет пулеметчик

    ленту в пулемет.

    Снова жилы у нас распухли,

    снова ядрами кулаки —

    если вы на Союз Республик

    ваши двигаете полки.

    Переломаны ваши древки,

    все останутся гнить в пыли —

    не получите нашей нефти,

    нашей жирной и потной земли.

    Есть еще запрещенная зона —

    наши фабрики,

    наш покой…

    Наземь выплеснете знамена

    вашей собственною рукой.

    Солнце висит,

    стучит лебеда —

    кончена песня моя:

    в кожухе не пересохла вода,

    ленты лежит змея.

    И в краях зеленых, отчих,

    посмотрев вперед,

    заправляет пулеметчик

    ленту в пулемет.

    Источник

    1930

    Качка на Каспийском море

    За кормою вода густая —
    солона она, зелена,
    неожиданно вырастая,
    на дыбы поднялась она,
    и, качаясь, идут валы
    от Баку
    до Махач-Калы.

    Мы теперь не поем,
       не спорим —
    мы водою увлечены;
    ходят волны Каспийским морем
    небывалой величины.

    А потом —
    затихают воды —
    ночь каспийская,
    мертвая зыбь;
    знаменуя красу природы,
    звезды высыпали, как сыпь;
    от Махач-Калы
    до Баку
    луны плавают на боку.

    Я стою себе, успокоясь,
    я насмешливо щурю глаз —
    мне Каспийское море по пояс,
    нипочем…
    Уверяю вас.

    Нас не так на земле качало,
    нас мотало кругом во мгле —
    качка в море берет начало,
    а бесчинствует на земле.
    Нас качало
       в казачьих седлах,
    только стыла по жилам кровь,
    мы любили девчонок подлых —
    нас укачивала любовь.

    Водка, что ли, еще?
    И водка —
    спирт горячий,
       зеленый,
          злой;
    нас качало в пирушках вот как —
    с боку на бок
    и с ног долой…
    Только звезды летят картечью,
    говорят мне…
       — Иди, усни…
    Дом, качаясь, идет навстречу,
    сам качаешься, черт возьми…

    Стынет соль
    девятого пота
    на протравленной коже спины,
    и качает меня работа
    лучше спирта
    и лучше войны.

    Что мне море?
    Какое дело
    мне до этой
    зеленой беды?

    Соль тяжелого, сбитого тела
    солонее морской воды.

    Что мне (спрашиваю я), если
    наши зубы
    как пена белы —
    и качаются наши песни
    от Баку
    до Махач-Калы.

    1930

    Каспийское море — Волга

    Апшеронский полуостров

    Путевые стихи

    Д. А. Левоневскому

    1

    Вступление

    Я думал, что чашки бараньего жиру
    разносит по саклям восточный транжир…
    Молчанье.
       Мечети стоят по ранжиру,
    волнуемы ветром, висят паранджи.

    Ковров размазня.
       В лиловых халатах,
    в узорных шальварах,
       в козловых туфлях,
    один за другим
       азиаты, как в латах.
    И звезды висят наподобие блях…

    Но главное — жены…
       Сокрыты от взора.
    Лежат и не лезут, сопя, на рожон,
    питают детишек;
       домашняя ссора —
    одно развлеченье потеющих жен.

    Таким представлялся
    вонючий и пестрый
    восточный балет,
    расписной кабачок,
    и, врезанный в небо, жестянкою острой
    звенел полумесяц — священный значок.

    Тяжелые губы
    упали на лица,
    и брови — лиловые эти мазки…
    Я выехал вечером —
    пела столица,
    состав откачнулся,
       стуча, от Москвы.

    2

    Царица Тамара

    Конец предисловью —
    и вылетит повесть,
    навстречу — другая
    рывками, броском,
    как этот курьерский
    исхлестанный поезд
    ветрами, ночами,
    каленым песком.

    Кавказ предо мною —
    ни много ни мало,
    до облачной вылинявшей кисеи
    под небо любая гора поднимала
    крутые, огромные плечи свои.
    Мне снова мерещатся —
       скалы, руины,
    оскалы ущелий…
       — Послушай, гора,
    она наступает —
       твоей героини
    царицы Тамары ночная пора.

