Женщина на корме корабля как называется
В давние времена нос корабля обязательно старались украсить скульптурой. Названия этих фигур разное, в зависимости от страны, к которой принадлежало судно. Больше всего встречалось женских образов, но и не только. Какой смысл несла корабельная скульптура? И почему женских сущностей было на них больше всего?
Немного истории
В старину женщин на корабле не было. Это плохая примета. При этом, нос корабля украшала скульптура в виде женщины. Поверье говорит, что так моряки возлагали надежу на нее, считая фигуру способной успокоить встречный шторм.
В XVIII столетии фигура на носу корабля обрела разнообразность. Уже можно встретить античных героев, образы животных, портреты в скульптуре и даже целые композиции из множества фигур.
Именовали такие носовые скульптуры по-разному: в Риме – рострой, в Греции – кариатидой. Иногда их называли гальюнными. Слово имеет немецкие корни. Гальюн – это площадка под бушпритом в носу корабля. Именно там располагались скульптуры.
Каждая фигура на носу корабля была гордостью судовладельца. Они всегда делались, устремленными вперед. Это символ судна. Отслужив рабочий срок, корабль списывался, а носовую фигуру обязательно снимали. После кораблей она становилась украшением стен хозяйских домов, других зданий, колон. Впоследствии такие скульптуры оказывались в морских музеях.
Сегодня название «галеонная фигура» на носу корабля – это обозначение скульптуры по имени судна на носовой части. Однако в морской терминологии она осталась «гальюнной», соответственно месту расположения. Интересно, что на том же свесе находились отхожие места для корабельного экипажа. Отсюда современное название корабельных туалетов – гальюн.
Суеверия
В давние времена судна были относительно примитивными. Служившие на них мореплаватели часто чувствовали себя бессильными перед водной стихией. Веруя в различные божества, они всяким образом старались задобрить их, прося о помощи в укрощении ветра, волн, отведения несчастий и привлечения удачи. Духи должны были охранять судно от любых несчастий, штормов, мелей, опасных ветров. А если даже так случалось, что корабль тонул, то божества сопровождали души погибших моряков в страну, где пребывают мертвые.
Каким изображениям отдавали предпочтения в разных странах?
Если заглянуть в Древний Египет, то там фигура на носу корабля в основном изображала священную птицу. Финикийцы отдавали предпочтение резной деревянной голове лошади, как символ быстроходности корабля. Греки и римляне устанавливали разъяренного дракона или кабана, в знак запугивания потенциального врага. Викинги тоже предпочитали головы драконов.
Для норвежских судов тоже вырезали деревянные головы дракона, а славяне украшали ладьи головами козлов и баранов. Среди древних кораблей встречаются и такие, что украшены скульптурами павлинов.
Изображения богов тоже часто украшали суда, особенно у древних греков. Там предпочтение отдавалось Нике – богине победы. В убранстве кораблей можно обнаружить много разных мифологических персонажей. В основном это Нептун и Меркурий – древнеримские боги, покровители торговли и мореплавания.
О чем еще говорили скульптуры?
Часто носовые фигуры в прямой, символической или аллегорической форме указывали на название судна. Это помогало понять название и назначение корабля, так как многие люди еще не умели читать.
Для таких целей использовались самые разнообразные скульптурные изображения: от императоров до героев мавров и индейцев. Очень часто значащей скульптурой являлась фигура женщины на носу корабля, дев, монахов и святых.
Уже в середине XVI века мастера корабельного дела в Испании и Португалии устанавливают на галеонах (больших трехмачтовых парусниках, предназначенных перевозить ценные грузы) очень совершенные, в художественном смысле, скульптуры. Так, к XVII веку богатый скульптурный декор плотно вошел в кораблестроение и стал вполне обычным атрибутом всех парусников.
Зачастую пышность отделки судна не уступала роскошным дворцам своих хозяев. Бывало и такое, что даже превосходила их. Если речь шла о военно-морских силах, то целью было продемонстрировать могущество владельцев. Общеевропейскими символами на боевых кораблях были геральдические львы и орлы. Они показывали силу и благородство воинов.
