Палуба на корме судна 8 букв

Здравствуйте, уважаемые читатели. Очередь морского обзора. Не хочется мне сегодня писать о проектах тех или иных кораблей, заниматься обзором списочного состава флотов России и флотов сопредельных стран и прочими темами, которые были до этого на канале.

Настроение выходное, хочется чего-нибудь легкого и нового. Решил немного поговорить о военно-морских жаргонизмах. Как и в любой профессии, деятельности, хобби – военные моряки также имеют свой специфический словарь. Да еще какой словарь?! Названия многих обыденных бытовых вещей на корабле имеют совсем другие обозначения.

В общем, думаю, что будет любопытно. Те, кто не соприкасался с корабельной жизнью, узнает пару новых жаргонных слов, ну а мариманы – действующие и в запасе, что-то вспомнят, поправят и дополнят «аффтара». Если выпуск моего морского словарика будет популярным, можно будет продолжить.

В данном обзоре, сосредоточусь на интересных бытовых названиях, немного также поговорим о тех или иных обозначениях личного состава. Поехали.

На корабле.

броняха – не только массивная металлическая дверь между отсеками, но и любая дверь в принципе; гальюн – туалет; гарсунка – столовая мичманов, старшин сверхсрочников и контрактников; кают –компания – офицерская столовая; камбуз – столовая личного состава срочной службы; комингс – порог; коробка, парахет – военный корабль кубрик – помещение на корабле, место размещения личного состава срочной службы, а также любое другое подобное помещение не на корабле, например, в казарме береговых частей или учебных частей; ламашка, ломатор – иллюминатор на корабле, грубо говоря окно; палуба – не только обозначение верхней корабельной палубы или нижних палуб, но и любой пол, например в штабе или казарме учебной части; подволок – потолок в помещении, ну или нижняя часть более верхней палубы; транасляха – корабельное радио;

Быт, вещи.

Баночка – стул, лавка, то на чем сидят; бак – любой стол (не путать с обозначением верхней палубы носа корабля); лагун – кастрюля или бак; обрез – таз; рундук – сундук, а еще рюкзак; шконка (шхонка, шконяра) – кровать; чумичка – половник;

Одежда, форма.

Гюйс – пристегивающийся форменный воротник синего цвета с белыми полосами, нагладить чайку на гюйсе – три наглаженные стрелки, делающие наглаженные таким образом гюйс, похожим на крылья чайки;

Гюйс с наглаженной чайкой. Это и другие изображения обзора взяты на ресурсе Яндекс.картинки

беска – парадный головной убор матросов и старшин, бескозырка; галанка (фланка) – форменная рубаха, верхняя часть парадной или рабочей формы, военнослужащие срочной службы, отслужившие год, наглаживают на задней стороне галанки продольную стрелку (годичку); караси – носки; маклачка – парадная форма личного состава срочной службы, убывающего домой, носители маклачки в последние пол года проходили службу в швейной боевой части корабля;

прогары (гады) – форменные рабочие ботинки личного состава срочной службы, страшно неудобные штуки; тельник, тельняха – тельняшка;

Личный состав.

Боец – военнослужащий срочной службы до принятия военной присяги; желудки – военно-служащие БЧ-4 (связисты); красный – название любого офицера среди военнослужащих срочной службы (мн. ч – «краснота», «красные»); кэп – командир корабля; мариманы – военнослужащие ВМФ; масла, маслопупы, мазуты – военнослужащие БЧ-5 (электро-механической боевой части); пассажиры – военнослужащие радиотехнической боевой части (БЧ-7); помоха – помощник командира корабля; рогатые – военно-служащие ракетно-артиллерийской боевой части (БЧ-2); румыны – военнослужащие минно-торпедной боевой части (БЧ-3); рули – военнослужащие штурманской боевой части (БЧ – 1); сапоги – военнослужащие сухопутных войск; старпом – старший помощник командира корабля; товарищ (таащ) – сокращенное обращение военнослужащего срочной службы к офицеру, «здравия желаю таащ».

На этом сегодня все. Посмотрим как пойдет обзор. Интересно ли читающим или нет. Можно и что-нибудь еще такого плана запостить. Всего доброго.

Источник

Морское судно это как плавучий город, состоящий из деталей и элементов. Судно нельзя представить без его основных частей – корпуса судна, машинного отделения и навигационного мостика. Из чего же еще состоит морское судно?