    Красивая баба —
       недаром про эти
    любовные козни,
       монисты до пят,
    глазастые под нос бормочут поэты,
    туристы с российской равнины хрипят.
    Начну по порядку —
       за Пушкиным сразу,
    гремя и впадая в лирический бред,
    поет про Тамару,
       разносит заразу
    второй по ранжиру российский поэт.

    Рыданий хватает по горло —
       однако
    другая за Лермонтовым с рывка
    огнем налетает строка Пастернака,
    тяжелая, ломаная строка.

    Царица Тамара —
       мечтаний причал,
    и вот, грохоча и грубя,
    Владимир Владимирович зарычал,
    за груди беря тебя.

    Так и я бы по традиции,
    забулдыга,
       поэт, простак,
    мог бы тоже потрудиться
    и стихами и просто так.

    Делу час, а потехе время:
    я бы, млея,
       как пень, стоял
    в этом затхлом тумане гарема,
    в тьме ковров
    и в пуху одеял.

    Пел бы песни и неустанно
    о Тамаре и о горах
    Над долинами Дагестана
    рассыпался б и в пух и в прах.

    Небывалая поза,
       бравада,
    я дорвался б —
    доелся б до рук…

    Но царица теперь старовата —
    я молчу… не люблю старух.

    3

    Вагонный быт

    А поезд качается дальше и дальше,
    ночь заметает следы,
    направо — гор голубые залежи,
    налево — залежь воды.

    Длинное утро,
    вечер долог,
    на ночь подъем крутой,
    сосед по купе — инженер-геолог —
    мутной оброс бородой.

    Сутки,
       вторые сутки,
          третьи —
    ночь глубока и густа,
    стонем и фыркаем:
       — Ох уж эти
    курьерские поезда!

    И снова — лежим на спине, как малютки,
    надоест — лежим на боку…
    Но вот инженер на пятые сутки
    кричит:
       — Подъезжаем, Баку!

    4

    Баку

    Ты стоишь земли любимым сыном —
    здоровяк, со всех сторон хорош,
    и, насквозь пропахший керосином,
    землю по-сыновьему сосешь.

    Взял ее ты в буравы и сверла,
    хорошо, вплотную, глубоко,
    и ползет в нефтепровода горло
    черное густое молоко.

    Рваный ветер с моря,
    уйма вышек,
    горькая каспийская волна,
    ты свои четыре буквы выжег
    в книге Революции сполна.
    Ты стоишь — кормилец и поилец
    всех республик и всего и вся —
    трактор из Путиловского вылез,
    в жилах молоко твое неся.

    Ждет тебя земли одна шестая,
    СТО, ВСНХ, НКПС —
    наше сердце,
    наша кровь густая,
    наш Баку — ударник и боец.

    Полный ход.
    Старания утроим —
    затхлый пот, усталость — хоть бы хны…
     промысла Азнефти —
    строй за строем —
    бухта Ильича,
    Сураханы.

    Сабунчи пригнули шею бычью —
    пусть подъем к социализму крут,
    вложим пятилетнюю добычу
    в трехгодичный драгоценный труд.

    Пот соревнованья, поединка
    выльет нефтеносная земля —
    и закисла морда Детердинга —
    морда нефтяного короля.

    Он предвидит своего оплота
    грохот,
       а спасенье, как во сне, —
    бьет ударных буровых работа,
    выше поднимающих Азнефть.

    Грохот неминуемого краха,
    смена декораций и ролей —
    бей, Баку, —
    мы за тобой без страха
    перережем к черту королей.

    Чтобы кверху вылетом набата,
    свернутой струей подземных сил
    над тобой фонтан Биби-Эйбата
    торжество республик возносил.

    5

    Оккупация Баку

    Правительство временное —
    временная ширма,
    вторая революция —
    ширма на боку…

    Англия понюхала —
    пахнет жирно:
    разыграна по нотам
    оккупация Баку.

    Гладкое, жесткое, как яйцо
    дубовое, как бадья —
    главное действующее лицо,
    синее от бритья.

    За ним в мундирах узеньких
    на выходных ролях
    русские союзники
    по улицам пылят.

    Какая вас, Билл Окинсы,
    погода занесла?
    Они идут во все концы
    на нефтепромысла.

    Кичась походкой плавной
    (пускай навстречу норд),
    дубовый,
       бритый,
          главный
    действует милорд.