Лев часто украшал форштевни флагманских шведских судов. На корабле Эрика IV, шведского короля, рычащего льва изобразили в короне.
Торжество эстетики
Часто женская фигура на носу корабля выполнялась в виде всевозможных русалок, наяд – существ, связанных с морем. Они должны были защищать корабль от потопления. Фигуры сначала были очень массивными, но со временем было замечено, что они утяжеляли судно и делали его менее ходким, валким на волне. Поэтому их размеры значительно сократились.
Поклонение божествам постепенно утратило свое значение. Его потеснила эстетика. Поэтому чаще всего украшением служила женская фигура на носу корабля. Архитектура судна должна была не только соответствовать по функциональности своему назначению, но быть максимально совершенной в своей красоте.
В Петровские времена для украшения российских кораблей и их проектирования привлекались очень выдающиеся личности, такие как Пименов, Чижов, Микешин, Клодт. В 1724 году для создания носовой скульптуры в виде портрета Петра I был сделан заказ у Бартоломео Растрелли.
Архитектура парусников до самого конца XVIII века сохраняла стиль барокко. Затем в искусстве постепенно утвердился классицизм.
В XIX веке чаще всего нос украшало поясное или подгрудное изображение фигуры, связанной с названием корабля.
Источник
zanoza-1952 более года назад Фигуры женщин очень часто сопровождают корабль, хоть и считалось, что женщина на корабле к беде. Но все же устанавливали фигуру женщины под бушпритом, как талисман. Участие женщины в обустройстве корабля не ограничивалось этим. Она могла скрывать и более прозаическое место. Галеонные фигуры, назывались фигуры женщин, устанавливаемые на носу парусного судна. А скрывали они гальюн, то есть туалет. Гальюн устанавливался на носу судна потому, что при установке на корме, запахи из отхожего места разносились бы попутным ветром по всему кораболю. А при установке на носу, ветер уносил их впереди корабля. система выбрала этот ответ лучшим sveta-leto 10 месяцев назад Корабль (парусник) плывёт вперёд, подгоняемый ветром… Фигуры — ростры, устанавливали на парусниках на носу. С 16-17 веков стало широко распространено украшение разнообразными фигурами носа корабля. Представьте себе, куда пойти матросу, если он хочет в туалет — попис*ть? Если пойдёт на корму, откуда ветер дует, то все брызги полетят на него. У матросов повелось ходить на нос, там и испражняться. Место крепления ростров-фигур называлось гальюн. Матросский туалет стали называть, от названия — гальюнная фигура, а не наоборот. Среди таких статуй достаточно часто крепили женские фигуры богинь, ангелов, русалок. Вот и прикрывала женская статуя матросское отхожее место — гальюн. ufkjxrfufkrf 10 месяцев назад Фигура женщины на носу парусного судна называлась гальюнная фигура. С шестнадцатого по девятнадцатый век такие фигуры были обычными на носу корабля, причем они были замысловато исполнены и даже украшались резьбой. Гальюнные фигуры выполняли разные функции. В 16 веке, подобно вывескам на трактирах, эти носовые фигуры служили обозначением имени судна для малограмотных моряков с других судов. На военных кораблях и парусниках богатых судовладельцев эти женские фигуры были символом богатства и могуществом владельцев кораблей. Устанавливали эти фигуры на гальюн – свес в носовой части корабля. Ответ на вопрос – гальюн. timurovec более года назад В Древнем Риме носовое украшение именовалось рострой, а в Древней Греции — кариатидой. Согласно легенде Древней Греции женщина несла наказание за преступление своих сограждан. В Древнем Риме это означало нос – таран. Как правило, под женской фигурой располагался туалет, но на флоте он называется по другому. С правильным названием можно ознакомится в конце ответа. Так как парусник передвигался по ветру, запахи из гальюна уносились вперед. Для женской фигуры сегодня можно встретить название гальюнная фигура. Ответ на вопрос игры – гальюн. irina16041979 более года назад Фигуры с женским торсом делались из-за того, что в старину существовало поверье якобы женская фигура утихомирит и успокоит шторм. Хоть в то время на корабли женщин и не пускали вообще. Ответом на вопрос “что скрывалось за фигурой женщины на носу корабля в старину” из шести букв будет слово “гальюн”. реально же фигура женщины скрывала попросту туалет для членов корабля. jamira более года назад Как ни удивительно,но женщина украшающая нос корабля, это не только украшение,а вещь вполне функциональная. Оказывается за ней устанавливали,необходимое на корабле отхожее место,оно же гальюн,слово,необходимое для решения данного кроссворда или викторины. Знаете ответ? |
Источник
В древнем Риме носовое украшение именовалось рострой, в древней Греции- кариатидой.