Корабль состоит из видимых и не видимых элементов. К примеру: винт, якорь, бак, киль, надстройка, перо руля, мачта, навигационный мостик и подруливающее устройство – основные видимые элементы. Трюм, балластные танки, топливные танки, кофердамы, двойное дно и т.д. – невидимые элементы судна.

Чтобы понять из чего состоит судно, нам придется разобрать судно по частям.

Пеленгаторная палуба (Monkey Island)

·         Находится над навигационным мостиком
·         В прошлом использовалось моряками для обсервации, пеленгования и ориентирования в море.
·         На этой палубе установлены антенны навигационного оборудования мостика: VDR, АИС, радары прикреплены к мачте, антенны коммуникационного оборудования (VHF, MF/HF), НАВТЕКС и так далее. Так же присутствует мачта, на которой помимо антенн находятся навигационные огни.

Навигационный мостик (Bridge)

·         Судовой мостик – командный центр корабля. Отсюда управляется судно с помощью навигационного оборудования и вахтенного офицера.
·         С мостика можно управлять палубными устройствами, главным двигателем и навигационной системой корабля.
·         Рутинная работа на мостике состоит из: мониторинга скорости, курса и позиции судна, наблюдение за погодными условиями и состоянием моря, связь с другими судами, а так же с берегом.

Труба (Funnel)

·         Она же — дымовая труба, предназначена для выброса дыма с машинного отделения.
·         Задача дымовой трубы – выброс выхлопных газов подальше от палубы и экипажа. Именно поэтому она находится выше мостика.

Надстройка (Accommodation)

·         Надстройка на судне служит как жилой дом для экипажа. В нем есть все возможные удобства для команды корабля: офисы, спортивные тренажеры, каюты, госпиталь, кают-компания, комната отдыха, прачечная, камбуз и другие помещения.
·         Это основная часть судна, которая включает в себя:  систему подачи воды, расфасовку мусора, вентиляцию помещений, систему сточных вод, охлаждающую систему и так далее.
·         Часть корабля с помещениями для отдыха, медицинской помощи и склада для еды.

Палуба дымовой трубы (Funnel deck)

·         Как писалось выше, основная функция дымовой трубы – выброс выхлопных газов.
·         Трубы не устанавливаются под прямым углом. Дымоход установлен под маленьким углом наклона в сторону кормы, чтобы газы не попадали на палубу или навигационный мостик.

Шлюпочная палуба (Boat Deck)

·         Корпус судна разделен на палубы.
·         В зависимости от нахождения, палубы на судне делятся на 6 категорий: основная палуба, корма, верхняя палуба, нижняя палуба, открытая палуба и бак.
·         Шлюпочная палуба прикрывается от непогоды, что дает матросам место для работы.

Мачта (Mast)

·         Это высокая конструкция, которая возвышается вертикально по линии центра судна.
·         У мачты существует несколько предназначений. Основная задача это конечно навигационные огни. Второстепенная задача это место для расположения антенн навигационного оборудования.

Крылья мостика (Flying Bridge или Bridge Wings)

·         Это продолговатая конструкция на открытой палубе или мостике. Дает хороший обзор для штурманов как в носовую, так и в кормовую часть судна.
·         Имеет в наличии дублирующие устройства управления судном, которые благодаря отличному обзору помогают капитану и лоцману швартоваться или отшвартовываться.

Форштевень (Stem)

·         Самая носовая точка судна.

Читайте также:  Корм для собак cesar порода собаки

Бак (Forecastle)

·         Бак – носовая часть судна. Составляет примерно 7% от всей длины судна.
·         Раньше, на военных судах, использовался солдатами в оборонительных целях.
·         Бак используют для якорных и швартовочных операций, погрузочных работ в трюме, хранения палубных материалов.

Основная палуба (Main deck или Foredeck)

·         Начинается от носовой части надстройки и заканчивается началом бака.

Бульба (Bulbous Bow)

·         Выпуклость в носу судна сразу под ватерлинией.
·         Рассекает волны, что позволяет судну идти быстрее, экономить топливо и иметь повышенную остойчивость.
·         Суда с бульбой имеют меньший расход топлива примерно на 12-15%.
·         Бульба так же увеличивает плавучесть носовой части судна, что позволяет уменьшить килевую качку до определенного момента.