    Туда пускают Врангеля,
    Юденича сюда,
    а здесь качает Англия
    нефтью суда.

    Будьте покойны,
    о чем разговор?
    Войны как войны,
    как и до сих пор.

    И зимой и летом
    один колорит,
    Киплинг об этом
    еще говорит.

    Только,
       бритый мистер, выплюнь-ка
    трубку черную свою,
    я тебе балладу Киплинга
    по-своему спою.

    6

    Баллада об оккупанте Билл Окинсе

    Где шатается Билл Окинс?
    Черт дери, а мне-то что?
    Он гулял по Закавказью —
    покажу ж ему за то
    в бога, гроб, мать…
    Покажу ж ему за то.

    А при чем же тут Билл Окинс,
    если действует милорд?
    Надо лорду
    прямо в морду
    и, покуда хватит морд,
    в бога, гроб, мать —
    рвать, бить, мять.

    Раз — по морде,
    два — по морде,
    без каких-то там пощад,
    и в конце концов на лорде
    все монокли затрещат.
    В бога, гроб, мать —
    все монокли затрещат.

    7

    Англия

    Бить наотмашь,
    чтобы друг на друга,
    чтобы лапы кверху, околев…
    Но британский
       (хитрая зверюга)
    драпанул обратно рыжий лев.

    За морями —
       океана близ, твоя
    жизнь проходит, полная красы,
    там себе поскуливай, облизывая
    нефтью вымазанные усы.

    По усам текло,
    а по зубам попало…
    Все в порядке —
    поскули со зла.
    Вспомни, Англия,
    как покупала
    за ладонь и пальцы — нефтепромысла.

    Но все ушло в предание,
    и замело следы.
    Британия,
    Британия, владычица воды.

    Дано тебе приданое —
    невесте молодой,
    так и владей, Британия,
    не нефтью, а водой.

    8

    Резюме

    Из Баку уезжая,
    припомню, что видел
    я — поклонник работы,
    войны и огня.
    В храме огнепоклонников
    огненный идол
    почему-то
    не интересует меня.
    Ну — разводят огонь,
    бьют башкою о камень,
    и восходит огонь
    кверху,
    дымен, рогат.
    — Нет! — кричу про другой,
    что приподнят руками
    и плечами
    бакинских ударных бригад.

    Не царица Тамара,
    поющая в замке,
    а тюрчанки, встающие
    в общий ранжир.
    Я узнаю повсюду их
    по хорошей осанке,
    по тому, как синеют
    откинутые паранджи.

    И, тоску отметая,
    заикнешься, товарищи, разве
    про усталость, про то,
    что работа не по плечам?
    Черта с два!
    Это входит Баку в Закавказье,
    в Закавказье, отбитое у англичан.

    9

    Отплытие

    Ветер загремел.
    Была погодка аховая —
    серенькие волны
    ударили враз,
    но пристань отошла,
    платочками помахивая,
    благими пожеланиями
    провожая нас.

    Хватит расставанья.
    Пойдемте к чемоданам,
    выстроим, хихикая,
    провизию в ряды —
    выпьем «Телиани»,
    что моря, вода нам?
    Выплывем, я думаю,
    из этой воды.

    Жить везде прекрасно:
    на борту промытом,
    чуть поочухавшись
    от развой толчеи,
    палуба в минуту
    обрастает бытом —
    стелет одеяла, гоняет чаи.

    Слушайте лирические
    телеграммы с фронта —
    небо велико,
    и велика вода.
    Тихо по канату горизонта
    нефтеналивные балансируют суда.

    И ползут часы,
    качаясь и тиктикая,
    будто бы кораблики,
    по воде шурша,
    и луна над нами
    просияла тихая —
    в меру желтоватая,
    в меру хороша.

    Скучно наблюдая
    за игрой тюленьей,
    мы плывем и видим —
    нас гнетут пуды
    разных настроений,
    многих впечатлений
    однородной массы
    неба и воды.

    Хватит рассусоливать —
    пойдемте к чемоданам,
    выстроим, хихикая,
    провизию в ряды,
    выпьем «Телиани», —
    что моря, вода нам?
    Выплывем, — я думаю, —
    из этой воды.

    1930–1931

    Источник