Распростертая над бушпритом и устремленная вперед, она была символом судна, гордостью владельцев судов и капитанов.
Когда судно отслуживало свой срок, носовую фигуру снимали, и она украшала стены зданий, колонны, дома хозяина или капитана. Впоследствии носовые фигуры попадали в морские музеи.
Сейчас ее называют “галеонной фигурой” по имени кораблей, но в морской терминологии ее называют “гальюнной” фигурой, поскольку она устанавливается на гальюн (свес в носовой части парусного судна). На этом же свесе устанавливались отхожие места для экипажа, поэтому в настоящее время гальюном называют туалеты на кораблях.
История
Плававшие на примитивных суденышках, бессильные перед стихией водных просторов мореплаватели старались всячески задобрить богов и духов, которые, как им представлялось, могли укрощать силы ветра и волн, оберегать от несчастий, способствовать успеху плавания.
Духи охраняли судно от несчастий, мелей, штормов, и опасных ветров. Если корабль затонул, они сопровождали души моряков в страну мертвых.
Древние египтяне часто отдавали предпочтение священным птицам, чье изображение должно было защищать судно и его команду в море от возможных неприятностей. Финикийцы обычно устанавливали на носу резную деревянную голову лошади, что символизировало быстроходность их кораблей, а греки и римляне – разъяренного кабана или дракона, дабы запугать потенциального неприятеля. Голова дракона являлась обязательной принадлежностью быстроходных дракаров у викингов.
Древняя Греция
Украшения в обличье богов характерны для Древней Греции, причем отдавали предпочтение богине победы Нике.
Также в убранстве кораблей часто обнаруживаются мифологические персонажи. Преимущественно это были древнеримские боги, покровители мореплавания и торговли, Нептун и Меркурий.
Викинги
Уходя в море, моряки всегда совершали жертвоприношения, а чтобы показать, что своих покровителей никогда не забывают, на судах стали устанавливать в виде украшения культовые предметы и изображения богов.
Чаще всего на первых порах это были изображения мифических животных. Жители Норвегии, например, для своих дракаров вырезали из дерева фигуры в виде головы дракона, располагавшиеся на носу судна. Славяне украшали свои ладьи головами баранов или козлов, а другие народы украшения на носу судна предпочитали делать в виде птиц, например павлинов.
Многие носовые фигуры олицетворяли в прямой, аллегорической или символической форме название судна, с целью показать имя корабля людям, которые в большинстве своем- не умели читать.
В этом случае использовались самые разнообразные фигуры: от древнеримских императоров и героев до экзотических (по тем временам) народов – индейцев, мавров и т.д.
Встречались фигуры монахов, святых, женщин и дев разных видов.
С середины XVI века испано-португальские корабельные мастера начали устанавливать на галеонах — больших трехмачтовых парусных судах, приспособленных для перевозки ценных грузов, — весьма совершенные в художественном отношении скульптуры.
Со второй половины XVI века и особенно в XVII веке богатый скульптурный декор становится обычным атрибутом всех парусных кораблей.
По пышности отделки подобные суда подчас не уступали роскошным дворцам своих властителей, а порой даже превосходили их.
В случае военно-морских кораблей- была цель- продемонстрировать богатство и могущество владельца.
В расцвете барокко, некоторые корабли имели исполинские фигуры, весящие несколько тонн.
Изначально проектные модели носовых фигур выполнялись скульптором из дерева и воска в небольшом масштабе и лишь после получения одобрения комиссии и короля они вырезались из дерева в натуральную величину.