Кормовая часть судна (Stern)

·         Задняя часть судна. Спроектирована с учетом малой сопротивляемости трения, повышенным эффектом хода и уменьшением винтовой вибрации.
·         Именно с задней части судна выталкивается вода. Винт и перо руля находятся в этой части судна.

Подруливающие устройства (Side Thrusters)

·         Представляет из себя винт, который может работать только в стороны бортов судна.
·         Помогает маневрировать на малом ходу во время швартовочных операциий в порту.

Рулевое устройство (Rudder)

·         Необходим для маневрирования судном. Представляет из себя плоскую конструкцию установленную перед винтом.
·         Состоит из следующих частей: баллер руля, рулевой привод, рулевая машина, контрольные приборы.

Винт (Propeller)

·         Механическое устройство с лопастями.
·         На морском судне может быть до трех винтов.
·         Без винта, судно не будет двигаться с места.

Малярная (Paint Room)

·         Место для хранения краски.
·         Для предотвращения взрывов и отравления посетителей имеит винтеляцию – вытяжку с подачей кислорода.
·         Помещение оснащено системой быстрого тушения пожара углекислым газом.

Помещение аварийного генератора (Emergency Generator Room)

·         Когда основное устройство подачи электричества на судне выходит из строя автоматически включается аварийный генератор.
·         Он находится на кормовой палубе вдали от машинного отделения и имеит личный распределительный щит.
·         Должен быть легок в использовании и заводится даже при нулевой температуре.

Балластные танки (Ballast Tanks)

·         Подобные отсеки судна нужны для хранения забортной воды, что позволяет судну улучшать остойчивость.
·         Обслуживание этих помещений важно, так как металл в соленной воде быстро ржавеет.

Топливные танки (Bunker tanks)

·         Нужны для хранения топлива и смазочных масел на судне.
·         В целях безопасности эти помещения находятся вдали от возможных источников огня.

Туннельный киль судна (Duct keel)

·         Представляет из себя полую конструкцию из двух балок и металлических пластин соединенных между собой, что формирует коробчатую конструкцию.  
·         Встречаются на судах с двойным дном.
·         Многофункциональная часть судна, которая служит для водонепроницаемого прохода вдоль судна, место для магистрали балластных, водяных и других труб.
·         Имеет замерочную трубу для обнаружения протечки.

Судовые краны (Ship Cranes)

·         Используются для грузовых операций (выгрузка и погрузка)
·         Встречаются либо электрические краны, либо гидравлические.
·         Грузовой подъем кранов варьируется от 15 до 4000 тон.

Грузовой трюм (Cargo hold)

·         Закрытое помещение для хранения различного груза или контейнеров.
·         Находится под палубой.
·         Основная функция – предотвращения повреждения груза от дождя или морской воды.

Крышки трюма (Hatch covers)

·         Служат для предотвращения загрязнения или повреждения груза.
·         Не пропускают воздух, а так же водонепроницаемы.
·         Дизайн крышек зависет от типа судна, но основные требования к ним это возможность быстро открыть и закрыть.
·         Раньше трюмные крышки открывались с помощью кранов или лебедок. В наше время оперируются гидравлическим путем.

Надводный борт (Freeboard)

·         Можно охарактеризовать как высота между ватерлинией и основной палубой.
·         Подобная дистанция показывает запас плавучести судна, что помогает понять остойчивость, а так же другие качества судна.
·         Минимальная высота надводного борта одобряется специальной организацией класса судна.
·         Высота надводного борта тесно связана с количеством груза на борту.

Корпус судна (Hull)

·         Водонепроницаемая часть судна, которая может быть открыта или закрыта палубой.
·         Корпус судна построен из балок, стрингеров и переборок.
·         В зависимости от особенностей и типа судна, строение балок и стрингеров может быть продольным, вертикальным или перемещенным. Перемещенный тип строения корпуса считается самым крепким.

Существуют необходимые составные корабля, а есть дополнительные для комфорта или улучшения судоходства судна.

Все элементы судна проверяются и обслуживаются постоянно, иначе судно может стать непригодным для плавания в море.

Была ли эта статья полезна вам? О каких частях судна вы хотели бы узнать поподробней?

С уважением, Sea-Journal.ru

Источник

Иллюстрации взяты из открытых источников

Морское дело – наука сложная сама по себе; но его понимание людьми далекими от моря и судостроения еще больше отягощается особой терминологией, принятой среди моряков. Множество малопонятных и труднозапоминаемых названий непосвященным «сухопутным» кажутся настоящей «абракадаброй», в которой очень трудно разобраться. А разобраться хочется каждый раз, когда в руки попадается интересная книга о морских путешествиях прошлого или о пиратах далеких времен. Поэтому здесь я попытался дать по возможности простейшее объяснение основным терминам, принятым на парусном флоте, для наглядности снабдив свой доморощенный «ликбез» (кто не знает – это означает «ликвидация безграмотности») соответствующими иллюстрациями.

УСТРОЙСТВО КОРПУСА ПАРУСНОГО СУДНА

Парусник состоит из корпуса судна и его оснастки – мачт, такелажа и парусов. Корпус – основа парусника; вся остальная оснастка устанавливается на нем. Корпуса парусников длительное время изготавливали из дерева, лишь со второй половины 19-го века для строительства парусных судов стали применять сталь и другие современные материалы.

Передняя часть корпуса (нос корабля или судна) чаще всего заострена, чтобы сопротивление воды как можно меньше тормозило ход судна. Передний брус, представляющий собой носовой «нож», взрезающий волну, называется форштевень. По всему днищу парусного судна проходит киль – продольная балка, являющаяся главной частью набора корпуса. Фактически это «хребет», «позвоночник» корабля. К нему крепятся «рёбра» судна – шпангоуты, несущие на себе наружную обшивку корпуса (обшивку корпуса старинного парусника составляют доски, скрепленные гвоздями). В задней части судна на киль опирается ахтерштевень – широкий вертикальный выступ, гасящий стремление судна рыскать на волне. К ахтерштевню подвешивается перо руля, поворот которого заставляет судно менять курс. Задняя часть корпуса (корма) бывает плоской или закругленной; но на старых парусниках она была только плоской, вертикально срезанной (закругленная корма появилась лишь в середине 19 века).

Набор корпуса судна – киль и шпангоуты

В носу судна установлен бушприт – наклонная мачта (о назначении бушприта – позже). Сверху весь корпус судна покрыт дощатым палубным настилом, который служит полом для моряков, работающих наверху, и крышей – для моряков, находящихся внутри судна. Палубный настил в определенной мере способствует повышению продольной прочности корпуса, и к тому же обеспечивает удобство обитания команды; поэтому обычно парусные суда имеют не менее двух палуб – верхнюю и нижнюю, внутреннюю (на больших парусниках иногда даже две внутренних).

Читайте также:  Какой сухой корм для лабрадора ретривера

Верхняя палуба носовой части судна называется бак. Бак старинного парусника обычно ограждает по сторонам решетчатый гальюн, который в старину использовался, как общественный туалет команды (встречная волна исполняла роль «уборщицы»); позже гальюн стал просто традиционным украшением судна (на современных парусниках носовой гальюн встречается редко). Надстройка над баком, защищающая дальнейшую палубу судна от встречных волн, называется полубак. В районе полубака обычно установлена передняя мачта – фок-мачта. К бортам полубака с обеих сторон прикреплены крамболы – толстые короткие брусья для подтягивания к бортам якорей в убранном положении (клюзы – круглые отверстия, в которые уходят якорные канаты – располагаются под гальюнами). Средняя часть палубы называется шкафут; здесь же устанавливается грот-мачта. Участок палубы между грот-мачтой и задней бизань-мачтой называется шканцы. И полубак, и шкафут, и шканцы имеют широкие решетчатые люки для пропуска воздуха и света на нижнюю палубу. Кормовой участок палубы – ют; надстройка над ним – полуют. Внутри этой надстройки традиционно располагались каюты начальствующего состава.

Для строительства парусных судов использовалось хорошо высушенное дерево дуба, сосны и ели; отделка и украшения исполнялись из дорогого красного дерева, кедра, из древесины акаций. До середины 19-го века, пока все детали судна и их крепеж делались из дерева, невозможно было строить суда, превышающие сто метров по длине. Только с началом применения при постройке железных и стальных креплений, а затем и остальных элементов корпуса, размеры парусников стали увеличиваться. Так как подводная часть деревянного судна постепенно обрастает водорослями и ракушками, снижающими скорость, для борьбы с такими наростами подводную часть многих кораблей с 18 века стали обшивать тонкими листами меди.

ОСНАСТКА ПАРУСНИКОВ

Оснастка бывает фиксированной (стоячей) и мобильной (бегучей). Фиксированная оснастка включает мачты и ванты. Оснастка мобильная – это реи и крепления парусов по вертикали и по горизонтали.

МАЧТЫ ПАРУСНИКОВ

Мачты парусников служат для подъема парусов; они несут рангоутные реи, к которым и крепятся паруса. В древности суда имели только одну мачту с одним парусом; с развитием судостроительного искусства и увеличением размеров судов число мачт начало увеличиваться. Обычным, наиболее часто используемым стало количество в две – три мачты; однако с конца 19-го века стали встречаться крупные парусные суда с четырьмя, пятью, а иногда и с семью мачтами. С тех пор, как количество мачт начало увеличиваться, каждая мачта стала нести не по одному, а по два – три, а то и по четыре паруса. Деление парусов на более мелкие и расположение их ярусами явилось результатом умного расчета: несмотря на общее увеличение площади парусности, работу со ставшими менее громоздкими парусами могла осуществлять сравнительно малочисленная команда.

Мачты бывают вертикальные и наклонные. Наклонная мачта в носу судна называется бушприт; в общий расчет мачт она не идет (не считается первой мачтой). Бушприт служит для растяжки стоячего такелажа, удерживающего вертикальные мачты, а так же для вынесения вперед центра парусности, что улучшает маневренность судна. Угол наклона бушприта по отношению к остальным мачтам очень большой и приближается к горизонту (на старинных судах бушприт имел 36 градусов от горизонта, на современных парусниках – вообще 20 градусов). Некоторые крупные парусники 15-17 веков несли на бушприте вертикально закрепленную маленькую «мачту» – блинда-стеньгу. На ней обычно поднимался вымпел, но особо крупные корабли могли поднимать на блинда-стеньге небольшой прямой парус. Однако в начале 18-го века использование этих стеньг на бушпритах было прекращено; в этом же веке бушприт получил удлинение – закрепленную поверх него стеньгу, расположенную вдоль бушприта; она называется утлегарь.

Передняя вертикальная мачта, считающаяся первой, называется фок-мачта. Она устанавливается сразу за баком; на старинных судах, на которых обычно бывали высокие полубаки, фок-мачта выходила прямо из полубака. Средняя мачта – грот-мачта; она самая высокая, устанавливается в середине судна, на шкафуте. На двухмачтовых судах грот-мачта является второй и последней. Но иногда она бывает и первой: на некоторых типах двухмачтовых судов, на которых передняя мачта расположена почти в середине корпуса, она считается не «фок», а «грот-мачтой». Задняя, кормовая мачта трехмачтовых судов называется бизань-мачтой; она самая маленькая. На поздних многомачтовых парусниках (с четырьмя – семью мачтами) бизань-мачтой считается последняя. Все мачты перед ней именуются номерными «гротами» (1-я грот-мачта, 2-я грот-мачта, и т.д.). Хотя для старинных парусников двух- трехмачтовая система считается классикой, в 15-16 веках, когда эта система еще не полностью завоевала господствующее положение, некоторые особо крупные суда имели еще и четвертую мачту, стоявшую позади бизань-мачты, фактически на самом срезе кормы. Эта четвертая мачта, исчезнувшая к началу 17-го века, называлась бонавентур-мачтой. Сегодня ни мачта у среза кормы, ни ее название даже на многомачтовых парусниках не используется.

Английское крупное военное судно начала 16 века несет 4-ю, бонавентур-мачту на корме, а так же блинда-стеньгу на бушприте

Все вертикальные мачты ставятся с небольшим наклоном назад (в особенности это касается бизань-мачты). Это при наполнении парусов ветром «выгибает» мачты в строго вертикальное положение и улучшает равновесие судна в направлении вперед. Мачты выполняются как из цельного ствола, так и из отдельных элементов. До 10-го века мачты были однодревками, и несли по одному большому парусу (лишь иногда на больших судах одна мачта могла иметь два паруса). Трехмачтовые суда стали распространяться с середины 15-го века; тогда же их мачты начали изготавливать из двух частей, а с начала 16-го века – уже из трех (эта конструкция не изменилась и до настоящего времени).

Нижняя часть мачты называется собственно мачтой с прибавлением наименования ее местоположения (фок-мачта, грот-мачта, бизань мачта). Над ними закрепляются средние части – стеньги: фор-стеньга и грот-стеньга; на бизань-мачте она называется крюйс-стеньга. Площадки в месте соединения мачт и стеньг, сделанные для удобства работы матросов с парусами, именуются марсами (фор-марс, грот-марс и крюйс-марс). Эти марсы так же используются как наблюдательные пункты впередсмотрящих матросов, а в бою на них размещаются стрелки, осыпающие пулями сверху экипажи вражеских судов. Выше стеньг ставятся брам-стеньги: фор-брам-стеньга, грот-брам-стеньга, крюйс-брам-стеньга (но крюйс-брам-стеньга ставится только на больших парусниках; на бизань-мачтах средних и малых судов обходятся без нее). В месте соединения стеньг и брам-стеньг находятся салинги – крестообразные двойные короткие балки, к которым крепятся верхние концы вант; так же на салинги опираются ногами работающие с парусами матросы.

Для удержания мачт на их местах используется так называемый стоячий такелаж: жестко закрепленные тросы, фиксирующие мачты с боков и сзади: фордуны, бакштаги и ванты. Фордуны и бакштаги удерживают стеньги и брам-стеньги; ванты, представляющие собой тросовые лестницы, служат растяжками для всех элементов мачт и одновременно способствуют подъему матросов на мачты для работ с парусами.

Читайте также:  Как перевести йорка на другой корм для

Для подвески парусов к мачтам служат горизонтальные балки – реи. Реи крепят к мачте серединой; средняя точка реи проецируется на ось судна. К рее по всей ее длине привязана верхняя кромка прямоугольного паруса; к парусине пришиты горизонтальные ряды рифов – веревок, с помощью которых парус при ненадобности убирается путем скатывания полотнища и подтягивания его к рее. Через свободные нижние края паруса пропускаются шкоты – тросы, при помощи которых надутые ветром паруса крепится к палубе: чтобы они оставались надутыми, а не поднялись и не начали полоскаться на ветру. Реи подвешиваются так, чтобы сохранять их подвижность: чтобы они могли подниматься и опускаться, и в обязательном порядке иметь свободу горизонтального вращения. Свободные концы рей фиксированы тросами, закрепленными на мачте так, чтобы рея всегда сохраняла горизонтальность.

Реи несут названия с добавлением указания, к какой именно части мачты крепится данная рея: нижние – просто реи (фока-рея, грота-рея, бизань-рея или более длинная рю-рея); выше, над марсами стеньг, крепятся марса-реи (фока-марса-рея, грота-марса-рея, крюйс-марса-рея); к верхним брам-стеньгам прикрепляют брам-реи (фока-брам-рея, грота-брам-рея и, если она есть на бизань-мачте, крюйс-брам-рея). На крупных парусниках, несущих на каждой мачте не по три паруса, а больше, реи с этим названием перемещаются вниз, на стеньги, а реи на брам-стеньгах получают прибавку бом- (фока-бом-брам-рея и т.д.). В 15-17 веках, когда бушприты еще не несли удлиняющих утлегарей, а имели на конце вертикальную блинда-стеньгу, к ней крепилась небольшая блинда-стеньг-рея; а под самим бушпритом закрепляли блинда-рею.

Для управления рангоутом и парусами служит бегучий такелаж – подвижные тросы, с помощью которых совершаются подъем и спуск рей, а так же их поворот по направлению ветра, брасопление и т.д. К бегучему такелажу относятся фалы, брасы, шкоты, топенанты, булини, галсы, гитовы и т.п. Количество этих тросов на паруснике огромно, и выполняемая ими работа многообразна, поэтому в кратком обзоре устройства парусника описание всех видов бегучего такелажа весьма затруднительно и вряд ли уместно (и без того усложнил рассказ всякими реями).

ВИДЫ ПАРУСОВ

Паруса – это полотнища из грубой плотной ткани (парусины), воспринимающие давление ветра, и использующие эту энергию для движения судна. Совокупность всех парусов называют парусным вооружением судна. В парусном флоте в ходу два основных вида парусов: прямые и косые. Прямые паруса ставят поперек судна, а косые – вдоль его диаметральной плоскости.

Прямые паруса

Прямыми парусами вооружаются в основном большие и средние суда, предназначенные для морских плаваний. Прямые паруса представляют собой четырехугольные полотнища прямоугольной или трапециевидной формы. Благодаря своей большой площади они придают судну высокую скорость, однако такие паруса не способствуют маневренности. Ведь они крепятся к реям, поднимающимся на мачтах поперек судна, и такое положение даже при боковом ветре делает лавирование трудным, а при встречном ветре вообще невозможным. Судно под прямыми парусами способно идти в сторону ветра под углом максимум в 67 градусов.

Косые паруса, устанавливаемые вдоль диаметральной плоскости судна, имеют треугольную или трапециевидную форму; их площадь меньше, чем прямых парусов. Косые паруса не позволяют судну развить высокую скорость, зато способствуют его хорошей маневренности. Вооруженное косыми парусами судно способно идти в сторону ветра при угле всего в 20 градусов! Такое парусное вооружение позволяет лавировать в архипелагах островов и вдоль изрезанной бухтами и проливами береговой линии. Из-за хорошей маневренности этого вида парусов полностью ими вооружаются обычно небольшие и совсем малые суда прибрежного плавания.

Косые паруса подразделяются на несколько видов. Наиболее распространенными являются латинские, гафельные и бермудские паруса. Латинские паруса имеют треугольную форму; длинной стороной они прикреплены к рее, косо поднимающейся на мачту; растягиваются такие паруса при помощи шкота, прикрепленного к оставшемуся свободным углу паруса. Гафельные паруса – трапециевидные, верхней стороной прикрепленные к рее, косо поднятой на мачте, нижней стороной – к рее, находящейся в горизонтальном положении; а одной из вертикальных сторон гафельные паруса крепятся к самой мачте. Бермудские паруса – треугольные; их передний край растянут по мачте, а нижний – по гику (короткой рее).

Так как прямые паруса дают хорошую скорость, а косые – маневренность, издавна на многих парусных судах используется смешанное парусное вооружение. В таких случаях оснащение прямыми парусами нескольких мачт дает судну достаточную скорость, а косые паруса на остальных мачтах повышают его маневренность. К подобным судам со смешанным вооружением относятся как большие – барки и баркентины, так и средние – бригантины и шхуны. А соотношение на этих судах объема прямого и косого вооружения определяется назначением каждого конкретного типа судна: на одних больше прямых парусов, на других – больше косых. Но и тяжелым кораблям, оснащенным для скорости только прямыми парусами, иногда бывает необходимо хоть небольшое увеличение маневренности. Поэтому даже на судах с только прямым вооружением с 18-го века используется дополнительное косое вооружение – кливера. Кливера имеют треугольную форму, и ставятся между фок-мачтой (передней мачтой) и наклонным бушпритом; их малая площадь не позволяет идти против ветра, но несколько облегчает поворотливость носа судна, что бывает полезно при выполнении разворота в море или лавировании при входе в порт. А на особо крупных и тяжелых кораблях для усиления действия кливеров используют еще и стаксели – такие же небольшие треугольные паруса, но натягиваемые между мачтами.

Вспомогательные косые паруса большого корабля: впереди – кливера, между мачтами – стаксели

НАЗВАНИЯ ПАРУСОВ ПО МЕСТУ ИХ УСТАНОВКИ

Названия парусов по месту их установки связаны с названиями рей, к которым они крепятся. Так, нижние, самые большие паруса, закрепленные на фока-рее и грота-рее, называются соответственно фоком и гротом; выше – на фока-марса-рее и грота-марса-рее – находятся фор-марсель и грот-марсель. Еще выше, на фока-брам-рее и грота-брам-рее, вывешиваются фор-брамсель и грот-брамсель. Так как реи задней мачты несут особые названия, паруса на бизань-мачте снизу вверх именуются: бизань, крюйсель и бом-крюйсель. Если на паруснике есть четвертый ярус парусов (иногда это бывало на особо крупных старинных судах, но обычно такое количество парусов практикуется на больших парусниках 20-го века), то эти паруса называются фор-трюмсель и грота-трюмсель. На старинных парусниках парус, крепившийся под бушпритом на блинда-рее, назывался блинд; а в тех случаях, когда на закрепленной на конце бушприта вертикальной блинда-стеньге имелась блинда-стеньг-рея, к ней подвешивался небольшой парус бом-блинд.

Если Вам понравилась статья, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал; так вы не пропустите новые интересные публикации!

Источник