Утащено из чудесного журнала marinni
Источник
Лицо корабля: Носовые фигуры, приносящие удачу
Традиция украшать корабли скульптурами имеет очень давнюю историю, но расцвет ее приходится на 16 – 17 век. Владельцы кораблей таким образом демонстрировали свою мощь или богатство. Носовые фигуры в человеческий рост, вырезанные из дерева, нередко представляли собой настоящие произведения искусства, также они служили для команды корабля своего рода талисманом, приносящим удачу.
Хороша была галера: румпель был у нас резной,
И серебряным тритоном нос украшен был стальной.
Кандалы нам терли ноги, воздух мы хватали ртом,
Полным ходом шла галера. Шли акулы за бортом…
(Редьярд Киплинг, перевод Е. Дунаевской)
Вначале эти фигуры в виде мифических животных размещали на носу судна, на специальном выступе.
Зачастую их устанавливали с целью устрашения врагов, особенно это касалось викингов. На высоких носах своих драккаров они размещали еще и высоко поднятые головы драконов. И когда эти головы выплывали из тумана в сопровождении ревущих боевых рогов, на европейских жителей это производило весьма устрашающее впечатление.
Драконы
Корабли с носовыми фигурами в виде драконов зачастую имели и соответствующие названия – «Драконоголовый», «Морской Змей» или что-то похожее.
В те времена мало кто умел читать и писать, поэтому и названия кораблей на их бортах никто не писал.
Дракон Харальд Прекрасноволосый
Примитивные суденышки часто оказывались бессильными перед морской стихией, и для успешного плавания капитаны старались установить на кораблях фигуры богов – укротителей морской стихии, надеясь таким образом получить от них защиту и покровительство для своей команды.
Но, как оказалось, эти тяжелые статуи на носу корабля, наоборот, делали его менее устойчивым на волнах, поэтому для них нашли другое, более подходящее место – под бушпритом, именно там мы и привыкли их видеть.
К середине 16 века скульптуры становятся уже весьма совершенными в художественном плане, резчики по дереву, умело используя структуру дерева, научились искусно передавать контуры тел этих фигур. Все эти носовые фигуры устремлены вперед, будто помогая судну идти быстрее.
И вскоре уже на всех крупных парусных судах под бушпритом красовались великолепные скульптуры.
И, по-прежнему, носовые фигуры старались делать соответствующими названию корабля, которое теперь уже было написано на его борту и корме – “Единорог”, “Морская дева” и др. И фигуры при этом были соответствующие – единороги, русалки…
Единороги
Русалки
Ангелы
и другие…
Носовая фигура с испанского корабля
Носовая фигура с турецкого корабля
Носовая фигура на баркасе королевской семьи Таиланда
Помимо аллегорических фигур под бушпритом стали появляться и скульптуры, изображающие исторических деятелей.
Прекрасные девы
Но постепенно всех их вытеснили фигуры прекрасных женщин, которые служили в качестве ангелов-хранителей для этих кораблей.
Военные корабли
Львы и орлы всегда являют собой мощь и силу – и именно их чаще всего использовали на военных кораблях. Особенно увлекались львами голландские моряки, а от них эту традицию во времена Петра I переняли и в России.
Львы
Лев на корабле Великобритании
В 1961 году со дна Балтики был поднят шведский военный корабль, некогда затонувший вблизи Стокгольма и пролежавший на дне более трехсот лет.
На нем также имелась носовая фигура в виде огромного льва.
Огромный трехметровый лев на носу Вазы, корабля, поднятого со дна Балтики
«Голова его была черной после столетий на дне моря, но еще оставались следы желто-коричневой краски на гриве и красной краски в пасти»
Орлы
Хотя многих старинных кораблей давно уже нет, они сгнили или сгорели, но их носовые фигуры сохранились до наших дней.
Необыкновенное разнообразие сюжетов
Постепенно со временем носовые украшения ушли в прошлое. Одной из последних скульптур на торговых кораблях Северной Атлантики был огромный орел германского лайнера «Император».
Интересные находки, связанные с кораблями, то и дело случаются вразных уголках Земли и вызывают огромный интерес учёных. Так, недавно на рыночной площади в Норвегии обнаружен корабль викингов.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник